Научная статья на тему 'Историко-культурный анализ развития теории и практики образования взрослых'

Историко-культурный анализ развития теории и практики образования взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
451
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / АНДРАГОГИКА / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ADULT EDUCATION / ANDRAGOGY / LIFE LONG LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Резинкина Лилия Владимировна

Статья посвящена историко-культурному анализу феномена образования взрослых, в ней рассмотрены тенденции и этапы становления и развития андрагогики как научного знания, учебной дисциплины и области социальных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Резинкина Лилия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the historical and cultural analysis of the phenomenon of adult education, it examines the trends and stages of formation and development of andragogy as scientific knowledge of the discipline and the field of social practices.

Текст научной работы на тему «Историко-культурный анализ развития теории и практики образования взрослых»

«Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири _№2 (18). Октябрь 2015 (http://md.islu.ru/)

УДК 377.4 ББК

Л. В. Резинкина

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

Статья посвящена историко-культурному анализу феномена образования взрослых, в ней рассмотрены тенденции и этапы становления и развития андрагогики как научного знания, учебной дисциплины и области социальных практик.

Ключевые слова: образование взрослых; андрагогика; непрерывное образование взрослых.

L. Rezinkina

HISTORICAL AND CULTURAL ANALYSIS OF THE THEORY AND PRACTICE OF ADULT EDUCATION

The article is devoted to the historical and cultural analysis of the phenomenon of adult education, it examines the trends and stages of formation and development of andragogy as scientific knowledge of the discipline and the field of social practices.

Key words: adult education; andragogy; life long learning.

Образование взрослых как социальный институт органически переплетается с историей нашего Отечества, с его культурой и образованием.

Анализ развития образования взрослых в России и за рубежом необходим для объективного осмысления историко-культурного контекста и преемственности между трудами деятелей образования взрослых прошлых лет и современными, между дореволюционной и современной теорией образования взрослых.

Упоминания об образовании взрослых встречаются в эпоху российского просвещения XVIII в., тогда на основе светской культурно-образовательной деятельности стало зарождаться демократическое общественное движение,

© Резинкина Л. В., 2015

способствовавшее развитию и саморазвитию взрослого человека как субъекта познания, социальных отношений, общественной и культурной жизни.

История отечественной школы для взрослых начинается в 50-е гг. XIX столетия, явившихся переломными в общественной жизни, отразившись во всех её сферах. Великий русский ученый Н. И. Пирогов инициировал открытие заведений для взрослых вначале в Киеве, а затем и в других городах России. Они назывались воскресные школы. Постепенно параллельно с воскресными школами появились и другие формы образования для взрослых. В те годы в разработке теории и практики образования для взрослых принимали участие Н. И. Пирогов, В. И. Водовозов, В. Я. Стоюнин. К. Д. Ушинский писал, что главной задачей воскресных школ является пробуждение умственных способностей учеников к самодеятельности и привитие им привычку к ней.

Исследование показывает, что значительные потребности в образовании формируются у взрослого населения в эпоху резких социальных перемен, в период адаптации к новым условиям жизни и деятельности.

В период смены общественно-политической формации после Великой Октябрьской революции в нашей стране ставилась задача формирования всеобщей грамотности населения. В советской России в 20-30-х гг. осуществлялось обучение взрослых на рабфаках, в школах рабоче-крестьянской молодежи. Первым сделал попытку дать типологию школ взрослых того времени Е. Н. Медынский. Обобщил результаты исследования П. В. Горностаев, который провел анализ развития теории общего образования взрослых.

Расцвет вечерних и заочных школ наблюдался в 50-80-х гг. прошлого столетия, когда охват взрослых учащихся образованием превышал четыре миллиона человек. В качестве контингента учащихся в послевоенный период выступали квалифицированные рабочие, мастера, мастера производства - достаточно взрослое население, имеющее жизненный и производственный опыт. В те годы создавались специальные учебные программы, учебники, методики для учителей-предметников. Эти книги получили большую популярность и используются в ряде случаев в современном образовании. Их авторами являются доктора

наук Г. Д. Глейзер (математика), А. Е. Марон (физика), Т. Г. Браже (литература), Ж. Л. Витлин (иностранный язык) и др.

Развитие общего среднего образования взрослых в те годы обеспечивало выполнение государственного закона о всеобщем среднем образовании. В этот период заметное место в образовании занимали Народные университеты и школы и общество «Знание», относящиеся к системе неформального образования взрослых.

За рубежом в теории образования взрослых термин «неформальное образование» (non-formal education) применяется для описания образовательного процесса, который происходит за границей традиционного (формального, нормативного) образования и предназначен для реализации познавательных запросов и потребностей конкретной группы взрослого населения.

Неформальное образование, по мнению С. М. Климова, располагается между формальным и информальным образованием. От формального образования оно отличается отсутствием жестких правил, регламентов и соглашений, ориентируется на реальные образовательные потребности разных социальных, демографических, профессиональных сообществ взрослого населения. В то же время неформальное образование является более осознанным, организованным и управляемым, чем информальное образование. По своим характеристикам понятие «неформальное образование» близко к понятиям «дополнительное образование» и «продолженное образование» [2].

В практике образования взрослых в России общество «Знание» как институт неформального образования играло заметную роль в создании целостной системы образования взрослого населения.

Председатель правления общества «Знание» В. П. Рыбалко подчеркивал значение следующих факторов создания целостной системы образования взрослых:

- в развитых странах мира образование взрослых превратилось в четвертую самостоятельную и важнейшую сферу национальной системы образования;

- образование взрослых в современной России может стать эффективным механизмом стабилизации в обществе и социально-культурного развития человека;

- это образование является важным фактором национальной безопасности в период современных вызовов и угроз (экологической безопасности, национальной религиозной нетерпимости, техногенных катастроф);

- востребованы организационные структуры по координации развития систем образования взрослых и просветительской деятельности;

- потребности регионов и муниципалитетов диктуют необходимость подготовки и переподготовки профессиональных кадров в условиях краткосрочного повышения квалификации с опорой на реальный опыт территориальных организаций.

Современный период развития образования взрослых отличается тенденцией создания социального института открытого образования.

С середины 70-х гг. прошлого столетия термин «открытость» получает новое значение и выступает одним из показателей многочисленных гуманистически ориентированных педагогических концепций, направленных на приближение его содержания к реальной жизни, на создание гибких образовательных программ (особенно в системе повышения квалификации и переобучения взрослых специалистов) и т. д.

Следующей тенденцией развития образования взрослых - рассмотрение его как метасистемы, обеспечивающей непрерывное воспроизводство кадров с требуемыми компетенциями.

Известна формула, что образование взрослых - ключ к XXI в., необходимое условие для устойчивого инновационного развития, подъема экономики и социальной сферы. Образование взрослых как непрерывный процесс формирования и поддержания социальной деятельности является неотъемлемой, инвариантной частью всех социальных и государственных институтов [4, с. 3-4].

Как справедливо отмечает О. Г. Прикот: «В качестве основного отличия концепции новой модели российского образования эксперты выделяют необхо-

димость получения образования в течение жизни. Согласно концепции непрерывное образование должно восприниматься не как идея надстройки, дополнительного обучения в тех случаях, когда основного не хватает, а как основа карьерного роста и поддержания профессиональных навыков и умений на протяжении всей жизни [5].

Непрерывное образование сегодня предполагает развитие конкурентной образовательной среды и ее насыщение разнообразными образовательными услугами; создание институтов и инфраструктуры непрерывного образования; внедрение в непрерывном образовании современных технологий обучения, новых финансовых механизмов.

Развитие отечественной системы образования взрослых, имея свой значительный опыт в области просвещения и образования взрослых, опирается на мировые тенденции в этой области.

70-80-е гг. ХХ-го столетия ознаменовались значительным расширением проблематики исследований в области образования взрослых, что было обусловлено стратегией Академии педагогических наук на усиление исследований фундаментальных теоретических проблем. Под руководством В. Г. Онушкина в 1976 г. организована разработка теоретических основ непрерывного образования взрослых, анализ состояния и тенденций развития образования взрослых в России и зарубежных странах, которые предопределили методологию интегративного исследования области образования взрослых и его социально-экономическую эффективность.

В указанный период определилось несколько важнейших научно-исследовательских направлений, возглавляемых ведущими учеными страны. Психолого-педагогическое направление, базирующееся на идеях академика Б. Г. Ананьева, возглавил член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор Ю. Н. Кулюткин и доктор психологических наук, профессор Г. С. Сухобская. Тематика исследований по данному направлению охватывала почти все направления и аспекты психологии образования взрослых.

Научное направление социально-педагогических исследований возглавил доктора педагогических наук, профессор С. Г. Вершловский. Исследовательские подходы этой школы рассматривают образование как фактор социализации взрослых на всех этапах их жизненного пути и становление социокультурных оснований андрагогики как отдельной науки.

Е. П. Тонконогая обосновала под своим руководством обосновала научное исследование по разработке дидактических основ образования взрослых.

Научно-методическое направление в развитии теории образовании взрослых возглавили А. Е. Марон и Т. Г. Браже. В рамках данного направления всесторонне исследованы проблемы гуманитарного и естественнонаучного образования и разработано научно-методическое сопровождения и технологии образования взрослых.

На основании широкого эксперимента под руководством Л. Н. Лесохиной и Т. В. Шадриной была спроектирована, апробирована и внедрена в практику модель образовательных учреждений непрерывного образования взрослых.

Фундаментальное исследование «Развитие образования взрослых как социального института» было проведено в 1998-2000 гг. под руководством В. И. Подобеда. Это исследование определило, что образование взрослых является достаточно самостоятельным социальным институтом со специфическим вектором развития, который взаимосвязан с иными институтами общества и оказывает значительное влияние на все социокультурные области (политику, экономику, идеологию, науку, мораль) [3].

Важным направлением исследования образования взрослых в России в конце 90-х гг. XX в. явилась разработка новой учебной дисциплины и научного знания - андрагогики, отражающей теорию и практику обучения взрослых.

Известным ученым С. Г. Вершловским, автором крупных работ в сфере андрагогики, определены и проанализированы предпосылки и этапы развития андрагогики как науки.

Первый этап (1950-1960) - формирование андрагогики как «педагогики взрослых». На основе предметно-центрических исследований выявлены

особенности обучения взрослых как фактора компенсации упущенных возможностей. Вклад в становление андрагогики внесли М. Ноулз, Б. Самоловчев, А. В. Даринский и др.

Второй этап (с конца 1960-х до конца 1970-х гг.) - признание андрагогики как самостоятельной научной дисциплины, когда объектом анализа стала не только практика обучения, но и круг теоретических проблем: образование взрослых как явление культуры, роль и значение образования на разных этапах их жизни, принципы построения непрерывного образования и др.

Особенности третьего этапа (1980-1990 гг.) - институализация образования взрослых. По мнению С. Г. Вершловского, «Одна из примечательных особенностей этого десятилетия - возникновение автономных центров образования в религиозных организациях, профессиональных союзах, просветительских обществах, на производственных предприятиях» [1, с. 26]

Четвертый этап (XXI в.) связывается с расширением практики образования взрослых в ответ на вызовы времени и усложнение социальных и личностных потребностей в сфере образования, что соответствует Меморандуму Европейского сообщества «Учеба через всю жизнь» (октябрь 2000). Фундаментальной работой в этой области явилось книга «Андрагогика» С. Г. Вершловского (2014).

В качестве самостоятельного направления развития андрагогики является рассмотрение её как явления социальной практики (И. А. Колесникова). Имеется в виду реальное воплощение идей теоретической андрагогики в аппарат методики обучения разных категорий взрослых - педагогов школ, преподавателей системы профессионального образования, специалистов в сфере производственной педагогики, обучающих взрослых, - и другие категории.

На данном этапе в Институте образования взрослых РАО создана серия книг «Практическая андрагогика», ориентированная на развитие адаптивных систем, опережающих систем, открытых систем, информационных систем

образования различных категорий взрослых (исследования проводились под руководством А. Е. Марона).

Сегодня в данном институте продолжается фундаментальное исследование развития образования взрослых. Это исследование определило, что образование взрослых является достаточно самостоятельным социальным институтом со специфическим вектором развития, который взаимосвязан с иными институтами общества и оказывает значительное влияние на все социокультурные области (политику, экономику, идеологию, науку, мораль) [2].

Таким образом, анализ процесса становления и развития образования взрослых в России позволило сделать вывод о том, что на разных этапах исторического развития образование взрослых выступает как

полифункциональная педагогическая система, условие социально-культурного развития общества, андрагогическая модель обучения взрослых.

Библиографический список:

1. Вершловский, С. Г. Андрагогика. - СПб. : СПб АППО, 2014. - 148 с.

2. Климов, С. М. Неформальное образование: проблемы экономики и управления. -СПб. : Знание, 1998. - 167 с.

3. Марон, А. Е. Формирование и актуальные проблемы исследования Института образования взрослых РАО: исторические вехи // Человек и образование. - 2013. - № 3 (36). -С. 11 -14.

4. Подобед, В. И. Образование взрослых - инвестиция в человеческий капитал // Человек и образование. - 2008. - № 1 (14). - С. 3-4.

5. Прикот, О. Г. Непрерывное дополнительное профессиональное образование: новые модели и правовое поле // Человек и образование. - 2012. - №3 (32). - С. 17-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.