Научная статья на тему 'Андрагогический подход как основа реализации концепции непрерывного образования взрослых'

Андрагогический подход как основа реализации концепции непрерывного образования взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ВЗРОСЛЫЙ ОБУЧАЮЩИЙСЯ / АНДРАГОГ / АНДРАГОГИКА / АНДРАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / CONTINUING EDUCATION / ADULT EDUCATION / ADULT LEARNER / ANDRAGOGUE / ANDRAGOGY / ANDRAGOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салыгина Ирина Алексеевна

В статье раскрыта сущность андрагогического подхода к непрерывному образованию взрослых. В связи с тем, что в современном мире происходят очень быстрые изменения, специалист должен учиться практически всю жизнь. Этим и объясняется необходимость существования концепции образования взрослых, следовательно, и актуальность изучения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANDRAGOGICAL APPROACH AS A BASIS FOR IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF CONTINUOUS EDUCATION OF ADULTS

The article reveals the essence of the andragogical approach to lifelong adult education. Due to the fact that very rapid changes are taking place in the modern world, a specialist must learn practically all his life. This explains the necessity of the existence of the concept of adult education, consequently, the relevance of studying this problem.

Текст научной работы на тему «Андрагогический подход как основа реализации концепции непрерывного образования взрослых»

Педагогика

УДК: 37.01

аспирант Салыгина Ирина Алексеевна

Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

АНДРАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

Аннотация. В статье раскрыта сущность андрагогического подхода к непрерывному образованию взрослых. В связи с тем, что в современном мире происходят очень быстрые изменения, специалист должен учиться практически всю жизнь. Этим и объясняется необходимость существования концепции образования взрослых, следовательно, и актуальность изучения данной проблемы.

Ключевые слова: непрерывное образование, образование взрослых, взрослый обучающийся, андрагог, андрагогика, андрагогический подход.

Annotation. The article reveals the essence of the andragogical approach to lifelong adult education. Due to the fact that very rapid changes are taking place in the modern world, a specialist must learn practically all his life. This explains the necessity of the existence of the concept of adult education, consequently, the relevance of studying this problem.

Keywords: continuing education, adult education, adult learner, andragogue, andragogy, andragogical approach.

Введение. Современный ритм жизни требует уделять особое внимание обучению и притом, как процессу непрерывному и адаптивному современным требованиям среды, социальной сферы человека, диктует раскрываться человеку на протяжении всей жизни. Учитывая психологические особенности, часть людей раскрываются постепенно, накапливая знания, опыт, умения и навыки в течение всей своей жизни.

Взрослый человек имеет устоявшиеся ментальные модели, положительный практический для него как индивидуума опыт шаблонного социального поведения, специфике профессиональной деятельности и т.д. Однако этот опыт устаревает или трансформируется в иные схемы, индивидуальные модели входят в противоречие с личными или корпоративными целями, навыками и требованиями, что обусловливает сложности в обучении взрослого человека.

Изложение основного материала статьи. Необходимо не только моделирование нового шаблона восприятия, переработки и трансформации в действие информации, но и «удаление» старого, морально и технологически изжившего себя.

Понятие «взрослый» предполагает, что взросло не только тело, но и сознание, которое: организовано, управляемо, регулируемо. Определение взрослости большинство авторов связывают с социально-психологическими факторами, которые, с одной стороны, осознаются самим человеком, а с другой -признаются обществом, проявляются в общественной жизни.

Андрагогика способствует раскрытию личности, помогает найти свое место в жизни, реализовать свои скрытые способности в зрелом возрасте в новом формате.

Термин «Андрагогика» (греч. andros -взрослый человек и ago - веду, agoge - руководство, воспитание) впервые был предложен в 1833 г. немецким учителем К. Каппом.

Разные подходы позволяют разрешить возникающие в образовании (в том числе и взрослых) теоретические и практические педагогические проблемы. Организация процесса обучения предполагает реализацию разнообразных подходов: деятельностного, индивидуально-личностного, непрерывного, системного, практико-ориентированного и многих других. Подход сочетает несколько функций, в связи с чем рассматривается как принцип или как метод проектирования, создания образовательной среды (социокультурный подход в практико-ориентированном обучении); методологическим регулятивом осуществления инновационной деятельности и т. д.

В системе непрерывного образования особое место занимает андрогогический подход, так как в настоящее время обозначены приоритеты образования через всю жизнь (незавершимость образования для взрослого), что предполагает постоянный процесс совершенствования взрослого населения.

Андрагогический подход - системное использование особенностей обучения взрослых людей, которые уже обладают организационным опытом, сами выбирают, что им учить, и могут обеспечить самоконтроль процесса обучения.

Как отмечает Вершловский С.Г., в начале XXI в. активизировались отечественные исследования по андрагогике. Становлению андрагогики посвящена докторская диссертация С.И. Змеева. Появляются работы, раскрывающие развитие социально-профессиональной мобильности андрагога, андрагогические основы вузовского образования, посвященные изучению педагогических условий подготовки студентов к реализации андрагогических концепций [2].

Исследуются вопросы андрагогической компетентности методистов, постдипломного образования как андрагогического процесса, дидактических условий реализации андрагогической поддержки взрослых.

Изучаются андрагогическая модель целостного образовательного процесса и андрагогическая модель повышения квалификации специалистов. Ряд работ посвящено изучению андрагогических условий: формирования мотивации познания индивидуальности, организации самостоятельной работы, профессионального самосовершенствования учителя, профессионально-личностного саморазвития педагога.

Взрослые люди стремятся реализовать себя в новых жизненных обстоятельствах. Планируют своё будущее, исходя из стремлений, приносить пользу другим. Их отличает более выраженная вера в себя. В рамках этого типа социализации завязываются новые контакты, дружеские связи, появляются новые занятия, новые интересы и способности.

Процесс обучения взрослых порой сильно тормозят и стереотипы, сложившиеся в обществе. Они сильно влияют на психологию обучающихся и нередко становятся более сильными барьерами, чем боязнь компьютера и других технических средств. «Переработка» и разрушение стереотипов в процессе занятий способствует выработке адекватного отношения взрослых студентов к возникающим барьерам в обучении.

Образование взрослых производится в рамках человека, общества и государства в соответствии с изменениями экономической, политической ситуации в стране, потребностями производства, а также личными интересами.

Методологическая платформа непрерывного образования взрослых с применением андрагогического подхода включает три стратегии организации научных исследований.

1. Поддерживающая стратегия - педагогическая и адаптивная андрагогическая модель, направленная либо на самоутверждение взрослого в достигнутом социально-профессиональном статусе, либо на его ресоциализацию через смену рода занятий.

Данная модель интегрирует в себе традиционно-дидактические методы, характеризуемые последовательностью, систематичностью (демонстрация, лекция, семинары, деловые игры, тренинги и др.); проблемно-поисковые методы в сочетании с фасилитацией, обеспечивающей поддержку индивидуальных образовательных траекторий с элементами проектной деятельности.

В рамках поддерживающей стратегии наибольший научный интерес имеют исследования, связанные с разработкой технологий социокультурной деятельности, рефлексивно-деятельностными моделями ресоциализации педагогов и т.д.

2. Сопровождающая стратегия - андрагогическая автономизирующая модель. Ее основной смысл можно определить одним словом - саморазвитие. Смысл сопровождающей стратегии в расширении и совершенствовании умений, необходимых для самообразовательной деятельности, а также ассимиляции системы знаний и ценностей из постоянно расширяющихся источников.

В структуру автономизирующей андрагогической модели входят: «смешанное обучение», «обучение действием», «экспериментирующее обучение», возобновляемое образование, расширяющееся образование, общинное образование, образование в форме «образующейся организации», образование в форме «образующегося общества», событийное образование и др.

Объединяет перечисленные технологические форматы постановка в центр образовательного взаимодействия, наличествующего у взрослого обучающегося социального и профессионального опыта, как источника образовательных и жизненных задач, а также акцентирование ценности интерактивности образовательного процесса.

Андрагогический подход предполагает моделирование обучения с опорой на андрагогические принципы и технологии, ориентированные на образование взрослых, что позволяет выстраивать образовательный процесс опорой на имеющийся профессиональный и жизненный опыт индивидов, обеспечивает быстрое применение на практике новых знаний [1].

Возможно сформировать модель системы управления успешностью обучения взрослых с применением андрагогического подхода к обучению, которая включает в себя две подсистемы:

1. Организационная подсистема, предполагающая: модель комплекса психолого-педагогических условий. обеспечивающих успешность обучения.

2. Дидактическая подсистема, объединяющая модели успешного: преподавания; технологий обучения; содержания образования; результата обучения.

В рамках сопровождающей стратегии наибольший научный интерес имеют исследования, направленные на разработку технологий работы со знанием в насыщенной информационной среде, с качеством и скоростью поиска и обработки информации и ее применением в образовательном процессе; персонифицированных технологий, связанных с выявлением новых стимуляторов учения, развития ситуативного интереса и эмоционального переживания нужды в учении, в получении нового знания, освоении нового умения; коммуникативных технологий и корпоративных моделей обучения, связанных с признанием ценности живого общения, максимального комфорта как в получении знания, так и оценке своих образовательных достижений.

3. Компаративистская образовательная стратегия связана с переходом общества в очередную фазу постиндустриального развития, когда все подсистемы изменились настолько, что без более высокого уровня научного осмысления действительности решать возникающие проблемы стало невозможно, обусловил новый тип «нелинейного» мышления, который распространяется и на образовательные проблемы.

Принципы такого мышления, составляющие методологическую основу компаративистской образовательной стратегии, отражают трансформированную реальность образования. Компаративистский подход позволяет уходить от однозначных и унифицированных решений, обеспечивая «стягивание» разрозненных дисциплинарных знаний в целое. Положенный в основу соответствующей образовательной стратегии, он формирует способности человека управлять собственным развитием в нестабильном, сложном мире через освоение новой культуры мышления, культуры поведения и культуры чувств [6].

Система образования - один из основных институтов социализации общества. Последовательное преобразование в этой сфере обеспечивает рост интеллектуальных и духовных ресурсов. Функционирование системы образования в Российской Федерации происходит на четырех уровнях - общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, гарантирующее право на образование в течение всей жизни.

Для осуществления образования взрослых существуют специальные образовательные программы, а именно программы первичного образования, переподготовки и программы повышения профессиональной квалификации. В данном случае они направлены на совершенствование уже имеющейся компетенции, необходимой для профессиональной деятельности или для получения нового профессионального уровня в рамках уже имеющейся квалификации, а также на усвоение новой компетенции и достижение новой квалификации.

Принципиально важным в понимании нового контекста и целей образования взрослых, на наш взгляд, является определение его миссии как института образования. При этом, следует ориентироваться на три основных миссии образования в обществе:

- социокультурную - образование представляет собой самостоятельную форму общественной практики.

- культурно - историческую - образование является универсальным способом трансляции культурно-исторического опыта человечества.

- антропологическую - образование выступает в качестве всеобщей культурно-исторической формы становления и развития сущностных сил человека.

На основании имеющихся квалификационных требований, установленных ФГОС разрабатываются программы профессиональной переподготовки. Система образования одна из сложноорганизованных. Она характеризуется открытостью, способностью к самопознанию (рефлексии), качественному и количественному наполнению, непрерывными изменениями вне и внутри системы. Образовательная сфера

услуг - гибкая система. Не система образования предопределяет выбор человека, ограничивая его свободу выбора, а человек осознанно выбирает свой вектор развития, руководствуясь своими навыками и предпочтениями.

Реализация Концепции развития непрерывного образования взрослых должна обеспечить такие эффекты

как:

- повышение удовлетворенности взрослого населения качеством своей жизни за счет расширения возможностей профессиональной и личностной самореализации;

- укрепление социальной стабильности за счет обеспечения доступности и развития инфраструктуры непрерывного образования для взрослых;

- дополнительная инвестиционная привлекательность территорий за счет повышения уровня человеческого и социального капитала;

- повышение конкурентоспособности взрослого населения за счет формирования профессиональных компетенций с учетом требований рынка труда, формирования функциональной грамотности и развития личностных качеств.

В ведущих мировых корпорациях на развитие персонала тратят внушительные средства, в том числе, на организацию собственных корпоративных университетов. Современные технологии достигли такого уровня, что позволяют обучающемуся находиться в любой точке земного шара, чтобы иметь возможность получать любое образование.

Цель развития взрослого человека следует четко обозначить, и в соответствии с этим разрабатывать мероприятия, которые будут проводиться в организации.

Взрослые люди мотивированны учиться, если видят необходимость обучения и возможность применить его результаты для улучшения своей деятельности. При этом, они стремятся активно участвовать в процессе, привнося в обучение ситуации из собственного опыта, свои жизненные ценности и соотнося обучение со своими целями и задачами. Обучение взрослых зависит от индивидуальных особенностей и освоение новых знаний и навыков проходит с разной скоростью, поэтому необходимо учесть индивидуальный подход для того чтобы повысить их чувство собственного достоинства.

Обучение взрослых выступает посредником в осознании человеком самого себя в этом мире, «сливается» с общим жизненным процессом и развитием личности и продолжается всю жизнь.

Комплекс мероприятий, направленных на профессиональный и личностный рост взрослого, включает в себя действия:

1. выработке стратегии развития;

2. обучению и повышению квалификации;

3. переквалификации - то есть, по сути, получению второго образования и освоению новой специальности;

4. изучению потенциала;

5. ротации и делегированию полномочий;

6. планированию карьеры, созданию четкой системы карьерного роста.

В любом процессе «происходит изменение сознания, потому что образовательный процесс можно определить как осознание (изменение сознания) взаимодействия субъекта с окружающим миром» [5].

Принцип государственной политики в непрерывности образования ярко проявляется в сфере дополнительного образования. Постоянная модернизация технологий, внедрение новых научных открытий и инженерных изобретений ставит проблему профессиональной компетентности работников.

Выводы. Система образования взрослых должна создавать устойчивые политические, экономические и социальные механизмы развития, обеспечивающие соответствие запросам личности, общества и государства.

Система дополнительного профессионального образования позволяет совершенствоваться и накапливать профессиональные навыки именно в период трудовой деятельности. Это способствует работнику быстро адаптироваться к непрерывным изменениям во всех сферах труда.

Андрагогический подход позволяет совершенствоваться и накапливать профессиональные навыки именно в период трудовой деятельности взрослого человека. Это способствует взрослому индивиду быстро адаптироваться к непрерывным изменениям во всех сферах труда. Таким образом, образование взрослых является эффективнейшим инструментом поддержания высокого профессионального статуса, что позволяет сохранять конкурентоспособность на рынке труда в любое время трудовой деятельности индивида.

Литература:

1. Национальная доктрина образования Российской Федерации URL: http://www.sde.ru/files/t/pdf/12.pdf (дата обращения: 13.11.2018).

2. Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в развитии. М:, 2016.

3. Вершловский С.Г. Взрослый как субъект образования. - Педагогика, 2003, №8 и др.

4. Громкова, М.Т. Андрагогическая модель целостного образовательного процесса: дисс. ... докт. пед. наук - М. 2006. - 372 с.

5. Громкова М.Т. Андрагогика как методологическая основа управленческой деятельности // Новые знания. - 2004. № 1. - с. 10-13.

6. Змеев С.И. Основы андрагогики. М., 1999

7. Курина В. А. Андрагогический подход в системе современного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - NoS14. - 0,2 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2016/76166.htm. (дата обращения: 13.11.2018).

8. Черненко Н.И. Использование андрагогических принципов в профессиональной подготовке работников морского транспорта // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/lssues/2015/11/60001 (дата обращения: 13.11.2018).

Педагогика

УДК 378.2

старший преподаватель Сергопольцева Елена Олеговна

Северо-Западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова (г. Санкт-Петербург); старший преподаватель Жаворонкова Елена Михайловна

Северо-Западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент Баева Тамара Ахматовна

Северо-Западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова (г. Санкт-Петербург)

ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ СИНТАКСИСУ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Статья посвящена вопросам преподавания иностранных языков для специальных целей, особое внимание авторы уделяют обучению синтаксису английского языка для формирования иноязычной профессиональной компетенции студентов медицинских вузов. Авторы рассматривают синтаксис как одну из фундаментальных тем английской грамматики, обойтись без которой невозможно при обучении чтению литературы, а тем более выработке коммуникативных навыков.

Ключевые слова: иноязычная профессиональная компетенция, речевые сообщения, синтаксическая природа речи, метод сопоставительного обучения, билингвизм.

An^tatton. The article deals with teaching foreign language for specific purposes, and a special attention is paid to teaching the syntax of the English language for developing the foreign language professional competence of medical students. The authors consider the syntax as one of the fundamental themes of English grammar, it is a key element when teaching special literature-based reading, and, ultimately, developing communication skills.

Keywords: foreign language professional competence, speech patterns, the syntactic nature of speech, comparative learning, bilingualism.

Введение. Система высшего образования призвана сыграть важную роль, цель которой - передать теоретические знания в сферу деятельности практических работников. В своей практической деятельности врачу как специалисту, чаще, чем представителям других профессий, приходится сталкиваться с чтением и переводом специальной литературы, поскольку его образование никогда не заканчивается стенами медицинского университета. В этой связи, перед иноязычным образованием ставится задача формирования иноязычной профессиональной компетенции выпускника неязыкового вуза, которая понимается как готовность и способность специалиста, не изучавшего иностранный язык на языковом факультете, осуществлять коммуникацию в формате профессионального общения, как умение применять иноязычные страноведческие, научные и предметные знания для осуществления полноценной иноязычной профессиональной и межкультурной коммуникации [1]. Компетенции лингвистического уровня определяют владение навыками устного и письменного иноязычного общения. Однако удовлетворение высоким требованиям, которые предъявляются сейчас к иноязычному образованию и имеют, как уже было сказано, своей целью формирование иноязычной профессиональной компетенции является чрезвычайно трудной задачей. Конечный результат, успешность формирования иноязычной профессиональной компетенции зависит от целого ряда факторов, включающих организацию учебного процесса, его содержание, средства и условия обучения. Для того чтобы обучающиеся имели возможность получить соответствующие знания и развить свои речевые умения необходимо решить немало теоретических и практических задач.

В неязыковых вузах ведущими видами речевой деятельности являются чтение и говорение. В рамках данной статьи рассмотрим синтаксис как одну из фундаментальных тем английской грамматики, обойтись без которой невозможно при обучении чтению литературы, а тем более выработки навыков устной речи и формировании иноязычной профессиональной компетенции студентов медицинских вузов.

Изложение основного материала статьи. Место синтаксиса в различных грамматических учениях неодинаково. В работах представителей некоторых научных школ - американского дескриптивизма, датской глоссематики - синтаксис как таковой вообще исчезает, уступая место комбинаторике - общим правилам сочетаемости языковых единиц и их классов. Вместе с тем, новые подходы, направления, методики анализа, возникающие в рамках двух глобальных методов лингвистики, описательного и сравнительного, охватывают и синтаксический уровень; более того, они нередко и рождаются в его недрах. Само учение о членах предложения выросло на эклектической почве логицизма.

Законы логического мышления едины для всех людей, независимо от того, на каком языке они говорят. Во многих языках логическим категориям (субъект, объект, предикат... ) могут соответствовать языковые категории: подлежащее, дополнение, сказуемое. Общечеловеческий характер логического мышления, основной формой выражения которого является язык, говорит о том, что в основе всех языковых категорий и в соотношениях между ними так или иначе лежат логические категории и законы [3]. Связь между логическими и языковыми категориями проявляется прежде всего в невозможности выразить средствами языка ни одну мысль, не представив ее грамматически оформленными словами. Слова с их номинативной функцией сами по себе еще не способны обеспечить нормальное человеческое общение: лексические значения обязательно должны сопровождаться значениями грамматическими. Только высказывание, состоящее из слов, построенное и оформленное по законам данного языка, способно выполнять коммуникативную функцию.

Высказывание как минимальная единица текста обладает структурной цельностью: в основе ее лежит определенный исходный образец, структурная модель. Применительно к синтаксическому уровню можно утверждать, что все высказывания, в том числе даже самые оригинальные, строятся по узаконенным в данном языке моделям. Только при таком условии «слушающий» может понять «говорящего». В сознании любого носителя языка «хранится» сравнительно небольшое количество отвлеченных образцов, синтаксических моделей, по которым может быть построено безграничное многообразие конкретных речевых сообщений. Термин «предложение», используемый в значении синтаксической модели, так же соотносится с термином «высказывание», как языковая модель с ее речевой реализацией. Высказывание отражает некоторую конкретную внеязыковую ситуацию; соответственно предложение отражает ситуацию типовую, максимально обобщенную. И предложение, и его текстовое воплощение - высказывание -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.