Научная статья на тему 'Особенности Лори-Гугаркской архитектурной школы средневековой Армении на примере комплексов халкидонитских монастырей X-XIII веков'

Особенности Лори-Гугаркской архитектурной школы средневековой Армении на примере комплексов халкидонитских монастырей X-XIII веков Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
350
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектура средневековой Армении / Лори-Гугаркская школа / халкидонитские монастыри / композиционные типы храмов / взаимосвязь грузинского и армянского средневекового зодчества. / architecture of medieval Armenia / Lori-Gugark school / Chalcedonian monasteries / compositional deci- sions of churches / interrelation of Georgian and Armenian medieval architecture.

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Барагамян Барегам Олегович

В статье представлен анализ строительных приемов, конструктивных особенностей, типов планировочных решений и их трансформаций, а также декоративных мотивов архитектурных памятников армянских халкидонитских монастырей Ахтала, Гневанк, Кобайриванк, Хучапиванк. В результате исследования выявлены особенности Лори-Гугаркской архитектурной школы Северной Армении: применение базальта в качестве строительного материала, использование преимущественно гладко отесанных камней, сдержанность декоративного убранства, наличие в декоре грузинских мотивов, обусловленных историко-политическим контекстом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF LORI-GUGARK ARCHITECTURAL SCHOOL OF MEDIEVAL ARMENIA (BY THE EXAMPLE OF CHALCEDONIAN MONASTERY COMPLEXES OF THE X-XIII CENTURIES)

The article analyses the architectural techniques, constructive peculiarities, layout variants, ornamental motifs of architectural monuments of the Armenian Chalcedonian monasteries Akhtala, Gndevank, Kobayr, Khuchap. The analysis has allowed the author to identify the peculiarities of Lori-Gugark architectural school of Northern Armenia: using basalt as building material, mainly smoothly cut stones, moderate decoration, the Georgian decoration motifs conditioned by historical and political context.

Текст научной работы на тему «Особенности Лори-Гугаркской архитектурной школы средневековой Армении на примере комплексов халкидонитских монастырей X-XIII веков»

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.7.33

Барагамян Барегам Олегович

ОСОБЕННОСТИ ЛОРИ-ГУГАРКСКОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРМЕНИИ

НА ПРИМЕРЕ КОМПЛЕКСОВ ХАЛКИДОНИТСКИХ МОНАСТЫРЕЙ X-XШ ВЕКОВ

В статье представлен анализ строительных приемов, конструктивных особенностей, типов планировочных решений и их трансформаций, а также декоративных мотивов архитектурных памятников армянских халкидонитских монастырей Ахтала, Гневанк, Кобайриванк, Хучапиванк. В результате исследования выявлены особенности Лори-Гугаркской архитектурной школы Северной Армении: применение базальта в качестве строительного материала, использование преимущественно гладко отесанных камней, сдержанность декоративного убранства, наличие в декоре грузинских мотивов, обусловленных историко-политическим контекстом.

Адрес статьи: www.aramota.net/materials/9/2019/7/33.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 7. C. 163-167. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/7/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

Visual, Decorative and Applied Arts and Architecture

УДК 72.033 Дата поступления рукописи: 28.11.2018

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.7.33

В статье представлен анализ строительных приемов, конструктивных особенностей, типов планировочных решений и их трансформаций, а также декоративных мотивов архитектурных памятников армянских халки-донитских монастырей Ахтала, Гневанк, Кобайриванк, Хучапиванк В результате исследования выявлены особенности Лори-Гугаркской архитектурной школы Северной Армении: применение базальта в качестве строительного материала, использование преимущественно гладко отесанных камней, сдержанность декоративного убранства, наличие в декоре грузинских мотивов, обусловленных историко-политическим контекстом.

Ключевые слова и фразы: архитектура средневековой Армении; Лори-Гугаркская школа; халкидонитские монастыри; композиционные типы храмов; взаимосвязь грузинского и армянского средневекового зодчества.

Барагамян Барегам Олегович

Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону baregam2016@yandex. гы

ОСОБЕННОСТИ ЛОРИ-ГУГАРКСКОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРМЕНИИ НА ПРИМЕРЕ КОМПЛЕКСОВ ХАЛКИДОНИТСКИХ МОНАСТЫРЕЙ X-XШ ВЕКОВ

Архитектура средневековой Армении не первое столетие привлекает внимание исследователей. В числе многочисленных публикаций - как общие труды [1], так и монографии и статьи, посвященные отдельным архитектурным школам [3; 4; 6; 11], памятникам и ансамблям [5; 9], а также конкретным проблемам изучения архитектурного наследия [2; 7; 10; 12]. Научная новизна данной публикации обусловлена тем, что архитектура монастырей Лори-Гугаркской школы до сих пор не становилась предметом отдельного комплексного исследования. Попытка выявления особенностей этой школы и дифференциации армянских и грузинских архитектурно-художественных форм предпринимается в статье впервые. Цель настоящей статьи -определение специфики строительных материалов, конструктивных, объемно-планировочных и декоративных решений, а также строительных надписей зданий халкидонитских монастырских комплексов Лори-Гугарка в контексте взаимодействия армянской и грузинской традиций в зодчестве.

Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью объективного и взвешенного изучения исторически обусловленного взаимодействия армянских и грузинских архитектурных приемов в памятниках рассматриваемой школы, которые в настоящее время часто становятся объектом политических спекуляций.

В ряду архитектурных школ средневековой Армении Лори-Гугаркская занимает особое место. Расположенная у северной границы современной Армении, область Гугарк в рассматриваемый период являлась частью Ташир-Дзорагетского царства. Гугарк, территориально граничивший с Грузией, играл важную роль в обороне северных рубежей Армении. Сложившаяся в конце XI века политическая ситуация благоприятствовала усилению Грузии, менее пострадавшей от набегов сельджуков. В правление Георгия III (1156-1184) и царицы Тамары (1184-1213) Грузия особенно усилилась и достигла своего наивысшего могущества. В рассматриваемый период в ее состав входила Северная Армения. В 1184 году царица Тамара назначила амир-спасаларом (главнокомандующим объеденными военными силами Армении и Грузии) Саркиса, сына владетеля княжества Хожорни, Захария.

Избрав своим местопребыванием город Лори, Захариды в результате ряда победоносных войн отвоевали значительную часть Армении, власть над которой была передана им царицей Тамарой. Таким образом, в начале XIII века Захариды стали правителями территории, включавшей бывшие армянские царства - Та-шир-Дзорагетское, Ани-Ширакское, Сюникское и часть княжества Хачен. В связи с присоединением территории Лори-Гугарка к Грузии наблюдается некоторая общность в армяно-грузинском зодчестве. Это находит

отражение в архитектуре храмовых сооружений, построенных в данный период в монастырских комплексах в Ахтале, Кобайре, Бгаворе, Гневанке и Хучапиванке. Здесь также строились гражданские здания - гостиницы, трапезные, книгохранилища, школы, родниковые павильоны и т.п. Получили распространение такие типы сооружений, как колокольни и гавиты.

Крепость и монастырь Ахтала находятся на возвышенности в центре одноименного населенного пункта. Известно, что монастырь был основан как монофизитский, однако после перехода в православие его покровителя Иванэ Захарян-Мхаргрдзели стал халкидонитским. Выступающая как полуостров площадка территории монастыря ограничена с трех сторон глубокими ущельями и ограждена крепостными стенами со сторожевыми башнями. Главный вход открывается с северной части территории. Широкий проем, перекрытый аркой, акцентирован примыкающей с востока трехуровневой башней. Комплекс монастыря состоял из главного храма сб. Аст-вацацин, базилики св. Василия Великого, резиденции настоятеля и других вспомогательных гражданских зданий.

Главный храм сб. Аствацацин был построен в первой четверти XIII в. амирспасаларом Иванэ Закаряном. Он расположен в центральной части территории монастыря. Это трехнефная купольная базилика, в которой купол опирался в центральной части на две колонны, а в восточной - на устои, являющиеся продолжением стен абсиды. Здание имеет три входа. Несохранившийся барабан имел цилиндрическую форму. Переход от подкупольного квадрата к барабану осуществлен посредством парусов. Средний неф в два раза шире боковых и завершается глубоким алтарем, с традиционно немного приподнятым уровнем пола. Боковые нефы завершаются на востоке двухъярусными приделами [11, с. 130-131]. Стены здания выложены снаружи из хорошо отесанных крупных базальтовых квадров, а с внутренней стороны - из грубоколотых мелких камней. Рельефные высокие орнаментированные кресты на фасадах, расположение окон и наличники на них свидетельствуют о влиянии грузинской архитектуры на декоративное оформление храма. Позднее к западному фасаду было пристроено небольшое прямоугольное в плане помещение, имеющее входы с севера и с запада, а также галерея с колоннадой. К северной стене также пристроено небольшое прямоугольное помещение. В декоре присутствуют мотивы как традиционного грузинского (большой крест с узкими окнами у основания на портике главного входа), так и армянского орнамента. Фрески интерьера храма сочетают приемы византийского, грузинского и армянского искусства.

Северо-западнее, примерно в 50 м от главного храма расположена однонефная церковь, ориентировочно датированная XIII веком. Это прямоугольное в плане здание с выступающей из контура полукруглой алтарной абсидой, покрытое двускатной крышей по сводчатому перекрытию. Вход располагается с запада и не имеет декора. На продольных стенах расположены сдвоенные окна. При этом боковые откосы окон выполнены из мелких камней, в то время как само здание выложено из хорошо отесанных базальтовых квадров, что свидетельствует о том, что окна были пробиты или расширены позже [Там же, с. 132]. К западному фасаду была пристроена галерея, которая не сохранилась.

Севернее от главного храма располагалось двухэтажное здание с кельями монастырской братии. Прямоугольное в плане, примыкающее восточным фасадом к крепостным стенам, оно имело два этажа, из которых первый располагался ниже уровня земли. Вход в здание открывался из второго этажа, с южного фасада, где к зданию примыкает небольшое подземное сооружение. Здание построено из грубо колотых базальтовых камней. Большое количество оставленных узких проемов, их расположение, планировка, совмещение восточного фасада со стеной монастыря свидетельствуют об одновременном строительстве здания и крепостных стен.

Комплекс Гневанк располагается в Степанаванском районе, на расстоянии 9 км от станции Туманян, в лощине под названием Куртан. Ансамбль состоял из трех церквей, гавита, трапезной, коммунальных построек, которые все в настоящее время находятся в разрушенном состоянии.

Главная церковь - самая древняя постройка монастыря (VII век) [Там же, с. 131]. Она расположена в северо-восточной части территории. В плане это прямоугольная по внешнему контуру и крестообразная по внутреннему контуру купольная церковь. «Крылья» креста, вписанного в прямоугольник плана, закругляются, и мы предполагаем, что церковь относится к типу триконхов с двумя приделами с восточной стороны. Западная часть здания разрушена. Однако, по сведениям Чубинашвили, размер восточной части был такой же, как западной [10, с. 72-73]. По следам стен основания видно, что алтарная абсида выступала в зал на 1,3 м, так что она была в полтора раза длиннее, чем боковые абсиды. Это способствовало некоторой удлиненности здания в плане с запада на восток. Слева и справа от алтаря расположены приделы, вход в которые были организованы из боковых абсид [7, с. 141]. Приделы имеют одинаковые размеры, при этом перекрыты различным способом: один - крестовым сводом, а северный - цилиндрическим.

Освещение внутреннего пространства обеспечивали оконные проемы, расположенные по центру абсид и по сторонам света в барабане. Арочные проемы окон были декорированы прямоугольными наличниками с растительным и геометрическим орнаментом. Купол с барабаном опирался на арки, переброшенные между пилонами, поднимающимися в местах начала крыльев креста. Переход от квадрата плана к кругу основания происходит с помощью двухрядных тромпов. Восьмигранный барабан по углам отделан сдвоенными полуколоннами, связанными между собой декоративными арками. В антрвольтах располагались орнаменты, напоминающие головы людей и различные геометрические мотивы. Выше арок некогда восьмигранный барабан имеет в настоящее время округлую форму. Верхняя часть барабана акцентирована обильно декорированным орнаментом, выступающим карнизом. Расстояние между карнизом и арками отделано небольшими хорошо отесанными камнями и орнаментировано вставками из черного туфа треугольной формы. Как сообщает надпись на грузинском

языке по нижнему поясу карниза, церковь была реконструирована в 1154 году Смбатом, сыном амирспасалара Иванэ Орбеляна [Там же, с. 144]. Именно при этой реконструкции была выполнена данная перестройка.

Церковь возведена из светло-желтого аккуратно отесанного фельзита, хотя отделка фасадов здания практически не сохранилась. Сохранены лишь фрагменты отделки барабана. Несущая конструкция кровли облегчалась распространенным в тот период способом - глиняными кувшинами, которые устанавливались вниз горлышком. К церкви с запада был пристроен гавит, полностью утраченный в настоящее время. О его существовании свидетельствуют лишь остатки пилястр наружных стен и обломки покрытия.

С южной стороны к главной церкви была пристроена малая церковь, от которой сохранился периметр стен. Это в плане прямоугольная однонефная купольная зала, с вписанной в контур наружных стен полукруглой абсидой. Вход с южного фасада, ближе к западному краю, обрамлен наличником с орнаментом из листьев аканта, сдвоенными полуколоннами и декоративной стрельчатой аркой. Судя по надписи на стенах, обнаруженных при исследовании, есть мнение, что малая церковь построена ориентировочно вначале XIII века [5, с. 173].

В северо-восточной части комплекса, вплотную к северной стене гавита, располагалась однонефная часовня, от которой сохранилась часть абсиды и несколько рядов кладки из светло-желтого хорошо отесанного фельзита. По периметру на всей территории расположены хозяйственные и коммунальные сооружения различного назначения. Все они возведены из плохо отесанного базальта и андезита и не обладают архитектурной ценностью.

Вызывают интерес остатки продольных стен прямоугольного в плане здания, расположенного западнее основной группы комплекса. Размеры основания этого сооружения 15,0 х 6,5 м. В южной части ширина здания уменьшается и образует квадратную в плане площадку, уровень пола которой был выше, чем в остальном здании. Сооружение имело два входа с запада и востока. Среди руин полуциркульного свода покрытия обнаружена квадратная в сечении и опирающаяся на пилястры арка, которая несла двускатную кровлю. Есть предположение, что данное сооружение являлось самым ранним в комплексе.

К востоку от основной группы, на расстоянии около 50 м сохранились стены двухэтажного сооружения размерами в плане 23,6 х 8,4 м. В здании имелось множество оконных и дверных проемов. Видны остатки пилястр вдоль продольных стен, которые несли нагрузку от перекрытия. Сечение пилястр в уровне верха стен второго этажа уменьшается, что дает возможность предположить о деревянной конструкции кровля. Ступеней или лестниц, ведущих на второй этаж, не сохранилось. Принято считать, что они были выполнены также из дерева. Наличие большого количества оконных и дверных проемов, два этажа, отсутствие любого декора позволяют предположить, что данное сооружение являлось обителью для монастырской братии.

Кобайр - один из наиболее известных монастырских комплексов рассматриваемого периода. История Ко-байра неразрывно связана с деятельностью знатных княжеских родов Багратуни и Закарян. На территории монастыря погребены сын амирспасалара Закаре Шахиншах, его сын Георгий и другие духовные и политические деятели. Расположен комплекс на юго-западе Туманянского района, на высокой прибрежной площадке скалистого берега реки Дебед. Во второй половине XIII в. Кобайр от Кюрикидов был передан Закарянам и стал халкидонитским. В это время монастырь был уже широко известным духовным и культурным центром. С Кобайром связана деятельность известного летописца XII века Давида Кобайреци. На памятниках комплекса сохранилось множество настенных надписей на армянском и грузинском языках, достоверно освещающих важнейшие исторические события, социальные и хозяйственные отношения в жизни монастыря. Влияние грузинской культуры сказалось во внешнем оформлении и декоративных приемах на фасадах, а также в наличии большого количества фресок, выполненных грузинскими и греческими мастерами внутри церквей.

Основная группа комплекса состояла из трех церквей, колокольни-усыпальницы, трапезной, часовен, хачкаров. Территория с южной и западной сторон имеет естественные границы. Следы уцелевшей подпорной стены ограждения с востока и севера повторяют контуры рельефа площадки. Стены сооружений комплекса в основном возведены из хорошо отесанных крупных камней из базальта.

Большая церковь построена в конце XII века и расположена в юго-восточной части территории на мысу, ограниченном с юга и востока глубокими ущельями. Здание полуразрушено, наполовину уцелели стены северного, западного и восточного фасадов, а также пара рядов кладки южной стены. Это вытянутая, в плане прямоугольная снаружи однонефная зальная церковь, с наружными размерами 10,40 х 8,50 м, перекрытая двускатной кровлей. Нагрузка от покрытия воспринималась полуцилиндрическим сводом, усиленным тремя арками, которые опирались на пилястры, выступавшие из продольных стен. В церкви имелось два богато декорированных входа: один с западной стороны, другой открывался на север, во внешний пристроенный зал, ныне разрушенный. Расстояние между отвесной скалой и западным входом всего лишь около 2 м. Широкая алтарная абсида вписана в прямоугольный периметр наружных стен. Восточный фасад пронизан пятью оконными проемами в два ряда. В нижнем ряду располагаются три проема. Справа и слева в толще стены были устроены треугольные в плане ниши. Для облегчения веса кладки восточной стены в углах были устроенные пустоты, круглые в плане.

Восточный, полностью сохранившийся фасад завершается устремленным ввысь двускатным фронтоном, декорированным выступающим карнизом. Расположенный на всю высоту орнамент в виде креста, объединенный единым декором с центральным оконным проемом, зрительно придает вытянутость и стройность фасаду. Сохранились также части покрытия кровли - каменные плиты из красноватого фельзита. Стены выполнены из базальта, хорошо отесанного лишь в нижних частях внутренних и наружных стен. В остальных местах кладка выполнена из грубо отесанного базальта. Изнутри стены были покрыты штукатуркой, на которой видны следы фресок. По сторонам от северного входа сохранилось множество надписей на грузинском

языке, в которых упоминается имя Георгия, сына Шахиншаха, при котором в 1276 году проводились работы по реконструкции церкви и благоустройству плиткой двора [7, с. 175].

У северной стены церкви вплотную к ней сохранились остатки небольшой, почти квадратной в плане часовни. Здание покрыто двускатной крышей. В южной стене существовал проем, связывающий алтарную часть большой церкви с часовней. Судя по стилистическому единству, можно предположить, что часовня была пристроена через небольшой промежуток времени после строительства большой церкви. Изнутри стены были оштукатурены и покрыты фресками. Северный вход большой церкви и западный вход часовни связаны с открытой залой, пристроенной на ширину часовни. По сохранившимся деталям видно, что крыша сооружения была плоская, с ребрами жесткости по углам. На север имелись три арочных проема, на запад -один. Плиты полов в открытой зале покрыты множеством надписей на грузинском языке.

Восточнее от большой церкви, у самого обрыва, возведена небольшая однонефная церковь Мариамашен («строение Мариам»). Сохранилось множество надписей на стенах на армянском языке. В них сообщается, что церковь возведена в 1171 г. под покровительством дочери Кюрике II, Мариам. Судя по дате возведения, это самое ранее сооружение во всем комплексе. Стены здания возведены из грубо отесанных камней. Со временем к южной стене церкви была пристроена часовня, сложенная из крупных хорошо отесанных камней. По стилистике и отделке оно имеет много общего с остальными постройками монастыря.

Колокольня расположена к северу от большой церкви и немного выше ее. Это квадратное в плане зальное сооружение. Алтарная абсида, вписанная в прямоугольный контур наружных стен, освещалась парой оконных проемов. На восточной стороне южного окна высечены солнечные часы. Снаружи кое-где видны следы штукатурки более позднего периода. Сооружение венчала восьмигранная ротонда с колокольней. На территории разбросано множество фрагментов и деталей пучкообразных колонн, капителей и покрытия колокольни. Согласно надписи на грузинском языке с восточной стороны главного входа, здание построено сыном амирспасалара Шахиншаха «Долгоруким» и его женой Ванени в 1279 году [Там же, с. 177].

Трапезная монастыря, ориентировочно постройка XIII века, расположена в северо-восточной, более возвышенной части территории, на расстоянии около 2,5 м от колокольни. Вероятно, сложная топография местности способствовала ориентации сооружения с севера на юг. Это обширная зала размерами 12,1 х 8,2 м. В настоящее время от сооружения сохранились только стены. У западной стены есть небольшое прямоугольное в плане помещение, глубиной около 2,2 м. Возможно, там располагался погреб или кладовая. В данный момент оно наполнено грунтовыми водами. Вход в трапезную был шириной 1,7 м и располагался с севера. По остаткам северной стены можно предположить, что крыша здания была двухскатная.

К северу от основной группы, недалеко от главных входных ворот, на участке с сильным перепадом рельефа находится небольшая, так называемая четвертая церковь (XIII век). Это состоящее из двух прямоугольников в плане здание. Основной объем был перекрыт цилиндрическим сводом и двускатной крышей. Терраса расположена с южной стороны.

Территория комплекса была защищена крепостными стенами, чьи остатки можно обнаружить в северной и северо-восточной части территории. Выполнены крепостные стены из необработанных крупных камней базальта. Местами их высота достигает 4,0-5,0 м, толщина - от 0,85 до 1,00 м. В крепостных стенах справа и слева от главного входа устроены цилиндрические сторожевые башни. Главный вход имеет вид арки шириной 2,5 м, в толще которой устроен вход со ступеньками для подъема на башни.

К югу от огражденной территории монастыря, на расстоянии 0,5 км, на склоне находится небольшая церковь под названием Читаханц-ванк (XIII в.). Это однонефная зала, перекрытая цилиндрическим сводом и покрытая двускатной кровлей. Особенность церкви в том, что она двухъярусная, в нижнем её ярусе была усыпальница. Как полагает Г. Шахкян, церковь является прообразом двухэтажных церквей усыпальниц. Вход в нижний подземный ярус был с восточной стороны, куда можно было попасть по ступенькам.

Монастырь Хучапиванк расположен в северо-западной части Туманянского района, в приграничной территории, на северном лесистом берегу реки Лалвар. В свое время близ монастыря находилось одноименное поселение [Там же].

Главный храм, датируемый ориентировочно XIII веком, располагался в южной части основной группы памятников. В настоящее время здание сохранилось, но отделка фасадов по большей части утрачена. Отсутствуют также карнизные камни и кровельные плиты. В плане это прямоугольная купольная зала, немного вытянутая по оси запад-восток. Купол опирается с запада на пару восьмигранных в плане колонн, расположенных в центральной части зала. Продолжением алтарной абсиды выступают мощные устои, которые, связываясь аркой, воспринимают остальную нагрузку от барабана и высокого купола (как в церквах сб. Григор в Бардзрака-ше, сб. Аствацацин в Ахтале и других церквях региона). Глубокая полукруглая алтарная абсида освещается тремя прямоугольными и одним круглым окнами. В восточной части храма предусмотрены двухъярусные приделы, входы в которые открывались не только из молельного зала с запада, но и с алтаря. Здание имело три входа. Западный и южный входы акцентированы порталами, обрамлены полуколоннами, которые над входом связываются по арке сложно-орнаментированными наличниками. Узкий проем на северном фасаде декорирован стрельчатой аркой. Купол покоился на немного вытянутом 12-граном барабане. В каждой грани прорезан узкий оконный проем, обрамленный орнаментированными арками. Над арками установлены скульптурные барельефы животных. Восточный фасад имеет две треугольные в плане ниши, завершенные фестонами. Восточный и южный фасады орнаментированы большими крестами, в основании которых расположены симметрично два узких высоких оконных проема, что является характерным мотивом в памятниках, отражающих влияние

грузинской архитектурной традиции (Ахтала, Киранцванк, Кобайриванк). Снаружи стены отделаны крупными, хорошо отесанными квадрами из красноватого фельзита. Внутренняя поверхность стен оштукатурена. В обрамлении входных порталов использовался также фельзит желтоватого цвета.

Из пристроенных с юга и севера прямоугольных в плане помещений сохранились остатки южной части. Шириной эти помещения были около трех метров. От притвора, пристроенного к западу на всю ширину фасада, сохранились следы фундаментов. Неподалеку от здания главного храма находятся остатки келий и двухэтажного здания неизвестного назначения.

К северу от главного храма на расстоянии 25 м обнаружены остатки однонефной зальной церкви, покрытой двускатной крышей по своду. Вход располагался с южной стороны. С востока широкая алтарная абсида завершала прямоугольный молельный зал. Стены здания были выложены с внешней стороны крупными камнями - андезитами, внутренняя часть выполнена из мелких камней. С юга и севера к однонефной зале пристроены небольшие односкатные помещения, прямоугольные в плане и симметрично расположенные. Отсутствие вертикальных швов в углах примыкания стен пристроенных помещений свидетельствует том, что помещения эти возводились одновременно с зальной церковью. С востока они завершались прямоугольными приделами, вход в которые осуществлялся с запада.

В северной части расположены остатки маленькой церкви, которая считается самой ранней постройкой монастыря (Х в.).

Вывод. Лори-Гугаркская школа в ранний период выделяется незначительным применением на фасадах и в интерьерах храмов декора, включающего лишь бровки окон и входные порталы с наличниками простого сечения. Однако в более поздних памятниках (вторая половина XIII в.) под влиянием столичных традиций в оформлении барабанов и фасадов применяют аркатуру, используют сложный орнаментальный декор обрамлений окон и порталов, капителей и баз колонн. Основным стройматериалом являлся базальт, иногда для отделки применяли фельзит, травертин, андезит. При этом использовали, как правило, как изнутри, так и снаружи только идеально отесанные камни. Общее, что объединяет Лори-Гугаркскую школу с остальными (Ани-Ширакской, Сюникской, Васпураканской и Арцахской), - это новые типы композиций храмов, основанные преимущественно на типах, выработанных в доарабский период. Так, в церквях сб. Аствацацин и Аменапркич (Санаин), сб. Ншан (Ахпат) делаются одни из первых попыток на основе купольной залы создать новый кре-стово-купольный вариант с парами приделов у западной стороны. Отличие планировочных композиций церковных зданий (в Грузии 2-х или 4-х пилонных купольных, в Армении - без отдельно стоящих пилонов, кре-стово-купольных) отнюдь не мешало применению общих художественных форм. В рассмотренных памятниках грузинские мотивы в основном ограничиваются надписями на грузинском языке и декоративными элементами. Таковы фестонные завершения треугольных ниш, рельефные кресты и обрамления окон на восточных стенах.

Список источников

1. Арутюнян В. М. История армянского зодчества. Ереван: Луйс, 1992. 239 с.

2. Арутюнян В. М. Об общностях зодчества Армении и Грузии в эпоху расцвета феодализма // II Международный симпозиум по грузинскому искусству: сб. докладов. Тбилиси: Мецниереба, 1974. С. 24-27.

3. Асратян М. М. Арцахская школа армянской архитектуры: факты и фальсификации [Электронный ресурс]. URL: http://nashasreda.ru/arcaxskaya-shkola-armyanskoj-arxitektury-fakty-i-falsifikacii/ (дата обращения: 03.11.2018).

4. Кертменджян Д. Г. Тарон-васпураканская школа архитектуры средневековой Армении: автореф. дисс. ... д. архитектуры. Ереван, 1992. 47 с.

5. Мкртчян Ш. М. Историко-архитектурные памятники Нагорного Карабаха. Ереван: Парберакан, 1989. 360 с.

6. Мнацаканян С. Х. Сюникская школа армянского зодчества. Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1960. 247 с.

7. Мурадян П. М. Грузинская эпиграфика Армении. Ереван: Издательство Ереванского университета, 1977. 363 с.

8. Токарский Н. М. Архитектура Армении IV-XIV вв. Ереван: Армиздат, 1961. 387 с.

9. Халпахчьян О. Х. Архитектурные ансамбли Армении. М.: Искусство, 1958. 250 с.

10. Чубинашвили Г. Н. Разыскания по армянской архитектуре. Тбилиси: Мецниереба, 1967. 200 с.

11. Шахкян Г. С. Лори-каменные страницы истории. Ереван: Айастан, 1986. 152 с.

12. Якобсон А. Л. Взаимоотношения и взаимосвязи армянского и грузинского средневекового зодчества // Советская археология. 1970. № 4. С. 41-53.

PECULIARITIES OF LORI-GUGARK ARCHITECTURAL SCHOOL OF MEDIEVAL ARMENIA (BY THE EXAMPLE OF CHALCEDONIAN MONASTERY COMPLEXES OF THE X-XIII CENTURIES)

Baragamyan Baregam Olegovich

Don State Technical University, Rostov-on-Don baregam2016@yandex. ru

The article analyses the architectural techniques, constructive peculiarities, layout variants, ornamental motifs of architectural monuments of the Armenian Chalcedonian monasteries Akhtala, Gndevank, Kobayr, Khuchap. The analysis has allowed the author to identify the peculiarities of Lori-Gugark architectural school of Northern Armenia: using basalt as building material, mainly smoothly cut stones, moderate decoration, the Georgian decoration motifs conditioned by historical and political context.

Key words and phrases: architecture of medieval Armenia; Lori-Gugark school; Chalcedonian monasteries; compositional decisions of churches; interrelation of Georgian and Armenian medieval architecture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.