Научная статья на тему 'Взрослый в новом обществе и проблемы его саморазвития в условиях непрерывного продуктивного образования'

Взрослый в новом обществе и проблемы его саморазвития в условиях непрерывного продуктивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ПРОДУКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СНГ / LIFELONG ADULT EDUCATION / PRODUCTIVE EDUCATION / CIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марон Аркадий Евсеевич, Резинкина Лилия Владимировна

В статье раскрыты возможности и описан опыт реализации идей продуктивного непрерывного образования взрослых в России и других странах СНГ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the possibilities and describes the experience of realizing the ideas of adult lifelong productive education in Russia and other CIS countries

Текст научной работы на тему «Взрослый в новом обществе и проблемы его саморазвития в условиях непрерывного продуктивного образования»

А.Е.Марон Л.В.Резинкина

(Санкт-Петербург)

ВЗРОСЛЫЙ В НОВОМ ОБЩЕСТВЕ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО САМОРАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОДУКТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ADULT IN THE NEW SOCIETY AND PROBLEMS OF HIS SELF-DEVELOPMENT IN CONDITIONS OF LIFELONG PRODUCTIVE EDUCATION

В статье раскрыты возможности и описан опыт реализации идей продуктивного непрерывного образования взрослых в России и других странах СНГ

Ключевые слова: непрерывное образование взрослых, продуктивное образование, СНГ

The article reveals the possibilities and describes the experience of realizing the ideas of adult lifelong

productive education in Russia and other CIS countries

Key words: lifelong adult education, productive education, CIS

Главной характеристикой нового общества на современном этапе развития производства являются изменения, которые характеризуются такими особенностями, как диверсификация, наукоемкость, непрерывное рефлексирование и способность к ускорению. Такие изменения влияют на требования к квалификационной структуре профессиональных кадров - повышение профессиональной мобильности, необходимость систематически обновлять свои знания, приобретать новый опыт. Поэтому непрерывное продуктивное образование взрослых как обучение в течение всей жизни с целью переноса центра тяжести на индивидуальные значимые практики, ориентированные на личностное и профессиональное развитие и саморазвитие, получение широкопрофильной квалификации, соответствует современным требованиям и запросам общества и государства.

Как отмечает академик РАО М.И.Башмаков, если бы вся идея продуктивного обучения сосредоточилась исключительно вокруг идеи включения социально-значимой индивидуальной практики в процесс образования, это стало бы большой ошибкой. С самого начала внутри продуктивного обучения выстраивалась система продуктивного развития интеллекта и самораз-

вития [1].

А. М. Кондаков выделяет ряд нововведений, которые в ближайшие годы окажут влияние как на возможности самого взрослого человека, так и на систему непрерывного продуктивного образования: массовое открытое совместное обучение; разработка персонифицированных образовательных траекторий на основе аналитики данных; метаучёба; динамическое оценивание; событийное образование; сторителлинг в обучении; бриколаж-учёба [3].

В соответствии с современной концепцией продуктивного обучения педагогический процесс конструирования знаний осуществляется при условии:

- увеличения роли каждого участника в проявлении учебной инициативы для получения определенного образовательного продукта и правильного его оценивания;

- осуществления тесной связи теории и практики в реальной жизни для открытой и гибкой системы продуктивного обучения;

- изменения роли педагога в сторону консультирования и сотрудничества;

- создания образовательной среды в соответствии с новой технологией.

- При этом целями продуктивного обучения, отражающими основные условия эффективности образовательного процесса, являются:

- практика, обеспечивающая продуктивное обучение,

- продуктивность всей учебной деятельности,

- осмысление (рефлексия] деятельности с целью оценки ее результатов [12].

В раскрытии стратегических ресурсов развития общества и человека академик РАО Д. И. Фельдштейн подчеркивал: «Нет необходимости доказывать, что в сегодняшней ситуации глобальных изменений в мире, в обществе наиболее значимыми выступают изменения самого человека» [10, С. 10]. Поэтому современные научные исследования строятся на ключевых позициях субъектно-деятельностной теории, теории развития личности, теории деятельностного опосредствования и теории профессионально-творческого саморазвития [7].

Благодаря широкому воздействию информационных средств и произошедшим в социальной и экономической областях преобразованиям возникла актуальная задача непрерывного продуктивного образования человека, который должен по новому адаптироваться к сегодняшним реалиям, что связывается со сменой ценностей и ориентаций человека, появлением у него новых потребностей и новых возможностей в их реализации.

Непрерывное продуктивное образование взрослых, обладая общими чертами непрерывности построения образовательной деятельности в целом, имеет свою специфику, связанную с особенностью самого субъекта непрерывного образования - взрослой личностью.

Е. В. Бондаревская выделяет характерные тенденции современного этапа развития общества, влияющие также на продуктивное образование. Это обращение к человеку как эпицентру Вселенной, высшей ценности, ответственному за все свои действия на Земле и в космосе, возврат образования в культуру как культуросберегающего и культуросози-дающего процесса, усиление роли знания, науки, интеллектуальных технологий. «Соответственно этим тенденциям меняется отношение к качеству образования: качественным признается такое образование, которое

полноценно выполняет свои фундаментальные функции - человекообразующего, лично-стно-ориентированного, культуросообразно-го, наукоемкого и высокотехнологичного процесса» [2, С. 1].

Учеными Б. Г. Ананьевым, Ю. Н. Кулютки-ным, Я. И. Петровым, Е. И. Степановой, Г.С.Сухобской получен интересный результат определения готовности взрослого к эффективному продуктивному обучению. Высокая степень общего развития личности, её психофизиологических функций говорит о больших и разнообразных возможностях субъекта к обучаемости, его способности запоминать и усваивать информацию, применять её для решения различных практических задач [5].

Стержнем всей системы непрерывного продуктивного образования является дея-тельностное проявление активности личности в разных сферах познания и приобретения жизненного опыта и профессиональной квалификации. Прослеживается тенденция раскрытия сущности личностного аспекта непрерывного образования. Б. Г. Ананьев среди характерных черт развития современного человечества особо выделяет те, которые относятся к непрерывному образованию взрослой личности: осознание необходимости саморазвития, постоянное повышение своей квалификации, обусловленное ростом информации и масштабов человеческой деятельности. Исследования, проведенные Б. Г. Ананьевым, С. Г. Вершловским, Ю. Н. Кулют-киным и другими учеными, свидетельствуют о высоком потенциале взрослой личности в собственном продуктивном саморазвитии [4].

Важность включения личностных аспектов в структуру непрерывного образования в своих работах неоднократно подчеркивал Ю. Н. Кулюткин, говоря об особом виде развития человека - обеспечении его функциональной грамотности, к которой он одновременно с экономической, экологической, информационной грамотностью относит формирование способности человека осознавать «необходимость непрерывного обогащения и перестройке ранее полученного образования», гибко перестраивать старые способы деятельности, достаточно полно ориентироваться в новом. По его мнению функциональная грамотность «это, в конечном счете, проблема изменяющегося мира, изменяющегося об-

разования и индивида».

Анализируя проблемы непрерывного продуктивного образования в плане участия личности в саморазвитии, самосовершенствовании, ликвидации общей функциональной неграмотности, особо подчеркнем значение формирования в человеке новых интеллектуально-личностных качеств по мере прохождения различных ступеней образовательной лестницы.

В. В. Сериков особо подчеркивает значение личностно-развивающего обучения. В исследованиях ученого поднимается проблема роли личности в непрерывном образовании. «Традиционное образование, преследующее цели функциональной, предметно-вещной образованности человека, использует личность как раз в функции средства, опирается на механизмы мотивации, ценностной ориентировки, смыслопоиска как на своего рода движущие силы достижения заданных извне целей. Развитие же этих личностных «механизмов», «функций» совершается в данном случае попутно, в той мере и в тех аспектах, в каких они оказываются необходимыми, востребованными для социальной ориентации индивида. Личностно ориентированное образование, напротив, рассматривает механизмы личностного существования человека — рефлексию, смыслотворчество, избирательность, ответственность, автономность и др. - как самоцель образования» [8].

Важным направлением учета личностного аспекта в непрерывном продуктивном образовании является опора на жизненный опыт взрослого. Жизненный опыт, включающий социо-культурный, производственный и бы-

товой опыт, является ценностью для любого человека. Подход к продуктивному образованию, основанный на рефлексии и актуализации жизненного (витагенного] опыта, отражает сущностные основы андрагогики как теории и практики обучения взрослой личности.

Взрослый человек - это личность, имеющая собственную жизненную позицию, для которой содержание образования, которое ему предстоит освоить, воспринимается и усваивается с позиции этого опыта, иногда создавая проблемы, но чаще позволяя более глубоко осмыслить новые знания. Идея построения непрерывного образовательного процесса с опорой на практический опыт взрослого лежит в основе продуктивного образования. Можно говорить о новом виде опыта взрослой личности - витагенного, -имеющего особый ценностный смысл для данного человека, включающего в себя опыт предшествующих поколений, который непрерывно пополняется и развивается.

Значительный вклад в развитие теории непрерывного продуктивного образования внесли ученые и практики стран СНГ. Так в работе С.А.Филина, Т.В.Филиной «Особенности внутрикорпоративных систем обучения взрослых» (Казахстан] предлагается в условиях внутрифирменного обучения сосредоточить внимание на таких факторах как воспитание мотивации, ориентация на успешную продуктивную деятельность, формирование индивидуального стиля и поведения, содействующих личностному развитию (Таблица 1].

Цели обучения Андрагогический, предметно-профессиональный и личностно профессиональный инструментарий

Общекультурные Общекультурный (мировоззренческий)

1. Создание мнения, убеждения и впечатления Знакомство с культурой аудитории, которую следует обучать (национальной культурой). Личная убежденность преподавателя в профессиональной области. Готовность и желание формировать мнения и убеждения. Умение научить выстраиванию отношений с коллегами при выполнении профессиональных задач, которым он обучает. Презентация образца успешной личности и профессионала. Готовность и желание формировать знания, навыки и убеждения.

Методологические (психолого-педагогические) Методологический (психолого-педагогический)

2. Создание мотивации для восприятия курса Средства диагностики аудитории и формирование мотивации слушателей-взрослых. Умение вызывать интерес к собственному опыту.

Таблица 1.

Общие требования к процессу продуктивного обучения взрослых

Личный социально-профессиональной опыт в предметной области. Владение инструментами риторики - убедительность. Профессиональная методическая подготовка. Умение дать обратную связь. Умение помочь выстроить отношения в учебной группе.

3. Ориентация на изменения в организации Средства диагностики корпоративной культуры, организация профессиональной работы. Создание проблемных учебных ситуаций. Проектирование и разработка программ развития. Знакомство с новыми подходами, навыки диагностики проблем предприятия. Обращение к опыту собственного развития. Умение проектировать и проводить групповые процедуры.

Предметно ориентированные Предметно-ориентированный

4. Формирование профессиональных знаний и навыков в области управления и коммуникации Глубокая теоретическая подготовка. Знание современных подходов к управлению и коммуникации в организации. Андрагогическое мастерство. Компетентность в профессиональной области.

5. Формирование индивидуального поведения и содействие личностному развитию Развитие профессиональных навыков, умений проводить оценку эффективности. Технология личностного роста, коучинг-метод, бизнес-тренинги. Комплекс профессиональных средств и навыки рефлексии профессиональной деятельности. Лидерские навыки - убедительность, андрагогическая, коммуникативная компетентность, проницательность.

6. Развитие основы «обучающейся» организации Учебные программы. Решение конкретных организационных проблем. Модели желаемого будущего. Толерантность, коммуникабельность, готовность работать в качестве коуча, наставника, консультанта, тьютора в группе.

В Казахстане постепенно формируется новая модель продуктивной занятости, в рамках которой разрабатываются профессионально-квалификационные требования к специалистам, которые будут положены в основу профессиональных стандартов и компетенций. В результате предпринимаемых мер предполагается, что к 2020 году доля высококвалифицированной рабочей силы, по мнению экспертов предположительно может увеличиться до 50% [11].

Представляет интерес исследования ученых Республики Беларусь, разрабатывающих инновационные технологии которые содействуют повышению качества продуктивного образования взрослых. К таким можно отнести исследовательские технологии управления самостоятельной работой взрослых (Е.И.Белокоз, Ю.Э.Белых, Ю.Я.Романовский, г. Гродно], проведение дебатов (А.А.Корзюк, г.Минск], метод фокус-групп (Л.Н.Кульпина, г.Гомель] и др. [9].

Так при анализе дидактических возможностей методов обучения авторы-исследователи из Академии управления при Президенте Республики Беларусь особо выделяют исследовательский метод и творческое обучение как возможности реализации

идей продуктивного обучения взрослых.

Таким образом, в качестве важнейших компонентов непрерывного продуктивного образования выступают: саморазвитие как результат продуктивной социально-значимой деятельности; организация условий для выполнения личностью самостоятельного проекта или образовательной программы, а также психолого-педагогическое сопровождение и поддержка в его самостоятельной работе, направленное на саморазвитие; обеспечение самой личностью самостоятельной учебной деятельности в рамках проекта, заинтересованность и готовность к решению задач, способность к самоорганизации; ориентированность образования на реальный, конкретный продукт, который самостоятельно создается личностью в процессе учебной и практической деятельности. При этом продукт - это всегда личностно значимый творческий результат самостоятельной деятельности, в котором отражается внутренняя мотивация взрослого, определенный уровень знаний, умений и навыков, индивидуальных особенностей и способностей, учебных действий и собственного внутреннего осмысления и переработки информации.

Современный этап развития обществен-

но-экономических отношений в России и других странах СНГ придал идеям продуктивного обучения новое дыхание, сориентировав их, с одной стороны, на развитие необходимых свойств и качеств личности взрос-

лого, а, с другой стороны, - на доминирование в экономике информационных технологий и креативной деятельности в подавляющем большинстве профессий, характерных для постиндустриального общества.

Литература

1. Башмаков, М. И. Теория и практика продуктивного обучения / М. И. Башмаков. -М.: Народное образование, 2000.

2. Бондаревская, Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования / Методист № 2, 2003. - С. 1-8.

3. Кондаков, А. М. ФГОС общего образования и подготовка учителя// Педагогика. 2010. №5. - 129 с.

4. Марон, А. Е. Концепция развития современных систем открытого образования взрослых /Человек и образование, № 1 / 2008. - С. 3-8.

5. Образование взрослых: цели и ценности/ под ред. Г. С. Сухобской, Е. А. Соколовской, Т. В. Шадриной. - СПб., ИОВ РАО, 2002 - 346 с.

6. Резинкина, Л. В. Самообразование как ведущий фактор поддержки непрерывного образования взрослых / Л. В. Резинкина // «Человек и образование». - 2016. -№ 3 (48). - С.171-176 (0,5 п. л.).

7. Рындак В.Г. Педагогика креативности: монография. - М.: Университетская книга, 2012. - 284 с.

8. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.

9. Современные технологии образования взрослых : сб. науч. ст. / Гродн. гос. ун-т. -Выпуск 2. - Гродно : ГрГУ, 2013. - 257 с.

10. Фельдштейн, Д. И. Человек в современном мире: возможности развития //ЧиО СПб, №3(20), 2009, - С.10-16.

11. Филин, С.А., Филина, Т.В. Особенности внутрикорпоративных систем обучения взрослых / Человек и образование № 3 (16) 2008. - С.45-49.

12. Яновская, Н. Б. Концепция продуктивного обучения как основа развития личности посредством создания рефлексивно направленной образовательной среды / Ярославский педагогический вестник - 2013 - № 3 - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 147-150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.