Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПРЕДСТАРТОВОГО СОСТОЯНИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ ПРЕДСТАРТОВОГО СОСТОЯНИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАРТОВОЕ СОСТОЯНИЕ / ПУБЛИЧНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ / АПАТИЯ / ТРЕВОЖНОСТЬ / РЕЗИСТЕНТНОСТЬ / ИСТОЩЕНИЕ / ГОТОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глухова Маргарита Евгеньевна, Лукьянов Данил Александрович, Еженцев Вадим Сергеевич

В статье представлен теоретический и практический аспект влияния предстартового состояния на результат публичных выступлений студентов. Анализируются литературные источники, на основе которых раскрываются основные характеристики предстартового состояния и публичных выступлений студентов. Изучается психическое состояние, возникающее перед выступлением, представляющее собой интенсивное переживание специфического отношения студента к вероятному исходу деятельности в данный момент. Исследование затрагивает психолого-педагогический аспект проявления эмоциональной неустойчивости в процессе публичного выступления, с учетом физиологических изменений организма. Результаты педагогических исследований показали, что формирование последовательного цикла действий, отталкиваясь от интенсивности проявления волнения, позволит подготовить человека как к внутренним, так и внешним проявлениям предстартового состояния. Для более детальной проработки поведенческих навыков в условиях стрессовой ситуации публичного выступления авторами была применена технология БОС (биологически обратная связь). Для доказательства эффективности применения технологии биологически обратной связи в условиях борьбы с предстартовым состоянием был проведен эксперимент. В эксперименте участвовали две группы по десять человек: экспериментальная и контрольная. Основной задачей данного эксперимента было формирование устойчивого эмоционального состояния, позволяющего преодолевать основные симптомы предстартового мандража. В процессе тренировочных занятий на тренажерах БОС, для испытуемых создавалась искусственная ситуация переживания под воздействием электромагнитной стимуляции отделов головного мозга, отвечающих за эмоциональное возбуждение. В результате, на протяжении всех двадцати сеансов участники эксперимента стремились сформировать эффективную модель преодоления предстартового состояния, а также возможность борьбы с волнением в процессе самого выступления. Конечной целью каждого испытуемого в период терапии было подавление стрессового состояния еще на момент формирования предстартового состояния во время сеанса. Контрольным испытанием обеих групп была защита курсовых работ в период весенней сессии. По окончанию защиты и всей сессии, нами был проведен опрос с целью рефлексии исследования. Авторская позиция заключается в том, что существует перспектива применения данного метода не только в формировании устойчивых навыков борьбы со стрессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глухова Маргарита Евгеньевна, Лукьянов Данил Александрович, Еженцев Вадим Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE PRE-START STATE ON THE RESULT OF STUDENTS' PUBLIC SPEECHES

The article presents the theoretical and practical aspect of the influence of the pre-start state on the result of public speeches of students. Literary sources are analyzed, on the basis of which the main characteristics of the pre-start state and public speeches of students are revealed. The mental state arising before the performance is studied, which is an intense experience of the student's specific attitude to the probable outcome of the activity at the moment. The study touches upon the psychological and pedagogical aspect of the manifestation of emotional instability in the process of public speaking, taking into account the physiological changes of the body. The results of pedagogical research have shown that the formation of a consistent cycle of actions, based on the intensity of the manifestation of excitement, will prepare a person for both internal and external manifestations of the pre-start state. For a more detailed study of behavioral skills in a stressful situation of public speaking, the authors used the technology of biofeedback (biofeedback). To prove the effectiveness of the use of biofeedback technology in the fight against the pre-start state, an experiment was conducted. Two groups of ten people participated in the experiment: experimental and control. The main objective of this experiment was the formation of a stable emotional state that allows overcoming the main symptoms of pre-start jitters. During the training sessions on the BOS simulators, an artificial experience situation was created for the subjects under the influence of electromagnetic stimulation of the brain regions responsible for emotional arousal. As a result, during all twenty sessions, the participants of the experiment sought to form an effective model for overcoming the pre-start state, as well as the ability to deal with excitement during the performance itself. The ultimate goal of each subject during the therapy period was to suppress the stress state even at the time of the formation of the pre-start state during the session. The control test of both groups was the defense of term papers during the spring session. At the end of the defense and the entire session, we conducted a survey to reflect on the study. The author's position is that there is a prospect of using this method not only in the formation of sustainable stress management skills.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПРЕДСТАРТОВОГО СОСТОЯНИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ»

профессиональной программы по профессиональной переподготовке на основе корпоративного профессионального стандарта; разработка квалификационных уровней для преподавателей высшей школы с андрагогическим образованием; разработка и апробация системы оценки компетенций андрагогов различных квалификационных уровней на основе корпоративного профессионального стандарта; разработка и апробация механизмов сетевого взаимодействия образовательных организаций, отраслевых союзов и ассоциаций и органов управления образованием.

4. Организационный блок мероприятий по разработке и внедрению андрагогической компоненты профессиональные стандарты работников образования. Предполагал постановку следующего вопроса: что необходимо для внедрения профессионального стандарта андрагога на региональном и федеральном уровнях? Со стороны федеральных, региональных органов управления образованием востребовано оказание информационной, правовой, методической и иной поддержки тем образовательным организациям, которые готовы в качестве пилотных проектов руководствоваться в своей деятельности разработанной андрагогической компонентой профессионального стандарта «Педагог высшего и дополнительного профессионального образования», «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; оказание аналогичной поддержки тем образовательным организациям ДПО, которые в связи с внедрением андрагогической компоненты готовы внедрять индивидуальные образовательные траектории, современные цифровые технологии в программы повышения квалификации и переподготовки.

В настоящее время обозначены пять перспективных направлений научных исследований в области образования взрослых [2]:

1. Учение взрослых (развитие личности и выбор жизненной стратегии, обучение в ситуациях коммуникации и изменений, в социальном окружении и в рамках общественной проблематики, в виртуальной среде).

2. Структура знания и потребность в развитии компетентности (структура знания, развитие компетентностей, определение потребностей, перспективные темы и программы и образования взрослых).

3. Профессиональная деятельность (преподавание, обращение с современными технологиями и производство медиапродукции, планирование обучения и консультирование, менеджмент образования, переподготовка и повышение квалификации андрагогического персонала).

4. Институализация (образование как сфера услуг, организация и менеджмент, обучающая организация, сотрудничество, конкуренция и динамика противодействия).

5. Система и политика (взаимоотношение между образованием взрослых и обществом, рынок и социум, формы политики и консультирование, обеспечение финансирования, доступ к образованию и право напродолженное образование, региональная кооперация, информация и поддержка, сегментирование общего и профессионального продолженного образования, соотношение первого и продолженного образования).

Выводы. Обучение взрослых - одна из актуальных задач образования в ближайшем будущем. Для решения данной задачи необходима государственная поддержка обучающих программ для подготовки андрагогов в соответствии с современными стандартами, создание национальных ассоциаций и профессиональных сообществ андрагогов, осуществляющих разработку методического сопровождения преподавателей взрослых, а также присвоение квалификации андрагога.

Литература:

1. Змеев, С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых / С.И. Змеев. - Москва: ПЕР СЭ, 2007. - 271 с.

2. Змеев, С.И. Перспективы и проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов-андрагогов в России / С.И. Змеев // Современные тенденции развития образования взрослых: матер. III Всероссийской науч.-практ. конф. Красноярск, 16-17 июня 2008 г. - Красноярск, 2008. - С. 91-95.

3. Змеев, С.И. Технология обучения взрослых: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.И. Змеев. - Москва: Академия, 2001. - 128 с.

4. Концепция развития образования взрослых в государствах - участниках Содружества Независимых Государств // Новые знания: журнал по проблемам образования взрослых. - 2007. - №1. - С. 33-39.

5. Кукуев, А.И. Андрагогический подход в педагогике / А.И. Кукуев. - Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. - 328 с.

6. Практическая андрагогика. Кн. 5. Открытое образование взрослых: моногр. / А.Е. Марон, Л.Ю. Монахова и др.; под ред. А.Е. Марона. - Санкт-Петербург: УРАО ИОВ, 2012. - 400 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Глухова Маргарита Евгеньевна

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); магистрант Лукьянов Данил Александрович

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); магистрант Еженцев Вадим Сергеевич

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)

ВЛИЯНИЕ ПРЕДСТАРТОВОГО СОСТОЯНИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье представлен теоретический и практический аспект влияния предстартового состояния на результат публичных выступлений студентов. Анализируются литературные источники, на основе которых раскрываются основные характеристики предстартового состояния и публичных выступлений студентов. Изучается психическое состояние, возникающее перед выступлением, представляющее собой интенсивное переживание специфического отношения студента к вероятному исходу деятельности в данный момент. Исследование затрагивает психолого-педагогический аспект проявления эмоциональной неустойчивости в процессе публичного выступления, с учетом физиологических изменений организма. Результаты педагогических исследований показали, что формирование последовательного цикла действий, отталкиваясь от интенсивности проявления волнения, позволит подготовить человека как к внутренним, так и внешним проявлениям предстартового состояния. Для более детальной проработки поведенческих навыков в условиях стрессовой ситуации публичного выступления авторами была применена технология БОС (биологически обратная связь). Для доказательства эффективности применения технологии биологически обратной связи в условиях борьбы с предстартовым состоянием был проведен эксперимент. В эксперименте участвовали две группы по десять человек: экспериментальная и контрольная. Основной задачей данного эксперимента было формирование устойчивого эмоционального состояния, позволяющего преодолевать основные симптомы предстартового мандража. В

процессе тренировочных занятий на тренажерах БОС, для испытуемых создавалась искусственная ситуация переживания под воздействием электромагнитной стимуляции отделов головного мозга, отвечающих за эмоциональное возбуждение. В результате, на протяжении всех двадцати сеансов участники эксперимента стремились сформировать эффективную модель преодоления предстартового состояния, а также возможность борьбы с волнением в процессе самого выступления. Конечной целью каждого испытуемого в период терапии было подавление стрессового состояния еще на момент формирования предстартового состояния во время сеанса. Контрольным испытанием обеих групп была защита курсовых работ в период весенней сессии. По окончанию защиты и всей сессии, нами был проведен опрос с целью рефлексии исследования. Авторская позиция заключается в том, что существует перспектива применения данного метода не только в формировании устойчивых навыков борьбы со стрессом.

Ключевые слова: предстартовое состояние, публичные выступления, апатия, тревожность, резистентность, истощение, готовность.

Annotation. The article presents the theoretical and practical aspect of the influence of the pre-start state on the result of public speeches of students. Literary sources are analyzed, on the basis of which the main characteristics of the pre-start state and public speeches of students are revealed. The mental state arising before the performance is studied, which is an intense experience of the student's specific attitude to the probable outcome of the activity at the moment. The study touches upon the psychological and pedagogical aspect of the manifestation of emotional instability in the process of public speaking, taking into account the physiological changes of the body. The results of pedagogical research have shown that the formation of a consistent cycle of actions, based on the intensity of the manifestation of excitement, will prepare a person for both internal and external manifestations of the pre-start state. For a more detailed study of behavioral skills in a stressful situation of public speaking, the authors used the technology of biofeedback (biofeedback). To prove the effectiveness of the use of biofeedback technology in the fight against the pre-start state, an experiment was conducted. Two groups of ten people participated in the experiment: experimental and control. The main objective of this experiment was the formation of a stable emotional state that allows overcoming the main symptoms of pre-start jitters. During the training sessions on the BOS simulators, an artificial experience situation was created for the subjects under the influence of electromagnetic stimulation of the brain regions responsible for emotional arousal. As a result, during all twenty sessions, the participants of the experiment sought to form an effective model for overcoming the pre-start state, as well as the ability to deal with excitement during the performance itself. The ultimate goal of each subject during the therapy period was to suppress the stress state even at the time of the formation of the pre-start state during the session. The control test of both groups was the defense of term papers during the spring session. At the end of the defense and the entire session, we conducted a survey to reflect on the study. The author's position is that there is a prospect of using this method not only in the formation of sustainable stress management skills.

Key words: pre-start state, public speaking, apathy, anxiety, resistance, exhaustion, readiness.

Введение. В процессе обучения студент многократно сталкивается с публичными выступлениями. Активная научная деятельность требует участия в учебных конференциях, соревновательная практика спортсменов является обширной зоной возникновения стрессовых ситуаций, творческие успехи молодых людей также не исключают факта публичных выступлений перед большой аудиторией.

Многолетний опыт работы в сфере педагогики, психологии, физиологии и медицины позволяет утверждать, что успех публичного выступления во многом зависит от предстартового состояния, выступающего [8]. Так называемая «боязнь сцены» - одна из самых распространенных фобий. Ряд психологических исследований показал, что подобный страх публичных выступлений занимает второе место среди всех известных страхов, однако ряд ученых заявляют, что данная форма страха встречается у 95% населения земли [1].

Психическое состояние, возникающее перед выступлением, представляет собой интенсивное переживание специфического отношения студента к вероятному исходу деятельности в данный момент. Высокая умственная и физическая нагрузка почти всегда приводит к стрессу, который рассматривается как глобальное психофизиологическое состояние, обусловленное широкой мобилизацией функциональных резервов на преодоление экстремальных воздействий, с неспецифическими вегетативно-эмоциональными изменениями. Эти явления были впервые описаны канадским физиологом Г. Селье [6].

Учитывая насыщенность образовательной среды, разумно предположить, что студент любого учебного заведения практически каждый день сталкивается с вероятностью участия в публичных выступлениях.

Сам факт переживания перед выступлением, либо участие в соревновательной деятельности, формируется не только из психологической готовности объекта, или методически верно выстроенного процесса выступления. Предстартовое волнение проявляется в разной степени и имеет ряд симптомов, которые возникают как в совокупности, так и по отдельности.

Предшествующий статус может быть задолго до выхода на само выступление, но он неизбежно наступает. Физиологические изменения в этом случае очень велики по сравнению с предстоящей работой. Руки задрожали; бывало, что трясло все тело. Возникновение лихорадки из-за сильного волнения может привести к нарушению координации движений, неправильным действиям, неудачным выступлениям.

Готовность - идеальное стартовое состояние. Физиологические изменения положительно сказываются на интенсивности труда, а психологически это проявляется в уверенных ожиданиях, победы с усилием [3].

Возникновение апатии - заторможенности, возникающей после повышенной возбудимости. Это противоположность лихорадке, которая характеризуется неуверенностью студента в своих силах и победе, желанием не начинать [7]. Все эти состояния могут изменить функциональные системы студента, такие как дыхательные, сердечно-сосудистые, или эндокринные железы.

Изложения основного материала статьи. Наше исследование затрагивает психолого-педагогический аспект проявления эмоциональной неустойчивости в процессе публичного выступления, с учетом физиологических изменений организма. Формирование последовательного цикла действий, отталкиваясь от интенсивности проявления волнения, позволит подготовить человека как к внутренним, так и внешним проявлениям предстартового состояния.

В ситуации адаптации организма к проявлению переживаний на фоне испытанного стресса, выделяют стадии [2]:

1. Тревожность - первичное избыточное ответное возбуждение на стрессоры, сопровождающееся настороженностью и тревожностью;

2. Резистентность - реакция организма, направленная на адаптацию к стрессорам;

3. Истощение - фаза диссонанса в деятельности систем организма, приводящая к нарушению функционирования отдельно взятой системы.

Существуют физиологические симптомы проявления предстартового состояния [4]:

• повышенная потливость;

• увеличение ЧСС (частота сердечных сокращений);

• тремор (дрожь) губ, рук, ног;

• увеличенный кислородный запрос;

• ухудшение работы голосовых связок;

• тошнота;

• нарушение пространственной ориентации.

Для более детальной проработки поведенческих навыков в условиях стрессовой ситуации публичного выступления нами была применена технология БОС (биологически обратная связь) [5].

Данная терапия биологической обратной связи является разновидностью поведенческой терапии. Вы учитесь не реагировать на определенные условия, даже если это естественная реакция, но, при этом неприемлемо для вас в конкретной ситуации. Современные технические средства позволяют в режиме реального времени получать информацию о функционировании практически любой системы организма человека: сердечно-сосудистой, двигательной, центральной и вегетативной нервной систем.

Для доказательства эффективности применения технологии биологически обратной связи в условиях борьбы с предстартовым состоянием нами был проведен эксперимент. В эксперименте участвовали две группы по десять человек: экспериментальная и контрольная.

Эксперимент заключался в следующем: две группы студентов - контрольная и экспериментальная, за три месяца до защиты курсовых работ, вводились в условия подготовки к выступлению. Однако, экспериментальная группа студентов проходила подготовку по контролю психо-эмоционального состояния на тренажерах БОС, контрольная группа готовилась без дополнительных методических изменений. Обе группы были ознакомлены с основными психологическими и физиологическими методиками борьбы со стрессом.

Основной задачей данного эксперимента было формирование устойчивого эмоционального состояния, позволяющего преодолевать основные симптомы предстартового мандража, проще говоря - выработать состояние готовности.

Готовность - психологическое состояние, проявляющееся в мобилизации эмоциональной, функциональной и мыслительной деятельности студента в критической ситуации [9]. Наивысшая степень готовности определяется скоростью преодоления стадий предстартового состояния, а также сокращением форм проявления физиологических и эмоциональных нестабильностей. Чем раньше наступает готовность в процессе преодоления всех этапов волнения, тем выше вероятность успеха студента на выступлении.

В процессе тренировочных занятий на тренажерах БОС, для испытуемых создавалась искусственная ситуация переживания под воздействием электромагнитной стимуляции отделов головного мозга, отвечающих за эмоциональное возбуждение. В процессе сеанса повышался сердечный ритм, частота дыхания, сокращалась концентрация внимания, временно снижалась речевая активность из-за фактора волнения. То есть, проявлялись физиологические симптомы предстартового состояния. Задача испытуемого состояла в контроле собственного эмоционального возбуждения, за счет использования ряда подобранных психологических и физиологических методик: дыхательные техники, аутогенные тренировки, нервно-мышечная релаксация, визуализация, массаж и самомассаж.

Разнообразие применяемых методик позволило подобрать для каждого испытуемого наиболее эффективный метод преодоления переживания. А в процессе протекания эксперимента у студентов была возможность апробировать каждую из предложенных методик. В результате, на протяжении всех двадцати сеансов участники эксперимента стремились сформировать эффективную модель преодоления предстартового состояния, а также возможность борьбы с волнением в процессе самого выступления.

Конечной целью каждого испытуемого в период терапии было подавление стрессового состояния еще на момент формирования предстартового состояния во время сеанса. Участники эксперимента определяли для себя наиболее эффективные методики борьбы с волнением и формировали навыки эффективного применения данных способов.

Контрольным испытанием обеих групп была защита курсовых работ в период весенней сессии. В режиме реальной стрессовой ситуации участники экспериментальной группы должны были продемонстрировать навыки борьбы с переживаниями, наработанные в ходе эксперимента.

По окончанию защиты и всей сессии, нами был проведен опрос с целью рефлексии исследования. Данный опрос состоял из следующих пяти вопросов:

1. Ощутили ли вы сходство смоделированных и реальных переживаний?

2. Возникало ли вообще предстартовое состояние в процессе выступления?

3. Проявлялись ли симптомы стресса после применения методики?

4. Помог ли вам эксперимент побороть страх публичного выступления?

5. Пользуетесь ли вы приобретенными навыками преодоления волнения в других ситуациях?

Для более наглядного представления итогов рефлексии была составлена таблица результатов опроса с процентным соотношением (см. таблицу 1).

Таблица 1

Итоговая таблица результатов опроса с процентным соотношением рефлексии студентов

№ «Да» «Скорее да, чем «Скорее нет, чем «Нет» «Затрудняюсь

нет» да» ответить»

1 70% 20% 0% 0% 10%

2 30% 20% 10% 40% 0%

3 0% 10% 30% 60% 0%

4 80% 10% 10% 0% 0%

5 90% 0% 10% 0% 0%

Исходя из результатов эксперимента и итогов опроса, нами был сделан вывод, что использование технологии биологически обратной связи с целью формирования навыков борьбы с предстартовым состоянием доказало свою эффективность на практике. Более того, участниками эксперимента отмечалась эффективность терапии не только в формировании навыков борьбы с предстартовым состоянием, но и с преодолением чувства страха в целом.

Стоит отметить ряд преимуществ данной методики:

• неинвазивность;

• отсутствие побочных эффектов;

• высокая эффективность;

• возможность сочетания с другими методами;

• отсутствие внешнего воздействия;

• непосредственная вовлеченность испытуемого в процесс.

Выводы. Таким образом, существует перспектива применения данного метода не только в формировании устойчивых навыков борьбы со стрессом. Сфера применения технологии биологически обратной связи, в сочетании с традиционными психо-физиологическими методиками регуляции систем организма довольна обширна и имеет актуальность исследования на сегодняшний день.

Литература:

1. Грабиненко, Е.В. Практический аспект использования технологии оценки уроня развития профессиональной компетентности бакалавров в процессе учебной деятельности / Е.В. Грабиненко, П.Г. Воронцов // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-1. - С. 258-262.

2. Князев, С.А. Подготовка студентов к общественно-политической деятельности на уровне современных требований / С.А. Князев, А.В. Корнаушенко, Д.А Вебер // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-3. -С. 131-135.

3. Медведева, Ж.В. Некоторые проблемы дистанционного образования в области гуманитарных наук / Ж.В Медведева, Н.Д Дорохова, Д.А Вебер // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-3. -С. 63-66.

4. Платонов, В.Н. Воспитание межэтнической толерантности / В.Н. Платонов, Н.А. Платонова // Физическая культура в школе. - 2010. - № 2. - С. 49-53.

5. Платонова, Н.А. Диагностика воспитанности межэтнической толерантности учащихся и студентов / Н.А. Платонова, В.Н. Платонов // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 7-2 (19). - С. 195-198

6. Попова, Н.В. Культурологический подход как основа совершенствования образовательной среды высших учебных заведений / Н.В. Попова, Н.А. Шевцов, Ю.А. Князева, С.А. Князев // В сборнике: Актуальные вопросы физической культуры и спорта. материалы XXIV Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой памяти профессора Ю.Т. Ревякина. - Томск. - 2022. - С. 112-114.

7. Попова, Н.В. Практический опыт использования инновационных педагогических технологий в образовательном процессе Барнаульского юридического института / Н.В. Попова, В.В. Желонкин, А.Г. Завгородний // Евразийский юридический журнал. - 2022. - № 3 (166). - С. 457-459.

8. Суворов, В.В. Положение и преподавание дисциплин медицинского профиля в свете реформируемой системы подготовки будущих педагогов / В.В. Суворов Л.И, Цибирова, Е.Е. Мирошниченко, Е.В. Грабиненко // В сборнике: Психодидактика высшего и среднего образования. материалы Девятой Международной научно-практической конференции. - 2012. - С. 314-315.

9. Супрунов, С.И. Индивидуальный подход в обучении посредством педагогики неформального общения / С.И. Супрунов // Биологический вестник Мелитопольского государственного педагогического университета им. Богдана Хмельницкого. - 2015. - Т. 5. - № 1а (14). - С. 141-143.

Педагогика

УДК 372. 881. 111.1

кандидат педагогических наук, доцент Григорьева Елена Валерьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" (г. Казань); кандидат социологических наук, доцент Исмагилова Лилия Ренатовна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Солодкова Ирина Михайловна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" (г. Казань)

ПОТЕНЦИАЛ «ОБУЧАЮЩЕЙ ЦЕННОСТИ» TED TALKS: ПРЕПОДАВАНИЕ ДЕЛОВОГО АНГЛИЙСКОГО

ЯЗЫКА

Аннотация. TED.com используется в преподавании EFL (English as a Foreign Language) для повышения уровня владения английским языком, расширения аутентичного словарного запаса и развития навыков владения несколькими иностранными языками. Для студентов Института управления, экономики и финансов Казанского федерального университета, изучающих бизнес по специальности и английский язык для профессионального общения как часть университетской учебной программы, беседы TED обеспечивают современный деловой контекст, который направлен на повышение уровня владения английским языком, развитие профессиональных компетенций учащихся и расширение их кругозора путем ознакомления с деловой практикой со всего мира. Используя аутентичные модели эффективного общения, студенты развивают беглость речи для достижения академического и личного успеха. Данная статья вносит вклад в заполнение пробела в литературе, касающегося того, как можно использовать выступления TED для обучения деловому английскому языку студентов с предварительным опытом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: TED talks, деловой английский, аутентичное видео, учебные материалы, интегрированные навыки, рамочные материалы, аутентичные материалы, индивидуальные материалы.

Annotation. TED.com is used in EFL (English as a Foreign Language) teaching to improve English language proficiency, expand authentic vocabulary and develop multilingual skills. For students of the Institute of Management, Economics and Finance at Kazan Federal University studying business as a major and English for Professional Communication as part of their university curriculum, TED talks provide a modern business context that aims to improve their English language skills, develop their professional competences and broaden their horizons by exposing them to business practices from around the world. Employing authentic models of effective communication, students develop fluency to achieve academic and personal success. The article contributes to filling a gap in the literature about how TED talks can be used to teach business English to students with prior experience.

Key words: TED talks, business English, authentic video, teaching materials, integrated skills, framework materials, authentic materials, individual materials.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.