Кроме того, надзор за фермами и качеством выпускаемого ими молока должны осуществлять в первую очередь ветеринарные работники. Но практически получается ответственность за санитарное состояние молочных ферм несут главным образом санэпидстанции. По мнению И. И. Вулло, с которым мы вполне согласны, давно настало время строго разделить обязанности в этой области между медицинскими работниками и специалистами животноводства. Медицинские работники должны заниматься на молочнотоварных фермах предупреждением инфекционных и профессиональных заболеваний, диспансеризацией животноводов, повышением уровня гигиенических знаний персонала и т. д.
Не менее важным видом деятельности врача по гигиене питания является санитарное просвещение и, в частности, гигиеническое обучение лиц, обслуживающих молокопро-водящую сеть. Однако курсовое гигиеническое обучение работников молочнотоварных ферм врач проводит, не имея методического пособия или руководства. Следует, видимо, в ближайшее время разработать и издать большим тиражом такой материал, необходимый для санэпидстанций.
Заслуживает внимания поднятый И. И. Вулло вопрос о том, нужна ли ведомственная санитарная служба. По нашему мнению, необходимо либо пересмотреть ее права и обязанности, поднять авторитет этой службы и повысить квалификацию, либо ликвидировать ее, передав в состав территориальной санэпидслужбы.
Мы полагаем, что затронутые нами вопросы имеют большее значение в практике работ врачей по пищевой санитарии районных санэпидстанций.
ЛИТЕРАТУРА. Вулло И. И. Гиг. и сан., 1968, № 2, с. 65. — С к р е б-л ю kJo в И. Е. Фельдш. и акуш., 1971, № 5, с. 40. — С т р е м л и н а С. М., Р у -б и н|В. Л., ДобрушннаС. Э. Гиг. и сан., 1968, № 1, с. 117.
Поступил« 17/111 1972 г.
УДК 614.31:[«42.5 + 658.8
И. В. Кузнецов
К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ САНИТАРНЫХ ТРЕБОВАНИЙ РАБОТНИКАМИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ >• И ТОРГОВОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ СЕТИ
Новокуйбышевский Дом санитарного просвещения
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране «к числу первоочередных задач в области охраны здоровья населения отнесены профилактические меры, направленные на снижение инфекционных заболеваний. Особое значение при этом имеет профилактика кишечных заболеваний, среди которых значительный удельный вес занимает дизентерия.
Успешная борьба с кишечными инфекциями возможна при осуществлении комплекса мероприятий и, в частности, мер общесанитарного характера, предусматривающих повышение уровня гигиенической грамотности и санитарной культуры трудящихся.
Летом 1971 г. мы провели наблюдения за выполнением санитарных правил содержания рабочих мест, хранения и отпуска пищевых продуктов, потребляемых населением без термической обработки, а также за соблюдением требований личной гигиены и культуры обслуживания работниками торговли и общественного питания. Мы проследили за ^ работой более 800 человек. При этом 120 из них допустили различные нарушения сани-
тарных правил, что могло способствовать загрязнению готовых пищевых продуктов возбудителями кишечных заболеваний. Из этого числа лиц 74 человека работали в торгово-продовольственной сети и 46 — на предприятиях общественного питания. При одинаковом соотношении лиц, в-зятых под наблюдение, нарушения гигиенических требований чаще допускались работниками торговопродовольственной сети.
Как известно, все работники торговопродовольственной сети и общественного питания перед началом трудовой деятельности, а в дальнейшем через каждые 2 года должны проходить подготовку по санитарному минимуму. Это обеспечивает не только привитие им гигиенических навыков, но и способствует их прочному закреплению. При проверке санитарных книжек установлено, что 14 человек по санитарному минимуму совсем не готовились, если не считать того, что они прошли первичный инструктаж, проведенный руководителями предприятий; 20 человек прошли подготовку в 1971 г., 28 — в 1970 г. и 58 — в 1969 г. Следовательно, большая часть лиц, допустивших санитарные нарушения, нуждалась в подготовке или переподготовке по программе санитарного минимума.
В процессе наблюдения мы отметили 184 санитарных нарушения. По одному из них допустили 66 человек, по два — 32 и по три — 22 человека. Так, 12 наблюдаемых находились на рабочем месте без санитарной одежды или некоторых предметов ее, 24 работали с открытыми волосами, 30 имели длинные ногти, недостаточно чистые руки, 26 имели
4 Гигиена и санитария № 5
97
на руках браслеты, на пальцах кольца, на одежде броши и заколки, 22 работали в загрязненной санитарной одежде, 51 человек неправильно отпускал продукты, 11 ходили в санитарной одежде по улице и в общественных местах и 4 торговали с земли. Недостаточная чистота рук, длинные почти (30 человек) и неправильный отпуск готовых продуктов (51 человек), несомненно, способствовали загрязнению продуктов и повышали риск заражения ее потребителей возбудителями кишечных инфекций, глистных инвазий и другими заболеваниями. Среди лиц, допустивших различные санитарные нарушения, 70 (58,3%> имели стаж работы на предприятиях торговли и общественного питания до 5 лет, причем 18 (15%) из них работали первый год.
В ряде случаев в процессе беседы с нарушителями санитарных требований мы отмечали расхождение между уровнем их гигиенических знаний (он удовлетворительный) и поведением. Поэтому при проверке предприятий торговли и общественного питания необходимо выяснять конкретные причины невыполнения гигиенических правил отдельными работниками. При проведении занятий по санитарному минимуму следует обращать внимание на те недостатки, которые выявляются в процессе санитарного надзора за предприятиями общественного питания и торговли.
Выводы
1. Одним из условий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, служит повышение гигиенической грамотности работников торговопродо-вольственной сети и общественного питания.
2. При осуществлении санитарного надзора за предприятиями торговли и общественного питания необходимо обращать внимание не только на санитарное состояние объектов, но и на уровень гигиенической грамотности их персонала.
3. Следует добиваться практического претворения гигиенических знаний работниками общественного питания и торговопродовольственной сети в их повседневной деятельности.
Поступила Я/1 X 1972 г.
УДК 616.981.47-022.38:637.524
В. И. Ткачу к
СЛУЧАЙ ПИЩЕВОГО ОТРАВЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЙ С УПОТРЕБЛЕНИЕМ
ЛИВЕРНОЙ КОЛБАСЫ
а
В центральную больницу района обратились 2 больных с жалобами на тошноту, рвоту, понос и общую слабость. В тот же день они были госпитализированы в инфекционное отделение больницы с диагнозом гастроэнтероколнта. Через день с аналогичными жалобами обратился еще ряд больных. Предварительный диагноз гастроэнтероколнта в дальнейшем был уточнен и установлен как пищевая токсикоинфекция. Продуктом, послужившим причиной возникновения пищевого отравления, явилась ливерная колбаса.
Для лабораторных исследований были взяты промывные воды, испражнения и остатки ливерной колбасы. Во всех случаях выделены микробы из группы протея.
Для определения патогенности этого возбудителя проведены пробы на белых мышах: через ротовую полость заражены 4 животных. Введение культуры, выделенной из ливерной колбасы, вызвало гибель 2 мышей через 22 часа. У остальных мышей наблюдалось болезненное состояние; 2 контрольные мыши, не получавшие культуру, находились в нормальном состоянии.
Для оценки степени обсеменения проб ливерной колбасы бактериями группы протея было определено их количественное содержание, в результате чего титр протея составил 10~в. Помимо этого проведены серологические исследования. Так, на 4-й день заболевания поставлены реакции агглютинации сывороткой крови от больных с культурой, выделен- 4
ной из ливерной колбасы. Положительной реакция оказалась в разведении 1 : 50 в 2 случаях, в разведении 1 : 100 в 1 случае, в разведении 1 : 200 в 3 случаях и в разведении 1 : 400 в 2 случаях. На 14-й день заболевания проведена повторная реакция агглютинации сывороткой крови тех же больных, в результате чего обнаружено нарастание титра — в разведении 1 : 400 в 6 случаях, в разведении 1 : 800 в 2 случаях.
Положительная реакция агглютинации сыворотки крови заболевших и с штаммами протея, выделенными из ливерной колбасы, испражнений и промывных вод, указывает на их серологическую, морфологическую и биохимическую идентичность.
При расследовании причин случая пищевого отравления установлен ряд грубых нарушений санитарных требований в процессе производства ливерной колбасы, а также несоблюдения температурного режима и сроков хранения сырья и готовых изделий.
Заболевания протекали со средней тяжестью. Все пострадавшие выписаны из больницы в удовлетворительном состоянии.
Таким образом, причиной возникновения пищевого отравления послужило грубое нарушение технологии приготовления, хранения и реализации субпродуктовых колбас, повлекшее за собой обильное обсеменение В. р^еив этого продукта.
Поступила 22/111 1972 г.