Научная статья на тему 'РОЛЬ АТТЕСТАЦИИ В ГИГИЕНИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕКРЕТИРОВАННЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ'

РОЛЬ АТТЕСТАЦИИ В ГИГИЕНИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕКРЕТИРОВАННЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ АТТЕСТАЦИИ В ГИГИЕНИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕКРЕТИРОВАННЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ»

вые основы государственного санитарного надзора.— М., 1985.

2. Зельдин А. Л. // Предупредительный санитарный надзор в гигиене детей и подростков,— Л.. 1988.— С. 31—42.

3. Хромченко О М.. Куценко Г. И. Санитарно-эпидемиологическая служба.— М., 1990.

Поступила 11.03.91

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1993 УДК 614.3/.7: |614:374

В. Т. Пуринов, В. В. Гаврюшенко, Н. Г. Голуб

РОЛЬ АТТЕСТАЦИИ В ГИГИЕНИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕКРЕТИРОВАННЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

Луганский областной центр здоровья; Облагропромсоюз, Луганск

Осуществление задач по повышению эффективности производства, качества продуктов .питания и предупреждению возникновения пищевых отравлений требует непрерывного углубления и расширения профессиональных знаний, роста мастерства руководителей и специалистов пищевых предприятий.

Постоянное повышение квалификации является прямой служебной обязанностью каждого руководителя и специалиста.

Эти задачи успешно решаются там, где хорошо налажена планомерная система профессионального обучения. Наблюдения и исследования, проведенные на пищевых предприятиях Луганской обл. в 1989—1990 гг. показали, что нарушения технологии производства продуктов питания и санитарных правил напрямую связаны с низким уровнем профессиональных знаний работающих, недостаточной ответственностью руководящего персонала за создание надлежащих саннтарно-ги-гиенических условий по соблюдению технологических режимов производства, хранения и реализации продуктов питания.

Контроль за проведением гигиенической подготовки работающих и ее качеством осуществляли с помощью анкет, разработанных областным центром здоровья. Вопросы анкет были составлены в пределах утвержденных учебных отраслевых программ курсовой гигиенической подготовки. Анализ анкетного опроса 747 работников 11 молокозаводов области показал довольно низкий уровень гигиенических знаний работающих [10].

Учитывая такое положение, областной центр здоровья, областная санэпидстанция (СЭС) провели ряд организационно-методических мероприятий. Подготовили и распространили методические рекомендации «Принципы планирования, проведения и учета гигиенического обучения и воспитания декретированных групп населения в системе санэпидслуж-бы», «О состоянии и путях улучшения гигиенического обучения и воспитания декретированных групп населения Луганской области», провели областное межведомственное совещание с руководителями системы облагропромсоюза, обл-потребсоюза, УРСа, управлений торговли и общественного питания, объединения молочной промышленности и др.

Областной центр здоровья и облагропромсоюз в 1990 г. провели плановую аттестацию руководителей и специалистов среднего управленческого звена пищевых предприятий системы облагропромсоюза. В основу порядка ее проведения было взято положение «Об аттестации по санитарко-гигие-ническим и противоэпидемическим вопросам руководителей, инженерно-технических работников и других специалистов общественного питания, торгово-продовольственной сети, пищевой, мясной и молочной промышленности», утвержденное главным государственным санитарным врачом УССР 18.06.80.

Проведению аттестации предшествовал комплекс организационно-методических мероприятий, проведение которых было возложено на заведующего организационно-методическим кабинетом областного центра здоровья и инженера по санитарному надзору облагропромсоюза. В начале года по облагро-прому был издан приказ «О проведении аттестации и проверке знаний руководителей и специалистов пищевых предприятий по санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим вопросам». Приказом определены объекты и специалисты, подлежащие аттестации, -рафик проведения аттестации, утвержден состав областной аттестационной комиссии в количестве 5 человек. В ее состав вошли начальник технологической лаборатории, инженер по санитарному надзору облагропромсоюза и представитель областного центра здоровья. Кроме того, к участию в работе областной аттестационной комиссии привлекались представители местных органов госсаннадзора,

центра здоровья и предприятий, специалисты которых подлежали аттестации.

Подготовка аттестуемых к аттестации проводилась очно-заочным методом. За месяц до аттестации им были выданы подготовленные специалистами облагропромсоюз^ и областного центра здоровья вопросники, содержащие 96 вопросов, разработанные с использованием утвержденных Минздравом СССР, Минздравом УССР и отраслевыми министерствами и ведомствами дифференцированных учебных программ и контрольно-опросных анкет для проверки гигиенических знаний работающих [1—9].

Врачи по гигиене питания местных СЭС, специалисты центров здоровья и инженер облагропромсоюза провели на предприятиях тематические занятия и консультации по санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим вопросам, раздали методическую и популярную санитарнс-просветитель-ную литературу для самостоятельной подготовки аттестуемых.

Зная, что справки о санитарной культуре предприятий, представляемые в областные аттестационные комиссии, и самоотчеты аттестуемых, визируемые территориальными СЭС, нередко носят чисто формальный характер, мы несколько изменили методику проведения аттестации, чтобы сделать более эффективной и объективной. В отличие от общепринятого порядка проведения аттестации, когда первые руководители предприятий и их заместители аттестовались непосредственно в областном отраслевом объединении, предоставляя областной аттестационной комиссии необходимую документацию: санитарные паспорта и справки о санитарном состоянии предприятий, рекламации изготовляемой продукции и др., все члены областной аттестационной комиссии выезжали на предприятия, где непосредственно перед аттестацией в присутствии руководителей предприятий проверяли санитарно-техническое и санитарно-гигиеническое состояние предприятий, личные санитарные книжки работающих, прохождение ими необходимых медицинских обследований и курсового гигиенического обучения, записи специалистов СЭС в санитарных журналах. Это позволило аттестационной комиссии более объективно оценить профессиональные способности и личный вклад аттестуемых руководителей и специалистов в создании надлежащей санитарной культуры производства на порученных участках работы.

Плановой аттестации подлежали 109 человек из 11 предприятий пищевой промышленности системы облагропромсоюза. В числе аттестуемых были руководители и их заместители, главные инженеры и инженеры, начальники цехов, заведующие лабораториями, мастера, технологи, заведующие складами и другие специалисты соответственно перечню должностей, подлежащих аттестации.

Аттестацию проводили в виде опроса-собеседования, при этом аттестуемым задавали не менее 3 вопросов с учетом их профессии, из них один был по технологии, другой — по гигиене и санитарии, третий — по противоэпидемическим мероприятиям. Оценка ответов проводилась по 5-балльной системе каждым экзаменатором с последующим выведением среднего балла. Для подтверждения соответствия занимаемой должности аттестуемому необходимо было набрать не менее 12 баллов.

Руководителям и их заместителям задавали вопросы, дающие возможность установить не только знание ими своих прямых обязанностей, санитарных норм и правил, специфики производства, а также объем практических навыков, но и умение организовать и управлять производством, создавать условия для правильного рационального труда, питания и отдыха работающих, т. е. тех социальных условий, которые формируют здоровый образ жизни.

При обсуждении результатов аттестации руководителям

предприятий были даны рекомендации по улучшению уровня санитарной культуры, условий труда и отдыха работающих, технологии производства.

Решение комиссии о результатах аттестации руководящих работников и специалистов заносили в аттестационные ведомости, а прошедшим аттестацию выдавали справки установленного образца.

Выводы. Чтобы сделать аттестацию более действенной, на наш взгляд, необходимо следующее.

1. Перестроить механизм управления гигиенической подготовки и аттестации работников, производящих и реализующих продукты питания, придать им плановый, системный, обязательный характер, осуществлять действенный, постоянный контроль.

2. Выработать четкие критерии оценки аттестуемого применительно к его профессии и должности.

3. Установить квалификационные категории, которые руководителям и специалистам пищевых предприятий через определенное время следует подтверждать или повышать.

4. Аттестацию проводить по балльной системе, что позволит по средней сумме баллов, выставленных каждым членом комиссии, определять уровень подготовки аттестуемого, возможность присвоения ему квалификационной категории.

5. Придавать гласности результаты проведения целевой аттестации, использовать для этого радио, прессу, собрания коллективов.

6. Аттестация руководителей и специалистов должна быть обязательной в системе гигиенического обучения и воспитания декретированных групп населения.

Литература 1. Контрольно-опросные листы для проверки гигиенических

знаний работников молокозаводов.— Киев, 1989.

2. Контрольно-опросные анкеты для проверки гигиенических знаний работников общественного питания.— Киев, 1989.

3. Меламент Л. Е., Рында Ф. П. Рекомендации по вопросам гигиенического обучения работников молокозаводов.— Киев, 1988.

4. Программа гигиенического обучения работников продовольственных складских помещений и работников, занятых перевозкой пищевых продуктов.— Киев, 1980.

5. Программа и содержание очно-заочной дифференцированной гигиенической подготовки работников молочной промышленности.— М., 1983.

6. Санитарные правила для предприятий молочной промышленности (утвержденные зам. главного государственного санитарного врача СССР 12.10.87 г. № 4431).— М„ 1987.

7. Санитарные правила для предприятий и цехов, вырабатывающих кондитерские изделия с кремом (утверждены зав. главного государственного санитарного врача СССР 16.12.80 г. № 2277—80).— М„ 1980.

8. Учебно-тематический план и программа производственно-экономического обучения рабочих предприятий кондитерской промышленности по курсу: «Интенсификация производства и перестройка экономических отношений в АПК».— Киев, 1989.

9. Учебно-тематический план и программа производственно-экономического обучения рабочих предприятий мясной промышленности Госагропрома УССР по курсу: «Интенсификация производства и экономических отношений в АПК».— Киев, 1990.

10. Цуриков В. Т.. Гаврюшенко В. В. // Гиг. и сан,— 1991.— № 9,- С. 82—83.

Поступила 10.12.91

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1993 УДК 614.78:378.6611 :93« 1932-1992»

В. А. Рудейко, М. П. Захарченко, М. Н. Куклина (Санкт-Петербург)

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ ЛЕНИНГРАДСКОГО САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА

В сентябре 1992 г. исполняется 60 лет со дня основания кафедры коммунальной гигиены в составе санитарно-про-филактического факультета 2-го Ленинградского медицинского института (ЛМИ). Первым заведующим ее был доцент Н. 3. Дмитриев.

В 1936 г. 2-й ЛМИ слился с больницей-медвузом им. И. И. Мечникова. К этому времени штат кафедры включал заведующего и 5 ассистентов (А. М. Якобсон, В. Г. Фрумис, А. Г. Ионина, Н. Ф. Орлов и А. Л. Иориш). Ассистент А. Л. Иориш — первый кандидат медицинских наук, подготовленный кафедральным коллективом. Один из первых ассистентов кафедры А. М. Якобсон в конце 40-х — начале 50-х годов возглавлял госсанинспекцию Октябрьского района Ленинграда, продолжая работать преподавателем кафедры. В 1950 г. он защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук.

В 1939—1940 гг. кафедру возглавил проф. Р. А. Бабаянц. Его работа была прервана войной, институт начал готовить единого врача для нужд обороны страны.

С 1946 по 1949 г. кафедрой заведовал доц. А. И. Штрейс. Штат кафедры состоял из заведующего и 3 ассистентов (А. Л. Иориш, А. М. Якобсон и А. Ф. Заблоцкий). В 1949 г. кафедру возглавил проф. П. К. Аггеев. К этому времени Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт (ЛСГМИ) оформился как однофакультетный вуз с ежегодным приемом 500 человек. В связи с этим штат кафедры был увеличен и укомплектован ассистентами, окончившими аспирантуру в Москве (О. Э. Гоева, М. С. Несмеянова, М. А. Вержбловский) и Ленинградском педиатрическом медицинском институте (И. А. Опарин). На должность доцента кафедры была приглашена старший научный сотрудник Ленинградского НИИ гигиены труда и профессиональных заболеваний О. Л. Данецкая, а на должность ассистента — санитарный врач С. А. Зяббарова.

С 1953 г. штат преподавателей кафедры пополнялся и обновлялся исключительно за счет окончивших ЛСГМИ — воспитанниками кафедры. Это были В. А. Рудейко и М. Н. Гри-

горьева — питомцы первого выпуска ЛСГМИ как однофа-культетного вуза (1950 г.), А. С. Розенфельд, Н. С. Ани-щенко, Е. В. Теплякова, С. А. Зяббарова, М. Н. Куклина.

После ухода на пенсию проф. П. К. Аггеева с 1960 по 1964 г. кафедрой заведовал проф. А. И. Штрейс. В этот период частично изменился преподавательский состав кафедры. ^ В частности, доц М. С. Несмеянова избрана заведующей кафедрой Донецкого медицинского института, доц. О. Л. Данецкая стала профессором кафедры гигиены труда ЛСГМИ, ассистенты О. Э. Гоева и М. Н. Григорьева были избраны на должность доцентов кафедры, ассистентом избран А. И. Ма-хиненко, окончивший аспирантуру на кафедре общей гигиены ЛСГМИ.

С 1964 по 1989 г. кафедрой заведовал проф. В. А. Рудейко. За этот период на кафедре произошли значительные изменения преподавательского состава. С кафедры ушли доц. О. Э. Гоева, ассистенты А. Ф. Заблоцкий, А. С. Розенфельд; это вызвало значительные трудности в организации учебного процесса, поскольку из прежнего состава кафедры осталось только 7 человек: доц. В. А. Рудейко, проф. А. И. Штрейс, доц. М. Н. Григорьева, ассистенты С. А. Зяббарова, Е. В. Теплякова, М. Н. Куклина, А. Г. Иличкина.

В дальнейшем преподавательский состав кафедры формировался за счет целенаправленно подготовленных на кафедре аспирантов (С. В. Нагорный, Е. И. Трубке-, Е. Н. Пашкина, В. В. Гайдамака, Л. Е. Яковлева, А. П. Щербо, П. Г. Ромашов, В. Г. Андреева, В. В. Горопков, В. Я. Соболев, ^ И. И. Рогов, И. Ф. Иванова, И. В. Дьяконова).

В середине 60-х годов ассистенты Е. В. Теплякова и

A. И. Махиненко были избраны доцентами кафедры, на должность профессора избран И. Б. Шагай. В 80-е годы доцентами кафедры становятся ассистенты П. Г. Ромашов,

B. В. Гайдамака, В. В. Торопков и В. Г. Андреева. В 1989/90 учебном году обязанности заведующего кафедрой исполнял доц. П. Г. Ромашов. С 1990 г. кафедрой заведует доктор мед. наук М. П. Захарченко, до этого работавший на кафедре

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.