Научная статья на тему 'АНДРАГОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ В ВУЗЕ'

АНДРАГОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНДРАГОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / АНДРАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-СТУДЕНТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Н. В.

В статье рассматриваются вопросы профессионализма преподавателей высшего образования в рамках андрагогического подхода, раскрывается понятие «андрагогическая позиция» преподавателя психологии в вузе. Анализируются сложившиеся подходы в понимании андрагогической компетентности преподавателей системы высшего образования, рассматриваются роли и функции преподавателя психологии в андрагогическом взаимодействии, обосновывается необходимость диалогового взаимодействия преподаватель - студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANDRAGOGICAL POSITION OF A PSYCHOLOGY TEACHER AT HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article dwells on the issues of professionalism of the university teachers in the framework of the andragogical approach, reveals the concept of the andragogical position of a psychology teacher at higher education institutions. The existing approaches to understanding the andragogical competence of university teachers are analyzed, the roles and their functions in andragogic interaction are considered. The need for dialogue interaction between a teacher and a student is substantiated.

Текст научной работы на тему «АНДРАГОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ В ВУЗЕ»

Научная статья

УДК 378

DO110.52070/2500-3488_2022_1_842_49

Андрагогическая позиция преподавателя психологии в вузе

Н. В. Лебедева

Московский государственный лингвистический университет,

Москва, Россия, Lebedeva1512@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы профессионализма преподавателей высшего образования

в рамках андрагогического подхода, раскрывается понятие «андрагогическая позиция» преподавателя психологии в вузе. Анализируются сложившиеся подходы в понимании андрагогиче-ской компетентности преподавателей системы высшего образования, рассматриваются роли и функции преподавателя психологии в андрагогическом взаимодействии, обосновывается необходимость диалогового взаимодействия преподаватель - студент.

Ключевые слова: андрагогическая позиция, преподаватель вуза, андрагогическая компетентность, взаимодействие преподаватель-студент, образовательная среда

Для цитирования: Лебедева Н. В. Андрагогическая позиция преподавателя психологии в вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022. Вып. 1(842). С. 49-54. DOI 10.52070/2500-3488_2022_1_842_49

Original article

Andragogical Position of a Psychology Teacher at Higher Education Institutions

Nataliya V. Lebedeva

Moscow State Linguistic University,

Moscow, Russia, Lebedeva1512@yandex.ru

Abstract. The article dwells on the issues of professionalism of the university teachers in the framework of the

andragogical approach, reveals the concept of the andragogical position of a psychology teacher at higher education institutions. The existing approaches to understanding the andragogical competence of university teachers are analyzed, the roles and their functions in andragogic interaction are considered. The need for dialogue interaction between a teacher and a student is substantiated.

Keywords: andragogical position, university teacher, andragogical competence, teacher-student interaction,

learning environment

For citation: Lebedeva, N. V. (2022). Andragogical Position of a Psychology Teacher at Higher Education

Institutions. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and Teaching, 1(842), 49-54. 10.52070/2500-3488_2022_1_842_49

введение

Социально-экономические изменения, процессы глобализации и цифровизации обусловливают необходимость модернизации всех общественных систем, в том числе и системы высшего образования. Законодательство, государственные программы, проекты в области образования способствуют активизации преобразований и развитию современных подходов в высшем образовании.

В настоящее время возникли преобразования в системе высшего образования с учетом новых методологических подходов. Оперативный перевод образовательного процесса в дистанционный формат в условиях пандемии актуализировал необходимость наличия цифровых компетенций у преподавателей, включающих навыки, связанные с информационными технологиями. Однако помимо технической стороны данного вопроса, возникают вопросы, связанные с взаимодействием преподавателя и студента в виртуальной среде. Как выстраивать эмоционально-ценностные отношения, предполагающие реализацию возможностей и творческого начала, заложенных в самой природе человека? Каким образом организовать эффективные коммуникации в образовательном процессе на цифровых сервисах, когда обучающиеся скрыты за «темными квадратами»? Одним из путей решения данных вопросов мы видим в построении андрагогического взаимодействия преподавателя и студента. Возникает необходимость рассмотрения понятия «андрагогическая позиция» преподавателя.

андрагогическая позиция преподавателя вуза: теоретико-методологический анализ

Обращение к научным источникам позволяет проанализировать данное понятие в условиях высшего профессионального образования и сделать вывод о том, что оно предоставляет возможность комплексно рассматривать составляющие жизнедеятельности человека, проявление личностных особенностей субъекта. Так, Е. А. Климов, определяя позицию, указывает на ее гражданское и одновременно творческое отношение к профессии, доброжелательное, основанное на уважении, отношение к участникам совместной деятельности и коллегам. При этом автор подчеркивает необходимость высокого уровня критичности по отношению личности субъекта к себе [Психология труда, 2021].

Соглашаясь с мнением Е. А. Климова, мы считаем, что андрагогическую позицию преподавателя

вуза стоит рассматривать как частный случай педагогической позиции, но с учетом специфических характеристик [Лебедева, 2018]. В рамках данного теоретического исследования нас интересует вопрос андрагогической позиции преподавателя психологии в вузе.

Базисом «андрагогической позиции» преподавателя психологии является прежде всего его социальная позиция, включающая взгляды, убеждения, ценностные ориентации, а также отношение в своей профессиональной деятельности. Представленная социальная позиция преподавателя психологии в вузе отличается многомерностью понятия. Это комплекс интеллектуальных, эмоциональных, волевых отношений к миру, к своей профессии, ценностных ориентаций, которые в свою очередь выступают источником его активности.

Бесспорно, андрагогическая позиция преподавателя тесно взаимосвязана с его андрагогической компетентностью, которая включает андрагогиче-ские знания, умения и навыки, а также личностные качества, являющиеся неотъемлемой частью профессиональной компетентности преподавателя.

По мнению В. В. Горшковой, базисом андрагогической позиции выступает философско-педаго-гическая или экзистенциально-антропологическая составляющая, которая в свою очередь активизирует преподавателя не только к пониманию, «заражению» и вдохновению студентов, но прогнозированию и реализации их профессионально-личностных стратегий развития [Горшкова, 2015].

Рассматривая компетентностную модель препо-давателя-андрагога, С. И. Змеев, помимо необходимых знаний, умений и навыков, подчеркивает актуальность наличия ряда таких личностных качеств преподавателя, как эмпатия, тактичность, выдержка и др., а также ценностных ориентаций в отношении студента (представление о личности как самоценном и саморазвивающемся субъекте) [Змеев, 2019].

В настоящее время среди ключевых компетенций специалиста XXI века на первые позиции выходит эмоциональный интеллект, включающий наличие эмпатии, понимание собственных эмоций и эмоциональной сферы другого человека.

Для преподавателя психологии в вузе одной из основных составляющих его профессионализма является сформированная коммуникативная компетентность, позволяющая не только обеспечивать эффективность и результативность образовательного процесса для студентов-психологов посредством профессионально-коммуникативных умений и навыков, в числе которых обязательными выступают и информационно-коммуникативные (особенно актуальные в формате дистанционного и онлайн-обучения), но и способствует

самореализации и самовыражению всех субъектов образовательного процесса.

При рассмотрении вопроса «андрагогической позиции» преподавателя вуза мы согласны с мнением Л. В. Яроцкой, которая указывает на выявление коммуникативно-деятельностных (не только коммуникативных) потребностей студентов-юристов на основе дискурсивного и лингвокультуро-логического анализа профессиональной юридической сферы. Выявление данных потребностей предоставляет возможность актуализировать профессиональную составляющую в обучении юристов межкультурной иноязычной профессиональной коммуникации [Яроцкая, 2021].

М. Т. Громкова, исследуя особенности андрагоги-ческого взаимодействия преподавателя со студентами, подчеркивает, что андрагогическая позиция преподавателя вуза основывается на его собственном мировоззрении, понимании взаимодействия с социумом. Андрагогическая позиция выступает через осознание преподавателем собственной системы ценностей, норм, потребностей, наличие профессионального и жизненного опыта [Громкова, 2020].

Бесспорно, необходимым компонентом ан-драгогической позиции преподавателя психологии в вузе является его культурный уровень, позволяющий осуществлять образовательный процесс на принципах гуманизма, социальных, высоконравственных идеалах, а также передавать и формировать культурные образцы и паттерны поведения.

Рассматривая понятие андрагогической позиции преподавателя психологических дисциплин в вузе, мы не можем обойти стороной и такое понятие, как интеллигентность, а также комплекс, включающий чувство социальной справедливости, понятие чести, совести, благородства и порядочности, эмоциональный интеллект, цивилизованные манеры общения, вариативность мышления, а также стремление к созиданию.

роли и функции преподавателя психологии в андрагогическом взаимодействии

В рамках рассмотрения понятия андрагогиче-ской позиции преподавателя психологии в вузе, необходимо раскрыть его роли и функции. Обратимся к исследованиям А. Г Чернявской, которая указывает на многоаспектность ролей преподавателя в образовательном процессе: тренер, модератор, ментор, фасилитатор, помощник, методолог, автор учебных материалов и программ, маркетолог и др. [чернявская, 2020].

Н. Н. Букина и А. М. Митина как представители деятельностно-ролевого подхода определяют роли преподавателя-андрагога с учетом тех или иных взаимосвязанных между собой сторон образовательной деятельности. Рассматривая содержательный компонент образования, преподаватель вуза выступает носителем профессиональных знаний, необходимых для формирования и развития компетенций будущих психологов. Другая роль преподавателя - это самоорганизация, включающая умения и навыки планирования, подготовки и реализации образовательной деятельности в вузовском образовании [Митина, 2020].

Необходимо отметить, что андрагогическая позиция активно проявляется и в научно-исследовательской деятельности преподавателя. Научные труды, участие в научно-исследовательских грантах, а также научно-практических конференциях, симпозиумах, круглых столах позволяют заявлять об активной научной позиции преподавателя, демонстрирующего постоянное профессионально-личностное развитие, навык, который сегодня относится к ключевым метакомпетенциям современного специалиста.

Важной составляющей андрагогической позиции преподавателя психологии в вузе выступает андрагогическое взаимодействие, что особенно важно при подготовке будущих психологов.

Данное взаимодействие основано на принципах партнерства, соуправления, самоуправления, совместного творчества. С. Д. Резник подчеркивает, что в настоящее время в образовательном пространстве обучение обретает формат обмена мнениями, взглядами. Сегодня преподаватель уже не транслятор научных знаний, его роль состоит в развитии навыков и способности у студентов ориентироваться в огромном массиве постоянно обновляющейся информации. Равноправное общение преподаватель - студент становится обязательным условием подлинных субъектных отношений [Резник, Игошина, 2021]. Андрагогическое взаимодействие выступает важным фактором развития самосознания будущего психолога, являясь одновременно и способом активизации познавательной активности, формируя навык непрерывного профессионально-личностного развития. Сегодня, чтобы быть востребованным специалистом, отвечающим современным требованиям рынка труда, необходимо постоянно совершенствовать, развивать профессиональные компетенции. Андрагогическое взаимодействие способствует «заражению» студентов миром психологии, увлекая новыми современными направлениями, техниками, практическим инструментарием психолога.

Диалоговый характер взаимодействия преподавателя с будущими психологами способствует развитию у студентов ценностных целевых установок по отношению к другим людям, клиентам психолога. Диалог - это не только общение участников, но и отношение на основе взаимопонимания и взаимоуважения. Для психологов формирование и развитие навыков человеко-ориентированного взаимодействия составляет основу профессиональной психологической деятельности.

Взаимопонимание субъектов диалога возможно при взаимопроникновении сознания участников. А. А. Бодалев указывает на межличностную, субъект-субъектную основу диалогового взаимоотношения. Ученый подчеркивает, что субъект-субъектное отношение - это умение чувствовать и понимать другого так же, как чувствуешь и понимаешь собственное «я», а главное, относиться к другому, как к высшей ценности [Бодалев, 2015].

Диалоговый режим в образовательном процессе способствует созданию атмосферы сотрудничества и совместного творчества, что в свою очередь позволяет обучение делать взаимобучением как для преподавателей, так и для студентов. Формат диалога способствует самовыражению, свободному высказыванию собственных мыслей и взглядов психологов на ту или иную проблему. К тому же, в ходе совместных обсуждений и дискуссий появляется новый опыт, инсайты, образовательные продукты, а также решения сложных и спорных вопросов, когда ситуация нуждается в коллективном обсуждении.

Андрагогическая позиция преподавателя психологии позволяет создавать дискуссионные площадки, ситуации диалога, в рамках которых развивается способность думать и рассматривать проблему с учетом разных мнений и взглядов. Формат диалога позволяет обдумать, переосмыслить различные взгляды и убеждения, так как в данной ситуации общения участники образовательного процесса равны. Атмосфера партнерства и уважения выступает и средством личного развития как студентов-психологов, так и преподавателей [Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса, 2021].

Фактором успешного взаимодействия с будущими психологами в условиях образовательного процесса является и андрагогическая поддержка, выступающая как особый компонент деятельности преподавателя в опоре на его сильные стороны и положительные качества, что способствует саморазвитию личности студента.

Взаимодействие преподавателя с обучающимися происходит в различных форматах обучения. Для студентов-психологов актуальны такие

групповые занятия, как тренинги, деловые и орга-низационно-деятельностные игры, коллоквиумы, групповые дискуссии, диспуты, разбор ситуационных практических задач и др.

Развитие IT-технологий, переход в онлайн-обра-зование в условиях распространения коронави-русной инфекции потребовало от преподавателей вуза умений и навыков, позволяющих выстраивать процесс дистанционного обучения, где необходим определенный уровень компетенций в области информационно-коммуникационных технологий. Здесь андрагогическое взаимодействие позволяет решать технические вопросы, порой возникающие в дистанционном формате, оперативно и грамотно. Ситуации сбоя и нарушения связи, иногда встречающиеся в виртуальной среде, за счет рекомендаций и совместных решений (например, у кого-то из выступающих «зависла» презентация, и другой участник образовательного процесса быстро помогает «запустить» материал со своего устройства) позволяют развивать и навыки командного взаимодействия.

В настоящее время преподаватели системы высшего образования активно включены в процесс взаимодействия «электронная среда - преподаватель». Сегодня все понимают, что данная информационно-образовательная среда стала неотъемлемой частью образовательного процесса в вузе. Возможности цифровизации способствуют эффективности образовательного процесса, а также развитию познавательного потенциала студентов, их активности, самостоятельности, самоконтролю [Зеер, Ломовцева, Третьякова, 2020].

Обобщая вышесказанное, стоит отметить, что андрагогическая позиция преподавателя психологических дисциплин в вузе имеет межсубъектный характер и позволяет реализовывать принцип равенства, творческой активности, а также ориентации на развивающуюся личность студента-психолога. Преподаватель, выстраивая андрагогическое взаимодействие со студентами, создает возможности для развития личности будущего психолога, при этом развивается и сам. Конструктивность преподавательской деятельности взаимосвязана с субъективной активностью самого преподавателя, благодаря которой он самореализуется как личность.

В условиях современной реальности в системе высшего образования востребованы преподаватели, обладающие андрагогической компетентностью, сформированной андрагогической позицией. Преподаватель психологических дисциплин, осуществляющий образовательный процесс на основе андрагогического взаимодействия, способствует запуску внутренней активности студента-психолога. Непрерывное образование и профессиональное саморазвитие выступают необходимыми

критериями эффективности специалиста, востребованного на современном рынке труда.

заключение

Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод, что андрагогическая позиция преподавателя психологических дисциплин в вузе выступает как многомерный личностный и деятельностный феномен, представляющей интегративную характеристику сознания и деятельности преподавателя. Данная характеристика - это результат осознания, принятия и выполнения миссии преподавателя

психологии, включающей формирование смыслов профессионально-личностного развития, выступающей примером для студентов. Для будущих психологов перманентное обновление знаний и умений, навыков, наличие ценностей, эмоционального интеллекта выступают основой решения профессиональных задач, порой сложных и требующих принятия оперативных решений, тем самым способствуя повышению уровня психологического здоровья и благополучия граждан страны, столь нуждающихся в этом в условиях современных реалий неопределенности, нестабильности, непредсказуемости.

список литературы

1. Психология труда: учебник для вузов / под ред. Е. А. Климова, О. Г. Носковой. М. : Юрайт, 2021.

2. Лебедева Н. В. Диверсификация моделей обучения специалистов социальной сферы в условиях дополнительного профессионального образования на основе андрагогического подхода: дис. ... д-ра пед. наук. Ульяновск, 2018.

3. Горшкова В. В. Современный человек: формат непрерывного образования // Академия профессионального образования. 2015. № 2. С. 7-15.

4. Змеев С. И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых: монография. М. ; Саратов : ПЕР СЭ : Ай Пи Эр Медиа, 2019.

5. Яроцкая Л. В. Иностранный язык как инструмент формирования современной профессиональной личности в условиях неязыкового вуза // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2021. Вып. 1(838). С. 158-166.

6. Громкова М. Т. Педагогика высшей школы: учебное пособие. М. : Юнити, 2020.

7. Чернявская, А. Г. Андрагогика : практическое пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2020.

8. Митина Л. М. Профессионально-личностное развитие педагога: диагностика, технологии, программы : учебное пособие для вузов. 2-е изд., доп. М. : Юрайт, 2020.

9. Резник С. Д., Игошина И. А. Студент вуза: технологии и организация обучения : учебник / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С. Д. Резника. 5-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2021.

10. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. 2-е изд. М. ; СПб.: Энциклопедист-Максимум : Мiръ, 2015.

11. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: в 2 ч. Ч. 1: учебник для вузов / И. В. Дубровина [и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. 5-е изд. испр. и доп. М. : Юрайт, 2021.

12. Зеер Э. Ф., Ломовцева Н. В., Третьякова В. С. Готовность преподавателей вуза к онлайн-образованию: цифровая компетентность, опыт исследования // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 26-39.

references

1. Klimov, E. A., Noskova, O. G. (2021). PsihoLogija truda = Psychology of work: textbook for universities. Moscow: Yurayt Publishing House. (In Russ.)

2. Lebedeva, N. V. (2018). Diversifikaciya modelej obucheniya specialistov social'noj sfery' v usloviyax dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya na osnove andragogicheskogo podxoda = Diversification of models of training of social sphere specialists in the conditions of additional professional education based on andragogical approach: theses of doctorate diss. in Pedagogy. Ulyanovsk. (In Russ.)

3. Gorshkova, V. V. (2015). Sovremennyj chelovek: format nepreryVnogo obrazovaniya = Modern man: the format of continuing education. Academy of Professional Education, 2, 7-15. (In Russ.)

4. Zmeev, S. I. (2019). Andragogika: osnovy* teorii, istorii i texnologii obucheniya vzrosly'x: monografiya = Andragogy: fundamentals of theory, history and technology of adult education: monograph. Moscow ; Saratov: PER SE : AI Pi Er Media. (In Russ.)

5. Yarotskaya, L. V. (2021). Foreign language as a tool for the formation of a modern professional personality in a non-linguistic university. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and teaching, 1 (838), 158166. (In Russ.)

6. Gromkova, M. T. (2020). Pedagogika vy'sshej shkoly' = Pedagogy of higher school: textbook. Moscow: Unity. (In Russ.)

7. Chernyavskaya, A. G. (2020). Andragogika = Andragogy: a practical guide for universities 2nd ed. Moscow: Yurayt Publishing House. (In Russ.)

8. Mitina, L. M. (2020). ProfessionaTno-lichnostnoe razvitie pedagoga: diagnostika, texnologii, programmy' = Professional and personal development of a teacher: diagnostics, technologies, programs: textbook for universities. 2nd ed. Moscow: Yurayt Publishing House. (In Russ.)

9. Reznik, S. D., Igoshina, I. A. (2021). Student vuza: texnologii i organizaciya obucheniya = University student: technologies and organization of training: textbook. Moscow: INFRA-M. (In Russ.)

10. Bodalev, A. A. (2015). Vospriyatie cheloveka chelovekom = Perception of a person by a person. 2nd ed. Moscow: Encyclopedist-Maximum : St. Petersburg: MIR. (In Russ.)

11. Dubrovina, I. V. (2021). Psychological and pedagogical interaction of participants in the educational process (part 1): in 2 parts. Textbook for universities. Moscow: Yurayt Publishing House. (In Russ.)

12. Zeer, E. F., Lomovtseva, N. V., Tretyakova, V. S. (2020). Readiness of university teachers for online education: digital competence, research experience. Pedagogical education in Russia, 3, 26-39. (In Russ.)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ Лебедева Наталья Васильевна

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогической антропологии Института гуманитарных и прикладных наук Московского государственного лингвистического университета

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Lebedeva Nataliya Vasilievna

Doctor of Pedagogy (Dr. habiL.), Professor at the Department of Psychology and Pedagogical Anthropology, Institute of Humanities and Applied Sciences, Moscow State Linguistic University

Статья поступила в редакцию 15.12.2021; одобрена после рецензирования 25.01.2021;

принята к публикации 27.01.2022

The article was submitted 15.12.2021; approved after reviewing 25.01.2021; accepted for publication 27.01.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.