Научная статья на тему 'АНКЕТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ РАБОТНИКОВ МОЛОКОЗАВОДОВ'

АНКЕТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ РАБОТНИКОВ МОЛОКОЗАВОДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНКЕТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ РАБОТНИКОВ МОЛОКОЗАВОДОВ»

5. Савельев В. И., Сырникова Н. А. // Психол. журн.— 1985.— № 6.-С. 49-56.

6. Стегунин С. И., Зенина Л. А., Саморукова 3. Ф. // Здравоохр. Рос. Федерации,—1986,—№ 1.—С. 10—12.

7. Шахгельдянц А. Е. Методические рекомендации не расчету

показателей, анализу и оценке состояния качества и эффективности диспансеризации рабочих и служащих промышленных предприятий.—М., 1984.

Поступила 13.06.90

© В. Т. ЦУРИКОВ, В. В. ГАВРЮШЕНКО, 1В91 УДК 613:364.464|:637.1/.3

В. Т. Цуриков, В. В. Гаврюшенко

АНКЕТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ РАБОТНИКОВ МОЛОКОЗАВОДОВ

Луганский областной центр здоровья

Молочные продукты как ценные пищевые компоненты необходимы в рационе питания лиц всех возрастов. Но они относятся к группе скоропортящихся продуктов и являются хорошей средой для развития патогенных микробов. Инфицированное молоко представляет большую опасность для здоровья человека. По данным ученых ряда стран, насчитывается свыше 25 различных заболеваний, которые могут передаваться через молоко.

Поэтому надлежит строго соблюдать санитарные правила на всех этапах получения, хранения, перевозки и реализации молока и молочных продуктов.

Анализ инфекционной заболеваемости и результаты расследования вспышек острых кишечных инфекций у населения Луганской области в 1988—1989 гг. свидетельствует, что первопричиной их возникновения в большинстве случаев послужила недостаточная санитарная грамотность лиц, производящих и реализующих пищевые продукты, отсутствие у них четко выработанных навыков правильного гигиенического поведения.

Подтверждением тому является вспышка дизентерии среди населения Луганска и Лутугинского района Луганской области в 1989 г., которая была вызвана употреблением в пищу бактериально загрязненной работниками гормолокозаво-да .V« 1 Луганска молочной продукции, а именно сметаны.

Данными об уровне гигиенической грамотности работников молокозаводов специалисты санэпидстанций в центре здоровья до возникновения вспышки располагали в недостаточном объеме, и поэтому в 1989 г. Луганским областным центром здоровья был проведен анкетный опрос работников основных и вспомогательных профессий молокозаводов в Луганске, Лисичанске, Красном Луче, Краснодоне, Стаханове, Свердловске, а также в Троицком, Славяносербском, Новопсковском, Марковском и Кременском районах.

Анкетным опросом было охвачено 747 работников 11 молокозаводов области (из 22 имеющихся), что позволило сделать обобщение, вывести средний показатель уровня гигиенических знаний и обеспечило достаточную достоверность полученных данных.

Опрос был анонимный, без указания должности, с предварительным пояснением цели исследования, что позволило исключить какое-либс влияние на опрашиваемых, полнее раскрыть уровень их знаний.

Анкета содержала 15 вопросов. Они были общими, не дифференцированными на профессии, охватывали различные аспекты личной гигиены и производственной санитарии, предусмотренные учебной программой гигиенической подготовки работников молокозаводов, утвержденной Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР в 1980 г.

На каждый вопрос было предложено от 5 до 10 ответов, из которых опрашиваемый (респондент) должен был выбрать правильный с его точки зрения.

Анализ результатов исследования показал, что ни на один поставленный вопрос не было получено 100 % правильных и полных ответов. На вопрос: «Когда работники молокозавода должны проходить медосмотр» 8(1%) опрошенных не ответили, что медосмотр необходимо проходить при приеме на

работу, 402 (54 %) — если в семье кто-то заболел кишечным заболеванием, 220 (30 %) — при появлении поноса или других признаков кишечньх заболеваний у самого работающего. Не все опрошенные знают, в каких случаях нельзя приступать к работе. Так, 10 (4 %) человек не знают, что нельзя приступать к работе при поносе, 311 (40%) — при наличии кишечных заболеваний в семье, 96 (13%) — при острой форме туберкулеза.

Опрошенные недостаточно четко осведомлены, как часто надлежит проходить бактериологическое обследование, при этом 109 (15%) человек не знают, что бактериологическое обследование необходимо при поступлении на работу, 235 (21 %) — по эпидпоказаниям, 304 (41 %) — при частом поносе; 3 (0,4 %) опрошенных ответили, что не знают сроков прохождения такого обследования. При анализе информированности респондентов о сроках прохождения планового курсового гигиенического обучения правильные ответы дали 210 (29%) опрошенных. Остальные назвали самые противоречивые сроки: 146 (19%) считают, что обучаться необходимо только перед аттестацией, 12 (2 %) — 1 раз в 3 года, 368 (49 %)—ежегодно, 11 (1%) не дали ответа.

Большинство опрошенных (87 %) осведомлены о путях передачи возбудителей кишечных инфекций, но вместе с тем 17 (3%) человек не назвали инфицированные микробами руки, 117 (16%)—воду, 192 (26 %)—пищевые продукты, 69 (10 %) — мух. 75 (1 %) человек утверждают, что возбудители кишечных инфекций могут передаваться при чихании, кашле, разговоре, т. е. воздушно-капельным путем.

У работников мслокозаводов отсутствуют настороженность и достаточная осведомленность о недопустимости работы при наличии гнойничковых заболеваний. Об этом свидетельствует тот факт, что 100 (14 %) человек считают, что с гнойничковыми заболеваниями можно работать на молокозаводе, 131 (17 %) — можно, но только на мейке оборудования; 2 (0,2 %) опрошенных ответили, что не знают, допускаются н к работе лица с гнойничковыми заболеваниями.

Значительный пробел в знаниях опрашиваемых работников молокозаводов обнаружен по вопросам, касающимся соблюдения правил личной гигиены и профилактики инфекционных заболеваний. Так, 19 (3 %) человек не знают, что нужно вымыть и продезинфицировать руки перед началом работы и после посещения туалета, 67 (8%) — после любого загрязнения рук, 237 (32 %) — перед сборкой вымытой аппаратуры, 252 (36 %) — перед приготовлением заквасок. 2 (0,2 %) человека вообще не знают, когда нужно мыть и дезинфицировать руки.

Правильно назвали концентрацию раствора хлорной извести, применяемой для дезинфекции рук персонала, только 72 % опрошенных, 28 % респондентов не смогли ответить на этот вопрос.

Как правильно хранить спецодежду, знают 679 (90 %) человек, в то же время 10% опрошенных хранят ее неправильно — вместе с домашней одеждой.

Нечетко уяснили себе респонденты, какие профилактические мероприятия необходимо соблюдать на молокозаводе, чтобы не допустить микробного загрязнения молочных про-

дуктов. 9 % опрошенных не знают, что для этого необходимо строго соблюдать правила личной гигиены, 16 % — ставить в известность администрацию, мастера или медработника завода об инфекционных заболеваниях у себя или членов семьи и обратиться к врачу, 11% — отстранять от работы лиц с кишечными заболеваниями, 12 % — содержать в чистоте помещение, оборудование, инвентарь, 14 % — использовать только доброкачественную воду для мытья оборудования и инвентаря.

Опросом выявлено, что 20 (3%) человек не проходили вводный санитарно-гигиенический инструктаж при поступлении на работу. С 66 % опрошенных такой инструктаж проводили специалисты санэпидстанций, а с остальными работниками молокозавода — мастер, директор или главный инженер молокозавода.

Из общего числа опрошенных плановое курсовое гигиеническое обучение прошли в 1988—1989 гг. только 90% работающих.

Таким образом, результаты анкетного опроса работников молокозавода Луганской области свидетельствуют, что вопросу о качестве гигиенического обучения и воспитания работников молокозаводов в названных выше городах и районах уделяется недостаточное внимание. К работе допускаются лица без предварительного санитарно-гигиенического инструктажа; зачастую его проводят не специалисты санэпидстанций, чтр не обеспечивает должного уровня гигиенических знаний у работников молокозавода. Плановым курсовым гигиеническим обучением охвачены не все работающие, подлежащие обучению.

Несмотря на то что опрашиваемым были предложены простые, общепонятные вопросы в пределах учебной программы курсовой подготовки работников молокозавода, не было получено ни одного полного и правильного ответа на поставленные вопросы анкеты.

Особенно трудными для опрашиваемых оказались вопросы, на которые получено наибольшее количество неправильных ответов.

1. Как часто нужно проходить бактериологическое обследование?

2. Можно ли работать на молокозаводе при наличии гнойничковых заболеваний?

3. Какую концентрацию должен иметь раствор хлорной извести для проведения дезинфекции рук?

4. Какие меры предосторожности необходимо соблюдать на молокозаводе, чтобы не произошло загрязнение молочных продуктов болезнетворными микробами?

5. Где должна храниться санитарная одежда?

Полученные данные свидетельствуют о необходимости

перестройки механизма управления гигиенической подготовкой работников молокозаводов независимо от их должности и профессии, для чего надлежит: 1) коренным образом изменить отношение к подбору преподавательских кадров, уровню их профессиональной подготовки и знанию специфики производства молочных продуктов на молокозаводах; 2) взять под особый контроль работников санэпидстанций и центров здоровья вопрос подготовки вновь поступающих на работу и плановой гигиенической подготовки работающих, уровень их

гигиенических знаний и навыков; 3) к преподаванию программных вопросов по курсу гигиены и санитарии работникам молокозаводов допускать только медицинских работников санэпидстанций как наиболее компетентных в этих вопросах. В исключительных случаях к преподаванию могут быть допущены врачи лечебно-профилактических учреждений, после их предварительной инструктивно-методической подготовки в территориальной санэпидстанции; 4) каждому специалисту санэпидстанции по разделу гигиены питания знать и ежегодно планировать количество лиц, подлежащих гигиеническому обучению, с учетом полного охвата обучением за 2 года всех работающих на молокозаводе; 5) перед плановым гигиеническим обучением работающих изучить исходный уровень их гигиенических знаний путем анкетного опроса, с тем чтобы выделить вопросы, которых опрошенные не знают, подробнее остановиться на освещении соответствующих тем; 6) в ходе занятий для закрепления слушателями излагаемого материала преподавателю использовать тематические диафильмы, слайды, плакаты, научную и популярную литературу, конкретные примеры из практики санитарного надзора; 7) обеспечить обучающих учебными пособиями для самостоятельной подготовки, для чего в территориальных санэпидстанциях и центрах здоровья создать фонд учебных пособий, тематических > папок, лекций и бесед, учебных программ; 8) экзамены принимать с обязательным участием врача по гигиене питания санэпидстанции путем устного опроса обучаемых или заполнения ими опросных листов, а при возможности с применением технических средств контроля. Критерием знаний экзаменуемого считать не отметку «сдал», «не сдал», «зачтено», «не зачтено», а пятибалльную оценку, что позволит четко определить уровень подготовки работника молокозавода, необходимость дальнейшей его самоподготовки и индивидуальной санпросветработы с ним, а также решить вопрос о допуске его к работе; 9) специалистам по гигиене питания санэпидстанций и центров здоровья готовить тексты учебных материалов для занятий с медработниками, привлекаемыми к преподаванию основ гигиены и санитарных правил работникам молокозаводов, дополнять существующие учебные программы, обеспечивать санпросветлитературой работников молокозаводов; 10) при каждом посещении молокозавода давать оценку уровню гигиенических знаний и гигиеническому поведению обслуживающего персонала, отражать это в актах проверок и предписаниях; 11) проводить периодическую аттестацию по санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим вопросам руководителей, инженерно-технических работников и других специалистов молокозаводов в сроки, определенные «Положением об аттестации», утвержденным 01.07.80 г.; 12) использовать в гигиеническом обучении работников молокозаводов факультативные формы обучения; лектории, вечера вопросов и ответов, школы мастерства, семинары, смотры-конкурсы «Лучший по профессии».

Все изложенное дает основание рекомендовать анкетный опрос как один из эффективных методов изучения уровня гигиенических знаний работников декретированных групп населения.

Поступила 13.08.90.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 19Э1 УДК 614.3/.4:616-074

А. Е. Лысый, И. С. Самко, В. Я■ Ходырева

К ВОПРОСУ ОБ ОПТИМИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОССАННАДЗОРА

Криворожская городская санэпидстанция

Проблеме оптимизации лабораторной деятельности при ностн должны основываться на все возрастающем исполь-

осуществленин госсаннадзора посвящено значительное число зовании результатов лабораторных исследований, проводимых

публикаций [1—14]. И это вполне оправданно, так как даль- санэпидстанциями (СЭС) [2]. : . ,,м •

нейшее усиление госсаннадзора и повышение его эффек~ив- В последние годы увеличился объем лабораторно-инстру-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.