Научная статья на тему 'Архитектурно-градостроительное наследие Армавира'

Архитектурно-градостроительное наследие Армавира Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
277
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жилищное строительство
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Субботин О.С.

Рассмотрены основные этапы освоения территории будущего г. Армавира. Проведены исследования, охватывающие отдельные периоды истории архитектуры города, выделяющегося многообразием культур и сложным этническим составом населения. Акцентируется внимание на принципы сохранения архитектурноградостроительного наследия и воссоздания утраченных памятников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Субботин О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектурно-градостроительное наследие Армавира»

Научно-технический и производственный журнал

-------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

Сохранение архитектурного наследия

УДК 72.03(470.620)

О.С. СУББОТИН, канд. архитектуры (subbos@yandex.ru), Кубанский государственный аграрный университет

Архитектурно-градостроительное наследие Армавира

Рассмотрены основные этапы освоения территории будущего г. Армавира. Проведены исследования, охватывающие отдельные периоды истории архитектуры города, выделяющегося многообразием культур и сложным этническим составом населения. Акцентируется внимание на принципы сохранения архитектурно-градостроительного наследия и воссоздания утраченных памятников.

Ключевые слова: Армавир, образование, поселение, история архитектуры, градостроительное развитие, планировка, анализ, наследие, архитектурные памятники, воссоздание.

Омываемый бурными водами Урупа и Кубани на фоне живописных крутых отрогов Ставропольского плато раскинулся Армавир - город, полный контрастов сосуществования старого и нового. Примечательно то, что многочисленные народности, осевшие здесь в течение времени, повлияли на создание синтеза ряда культур. Этому способствовали врожденный магнетизм и природное богатство, которым наделена территория этого населенного места. Атмосфера города во многом определяется его многочисленными парками и скверами.

Как показывают исследования, история зарождения города Армавира началась еще в конце XVIII в., в период Русско-турецкой войны и присоединения Кавказа к России. Тогда граница Российского государства проходила по реке Кубань: вдоль нее строились укрепления, создавались военные поселения. Летом 1778 г. на высоком правом берегу Кубани с ротой мушкетеров Нижегородского пехотного полка и эскадроном драгун остановился фельдмаршал А.В. Суворов. Место, которое господствовало над бродами и переправами, ему понравилось, и он для укрепления новой границы приказал построить боевой редут Всесвят-ский. Позднее, в 1784 г. командующим Кавказской армией П.С. Потемкиным здесь была воздвигнута крепость Прочный Окоп, а рядом с ней - солдатский городок Фортштадт. В 1793 г. с Дона в крепость были переселены казаки с семьями. Они основали на месте нынешней Старой станицы станицу Прочноокопскую, которая впоследствии была перенесена на новое место (в 5 км от Армавира). В 1839 г. на левом берегу Кубани против крепости Прочный Окоп поселились 42 семьи черкесогаев (горских армян) [1].

Название город Армавир получил в память о столице древнеармянского царства, построенной Армаисом, сыном Арменака. Дословно название Армавир означало Армарод. Само имя Арам (Арма) могло обозначать дар, подарок; или было производным от Ар - «орел» (языческий армянский бог весны, земли, воды). По другой версии название переводят как вооруженный (храбрый) муж (народ) [2].

В 1839 г. поселение черкесогаев переместилось ближе к устью реки Уруп. Этот год считается официальной

датой появления Армавира. Аул с трех сторон был окружен глубоким рвом в 2,5 м шириной и валом. С четвертой стороны протекала река Кубань, ставшая естественной границей Армавира. Границы поселения несколько раз изменялись в связи с тем, что с гор переселялось все больше семей. В первые годы в ауле обосновалось 120 семей, а к 1840 г. их количество увеличилось до 400. Помимо горских армян в поселении проживало несколько сотен крепостных горцев (в 1859 г. их было 753 человека). Жизнь черкесогаев на новом месте протекала по тем же законам родового быта, которого они придерживались в горах. Селение было разбито на кварталы, в которых селились семьями, вышедшими из одних и тех же аулов. Основными занятиями горских армян были меновая торговля и ремесло. В первое время поселение называлось Армянским аулом, а в 1848 г. аул переводят в ранг села (рис. 1).

До проведения железной дороги Армавир представлял собой обычный аул, застроенный турлучными саклями под камышовыми крышами с улицами, лишенными каких бы то ни было элементов благоустройства. После 1875 г. все стремительно меняется. Уже в январе 1878 г. современник писал: «Едва ли во всей Кубанской области найдется в настоящее время станица или село лучше Армавира... Армавир имеет вид небольшого уездного городка; множество чистеньких домов европейской архитектуры под железными крышами. длинные широкие улицы...» В 1885 г. другой очевидец отмечал: «При взгляде на армавирские постройки нельзя подумать, что находишься в селении; большая улица застроена двухэтажными домами с блестящими внизу магазинами; даже самые отдаленные места селения и те украшаются капитальными зданиями» [2].

Для расположенного на плоскости села была характерна ортогональная планировка. Улицы, ориентация которых в основном соответствовала сторонам света, пересекались под прямым углом, образуя прямоугольные кварталы. В центре кварталы были крупнее тех, которые располагались на окраинах. Самой главной и респектабельной улицей селения, средоточием местной торговли и де-

52011

9

Сохранение

архитектурного наследия

------ЖИЛИЩНОЕ ---

строительство

Научно-технический и производственный журнал

Рис. 1. План с. Армавир

ловой жизни был Николаевский проспект, теперь ул. Кирова (рис. 2, 3). Ширина Николаевского проспекта достигала 40 саженей (85 м). В старейшей, еще аульской части Армавира - между улицами Прочноокопской (ул. Чичерина), Бульварной (ул. Розы Люксембург) и уступом над Кубанью, которую во время Кавказской войны охватывала оборонительная ограда, улицы были уже.

Планировочными осями являлись Николаевский проспект и его продолжение - улица Красная, а также пересекавшая их под прямым углом линия Владикавказской железной дороги. Похожую роль выполняли также улицы Уруп-ская (ул. Урицкого) и Александровская (ул. Ефремова). Эти магистрали определили векторы пространственного развития Армавира не только в дореволюционный, но и в советский период.

Развитие промышленности и торговли в короткий срок до неузнаваемости преобразило экономику, внешний вид Армавира, его культуру и образование. Селение быстро принимало облик большого города, сопоставимого с крупным губернским центром: со второй половины XIX в. центральная часть села застраивалась красивыми кирпичными зданиями, на Николаевском проспекте появляются роскошные 2-, 3-, 4-этажные магазины, банки, гимназии, гостиницы, кинотеатры; в 1885 г. в Армавире были открыты Уездное казначейство и Почтово-телеграфная контора (рис. 4).

Необходимо подчеркнуть, что территориальный рост и планировочная композиция будущего города Армавира стали решающими факторами его дальнейшего экономического развития. Если в 1876 г. аул имел статус села, то уже в 1888 г. Армавир являлся центром Лабинского отдела Кубанской области.

«План селения Армавира» 1892 г. (рис. 5) показывает, что это было компактное поселение, расположенное между двумя планировочными осями, вытянутыми с севера на юг, - р. Кубанью и железной дорогой, в этом месте почти параллельными, и состоящее из прямоугольных равновеликих жилых кварталов. Лишь небольшая часть застройки располагалась за полотном железной дороги, и отдельно размещались на некотором расстоянии от поселения в северном направлении кирпичные заводы (там, где теперь размещается усадебная застройка). С юга селение ограничивалось казармами (теперь это территория бронетанкового завода), с севера заканчивалось примерно по современной улице Ворошилова.

На этом плане уже хорошо просматривается главная композиционная ось Армавира - современная ул. Кирова, перпендикулярная Кубани и железной дороге. Она завершается зданием армяно-григорианской церкви в направлении реки. С некоторым смещением от оси ул. Кирова расположена железнодорожная станция, на противоположной стороне улицы рядом с железной дорогой находилось Ар-

10

52011

Рис. 2. Николаевский проспект Рис. 3. Николаевский проспект Рис. 4. Почтово-телеграфная контора

мянское кладбище (территория современного рынка). Ясно читается также вторая планировочная ось - современная ул. Розы Люксембург, параллельная реке и железной дороге и перпендикулярная ул. Кирова, на юге завершающаяся казармами, на севере - кирпичными заводами.

Вместе с этим в 1889 г. в Армавире появились первые мостовые, а в 1899 г. - газета и телефон, в 1902 г. - водопровод и другие приметы типично городской жизни. В 1908 г. было начато строительство Армавир-Туапсинской железной дороги и открылся первый на Кубани зимний драматический театр. В селе действовали также стационарный любительский и несколько летних театров. В 1913 г. в селе имелось пять первоклассных гостиниц, пять кинематографов, цирк. В начале нового столетия на улицах села появились автомобили.

К концу XX в. по количеству жителей селение Армавир сравнялось со средним российским городом, и его внешний облик постепенно изменился соответствующим образом: Армавир приобрел черты крупного города, сопоставимого с губернским или областным центром. В то же время Армавир, являясь селом, по своему торгово-промышленному положению занимал статус города. Вопрос о преобразовании села в город дважды поднимался жителями Армавира - в 1885 и 1894 гг. Однако решение этого вопроса наталкивалось на сопротивление основателей аула - черкесога-ев, и только лишь 23 марта (5 апреля) 1914 г. «высочайше утвержденным положением Совета министров» село было преобразовано в город.

К началу 1914 г. Армавир превратился в крупнейшее село Российской империи с населением около 60 тыс. человек и стал главным торговым центром Северного Кавказа. По объемам промышленного производства он занимает второе место в регионе, уступая только Екатеринодару. Селение также получает известность в качестве важного культурно-образовательного и общественно-политического центра. Современники, наблюдавшие стремительную эволюцию Армавира, именовали его «кубанской Америкой», неизменно сравнивая село с богатым губернским или областным центром.

На снимке 1913 г. (рис. 6) представлен один из центральных районов Армавира, облик которых рождал подобные восторженные оценки. Снимок сделан с верхнего этажа гостиницы «Центральная», стоявшей на углу улиц Лорис-Меликовской и Привокзальной (угол ул. Либкнехта и Мира). На пересечении улиц Лорис-Меликовской и Почтовой (ул. Ленина) расположен двухэтажный особняк с куполом купца-благотворителя А.Б. Арутюнова, подаренный им Старонахичеванской сельскохозяйственной и технической школе. Напротив возвышается новый четырехэтажный доходный дом, принадлежавший представителю ставрополь-

5'2011

ской предпринимательской династии С.П. Меснянкину. Когда на верхних этажах еще велись отделочные работы, внизу уже открылись кожевенный и обувной магазин торгового дома «Прокофий Меснянкин с с-ми», оптовый фабричный склад резиновых изделий русско-французского товарищества «Проводник» и ювелирный магазин И.А. Ованесова [3].

Строительство железнодорожной линии Армавир - Туапсе превратило город в железнодорожный узел. Город оказался в центре пересечения транспортно-планировочных осей. В Армавире складывается разветвленная городская инфраструктура, активно формируется его многопрофильный промышленный потенциал, развивается торговля, создается сеть кредитно-финансовых учреждений. Одновременно Армавир становится значительным культурно-образовательным центром степного Предкавказья.

Город сильно пострадал во время Гражданской войны (1918-1922 гг). Постепенно возрождались из руин промышленные предприятия, реконструировались заводы и фабрики, старое оборудование заменялось новым. К 1927 г. вся промышленность города была полностью восстановлена, а также построены новые предприятия: беконная фабрика, сыроваренный завод, механическая мастерская.

С 1924 по 1936 г. город был центром Армавирского района, одновременно до 1930 г. Армавир являлся центром Арма-

Ш14 >14 ►:« М М М М М М М М М М м м м А

Рис. 5. Генеральный план селения Армавира 1892 г.

11

Сохранение

архитектурного наследия

ц м .1

Научно-технический и производственный журнал

Рис. 6. Армавир

вирского округа Северо-Кавказского края, а с августа 1930 г. город отнесен к категории городов краевого подчинения.

За полгода Великой Отечественной войны гитлеровцы превратили город в руины. Все заводы, фабрики, электростанция, 1175 зданий были взорваны и сожжены, разрушена железнодорожная магистраль.

В послевоенное время Армавир пережил второе рождение. В конце 1946 г. был разработан и утвержден генеральный план реконструкции города. Было принято решение о строительстве в Армавире первого в стране завода испытательных машин, который в 1953 г. выдал свою первую уникальную продукцию.

В настоящее время на основании постановлений коллегии Министерства культуры РСФСР № 12 от 19 февраля 1990 г., коллегии Госстроя РСФСР № 3 от 28 февраля 1990 г., Президиума Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры № 12 (162) от 16 февраля 1990 г. город Армавир имеет статус исторического населенного места Российской Федерации. С 2005 г. Армавир - центр муниципального образования «Город Армавир».

Подводя итог данному исследованию, необходимо отметить, что архитектурно-градостроительное наследие города Армавира - духовное воплощение истории народов, населявших современную территорию Кубани, их созидательная деятельность. Современные процессы урбанизации характеризуются стремительным изменением пространственной структуры города. В этих условиях важнейшей проблемой становится регулирование и планирование развития городской среды, сохранение ее историко-культурного облика.

Список литературы

1. Субботин О.С. Исторические предпосылки образования г. Армавира // Проблемы общества и архитектура: тез. докл. международ. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: Ин-т архит. и иск-в ЮФУ, 2010. С. 187-191.

2. Ковешников В.Н. Очерки по топонимике Кубани. Краснодар: РИЦ «Мир Кубани», 2006. 252 с.

3. Ктиторов С.Н. Лики старого Армавира. Кубанское поселение на почтовой открытке начала XX века. Краснодар: Издатель И. Платонов, 2010. 128 с.

Российский инновационный центр «Сколково» будут строить французы?

С целью разработать программу по вовлечению российских архитекторов в строительство центра «Сколково» 27 апреля 2011 г. в Центральном доме архитектора встретились представители Фонда развития «Сколково» и ведущие российские архитекторы. От профессионального сообщества вместе с президентом Союза архитекторов России А.В. Боковым во встрече участвовали А. Скокан, С. Скуратов, В. Плот-кин, А. Бавыкин, А. Высоковский, С. Чобан и др., от Фонда развития «<Сколково» - сити-менеджер В. Мас-лаков и член Гоадостроительного совета Г. Ревзин.

развития «Сколково» 77, требовалось бы в соответствии с мировой практикой провести открытые конкурсы. Однако организовать такое количество конкурсов в течение двух отведенных на это лет попросту невозможно.

По признанию гостей из «Сколково», проект развивается, находится в стадии становления, и сказать, какая форма участия российских архитекторов будет выбрана, пока трудно, но то, что это произойдет, не вызывает сомнений. Как показала встреча, в этом в равной степени заинтересованы и те, кто отвечает за создание Инновационного города, и российское профессиональное сообщество.

По итогам встречи Союз архитекторов рекомендовал Фонду развития «Сколково»:

- привлечь к разработке генерального плана Инновационного центра «Сколково» в дополнение к фирме AREP и НИиПИ генерального плана Москвы и другие организации, занимающиеся планировкой Москвы и Московской области;

- укрупнить объекты конкурсов и провести конкурсы только на основные объекты, сократив их количество до 10-15;

- усовершенствовать институт кураторов застройки районов, дополнив назначенных Фондом архитекторов ведущими российскими специалистами, рекомендованными САР.

В феврале 2011 г. Фондом развития «Сколково» проведен конкурс на разработку градостроительной концепции. С точки зрения международной практики конкурс был небезупречен. Условия конкурса не предполагали участия российских архитекторов, а те из них, кто все же подал свои заявки, были отсеяны на этапе предварительного отбора. Тем не менее конкурс состоялся, его победителем стала компания AREP (Франция), приступившая к разработке генплана Сколково.

Концепцией AREP предполагается создание 5 районов, или деревень, и центральной части, связанных между собой общей дорогой. Для каждой из частей «Сколково» фонд назначил архитектора-куратора. Именно им, архитекторам, а не специалистам в области городского планирования предстоит разработать проекты планировки, межевания и регламенты застройки. Кураторы также создадут дизайн-коды для своих районов, согласно которым будет осуществляться проектирование всех построек, и спроектируют для своих районов по одному объекту. Отечественную школу среди шести кураторов представляет Ю. Григорян, а проектировать и строить объекты можно будет в соответствии с российскими, европейскими или американскими нормами.

Предполагается, что прочие объекты будут делать приглашенные российские архитекторы. Право приглашать архитекторов также закреплено за кураторами, свой выбор они будут осуществлять на основе конкурсов портфолио. В то же время на значимые объекты, а их по прикидкам Фонда

По материалам пресс-службы Союза архитекторов России

12

5'2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.