Научная статья на тему 'Андрей Карлович Шторх - первый всемирно известный русский экономист'

Андрей Карлович Шторх - первый всемирно известный русский экономист Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
324
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Андрей Карлович Шторх - первый всемирно известный русский экономист»

ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

В. В. Кришталь

АНДРЕЙ КАРЛОВИЧ ШТОРХ - ПЕРВЫЙ ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНЫЙ РУССКИЙ ЭКОНОМИСТ

Андрей Карлович Шторх (нем.Heinrich Friedrich von Storch) - блестящий русский экономист, член 21 академии и научного общества, первый вице-президент Императорской Академии Наук и первый русский академик по политэкономии и статистике.

Экономическая мысль России Х!Х в. зародилась поздно и первоначально ориентировалась на заимствование и популяризацию идей и аргументов А. Смита без анализа реалий тогдашней России.

Первые сочинения по политической экономии принадлежали зарубежным авторам (де Вери, Х. Шлоцер), и лишь А. К. Шторхдобился международного признания своими размышлениями о «внутренних благах» (образовании, здоровье и безопасности) в рамках цивилизационного подхода.

Андрей Карлович Шторх родился 1 марта (18 февраля по старому стилю) 1766 г. в Риге. С 1778 по 1783 г. обучался в училище при Рижском соборе (Domschule), а в 1784 г. поступил в Иенский университет, где в течение двух лет слушал лекции по философским и юридическим наукам, самостоятельно изучая экономику и политические науки. Осенью 1786 г. он покинул Иену и поселился в Гейдельберге для продолжения занятий. Здесь он издал на немецком языке «Очерки, сцены и наблюдения, собранные в путешествии по Франции». Это сочинение, вышедшее через три года вторым изданием и переведенное на голландский язык, свидетельствовало о наблюдательности и несомненных способностях молодого автора, что побудило Гейдельбергский университет предложить Шторху должность экстраординарного профессора на кафедре политических наук [2].

Но Андрей Карлович по совету своего друга - российского посланника в Рейнских землях Николая Румянцева отклонил это предложение и вернулся в Россию.

По прибытии в Петербург в августе 1787 г. Шторх, пользуясь полученными от Румянцева рекомендательными письмами, получил доступ в дома многих высокопоставленных лиц, в частности, секретаря Его Величества, начальника бывшего департамента Иностранных Дел. Вскоре, благодаря знакомству с графом Ангальтом, начальником Шляхетского кадетского корпуса, Шторх получил в этом корпусе должность преподавателя истории и словесности. Граф Ангальт, выслушав первую лекцию молодого ученого, стал аккуратно посещать все его уроки и часто беседовал с ним на научные темы. К этому времени относится издание общих начал словесности Шторха «Principes généraux de belles lettres a l'usage du Corps des Cadets» (St.-Pet. 1789). 2

Летом 1789 г. граф Николай Петрович Румянцев временно находился в Петербурге и при его содействии Шторх был определен на службу при начальнике Департамента Иностранных Дел графе Безбородко. Новая должность вынудила его отказаться от преподавательского звания в корпусе. С этого времени его работа связана исключительно с историей и статистикой России. Одновременно он приступает к подготовке объемного альбома красочных видов Санкт-Петербурга и статистического обзора достопримечательностей и культурного состояния наместничеств Российской империи. В 1793-1795 гг. Шторх завершает начатые научные труды [4]. Так, в 1795 г. в Риге выходит книга Шторха «Statistishe Uebersicht der Statthalterschaften des russischen Reichs nach ihren

1 Доцент кафедры корпоративного управления Московской финансово-промышленной академии

(МФПА), канд. экон. наук. E-mail: vkrishtal@rambler.ru.

2

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/120672

1

merkwürdigsten Kulturverhaltnissen», которая несмотря на сжатость изложения содержит весьма ценный и хорошо сгруппированный материал для суждения о политических и экономических условиях русской жизни в конце XVIII в. Тот же материал в более подробном изложении будет представлен в 9-томном труде «Historisch□ statistische Gemalde des russischen Reichs am Ende des achtzehnten Jahrhunderts, Bd 1-8 (Suppl. 1-2) mit Karten», изданном в Риге и Лейпциге в 1797-1803 гг.

Книги с интересом были восприняты в России, а после их перевода на французский, шведский, немецкий, голландский языки - и в Европе. Активная научно-публицистическая деятельность А. Шторха, высокий авторитет его работ, их европейская известность привлекли внимание Екатерины II и помогли ему получить в 1796 г. звание корреспондента Петербургской Императорской Академии наук, а через 8 лет - звание академика. Став первым российским академиком по политэкономии и статистике, он деятельно взялся за разработку, как сказали бы сегодня, актуальных для народного хозяйства страны политэкономических проблем, готовил научные доклады и сообщения, которые печатались в трудах Академии. Шторх не ограничивается научной деятельностью, он охотно берется за исполнение возложенных на Академию организационно-педагогических и экспертно-консультационных обязанностей.

Большим доверием Андрей Карлович пользовался после смерти Екатерины II в семье императора Павла I. Для того времени это представляло значительную редкость, так как Павел старался убрать все, что напоминало о наследии его матери. С 1799 г. Шторх в течение 20 лет, практически до самой смерти, был наставником детей императорской фамилии, в том числе будущих императоров Александра и Николая, которым преподавал курс политической экономии. Лекции, прочитанные Шторхом великим князьям, положены в основу крупнейшего труда Шторха - учебника по политэкономии, напечатанного в 1815 г. на французском языке под заглавием «Cours d' economie politique ou exposition des principes qui determinent la prosperite des пайош»(«Курс политической экономии, или Изложение начал, обусловливающих народное благоденствие» [3]). В данном труде хорошо знакомый с хозяйственным и общественным строем России Шторх часто иллюстрирует свои теоретические воззрения примерами из русской жизни. Он резко осуждает крепостное право, в котором видит главную причину отсталости России; без прикрас описывает порядки тогдашней русской юстиции, отмечает расточительность вельмож [4]. К огромному сожалению, по цензурным условиям книга Шторха не могла появиться в русском переводе несмотря на занимаемое им положение.

С 1801 г. Шторх совместно с Ф. П. Аделунгом составляет «Систематическое обозрение литературы в России... с 1801 по 1806 г.» (ч. 1, 2, 1810-1811), которое положило начало русской книжной статистике [1].

С 1803 по 1811 г. выходят 27 выпусков журнала «Russland unter Alexander I», описывающего современное положение России. Журнал, кроме достопримечательных документов и официальных актов, содержал весьма интересные обзоры всего сделанного к этому времени в России, в частности, по народному просвещению.

В 1816-1820 гг. «Курс политической экономии, или Изложение начал, обусловливающих народное благоденствие» публикуется в Германии на немецком языке.

В 1823 г. его переиздает во Франции Ж.-Б. Сэй с собственными критическими замечаниями. Защищая свои взгляды в развернувшейся полемике, Шторх пишет 8 политэкономических докладов, прочитанных в Академии, и издает их резюме в самостоятельной работе «Размышления о природе национального дохода», которая в 1824 г. выходит в Париже на французском языке, а в 1825 г. - в Германии на немецком языке в переводе самого автора.

3 http://ru.wikipedia.org/wiki/Шторх,_Андрей_Карлович

2

Следуя, главным образом, Адаму Смиту, Шторх пользуется также трудами Гарнье, Ж.-Б. Сэй, Сисмонди, Тюрго, Бентама [2]. Несмотря на то, что многие страницы «Курса...» Шторха представляют заимствование из сочинений названных авторов, ему нельзя отказать в оригинальной разработке некоторых экономических доктрин (например, учения о ценности, которая, по его мнению, создается полезностью, и учения о «невещественных» благах), а равно и в искусной критике многих положений Адама Смита.

Западные корифеи политэкономии (А. Смит, Ж.-Б. Сэй, Т. Мальтус и др.), работы которых были уже изданы в России, развивали идеи рыночной экономики, свободного труда, личного интереса; в политической сфере - идеи республиканского строя и парламентаризма. Этим же занимался и Шторх, что подчеркивает его честность и принципиальность как ученого -ведь он был не просто приближенным ко двору ученым, он был учителем наследника и других членов царской семьи.

Шторх довольно смело говорит о преимуществах республиканской формы правления: «Имеющийся опыт доказывает, что в монархиях экономится меньше средств, чем в республиках» [3]. По всему его труду разбросаны замечания о том, что рыночная система будет работать, когда правовая система будет стоять на страже собственности; когда перестанут делать различия между властями предержащими и свободным предпринимателем; что все должны быть равны перед законом и судом. Свободную игру рыночных сил Шторх отождествляет с прогрессом, демократией, с суверенным правом каждого быть свободным и распоряжаться своей собственностью и судьбой. Он осуждает проявление в экономике несправедливости и угнетения: «...Когда правительству за счет несправедливости и насилия удается свернуть производство с его естественного пути, единственно полезного для интересов общества, это приводит лишь к замедлению прогресса народного богатства вместо его ускорения». А в тех государствах, где «... сама власть, вместо того чтобы быть порукой собственности, становится ее безраздельным хозяином и распоряжается частными состояниями по своей прихоти и капризу,... не стоит надеяться на обнаружение... предприимчивости и богатства» [3].

В «Курсе политической экономии» Шторх также приступил к разработке теории цивилизации, к поиску законов, в соответствии с которыми производятся, накапливаются и потребляются внутренние блага как составные части цивилизации. Но не только этим привлекает книга Шторха. Буквально в каждом ее разделе он предлагает свой оригинальный взгляд на, казалось бы, досконально проанализированные его предшественниками экономические категории. Это относится к трактовке Шторхом ценности и цены товаров, природы и функций денег, характера различных денежных инструментов, их обесценивания, кредита, деятельности банков. Шторх оригинален в объяснении природы основного и оборотного капитала, факторов, влияющих на величину ренты. Маркс считал его заслугой обоснование закона ренты, согласно которому ее величину определяют наиболее

4

плодородные участки .

Сторонник эволюционного пути развития, Шторх предупреждает о нежелательности чрезмерного развития мануфактур и внешней торговли в тех странах, где земледелие еще не использовало все возможности для своего совершенствования. «Желать обогнать здесь время означало бы приостановку нашего развития». Поскольку есть те виды производства, продукты которых выгоднее купить в других странах, то «развивать их значило бы обеднять нашу страну» [3].

Взгляд Шторха - это взгляд истинного ученого, непредвзятый, незащоренный, всегда свободный от экстремизма, радикализма, призывов к революционной борьбе. Многие его суждения не утратили своей значимости и сегодня, особенно мысли о таможенных тарифах, их влиянии на экономический рост, о либерализации внешней торговли, степени участия государства в экономике и недопустимости резкого имущественного неравенства.

4 Маркс, К. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Т. 26, Ч. 2. - С. 102.

3

В 1830 г. император Николай I, отдавая должное заслугам своего учителя, присвоил Андрею Карловичу звание первого вице-президента Императорской (Петербургской) Академии наук. Это достаточно интересный факт, показывающий либеральность общественно-политической системы того времени. Дело в том, что сын Андрея Карловича -поручик гренадерского полка Александр Андреевич Шторх, участник восстания декабристов на Сенатской площади, был в 1826 г. отправлен в пожизненную сибирскую ссылку.

13 ноября 1835 г. в возрасте 69 лет Александр Карлович Шторх скончался.

Суждения Шторха актуальны также с точки зрения более точной оценки соотношения различных современных вариаций цивилизационного и классического формационного подхода в экономической теории. Только в самом конце XX в. поднятые Шторхом проблемы стали разрабатываться в теории человеческого и социального капитала, в учении об экономике знаний, а теперь и в новейшем учении об экономике счастья. В связи с этим особенно отрадно, что в 2008 г. впервые после 127 лет него перерыва были переизданы труды А. К. Шторха. Это дает основание полагать, что идеи Шторха найдут применение в будущем.

Список литературы

1. Здобнов, Н. В. История русской библиографии до начала XX в./ Н. В. Здобнов. - 3-е изд. - М., 1955.

2. Половцов, А. А. Русский биографический словарь: в 25 т. / А. А. Половцов. - М., 1896-1918. - Т. 30.

3. Шторх, А. К. Курс политической экономии /А. К. Шторх. - М.: Изд. дом «Экономическая газета», 2008.

4. Якутин, Ю. А. К. Шторх - первый российский академик в области политэкономии и статистики/ Ю. А. Якутин //Вопросы экономики. - 2008. - № 6.

The list of literature

1. Zdobnov, N. V. A History of Russian bibliography before the XX century., 3 ed., M.,

1955.

2. Polovcov, A. A. Russian biographical dictionary: In 25 v. - М, 1896-1918. V. 30.

3. Storch A. K. Course of political economy. M.: Publ. house «Economic Newspaper»,

2008.

4. Yakutin, Yu. А. К. Shtorkh is the first Russian academician in area of political economy and statistics. M. Economic Issues magazine. №6, 2008.

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.