Научная статья на тему 'А. Шторх против некоторых аспектов учения А. Смита'

А. Шторх против некоторых аспектов учения А. Смита Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
191
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОГАТСТВО / ПОТРЕБНОСТЬ / СТОИМОСТЬ / ТРУД / ЦЕННОСТЬ / ЦЕНА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Воронин В. А.

В данной статье рассматриваются различия взглядов А. Шторха и А. Смита на источники народного богатства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А. Шторх против некоторых аспектов учения А. Смита»

А. ШТОРХ ПРОТИВ НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ УЧЕНИЯ А. СМИТА

© Воронин В.А.*

Научно-исследовательский центр Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации,

г. Москва

В данной статье рассматриваются различия взглядов А. Шторха и А. Смита на источники народного богатства.

Ключевые слова богатство, потребность, стоимость, труд, ценность, цена.

Андрей Карлович Шторх [Heinrich Storch] - первый действительный член Академии наук среди российских экономистов.

Родился 18 февраля 1766 г. в городе Риге. Окончил школу при рижской Соборной церкви, затем отправился на обучение в Йенский университет, продолжил изучение политических наук в Гейдельбергском университете где подготовил и выпустил в свет свою первую книгу. По возвращении в Россию А. Шторх по протекции графа Николая Румянцева получает место преподавателя истории и словесности в Дворянском сухопутном кадетском корпусе, затем А. Шторх работает в Департаменте иностранных дел. В 1796 году А. Шторх получает звание корреспондента Петербургской Императорской Академии наук. А. Шторх не прекращает свой творческий научный поиск, он переиздает ряд своих прежних книг, ведет активную подготовку к написанию новых трудов, а также принимает активное участие в работе Российского Вольного экономического общества.

1 февраля 1804 г. Андрей Карлович Шторх был избран ординарным академиком по политической экономии и статистике Императорской Академии наук.

Его основной труд «Курс политической экономии, или Изложение начал, обусловливающих народное благоденствие» (далее - Курс) сочиненное им на французском языке в 1814 году и служившее руководством при воспитании Их Императорских Высочеств, Великих Князей Николая и Михаила Павловичей было полностью переведено на русский язык и издано в России только в 2008 году.

Почему же только спустя почти двести лет после опубликования «Курса» на французском языке появился полный перевод его на русском? Как же мы могли упустить столь видного ученого экономической науки?

* Начальник Научно-исследовательского отдела обоснования методов и средств технической безопасности и мониторинга уничтожения химического оружия, кандидат технических наук, доцент по специальности.

Ведь успех его трудов, как научных, так и литературных был признан и в России и за рубежом еще при жизни ученого - чего не многие добивались. Ответ на этот вопрос мы находим в работе заслуженного деятеля науки Российской Федерации Якутина Юрия Васильевича. «В работах обществоведов XIX века довольно редко встречаются упоминания его имени. В ожесточенной классовой борьбе они забыли про Шторха. Шторх им был неудобен, неинтересен, потому что не укладывался в схемы, проповедуемые декабристами, народниками и разночинцами, марксистами и социал-либералами, призывавшими к борьбе с государством, царской властью и устоявшимися общественными институтами. Принципы Шторха не укладывались в их концепции политической борьбы и революционных пожарищ.

Этот пробел в истории русской экономической мысли продолжает существовать и сегодня» [1, с. 24].

Андрей Карлович Шторх является одним из последователей и пропагандистов «экономической науки» Адама Смита. Однако, не все экономические идеи А. Смита принимал А. Шторх, такие как теория трудовой стоимости и положения о производительном и непроизводительном труде были им не приняты. Сам автор «Курса» в предисловии утверждает, что нигде авторитет этого почтенного философа (А. Смита) не довел его до слепого ему подчинения [2, с. 36]. В противовес А. Смиту он противопоставлял открытия сделанные другими экономистами, анализировал их труды и критику его учения (А. Смита), и на конец сам проводил анализ каждого из его положений. Таким же образом он поступал и в отношении других писателей, чьими трудами ему приходилось пользоваться при сочинении «Курса».

Отмечая у каждого товара наличие потребительной и меновой стоимости, А. Смит оставляет потребительную стоимость, т.е. полезность без рассмотрения, т.к. в то время казалось невозможным установить количе -ственную связь между полезностью и ценой (стоимостью) - об этой трудности тогда просто не задумывались. Скорее в то время просто не видели связи между полезностью в том смысле, в каком мы ее понимаем, и ценой (стоимостью) [3, с. 36 ].

В дальнейшем А. Смит создает свою теорию стоимости (ценности) товаров и услуг основанную на сущности меновой стоимости, на выяснении причин механизма обмена. В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (далее - Богатство народов) вначале автор отмечает, что «... товары гораздо чаще обмениваются, а потому и сравниваются с другими товарами, чем с трудом. Поэтому более естественным является расценивать их меновую стоимость количеством какого-нибудь другого товара, а не количеством труда, которое можно на них купить» [4, с. 39]. Затем А. Смит отмечает, что «товар (золото и серебро), который сам постоянно подвергается колебаниям в своей стоимости, никоим образом не может быть точ-

ным мерилом стоимости других товаров» [4, с. 40]. В дальнейшем автор «Богатства народов» приводит утверждение, что «Именно труд составляет их действительную цену, а деньги составляют лишь их номинальную цену» [4, с. 40] и окончательное его мнение «труд является единственным всеобщим, равно как и единственным точным мерилом стоимости или единственной мерой, посредством которой мы можем сравнивать между собою стоимости различных товаров во все времена и во всех местах» [4, с. 42, 43].

Шторх же строил свою теорию стоимости (ценности) основанную на понятии полезности. С первых дней жизни человек способен к восприятию как приятных, так и неприятных ощущений, таким образом, он избегает одних и ищет других; желание этих предметов составляет наши потребности. Потребности бывают естественные - возникающие независимо от мыслей человека и требующие практически немедленного удовлетворения и искусственные - вызванные желанием чем либо насладиться. Потребности - это сила, вызывающая к деятельности наши способности и заставляющая их развиваться [2, с. 58]. Однако развитие способностей и возрастание потребностей человека возможно только в обществе. Без общества человек может чувствовать только естественные потребности и воспринимать искусственные, развитие последних возможно только в общении человека с другими. В своем «Курсе» А. Шторх рассматривает такое понятие, как годность предмета, т.к. одновременно с возникновением у человека потребностей он (человек) вынужден волей или не волей искать предметы для их удовлетворения, таким образом, свойство позволяющее предметам удовлетворять человеческие потребности приобрело название годности. «Но годность не обнаруживается сама по себе: ее нужно открывать. Это дело суждения. Только суждение дает нам возможность открыть отношение, существующее между потребностями и годностью предметов, и оно составляет отличительный характер человеческого рода»: - пишет А. Шторх [2, сС. 61]. Таким образом, вынесенный вердикт суждения о годности предметов составляет их ценность. Однако, по А. Шторху не достаточно существования только лишь предмета годности, необходимо чтобы эта годность была признана, тогда и только тогда предмет станет обладать качеством называемым - ценность, для создания которой необходимо три условия:

- чтобы человек чувствовал или сознавал потребность;

- чтобы существовал предмет, годный для удовлетворения этой потребности;

- чтобы полезность предмета была признана.

В этой связи, ценность предметов заключается в их пользе, которую признают некоторые лица, употребляющие эти предметы для удовлетворения своих потребностей - потребление. Таким образом, основываясь на понятии ценности предметов пригодных для удовлетворения наших по-

требностей, с точки зрения политической экономии А. Шторха мы все люди являемся потребителями и потребляем не только пищу, воздух и т.п., но и книги, картины, здания, дороги, реки т.е. материальные вещи. Также мы являемся потребителями нематериальных вещей, не поддающихся нашим ощущениям, как то: музыка, труд, знания и т.п.

Учение о нематериальных (невещественных) услугах, благах и капиталах как об органической части политической экономии является оригинальной часть работ А. Шторха. Он упрекал А. Смита за то, что тот ограничил политэкономию только изучением богатства (т.е. материальных вещей), не включив в нее цивилизацию (т.е. внутренние блага) [5, с. 122].

Что же А. Смит понимал под источником народного богатства? На то время существовала меркантильная система, согласно которой богатство состоит в накоплении драгоценных металлов и первоначальный его источник состоит во внешней торговле и земледельческая система - рассматривающая как первоисточник богатства землю и земледельческий труд. Смит А. создал свою систему - промышленную и доказал, что всякие промышленные занятия производительны и также могут называться трудом и смотрит он на этот труд как на первый источник богатств, оставив землю на втором плане. В дальнейшем А. Смит показал, что совокупного действия двух этих источников не достаточно для того что бы составить богатство - нужна еще экономия, которая будет сохранять и накапливать эти богатства - капитал, чтобы труд мог применить эти богатства для производства новых богатств. Таким образом, капитал этот составляет третий источник народного богатства.

В этом аспекте А. Шторх категорически не согласен со Смитом, он считает, что А. Смит смешивает понятия происхождения предметов, которые могут иметь ценность, с происхождением ценности, которую могут заключать эти предметы, иными словами - богатства по Шторху имеют ценность не потому, что они являются произведением труда, а потому, что они годны и годность их признана, т.е. существуют предметы созданные природой без всякого приложения труда и они имеют ценность которая признана, а есть предметы к которым приложен труд, но ценности они не имеют, либо имеют, но низкую или же могут, как потерять ее, так и приобрести вновь - «Произведения труда могут иметь ценность в одной стране и не иметь ее в другой. Художественные произведения древних, лишенные ценности по невежеству народов средних веков, снова сделались драгоценными предметами, как только новейшая Европа сумела оценить эти произведения» [2, с. 93]. В любом случае труд всегда имеет целью производить ценности, но это не всегда удается, он не является ни источником ценности богатства ни является мерой ценности. Одни товары стоят дороже других не потому, что на них потрачено больше времени и труда, а потому что они стоят больших издержек производства чем другие.

Ценности, которыми мы можем обладать, делятся на материальные, как то, предметы которыми мы обладаем, либо можем обладать и не материальные, не ощущаемее нами, но образующие нашу нравственную собственность и составляющие часть нашего «Я». Эти два вида ценностей называют благами внешними и внутренними, соответственно.

Внешние блага - это богатство, т.е. все материальные произведения природы и труда, которыми мы обладаем, либо можем обладать, и в которых воплощены все три условия ценности:

- существование потребности;

- существование предмета удовлетворяющего потребность;

- признание полезности предмета.

Внутренние блага - нематериальные произведения природы и труда, в которых полезность признана и которые могут образовывать нравственную собственность человека (физические блага, умственные, нравственные и т.п.). По А. Шторху, все внутренние блага без исключения могут служить орудием производства.

Все материальные произведения природы и труда могут быть покупаемы, продаваемы либо меняемы, таким образом мнение многих людей признает в них годность, и они имеют меновую ценность.

Почти все нематериальные произведения природы и труда могут быть только лишь владеемыми и передавать их, покупать, продавать - нельзя. В этой связи, они имеют только прямую ценность и меновой она не станет никогда.

Шторх А. считал, что недостаткам учения Адама Смита, а также равно и других учений экономистов является их неправильный взгляд на богатство, отсюда и не правильное развитие их идей. По его мнению на богатство нужно смотреть как на ценности не только материальные, но и не материальные - не вещественные, а они видели в богатстве только лишь материальные (вещественные) предметы и не пытались понять причину придающую им ценность.

Список литературы:

1. Якутин Ю.В. Курс политической экономии // От столкновения мнений рождается свет. - М.: Изд-во Экономическая газета, 2008. - 1120 с.

2. Шторх А.К. Курс политической экономии. - М.: Изд-во Экономическая газета, 2008. - 1120 с.

3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М.: Дело Лтд, 1994. - 688 с.

4. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. -М.: Социально-экономическая литература, 1962. - 680 с.

5. Ядгаров Я.С. История экономических учений. М.: ИНФРА-М, 2009. - 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.