Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ ЛЕНИНГРАДСКОГО САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА'

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ ЛЕНИНГРАДСКОГО САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ ЛЕНИНГРАДСКОГО САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА»

предприятий были даны рекомендации по улучшению уровня санитарной культуры, условий труда и отдыха работающих, технологии производства.

Решение комиссии о результатах аттестации руководящих работников и специалистов заносили в аттестационные ведомости, а прошедшим аттестацию выдавали справки установленного образца.

Выводы. Чтобы сделать аттестацию более действенной, на наш взгляд, необходимо следующее.

1. Перестроить механизм управления гигиенической подготовки и аттестации работников, производящих и реализующих продукты питания, придать им плановый, системный, обязательный характер, осуществлять действенный, постоянный контроль.

2. Выработать четкие критерии оценки аттестуемого применительно к его профессии и должности.

3. Установить квалификационные категории, которые руководителям и специалистам пищевых предприятий через определенное время следует подтверждать или повышать.

4. Аттестацию проводить по балльной системе, что позволит по средней сумме баллов, выставленных каждым членом комиссии, определять уровень подготовки аттестуемого, возможность присвоения ему квалификационной категории.

5. Придавать гласности результаты проведения целевой аттестации, использовать для этого радио, прессу, собрания коллективов.

6. Аттестация руководителей и специалистов должна быть обязательной в системе гигиенического обучения и воспитания декретированных групп населения.

Литература 1. Контрольно-опросные листы для проверки гигиенических

знаний работников молокозаводов.— Киев, 1989.

2. Контрольно-опросные анкеты для проверки гигиенических знаний работников общественного питания.— Киев, 1989.

3. Меламент Л. Е., Рында Ф. П. Рекомендации по вопросам гигиенического обучения работников молокозаводов.— Киев, 1988.

4. Программа гигиенического обучения работников продовольственных складских помещений и работников, занятых перевозкой пищевых продуктов.— Киев, 1980.

5. Программа и содержание очно-заочной дифференцированной гигиенической подготовки работников молочной промышленности.— М., 1983.

6. Санитарные правила для предприятий молочной промышленности (утвержденные зам. главного государственного санитарного врача СССР 12.10.87 г. № 4431).— М„ 1987.

7. Санитарные правила для предприятий и цехов, вырабатывающих кондитерские изделия с кремом (утверждены зав. главного государственного санитарного врача СССР 16.12.80 г. № 2277—80).— М„ 1980.

8. Учебно-тематический план и программа производственно-экономического обучения рабочих предприятий кондитерской промышленности по курсу: «Интенсификация производства и перестройка экономических отношений в АПК».— Киев, 1989.

9. Учебно-тематический план и программа производственно-экономического обучения рабочих предприятий мясной промышленности Госагропрома УССР по курсу: «Интенсификация производства и экономических отношений в АПК».— Киев, 1990.

10. Цуриков В. Т.. Гаврюшенко В. В. // Гиг. и сан,— 1991.— № 9,- С. 82—83.

Поступила 10.12.91

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1993 УДК 614.78:378.6611 :93« 1932-1992»

В. А. Рудейко, М. П. Захарченко, М. Н. Куклина (Санкт-Петербург)

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ ЛЕНИНГРАДСКОГО САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА

В сентябре 1992 г. исполняется 60 лет со дня основания кафедры коммунальной гигиены в составе санитарно-про-филактического факультета 2-го Ленинградского медицинского института (ЛМИ). Первым заведующим ее был доцент Н. 3. Дмитриев.

В 1936 г. 2-й ЛМИ слился с больницей-медвузом им. И. И. Мечникова. К этому времени штат кафедры включал заведующего и 5 ассистентов (А. М. Якобсон, В. Г. Фрумис, А. Г. Ионина, Н. Ф. Орлов и А. Л. Иориш). Ассистент А. Л. Иориш — первый кандидат медицинских наук, подготовленный кафедральным коллективом. Один из первых ассистентов кафедры А. М. Якобсон в конце 40-х — начале 50-х годов возглавлял госсанинспекцию Октябрьского района Ленинграда, продолжая работать преподавателем кафедры. В 1950 г. он защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук.

В 1939—1940 гг. кафедру возглавил проф. Р. А. Бабаянц. Его работа была прервана войной, институт начал готовить единого врача для нужд обороны страны.

С 1946 по 1949 г. кафедрой заведовал доц. А. И. Штрейс. Штат кафедры состоял из заведующего и 3 ассистентов (А. Л. Иориш, А. М. Якобсон и А. Ф. Заблоцкий). В 1949 г. кафедру возглавил проф. П. К. Аггеев. К этому времени Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт (ЛСГМИ) оформился как однофакультетный вуз с ежегодным приемом 500 человек. В связи с этим штат кафедры был увеличен и укомплектован ассистентами, окончившими аспирантуру в Москве (О. Э. Гоева, М. С. Несмеянова, М. А. Вержбловский) и Ленинградском педиатрическом медицинском институте (И. А. Опарин). На должность доцента кафедры была приглашена старший научный сотрудник Ленинградского НИИ гигиены труда и профессиональных заболеваний О. Л. Данецкая, а на должность ассистента — санитарный врач С. А. Зяббарова.

С 1953 г. штат преподавателей кафедры пополнялся и обновлялся исключительно за счет окончивших ЛСГМИ — воспитанниками кафедры. Это были В. А. Рудейко и М. Н. Гри-

горьева — питомцы первого выпуска ЛСГМИ как однофа-культетного вуза (1950 г.), А. С. Розенфельд, Н. С. Ани-щенко, Е. В. Теплякова, С. А. Зяббарова, М. Н. Куклина.

После ухода на пенсию проф. П. К. Аггеева с 1960 по 1964 г. кафедрой заведовал проф. А. И. Штрейс. В этот период частично изменился преподавательский состав кафедры. ^ В частности, доц М. С. Несмеянова избрана заведующей кафедрой Донецкого медицинского института, доц. О. Л. Данецкая стала профессором кафедры гигиены труда ЛСГМИ, ассистенты О. Э. Гоева и М. Н. Григорьева были избраны на должность доцентов кафедры, ассистентом избран А. И. Ма-хиненко, окончивший аспирантуру на кафедре общей гигиены ЛСГМИ.

С 1964 по 1989 г. кафедрой заведовал проф. В. А. Рудейко. За этот период на кафедре произошли значительные изменения преподавательского состава. С кафедры ушли доц. О. Э. Гоева, ассистенты А. Ф. Заблоцкий, А. С. Розенфельд; это вызвало значительные трудности в организации учебного процесса, поскольку из прежнего состава кафедры осталось только 7 человек: доц. В. А. Рудейко, проф. А. И. Штрейс, доц. М. Н. Григорьева, ассистенты С. А. Зяббарова, Е. В. Теплякова, М. Н. Куклина, А. Г. Иличкина.

В дальнейшем преподавательский состав кафедры формировался за счет целенаправленно подготовленных на кафедре аспирантов (С. В. Нагорный, Е. И. Трубке-, Е. Н. Пашкина, В. В. Гайдамака, Л. Е. Яковлева, А. П. Щербо, П. Г. Ромашов, В. Г. Андреева, В. В. Горопков, В. Я. Соболев, ^ И. И. Рогов, И. Ф. Иванова, И. В. Дьяконова).

В середине 60-х годов ассистенты Е. В. Теплякова и

A. И. Махиненко были избраны доцентами кафедры, на должность профессора избран И. Б. Шагай. В 80-е годы доцентами кафедры становятся ассистенты П. Г. Ромашов,

B. В. Гайдамака, В. В. Торопков и В. Г. Андреева. В 1989/90 учебном году обязанности заведующего кафедрой исполнял доц. П. Г. Ромашов. С 1990 г. кафедрой заведует доктор мед. наук М. П. Захарченко, до этого работавший на кафедре

общей и военной гигиены Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова.

В настоящее время штат кафедры состоит из заведующего кафедрой, профессора, 4 доцентов, старшего преподавателя, 11 ассистентов, 2 старших лаборантов, 4 лаборантов и 4 человек обслуживающего персонала.

Назначением кафедры является прежде всего участие в подготовке высококвалифицированных специалистов. В первые годы становления ее деятельности была направлена на подготовку санитарных врачей, выполнявших инспекторскую функцию. В послевоенные годы методика преподавания на кафедре значительно изменилась. Этому способствовала реорганизация 2-го Ленинградского медицинского института в ЛСГМИ. В нем было расширено преподавание профильных гигиенических дисциплин соответственно сложившимся отраслям санитарного дела; определилась методика обучения студентов практике ведения предупредительного и текущего санитарного надзора. Кроме практических занятий по санитарной оценке проектов зданий и сооружений, студенты обучались санитарному обследованию строящихся сооружений. Обязательными объектами в плане текущего санитарного надзора являлись централизованное водоснабжение, станция очистки сточных вод, отделения больницы, баня, прачечная, парикмахерская. Занятия на этих объектах позволили студентам убедиться в зависимости режима их эксплуатации и санитарного содержания от качества тех проектов, по которым они построены.

Методическому развитию учебного процесса способствовали интенсивная разработка методики преподавания, синхронизация преподавания теоретического и практического курсов. Ее результатом явились методические указания, обеспечившие унификацию преподавания и ставшие прообразом единой кафедральной методической системы.

В итоге многолетнего использования и совершенствования методических разработок в 1959 г. были изданы «Методические указания к практическим занятиям но курсу коммунальной гигиены». Значительное место в них отводилось одному из этапов предупредительного санитарного надзора — экспертизе проектов зданий и сооружений. Этим пособием расширено также преподавание вопросов санитарной охраны водоемов и почвы населенных мест.

Первое издание методических указаний использовалось многими родственными кафедрами медицинских вузов Российской Федерации, что потребовало выпуска стереотипного издания в 1963 г.

Организация при ЛСГМИ факультета повышения квалификации преподавателей и накопленный опыт преподавания коммунальной гигиены явились предпосылками для издания в 1970 г. переработанных и дополненных «Методических указаний к практическим занятиям по коммунальной гигиене». Дальнейшее совершенствование методики преподавания на кафедре создало условия для издания «Практикума по коммунальной гигиене» (1976 г.). В нем обобщен опыт преподавания коммунальной гигиены в ЛСГМИ, который используют в своей работе большинство родственных кафедр медицинских вузов страны.

Все разработанные и изданные методические пособия для студентов способствовали максимальному приближению преподавания к практической работе врача-гигиениста. Это осуществляется посредством обучения студентов элементам пред-саннадзора на проектном материале намеченных к строительству зданий и сооружений, а текущему санитарному надзору — непосредственно на объектах, подлежащих санитарному надзору. Естественно, интенсивная методическая работа кафедры коммунальной гигиены и других профильных кафедр санитарно-гигиенического факультета положительно отразилась на качестве подготовки врачей-гигиенистов для санитарно-эпидемиологической службы страны.

С целью унификации преподавания коммунальной гигиены в стране кафедра издала в 1973 г. для преподавателей «Методические указания к преподаванию коммунальной гигиены на санитарно-гигиеническом факультете». Это пособие, получившее положительные отзывы родственных кафедр, заложило основы для разработки единой методической системы преподавания коммунальной гигиены на санитарно-гигиенических факультетах.

В методических разработках значительное внимание уделяется лекционному курсу, поскольку лекции принадлежит организующая и направляющая роль в учебном процессе. Оптимизацией преподавания в лекционном курсе кафедра преследовала 2 цели. Во-первых, лекция должна вызывать естественную потребность у студента систематически работать над дополнительной литературой и, во-вторых, способствовать тому, чтобы за короткое время дать студенту максимум информации.

Разработанная кафедрой методика изложения лекционного курса свидетельствует, что указанная потребность возникает у студента только в том случае, когда лекция насыщена материалом, еще не получившим отражения в учебниках и руководствах, освещающих современное состояние гигиенической науки и санитарной практики, а также развитие смежных дисциплин. Поэтому одним из путей оптимизации учебного процесса является построение лекции на таких фактах, которые не только расширяют профессиональный кругозор студента, но и вызывают у него стремление к обогащению новыми данными посредством изучения соответствующей литературы.

В 1988—199i гг. кафедра значительно переработала и издала отдельными разделами «Методические указания к практическим занятиям по коммунальной гигиене», позволяющие студентам работать самостоятельно по системе учебно-исследовательской работы.

В связи с интенсивной методической работой, проводившейся в ЛСГМИ, в том числе и в области преподавания коммунальной гигиены, институт утвержден Минздравом Российской Федерации в качестве Методического центра по преподаванию гигиены в медицинских вузах Российской Федерации.

До формирования основного научного направления кафедры научные интересы ее сотрудников были весьма разнообразны. В частности, разрабатывались такие вопросы, как характеристика воздухообмена в жилой застройке на основании экспериментальных данных, полученных в аэродинамической трубе (Н. 3. Дмитриев), санитарная охрана атмосферного воздуха (А. Л. Иориш). Развитие городского транспорта явилось предпосылкой для изучения шумовой характеристики больничных зданий (А. М. Якобсон); выполнены исследования по гигиене больничного строительства (А. И. Штрейс). В 50-е и начале 60-х годов преподаватели кафедры занимались вопросами гигиены городского и сельского жилища, учреждениями бытового обслуживания населения (В. А. Руден-ко, О. Э. Гоева, А. Л. Иориш, М. Н. Григорьева, М. С. Несмеянова, А. С. Розенфельд, А. Ф. Заблоцкий, Н. С. Анищенко, Е. В. Евдокимова, Л. В. Кувшинова), санитарной охраной атмосферного воздуха (М. Каримов).

Наряду с этим в конце 50-х и начале 60-х годов наметилось основное научное направление кафедры — разработка вопросов санитарной охраны водных объектов (Ли Хва Ген, Ван Цзыши, Е. В. Теплякова, О. Э. Гоева, С. А. Зяббарова, М. Н. Куклина, А. Г. Иличкина, С. В. Нагорный, Е. И. Трубко, В. И. Дьячков, В. Г. Субботин, А. И. Махиненко). В последующем в этой области аспирантами кафедры выполнены исследования на уровне кандидатских диссертаций (Г. Ф. Лу-тай, В. И. Воробьев, В. В. Гайдамака, Н. Л. Чекина, Ле Динь Минь, В. В. Тороиков, В. В. Галушко, Л. В. Галушко,

B. Я. Соболев, А. Д. Гольменко, И. И. Рогов, И. Ф. Иванова,

C. И. Капица, О. Н. Семенова, И. В. Дьяконова).

Итогом исследований кафедры являются гигиенически обоснованные санитарные нормативы более 150 химических веществ в воде водных объектов и санитарные условия предупреждения вредного влияния производственных сточных вод на хозяйственно-питьевое и культурно-бытовое водопользование. Наряду с научными работами, относящимися к основному научному направлению кафедры, на уровне кандидатских диссертаций разработаны санитарные требования к работе земледельческих полей орошения (В. А. Андреянов), научно обоснованы условия использования синтетических полимерных антикоррозийных материалов в хозяйственно-питьевом водоснабжении (Е. Н. Пашкина, Л. Е. Яковлева, П. Г. Ромашов), разработаны санитарные требования к проектированию мусо-роперерабатывающих заводов (А. П. Щербо) и конвекторного отопления домов повышенной этажности (В. Г. Андреева).

Актуальность выполненных кафедрой исследований в плане основного научного направления обоснована тем положением, что санитарные условия жизни населения в значительной мере определяются состоянием хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения, которое находится в тесной зависимости от рационального использования водных ресурсов промышленными предприятиями. Тем более это относится к эпохе бурного роста промышленного потенциала, возникновения многих водоемких технологических процессов.

В связи с этим научные работы кафедры посвящены именно вопросам санитарной охраны водоемов и рациональному использованию водных ресурсов промышленностью. Выполненные исследования отличаются новизной, поскольку раскрывают методические особенности изучения денатурации воды водоемов химическими веществами, поступающими со сточными водами. При этом значительное место занимают

генетические методы исследования изменения качества воды, а также специфические методы выявления биологически активных веществ в водной среде.

Результаты выполненных исследований получили прямой выход в практику и имеют народнохозяйственное значение. К этому относятся обоснованные санитарные нормативы, правила и методические указания, реализация которых повышает эффективность использования водных обьектов в разных отраслях промышленности и ирригационных системах. Рациональное производственное водопользование в свою очередь благоприятно отражается на развитии хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения. Следовательно, научные поиски кафедры способствуют обеспечению надлежащих санитарных условий жизни населения и охране его здоровья.

На протяжении многих десятилетий кафедра выполняла свой интернациональный долг в отношении подготовки научно-педагогических кадров и не только для республик Советского Союза, но и для зарубежных стран. Так, в целевой аспирантуре кафедры подготовлены кандидаты медицинских наук для Ташкентского, Свердловского, Казанского, Иркутского и Пермского медицинских институтов, для Китайской Народной Республики, Корейской Народно-Демократической Республики, Социалистической Республики Вьетнам.

Результатом кафедральных исследований явились «Методические указания по изучению аллергенного действия при обосновании предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде водоемов», изданные Минздравом СССР в 1980 г., «Правила представления материалов по обоснованию ПДК веществ в воде водных объектов», утвержденные Минздравом СССР в 1982 г., а также «Методические указания по изучению эмбриотоксического действия химических веществ

при гигиеническом обосновании их ПДК в воде водных объектов» (1983 г.) и «Санитарные условия устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения». Изданные методические указания и санитарные правила являются необходимыми нормативными документами, на которые опирается практическая санитарно-эпидемиологическая служба при проведении предупредительного и текущего санитарного надзора.

Кроме многочисленных статей сотрудников кафедры, опубликованных в различных изданиях, научной продукцией кол-лектива являются также тематические кафедральные сборники научных работ. К ним относятся: «Вопросы гигиены населенных мест (1965 г.), «Санитарная охрана внешней среды» (1974 г.), «Гигиеническое нормирование факторов экологической среды человека» (1980 г.), «Гигиенические основы рационального производственного водопользования» (1986 г.).

В настоящее время на кафедре оборудуются учебные классы компьютерной подготовки студентов и видеокласс для демонстрации учебных видеофильмов. Намечается создание кабинета донозологической гигиенической диагностики, на базе которого планируется отработать методику диагностики пре-морбидных состояний у населения. Ведется работа по созданию картинной галереи видных ученых-гигиенистов по коммунальной гигиене.

В год юбилея коллектив кафедры считает своим долгом, не забывая историю и основываясь на ее достижениях, совершенствовать учебно-методический процесс, принимать участие в фундаментальных исследованиях, относящихся к различным научным направлениям коммунальной гигиены.

Поступила 13.11.91

© И. Б. КОРОСТЕЛЕВ. 1993 УДК 614 -4-6131:378.661 1:93

Н. Б. Коростелев

ИСТОРИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ГИГИЕНЫ НА МЕДИЦИНСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова

Роль Ф. Ф. Эрисмана в становлении научной гигиены на медицинском факультете, в организации самостоятельной кафедры и реформе преподавания гигиены достаточно освещена в литературе [1]. Преподавание гигиены и состояние гигиенических исследований в доэрисмановский период в Императорском московском университете (ИМУ) освещены лишь в общих чертах; мало что известно о большинстве первых преподавателей гигиены.

Предлагаемая статья в некоторой степени устраняет имеющийся пробел. Это тем более важно, что в истории гигиены в 1765—1884 гг. много своеобразного и поучительного. Так, научные исследования в области гигиены и ее преподавании осуществляли специалисты самого различного профиля. Для них был характерен энциклопедизм знаний. Они часто переключались с преподавания одного предмета на другой. Например, Е. О. Мухин был профессором хирургии, анатомии, физиологии, судебной медицины и медицинской полиции. Поэтому говорить именно о гигиенистах до 1881 г. можно весьма условно.

Подавляющее большинство профессоров и преподавателей медицинского факультета в период XVIII в 40-х годах XIX века были выходцами из небогатых семей духовного звания и преимущественно сельской местности (М. Я. Мудров, Е. И. Дядьковский, А. Г. Терновский и др.).

Как известно, сельское духовенство в дореформенной России составляло основную культурную прослойку в деревне. Сельские священники были, как правило, людьми высокой нравственности, хорошо знавшими быт народа, его нужды. Вот почему в лекциях, трудах гигиенистов дореформенной России профилактические рекомендации близки к реальной жизни.

Большинство гигиенистов прошли основательную подготовку за рубежом. Их труды были на уровне европейских стандартов, они легко и охотно переводили западных авторов, проводили сравнительный анализ уровней здоровья на Западе и в России.

Первые десятилетия существования факультета было овеяно величием Петровских реформ, гуманизмом царство-

вания Елизаветы и гением М. В. Ломоносова, что в значительной степени определило постановку принципиальных государственных проблем в гигиенических работах, высокий патриотизм их авторов.

Основными документами, определяющими характер педагогического процесса, состав кафедр, клиник и т. п. до октябрьской революции 1917 г., были университетские уставы: 1755, 1804, 1835, 1863 и 1884 гг. За 160 лет — всего 5 уставов, что вело, с одной стороны, к позитивной стабильности в педагогическом процессе, с другой— к негативному консерватизму.

По уставам 1755' и 1804 гг. преподавание гигиены было отнесено к обязанности кафедры анатомии.

Однако это правило не было абсолютным. Например, проф. Иоганн Христиан Керштенс был опред'елен в Университет профессором диэтетики, химии и практической медицины в 1760 г., а также читал публичные лекции о врачебном ве-ществословии и диэтетики до 3 декабря 1769 г., когда был уволен со службы2.

Согласно Уставу 1835 г., преподавание гигиены было разделено между двумя кафедрами: на кафедре № 83 наряду с судебной медициной преподавалась медицинская полиция, т. е. общественная гигиена, а на кафедре № 10 — диэтетика или гигиена (в основном личная) вместе с терапией, фармацией и др.

Общепризнанным первым русским гигиенистом, как и первым педиатром, считается первый русский профессор медицины в ИМУ С. Г. Зыбелин. В своих трудах он рассматривал 4 группы гигиенических проблем: демографии, гигиены в местности и жилища, физического воспитания и гигиены детства [5). С. Г. Зыбелин считал, что плохие социальные условия оказывают решающее влияние на уменьшение рож-

1 Фактически занятия начались 10 годами позднее.

2 История Медицины в России, сочиненная Вильгельмом Рихтером,— М„ 1820,— Ч. 3,— С. 345.

3 Все кафедры по Уставам имели порядковые номера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.