Или в единицах Махе:
_ КгР- ('Упр — А/ф) 1Л3.64-10-10
Для более точного определения содержания радона в воде необходимо определить поправку Д'геом к градуировочному коэффициенту /Сгр на различие геометрических условий при измерении активностей эталона и бутылочки с пробой воды. Подробное описание определения /Сгеом дано в статье С. В. Андреева и И. И. Гусарова. Необходимо только помнить, что в данном случае должна разбираться часть боковой стенки свинцового «домиках с той стороны, где устанавливают бутылочку с пробой. Определение поправки на геометрию /Сгеом можно исключить, если использовать как эталон жидкий раствор Ra22e в объеме стандартной бутылочки («плевательницы»).
Время измерения фона установки, активности проб и эталона должно быть не меньше 5 мин. Градуировочный коэффициент /Сгр необходимо определять ежедневно. Поправку на различие в геометрии /Сгеом можно определять 1 раз в 3—6 месяцев.
Описанная выше установка безотказно работает в Криворожской городской санэпидстанции на протяжении 3 лет. Удобство отбора проб, легкость определения содержания радона в воде, хорошая стабильность и вполне достаточная для практических целей чувствительность установки, собранной из широко распространенных, недорогих и простых в эксплуатации приборов, позволяют рекомендовать ее для анализа радона в воде всем санэпидстанциям, имеющим радиологические группы, и радоновым водолечебницам.
ЛИТЕРАТУРА. Андрееве. В., Гусаров И. И. Вопр. курортол., 1969, № 2, с. 166.
Поступила 29/XI 1972 г.
УДК 814.31
И. Е. Скреблюков
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РАБОТЫ ВРАЧА ПО ГИГИЕНЕ ПИТАНИЯ РАЙОННОЙ САНЭПИДСТАНЦИИ
Вознесенская районная санэпидстанция Николаевской области
Затраты рабочего времени врачей по гигиене питания зависят от их индивидуальных качеств, квалификации, организации труда и т. д. Правильная организация труда требует ведения более разумной системы документации. По нашему мнению, нужно отказаться от составления громоздких актов обследования с подробной констатацией недостатков. Вместо актов целесообразно на месте обследования составлять предписания и тут же вручать их ответственным лицам для исполнения. Акты следует составлять лишь в исключительных, спорных случаях или в случаях, связанных с решением возникшего вопроса в других органах (партийных, советских или прокуратуре). Следует сократить и количество составляемых в санэпидстанциях справок, которые отрывают врачей от выполнения основных их обязанностей. По нашим наблюдениям, такая неплановая работа занимает 10,2% бюджета времени врача.
Санитарно-гигиенический контроль, осуществляемый врачом по гигиене питания, должен соответствовать современным требованиям. Его долг анализировать работу врачебных участков или врачебных амбулаторий, принимать участие в планировании ее, добиваться того, чтобы она велась по единому комплексному плану санитарно-оздоровитель-ных мероприятий (И. Е. Скреблюков). Врач по гигиене питания обязан контролировать и изучать условия труда на пищевых объектах, уделять должное внимание мерам по снижению общей к профессиональной заболеваемости и производственного травматизма (С. М. Стремлина и соавт.). Для этого должно быть выделено время за счет сокращения других, малопроизводительных форм работы.
Важным показателем деятельности врача является контроль за питанием в организованных коллективах и лечебных учреждениях. Этим делом, к сожалению, он занимается в среднем 7,5% рабочего времени.
В сельских условиях врач по гигиене питания призван уделять много внимания санитарному контролю за молочнотоварными фермами и предприятиями молочной промышленности. И здесь нельзя не упомянуть о имеющихся трудностях. Например, до настоящего времени нет единого закона о молоке. Условия получения молока на фермах, вопросы кормления молочных животных отражены в ветеринарном законодательстве и других документах Министерства сельского хозяйства СССР, а технологическая инструкция по контролю производства разных видов молока на городских молокозаводах, маслодельных и сыродельных заводах утверждена Министерством мясной и молочной промышленности. Вопросы же реализации молока определены в документах Министерства торговли. Санитарные требования, предъявляемые на всех этапах получения, обработки и реализации молока, установлены Министерством здравоохранения. Но, к сожалению, все эти документы не имеют единой целенаправленности и не всегда согласуются между собой. Поэтому назрела крайняя необходимость в создании единого закона о молоке.
Кроме того, надзор за фермами и качеством выпускаемого ими молока должны осуществлять в первую очередь ветеринарные работники. Но практически получается ответственность за санитарное состояние молочных ферм несут главным образом санэпидстанции. По мнению И. И. Вулло, с которым мы вполне согласны, давно настало время строго разделить обязанности в этой области между медицинскими работниками и специалистами животноводства. Медицинские работники должны заниматься на молочнотоварных фермах предупреждением инфекционных и профессиональных заболеваний, диспансеризацией животноводов, повышением уровня гигиенических знаний персонала и т. д.
Не менее важным видом деятельности врача по гигиене питания является санитарное просвещение и, в частности, гигиеническое обучение лиц, обслуживающих молокопро-водящую сеть. Однако курсовое гигиеническое обучение работников молочнотоварных ферм врач проводит, не имея методического пособия или руководства. Следует, видимо, в ближайшее время разработать и издать большим тиражом такой материал, необходимый для санэпидстанций.
Заслуживает внимания поднятый И. И. Вулло вопрос о том, нужна ли ведомственная санитарная служба. По нашему мнению, необходимо либо пересмотреть ее права и обязанности, поднять авторитет этой службы и повысить квалификацию, либо ликвидировать ее, передав в состав территориальной санэпидслужбы.
Мы полагаем, что затронутые нами вопросы имеют большее значение в практике работ врачей по пищевой санитарии районных санэпидстанций.
ЛИТЕРАТУРА. Вулло И. И. Гиг. и сан., 1968, № 2, с. 65. — С к р е б-л ю kJo в И. Е. Фельдш. и акуш., 1971, № 5, с. 40. — С т р е м л и н а С. М., Р у -б и н|В. Л., ДобрушннаС. Э. Гиг. и сан., 1968, № 1, с. 117.
Поступил« 17/111 1972 г.
УДК 614.31:[«42.5 + 658.8
И. В. Кузнецов
К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ САНИТАРНЫХ ТРЕБОВАНИЙ РАБОТНИКАМИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ >• И ТОРГОВОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ СЕТИ
Новокуйбышевский Дом санитарного просвещения
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране «к числу первоочередных задач в области охраны здоровья населения отнесены профилактические меры, направленные на снижение инфекционных заболеваний. Особое значение при этом имеет профилактика кишечных заболеваний, среди которых значительный удельный вес занимает дизентерия.
Успешная борьба с кишечными инфекциями возможна при осуществлении комплекса мероприятий и, в частности, мер общесанитарного характера, предусматривающих повышение уровня гигиенической грамотности и санитарной культуры трудящихся.
Летом 1971 г. мы провели наблюдения за выполнением санитарных правил содержания рабочих мест, хранения и отпуска пищевых продуктов, потребляемых населением без термической обработки, а также за соблюдением требований личной гигиены и культуры обслуживания работниками торговли и общественного питания. Мы проследили за ^ работой более 800 человек. При этом 120 из них допустили различные нарушения сани-
тарных правил, что могло способствовать загрязнению готовых пищевых продуктов возбудителями кишечных заболеваний. Из этого числа лиц 74 человека работали в торгово-продовольственной сети и 46 — на предприятиях общественного питания. При одинаковом соотношении лиц, в-зятых под наблюдение, нарушения гигиенических требований чаще допускались работниками торговопродовольственной сети.
Как известно, все работники торговопродовольственной сети и общественного питания перед началом трудовой деятельности, а в дальнейшем через каждые 2 года должны проходить подготовку по санитарному минимуму. Это обеспечивает не только привитие им гигиенических навыков, но и способствует их прочному закреплению. При проверке санитарных книжек установлено, что 14 человек по санитарному минимуму совсем не готовились, если не считать того, что они прошли первичный инструктаж, проведенный руководителями предприятий; 20 человек прошли подготовку в 1971 г., 28 — в 1970 г. и 58 — в 1969 г. Следовательно, большая часть лиц, допустивших санитарные нарушения, нуждалась в подготовке или переподготовке по программе санитарного минимума.
В процессе наблюдения мы отметили 184 санитарных нарушения. По одному из них допустили 66 человек, по два — 32 и по три — 22 человека. Так, 12 наблюдаемых находились на рабочем месте без санитарной одежды или некоторых предметов ее, 24 работали с открытыми волосами, 30 имели длинные ногти, недостаточно чистые руки, 26 имели
4 Гигиена и санитария № 5
97