Научная статья на тему 'АНКЕТИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ'

АНКЕТИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / физическая культура и спорт / анкетирование / дистанционное обучение / качество образования / students / physical culture and sports / questioning / distance learning / quality of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыганенко Олеся Сергеевна

Выявлена степень удовлетворенности студентов процессом предоставления образовательных услуг по предмету «Физическая культура и спорт» во время дистанционного формата обучения на основе анонимного анкетирования обучающихся 1–3-х курсов. Проанализированы полученные данные, позволяющие определить проблемы и наметить пути совершенствования учебно-воспитательного процесса с целью повышения качества психофизической подготовки будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цыганенко Олеся Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ QUESTIONNAIRES AS ONE OF THE TOOLS FOR IMPROVING THE DISTANT EDUCATIONAL PROCESS

The degree of students' satisfaction with the process of providing educational services in the subject "Physical Culture and Sports" during the distance learning format was revealed based on an anonymous survey of students of 1–3 courses. The obtained data are analyzed, allowing to identify problems and outline ways to improve the educational process in order to improve the quality of psychophysical training of future specialists.

Текст научной работы на тему «АНКЕТИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 796.011.3:378.172 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-9-36-46

АНКЕТИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ

О.С. Цыганенко

Выявлена степень удовлетворенности студентов процессом предоставления образовательных услуг по предмету «Физическая культура и спорт» во время дистанционного формата обучения на основе анонимного анкетирования обучающихся 1-3-х курсов. Проанализированы полученные данные, позволяющие определить проблемы и наметить пути совершенствования учебно-воспитательного процесса с целью повышения качества психофизической подготовки будущих специалистов.

Ключевые слова: студенты, физическая культура и спорт, анкетирование, дистанционное обучение, качество образования.

STUDENTS' QUESTIONNAIRES AS ONE OF THE TOOLS FOR IMPROVING THE DISTANT EDUCATIONAL PROCESS

Цыганенко Олеся Сергеевна, старший преподаватель, ustimenko-o@mail.ru, Россия, Москва, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана

Tsyganenko O.S., senior lecturer, ustimenko-o@mail.ru, Russia, Moscow, Bauman Moscow State Technical University

The degree of students' satisfaction with the process of providing educational services in the subject "Physical Culture and Sports" during the distance learning format was revealed based on an anonymous survey of students of 1-3 courses. The obtained data are analyzed, allowing to identify problems and outline ways to improve the educational process in order to improve the quality of psy-chophysical training of future specialists.

Key words: students, physical culture and sports, questioning, distance learning, quality of education.

Для эффективного функционирования высшего образовательного учреждения необходимо постоянное совершенствование его деятельности, которое невозможно без периодического анализа фактического состояния учебно-воспитательного процесса.

Известно, что учебная дисциплина «Физическая культура и спорт» в высшем учебном заведении входит в число обязательных дисциплин, поскольку является компонентом общей культуры, профессионального становления обучающихся, их психофизической подготовки к будущей профессиональной деятельности в течение всего периода обучения.

Главная цель, поставленная перед преподавателями дисциплины «Физическая культура и спорт», - это всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности, а также самореализации человека в процессе развития своих духовных и физических способностей посредством физкультурной деятельности, освоения обучающимися ценностей психофизического здоровья, что особенно стало актуальным в период карантинных мер при пан-

демии. Предмет «Физическая культура и спорт» в высшем учебном заве -дении профессионального образования является не только учебной дисциплиной, но и важнейшим компонентом целостного развития личности, поскольку выпускникам предстоит в будущем соприкоснуться с реальностью жизни, достаточно технологизированной, напряженной и насыщенной конфликтными ситуациями.

Современное образование предусматривает дистанционные формы обучения, но необходимо учитывать специфику предметов. Физическая культура требует определенного подхода, в отличие от других учебных предметов, так как невозможно ограничиться заочным выполнением тестовых заданий [10].

В то же время необходимо получать обратную связь от обучающихся, чтобы понимать, насколько эффективны методики, применяемые преподавателями кафедры «Физическая культура и спорт» во время пере -хода на дистанционные формы обучения.

Необходимо напомнить, что в связи с переходом на дистанционное обучение студенты большую часть времени проводят за компьютером в «сидячем» положении, что влечет за собою как заболевание глаз, так и искривление позвоночника и т. д.

Помимо этого, занятия физической культурой необходимы для сохранения психологического здоровья в период самоизоляции. В указанный период повышается вероятность возникновения неблагоприятного функционального состояния вследствие малого двигательного компонента и значительного психического напряжения, сопровождающего гиподина -мический характер учебной деятельности [8].

Таким образом, в период локдауна физическая активность и методы расслабления могут быть ценными инструментами в сохранении спокойствия и защите психологического здоровья [2].

Также следует подчеркнуть, что в Московском государственном техническом университете имени Н.Э. Баумана (МГТУ им. Н.Э. Баумана) важнейшей задачей является создание здоровьесберегающей и здоровье-формирующей образовательной среды, необходимой и достаточной для физического, психического и нравственного развития личности обучаю -щихся, формирования у них устойчивой мотивации к здоровому образу жизни. Кроме этого, студентам объясняют, что физическая активность помогает нивелировать негативные последствия дистанционного формата обучения.

Иными словами, к предмету «Физическая культура и спорт» как одному из важнейших элементов укрепления здоровья студентов требуются также новые подходы для повышения их значимости и эффективно -сти, особенно в период дистанционного формата. Следовательно, для того чтобы оценить перспективы и наметить конкретные пути совершенствова -

ния таких форм занятий, необходимо, прежде всего, выяснить отношения самих студентов к ним, особенно к обязательным практическим занятиям по физической культуре.

В работах ряда ученых исследуются ведущие факторы формирова -ния социального здоровья, убедительно доказывается необходимость использования потенциала физической культуры как одного из эффектив -ных средств формирования и поддержания социального здоровья человека, позитивных характеристик физического состояния и потенциала личности, что особенно актуально в период таких ситуаций, как локдаун [1].

Следует отметить, что во время перехода на дистанционный формат преподавания обучение по предмету «Физическая культура и спорт» резко изменяется, становится интерактивным, повышается интенсивность учебно-воспитательного процесса как для профессорско-преподавательского состава, так и для обучающихся.

Известно, что в домашних условиях человеку тяжелее всего заставить себя тренироваться из-за наличия огромного количества отвлекающих факторов и отсутствия внешней мотивации в виде других тренирующихся людей [9].

Ряд ученых отмечают, что во время занятий физической культурой на дому появилась большая проблема с выполнением учебной программы по дисциплине и переходом к разработке новых идей реализации домашнего обучения студентов [5]. Потребовалось стимулировать и контролировать самостоятельную физкультурно-спортивную деятельность обучающихся с учетом индивидуальных двигательных возможностей [6].

Помимо этого, в условиях вынужденного перевода учебного процесса на дистанционную форму обучения необходимо было разрешить противоречие между использованием традиционной формы, то есть практическим аспектом физического воспитания обучающихся в вузе, и необходимостью применения дистанционных образовательных технологий в процессе организации учебно-воспитательного процесса [12].

Сформированность компетенции студента, как следует из ряда исследований, может быть создана лишь в ходе творческого, иными сло -вами, нерепродуктивного соучастия в образовательном процессе. К тому же, рассматривать деятельность преподавателя и студента необходимо как единый процесс, в центре анализа которого должна быть деятельность студента [14].

Цель исследования - выявить степень удовлетворенности обучающихся процессом предоставления образовательных услуг по предмету «Физическая культура и спорт» во время дистанционного формата обуче -ния.

Задачи исследования:

1) разработать вопросы для проведения эмпирического исследова -ния степени удовлетворенности обучающихся процессом предоставления образовательных услуг по предмету «Физическая культура и спорт» во время дистанционного формата обучения;

2) охарактеризовать исследуемую выборку;

3) проанализировать результаты, полученные в процессе анкетирования;

4) представить результаты эмпирического исследования на обсуждение.

Методика и организация исследования. В ходе исследования применялись как количественные, так и качественные методы исследования. Количественные методы представлены закрытыми вопросами, подсчетом результатов, визуализацией, качественные - открытыми вопросами, интерпретацией и оценкой результатов.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе был подготовлен список вопросов для анкетирования, на втором - непосредственно проведено анкетирование, на третьем - выполнены обработка результатов и экспертная оценка, обсуждены результаты исследования со специалистами.

В анкетировании приняли участие 474 студента 1-3-х курсов МГТУ им. Н.Э. Баумана, то есть данная выборка является репрезентативной. Анкетирование было анонимным, студентов просили указать только курс и номер группы, выбрать подходящий ответ из предложенных или дать свой.

Необходимо подчеркнуть, что процесс анкетирования вовлекает обучающихся в совместную творческую деятельность преподавателя и студентов и помогает в совершенствовании учебного процесса во время периода дистанционного обучения, в этом и заключается актуальность данного эмпирического исследования.

Обучающимся 1-3-х курсов была предложена анкета, примеры вопросов и вариантов ответов представлены в таблице.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты анкетирования позволяют констатировать, что студенты, находясь на дистанционном обучении, испытывая дефицит общения с преподавателями и другими студентами, довольно объективно оценивают возможности дистанционного формата обучения и ценят его положительные стороны, среди которых экономия времени, занятия в комфортной обстановке и др.

Согласно результатам исследования только 3 % студентов не видят никаких положительных моментов в дистанционном образовании. В целом же студенты относятся положительно к применению дистанционных технологий в образовании и предпочли бы и в дальнейшем их использовать в виде дополнительных занятий либо консультаций.

Примеры вопросов и предлагаемых ответов анкеты

№ п/п Вопрос Варианты ответов

1 Какой вариант проведения дистанционного занятия по дисциплине «Физическая культура и спорт» для вас предпочтительнее? 1. Когда преподаватель заранее высылает методические указания, в начале занятия объясняет технику выполнения

2. Когда преподаватель демонстрирует видео из соцсетей, YouTube и др.

3. Когда преподаватель делает упражнение в режиме «реального времени», сопровождая показ методическими указаниями

4. Другой

2 Насколько комфортно вы чувствуете себя на дистанционных занятиях по физической культуре? 1. Довольно комфортно

2. Ощущаю дискомфорт

3. Зависит не от формата занятия, а от самочувствия

4. Другой

3 Какое ваше отношение к дистанционному мотивационному консультированию? 1. Положительное

2. Отрицательное

3. Мнение не сложилось

4. Другой

4 Являются ли необходимым элементом консультации в конце дистанционного занятия по дисциплине «Физическая культура и спорт»? 1. Да, являются

2. Нет, консультации не нужны

3. Мнение не сложилось

4. Другой

Результаты, полученные в ходе эмпирического исследования в МГТУ им. Н.Э. Баумана, коррелируют с результатами подобных исследований в других высших учебных заведениях [13].

Количественные результаты анкетирования обучающихся были оформлены в виде диаграмм (рис. 1-4).

Таким образом, анкетирование обучающихся, которое является методическим средством для получения первичной социологической и со -циально-педагогической информации на основе вербальной коммуникации, проведенное среди студентов 1-3-х курсов МГТУ им. Н.Э. Баумана было анонимным, сплошным, массовым, вопросы носили полузакрытый характер, давая возможность респондентам высказывать свое мнение.

Преимуществом данного метода эмпирического исследования также является то, что анкеты удобно подвергать математической обработке и представлять результаты в виде диаграмм, как в описываемом исследовании.

Какой вариант проведения дистанционного занятия по дисциплине «Физическая культура и спорт» для вас предпочтительнее?

166

Когда преподаватель за ранее высылает методические указания, в начале занятия объясняет темни к у в ы полнени я

Когда преподаватель демонстрирует видео из соцсетей, УоиТиЬе и т.д.

Когда преподаватель делает упражнение в режиме реального времени, сопровождая показ методическими указаниями

Другое

Рис. 1. Диаграмма ответов на первый вопрос анкеты, чел.

Насколько комфортно вы чувствуете себя на дистанционных занятиях по физической культуре?

■ Довольно комфортно

■ Ощущаю дискомфорт

■ 3 а в и сит не от ф ормата за нятия, но от са мочув ста и н

■ Другое

Рис. 2. Диаграмма ответов на второй вопрос анкеты, чел.

Какое ваше отношение к дистанционному мотивационному консультированию?

■ Положительное «Отрицательное ■ Мнение не сложилось «Другое

Рис. 3. Диаграмма ответов на третий вопрос анкеты, чел.

Являются ли необходимым элементом консультации в конце дистанционного занятия по дисциплине «Физическая культура и спорт»?

■ Да, я вля ются "Нет, консульта ци и не нужны - Мнение не сложилось "Другое

Рис. 4. Диаграмма ответов на четвертый вопрос анкеты, чел.

Результаты, полученные в ходе исследования, были учтены профессорско-преподавательским составом кафедры «Физическая культура и спорт» МГТУ им. Н.Э.Баумана при составлении рабочих программ по учебному предмету, методических рекомендаций и др.

Противоречия, выявленные в процессе анкетирования в ответах обучающихся на вопросы о влиянии эмоционального состояния на занятия физической культурой во время дистанционного формата обучения, тре -буют более тщательного дальнейшего изучения.

Негативное отношение обучаюшихся к «Дневникам самоконтроля», которые уже зарекомендовали себя с лучшей стороны в университете, объясняется, вероятнее всего, загруженностью студентов в период дистанци -онного формата обучения, что требует со стороны преподавателей актив -ной работы по изменению отношения студентов к данной стороне деятельности.

По мнению ученых-методистов, ведение «Дневников самоконтроля» обучающегося за состоянием своего здоровья помогает в оценке физического развития и изменений под влиянием занятий физической культурой и спортом. «Дневник самоконтроля» не только развивает мета -предметные умения, но и помогает обучающимся своевременно замечать степень усталости от умственной работы или физической тренировки, приучает следить за состоянием собственного здоровья [11].

Выводы: 1. Для преподавателей переход к дистанционному образованию является не только вызовом, который требует развития необходимых навыков и компетенций, но и открывает новые перспективные возможности для творческого роста: дает возможность смотреть обучающие видеоматериалы на онлайн-платформах, обмениваться приобретенным опытом с коллегами, проводить эмпирические исследования и др.

2. Следует подчеркнуть, что в настоящий период времени наметился явный прогресс в данной области, активно проводятся научные исследования, совершенствуются технические средства.

К примеру, учеными создаются модели работы со студентами с помощью спортивных приложений для мобильных телефонов, которые не только помогают обучающимся, имеющим задолженность по дисциплине «Физическая культура и спорт», но и служат дополнительным средством мотивации к самостоятельным занятиям, являясь как удобным средством самоконтроля за своими тренировочными показателями в учебном процессе, так и средством контроля преподавателями динамики результатов [3].

3. Профессорско-преподавательским составом кафедр физического воспитания приобретаются необходимые навыки, активно вводятся новейшие технологии и методики проведения занятий, для того чтобы вызвать интерес у обучающихся, такие как здоровьесберегающие, игровые и система упражнений Low [4].

4. По мнению ряда ведущих ученых в области физической куль -туры (А.В. Родионов и др.), совершенствование системы физического воспитания оказывает прогрессивное воздействие на усилия спортивных педагогов по воспитанию полноценной личности в рамках физической культуры и спорта. Появляется возможность таким образом построить сис -тему физического воспитания, чтобы физическое развитие обучающихся осуществлялось сопряженно с психическим [7].

Таким образом, поскольку учебная дисциплина «Физическая культура и спорт» в высшем учебном заведении входит в число обязательных

дисциплин, является компонентом общей культуры, профессионального становления обучающихся, психофизической подготовки к будущей профессиональной деятельности в течение всего периода обучения, следова -тельно, для построения качественного учебно -воспитательного процесса по данному предмету при дистанционном обучении требуется еще много усилий, в том числе совместных действий обучающих и обучающихся, а анкетирование студентов непременно будет способствовать прогрессу в сфере образования.

Список литературы

1. Евсеев В.В., Волкова Л.М. Физическая культура в студенческой среде и мотивация занятий спортом // Физическое воспитание и студенче -ский спорт глазами студентов: сб. материалов IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. / ред. Р.А. Юсупов, Б.А. Акишин. Казань: Изд-во КГТУ им. А.Н. Туполева, 2018. С. 20-22.

2. Зайцева Н.В., Кульчицкая Ю.В. Пути реализации дисциплины «Физическая культура» в период самоизоляции студентов вуза // Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий: сб. науч. трудов Междунар. науч.-практ. конф. Белгород: Изд-во АПНИ, 2020. С. 125129.

3. Кариаули А.С. Векторы использования социальных сетей и мобильных приложений в дисциплине «Физическая культура» // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2019. № 1. С. 51-54.

4. Королева И.В., Степашенкова Н.О., Лебедева Е.Г. Современные технологии физического образования студентов вузов // Физическое воспитание в условиях современного образовательного процесса: сб. материалов Национал. науч.-практ. конф. Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2020. С. 109-111.

5. Мызникова А.Р., Марина И.В., Вьюшин С.Г. Проблемы занятий дисциплиной «Физическая культура» у студентов ВоГУ во время самоизо -ляции (COVID-19) // Физическое воспитание в условиях современного образовательного процесса: сб. материалов Национал. науч.-практ. конф. Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2020. С. 123-129.

6. Пашкова Н.Н., Игнатьева М.Г. Приобщение студентов к самостоятельным занятиям физической культурой // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во ЧГСА, 2019. С. 590-594.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Подготовка педагога дополнительного образования в области физической культуры: психологическое сопровождение в детско-юношеском спорте: учебник / под общ. ред. А.В. Родионова. М.: Изд-во «Юрайт», 2020. 251 с.

8. Родионова И.А., Шалупин В.И. Организация дистанционного обучения студентов физической культуре в условиях самоизоляции при пандемии коронавируса // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 12. С. 56-63.

9. Савельева О.В., Люховская Ю.М. Спортивная сфера в условиях пандемии коронавируса: наиболее успешные решения дистанционной сис -темы занятий спортом // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 5 (45). С. 301-306.

10. Смагин Н.И. Дистанционное обучение по физической культуре во время эпидемиологического карантина // Проблемы и перспективы развития образования: сб. материалов XII Междунар. науч. конф. Краснодар: Новация, 2020. С. 31-35.

11. Страдзе А.Э., Пушкина В.Н. Методические рекомендации по организации дистанционного обучения по предмету «Физическая культура»: учеб.-метод. пособие. М., 2018. 156 с.

12. Усачев Н.А., Сурнин Д.И. Организация дистанционного обучения в вузах по циклу дисциплин «Физическая культура и спорт» в усло -виях пандемии // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 7 (185). С. 414-422.

13. Фоменко Е.Г., Колькина Е.А. Опыт реализации дистанционного обучения по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 9. С. 245-250.

14. Цыцора В.Я., Лукиенко Л.В., Каменский М.Н. Анкетирование студентов как фактор активизации учебной деятельности и преподавате -лей, и студентов // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2020. Вып. 4. С. 76-81.

References

1. Evseev V.V., Volkova L.M. Fizicheskaya kul'tura v studencheskoj srede i motiva-ciya zanyatij sportom [Physical culture in the student environment and motivation for sports] // Physical education and student sports through the eyes of students: sat. materials of the IV All-Russia. scientific-practical. conf. with international participation / ed. R.A. Yusupov, B.A. Akishin. Kazan: Publishing house of KSTU im. A.N. Tupoleva, 2018. P. 20-22.

2. Zajceva N.V., Kul'chickaya Yu.V. Puti realizacii discipliny «Fizicheskaya kul'tura» v period samoizolyacii studentov vuza [Ways of implementing the discipline "Physical culture" during the period of self-isolation of university students] // Development of science, national innovation system and technologies: coll. scientific Proceedings of the Intern. scientific-practical. conf. Belgorod: Publishing house of APNI, 2020. P. 125-129.

3. Kariauli A.S. Vektory ispol'zovaniya social'nyh setej i mobil'nyh prilozhenij v discipline «Fizicheskaya kul'tura» [Vectors of using social networks and mobile applications in the discipline "Physical culture"] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: upbringing, education, training]. 2019. No. 1. P. 51-54.

4. Koroleva I.V., Stepashenkova N.O., Lebedeva E.G. Sovremennye tekhnologii fi-zicheskogo obrazovaniya studentov vuzov [Modern technologies of physical education of university students] // Physical education in the conditions of the modern educational process: sat. materials National. scientific-practical. conf. Shuya: Publishing house of the Shuya branch of IvGU, 2020. P. 109-111.

5. Myznikova A.R., Marina I.V., V'yushin S.G. Problemy zanyatij disciplinoj «Fizi-cheskaya kul'tura» u studentov VoGU vo vremya samoizolyacii (COVID-19) [Problems of practicing the discipline "Physical culture" among students of VSU during self-isolation (COVID-19)] // Physical education in the conditions of the modern educational process: coll. materials National. scientific-practical. conf. Shuya: Publishing house of the Shuya branch of IvGU, 2020. P. 123-129.

6. Pashkova N.N., Ignat'eva M.G. Priobshchenie studentov k samostoyatel'nym za-nyatiyam fizicheskoj kul'turoj [Introducing students to independent physical education classes] // Actual problems of physical culture and sports in modern socio-economic conditions: coll. materials of the International scientific-practical. conf. Cheboksary: ChGSA Publishing House, 2019. P. 590-594.

7. Podgotovka pedagoga dopolnitel'nogo obrazovaniya v oblasti fizicheskoj kul'tury: psihologicheskoe soprovozhdenie v detsko-yunosheskom sporte [Training of a teacher of additional education in the field of physical culture: psychological support in children's and youth sports]: textbook / ed. ed. A.V. Rodionov. M.: Yurayt Publishing House, 2020. 251 p.

8. Rodionova I.A., Shalupin V.I. Organizaciya distancionnogo obucheniya studentov fizicheskoj kul'ture v usloviyah samoizolyacii pri pandemii koronavirusa [Organization of distance learning for students of physical culture in conditions of self-isolation during the co-ronavirus pandemic] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical culture. Sport]. 2020. Iss. 12. P. 56-63.

9. Savel'eva O.V., Lyuhovskaya Yu.M. Sportivnaya sfera v usloviyah pandemii koronavirusa: naibolee uspeshnye resheniya distancionnoj sistemy zanyatij sportom [Sports sector in the context of the coronavirus pandemic: the most successful solutions for the remote system of sports] // Skif. Voprosy studencheskoj nauki [Skif. Issues of student science]. 2020. No. 5 (45). P. 301-306.

10. Smagin N.I. Distancionnoe obuchenie po fizicheskoj kul'ture vo vremya epide-miologicheskogo karantina [Distance learning in physical culture during the epidemiological quarantine] // Problems and prospects for the development of education: sat. materials XII Intern. scientific conf. Krasnodar: Novation, 2020. P. 31-35.

11. Stradze A.E., Pushkina V.N. Metodicheskie rekomendacii po organizacii distan-cionnogo obucheniya po predmetu «Fizicheskaya kul'tura» [Guidelines for the organization of distance learning in the subject "Physical culture"]: textbook-method. allowance. M., 2018. 156 p.

12. Usachev N.A., Surnin D.I. Organizaciya distancionnogo obucheniya v vuzah po ciklu disciplin «Fizicheskaya kul'tura i sport» v usloviyah pandemii [Organization of distance learning in universities on the cycle of disciplines "Physical culture and sport" in a pandemic] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2020. No. 7 (185). P. 414-422.

13. Fomenko E.G., Kol'kina E.A. Opyt realizacii distancionnogo obucheniya po discipline «Elektivnye kursy po fizicheskoj kul'ture i sportu» [Experience in the implementation of distance learning in the discipline "Elective courses in physical culture and sports"] // So-vremennye naukoemkie tekhnologii [Modern science-intensive technologies]. 2021. No. 9. P. 245-250.

14. Cycora V.Ya., Lukienko L.V., Kamenskij M.N. Anketirovanie studentov kak faktor aktivizacii uchebnoj deyatel'nosti i prepodavatelej, i sudentov [Questioning students as a factor in the activation of educational activities and teachers and students] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika [Bulletin of Tula State University. Pedagogy]. 2020. Iss. 4. P. 76-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.