ДИСКУССИИ и
ОТКЛИКИ ЧИТАТЕЛЕЙ
УДК 613.2:614.23]:614.3/.4.07
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВРАЧЕЙ ПО ГИГИЕНЕ ПИТАНИЯ В ОБЛАСТНЫХ И КРАЕВЫХ САНЭПИДСТАНЦИЯХ
И. И. Вулло (Пенза)
Санэпидстанциям приходится заниматься многими неотложными делами, причем круг их забот постоянно растет. В частности, на них возложены научная организация труда на предприятиях пищевой промышленности, внедрение рационального питания в общественных столовых, организация контроля за различного рода примесями и добавками (ядохимикатами, синтетическими красителями, ароматизаторами, консервантами и т. д.), установление бактериальных показателей для пищевых продуктов и готовых блюд и др. Наряду с другими организа-ционно-методическими вопросами и мероприятиями, направленными на профилактику пищевых отравлений, решение этих задач не мыслится без участия врача по гигиене питания. Однако он нередко загружен множеством второстепенных работ, которые превалируют в его повседневной деятельности.
Целесообразно перестроить ее так, чтобы в бюджете времени предпочтение отдавалось решению кардинальных вопросов. Стремление к этому у врачей есть, а возможности ограничены неправильным использованием их как специалистов. Выход следует искать в пересмотре содержания и организации работы этих лиц, в освобождении их от исполнения функций, которые должны и могут нести другие специалисты. Наши предложения в этом отношении основаны на повседневной практике областных и краевых санэпидстанций.
На любом предприятии пищевой промышленности врач по гигиене питания занимается всеми вопросами санитарного и предупредительного надзора, в том числе проблемами водоснабжения, канализации и охраны воздуха, профилактики профессиональных, инфекционных и других заболеваний. Если он чувствует себя некомпетентным в какой-либо области, то обращается за консультацией к отраслевым специалистам областной (краевой) санэпидстанции.
Как же работают на подконтрольных объектах санитарные врачи других отраслей? Врачи по промышленной санитарии, обследуя цеха завода, не считают своим долгом изучить организацию питания рабочих, передоверяя «пищевикам» контроль за лечебно-профилактическим питанием и организацией работы пунктов спецпитания. Врачи по коммунальной гигиене при посещении театров, клубов, кинотеатров и бань не знакомятся с состоянием буфетов; зачастую они не считают своими объектами пищеблоки домов отдыха, больниц и санаториев. Отсутствует четкое разделение обязанностей врачей по гигиене питания и врачей по школьной гигиене.
Разумно ли дробить один объект между несколькими врачами? По нашему мнению, неразумно. Ведь это создает обезличку, влечет за собой появление безнадзорных объектов. Мы считаем, что у отраслевых врачей достаточно знаний, чтобы квалифицированно вести текущий надзор на подконтрольных объектах, касающийся питания, а при необходимости они могут получить консультацию у врача по гигиене питания. Организация работы по такому принципу увеличит частоту обследований, повысит их действенность, сведет к минимуму безнадзорные объекты и поднимет авторитет отраслевых врачей. По этому принципу уже несколько лет работает ряд санэпидстанций. Нам кажется, что настало время изучить их опыт и сделать его достоянием всех областных (краевых) санэпидстанций.
До сего времени нет четких указаний о том, кто должен заниматься организацией лечебного (диетического) питания в областях и краях. Диетология превратилась в самостоятельную отрасль терапии. Теперь при всех областных и крупных городских больницах имеются врачи-диетологи, однако и Министерство здравоохранения, и обл(край)здравотделы почему-то предпочитают вести переписку по организации диетического питания не через главного терапевта области или диетолога областной больницы (которому, как нам кажется, пора стать главным внештатным специалистом облздравотдела), а через врача по гигиене питания областной санэпидстанции. Мы считаем, что дело нужно поставить так, чтобы каждый специалист отвечал за свой раздел работы, а именно: врачи по гигиене питания — за организацию рационального питания, врачи-диетологи и главные терапевты — за лечебное (диетическое) питание, врачи по гигиене труда и санчасти — за лечебно-про-филактическое питание на промышленных предприятиях.
Нуждается в более действенной организации и надзор за работой детских молочных кухонь. Схема контроля за детскими молочными кухнями сейчас соответствует поговорке: «У семи нянек дитя без глазу». Очень поучителен, например, случай в Анапе, свидетелем которого мне довелось быть. В этом городе молочная кухня находится на территории детского объединения, и режим ее контролировался заведующим отделением, городским педиатром, главным врачом объединения, врачами по гигиене питания и школьной гигиене городской санэпидстанции. Несмотря на подобный массовый контроль, при обследовании кухни работниками краевой санэпидстанции были выявлены столь грубые нарушения, что ее пришлось немедленно закрыть.
Напротив, в Геленджике контроль за молочной кухней осуществляет только врач-педиатр, и тем не менее молочная кухня содержится в образцовом порядке. В Армавире деятельность детской молочной кухни контролирует врач по школьной гигиене и там тоже поддерживается необходимый санитарный режим. Эти примеры свидетельствуют о том, что, во-первых, многоступенчатый надзор ведет к безответственности, а во-вторых, что надзор за питанием в дошкольных детских учреждениях полностью можно доверить педиатрам и врачам по школьной гигиене, несущим и по положению ответственность за детство. В необходимых случаях эти специалисты всегда могут получить консультацию по гигиене питания и коммунальной гигиене у соответствующего специалиста, а в диетике детей раннего возраста они разбираются лучше врачей по гигиене питания.
Говоря о правильном использовании кадров врачей по гигиене питания, нельзя обойти молчанием существующую практику контроля за молочнотоварными фермами. Врач по гигиене питания призван следить за санитарным режимом на таких фермах, т. е. качеством уборки коровников и туалетом коров, добиваться, чтобы им во время дойки подвязывали хвосты, смазывали вымя вазелином и... многого другого, чему учат в высших и средних ветеринарных и зоотехнических учебных заве-
дениях. При наличии в хозяйствах специалистов с ветеринарным и зоотехническим образованием нет необходимости эту работу возлагать на санитарных врачей. Опыт показывает, что специалистов животноводства подменять не следует. Через областные советские и партийные организации нужно заставить их заниматься вопросами, в которых они достаточно компетентны. По ведомственным положениям и по ветеринарному уставу они обязаны ими заниматься и нести за это ответственность.
В каждой области (крае) находится под контролем в среднем от 600 до 1000 молочнотоварных ферм. Это огромный участок работы, с которым одной санитарной службе справиться не под силу. Видимо, настало время строго разделить обязанности медиков и специалистов животноводства, предоставить первым из них решать на молочнотоварной ферме медицинские вопросы (профилактика инфекционных и профессиональных заболеваний, повышение уровня гигиенических знаний персонала, диспансеризация животноводов и т. д.), а ветеринарным и зоотехническим работникам — свои вопросы, включая и те, которые связаны с первичной обработкой молока и гигиеной содержания молочного стада.
На научно-практической конференции по гигиене питания в Москве в 1960 г. профессор А. Н. Миронов сказал, что «сфера деятельности ветеринарного санитарного надзора простирается от приема животных на мясоперерабатывающие предприятия на весь путь прохождения мяса до предприятий общественного питания и государственной торговой сети.
Сферой деятельности медико-санитарного надзора за мясом является санитарное обслуживание и контроль персонала мясоперерабатывающих предприятий и надзор за мясом — от его поступления на предприятия общественного питания и в государственную торговую сеть — кончая потребителями мяса»1.
Перенося эти положения доклада на молоко, мы считаем, что санитарная служба должна осуществлять контроль за этим продуктом после обеспечения его качественным удостоверением (подписанным зоотехником или ветврачом), с момента поступления на предприятие молочной промышленности. Бракеражем молочной продукции на молочнотоварной ферме должна заниматься наряду с вопросами повышения ее качества государственная инспекция по качеству сельхозпродуктов. Наряду с этой инспекцией и товароведами в различных организациях областей и краев действуют многочисленные инспекции и бюро, призванные контролировать качество сырья и пищевых продуктов. Между тем четких инструкций, касающихся разграничения их обязанностей с санитарной организацией, нет. В результате врачам по гигиене питания зачастую приходится дублировать работу этих инспекций и бюро, а иногда нести и ответственность за то, что они должны делать, но делают не всегда. Нам кажется, что Министерству здравоохранения нужно оперативно решить этот давно наболевший вопрос.
Беспокоит нас также проблема организации действенного контроля за применением ядохимикатов в сельском хозяйстве. В областях и краях действуют станции по защите растений от сельскохозяйственных вредителей. Но эти станции не проверяют остаточные дозы ядохимикатов в сельхозпродуктах, огородных и садоводческих культурах. Контроль возложен на токсикологические лаборатории санэпидстанций. Это неверно. Один государственный выборочный контроль без ведомственного (в составе Министерства сельского хозяйства) вряд ли эффективен.
Поступила 29/ХН 1966 г.
' Тезисы докладов Научно-практической конференции по гигиене питания 23— 26/11 1960 г. Москва.