Научная статья на тему 'Анимация, как нетрадиционная техника искусства на уроках изобразительного искусства в школе'

Анимация, как нетрадиционная техника искусства на уроках изобразительного искусства в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
705
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ОБУЧЕНИЕ / УЧАЩИЕСЯ / АНИМАЦИЯ / ФАНТАЗИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ART / EDUCATION / STUDENTS / ANIMATION / FANTASY / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черникова С.М.

В статье рассматриваются вопросы методики обучения детей на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Предлагаются уроки анимации, как нетрадиционной техники искусства, для занятий с детьми разного школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черникова С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANIMATION AS AN UNCONVENTIONAL TECHNIQUE OF ART AT FINE ARTS LESSONS AT SCHOOL

This article discusses the methods of teaching children to fine arts lessons in a school. It suggests animation lessons as non-traditional art techniques, to work with children of different school age.

Текст научной работы на тему «Анимация, как нетрадиционная техника искусства на уроках изобразительного искусства в школе»

УДК 687.1.016

UDC 687.1.016

ЧЕРНИКОВА С.М.

доктор педагогических наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: myrzinl3@rambler.ru

CHERNIKO VA S.M.

Doctor of pedagogical sciences, associate professor, Department of arts, crafts and technical charts, Orel State

University

E-mail: myrzinl3@rambler.ru

АНИМАЦИЯ, КАК НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА ИСКУССТВА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ШКОЛЕ

ANIMATION AS AN UNCONVENTIONAL TECHNIQUE OF ART AT FINE ARTS LESSONS AT SCHOOL.

В статье рассматриваются вопросы методики обучения детей на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Предлагаются уроки анимации, как нетрадиционной техники искусства, для занятий с детьми разного школьного возраста.

Ключевые слова: изобразительное искусство, обучение, учащиеся, анимация, фантазия, творчество.

This article discusses the methods of teaching children to fine arts lessons in a school. It suggests animation lessons as non-traditional art techniques, to work with children of different school age.

Keywords: art, education, students, animation, fantasy, creativity.

Занятия изобразительным искусством предполагают развитие умственной и физической активности личности. Овладевая навыками изобразительной грамотности и умениями владеть художественными инструментами и материалами, учащиеся развивают мелкую моторику рук, образное мышление, творческое воображение. Кроме физической и умственной активности дети учатся работать в коллективе, более успешно адаптируются в социуме, развивают усидчивость и трудолюбие. Но, пожалуй, одно из самых главных и основных назначений занятий искусством является знакомство детей с прекрасным, с культурой и искусством родного края, развитие эстетических, эмоциональных и моральных качеств личности. «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника» [5, с. 5].

Одной из задач занятий изобразительным искусством является научить детей выделять и обсуждать отдельные свойства предмета или явлений, а закончить восприятие целостным охватом предмета или явления, т.е. из общего уметь выделить частное, а затем обобщить увиденное. Такой анализ можно сделать на примере сравнения абстрактного и реалистичного изображения объекта. Для такого рода занятий можно предложить ученику занятия анимацией, это нестандартный метод преподавания урока изобразительного искусства, но не менее эффективный и интересный для развития детей.

Анимация и мультипликация - это один и тот же вид

искусства и представляет он движение в кино, компьютерной графике, телевидении. Для того чтобы объекты оживали необходимо многократно повторить движение от 10 до 30 нарисованных кадров в секунду, только тогда обеспечится целостное зрительное восприятие объекта.

Существует несколько видов создания анимации: классическая, стоп-кадровая, спрайтовая, морфинг, цветовая анимация, З Э анимация, захват движения. Все эти виды имеют свою особенность и определенные технические средства. Для занятий с детьми лучше всего подойдет покадровая анимация, т.к. она считается самой развивающей (используется многообразие материалов и не требует большого количества технических средств). Обычный урок лепки из пластилина можно превратить в процесс создания мультфильма.

Рассмотрим технологию покадровой анимации. Снимается сцена, затем постепенно в нее вносятся незначительные изменения объекта, и снимается кадр еще раз. И так постепенно достигается движение персонажей, которое потом монтируется на компьютере. Для съемки можно использовать фотоаппарат или мобильный телефон. Лучше фотографировать со штативом, это обеспечит один и тот же ракурс, что очень важно для создания анимации. Процесс съемки начинается с четкой фиксации сцены и расположенных на ней объектов, так как во время съемки чаще всего вы будете касаться сцены, поэтому может произойти ее смещение, а вследствие чего «дрожание» картинки в кадре. Далее необходимо найти нужный ракурс, для этого сделайте несколько снимков и определите наиболее удачное положение камеры. Закрепите ее на штативе.

© Черникова С.М. © Chernikova S.M.

Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (76), 2017 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 76. 2017

Прежде чем перейти к монтажу снимков необходимо проверить их по качеству, если снимки не достаточно четкие для их корректировки можно использовать программу Liglitroom, она позволит обработать и отредактировать одновременно большое количество снимков. После корректировки импортируйте снимки в программы для монтажа и перенесите их в timeline (линия времени). «Компьютерная графика используется для создания анимационных роликов, которые производятся на основе опорных кадров, созданных художниками-аниматорами. В кинематографии компьютерная графика первоначально применялась при изготовлении титров и заставок, в настоящее на основе графики создаются виртуальные интерьеры и герои. В массмедии и полиграфии компьютерная графика играет ключевую роль: печатная продукция создается при помощи средств компьютерной верстки, включая графические элементы (заставки, логотипы, иллюстрации, фотографии), созданные, обработанные и подготовленные для печати в соответствующих графических редакторах» [6, с. 267].

Практическую часть урока можно организовать следующим образом. Мы создадим простейшую покадровую анимацию при помощи пластилина. Это можно создать своими руками из подручных средств. Для этого нам понадобиться пластилин и цветной картон. «От темы занятия зависит и форма наглядности, она может быть натуральная, изобразительная, символическая» [8, с. 256]. В данном случае мы будем использовать условно-символические образы персонажей.

Первым делом из цветного картона делаем «сцену», на которой будет происходить действие нашего мультфильма. Для начала возьмем картон и сложим его пополам, как открытку. Нижняя часть будет нижней частью сцены, полом, на котором будут находиться и двигаться персонажи. А верхняя часть будет фоном, на

котором при помощи цветного картоны, мы изобразим оформление сцены, например, опушку леса.

Теперь лепим персонажа. Для первого задания вы можете слепить любого вашего любимого персонажа. Например, фигурка животного или сказочного героя.

Далее, начинается съёмочный процесс. Для начала, определимся, какое действие будет совершать наш герой. Для первого урока предлагаю «оживить» его, что бы он помахал нам рукой с экрана. Установим нашего персонажа в центр сцены и придадим ему нужное положение. Теперь устанавливаем камеру на штатив и ка-дрируем нашу сцену, так что бы в кадр попадала только наша сцена и персонаж. Делаем фотографию. Это и есть наш первый кадр. Теперь двигаем руку персонажа на несколько миллиметров вниз, стараясь не двигать его тело. Делаем еще одно фото. Это второй кадр. Делаем 4-5 таких кадров с движением руки героя вниз. Получается, что мы анимировали движение руки вниз, теперь нам нужно анимировать движение взмаха. Соблюдая такую же последовательность действий (меняем позу, делаем фото), начинаем анимировать новое движение. Двигаем руку персонажа вверх, делаем снимок. Делаем еще 4-5 таких кадров с взмахом.

Теперь при помощи специальной программы для покадровой анимации - stop-motion, сгруппируем все наши кадры - фотографии, друг за другом в правильном порядке и нажимаем «воспроизвести». Кадры будут менять друг друга по очереди, создавая ощущения мультипликационного фильма. Таким образом, мы узнали, как создается анимация. Познакомились с простым способом создания анимации своими руками. На таких занятиях ребенок не только работает с интересом и увлеченно, но и развивает свои навыки моторики, формирует абстрактное мышление, учится работать в коллективе.

Библиографический список

1. Карпова Н.В. Достижения учащихся по изобразительному искусству как результат образовательной деятельности. Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1998.

2. Колякина В.И. // Коллективное творчество на уроках ИЗО: Методические рекомендации /МГПИ. Магнитогорск, 1996.

3. Колякина В.И., Дмитриева Т.М. // Конструирование из бумаги на уроках изобразительного искусства в начальных классах /Магнитогорск, гос. педин-т;. Магнитогорск, 1996.

4. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет // Художник А.А. Селиванов. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. 128 с.

5. Мошырева А.Н. Развитие эстетических чувств у младших школьников// Школьная педагогика. 2015. №2. С. 4-8.

6. Пилюгайцева Ю.П. Работа с графическими программами в процессе подготовки специалистов среднего звена по направлению «Архитектура» // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. №5(68). С.267-270.

7. Савельева О.П. II Игровые методы и приемы в художественном образовании детей: Материалы городского научно-практического семинара - Магнитогорск, 2001.

8. Черникова С.М. Лекция - визуализация в преподавании «Инженерной графики» // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. №1(70). С.255-256.

References

1. Karpova N. V // Achievements of pupils in fine arts as a result of educational activities. Orenburg: Publishing house OOIUU 1998.

2. Kolvakina V.I. // Collective Creativity on the lessons of Fine Arts: Guidelines // MSPI. Magnitogorsk, 1996.

3. Kolvakina VI., Dmitrieva T.M. II Construction paper on fine arts lessons in primary school // Magnitogorsk State, ped in-t. -Magnitogorsk, 1996.

4. Mezhieva M.V Development of creative abilities of children 5-9 years old //Artist A.A. Selivanov. Yaroslavl: Development Academy: The Academy Holding: 2002. 128 p.

5. Motyreva AN. Development of aesthetic feelingsiti primary -school chiKtan // School Pedagogy. 2015. №2. Pp. 4-8.

6. Pilyugaytseva Yu.I. Working with graphics programs in the process of preparation mid-level specialists in the direction of "Architecture" // Scientific notes of Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2015. №5(68). pp.267-270.

7. Saveleva O.P. II Gaming methods and techniques in the art children's education: Proceedings of the city scientific and practical Workshop - Magnitogorsk 2001.

8. Chernikova S.M. Lecture - visualization in teaching «Engineering graphics » // Scientific notes of Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2016. №1(70). Pp.255-256.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.