Л. В. Резинкина
(Санкт-Петербург)
Технологии формирования компетенций в широком спектре
профессиональной деятельности личности
В статье показано, что социально-экономические перемены в современном обществе потребовали пересмотра образовательной политики в области разработки технологий, ориентированных на формирование компетенций у разных групп взрослых.
Современные жизненные и профессиональные вызовы все в большей мере ориентируются на критический анализ сложившихся систем и способов и поиск новых подходов к подготовке профессионалов в тех условиях опережающего обучения взрослых, которые призваны помочь специалисту ориентироваться в жизненной и профессиональной ситуации, освоить необходимый набор компетенций и актуальные способы деятельности.
Особо актуальным является решение на уровне образования в условиях муниципальной системы следующих проблем: перенос акцента в выборе образовательных технологий в территориальных средах (город, муниципалитет] на создание обучающихся организаций с максимальной открытостью и доступом к информации, вовлечение в условиях сетевого взаимодействия академического сообщества в решение муниципальных проблем; формирование индивидуальных маршрутов профессионального и личностного роста специалистов; поддержка авторских и инновационных школ; индивидуализация образовательных услуг, разнообразие их выбора; развитие и сопровождение образования для взрослых[6].
Готовность общества к этим вызовам в значительной мере определяется уровнем развитости систем и технологий обучения взрослых, их направленностью на формирование компетенций в широком спектре профессиональной деятельности личности, её творческих способностей. Для успешной деятельности в открытом обществе в условиях конкуренции на рынках труда и все более усложняющихся технологий производства современному специалисту необходимо использовать новые способы обучения, самообучения, самообразования при решении стоящих перед ним профессиональных задач.
На основе анализа различных подходов к раскрытию понятия технологий обучения взрослой личности (С. Г. Вершловский, С. И. Змеев, А. Е. Марон] укажем на принятые нами ведущие признаки этого понятия:
- рассмотрение технологий обучения взрослых как взаимосвязанной системы способов и средств учебной деятельности взрослого, обеспечивающей ценностно-личностное развитие взрослого человека на основе совокупности процедур: планирование обучения путем ориентации на прогнозируемые эталоны; сопровождение образовательного маршрута обучаемых; моделирование формирующих учебных действий; обеспечение условий достижения результата обучения, его оценки и самооценки, соотнесение с прогнозируемой эталонной моделью (процессуаль-но-деятельностный аспект];
- представление технологий обучения взрослого как андрагогической системы, реализующей возможности его развития как личности компетентной, мобильной, самореализующейся, способной ориентироваться в динамично меняющейся ситуации, находить оптимальные решения практических задач и добиваться прогнозируемого результата (системно-целевой аспект] [1, 3, 4].
Стратегическим планом в разработке технологий является андрагогическое проектирование технологий образования взрослых как одно из направлений социального проектирования, направленное на создание и развитие образования взрослых как социального института и включающее следующие этапы:
- разработка обоснования выбора технологического сопровождения обучения взрослых применительно к конкретному объекту (система повышения квалификации и переподготовки кадров, учебные и ресурсные
центры для взрослых, внутрифирменное образование и т.д.] и отдельным организационным формам (модульное обучение, дистанционное обучение, телекоммуникационные образовательные проекты, индивидуальное обучение, экстернат и др.];
- определение способов и механизмов разработки технологического инструментария и реализация средств обучения и самообучения, критериев замера успешности продвижения и т.д.;
- прогнозирование дальнейшего развития технологий обучения взрослых и их доработка с учетом данных реальной практики (мониторинг, экспертиза и т.д.];
- анализ эффективности технологий образования взрослых на этапах их реального воплощения с позиций социализации личности и готовности ее к непрерывному образова-нию[5].
Использованный нами андрагогический подход к проектированию технологий обучения взрослых опирается на реализацию следующих принципов: социально-культурной обусловленности технологий как принятие общей культуры взрослых в информационном обществе в совокупности гуманистического, научного и технологического аспектов, основы для обеспечения личной, социальной и профессиональной деятельности; интеграционного согласования (интеграция ценностно-аксиологического и историко-культурного феноменов]; технологичности и модульности (использование интегративно-модуль-ных технологий обучения взрослых в совокупности с нормативным социальным и индивидуальным выборами, позволяющими человеку проектировать собственные образовательные маршруты, обеспечивающие необходимый уровень грамотности и компетентности]; психологической комфортности обучения (возможность общения всех со всеми, обучающих и обучаемых между собой, что обязательно при любом содержании образования и способе обучения] [5].
Решение указанных проблем нами было реализовано посредством создания программно-технологического сопровождения обучения разных групп населения в рамках создания индивидуальных образовательных маршрутов.
Выявлено, что эффективным для оптимизации непрерывного образования взрослых является формирование индивидуальных об-
разовательных маршрутов для личностно-профессионального развития специалиста. Принято понимание, что образовательный маршрут - это индивидуальная образовательная программа, которая формируется на основе выбора системы модулей из общей образовательной программы.
Опишем результаты эксперимента по проектированию и реализации индивидуальных образовательных маршрутов взрослых на примере педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений.
Для руководителей инновационных образовательных организаций, находящихся на этапе «Формирование индивидуального стиля деятельности» был востребован индивидуальный образовательный маршрут «Развитие и управление инновационной школой». Этот маршрут включал четыре образовательных модуля. Модуль первый «Диагностика и качество образования в инновационной школе» предусматривал цикл теоретических занятий и образовательной практики. Теоретические занятия состояли из лекций «Современные подходы к оценке качества муниципального образования», «Мониторинг как отслеживание качества образования в школе», «Показатели и критерии качества образования в инновационной школе».
Образовательные практики были следующие: «Экспертиза инновационного проекта», «Психолого-педагогическая диагностика качества образования в инновационной школе», «Показатели и критерии мониторинга качества образования в инновационной школе».
Сегодня все большее значение приобретает самообразовательная деятельность личности, которая определяется готовностью и умением использовать различные средства информации для поиска необходимых знаний, проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию [2].
Самообразовательная деятельность рассматривается как высший уровень проявления самостоятельности и активности обучаемых, осуществляется на основе целеполага-ния и выбора субъектом учения, способов, механизмов организации процесса освоения новых знаний. Многие авторы считают высшим уровнем проявления качеств самообразовательной деятельности самообразовательную компетентность.
Резинкина Л. В. Технологии формирования компетенций в широком спектре профессиональной деятельности личности
Самообразовательная компетентность -это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства, когда самообразование специалиста становится его по-требностью[7].
Одним из главных требований к процессу формирования профессиональноориентиро-ванной самообразовательной компетентности является комплексный подход к обучению с использованием всех типов занятий -лекций, семинаров, занятий с использованием проблемных ситуаций и ИКТ, ролевых игр.
В экспериментальной работе апробирована авторская система технологии образования взрослых, ориентированная на их профессионально-личностное развитие. В основу разработки данной системы положена общая теория технологического сопровождения образовательного процесса, андрагогические особенности обучения взрослой личности, прогнозирование результата реализуемой технологии (развитие компетенций, создание продукта проектной деятельности, формирование новых качеств личности специалиста].
Охарактеризуем предложенную нами систему технологий обучения взрослой личности.
1. Технология интегративного согласования профессионального опыта. Цель -мотивация деятельности по развитию кадров, их исследовательского аналитического потенциала. Эта технология предусматривает следующий алгоритм деятельности субъекта учения - взрослого: описание собственного опыта; выделение в опыте фундаментальных опор; погружение в деятельность по анализу аналогичного опыта; соотнесение и коррекция собственного опыта.
Результатом данной технологии выступает развитие рефлексивной и коммуникативной компетентности взрослых в процессе самообразовательной деятельности.
2. Технология профессиональной вторичной социализации. Цель технологии -формирование у взрослых навыков анализа и коррекции профессионального опыта, соотнесение его с устоявшимися традициями и инновациями. Особенно это касается принятых в данном регионе и муниципалитете стратегий внедрения инноваций. Алгоритм реализации данной технологии: первичная социализация (ВУЗ, ИПК и др.]; практика со-циализаций (образовательная организация, учебный центр и др.]; вторичная социализа-
ция (выход в сетевое профессиональное взаимодействие].
Результат данной технологии - развитие компетенций открытого взаимодействия.
3. Технология актуализации нового теоретического знания. Цель данной технологии - ликвидация барьера предубежденности у взрослого в необходимости освоения нового теоретического знания. Алгоритм: постановка преподавателем заданий по актуализации решений педагогических и методических задач на практике; презентация со стороны субъектов образования собственных проектов решения педагогических и методических задач; коллективное обсуждение выдвинутых проектов и выделение в них оснований для постановки теоретических проблем; постановка преподавателем новой теоретической проблемы на основе предшествующего анализа; коррекция выдвинутых со стороны взрослых проектов на основе новой теории.
Результатом технологии является развитие мотивационной готовности слушателей к усвоению нового теоретического знания в ходе повышения квалификации.
4. Технология информационного включения. Цель - интеграция дистанционных и очных форм освоения образовательных программ на основе привлечения слушателей к участию в коррекции дистанционных разработок, представленных в сетевых сообществах. Алгоритм: показ преподавателем в ходе лекционной работы дистанционно образцов решения профессиональных задач; разработка слушателями своих проектов решения профессиональных задач; коллегиальное обсуждение образцов решения профессиональных задач и коллективная разработка оптимального варианта; информационное включение и презентация коллективной разработки со стороны слушателей в представленную преподавателем программу.
Результат - активизация самообразовательной деятельности, формирование компетенций обратной связи, реализация потенциала информационных технологий, мотивация проектно-исследовательского подхода к исследованию нового знания.
В ходе внедрения технологий образования взрослых по оценке слушателей были достигнуты следующие результаты: приобретение навыков самообразовательной деятельности по решению новых профессиональных задач (72% респондентов]; усиление мотивации к
освоению инновационных практик (66%); развитие аналитического мышления (58%); формирование навыков самооценки выполненных проектов (66%]; развитие аналитического и критического мышления (56%).
Таким образом, разработанная нами на основе андрагогического подхода и реализованная система авторских технологий позволила осуществить самореализацию взрослого как личности и субъекта самообразовательной деятельности; развитие его рефлексивных и аналитических способностей, выход че-
ловека в метапозицию по отношению к собственному опыту, понимание и осознание реального смысла своего профессионального продвижения; включение в широкие социальные и профессиональные отношения; самообучение, развитие способности личности регулировать свои отношения в процессе самостоятельного освоения новых знаний.
Все это свидетельствует об эффективности разработанной системы технологий формирования компетенций в широком спектре профессиональной деятельности личности.
Литература
1. Андрагогика / под ред. С. Г. Вершловского. - СПб.: СПбАППО, 2014. - 148 с.
2. Зборовский Г., Шуклина Е. Самообразование парадигма XXI века // Высшее образование в России. - 2003. - № 5. - С. 25-32.
3. Змеев С. И. Технология обучения взрослых : учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2002. - 128 с.
4. Практическая андрагогика. Книга 1. Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых / под ред. В. И. Подо-беда, А. Е.Марона. - СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2003. - 414 с.
5. Марон А. Е. Методологические основания проектирования технологий образования взрослых // Гуманистические основы технологии обучения взрослых в различных образовательных системах : материалы конференции. - СПб.: ИОВ РАО, 1999. - С. 3-7.
6. Прикот О. Г. Непрерывное дополнительное профессиональное образование: новые модели и правовое поле // Человек и образование. - 2012. - № 3(32). - С. 17-21.
7. Резинкина Л. В., Дзидзигури В. Л. Профессионально-ориентированное самообразование как инструмент опережающего развития личности // Человек и образование. - 2015. - № 1(42). - С. 79-83.