Научная статья на тему 'Нравственные институции в финансовых воззрениях А. К. Шторха и его общественной деятельности'

Нравственные институции в финансовых воззрениях А. К. Шторха и его общественной деятельности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
114
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
А.К. ШТОРХ / ФИНАНСОВАЯ НАУКА / ИСТОРИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аникеева А. А.

В статье раскрываются нравственные институции в финансовых воззрениях и общественной деятельности российского ученого-экономиста XVIII-XIX вв. академика А.К. Шторха. Доказывается, что его личностные характеристики и принципы поведения позволили ему состоятся как ученому и наставнику-педагогу. На примере общественной и творческой деятельности А.К. Шторха обосновывается следующий вывод: чтобы продуцировать и тиражировать финансово-экономические воззрения, необходимы не только высокий интеллектуальный уровень, но и такие нравственные нормы, как толерантность, честность, смелость, ответственность перед властью и обществом за свои мысли и поступки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственные институции в финансовых воззрениях А. К. Шторха и его общественной деятельности»

Страницы истории

Удк 336.01

нравственные институции в финансовых воззрениях а. к. шторха и его общественной деятельности

А. А. АНИКЕЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Е-mail: [email protected] Волжский гуманитарный институт

В статье раскрываются нравственные институции в финансовых воззрениях и общественной деятельности российского ученого-экономиста XVШ-XIX вв. академика А. К. Шторха. Доказывается, что его личностные характеристики и принципы поведения позволили ему состояться как ученому и наставнику-педагогу. На примере общественной и творческой деятельности А. К. Шторха обосновывается следующий вывод: чтобы продуцировать и тиражировать финансово-экономические воззрения, необходимы не только высокий интеллектуальный уровень, но и такие нравственные нормы, как толерантность, честность, смелость, ответственность перед властью и обществом за свои мысли и поступки.

Ключевые слова: А. К. Шторх, финансовая наука, история, государственные финансы.

Андрей Карлович Шторх (1766-1835) - всемирно известный ученый, автор множества научных политэкономических и финансовых трудов. Его сочинения стали той основой, на которой выстраивались взаимоотношения российских исследователей с западноевропейскими учеными, развивались взгляды экономистов, в том числе основателей отечественной финансовой науки. Теоретические воззрения А. К. Шторха оказали влияние на несколько поколений студентов учебных заведений

России, его учениками были особы царской фамилии. Восприемниками его идей стали преподаватели академий Российской Империи.

Финансово-экономические взгляды А. К. Шторха во многом повлияли на формирование мировоззрения представителей отечественных научных кругов и детей царской фамилии. Сам круг общения Андрея Карловича, в который входили ученые мужи и юные воспитанники, обусловливал необходимость сочетания высоких нравственных норм личности и научных принципов, качеств наставника, которому царская семья доверила образование своих детей, и таланта педагога, которому общество поручило воспитание молодого поколения. Результаты, которых добился А. К. Шторх в своей многообразной деятельности, достаточно интересны как объект изучения и в настоящее время. С точки зрения современных институциональных подходов его научная и педагогическая работа может быть представлена как процесс переноса норм поведения от одного субъекта к другому, закрепления и усвоение воспитанниками, студентами не только знаний, но и правил поведения, жизненных принципов, полученных от ученого и воспитателя. Именно поэтому так важно раскрыть нравственные институции этого ученого и преподавателя, посвятившего свою жизнь развитию российских финансов.

«Тайный Советник, Первый Вице-Президент и Действительный Член Императорской Академии Наук по части Политической Экономии и Статистики, Член Академии Наук Нравственных и Политических, Королевско-Французского Института, Академии Неапольской, Минхенской, Гарлемской и многих других ученых Обществ иностранных и в России существующих, Кавалер Орденов Св. Владимира 2-й и Св. Анны 1-й степени» [4]. Все эти награды, звания, свидетельствующие о признательности российской и иностранной научной общественности, Андрей Карлович заслужил как автор множества исторических, статистических, политэкономических трудов, в которых решение кредитных, денежных и финансовых вопросов имело одно из первостепенных значений. Позже А. К. Шторха называли предшественником кейн-сианства, подчеркивая актуальность его работ в плане развития экономической теории. Но и в свою бытность Андрей Карлович был востребованным ученым. Он находился на пике европейской экономической мысли, формируя направление ее развития, аргументированно отстаивая свою позицию в спорах с известными политэкономами по проблеме формулирования главной цели экономической науки - достижения благоденствия народа. Кроме цели науки в ее предмет, как отмечают современные российские исследователи институционализма, были включены институции человека. А. К. Шторх «...включал в предмет политической экономии наряду с материальным богатством и «невещественное достоинство», т. е. объем нравственных и социальных способностей человека» [10].

В своих сочинениях ученый воспроизводил собственное системное экономико-финансовое миропонимание, сущность которого отражена в названии изданного им в 1815 г. основного труда «Cours d'economie politique ou exposition des principes qui déterminent la prosperite des nations» («Политическая экономия и ее влияние на процветание народов») [31]. Значимость этого сочинения, объявившего идею процветания народов квинтэссенцией общественной мысли, подчеркивается тем, что перевод его на русский язык стал одним из важнейших дел, прославивших известного политэконома.[28] И. В. Вернадского1. В 1881 г. он опубликовал «Курс

'Вернадский Иван Васильевич (1821-1884), российский ученый-политэконом. Преподавал в нескольких российских университетах. Автор ряда сочинений по политической экономии, переводчик трудов А. К. Шторха и Л. В. Тенгоборского.

политической экономии или изложение начал, обусловливающих народное благоденствие» и свой биографический очерк о А. К. Шторхе.

Это научное сочинение А. К. Шторха явилось для ученых - его современников доказательством объективности цели научной экономической мысли. Российские академики подчеркнули, что «.. .по определению, какое Шторх дает Политической экономии, Наука эта должна излагать вообще определяющее благосостояние народов» [14]. Данная цель политической экономии не только была воспринята и развита иностранными мыслителями, она стала ориентиром для мировой науки в решении важнейшей задачи - достижения процветания каждой нации, народа отдельно взятой страны: «Согласно Шторху, политическая экономия - это наука «о естественных законах, определяющих процветание наций» [26].

Такая цель, как достижение процветания наций, т. е. постоянного накапливаемого положительного изменения качества и уровня жизни человека и в целом народа каждой отдельно взятой страны, с одной стороны, объединила ученых в их стремлении определить и обосновать средства и пути продвижения к ней. С другой стороны, эта цель обозначила специфику благосостояния отдельной нации и национальные особенности экономической науки. Поиск специфических национальных путей достижения процветания народа стал жизненно важен для ученых-политэкономов, осознавших ответственность за теоретическое обоснование законов, правил, норм достижения благоденствия наций или, говоря современным языком, ответственность за теоретическое обоснование институциональных основ улучшения качества и повышение уровня жизни человека и процветания наций.

Таким образом, А. К. Шторх определил политическую экономию как науку, теоретически обосновывающую институциональные основы достижения конкретной цели: улучшение качества и повышения уровня жизни человека и процветание наций. Эта цель, по мнению автора, может претендовать на то, чтобы ее назвали национальной идеей.

Национальная идея может быть сформулирована по-разному:

- с доминированием идеи государственности (например, идеи свободы, равенства и братства или диктатуры пролетариата);

- с доминированием идеи расового превосходства (например, «высшего» расового типа -.

белокурых арийцев, «основателей великой цивилизации»);

- с доминированием религиозной идеи, на которой основывается современный исламский фундаментализм.

Эти, а также множество других национальных идей различаются между собой. У А. К. Шторха национальная идея одна, но для каждой нации разная. В его политической экономии, кредитных, денежных, финансовых научных сочинениях национальная идея -. это благосостояние человека, процветание народа. Такое представление о ней Андрея Карловича стало фактором объединения и развития научной мысли российской, немецкой, французской, английской и других научных школ. В таком определении отсутствуют элементы насилия, вражды наций, политиков, религиозных деятелей и вместе с этим имеет место свобода проявления высокой нравственной чувствительности. Об этом А. К. Шторх писал в одном из первых своих сочинений «Картины Петербурга», изданном в 1795 г. Он употребил следующие понятия: «Religious Toleration», «Political Toleration», «Social Toleration», «Liberal Sentiments» [332]. Религиозная, политическая, социальная толерантность и свободная, не имеющая границ сентиментальность, т. е. безграничное проявление нежных, добрых чувств, сострадательности отражены в завершающей части работы «Картины Петербурга». Здесь А. К. Шторх вывел нравственные нормы не только петербуржцев и россиян, но каждого человека любой нации как фактор процветания. Нравственные институциональные основы служат улучшению качества и повышению уровня жизни людей, процветанию наций. Поэтому в нравственных нормах реализуется национальная идея.

В своих сочинениях А. К. Шторх в той или иной форме обязательно рассматривал проблемы финансов и нравственности. Их повсеместное присутствие стало характерной особенностью всего научного творчества Андрея Карловича. Он проявил себя как автор, последовательно развивающий свои идеи. Его «...часть литературного поприща... ознаменовалась рядом диссертаций о Политической экономии... столь тесно связанных между собою, что легко можно усмотреть из них последовательное развитие его идей.» [4].

Однако творчество ученого не всеми воспринималось однозначно положительно. Й. А. Шумпе-тер призывал запомнить имя российского ученого. А. К. Шторха, потому что тот является в экономической науке «значительной фигурой» [266], излагает

финансовые, денежные, кредитные воззрения в русле развитого в будущем кейнсианства [266]. Но вместе с тем этот всемирно известный ученый сожалел о том, что в трудах А. К. Шторха содержатся «этические банальности» [266]. Один из современников Андрея Карловича отзывался о его творчестве еще резче: «.наполненное пошлыми похвалами государю, сочинение Шторха о Петербурге» [255].

Не всеми критиками приветствовалось то, что в финансовых, денежных, кредитных и политэко-номических трудах А. К. Шторха одно из главных мест занимали проблемы нравственности. Но сам ученый считал, что не испытывая он сострадательной чувствительности и многогранной терпимости к человеку, его призывы к улучшению качества и повышения уровня жизни звучали бы неискренне. Только на нравственной институциональной основе может возникнуть ответственность за теоретическое обоснование законов, правил, норм достижения благоденствия наций, т. е. экономическая теория, квинтэссенция которой является человек, материальная и духовная реализация которого осуществляется предлагаемыми А. К. Шторхом финансовыми, денежными и кредитными механизмами. Такое представление о перспективах развития отдельного человека и всего народа выразилось в его научных трудах, и предстало национальной идеей, реализация которой им последовательно экономически обосновывалась на всем протяжении творческого пути.

Заслуга А. К. Шторха заключается в том, что он сформулировал и обосновал как национальную идею развитие на нравственной основе человека и народа. Эта идея овладела умами ученых-политэкономов из разных западноевропейских стран. Они теоретически обосновывали экономические и финансовые пути достижения процветания своей нации. Но не только зарубежной экономической наукой были поддержаны, дополнены и развиты воззрения А. К. Шторха. Они были востребованы и в России, став исходной точкой для многих отечественных политэкономов и финансистов. Кроме того, такая национальная идея была воспринята и развита в российской неэкономической научной мысли. Например, изыскания Андрея Карловича в сфере политической экономии использовались в педагогической науке. И. И. Ястребцов2 не видел Отечества без этой идеи: «Что есть отечество? Оно не есть земля только, на которой человек живет;

2Ястребцов Иван Иванович (1776-1839), российский ученый, педагог, переводчик.

оно есть идея, развивающаяся в религии, в государственном телоустройстве, законах, искусствах, языке, науках, нравах, того народа, к которому принадлежит человек. Отечество существует до тех пор, пока существует идея» [30]. Человек должен быть гармонично развит - физически, умственно и нравственно. И в таком развитии необходимо государственное финансовое участие. Для обоснования этой мысли в педагогическом труде И. И. Ястребцов приводит слова А. К. Шторха: «Без денег общество было бы не только бедно, но и необразованно; т. е. не только оно было бы лишено богатства, но и просвещения» [30]. В настоящее время эти идеи могли бы дополнительно аргументировать важность инвестиций в человека.

Итак, идея А. К. Шторха была поддержана и развита отечественными и зарубежными политэкономами, учеными других отраслей научного знания. Воззрения Андрея Карловича не могли оставить равнодушными тех, кто искал пути к материальному и нравственному благополучию своей страны. Для Н. А. Полевого3, который не был политэкономом или финансистом, сочинения А. К. Шторха стали своеобразным проводником в мир науки, они подвигли его заняться развитием взглядов ученого. Брат Н. А. Полевого вспоминал: «В сочинении нашего известного писателя и политико-эконома Шторха, изданном в Париже в 1824 году, была в первый раз изложена богатая последствиями мысль о невещественном капитале. Со времен Адама Смита, экономисты недоумевали, как разуметь и куда причислить тех членов общества, которые не занимаются материальным трудом, как занимаются земледельцы, ремесленники и прочие производители, собственно так называемые. Готовы были почитать писателя, художника, медика, даже полководца просто дармоедами, которые только потребляют чужой труд, не производя сами ничего, составляющего капитал, который есть не иное что, как скопленный труд. Шторх с необыкновенною ясностью доказал, что писатель, медик и подобные им члены общества такие же производители, как другие, и что труд их так же полезен и необходим, как труд вещественный, и способность такого производителя, и самый труд его назвал он капиталом невещественным.. Н. А. Полевой, зорко наблюдая все новые шаги в науках и сам занимаясь политическою экономиею,

3Полевой Николай Алексеевич (1796-1846), российский писатель, журналист, историк, член-корреспондент Петербургской академии наук (1831).

стал при случае повторять и применять мысль Шторха; впоследствии он издал даже отдельную брошюру о невещественном капитале» [7].

Таким образом, благосостояние человека и процветание наций как национальная идея, сформулированная и обоснованная А. К. Шторхом, была воспринята и развита в разных отраслях науки и сферах общественной деятельности. Она была одобрена не только в нашей стране, но и за рубежом. Ее поняли и поддержали современники Андрея Карловича. Не теряет своей актуальности она и в современном мире. Причиной такой долговременной популярности стало то, что в экономических и финансовых воззрениях А. К. Шторха в центре внимания находится человек, т. е. каждый из нас. И не средством к достижению различных целей мы являемся, а самой целью (по крайней мере, наше материальное и духовное совершенствование).

Такая национальная идея, актуальная на все времена и для всех народов, была центральной мыслью автора политэкономических, денежных, кредитных и финансовых научных трудов. Работы, проникнутые такой идеей, составляют направление науки, которая становится не тормозом, а фактором общественного развития. Так, по крайней мере, думал и стремился это доказать А. К. Шторх. В завершающий период своего научного творчества в 1826 г. на праздновании столетнего юбилея Санкт-Петербургской академии наук «.была прочитана краткая благодарственная речь академика Шторха. Речь эта. заключает в себе. ту мысль, что наука составляет общее благо человечества, и академия наук, достойная своего имени, разливает свет знания повсеместно» [22].

Национальная идея, основанная на принципах терпимости и сострадания, не приводит к межгосударственным, межнациональным, межрелигиозным конфликтам. Наоборот, она объединяет общество для того, чтобы действовать в русле единого, хотя и разного для каждой нации направления развития. Она закрепляет на длительное время социальные связи, обеспечивает стабильность реализации общественных отношений и служит фактором их развития. Все это характеризует такую идею как институция. Но не только национальная идея может носить институциональный характер. В работах А. К. Шторха содержится целый свод нравственных правил, норм, законов достижения экономического развития. Например, если говорить о политэконо-мических сочинениях, то «.в каждой главе так или

иначе Шторх выходит на социально-экономические проблемы.» [29].

Если идеи и научные труды, их содержащие, являются институциональным продуктом ученого, тогда можно говорить о том, что А. К. Шторх как научный деятель реализовался в создании институционального продукта: в формулировании и экономическом обосновании национальной идеи. Такое научное достижение Андрея Карловича уникально: не каждый может предложить и заложить в основу своих трудов национальную идею, но в силах каждого ее развивать. Такому развитию нет предела, потому что нет предела совершенствованию человека. Можно достичь материального благополучия, определенного уровня образованности, но у нравственного и духовного совершенствования нет границ - отсутствуют ограничения в производстве и потреблении «невещественных» благ, которые именно А. К. Шторх ввел в предмет политической экономии.

Шторх сформулировал и обосновал национальную идею в общем, выделив специфику для каждой нации. Чтобы так излагать законы общественного развития, ученый сам должен обладать высокой нравственностью. Его нравственные нормы и принципы обязаны соответствовать тому, что он проповедует и делает. И Андрей Карлович по этим институциям жил и творил. Его нравственные нормы служили фактором развития российской науки [18]. Чтобы его взгляды были понятны и не отторгались российскими и зарубежными учеными и общественными деятелями, А. К. Шторх воздвигал политэкономические и финансовые построения на нравственных постулатах, на многогранной терпимости и безграничном проявлении доброты и сочувствия к своему народу, к каждому человеку. Соответствие нравственных норм личности А. К. Шторха институциям ученого, который принял на себя ответственность продуцировать рекомендации развития общества, требует не только высокого уровня образованности, но и корректности, и честности в отношениях с научной элитой: «Одаренный редким добродушием, он обыкновенно старался представлять вещи с благовидной их стороны и умел находить ее с удивительной проницательнос-тью,.и не скрывал умышленно того, что казалось ему предосудительным» [14].

Такие таланты А. К. Шторха были по достоинству [8, 14] оценены российской научной общественностью. Он стал первым академиком политической экономии и статистики в России. Этот статус был

введен в российской науке в 1803 г. А. К. Шторх получил его в 1804 г. как признание больших заслуг перед страной. В 1830 г. он был назначен на должность вице-президента Императорской Санкт-Петербургской академии наук.

Важным делом для ученого является объективное отражение состояния и развития общества. А. К. Шторх информировал общество о текущих реформах Александра I. ■ Для этого необходимо было иметь высокий уровень образования, необыкновенную работоспособность, заслужить доверие императора, обладать смелостью и честностью. Вот как охарактеризовал Шторха А. Н. Пыпин4: «Серьезный и достойный ученый Шторх хотел быть летописцем его великих дел и предприятий. для совершения задуманных предприятий у Александра не достало ни твердого характера, ни прочно сознанных принципов» [18]. Андрей Карлович стал летописцем императора, оперативно и объективно освещая текущие дела верховной власти, происходящие в России в первой половине царствования. Он отражал все: «.и хорошее, и дурное, даже небольшие, частные возмущения, вызванные неудовольствием; все в нем выставлено на чистоту» [16].

Ученый радовался тем положительным изменениям, которые происходили в российской экономике и финансах, а также институциональным новшествам в управлении государством. Он одобрял проводимую Александром I политику частичной замены власти монаршей, самовластия законодательными принципами правления [18]. Андрей Карлович информировал общество о том, что такая инициатива идет от Александра I, который чтит закон превыше своей воли. На различных примерах, порой бытовых, он рассказывал об этом общественности. Например, в письме к княгине Голицыной (урожденной Вяземской), «.которая в описании своей несогласной с законами просьбы приводила то, что император выше закона. Александр ответил ей, что если бы даже мог, то не захотел бы нарушить закона, потому что не признает на земле справедливой власти, которая бы не исходила из закона» [18]. Очевидно, что в данном случае привычная для России монаршая власть в лице действующего императора уступила место законодательной власти.

«Закон выше воли императора» - это изречение стало правилом для Александра I. Но, как и при

4Пыпин Александр Николаевич (1833-1904), российский исследователь русской литературы и общественности, академик Петербургской АН (1898).

соблюдении любого правила, были исключения. Закон основан на принципах справедливости, а воля православного монарха исходит из институции любви. Такая воля защитила сына Андрея Карловича от наказания за участие его в восстании декабристов. Очевидец этих событий вспоминал, что когда задержали и «.ввели поручика лейб-гренадерского полка Шторха, сына одного из бывших наставников Императора», то «.подобно Цезарю вскричал Император: «И ты, сын мой!». По-видимому, он сделался жертвою недоразумения, а потом заговорщики насильственно задерживали его в среде своей». Впоследствии Шторх-младший с большой честью исполнил свой долг в Турции [9]. Это событие, по мнению очевидца, могло погубить молодого офицера, но император и его окружение не увидели в этом злонамеренного умысла. Не по справедливости закона, а по любви к ближнему православный монарх простил участника восстания.

Оставаться честным и смелым в выражении своих взглядов, находясь при дворе, было небезопасно, но «... академик Шторх не принес научной истины на жертву своему положению царедворца» [20]. Андрей Карлович понимал всю сложность своего положения в окружении монарха. Однако если бы перед ним стоял выбор: поступиться собственными принципами или отказаться от публикаций, то он предпочел бы второе. Об этих нравственных принципах А. К. Шторха в обществе было известно: «.вполне понимая необходимость сдержанности в некоторых вопросах, при условиях, в которых находится Россия, он все-таки, скорее не напечатал бы книги, чем отказался бы от независимости своих убеждений, и выражает надежду, что его труд, изданный с одобрением цензуры и на средства самого государя, послужит доказательством либеральных принципов, которыми руководится правительство императора Александра» [20].

Андрей Карлович был умен, честен и смел не только в своей научной деятельности. К нему обращались за советом в решении практических вопросов. Со слов Н. И. Тургенева5 известно, что А. К. Шторх был компетентным ученым и мог дать оценку действиям министра финансов, не скрывал своих взглядов на те или иные события, даже если эти высказывания шли в разрез с мнением главного финансиста страны [23]. Искренним в своих суж-

5Тургенев Николай Иванович (1789-1871), российский экономист, автор книги «Опыт теории налогов» (1818), государственный деятель.

дениях, откровенным в раскрытии всей сути дела и добросовестным искателем истины А. К. Шторха знали не только монаршие особы и высшие правительственные чины. Он нес правду в широкие слои российского общества, был честен в своих публикациях с читателями, а получив полномочия президента Академии наук, стал бороться с теми, кто искажал информацию в периодических изданиях [24].

Таким образом, А. К. Шторх как ученый реализовался в объективном отражении происходящих в России событий. Но главная его заслуга, по мнению автора, заключается в том, что он сформулировал и во множестве своих политэкономических и финансовых трудах обосновал как национальную идею экономическое развитие нации, в основе которой заложена нравственность человека. Объективное видение и продуцирование научно обоснованных идей - это те функции, которые должен реализо-вывать настоящий ученый. Но для этого, очевидно, необходимы не только высокий интеллектуальный уровень, но и такие нравственные нормы, как честность, смелость, ответственность перед властью и обществом за свои мысли и поступки. Именно таким был первый российский академик в области политической экономии и статистики А. К. Шторх.

Он был всемирно известным ученым, а также наставником, советчиком, учителем в императорской семье. Императрица Мария Федоровна много слышала о А. К. Шторхе, о «.его педагогических способностях и ученой деятельности» [21]. Острый ум, истинная образованность, широкий междисциплинарный научный кругозор, высочайший уровень культуры, строгие нравственные качества, деликатная вежливость и благородная учтивость, внутреннее достоинство и такт Шторха» дали основание «.. .супруге Павла I Марии Федоровне вверить ему экономическое и политико-правовое воспитание своих дочерей» [29]. Начиная «.с 1799 г. в течение 20 лет, наряду с научными занятиями, подобно многим позднейшим крупным ученым, Шторх занимался придворной педагогической деятельностью: последовательно был наставником пяти великих княжон (сестер Александра I) и преподавал политическую экономию великим князьям Николаю и Михаилу Павловичам» [8].

Долгие годы научной и педагогической работой Андрей Карлович занимался одновременно. Поэтому трудно разделить его служение науке и делу воспитания, труды ученые и учебные. Например, его политэкономическое сочинение изначально

предназначалось для обучения детей царской семьи. На титульном листе труда «Политическая экономия и ее влияние на процветание народов» сказано, что это сочинение А. К. Шторх подготовил для обучения Великих князей Николая и Михаила [31]. Шторх осознавал, что «.если долг всякого писателя - защищать дело справедливости и человечности, то это вдвойне обязанность наставника великих князей, мнения которых так сильно влияют на судьбу народов» [20].

Не только дети царской фамилии изучали научные воззрения А. К. Шторха. Сама императрица Мария Федоровны просила Андрея Карловича ознакомить ее «.с модной тогда у российской знати новой наукой - политической экономией» [29]. От императрицы до камер-пажа - все изучали политическую экономию А. К. Шторха. Александра Федоровна просила Андрея Карловича, чтобы он лично следил за тем, как в пажеском корпусе преподают эту науку. По ее мнению, юный паж доложен был не только «.ловко подавать. стул», но и знать науку управления государством [3].

Обучая своих высокопоставленных учеников науке управления государством на основе специально сочиненного для них учебника, Андрей Карлович излагал рецепты накопления национального богатства, в том числе институциональные. Например, он «.указывает на то, что для развития благосостояния страны необходимы свобода личности и безопасность собственности» [20]. А. К. Шторх наставлял своих питомцев любить свой народ. Из его труда были взяты фрагменты для статьи «Взгляд на постепенный упадок рабства и крепостного состояния в Европе и ее колониях», опубликованной в журнале «Вестник Европы» в 1819 г. В этой статье приводятся примеры того, как российские государи пытались решать проблемы крепостного права. Императрица Екатерина II стимулировала и поощряла, например, И. Н. Болтина6 за проведение исследований по истории и состоянию крепостного права в России. В ее царствование были приняты «.узаконения, чтобы подкидыши были свободными. Император Александр I казенным крестьянам дал право приобретать землю, дозволил отпускать крестьян на волю, установил класс свободных землепашцев и уничтожил рабство в Финляндии, Польше и Эстляндии» [17]. Очевидно, что А. К. Шторх указывал на ослабление крепостного

6Болтин Иван Никитич (1735-1792), российский историк, государственный деятель, член военной коллегии.

права в России со времен Императрицы Екатерины II и на то, что со времен Александра I проблема личной свободы могла решаться самими помещиками. Он показал шаги российских монархов в освобождении народа от крепостной зависимости, которые сам поддерживал. А. К. Шторх объяснял, что крепостное право отрицательно влияет и на крепостных, и на их собственников: «Хозяева рабов столь же плохие предприниматели, как рабы их плохие работники» [29]. Крепостное право - институция зависимости человека труда не служит фактором благоденствия народа, и это более важно, чем сдерживание темпов развития хозяйства. И поэтому можно согласиться с мнением современных исследователей институ-ционализма в российской экономической мысли: А. К. Шторх верил, что «.российское хозяйство может уверенно развиваться и при крепостном праве, хотя и давал обоснование сравнительных преимуществ труда в статусе свободного человека» [100].

Так на примере деятельности российских государей А. К. Шторх учил их потомков любви к своему народу и способам ее проявления - стремлению освободить человека от крепостной зависимости. Андрей Карлович назвал еще один способ проявления любви, жалости и сострадания к своему народу - благотворительность. Ее осмысление нашло отражение в сочинениях современника А. К. Шторха - российского ученого и педагога И. И. Ястребцова, которому принадлежат слова: «Долг к отечеству требует того, чтоб делиться с ним своими способностями. Между благотворительностью и патриотизмом много подобного. Презренна притворная благотворительность; презренна и притворная любовь к отечеству: но та и другая неизъяснимо облагораживают душу, когда они чисты [30]. Чистые душой, высоконравственные люди могут быть подлинными благотворителями и патриотами. И Андрей Карлович был таким. За благотворительную деятельность он имел от Марии Федоровны особое к нему расположение. В своем завещании она написала: «Благодарю г. Шторха за его усердное попечение об институтах и прошу его действовать и впредь в том же духе. Прошу императора сохранить за ним его настоящее жалованье» [5]. В знак благодарности за эту благотворительную деятельность Мария Федоровна оставила А. К. Шторху шкатулку с ее вензелем из бриллиантов[6].

Ученый как личность обладал высокими нравственными нормами, которые соответствовали

институциям воспитателя. Поэтому царская семья доверила ему свое собственное образование. Хотя не все представители высшей знати ценили педагогические способности А. К. Шторха. Один из его учеников - Великий Князь Николай Павлович, став российским императором, вспоминал о своем финансово-экономическом образовании следующим образом: «. являлся еще Шторх со своими усыпительными лекциями о политической экономии, которые читал нам по своей печатной французской книжке, ничем не разнообразя этой монотони» [27]. Как известно, Николай Павлович и у финансиста М. А. Балугьянского7 не был прилежным учеником [1]. А вот его сестра Екатерина Павловна8 с глубоким уважением относилась к политэкономическим лекциям А. К. Шторха. Ее считали одной из самых образованных женщин в России той эпохи. Свое служение обществу она реализовала, став известной благотворительницей [12].

Шторх не только участвовал в обучении членов царской фамилии. Немалый вклад он внес в развитие российских университетов [19] и в становление начального образования в России. Он настаивал на том, чтобы это образование было под опекой государства и соответствовало единым стандартам. А. К. Шторх входил в образованную в 1826 г. особую комиссию, которая, как указано в статье «Начальное народное образование» словаря Брокгауза-Ефрона, занималась введением «.должного и необходимого единообразия» в начальном обучении и требовала «.воспретить всякие произвольные преподавания учений по произвольным книгам и тетрадям».

О высоких нравственных нормах Андрея Карловича, несомненно, свидетельствуют его окружение, друзья. Среди его близких людей были особы царской фамилии, он состоял в дружеских отношениях с государственными деятелями [13] и учеными [4, 11]. Но связями своими не злоупотреблял и в дружбе своей был сдержан: его этикет не доводил до фамильярности [11]. Многие желали попасть в круг его общения, но не всех Андрей Карлович принимал. Некоторые из «доброжелателей» вели интриги, заставляя А. К. Шторха страдать [2].

7Балугьянский Михаил Андреевич (1769-1847), российский финансист, профессор и ректор Санкт-Петербургского университета, статс-секретарь, сенатор.

8Екатерина Павловна (1788-1819), четвертая дочь импера-

тора Павла I от брака с Марией Федоровной, любимая сестра императора Александра I.

Сфера дружеского общения А. К. Шторха была широка, что, по мнению автора, свидетельствует о притягательности его личности. Одним из его друзей был Я. К. Грот9. Он был благодарен А. К. Шторху за уроки воспитания. Я. К. Грот познакомился с сыном Андрея Карловича во время учебы, а впоследствии сдружился со всей семьей. В его переписке много добрых слов сказано о самом ученом, но главное заключается в том, что Грот считал его семью одной из самых лучших из тех, что приходилось ему встречать [15]. Дух взаимного уважения и любви, который царил в этой семье, стал одним из факторов успеха академика А. К. Шторха. «Чрезвычайная близорукость, которой он был подвержен с самого детства, не только не уменьшилась, как то обыкновенно бывает с летами, но еще дошла до того, что препятствовала ему, наконец, во всяком занятии, требовавшем напряжения глаз. Привыкши к труду и следя с живейшим участием движения мира политического, он чувствовал бы себя несчастным в том одиночестве, к которому присуждала его. сия немощь, если бы не нашел в лоне своего семейства полного удовлетворения за те жестокие лишения, которым подвергло его слабое состояние глаз. Дочери читали ему вслух, и кто из нас не удивлялся неутомимому, трогательному усердию и редкому искусству, с каким они исправляли сию благочестивую обязанность» [14]. Не только семья помогала Андрею Карловичу в его научной деятельности. В академии при чтении докладов и в публичных выступлениях его всячески поддерживали коллеги [22].

Таким образом, Андрей Карлович в своей семье, в своем окружении, в академии, в царской фамилии был наставником и учителем. Он прививал всем, кто с ним соприкасался, те высокие нравственные нормы, которыми сам обладал. Как ученый А. К. Шторх реализовался в объективном отражении происходящих в России событий, но главное его достижение в научной деятельности заключается в том, что он сформулировал и во множестве своих политэко-номических и финансовых трудах обосновал как национальную идею экономическое развитие нации, в основе которой заложена нравственность человека. Объективное видение и продуцирование научно обоснованных идей - это те функции, которые должен реализовывать ученый. Для этого необходимы не только высокий интеллектуальный уровень, но и

9Грот Яков Карлович (1812-1893), российский ученый и государственный деятель. Филолог, академик Петербургской академии наук (1856). Служил в канцелярии комитета министров.

такие нравственные нормы, как честность, смелость, ответственность перед властью и обществом за свои мысли и поступки. Именно таким предстает перед нами первый российский академик в области политической экономии и статистики, автор множества финансовых сочинений Андрей Карлович Шторх.

Список литературы

I. Аникеева А. А. Нравственные институции в финансовых воззрениях М. А. Балугьянского и его общественной деятельности // Финансы и кредит. 2010. № 28.

2.. Аникеева А. А. Нравственные институции в финансовых воззрениях Н. С. Мордвинова и его общественной деятельности // Финансы и кредит. 2010. № 43.

3. Воспоминания П. М. Дарагана, первого камер-пажа великой княгини (императрицы) Александры Федоровны, 1817-1819 гг. // Русская старина.

1875. Т. 12. № 1-4.

4. Григорий Андреевич Глинка // Русская старина.

1876. Т. 17. № 9-12.

5. Завещание императрицы Марии Федоровны, 1-го ноября 1826 г. и 21-го янв. 1827 г. // Русская Старина. 1882. Т. 33. № 1-3.

6. Завещание императрицы Марии Федоровны, 1-го ноября 1826 г. и 21-го янв. 1827 г. // Русская Старина. 1882. Т. 34. № 4-6.

7. Записки Ксенофонта Алексеевича Полевого // Исторический Вестник. 1887. Т. 28. № 4-6.

8. Здобнов Н. В. История Русской библиографии от древнего периода до начала XX века. Т. 1: XI -первая половина XIX века / под ред. Н. Л. Рубинштейна. М.: Красный Воин. 1944.

9. Из воспоминаний принца Евгения Виртемберг-ского // Русский архив. 1878. № 1-4.

10. Иншаков О. В., Фролов Д. П. Институционализм в российской экономической мысли (IX-XX вв.). Т. 1. Волгоград: Изд. ВолГУ 2002.

II. К литературной и общественной истории 18201830 гг. // Русская старина. 1889. Т. 61. № 1-3.

12. Краткое жизнеописание Ее Величества Королевы Виртембергской Екатерины Павловны // Сын Отечества. 1819. Т. 53. № 13-19.

13. Николай Михайлович Карамзин у гр. Н. П. Румян-цова в 1824 г. (Сообщ. Л. Н Майков) // Русская Старина. 1890. Т. 67. № 7-9.

14. Отчет С. Петербургской Академии Наук за 1835 год // Журнал Министерства народного просвещения. 1836. Т. 10.

15. Переписка Я. К. Грота с П. А. Плетневым / под ред. К. Я. Грота. Т. 3. СПб.: тип. Министерства путей сообщения. 1896.

16. Письма из Петербурга в Италию графа Жозефа де-Местра // Русский архив. 1871. № 6.

17. Полуденский М. Указатель к Вестнику Европы. 1802-1830. М.: Университетская тип. 1861.

18. Пыпин А. Н. Общественное движение в России при Александре I. СПб.: тип. Стасюлевича. 1908.

19. Рождественский С. В. Университетский вопрос в царствование Екатерины II и система народного просвещения по Уставам 1804 года. Памяти А. Н. Пыпина // Вестник Европы. 1907. Т. 246. № 7-8.

20. Семевский В. И. Крестьянский вопрос в России в XVIII и первой половине XIX века. Т. 1: СПб.: Общественная польза. 1888.

21. Сомов А. Шторх Андрей Карлович. Русский биографический словарь. Т. 23. СПб.: тип. Главного Упр. Уделов. 1911.

22. СухомлиновМ. И. Пятидесятилетний и столетний юбилей С. -Петербургской академии наук в 1776 и 1826 гг. // Русская старина. 1877. Т. 18. № 1-4.

23. ТургеневН. Россия и русские: пер. с французского и статья С. В. Житомирской. М.: ОГИ. 2001.

24. Цензура в царствование императора Николая I // Русская Старина. 1903. Т. 113. № 1-3.

25. Шумигорский Е. Записка баварца о России времен императора Павла // Русская старина. 1899. Т. 100. № 10-12.

26. Шумпетер Й. А. История экономического анализа: пер. с англ. под ред. В. С. Автономова. СПб.: Экономическая школа. 2001.

27. Щеголев П. Е. Император Николай I (1796-1825) // Исторический вестник. 1903. Т. 93. № 7-9.

28. Языков Д. Д. Обзор жизни и трудов покойных русских писателей. СПб.: тип. А. С. Суворина. 1888.

29. ЯкутинЮ. А. К. Шторх - первый российский академик в области политэкономии и статистики // Вопросы экономики. 2008. № 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Ястребцов И. И. О системе наук, приличной детскому возрасту // Московский телеграф. 1832. Т. 45. № 5-6.

31. Storch H. Cours d'economie politique ou exposition des principes qui determinent la prosperite des nations. St. -Petersburg: A. Pluchar. 1815. 365 p.

32. Storch H. The Picture of Petersburg. London: for T. N. Longman & O. Rees. 1801. 591 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.