https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.8.33
Барагамян Барегам Олегович
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕСТАВРАЦИИ МОНАСТЫРСКОГО КОМПЛЕКСА БАРДЗРАКАШ XXIII ВВ.
В статье представлена модель реставрации монастырского комплекса Бардзракаш. В основу оригинальной концепции положен анализ остатков зданий, данных обмеров, фотофиксаций и описаний. Аналогами при воссоздании утраченных элементов послужили близкие хронологически и территориально памятники в Гошаванке, Агарцине и Ахпате. Предложены решения восточного и западного фасадов малой церкви, обоснованы формы барабана и купола, определены контуры западного и восточного фасадов церкви Сурб Аствацацин, выдвинута гипотеза относительно характера завершения основного объема гавита монастыря. Выявлены особенности планировочной организации монастыря. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/9/2019/8/33.html
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 8. C. 165-168. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/8/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура
Visual, Decorative and Applied Arts and Architecture
УДК 72.033 Дата поступления рукописи: 28.11.2018
https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.8.33
В статье представлена модель реставрации монастырского комплекса Бардзракаш. В основу оригинальной концепции положен анализ остатков зданий, данных обмеров, фотофиксаций и описаний. Аналогами при воссоздании утраченных элементов послужили близкие хронологически и территориально памятники в Го-шаванке, Агарцине и Ахпате. Предложены решения восточного и западного фасадов малой церкви, обоснованы формы барабана и купола, определены контуры западного и восточного фасадов церкви Сурб Аст-вацацин, выдвинута гипотеза относительно характера завершения основного объема гавита монастыря. Выявлены особенности планировочной организации монастыря.
Ключевые слова и фразы: архитектура средневековой Армении; Лори-Гугаркская школа; реставрация монастыря Бардзракаш; зальная церковь; купольная базилика; четырехколонный гавит.
Барагамян Барегам Олегович
Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону baregam2016@yandex.ru
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕСТАВРАЦИИ МОНАСТЫРСКОГО КОМПЛЕКСА БАРДЗРАКАШ X-XШ ВВ.
Село Дсег Туманянского района области Лори в Армении богато памятниками архитектуры различных исторических периодов. Среди них - монастырь св. Григория Бардзракаш, который расположен в 2 км северо-восточнее села, в густом лесу, на узкой равнинной полосе левого берега реки Марц. Монастырь имел непродолжительную историю, о чем свидетельствуют надписи на фасадах, датируемые не позднее середины XIII века. Комплекс состоит из двух церквей, гавита, часовни, родового кладбища князей Мамиконян и остатков хачкаров.
Актуальность настоящей статьи обусловлена насущной необходимостью реставрации комплекса. До наших дней монастырь дошел в практически полностью разрушенном состоянии. Известно, что частичные восстановительные работы проводились здесь в 1939 г. Работы по расчистке территории и фрагментарному восстановлению памятника велись в 1950 и 1969 гг. В 2014 году Бардзракаш был включен общеевропейской федерацией ассоциаций по защите культурного наследия «Европа Ностра» в список 7 памятников мира, которым грозит исчезновение. В настоящее время отсутствует общепризнанная модель реставрации Бардзракаша, а практическое проведение работ тормозится труднодоступностью монастыря. Целью настоящей статьи является обоснование теоретической концепции реставрации зданий монастырского комплекса, задачами -выявление особенностей архитектурно-планировочного решения комплекса, формулировка, на основе натурных исследований и изучения аналогов, предложений по реставрации малой церкви, церкви Сурб Аствацацин и гавита. Научная новизна обусловлена выявлением особенностей планировочного решения монастыря, обоснованием цилиндрической формы барабана церкви Сурб Аствацацин и, соответственно, конической формы ее купола; выдвижением гипотезы о горизонтальном завершении основного объема гавита.
Зодчество средневековой Армении привлекало внимание ученых уже в XIX - начале XX века (Ф. Дюбуа де Монпере, Н. Я. Марр, Й. Стржиговский). Монастыри Северной Армении частично, а некоторые (Санаин, Ахпат, Агарцин, Гошаванк) детально описаны в исследованиях В. М. Арутюняна - статьях и монографии «История армянской архитектуры» [1; 2], К. Г. Кафадаряна [4], Н. М. Токарского [8], Т. А. Тораманяна [9], О. Х. Халпахчьяна [10], Г. Н. Чубинашвили [11], А. Л. Якобсона [13]. Архитектуре Лори-Гугаркской школы посвящена, в частности работа Г. С. Шахкяна «Лори: каменные страницы истории» [12]. Среди исследований, подробно анализирующих постройки монастыря Бардзракаш, следует выделить публикации С. С. Мнацака-няна [5], Е. С. Саргсяна [7, с. 44], Г. О. Караханяна [3]. В 2008 г. на базе Ереванского государственного
университета архитектуры и строительства была выполнена дипломная работа О. Г. Аршакяна «Полная реставрация монастырского комплекса Бардзракаш» [14].
Из частично сохранившихся памятников комплекса самое старое сооружение - расположенная в северной части ансамбля однонефная зальная церковь, остатки стен которой поднимаются на высоту 3-4 м. С восточной стороны она заканчивалась полукруглой глубокой алтарной абсидой, которую фланкируют прямоугольные в плане приделы. Помещенные друг напротив друга входы в приделы открывались в алтарь. В средней части зала и западных углах имеются остатки от пилонов, на которые опирались арки, несущие сводчатое перекрытие и двускатную кровлю. В отличие от других памятников монастыря, построенных из тонко обработанного желтовато-розового фельзита - многоцветного цельного камня, однонефная церковь была возведена из грубо отесанных мелких базальтовых камней. В течение более поздних реконструкций здания местами использовался фельзит. Изнутри поверхность стен церкви была оштукатурена. Никакой информации о точном времени строительства данного сооружения нет. Однако, согласно планировочному и конструктивному решению, можно церковь отнести к постройке X века [7, с. 44].
Главная церковь монастыря - Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы) - расположена между вышеописанной церковью и гавитом. Об освещении храма свидетельствует множество надписей на его стенах. Частично сохранились стены южного и западного фасадов, колонны с частью арок, покрытие южного угла, некоторые конструктивные и архитектурные детали, большое число фрагментов декора. Церковь Сурб Аствацацин - почти квадратный в плане трехнефный купольный храм с размерами 9,6 х 10,2 м. Две пары арок, переброшенных с запада на восток, разделяют внутреннее пространство зала на три нефа. Средний неф шире боковых почти в три раза. Он завершается с восточной стороны неглубокой пятигранной абсидой, из которой открываются боковые проходы в двухэтажные приделы - ризницы. Входы в нижние ярусы приделов организованы из боковых нефов, а на верхние уровни - из алтарной части. Купол опирался на систему арок, располагавшихся на паре колонн с западной стороны и паре пристенных устоев, выступающих из стен, отделяющих алтарную часть, с восточной стороны. Колонны были также связаны со стенами посредством арок и выступающих из поверхности стены пилястр. Эти же арки несли часть нагрузки от покрытия боковых нефов. Остатки покрытия показывают, что они имели различные формы сводов - полусферические, плоские, со сталактитовым переходом и др. Стволы колонн, имевших высоту примерно 3 м, а также базы и капители, украшенные богатой резьбой и сталактитами, были высечены из цельного камня. Входы в церковь организованы с запада и юга. Из северного бокового нефа вход ведет в зальную церковь, причем разрушенная однослойная северная стена церкви Сурб Аствацацин примыкает к необработанной грубой кладке южной стены зальной церкви. Сохранившиеся части памятника свидетельствуют о высоком качестве его художественного оформления. Согласно надписи в нижней части южной стены церкви, датированной 1221 годом, строительство церкви было начато внуком Амазаспа Мамиконяна и сыном Саркиса Марзпаном в период царствования сына Тамары, Григория и княжения Иванэ Закаряна [3].
К южной стене церкви Сурб Аствацацин, нарушая принцип традиционного расположения подобных построек с запада, присоединяется просторный притвор - гавит. Скорее всего, обусловлено это необычное размещение было сложной и неудобной топографией территории комплекса. По объемно-планировочному решению гавит относится к распространенному в XIII веке четырехколонному типу, в котором перекрытие опиралось на четыре центральные колонны, связанные посредством арок с полуколоннами, выступающими из стен. В центре перекрытия имелось световое отверстие - ердик. В отличие от классических примеров квадратных в плане притворов, этот является прямоугольным помещением с размерами 11,3 х 14,3 м. Вытянутость в плане по ширине обусловлена особенностью участка. Примером аналогичного расположения и вытянутости построек может быть нижняя группа памятников комплекса в Оромайре, которые находятся в близких топографических условиях. Кровля и несущие перекрытие арки гавита разрушены, сохранилась лишь одна арка, соединяющая с южной стороны пару колонн и часть полуколонн, выступающих из стены. В месте соединения притвора и церкви Сурб Аствацацин не была возведена новая стена, и полуколонны устраивались непосредственно вплотную к уже существующей южной стене. В ходе работ по очистке памятника в 1950 г. было обнаружено большое количество декорированных кусков плит, которые, вероятно, были частью плоского потолка.
С восточной стороны расположена небольшая абсида, полукруглая в плане изнутри и прямоугольная со скошенными углами снаружи. Покрытая двускатной кровлей, она в настоящее время отошла от стены притвора. Причиной этого стало отсутствие конструктивных связей со стеной. Остатки наличника портала свидетельствуют о том, что данная часть была пристроена позже на месте ранее существовавшего входа. Таким образом, в притворе изначально имелись три входа: с запада, юга и востока. Южный вход церкви Сурб Аствацацин также открывается в притвор. У восточной стороны притвора в углах располагались квадратные в плане двухъярусные небольшие приделы-ризницы. На южной стене сохранились остатки ступеней, ведущих на второй уровень приделов. Все входы и окна декорированы наличниками. Главный западный вход особенно примечателен, поверхность его тимпана украшена ярко-красными звездами, выполненными из фельзита. Выделяется и декоративное оформление наружной поверхности абсиды притвора. Здесь располагается горельефное изображение семейного герба Мамиконяна в виде двуглавого орла с ягненком в когтях. Наличник вокруг оконных проемов абсиды декоративными элементами связан в единую композицию с гербовым изображением. На стенах комплекса, в особенности гавита, сохранилось множество ктиторских надписей. Самая поздняя из них датируется 1247 г. и считается официальной датой завершения возведения притвора [6]. Среди имен встречаются те, кто упоминается также в настенных надписях притвора в Санаине.
К югу от монастыря расположено средневековое кладбище со множеством хачкаров, датированных XIII веком. На территории кладбища находится часовня св. Арутюна. Три ее стены и покрытие выполнены из огромных базальтовых плит, а западный фасад занимает вход размером во всю ширину стены. Ступенчатое покрытие дает возможность предположить, что часовня одновременно служила и постаментом для хач-кара. Аналогичное решение часовен-постаментов находим в Ахпате. Согласно надписи на восточной стене, часовня была построена в 1234 году настоятелем Ованэсом и его братом Саркисом. К югу от часовни Сурб Арутюн располагалась небольшая маслодавильня, от которой остались нижние части стен, выложенные из крупных камней. Согласно надписи на базальтовой плите, сооружение было построено в 1266 году при настоятеле Георге, при поддержке сыновей Марзпана Ваграма и Мамикона.
Располагаясь на Севере Армении, в так называемом «регионе Захаридов» [9], являясь фамильным монастырем княжеского дома Мамиконян и принадлежа к архитектурной школе Лори-Гугарка, памятники монастыря Бардзракаш имеют ряд уникальных особенностей. Во-первых, из-за сложности рельефа и стесненности участка комплекс сформирован в один ряд по оси север-юг, посредством пристраивания последующих построек к южным стенам уже существующих строений. Во-вторых, в связи тем, что участок довольно узок, гавит был пристроен к южному, а не западному фасаду храма. В-третьих, в планировочном отношении это единственный пример среди памятников аналогичного назначения на территории Лори-Гугарка, в котором абсида имеет пятиугольную в плане форму. В-четвертых, традиционно квадратный в плане притвор в данном случае немного вытянут по оси север-юг.
На основе изучения фотографий, обмерных чертежей, сохранившихся частей зданий, входящих в комплекс, а также комплексного сравнительного анализа существовавших аналогов в рамках Лори-Гугаркской школы зодчества, можно предположить следующее.
Первоначально была возведена малая церковь. По объемно-планировочному решению можно предположить, что здание построено в X-ХI вв. Аналогами являются церкви св. Григория в Ахпате и в Гошаванке. Сохранившиеся части кладки фронтона и карнизных плит восточного фасада позволили, определив уклон скатов крыши и ориентировочную высоту конька здания, предложить решения восточного и западного фасадов малой церкви. Эти решения практически совпадают с предложениями О. Г. Аршакяна [14].
Главная церковь комплекса - трехнефная купольная базилика Сурб Аствацацин - имеет план, приближенный к квадрату. Расположение купола немного смещено от центра по оси запад восток, так как арки, воспринимавшие его нагрузку, соединяли в восточной части усиленные пристенные устои, являющиеся продолжением стены алтарной абсиды, а с западной стороны - две более тонкие восьмигранные колонны. О. Г. Аршакяном была предложена реконструкция барабана в восьмигранном варианте (Рисунок 2). Однако, основываясь на сравнении с аналогами (барабаны церквей Сурб Аствацацин в Гошаванке, конец XII в., и Сурб Степанос в Агарцине, XШ в.), а также на общих тенденциях в архитектуре, существовавших в период строительства храма, можно утверждать, что барабан имел цилиндрическую форму (Рисунок 1), а купол -соответственно, форму коническую, а не шатровую. Переход от подкупольного квадрата к барабану осуществлялся посредством парусов. По фронтону, сохранившемуся на восточном фасаде, а также карнизным плитам стало возможным восстановить контуры восточного и западного щипцовых фасадов, определив их уклон в 42 градусов, а высоту - в 10,1 м.
Перекрытие четырехколонного гавита [5] опиралось на систему арок, связывающих центральную часть с периметром наружных стен (аналоги - гавиты Амазаспа в Ахпате, гавиты в Макараванке и Гошаванке). Центральное пространство гавита перекрывалось восьмигранным низким шатром со световым отверстием в центре. Переход от четверика основания к восьмерику осуществлялся посредством тромпов, декорированных сталактитами. Согласно реконструкции Аршакяна, гавит имел щипцовое завершение фасадов. Однако анализ сохранившейся кладки завершающей части стен позволяет предположить здесь наличие горизонтальных карнизов. Присутствие над ердиком легкой колонной ротонды либо ее отсутствие остается открытым вопросом, так как в архитектуре XIII века имеются аналоги обоих композиционных решений.
Вывод. Монастырский комплекс Бардзракаш имеет ряд уникальных архитектурно-планировочных особенностей, вероятно, обусловленных рельефом местности: это расположение построек в один ряд по оси север-юг, примыкание гавита к южному, а не западному фасаду храма, пятиугольная в плане апсида церкви Сурб Аствацацин, прямоугольная в плане форма притвора. Теоретическая модель реставрации включает обоснованные предположения по облику основных зданий комплекса - малой церкви, церкви Сурб Аст-вацацин и гавита. На основе анализа литературных источников, данных натурного обследования построек монастырского комплекса Бардзракаш и выявленных в рамках Лори-Гугаркской школы аналогиях, автором предложено определить высоту фронтонов и угол скатов крыши малой зальной церкви комплекса в 8,5 м и 45 градусов соответственно; выдвинута и обоснована гипотеза о том, что барабан церкви Сурб Аст-вацацин, являющейся купольной базиликой, имел цилиндрическую, а не восьмигранную, а купол - коническую, а не шатровую форму, и, следовательно, между подпружными арками храма располагались паруса, а не тромпы; гипотетически реконструированы контуры восточного и западного фасадов храма; предположено, что основной объем четырехколонного гавита, увенчанного в центре восьмискатным шатром со световым отверстием, был завершен горизонтальными карнизами, а не щипцами. Графическая реконструкция иллюстрирует соображения об общем характере облика комплекса в прошлом и может быть положена в основу разработки проекта его реставрации.
Вид с северо-востока Вид с юго-востока
Рисунок 1. Графическая реконструкция комплекса
Рисунок 2. Графическая реконструкция комплекса (по Аршакяну) Список источников
1. Арутюнян В. М. История армянской архитектуры. Ереван: Луйс, 1992. 631 с.
2. Арутюнян В. М. Об общностях зодчества Армении и Грузии в эпоху расцвета феодализма // II Международный симпозиум по грузинскому искусству. Тбилиси, 1974. С. 24-27.
3. Караханян Г. О. Средневековый монастырь села Дсег и его строительные надписи // Историко-филологический журнал. 1974. № 4. С. 253-254.
4. Кафадарян К. Г. Санаинский монастырь и его строительные надписи. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1957. 209 с.
5. Мнацаканян С. С. Ктиторские рельефы из Бардзракаша и Эчмиадзина // Научные сообщения / Государственный музей искусства народов Востока. 1978. Вып. 10. С. 30-37.
6. Мурадян П. М. Грузинская эпиграфика Армении. Ереван: Издательство Ереванского университета, 1977. 363 с.
7. Саргсян Е. С. Монастырь Бардзракаш и его рельефы // Эчмиадзин. 1957. № 9-10.
8. Токарский Н. М. Архитектура Армении IV-XIV вв. Ереван: Армиздат, 1961. 387 с.
9. Тораманян Т. А. Материалы по истории армянской архитектуры: сборник трудов / на армянском языке. Ереван: Академия наук СССР, Институт истории и материальной культуры; Армфан, 1942. 404 с.
10. Халпахчьян О. Х. Архитектурные ансамбли Армении. М.: Искусство, 1958. 250 с.
11. Чубинашвили Г. Н. Разыскания по армянской архитектуре. Тбилиси: Мецниереба, 1967. 200 с.
12. Шахкян Г. С. Лори: каменные страницы истории. Ереван: Армения, 1986. 152 с.
13. Якобсон А. Л. Взаимоотношения и взаимосвязи армянского и грузинского средневекового зодчества // Советская археология. 1970. № 4. С. 41-53.
14. https://issuu.com/spen_urfu/docs/cat_samara (дата обращения: 10.09.2018).
THEORETICAL MODEL OF RESTORATION OF BARDZRAKASH MONASTERY COMPLEX OF THE X-XIII CENTURIES
Baragamyan Baregam Olegovich
Don State Technical University, Rostov-on-Don baregam2016@yandex. ru
In the article, a restoration model of Bardzrakash monastery complex is presented. The original conception is based on the analysis of the building ruins, measurement data, photofixation and descriptions. The chronologically and territorially close monuments in Goshavank, Haghartsin and Haghpat have served as analogues for the reconstruction of the lost elements. The solutions of the eastern and western facades of the small church are suggested, the tholobate and dome shapes are substantiated, the contours of the western and eastern facades of Surp Astvatsatsin church are determined, and a hypothesis regarding the nature of the completion of the main part of the monastery gavit is put forward. The peculiarities of the monastery planning organization are revealed.
Key words and phrases: architecture of medieval Armenia; Lori-Gugark school; Bardzrakash monastery restoration; hall church; dome basilica; four-column gavit.