Научная статья на тему 'ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ ПО ВОПРОСАМ СОВЕТСКОГО ПРАВА'

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ ПО ВОПРОСАМ СОВЕТСКОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ ПО ВОПРОСАМ СОВЕТСКОГО ПРАВА»

ческие положения в гигиене детей и подростков. С. Н. Бабаджа-нов выполнил свыше ста работ по вопросам гигиены детей и подростков Узбекистана, среди них «Гельминтофауна детей дошкольного и школьного возраста Ташкента» (1942 г.), «Полноценные антигены гельминтов и их роль в иммунитете» (1949 г.) и др. Г. Г. Никогосян заведовала кафедрой гигиены детей и подростков Ереванского медицинского института, написала работы по изучению здоровья детей и подростков, физического развития, гигиенических аспектов _ научно-воспитательного процесса, проектирования я строн-тельства детских учреждений Армении; она автор учебника по гигиене детей и подростков. Е. А. Шапошников организовал самостоятельный курс гигиены детей и подростков в Рязанском медицинском институте (1966 г.), установил факторы, способствующие росту заболеваемости ангиной, и дал новое объяснение ее сезонности; выявил объективные и постоянные нормы соматического развития детей, которые заменили многочисленные временные условные стандарты физического развития детей. А. М. Мамедов изучал вопросы гигиены труда подростков Азербайджана в нефтеперерабатывающей промышленности, получил новые данные ло микроклиматическим особенностям различных биоклиматических зон республики, что явилось основанием для расширения курортного строительства и развития медицинской курортологии и климатофизиологии. Он автор монографии «Усовершенствование условий обучения, воспитания и охраны здоровья учащихся средних и профессионально-технических училищ» (1981 г.), 4 учебников и учебных пособий. А. М. Хакимова изучала здоровье детей Татарин в зависимости от геохимических естественных и техногенных условий, значение мнкро-V элементов для эндокринной системы детей. Особое внимание она уделяла здоровью сельских детей в связи с особенностями их питания и медицинского обслуживания, проблеме школьной реформы, влиянию профессионального обучения на здоровье подростков; издала монографию «Эндемический зоб и его профилактика» (1979 г.). Данные о содержании микроэлементов в окружающей среде вошли в таблицы химического состава пищевых продуктов. Работы Д. И. Кагановича посвящены комплексным исследованиям состояния здоровья детей и подростков Сибири, Севера и Дальнего Востока, изучению физического развития дегей-тувинцев. М. К. Исмаи-лов — автор многих работ и 6 монографин по проблеме гигиенической оценки местных продуктов Узбекистана. Он написал учебник по школьной гигиене на узбекском и русском языках (1958 г.). Академик Г. Н. Сердюковская осуществляет руководство ведущим в стране НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков, ВНИЦ профилактической медицины Минздрава СССР, координацией и разработкой проблем влияния факторов окружающей среды на здоровье детей в стране, профориентации

подростков, санитарно-гигиенических правил, нормативов и рекомендаций. Проблеме гигиены детства посвящены труды известных ученых В. Н. Кардашенко, А. Г. Сухарева, И. С. Дронова, М. А. Шаровой и др.

Для многих работ отечественных специалистов в области гигиены детей и подростков характерно проведение их по единым проблемным направлениям в масштабе регионов и страны, обмен опытом на республиканских и союзных конференциях, участие в работе научных медицинских обществ в стране и за рубежом, проявление истинных интернациональных качеств и стремление к сотрудничеству. Профессор Ева Ш.мидт-Кольмер — одна из создателей первых интернациональных связей нашей страны по гигиене детей и подростков. Эти связи в разное время поддерживали П. Ф. Лесгафт. В. С. Лебедев, Н. П. Гундобин, В. М. Бонч-Бруевич (Величкина), Л. В. Писарева, В. П. Лебедева и др. Почетным членом международных научных обществ был С. М. Тромбах. В настоящее зремя Г. Н. Сердюковская и сотрудники ВНИИЦПМ также осуществляют широкие международные связи и комплексные научные исследования по гигиене детей и подростков с учеными зарубежных стран.

В результате исследований отечественных специалистов в области науки и практики гигиены детства получены фундаментальные и обширные результаты. Охрана здоровья подрастающего поколения стала важной государственной задачей, решением которой занимаются коллективы около 30 научно-исследовательских организаций, кафедр и лабораторий. Разработаны система мер по предупреждению неблагоприятного воздействия занятий на учащихся, перечень физиологических критериев профессиональной подготовки подростков к более чем 400 профессиям. В практике здравоохранения используются перечни медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков, санитарные нормы и правила проектирования и строительства детских и подростковых учреждений. Предложена программа скрннннг-тестов для массовых исследований состояния здоровья детей в разных регионах страны, комплексная схема оценки физического развития. Обоснованы критерии проведения и совершенствования государственного санитарного надзора и оценки эффективности работы отделений гигиены детей и подростков в санэпидстанциях. Разрабатываются методологические основы гигиенической науки и практики. Наряду с этим жизнь в своем многообразии и бесконечности выдвигает новые экологические, экономические, со-циально-гнгиеннческие проблемы, требующие своего решения. Исследования отечественных ученых и практических врачей во взаимодействии с зарубежными специалистами при соответствующем кадровом и материально-техническом обеспечении впишут новые главы в историю гигиены детей и подростков.

Поступила 12.04.91

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1993 УДК 614.3/.4:378.661

О. М. Хромченко, В. Я. Голиков, В. Г. Маймулов, А. Л. Зельдин

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ ПО ВОПРОСАМ СОВЕТСКОГО ПРАВА

ЦИУВ Минздрава РФ, Москва; Санкт-Петербургский санитарно-гигиенический медицинский институт; Городской центр

Госсанэпиднадзора, Санкт-Петербург

Эффективность государственного санитарного надзора во многом зависит от уровня правовой подготовки санитарных врачей, полноты использования ими рычагов правового воздействия на санитарно-эпидемиологическое состояние объектов [I, 2|.

С 1976/77 учебного года в высших медицинских учебных заведениях введено преподавание курса «Советское право», отдельные вопросы советского права включены в программы последипломной подготовки санитарных врачей и руководителей СЭС, при этом до 50 % учебного времени отведено изучению трудового законодательства. Вопросам административного, гражданского, уголовного,'семенного права уделено, по нашему мнению, недостаточно внимания.

С целью выявления уровня осведомленности в вопросах советского права был проведен опрос 107 санитарных врачей различных специальностей (см. таблицу).

Опрос показал, что в целом санитарные врачи наиболее осведомлены в вопросах советского трудового и государственного права и проявляют наименьшую осведомленность в во-

просах гражданского, уголовного и семейного нрава. Несмотря на то что осведомленность увеличивается со стажем работы, уровень ее нельзя признать достаточным. Поэтому, необходимо создание системы последипломной подготовки врачей по вопросам советского права.

Основой последипломной подготовки должна стать единая программа, содержащая в обобщенном виде разрозненный нормативно правовой материал, опосредующий 'отношения, связанные с обеспечением санитарно-эпидемического благополучия населении. В качестве организационной формы обучения предлагаются тематические семинары продолжительностью 10 дней (60 ч) для санитарных врачей и эпидемиологов и 15 дней (79 ч) для главных врачей СЭС, их заместителей и заведующих отделами СЭС.

В качестве исходного должно рассматриваться понятие права на санитарно-эпидемиологическое благополучие, которое является частью конституционного права граждан на охрану здоровья. Это право представляет собой систему прав н обязанностей. Праву граждан на санитарно-эпн-де.чнческое благополучие должна соответствовать обязан-

Осведомленность санитарных врачей в вопросах советского права (% положительных ответов)

Стаж работы по спе-

Отрасль советского цкальности. годы

М±т

права

до 5 5—10 свыше 10

Государственное право 39,7 56,1 62,4 52,6±4,9

Административное право 31,6 48,2 49,1 42,9±2,7

Гражданское право 7,5 13,2 21,3 14,0+2,5

Семейное право 27,5 30,8 49,1 36,4±3,8

Трудовое право 40,2 59,7 62,4 54,4-М,1

Уголовное право 24,8 36,3 46,2 36,3±3,7

Правоохранительная дея-

тельность 29,3 48,2 56,4 44,9±5,2

ность органов и учреждений государства, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, общественных и кооперативных организаций по обеспечению данного права, его защите. В то же время на граждан возлагается обязанность конкретного должного поведения в установленных государством рамках, что выражается прежде всего в соблюдении санитарно-гигиенических и санитарно-противо-эпидемических правил и норм.

При подготовке специалистов необходимо учитывать, что в содержание обеспечения права граждан на санитар-но-эпидемическое благополучие, в обязанности санитарных врачей при осуществлении государственного санитарного надзора входит; требование совершения определенных действий или воздержания от них со стороны граждан, должностных и юридических лиц, а также возможность привлечения их к юридической ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих действий (1).

Право на санитарно-эпидемическое благополучие как подсистема социального права характеризуется рядом признаков:

— государственной волей, выраженной в виде санитарного императива, установленного властью и содержащего масштаб должного поведения;

— детерминированностью этой волн интересами сохранения и укрепления здоровья народа, ценностью здоровья, уровнем и перспективой материально-технических условий существования общества;

— материализацией воли государства в виде предписаний, разрешений и запретов;

— наличием специальных государственных органов, призванных обеспечить создание и применение санитарных правил и норм;

— преломлением санитарных предписаний, разрешений и запретов в индивидуальном и коллективном сознании (2].

Право саннтарно-эпидемического благополучия характеризуют государственно-властный характер, неразрывная связь с государством. Необходимо объяснить, что одновременно с органическим единством социалистического государства и права санитарно-эпидемического благополучия между ними могут возникать противоречия. Они связаны с тем, что определенный уровень развития общественных отношений, достигнутый государством в сфере обеспечения санитарно-эпидемического благополучия, может не соответствовать уровню их правового опосредования, и это несоответствие может носить характер опережения или отставания. Так, общественные отношения, связанные с обеспечением санитарно-эпидемического благополучия, опередили уровень их нормативного регулирования Положением о Государственном санитарном надзоре, что потребовало создания ряда новых правовых документов санитарного законодательства. Вместе с тем принятие санитарных правил и норм, опережающих достигнутый государством уровень санитарно-эпидемического благополучия, с неизбежностью влечет развитие системы его обеспечения.

Главной формой внешнего выражения права на санитарно-эпидемическое благополучие является законодательство. Правоотношения по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия заложены в содержании государственного, административного, гражданского, уголовного, трудового, судебного и других отраслей права и носят комплексный характер. При подготовке специалистов необходимо подчеркнуть, что в реальных правоотношениях по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения прослеживаются общие закономерности, объективно обусловленные начала, которые следует считать принципами права на санитарно-эпидемическое

благополучие. Оки не повторяют принципов здравоохранения, так как правоотношения по обеспечению санитарно-эпиде-мического благополучия и отношения, регулируемые юридическими нормами, представляют различные социальные явления [3].

Основополагающей отраслью права, регулирующей отношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемического благополучия, является советское государственное право. Государственное право как основная отрасль права закрепляет основы общественного строя, национально-государственное _ устройство страны, систему государственных органов, опре-деляет компетенцию местных Советов народных депутатов по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия. Устанавливая основы правового положения граждан, в том числе право на охрану здоровья, советское государственное право содержит нормы, регулирующие формы участия граждан в делах государства, в деятельности местных Советов народных депутатов по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия.

Осуществление государственного санитарного надзора сопряжено с широким спектром правоприменительной деятельности, однако наиболее распространенным является административно-правовое регулирование, осуществляемое органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы путем использования предоставленных им властных полномочий. В связи с этим особое значение придается понятию должностного лица санэпиднадзора, определению его компетенции установлению границ возможного и должного поведения [1, 3].

Значительное внимание должно быть уделено изучению гражданско-правового метода обеспечения санитарно-эпиде-мического благополучия, в частности роли договорных отношений, ответственности за вред, причиненный здоровью. Нарушение санитарно-гигиенических правил и норм может повлечь уголовную ответственность виновных лиц. Однако статьи Уголовного кодекса, предусматривающие такую ответственность, носят бланкетный характер и отсылают правоприменительные органы к санитарным нормативным документам. Одной из причин отказа в приеме к производству дел о нарушении санитарных правил и норм, в частности в случае превышения ПДК, является отсутствие видимых последствий такого нарушения и наличия прямой причинной связи между противоправным действием и наступившим результатом — нарушением здоровья граждан. Поэтому важным аспектом последипломной подготовки является изучение правовой природы санитарных норм.

Важное значение имеет рассмотрение роли права на санитарно-эпидемическое благополучие в системе трудовых правоотношений. Фактор здоровья оказывает существенное влияние на возникновение, динамику и прекращение трудовых правоотношений, придавая им соответствующую специфику и изменяя общепринятое равенство сторон. Требозания охраны и укрепления здоровья работающих следует относить к необходимым условиям трудового договора, при этом коллективный договор и соглашение сторон не могут предусматривать условия труда, которые были бы хуже уровня, определенного санитарным законодательством. Создание условий труда, противоречащих санитарному законодательству (превышение ПДК вредных веществ, допустимых уровней шумового воздействия и т. п.), может считаться достаточным основанием для признания трудового договора недействительным [2].

Реализация права на труд в условиях воздействия вредных факторов возможна только после предварительного и периодических медицинских осмотров, в связи с чем рассматривается компетенция СЭС, должностных лиц Госсан-надзора и их ответственность за определение континген-тов лиц, подлежащих осмотрам, и их своевременное прохождение. Важным разделом является рассмотрение органи-зационно-правовых путей обеспечения безопасности разрабатываемых станков, оборудования, технологических процессов, контроль за их вводом в эксплуатацию.

Важным разделом является отработка знаний и умений правоприменительной деятельности по обеспечению саннтарно-эпидемического благополучия населения, совместной работы с органами суда и прокуратуры, органами местных Советов народных депутатов, советами трудовых коллективов и общественными организациями.

Л итература

I. Голиков В. Я., Хромченко О. М., Коваленко Ю. М. Право-

вые основы государственного санитарного надзора.— М., 1985.

2. Зельдин А. Л. // Предупредительный санитарный надзор в гигиене детей и подростков,— Л.. 1988.— С. 31—42.

3. Хромченко О М.. Куценко Г. И. Санитарно-эпидемиологическая служба.— М., 1990.

Поступила 11.03.91

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1993 УДК 614.3/.7: |614:374

В. Т. Пуринов, В. В. Гаврюшенко, Н. Г. Голуб

РОЛЬ АТТЕСТАЦИИ В ГИГИЕНИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕКРЕТИРОВАННЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

Луганский областной центр здоровья; Облагропромсоюз, Луганск

Осуществление задач по повышению эффективности производства, качества продуктов .питания и предупреждению возникновения пищевых отравлений требует непрерывного углубления и расширения профессиональных знаний, роста мастерства руководителей и специалистов пищевых предприятий.

Постоянное повышение квалификации является прямой служебной обязанностью каждого руководителя и специалиста.

Эти задачи успешно решаются там, где хорошо налажена планомерная система профессионального обучения. Наблюдения и исследования, проведенные иа пищевых предприятиях Луганской обл. в 1989—1990 гг. показали, что нарушения технологии производства продуктов питания и санитарных правил напрямую связаны с низким уровнем профессиональных знаний работающих, недостаточной ответственностью руководящего персонала за создание надлежащих санитарно-ги-гиенических условий по соблюдению технологических режимов производства, хранения и реализации продуктов питания.

Контроль за проведением гигиенической подготовки работающих и ее качеством осуществляли с помощью анкет, разработанных областным центром здоровья. Вопросы анкет были составлены в пределах утвержденных учебных отраслевых программ курсовой гигиенической подготовки. Анализ анкетного опроса 747 работников 11 молокозаводов области показал довольно низкий уровень гигиенических знаний работающих [10].

Учитывая такое положение, областной центр здоровья, областная санэпидстанция (СЭС) провели ряд организационно-методических мероприятий. Подготовили и распространили методические рекомендации «Принципы планирования, проведения и учета гигиенического обучения и воспитания декретированных групп населения в системе санэпидслуж-бы», «О состоянии и путях улучшения гигиенического обучения и воспитания декретированных групп населения Луганской области», провели областное межведомственное совещание с руководителями системы облагропромсоюза, обл-потребсоюза, УРСа, управлений торговли и общественного питания, объединения молочной промышленности и др.

Областной центр здоровья и облагропромсоюз в 1990 г. провели плановую аттестацию руководителей и специалистов среднего управленческого звена пищевых предприятий системы облагропромсоюза. В основу порядка ее проведения было взято положение «Об аттестации по санитарко-гигие-ническим и противоэпидемическим вопросам руководителей, инженерно-технических работников и других специалистов общественного питания, торгово-продовольственной сети, пищевой, мясной и молочной промышленности», утвержденное главным государственным санитарным врачом УССР 18.06.80.

Проведению аттестации предшествовал комплекс организационно-методических мероприятий, проведение которых было возложено на заведующего организационно-методическим кабинетом областного центра здоровья и инженера по санитарному надзору облагропромсоюза. В начале года по облагро-про.чу был издан приказ «О проведении аттестации и проверке знаний руководителей и специалистов пищевых предприятий по санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим вопросам». Приказом определены объекты и специалисты, подлежащие аттестации, -рафик проведения аттестации, утвержден состав областной аттестационной комиссии в количестве 5 человек. В ее состав вошли начальник технологической лаборатории, инженер по санитарному надзору облагропромсоюза и представитель областного центра здоровья. Кроме того, к участию в работе областной аттестационной комиссии привлекались представители местных органов госсаннадзора,

центра здоровья и предприятий, специалисты которых подлежали аттестации.

Подготовка аттестуемых к аттестации проводилась очно-заочным методом. За месяц до аттестации им были выданы подготовленные специалистами облагропромсоюз^ и областного центра здоровья вопросники, содержащие 96 вопросов, разработанные с использованием утвержденных Минздравом СССР, Минздравом УССР и отраслевыми министерствами и ведомствами дифференцированных учебных программ и контрольно-опросных анкет для проверки гигиенических знаний работающих [1—9].

Врачи по гигиене питания местных СЭС, специалисты центров здоровья и инженер облагропромсоюза провели на предприятиях тематические занятия и консультации по санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим вопросам, раздали методическую и популярную санитарнс-просветитель-ную литературу для самостоятельной подготовки аттестуемых.

Зная, что справки о санитарной культуре предприятий, представляемые в областные аттестационные комиссии, и самоотчеты аттестуемых, визируемые территориальными СЭС, нередко носят чисто формальный характер, мы несколько изменили методику проведения аттестации, чтобы сделать более эффективной и объективной. В отличие от общепринятого порядка проведения аттестации, когда первые руководители предприятий и их заместители аттестовались непосредственно в областном отраслевом объединении, предоставляя областной аттестационной комиссии необходимую документацию: санитарные паспорта и справки о санитарном состоянии предприятий, рекламации изготовляемой продукции и др., все члены областной аттестационной комиссии выезжали на предприятия, где непосредственно перед аттестацией в присутствии руководителей предприятий проверяли санитарно-техническое и санитарно-гигиеническое состояние предприятий, личные санитарные книжки работающих, прохождение ими необходимых медицинских обследований и курсового гигиенического обучения, записи специалистов СЭС в санитарных журналах. Это позволило аттестационной комиссии более объективно оценить профессиональные способности и личный вклад аттестуемых руководителей и специалистов в создании надлежащей санитарной культуры производства на порученных участках работы.

Плановой аттестации подлежали 109 человек из 11 предприятий пищевой промышленности системы облагропромсоюза. В числе аттестуемых были руководители и их заместители, главные инженеры и инженеры, начальники цехов, заведующие лабораториями, мастера, технологи, заведующие складами и другие специалисты соответственно перечню должностей, подлежащих аттестации.

Аттестацию проводили в виде опроса-собеседования, при этом аттестуемым задавали не менее 3 вопросов с учетом их профессии, из них один был по технологии, другой — по гигиене и санитарии, третий — по противоэпидемическим мероприятиям. Оценка ответов проводилась по 5-балльной системе каждым экзаменатором с последующим выведением среднего балла. Для подтверждения соответствия занимаемой должности аттестуемому необходимо было набрать не менее 12 баллов.

Руководителям и их заместителям задавали вопросы, дающие возможность установить не только знание ими своих прямых обязанностей, санитарных норм и правил, специфики производства, а также объем практических навыков, но и умение организовать и управлять производством, создавать условия для правильного рационального труда, питания и отдыха работающих, т. е. тех социальных условий, которые формируют здоровый образ жизни.

При обсуждении результатов аттестации руководителям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.