УДК 94
КАСЬЯНОВ Валерий Васильевич
Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия [email protected]
ПЕТРОВ Владимир Иванович
Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия
БАСТЕ Разиет Юсуфовна
Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия [email protected].
ЗАСЕЛЕНИЕ ГОРОДА АРМАВИРА (К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ КУБАНСКОГО КРАЯ XIX в.)
Отправной точкой истории г. Армавира считается момент начала переселения так называемых горских армян из горных поселений к левому берегу Кубани из-за возникшей угрозы потери национальной идентичности и религии. В 1839 г. поселение черкесогаев переместилось ближе к устью реки Уруп, этот год считается официальной датой появления Армавира, первоначальное название которого было Армянский аул. В 1837 г. под руководством генерал-майора барона Г.Ф. фон Засса на левом берегу Кубани, против станицы Прочноокопской, возник небольшой аул горских армян. В первые годы в ауле обосновалось 120 семей, а к 1840 г. их количество увеличилось до четырехсот. Помимо горских армян в поселении проживало несколько сотен крепостных горцев. Положение Армавира было более выгодным как в экономическом, так и в торговом отношении. Аул превратился в один из важных форпостов российского влияния на Северо-Западном Кавказе, его жители черкесогаи стали верными и стойкими подданными своего нового Отечества - России, приняв активное участие в защите южных границ империи. С первого же дня существования Армавир являлся неотъемлемой частью России, и его история навсегда связана с судьбами всего государства.
Ключевые слова: история возникновения Армавира, чер-кесогаи, соседи - темиргоевцы, хатукаевцы, егерухаев-цы, бесленеевцы, Кючук-Кайнарджийский договор, станица Прочноокопская, Кубанская укрепленная линия.
DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-5/2-69-74 Valery V. KASYANOV
Kuban State University Krasnodar, Russia
Vladimir I. PETROV
Kuban State University Krasnodar, Russia [email protected]
Raziet Yu. BASTE
Kuban State University Krasnodar, Russia [email protected].
SETTLING OF ARMAVIR (TO THE PROBLEM OF STUDY OF SOCIAL AND ECONOMIC HISTORY OF KUBAN REGION IN XIX
CENTURY)
The starting point of the history of the city of Armavir is considered the beginning of the so-called resettlement of Armenians from the mountain villages to the left Bank of the Kuban due to the threat of losing national identity and religion. In 1839 the settlement cherkeso-gai moved closer to the mouth of the river Urup, and this year is considered the official date of the appearance of Armavir, the original name of Armenian aul. In 1837, under the leadership of major-General Baron G.F. von Zass on the left Bank of the Kuban, against the village Prochnookopskaya, there was a small village of mountain of the Armenians. In the early years in the village settled 120 families, and by 1840 the number had increased to four hundred. In addition to the mountain of Armenians in the village lived a few hundred serfs highlanders. The position of Armavir was more beneficial, both economically and in trade terms. The village has become one of the important outposts of Russian influence in the North-Western Caucasus, its people, Cherkes-Gai become faithful and steady subjects of his new Fatherland - Russia, taking an active part in the defense of the southern borders of the Empire. From the first day of the existence of Armavir had been an integral part of Russia, and its history is forever tied to the fate of the entire state.
Keywords: history of Armavir, Cherkesogai, neighbors - Temirgoevtsy, Khatukaevtsy, Egerukhaevtsy, Besleneevtsy, Kuchuk-Kaynardzhiysky contract, village Prochnookopskaya, Kuban fortified line
История возникновения Армавира изучалась известными учеными: Ф.А. Щербиной, С. Ивановым, Д. Ланге [1], В.Б. Виноградовым [2], Игорем Колесовым [3] и другими исследователями. Все они определяли отправной точкой армавирской истории момент начала переселения так называемых горских армян из горных поселений к левому берегу Кубани. Предки горских армян переселились в Черкессию из Крыма в XV в., и, прожив среди адыгов в горах около 300 лет, армяне полностью утратили свой национальный облик, переняв у адыгов их язык, нравы и особенности быта, сохранив, однако, свое этническое самосознание и армяно-григорианскую веру. Таким образом возникла своеобразная этническая группа черкесогаев (Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 года. Краснодар, 1997. С. 24). О высокой степени интегрированности армян в адыгское общество свидетельствуют записи священника И. Хозрова, который был лично знаком с состоянием армянской общины в Черкессии до начала ее массового переселения в русские пределы. Хозров писал о черкесских армянах: «Тамошние армяне ничем не отличаются от черкесов -тот же язык, обычаи, нравы, кушанья, домашняя утварь и одежда. Армянского языка не знают, и те имеют небольшое понятие о вере, которые находятся в частых сношениях с армянами, живущими в Черномории... (Цит. по Аракелян Г.С. Черкесогаи. С. 30). При понуждении их
подойти к моему благословению, желая показать себя христианами, они вместо крестного замени прикладывали руку ко лбу, делали ею на груди какое-то движение, вовсе не умея креститься» (Щербина Ф.А. История Армавира С. 47). Тем не менее религиозная безграмотность не отменяла давнего договора армянских переселенцев и адыгов о свободном вероисповедании христианства (Аракелян Г.С. С. 44). С конца XVIII в. мирное сосуществование черкесогаев и адыгов оказалось под угрозой. С проникновением в среду адыгов ислама усилилась взаимная неприязнь горцев и черкесских армян, ввиду чего последние вынуждены были прибегнуть к защите России [4, с. 64-69.]. В конце 1836 г. они обратились к начальнику Кубанской линии генерал-майору барону Г.Ф. фон Зассу с просьбой «принять их под покровительство России и дать им средства поселиться вблизи русских» [5, с. 40]. В 1837 г. под руководством российского генерала на левом берегу Кубани, против станицы Прочноокопской, возник небольшой аул горских армян. Генерал российской армии барон ГХ Засс -командующий Кубанской укрепленной линией, которого величали «благодетелем армян», - так писал начальнику астраханской армянской епархиальной консистории архиепископу Серовбе: «Уже несколько лет, как используя все благоприятные моменты, успел переселить 300 семей армян из горных районов Черкессии на равнины Кубани, которые поселились теперь на левом берегу реки Кубани, напротив Прочно-Окопского укрепления, и с военной, и с гражданской стороны они ныне всем обеспечены...» [6, с. 42].
В 1839 г. поселение черкесогаев переместилось ближе к устью реки Уруп. Этот год считается официальной датой появления Армавира, первоначальное название которого было Армянский аул. Аул с трех сторон был окружен глубоким рвом в 2,5 метра шириной и валом. С четвертой стороны протекала река Кубань, ставшая естественной границей Армавира [7, с. 137]. Границы поселения несколько раз изменялись в связи с тем, что с гор переселялись все новые и новые семьи. В первые годы в ауле обосновалось 120 семей, а к 1840 г. их количество увеличилось до четырехсот. В 1848 г. аул получил название Армавир, в честь первой столицы древнеармянского царства. Помимо горских армян (в 1859 г. их насчитывалось 2 337 чел.) в поселении проживали 753 человека - крепостных горцев, а общее количество населения составило 3 247 человек. Жизнь черкесогаев на новом месте протекала по тем же законам родового быта, которого они придерживались в горах. Выйдя из разных адыгских племен, горские армяне образовали в Армавире четыре отдельных квартала: Хатукай, Егерухай, Гяурхабль и Хатухабль. Вокруг поселения был вырыт глубокий ров и насыпан земляной вал с двумя плетнями наверху. У трех ворот круглосуточно дежурила стража. Армавирцами была образована особая вооруженная дружина, совершавшая вместе с казаками разъезды по линии. Исполнительную власть в Армавире осуществляла так называемая «тхамада» состоявшая из четырех старейшин, избиравшихся от каждого квартала [8, с. 304]. Суд на основе народных обычаев вершили шесть почетных стариков, избираемых на три года. Высшим органом управления считалось общее собрание домохозяев. В 1860-х годах «тхамада» заменяется единоличной властью старшины. С 1888 г. Армавир становиться центром Лабинского отдела (Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 года. Краснодар, 1997. С. 24).
Возвращаясь к началу переселения черкесогаев в российские пределы, усомнимся в том, что генерал Засс указал это место армянам, а не наоборот, армяне - генералу Зассу. Дело в том, что положение Армавира было более выгодным в других отношениях - экономическом и торговом. Лучшего положения даже для нынешнего Армавира с его многомиллионными торговыми оборотами нельзя было найти. Армавир водворен был в центре между тремя русскими уже заселенными областями и четвертой черкесской, к которой как бы пуповиной прикреплены были своими прежними связями новорожденные армавирские армяне. На восток от Армавира находилась нынешняя Ставропольская губерния с ее достаточно развитой по тому времени экономической жизнью. Та же Ставропольская губерния юго-западной своей частью примыкала к нынешней Терской области, а ближе к Армавиру, с северо-запада, востока и юга по Кубанской дуге облегала еще более богатая часть нынешней Кубанской области, известная впоследствии под именем Старой Линии. Армяне, основавшие Армавир и прожившие несколько лет перед тем близ него на Кубани у станиц Казанской, Кавказской и Темижбекской, знали все эти условия и, наверно, надлежащим образом оценили их. В самом деле, расположение Армавира обещало его основателям следующие наиболее существенные выгоды и преимущества.
Во-первых, преимущества сравнительно с другими местами в отношении защиты от черкесских набегов. Отдаленность Армавира от черкесских племен с расположением по пути русских укреплений и мирных горских племен в известной мере гарантировала население от
внезапных набегов крупных неприятельских партий [9, с. 27]. При указанных преимуществах Армавира легче было как обнаружить большое скопище неприятеля, так и вовремя предупредить о нем армавирское население. Мелкие же партизанские шайки могли быть опасны только в поле, вне Армавира.
Во-вторых, достаточное количество свободных земель, прилегавших к Армавиру. По рассказам армавирцев, они считали, «по указаниям Засса», своей такую площадь окрестных земель в трех направлениях - к северу, западу и югу, - какую мог окинуть зорким глазом всадник с высокого кургана на протяжении нескольких десятков верст в любую сторону. Армавирцы пришли сюда с достаточным количеством скота, особенно лошадей, а окружавшие Армавир земельные приволья позволяли удвоить и утроить наличное количество скота, без всяких стеснений в земле [10, с. 47].
В-третьих, прекрасное расположение водных источников - Кубани по восточной границе армавирских займищ и р. Урупа, прорезавшего земельные угодья к югу от Армавира. При наличности лесных зарослей у последней реки удобно было устраивать хутора и делать пристанища и защиту для скота.
В-четвертых, возможность как удовлетворительной ликвидации прежних торговых сделок с черкесами, за которыми у многих остались долги и незаконченные операции, так и поддержания прежних торговых сношений. Мирные горцы - темиргоевцы, хатукаевцы, егерухаевцы, бесленеевцы - были под рукой, почти соседями, а через мирных соседей можно было поддерживать торговые связи и с другими горцами - с абадзехами и абазинцами [11, с. 31]. К тому же близ Армавира, в Прочноокопе, был один из крупных меновых дворов с горцами.
В-пятых, наконец перед взорами армавирцев открывались целые горизонты новых торговых предприятий при наличии условий, более благоприятных, чем в черкесских владениях, как по размерам оборота, так и по относительно спокойной обстановке. Казаки-линейцы, крестьянское население Ставропольской губернии, крупные и мелкие помещики, города Ставрополь, Георгиевск и другие - все это были хотя и малоиспытанные горскими армянами в торговом отношении соседи, но в будущем сулившие огромные выгоды.
Имеющиеся в настоящее время материалы позволяют сделать главный вывод: Армавир основан 21 апреля 1839 г. российскими властями в лице начальника Кубанской линии генерал-майора Г.Х. Засса, главного пристава закубанских народов майора Венеровского и пристава закубанских армян хорунжего Атарщикова 2-го, а основными первопоселенцами аула были горские армяне. Аул превратился в один из важных форпостов российского влияния на СевероЗападном Кавказе, его жители черкесогаи стали верными и стойкими подданными своего нового Отечества - России, приняв активное участие в защите южных границ империи. С первого же дня существования Армавир являлся неотъемлемой частью великой России, и его история навсегда связана с судьбами всего государства. Однако в начале 90-х годов прошлого века среди определенной части краеведов началась кампания корректировки истории возникновения Армавира. Приоритет в искажении армянской страницы кубанской истории заключался в утверждении, что первыми и основными переселенцами на изучаемую территорию были иногородние. Из истории стали исчезать и черкесские армяне, и их переселение, в некоторых изданиях Кубани первой половины 90-х годов исчез и начальник Кубанской линии генерал-майор барон Г.Ф. фон Засс, который организовал переселение черкесских армян, но более четко проявились иногородние, не пожелавшие или не сумевшие разделить все тяготы казачьей службы. Более того, отдельные знатоки русского языка стали доказывать, черкесогаи были не черкесскими армянами, а черкесами, которые жили на опушках лесов, то есть слово «гай» (hay) надо понимать не в смысле «армянин», а как «лесок». Бесспорно, что любая гипотеза имеет право на жизнь. Имеет право на жизнь и гипотеза черкесско-казачьего происхождения Армавира. Однако гипотеза имеет право на жизнь только в том случае, если способна ответить на ряд возникающих вопросов. Так, Армянская Церковь в Армавире была построена с разрешения царского правительства и при его финансовой поддержке. Но еще есть факт существования исторического документа - «Указа военного министра командиру Кавказского корпуса от 10 июля 1844 г. "О дозволении в армянском ауле против учреждения Прочноокопского открыть приходское училище"». Таким образом, военный министр признавал существование армянского аула в районе крепости Прочный Окоп в изучаемый период.
В заключение можно отметить основной факт первичного основания станицы Прочноокопской. Современная история началась в XVIII в. после подписания Кючук-Кайнарджийского мирного договора с Османской империей (Турцией). И до этого Турция занималась насаждением ислама в завоеванных землях, но после каждой из войн с Россией,
закончившихся на невыгодных для Турции условиях, истребление христиан на территории Турции происходило с особым рвением. Кючук-Кайнарджийский договор был утвержден султаном в 1775 г. после разгрома Турции в войне (1768- 1774) [12, с. 131]. Крымское ханство и Кубань стали по условиям договора независимыми и от Турции, и от России, но на самом деле влияние России в этих землях усилилось, поэтому вскоре турки заняли Тамань и собирались захватить Крым. В ответ русские войска оттеснили турок за Кубань и установили в Крыму власть императрицы. В этот период будущему фельдмаршалу, а тогда еще генерал-поручику Суворову поручили построить укрепленную линию протяженностью 540 верст от Ставрополя до устья Кубани по правому берегу реки. 16 января 1778 г. Суворов прибыл на Кубань и уже через 100 дней было построено пять крепостей и десять редутов. Трактатом 1783 г. турецкий султан признал присоединение Крымского ханства и всего степного Прикубанья к России, а по реке Кубань прошла граница с Турцией. Укрепленная линия Суворова заканчивалась Царицынской крепостью, в которой был гарнизон из гренадерской роты Нижегородского полка, мушкетерской роты и двух драгунских эскадронов Астраханского полка. В 1784 г. по приказу Кавказского генерал-губернатора Потемкина недалеко от расположения Царицынской была построена крепость Прочный Окоп. После очередной русско-турецкой войны (1787- 1791) на правый берег Кубани начали переселять донских казаков и казаков Черноморского войска. В 1794 г. у крепости Прочный Окоп поселились 200 семей донских казаков. Так появилась станица Прочноокопская, но на карте 1794 г. (ниже) она еще не отмечена. Эта карта примечательна тем, что на ней есть Нахичевань, но еще нет Ростова на Дону, хотя сначала была построена крепость Ростовского и Ярославского Димитрия (крепость святого Димитрия Ростовского, Ростовская крепость, Ростов на Дону), а потом под ее защиту переселились армяне из Крыма, основав Нор-Нахичеван (Нахичевань на Дону, Нахичевань).
Что же касается участия иногородних в развитии Армавира, но не его основании, можно отметить тот факт, что лишь со строительством Владикавказской железной дороги в 1875 г., прошедшей через Армавир, в село хлынул поток переселенцев из центра России. Это действительно послужило мощным толчком для развития экономики. По данным переписи 1897 г., в Армавире проживало 18 113 чел., а через 15 лет количество жителей составило уже 44 500 человек, из которых только 5 200 принадлежало к коренному населению [13, с. 81]. С 1885 г. иногородние жители Армавира начинают борьбу за преобразование селения в город, против чего в лице сельского волостного правления выступало коренное население, опасавшееся потери власти и источников доходов (Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 года. Краснодар, 1997. С. 25). Этот факт свидетельствует о том, что к концу XIX в., несмотря на явное численное преобладание иногородних, основатели Армавира -коренные жители черкесогаи все еще сохраняли определенные привилегии. И только 23 марта 1914 г. Николай II особым указом преобразует Армавир в город, а с 1915 г. здесь начнут действовать городская дума и управа. (Особенности развития Армавира, в том числе его национальный состав, в первое десятилетие советской власти рассмотрены в монографии Нежигай Э.Н. Городская культура Кубани периода нэпа. Краснодар, 2010) [14, с. 84].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ И ПРИМЕЧАНИЯ
1. Иванов С. Современное состояние Армавира // Газета "Кавказ". - 1852. - № 35; - 1853. - № 32, 34; Армавир, там же. - 1850. - № 45; Ланге. К вопросу о преобразовании Армавира в город, там же. - 1905. - № 129; Щербина Ф.А. История Армавира и черкесо-гаев. - Екатеринодар, 1916.
2. Виноградов Б.В. Средняя Кубань. Земляки и соседи. Формирование традиционного населения. Книга историко -культурных регионоведческих очерков. - Армавир. 1995; Армяне закубанские (черкесо-гаи). - Армавир, 1995.
3. Колесов И. - заведующий отделом этнографии Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Фелицына и преподаватель Кубанского государственного университета в ряде работ.
4. Петров В.И. Социально-экономическое развитие Кубанской области во второй половине XIX века // Вестник Академии знаний. - 2012. - № 2. - С. 64-69.
5. Виноградов В.Б. Средняя Кубань. Земляки и соседи ...
6. Там же. - С. 42.
7. Петров В.И. К изучению крестьянского населения России во второй половине XIX века // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. - 2012. - № 3-4 (55-56). - С. 136-141.
8. Касьянов В.В. Культурология. Москва - Краснодар. - 2010. - С. 304.
9. Щербина Ф.А. История Армавира и черкесо-гаев - Екатеринодар, 1916. - С. 27.
10. Касьянов В.В., Петров В.И. Историко-демографическая характеристика аграрного населения кубанской области второй половины XIX в. // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - Т. 7. - № 6-2. - С. 4348. DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-43-48
11. Петров В.И. Военно-народное управление и миграционные процессы на Северном Кавказе во второй половине XIX века // Вестник Академии знаний. - 2013. - № 2 (5). - С. 30-32.
12. Петров В.И. Состав населения Среднего Поволжья и Южного Урала во второй половине XIX века. Дис. ... канд. ист. наук. - Оренбург, 2005. - С. 131.
13. Нежигай Э.Н. Монография. Городская культура Кубани периода нэпа. - Краснодар, 2010. - С. 81.
14. Там же. - С. 84.
REFERENCES
1. Ivanov S. Sovremennoe sostoyanie Armavira. Gazeta "Kavkaz", 1852, № 35, 1853, № 32, 34; Armavir, tam zhe, 1850, № 45; Lange, K voprosu o preobrazovanii Armavira v gorod, tam zhe, 1905, No 129; SHCHerbina F. A., Istoriya Armavira i cherkeso-gaev, Ekaterinodar, 1916; [the current state of Armavir. The newspaper "Caucasus", 1852, No. 35, 1853, No. 32, 34; Armavir, ibid., 1850, No. 45; Lange, To the question of the transformation of Armavir in the city, ibid., 1905, No. 129; Shcherbina F.A. History of Armavir and cerkeso-Gaev, Ekaterinodar, 1916;].
2. Vinogradov B.V. «Srednyaya Kuban'. Zemlyaki i sosedi». Formirovanie tradicionnogo naseleniya. Kniga istoriko-kul'turnyh regionovedcheskih ocherkov. Armavir. 1995., «Armyane zakubanskie (cherkeso-gai) [Vinogradov B.V. "The Middle Kuban. Countrymen and neighbours". The formation of the traditional population. The book is historical-cultural regional essays. Armavir. 1995.], "The Armenians of Kuban (Cherkes-Gai). Armavir, 1995.
3. Kolesov I. - zaveduyushchij otdelom ehtnografii Krasnodarskogo gosudarstvennogo istoriko-arheologicheskogo muzeya-zapovednika im. Felicyna i prepodavatel' Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta v ryade rabot. [Kolesov I. - head of Department of Ethnography of the Krasnodar state historical and archaeological Museum-reserve them. Fe-litsyna and teacher of the Kuban state University in a number of works].
4. Petrov V.I. Social'no-ehkonomicheskoe razvitie Kubanskoj oblasti vo vtoroj polovine XIX veka. [Petrov V. I. Socioeconomic development of the Kuban region in the second half of the nineteenth century.]. Bulletin of the Academy of knowledge. 2012. No. 2. Pp. 64-69. Vestnik Akademii znanij. 2012. № 2. p. 64-69.
5. Vinogradov V.B «Srednyaya Kuban'. Zemlyaki i sosedi». Formirovanie tradicionnogo naseleniya. Kniga istoriko-kul'turnyh regionovedcheskih ocherkov. [Vinogradov V. B "Average Kuban. Countrymen and neighbours". The formation of the traditional population. The book is historical-cultural regional essays]. Armavir. 1995.
6. Tam zhe. [Ibid. P. 42.]. p. 42.
7. Petrov V.I. K izucheniyu krest'yanskogo naseleniya Rossii vo vtoroj polovine XIX veka. [Petrov V. I. the study of the peasant population of Russia in the second half of the XIX century. Economy]. Ehkonomika. Pravo. Pechat'. Vestnik KSEHI. 2012. № 3-4 (55-56). p. 136-141.
8. Kas'yanov V.V. Kul'turologiya. Moskva - Krasnodar. 2010. S. 304. [Kasyanov V.V. Cultural Studies. Moscow - Krasnodar. 2010. P. 304].
9. Shcherbina F. A., Istoriya Armavira i cherkeso-gaev, [Shcherbina F. A., History of Armavir and cerkeso-Gaev, Ekaterinodar, 1916. Pp. 27]. Ekaterinodar, 1916. p. 27.
10. Kas'yanov V.V., Petrov V.I. Istoriko-demograficheskaya harakteristika agrarnogo naseleniya kubanskoj oblasti vtoroj poloviny XIX v.. [ Kasyanov V. V., Petrov V. I. the Historico-demographic characteristics of the agricultural population of the Kuban region in the second half of the XIX century. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2015. Vol. 7. No. 6-2. Pp. 43-48. DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-43-48
11. Petrov V.I. Voenno-narodnoe» upravlenie i migracionnye processy na Severnom Kavkaze vo vtoroj polovine XIX veka. [Petrov V. I. Military-popular" administration and migration processes in the North Caucasus in the second half of the nineteenth century. Bulletin of the Academy of knowledge. 2013. No. 2 (5). Pp. 30-32]. Vestnik Akademii znanij. 2013. № 2 (5). S. 30-32.
12. Petrov V.I. Sostav naseleniya Srednego Povolzh'ya i YUzhnogo Urala vo vtoroj polovine XIX veka. Dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata istoricheskih nauk. [Petrov V. I. the Composition of the population of the Middle Volga and southern Urals in the second half of the nineteenth century. The dissertation on competition of a scientific degree of candidate of historical Sciences / Orenburg, 2005, p. 131 ]. Orenburg, 2005, S. 131.
13. Nezhigaj EH. N. Monografiya. Gorodskaya kul'tura Kubani perioda nehpa. [Naigai E. N. Monograph. Urban culture of the Kuban to the NEP. Krasnodar, 2010, p. 81]. Krasnodar, 2010, S. 81.
14. Tam zhe, [Ibid., p. 84.]. S. 84.
Информация об авторе
Касьянов Валерий Васильевич, доктор исторических наук, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России, Кубанский государственный университет,
г. Краснодар, Россия [email protected]
Петров Владимир Иванович, кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории России, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия [email protected]
Information about the author
Valéry V. Kasyanov, Doctor of Historical Sciences, Doctor of Social Sciences, Professor, Head of Department of Russian History, Kuban State University,
Krasnodar, Russia [email protected]
Vladimir I. Petrov, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of Russian History, Kuban State University, Krasnodar, Russia [email protected]
Басте Разиет Юсуфовна, преподаватель, кафедра истории России, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия [email protected].
Raziet U. Baste, Lecturer, Department of Russian History, Kuban State University,
Krasnodar, Russia [email protected]
Получена: 07.10.2016
Для цитирования статьи: Касьянов В.В., Петров В. И., Басте Р. Ю. Заселение города Армавира (к вопросу изучения социально-экономической истории Кубанского края XIX в.).
Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 5. Часть 2. с. 69-74. Сок 10.17748/2075-9908-2016-8-5/2-69-74.
Received: 07.10.2016
For article citation: Kasyanov V.V., Petrov V.l., Baste R.U., Zaselenie goroda Armavira (k vo-prosu izuchenija social'no-jekonomicheskoj isto-rii Kubanskogo kraja XIX v.). [ Settling of Armavir (to the problem of study of social and economic history of kuban region in XIX century)]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 5. Part. 2. Pp. 69-74. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-5/2-69-74. (in Russian)