Научная статья на тему 'АНДРАГОГИКА КАК ПРОФЕССИЯ'

АНДРАГОГИКА КАК ПРОФЕССИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНДРАГОГ / АНДРАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гвильдис Татьяна Юрьевна

Профессия андрагога многогранна, он наблюдает и помогает, подсказывает и обучает, тренирует и инструктирует, защищает и покровительствует, несет знания и умения, показывает эталоны и прививает навыки. Поэтому и задача андрагога сводится к четкой передаче необходимого объема содержания, установлению обратной связи, оценке и коррекции промежуточных и конечного результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANDRAGOGY AS A PROFESSION

The profession of andragog is multifaceted, he observes and helps, prompts and teaches, trains and instructs, protects and patronizes, carries knowledge and skills, shows standards and instills skills. Therefore, the task of andragog is to clearly convey the necessary amount of content, establish feedback, evaluate and correct intermediate and final results.

Текст научной работы на тему «АНДРАГОГИКА КАК ПРОФЕССИЯ»

3. Максимова, А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх / А.А. Максимова // Начальная школа. - 2005. - №1. - С. 30-34.

4. Смирнова, Е.О. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 3. - С. 62-71.

5. Хузеева, Г.Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста / Г.Р. Хузеева. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 64 с.

6. Цукерман, Г.А. Игра и учебная деятельность: пограничные конфликты / Г.А. Цукерман, О.Л. Обухова, Н.А. Шибанова // Психолого-педагогические исследования. - 2019. - Том 11. - №4. - С. 22-35.

Педагогика

УДК 378.12 (378.046.4)

кандидат педагогических наук Гвильдис Татьяна Юрьевна

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

АНДРАГОГИКА КАК ПРОФЕССИЯ

Аннотация. Профессия андрагога многогранна, он наблюдает и помогает, подсказывает и обучает, тренирует и инструктирует, защищает и покровительствует, несет знания и умения, показывает эталоны и прививает навыки. Поэтому и задача андрагога сводится к четкой передаче необходимого объема содержания, установлению обратной связи, оценке и коррекции промежуточных и конечного результатов.

Ключевые слова: андрагог, андрагогическая подготовка, дополнительное профессиональное образование, компетентность, профессиональная деятельность.

Annotation. The profession of andragog is multifaceted, he observes and helps, prompts and teaches, trains and instructs, protects and patronizes, carries knowledge and skills, shows standards and instills skills. Therefore, the task of andragog is to clearly convey the necessary amount of content, establish feedback, evaluate and correct intermediate and final results.

Key words: andragogue, andragogical training, additional professional education, competence, professional activity.

Введение. Современное российское образование, переживает непростое время, когда новые вызовы, такие как процессы культурно-образовательной, социально-экономической глобализации, техногенного развития, изменений в состоянии планетарной экологии, урбанизации, стали реальностью и оказывают все усиливающееся влияние на человека, социум и человеческую цивилизацию в целом.

Российское образование взрослых - это процесс взаимодействия основного и дополнительного образования в зависимости от конкретных исторических условий и образовательных потребностей, поэтому особенности и роль основного и дополнительного образования взрослых в разное время менялись. Главным специалистом в работе со взрослыми считается преподаватель-андрагог.

Задача андрагога - помощь обучающемуся в освоении нового комплекса информации, формировании необходимых компетенций посредством наиболее эффективных в сложившихся условиях технологий обучения взрослого.

Изложение основного материала статьи. В 1994 г. приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию была утверждена специальность 03.14.00 - Андрагогика, а в 1995 г. был разработан государственный стандарт высшего профессионального образования по данной специальности. Сегодня существуют только курсы переподготовки и повышения квалификации по данному направлению.

С.И. Змеев, д.п.н., профессор, заведующий лабораторией по изучению проблем организации высшего и послевузовского образования, опубликовал учебное пособие, соответствующее требованиям образовательного стандарта высшего профессионального образования по данной специальности, для обучающихся в системе образования взрослых.

Через шесть лет специальность «Андрагогика» была выведена из перечня направлений подготовки высшего образования [2], следовательно получить профессиональную подготовку андрагога не представляется возможным.

Важность разработки программ андрагогической подготовки подтверждена Концепцией развития образования взрослых в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ в мае 2006 г. [4, С. 34].

Андрагогическая подготовка - целенаправленный, поэтапный, моделируемый, системный процесс обучения, опирающийся на андрагогические принципы и андрагогические технологии, целью которого является создание определенных условий для реализации потребностей конкретных групп специалистов, а результатом - наличие готовности к андрагогической деятельности [5].

Андрагог - специалист в области обучения, управления, консультирования, социальной, реабилитационной, коррекционной работы в среде взрослых людей [3, С. 114]. При этом в процессе непрерывного повышения квалификации в полном объеме обеспечивается взаимодействие преподавателя со слушателями, закрепляются следующие ролевые функции андрагога: консультант, супервизор, модератор, фасилитатор.

По мнению С.И. Змеева, «необходимо создание Государственного стандарта по специальности - Андрагогика, дальнейшее совершенствование предложенных автором Государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки для получения дополнительной квалификации - Андрагог» [1, С. 224-234], используя компетентостный подход: «Специалист - андрагог, прежде всего преподаватель, для успешного выполнения своих функций должен обладать высоким уровнем компетентности по дисциплинам общенаучной, общекультурной и профессиональной под- готовки, включая блоки медико-биологических и психолого-педагогических дисциплин» [1].

Продуктивность работы андрагога зависит от уровня овладения профессиональной компетентностью, современным педагогическим мышлением и профессиональными позициями. Особое внимание следует уделять стилю обучения, так как обучающимися учреждений дополнительного профессионального образования становятся дипломированные специалисты, со своим мировоззрением, определенным объемом знаний, компетентностей. Субъект-субъектные отношения в обучении способствуют продуктивной организации совместной диагностической, проектной, исполнительской и рефлексивной, эффективному усвоению учебного материала, овладению новыми компетенциями.

В качестве примера приведем характеристики консультационной деятельности в сфере образования. Важнейшим стратегическим направлением в создании открытого образовательного пространства является развитие субъектных начал в профессиональной деятельности работников образования. Для решения этой задачи на разных уровнях используются различные управленческие механизмы. Одним из эффетивных механизмов профессионального развития работников

образования, на наш взгляд, является продуманная, систематическая консультационная поддержка образовательных инициатив в форме образовательных проектов.

Консультирование - это такая форма дополнительного профессионального образования, которая более всего ориентирована на партнерские отношения обучающегося и педагога, на диалоговые формы образовательной деятельности, на проникновение в глубинные мотивы обращения человека к образованию. Именно поэтому консультирование в наиболее адекватной форме соответствует запросам рынка образовательных услуг с его ориентацией на рекомендательный характер обучения, на избирательность и индивидуальность потребностей в образовании, на перспективу многократного переобучения.

Консультант выступает не в традиционной роли управленца, жестко задающего направления профессионального развития работника образования, а в роли диагноста и тьютора, который совместно с консультируемым актуализирует образовательные потребности последнего, подыскивает направление и формы повышения его квалификации. Функция консультанта - организация пространства повышения квалификации для каждого конкретного работника образования. В этом состоит гуманитарный характер его деятельности в качестве управленца в образовательном процессе.

Управленческие функции исходят из совмещения задач развития инновационного процесса в стране, регионе и индивидуальных потребностей консультируемого педагога, выраженных в его образовательных инициативах. Именно из этих двух источников формируется заказ на образовательные услуги, которые призван удовлетворить консультант образовательных проектов.

Исходя из обозначенной связи между деятельностью консультанта и развитием открытого образовательного пространства можно выделить основные критерии эффективности консалтинговых услуг: рост числа обращений (в том числе повторных) за консультациями; расширение категорий авторов образовательных инициатив, обращающихся за консультациями (учителя, управленцы, общественность и т.д.); увеличение числа образовательных проектов, сформировавшихся при поддержке консультантов; количество федеральных программ, в которых консультанты помогли разместить образовательные инициативы педагогов; оперативность реагирования консультантов на изменения конъюнктуры в сфере консультирования инновационной деятельности; востребованность платных услуг, оказываемых в сфере консультирования образовательных инициатив.

В системе дополнительного профессионального образования необходимы специалисты, умело содействующие профессиональному развитию и постоянному личностному росту педагога; использующие современные психолого-педагогические технологии и индивидуализированные модели в своей преподавательской, методической работе; помогающие работникам системы образования решать возникающие проблемы; способные объективно оценивать свою работу с целью дальнейшего продвижения вперед, то есть воплощающие в себе качества коуч-профессионала. Осуществление элементов коучинга, профессиональной помощи педагогу в определении направлений и достижении профессионального и личностного роста, способствует достижению качества курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

В условиях дополнительного профессионального образования использование специалистами в своей деятельности приемов и стиля работы коуч-консультантов, умеющих строить «субъект-субъектные» отношения, раскрывать потенциальные возможности человека, находить вместе с ним лучшие способы реализации профессиональной деятельности, позволит достичь эффективности реализации дополнительных профессиональных программ.

Преподаватели профессионального образования работают в логике технологии сопровождения. Тьюторство - это технология сопровождения образовательных программ профессионального развития.

Очень важный ресурс в системе повышения квалификации - тьюторское сопровождение управленца.

В системе профессионального образования появились специалисты с новой квалификацией: тьюторы курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки как в очном, так и в дистанционном обучении с применением дистанционных технологий.

На каждом этапе образовательного процесса в дополнительном профессиональном образовании организуются особые подпроцессы [6].

К трудовым функциям преподавателя дополнительного профессионального образования, работающего в режиме электронного обучения с применением дистанционных технологий, существуют особые квалификационные требования.

Коммуникативная деятельность педагога-андрагога включает такие свойства, как: полифункциональность, полисубъектность, полиобъектность, полиобъектность, многоуровневость.

Коммуникативная деятельность как социальное явление обладает таким свойством, как конвенциональность, т.е. обусловленность определенной договоренностью между людьми о правилах, по которым она строится. В сфере образования это свойство может вызывать как позитивные, так и негативные следствия. И это явно проявляется в российских и международных исследованиях по выявлению факторов, влияющих на межкультурную коммуникацию как во взрослой билингвальной среде, так и в среде детей и подростков в условиях многоязычия, а также на выбор стратегий создания мультикультурного общения.

С целью достижения высокого качества подготовки конкурентоспособных специалистов, в том числе посредством разработки и внедрения андрагогической компоненты профессионального стандарта «Педагог высшего и дополнительного профессионального образования», «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», СПб АППО проведены следующие мероприятия:

1. Информационно-аналитический блок: введение в проблематику; изучение основ теории, истории и технологии обучения взрослых; ознакомление с международной и российской практикой по образованию взрослых; определение актуальной кадровой ситуации на внутри акдемическом уровне по данному направлению (по методике кадрового аудита).

2. Экспертный блок: создание экспертных/рабочих групп из числа экспертов образовательных организаций, работодателей, служб предприятий, организаций регионального сектора экономики, руководителей подразделений, опытных и квалифицированных специалистов, специалистов служб по персоналу, в задачи которых входят:

2.1. Обсуждение с выделением региональных и корпоративных особенностей обобщенных трудовых функций, отдельных трудовых функций, необходимых умений, знаний работника по преподаванию по программам аспирантуры, ординатуры, ассистентуры - стажировки для лиц, имеющих или получающих соответствующую квалификацию; преподаванию по программам высшего образования.

2.2. Описание специфичного для региона перечня знаний, умений и ключевых компетенций, необходимых для преподавания по повышения квалификации в ДПО.

2.3. Участие в дискуссиях по формированию рамок квалификаций по преподаванию дополнительных профессиональных программ.

3. Образовательный блок: разработка корпоративных квалификационных требований к трудовой деятельности и компетенциям преподавателя высшей школы с андрагогическим образованием; разработка и реализация дополнительной

профессиональной программы по профессиональной переподготовке на основе корпоративного профессионального стандарта; разработка квалификационных уровней для преподавателей высшей школы с андрагогическим образованием; разработка и апробация системы оценки компетенций андрагогов различных квалификационных уровней на основе корпоративного профессионального стандарта; разработка и апробация механизмов сетевого взаимодействия образовательных организаций, отраслевых союзов и ассоциаций и органов управления образованием.

4. Организационный блок мероприятий по разработке и внедрению андрагогической компоненты профессиональные стандарты работников образования. Предполагал постановку следующего вопроса: что необходимо для внедрения профессионального стандарта андрагога на региональном и федеральном уровнях? Со стороны федеральных, региональных органов управления образованием востребовано оказание информационной, правовой, методической и иной поддержки тем образовательным организациям, которые готовы в качестве пилотных проектов руководствоваться в своей деятельности разработанной андрагогической компонентой профессионального стандарта «Педагог высшего и дополнительного профессионального образования», «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; оказание аналогичной поддержки тем образовательным организациям ДПО, которые в связи с внедрением андрагогической компоненты готовы внедрять индивидуальные образовательные траектории, современные цифровые технологии в программы повышения квалификации и переподготовки.

В настоящее время обозначены пять перспективных направлений научных исследований в области образования взрослых [2]:

1. Учение взрослых (развитие личности и выбор жизненной стратегии, обучение в ситуациях коммуникации и изменений, в социальном окружении и в рамках общественной проблематики, в виртуальной среде).

2. Структура знания и потребность в развитии компетентности (структура знания, развитие компетентностей, определение потребностей, перспективные темы и программы и образования взрослых).

3. Профессиональная деятельность (преподавание, обращение с современными технологиями и производство медиапродукции, планирование обучения и консультирование, менеджмент образования, переподготовка и повышение квалификации андрагогического персонала).

4. Институализация (образование как сфера услуг, организация и менеджмент, обучающая организация, сотрудничество, конкуренция и динамика противодействия).

5. Система и политика (взаимоотношение между образованием взрослых и обществом, рынок и социум, формы политики и консультирование, обеспечение финансирования, доступ к образованию и право напродолженное образование, региональная кооперация, информация и поддержка, сегментирование общего и профессионального продолженного образования, соотношение первого и продолженного образования).

Выводы. Обучение взрослых - одна из актуальных задач образования в ближайшем будущем. Для решения данной задачи необходима государственная поддержка обучающих программ для подготовки андрагогов в соответствии с современными стандартами, создание национальных ассоциаций и профессиональных сообществ андрагогов, осуществляющих разработку методического сопровождения преподавателей взрослых, а также присвоение квалификации андрагога.

Литература:

1. Змеев, С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых / С.И. Змеев. - Москва: ПЕР СЭ, 2007. - 271 с.

2. Змеев, С.И. Перспективы и проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов-андрагогов в России / С.И. Змеев // Современные тенденции развития образования взрослых: матер. III Всероссийской науч.-практ. конф. Красноярск, 16-17 июня 2008 г. - Красноярск, 2008. - С. 91-95.

3. Змеев, С.И. Технология обучения взрослых: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.И. Змеев. - Москва: Академия, 2001. - 128 с.

4. Концепция развития образования взрослых в государствах - участниках Содружества Независимых Государств // Новые знания: журнал по проблемам образования взрослых. - 2007. - №1. - С. 33-39.

5. Кукуев, А.И. Андрагогический подход в педагогике / А.И. Кукуев. - Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. - 328 с.

6. Практическая андрагогика. Кн. 5. Открытое образование взрослых: моногр. / А.Е. Марон, Л.Ю. Монахова и др.; под ред. А.Е. Марона. - Санкт-Петербург: УРАО ИОВ, 2012. - 400 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Глухова Маргарита Евгеньевна

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); магистрант Лукьянов Данил Александрович

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); магистрант Еженцев Вадим Сергеевич

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)

ВЛИЯНИЕ ПРЕДСТАРТОВОГО СОСТОЯНИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье представлен теоретический и практический аспект влияния предстартового состояния на результат публичных выступлений студентов. Анализируются литературные источники, на основе которых раскрываются основные характеристики предстартового состояния и публичных выступлений студентов. Изучается психическое состояние, возникающее перед выступлением, представляющее собой интенсивное переживание специфического отношения студента к вероятному исходу деятельности в данный момент. Исследование затрагивает психолого-педагогический аспект проявления эмоциональной неустойчивости в процессе публичного выступления, с учетом физиологических изменений организма. Результаты педагогических исследований показали, что формирование последовательного цикла действий, отталкиваясь от интенсивности проявления волнения, позволит подготовить человека как к внутренним, так и внешним проявлениям предстартового состояния. Для более детальной проработки поведенческих навыков в условиях стрессовой ситуации публичного выступления авторами была применена технология БОС (биологически обратная связь). Для доказательства эффективности применения технологии биологически обратной связи в условиях борьбы с предстартовым состоянием был проведен эксперимент. В эксперименте участвовали две группы по десять человек: экспериментальная и контрольная. Основной задачей данного эксперимента было формирование устойчивого эмоционального состояния, позволяющего преодолевать основные симптомы предстартового мандража. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.