Научная статья на тему 'Андрагогическая позиция преподавателя дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы'

Андрагогическая позиция преподавателя дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНДРАГОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ / АНДРАГОГ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ANDRAGOGIC POSITION / ANDRAGOG / COMPETENCE / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / SOCIAL SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Наталья Васильевна

В статье рассматриваются вопросы профессиональной компетентности преподавателя дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы с учетом требований современности. Модернизация всей образовательной системы России актуализирует и реформирование дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы. Однако одним из препятствий на пути развития данного образовательного сегмента является использование модели традиционного вузовского обучения с преобладанием теоретической подготовки. Вместе с тем главным познающим и профессионально развивающимся субъектом системы дополнительного профессионального образования является взрослый человек, что требует андрагогического подхода к его обучению. В статье раскрывается понятие андрагогической позиции, обосновываются её основные содержательные составляющие: социальная позиция (системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, ценностного отношения к профессии, профессионально-педагогической направленности), андрагогическая компетентность (андрагогические знания и умения, которые реализуются преподавателем на основе осознанного использования образовательной стратегии), андрагогическое взаимодействие (многообразие функциональных позиций и профессиональных ролей преподавателя дополнительного профессионального образования). На основе теоретико-методологического анализа профессиональной деятельности преподавателя делается вывод о многомерности понятия андрагогической позиции преподавателя дополнительного профессионального образования в пространстве концепции интерактивности отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Andragogical position of the teacher of additional professional education of social sphere specialists

The article deals with the issues of professional competence of the teacher of additional professional education of social sphere specialists, taking into account the requirements of modern times. The modernization of the entire educational system of Russia actualizes the reform of additional professional education of social sphere specialists. However, one of the obstacles to the development of this educational segment is the use of a model of traditional higher education with a predominance of theoretical training. At the same time, the main cognizing and professionally developing subject of the system of additional professional education (DPO) is an adult, which requires an andragogical approach to his training. The article reveals the concept of andragogical position, justifies its main content components: social position (systems of views, beliefs and value orientations, value attitude to the profession, professional and pedagogical orientation), andragogical competence (andragogical knowledge and skills that are implemented by the teacher on the basis of conscious use of educational strategy), andragogical interaction (variety of functional positions and professional roles of teachers). Based on the theoretical and methodological analysis of the professional activity of an andragogue teacher it is concluded that the concept of andragogical position of a teacher of additional professional education is multidimensional in the space of the concept of interactivity of relations.

Текст научной работы на тему «Андрагогическая позиция преподавателя дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы»

УДК 377

Н. В. Лебедева https://orcid.org/0000-0001-8260-3371

Андрагогическая позиция преподавателя дополнительного

профессионального образования специалистов социальной сферы

Для цитирования: Лебедева Н. В. Андрагогическая позиция преподавателя дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы // Социально-политические исследования. 2020. № 1 (6). С. 94-104. DOI 10.20323/2658-428X-2020-1-6-94-104

В статье рассматриваются вопросы профессиональной компетентности преподавателя дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы с учетом требований современности. Модернизация всей образовательной системы России актуализирует и реформирование дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы. Однако одним из препятствий на пути развития данного образовательного сегмента является использование модели традиционного вузовского обучения с преобладанием теоретической подготовки. Вместе с тем главным познающим и профессионально развивающимся субъектом системы дополнительного профессионального образования является взрослый человек, что требует андрагогического подхода к его обучению. В статье раскрывается понятие андрагогической позиции, обосновываются её основные содержательные составляющие: социальная позиция (системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, ценностного отношения к профессии, профессионально-педагогической направленности), андрагогическая компетентность (андрагогические знания и умения, которые реализуются преподавателем на основе осознанного использования образовательной стратегии), андрагогическое взаимодействие (многообразие функциональных позиций и профессиональных ролей преподавателя дополнительного профессионального образования). На основе теоретико-методологического анализа профессиональной деятельности преподавателя делается вывод о многомерности понятия андрагогической позиции преподавателя дополнительного профессионального образования в пространстве концепции интерактивности отношений.

Ключевые слова: андрагогическая позиция, андрагог, компетентность, дополнительное профессиональное образование, социальная сфера.

N. V. Lebedeva

Andragogical position of the teacher of additional professional education

of social sphere specialists

The article deals with the issues of professional competence of the teacher of additional professional education of social sphere specialists, taking into account the

© Лебедева Н. В., 2020

94

Н. В. Лебедева

requirements of modern times. The modernization of the entire educational system of Russia actualizes the reform of additional professional education of social sphere specialists. However, one of the obstacles to the development of this educational segment is the use of a model of traditional higher education with a predominance of theoretical training. At the same time, the main cognizing and professionally developing subject of the system of additional professional education (DPO) is an adult, which requires an andragogical approach to his training. The article reveals the concept of andragogical position, justifies its main content components: social position (systems of views, beliefs and value orientations, value attitude to the profession, professional and pedagogical orientation), andragogical competence (andragogical knowledge and skills that are implemented by the teacher on the basis of conscious use of educational strategy), andragogical interaction (variety of functional positions and professional roles of teachers). Based on the theoretical and methodological analysis of the professional activity of an andragogue teacher it is concluded that the concept of andragogical position of a teacher of additional professional education is multidimensional in the space of the concept of interactivity of relations.

Keywords: andragogic position, andragog, competence, additional professional education, social sphere.

Стремительное развитие современной науки и общества, затрагивающее все без исключения составляющие жизни человека XXI века, актуализируют роль непрерывного образования и как составную его часть систему дополнительного профессионального образования. Каким сегодня должно быть образование для взрослых? Каковы критерии эффективности данного образования? В поисках ответа на вопросы, необходимо рассмотреть профессиональный портрет преподавателя дополнительного профессионального образования.

Одной из составляющих профессионализма преподавателя, работающего со взрослой аудиторией, является его позиция. С помощью данного понятия можно системно представить стороны жизнедеятельности человека, особенности проявления личности субъекта.

Е. А. Климов, рассматривая позицию, включал в нее гражданское и творческое отношение к профессии, уважительное отношение к коллегам, участникам совместной деятельности, а также высококритичное отношение к себе [Климов, 2006, с. 108].

Раскрывая суть андрагогической позиции, М. Т. Громкова характеризует ее как видение преподавателем собственного места в образовании взрослых. Андрагогическая позиция предопределяет характер взаимодействия в педагогическом процессе, технологию формирования целей, освоения содержания, овладения методом [Громкова].

Андрагогическая позиция должна рассматриваться как частный случай педагогической позиции, но она имеет свои специфические характеристики структурные элементы. Рассмотрим их.

Андрагогическая позиция преподавателя дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы

95

Во-первых, следует отметить, что в основании андрагогической позиции преподавателя дополнительного профессионального образования лежит его социальная позиция. Социальная позиция состоит из системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, ценностного отношения к профессии, профессионально-педагогической направленности. Нельзя не согласиться с мнением М. Т. Громковой, что андрагогическая позиция преподавателя исходит, прежде всего, из его собственного воззрения на мир, то есть из того, что принято называть мировоззрением, из понимания своего взаимодействия с миром. Она проявляется как осознание собственного жизненного опыта, как сознание преподавателя, включающего систему потребностей, норм, способностей, их взаимосвязи и регуляции [Громкова].

Социальная позиция преподава-теля-андрагога в условиях современности проявляется и в принятии своей миссии - «вести взрослого» к открытому обществу, что требует развития соответствующих методологических основ его деятельности, и, в частности, понимания сущности идей непрерывного образования как процесса, осуществляющегося на протяжении всей жизни человека, и видения своей роли в данном процессе.

Социальная позиция преподавателя дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы представляет

собой систему отношений личности: к своей профессии преподавателя, работающего в системе дополнительного профессионального образования, аудиторию которого представляют социальные работники, педагоги, психологи, к их работодателям как основным заказчикам обучения, к коллегам, к самому себе, основанной на многообразной профессиональной идентичности [Лебедева, 2017, с. 128].

Преподаватель дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы должен иметь идентичность с такими общностями, как научно-исследовательское сообщество, сообщество преподавателей дополнительного профессионального образования, профессиональное сообщество специалистов социальной сферы.

Таким образом, социальная позиция преподавателя дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы многомерна. Это взаимосвязь интеллектуальных, волевых, эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической и андрагоги-ческой деятельности, в частности, которые являются источником его активности.

Во-вторых, педагогическая позиция связана с андрагогической компетентностью. Андрагогическая компетентность преподавателя может быть раскрыта через андраго-гические знания и умения, которые реализуются преподавателем на

96

Н. В. Лебедева

основе осознанного использования образовательной стратегии, а также через его личностные качества, являющиеся неотъемлемой частью профессиональной компетентности.

С. Г. Вершловский составными компонентами андрагогической компетентности преподавателя системы дополнительного профессионального образования считает: понимание им образования взрослого человека как способа его творческой самореализации; знание особенностей взрослого как субъекта профессиональной и образовательной деятельности; владение образовательными технологиями, соответствующими особенностям взрослого обучающегося и др. [Вершловский, 2013, с. 277].

С. И. Змеёв, описывая компетентностью модель андрагога на основании выделенных функций в его деятельности, включает в неё помимо системы знаний, требующихся преподавателю, определенных умений и навыков по осуществлению диагностики, создания учебно-методических материалов, работы с профессиональной литературой, ряд личностных качеств (эмпатию, терпимость, тактичность) и ценностных ориентаций (уважение личности, представление о ней как о саморазвивающемся, самоценном субъекте, осознание учения как способа жизнедеятельности) [Змеев, 2007, с. 191].

Необходимо подчеркнуть наличие у преподавателя дополнительного профессионального образова-

ния как важной составляющей его профессионализма сформированную коммуникативную компетентность, которая обеспечивает не только качество и эффективность учебно-образовательного процесса дополнительного профессионального образования за счет профессионально-коммуникативных умений и навыков, ценностно-смысловой направленности личности преподавателя, информационно-коммуникативных знаний, коммуникативного самоконтроля, поведенческой рефлексии, но и содействует самовыражению и самореализации всех субъектов образовательного процесса.

Важной составляющей компетентности преподавателя-андрагога дополнительного профессионального образования, работающего с аудиторией специалистов социальной сферы, является полное представление о специфике профессиональной деятельности своих слушателей [Лебедева, 2018, с. 79]. Каждая должность специалиста социальной сферы имеет свои особенности. Динамичное развитие отрасли социального обслуживания, введение в действие Федерального закона от 29.12.2014 года № 442-ФЗ «О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации», а также Федерального закона «О независимой оценке квалификации», профессиональных стандартов для специалистов социальной сферы требует от преподавателя дополнительного професси-

Андрагогическая позиция преподавателя дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы

97

онального образования как нормативно-правовых знаний, их применения на практике в деятельности учреждений/организаций социальной сферы, так и профессиональных знаний в области социальной работы. Аудитория слушателей, работающих в данных учреждениях/организациях, сегодня ждет от преподавателя дополнительного профессионального образования конкретных знаний в области современной социальной сферы, которая характеризуется постоянной модификацией алгоритмов выполнения действий, многообразием документов, а также методических рекомендаций по разработке и внедрению инновационных технологий социального обслуживания населения. Помимо этого, у специалистов-практиков существуют передовые идеи, творческие и креативные мысли по совершенствованию социальных технологий, которые требуют специальных знаний для фиксирования и документирования их в формате методических материалов с целью распространения передового опыта на другие учреждения/организации социальной сферы.

Андрагогическая позиция преподавателя включает и такое понятие как интеллигентность, комплекс, состоящий из чувства справедливости, понятия чести, совести, порядочности, благородства, умения ценить в другом человек другого человека; вариативность мышления; цивилизованные мане-

ры поведения; самокритику; чувство социальной справедливости, а также развитие чувства нового, стремление к созиданию.

Таким образом, преподаватель современной организации дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы - это специалист высокой квалификации, владеющий комплексом специализированных знаний, умений и навыков в социальной, экономический, политической областях, а также личностных качеств, которые способствуют эффективности обеспечения качества образовательной деятельности со слушателями с учетом специфики их образовательных запросов и личностных особенностей. Однако сегодня в России отмечается недостаточное количество квалифицированных преподавателей дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы и отсутствие системы подготовки преподавателей дополнительного профессионального образования для обучения данной категории специалистов.

Следующей важной составляющей андрагогической позиции педагога дополнительного профессионального образования являются его роли и функции в андрагогиче-ском процессе. Так, П. Джарвис определяет следующие роли андра-гога в учебном процессе: учитель учителей, маркетолог, менеджер, аттестующий, автор учебных материалов и программ, фасилитатор,

98

Н. В. Лебедева

наблюдатель, помощник, тренер, советник, ментор, контролер, администратор [Коряковцева, 2015, с. 421].

Представители деятельностно-ролевого подхода (Н. Н. Букина, А. М. Митина) выделяют роли андрагога в соответствии с теми или иными взаимосвязанными между собой сферами андрагогической деятельности. В предметно-содержательной сфере преподаватель дополнительного профессионального образования - это обучающий, носитель профессиональных знаний, специалист в определенной области социальной сферы (например, социального управления, технологий социальной работы с различными категориями граждан, социальной психологии, педагогики). Другая сфера деятельности преподавателя дополнительного профессионального образования - самоорганизационная, заключающаяся в ролевых позициях лектора, преподавателя, выполнение которых требует владения профессиональной способностью планировать, подготавливать и осуществлять образовательную деятельность в аудитории специалистов социальной сферы. Следующая сфера - организационная, обеспечивается разнообразием ролей: модератора, фасили-татора, тренера, тьютора. Важным показателем профессионализма преподавателя дополнительного профессионального образования является его способность соединять указанные сферы в интегральной ролевой позиции [Лебедева, 2017, с. 82].

В материалах Совета Европы, содержащих концепцию образования взрослых, также затрагивается вопрос, касающийся роли препода-вателя-андрагога в современном мире. Отмечается, что она принципиально отличается от традиционной, нацеленной на трансляцию и распространение формального знания. Сегодня высококвалифицро-ванный преподаватель-андрагог -это «инженер, архитектор, разработчик концепции образования (и обучения) взрослых, консультант, советник, спутник обучающихся» [Лебедева, 2017, с. 68]. С учетом этого преподаватель-андрагог дополнительного профессионального образования должен обладать эмпа-тией и отзывчивостью к потребностям и ожиданиям взрослых обучающихся; способностью определять и оценивать потенциал слушателей, используя его для продвижения личности в образовании.

С. И. Змеёв указывает, что андра-гог в соответствии с современными запросами к системе образования взрослых - это специалист в области управления, обучения, консультирования, специалист по реабилитационной, коррекционной, социальной работе для взрослого обучающегося [Змеев, 2007, с. 56].

Преподаватель дополнительного профессионального образования помогает содействовать специалисту социальной сферы в решении разных жизненных проблем, как своему социальному партнеру и одновременно реализовывает выс-

Андрагогическая позиция преподавателя дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы

99

шие смыслы и цели своей социальной деятельности.

Анализ проблемы взаимодействия преподавателя и слушателя показывает, что вопрос готовности преподавателя работать со взрослой аудиторией всегда стоял остро. С. И. Змеёв справедливо считает, что данный процесс до сих пор не организован структурно [Змеев, 2007, с. 56]. По-прежнему актуальными являются вопросы, как обучаться взрослому человеку, как работать преподавателю со взрослым обучающимся, что значит взрослый человек и его образование.

Для понимания значения взаимодействия для андрагогической позиции преподавателя дополнительного профессионального образования обратимся к его толкованию в философии, психологии и педагогике. Взаимодействие относится к базовым философским категориям, отражающим процессы влияния одного субъекта на другого, их изменение и взаимную обусловленность. Взаимодействие является разновидностью внутренних или внешних, опосредованных или непосредственных связей, при этом свойства субъектов могут быть познаны или проявляют себя только во взаимодействии с другими субъектами.

В психологии взаимодействие рассматривается как взаимное влияние людей друг на друга в процессе общения.

Анализ практики употребления термина взаимодействия в педаго-

гических работах дает основание определить его как процесс общения в системе «воспитатель-воспитанник» с целью формирования личности. Оно не должно носить авторитарный характер, так как в его основе лежит принцип равенства отношений. При этом способность к учебно-профессиональным коммуникациям рассматривается в современной науке как универсальная компетенция и является показателем успешности во многих сферах, как профессиональных, так и жизненных [Tar-khanova, 2018]. Но для преподавателя дополнительного профессионального образования данный вид компетентности является также и профессиональным, и напрямую влияет на результат решения профессиональных задач.

Андрагогическая позиция преподавателя дополнительного профессионального образования позволяет выстраивать андрагогиче-ское взаимодействие в системе преподаватель-слушатель, включающее адаптивное управление, партнерство, соуправление, самоуправление, со-творчество. Однако современные системы управления процессом обучения в образовательных организациях для взрослых не отвечают новым требованиям к содержанию образования и гуманитарной парадигме. Родилась потребность в андрагогическом взаимодействии, гибком образовательном процессе организации до-

100

Н. В. Лебедева

полнительного профессионального образования.

Как подчеркивает С. Д. Резник, в современном образовательном пространстве «обучение приобретает характер обмена мнениями. Преподаватель перестает быть хранителем и передатчиком научных знаний, он помогает ориентироваться в мире постоянно обновляющейся информации. Равноправное общение становится обязательным условием подлинных субъектных отношений» [Резник, 2011, с. 75]. Диалоговое общение и совместная деятельность являются ведущими факторами развития самосознания слушателя, за счет чего обеспечивается субъектное взаимное межличностное отражение отношений. Самосознание слушателя также выступает и в качестве внутреннего личностного условия, и предпосылки активности в обучении, основы саморегуляции и самоуправления [Тарханова, 2013, с. 31].

Г. С. Жукова, Е. В. Комарова, Н. И. Никитина характеризуют андрагогическое взаимодействие как особый вид профессионально-педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава дополнительного профессионального образования, который обуславливает необходимость комплекса знаний: медико-физиологических, психологических, акмеологических, педагогических, социокультурных, а также толерантности, такта для эффективного решения задач достижения качества обучения слушателей

по дополнительным профессиональным программам [Жукова, 2013, с. 45].

Андрагогическая позиция преподавателя дополнительного профессионального образования позволяет создавать ситуации диалога, развивающей способность думать над проблемой при существовании нескольких точек зрения. Стратегия воздействия в формате диалога способствует переосмыслению различных позиций, ведь в момент взаимодействия участники образовательного процесса равны и одновременно взаимосвязаны. Атмосфера партнерства и уважения друг к другу является и средством собственного развития участников обучения в условиях дополнительного профессионального образования [Лебедева, 2017, с. 46].

Деятельность специалиста социальной сферы в образовательном процессе под влиянием такого рода отношений развивается в особом направлении, обретая новый ценностно-смысловой контекст, порождает ситуации творческого самовыражения, «надситуационной» активности, способствует возникновению дивергентного характера мыслительной активности. Знания, которые специалист социальной сферы получает в процессе непосредственного общения со своими коллегами, приобретают для него личностную значимость, практическую достоверность и убедительность.

Преподаватель дополнительного профессионального образования в

Андрагогическая позиция преподавателя дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы

101

процессе андрагогического взаимодействия уделяет внимание личным контактам специалистов социальной сферы в образовательном процессе, рассматривая их как важные каналы коммуникации, через которые участники обучения получают новые идеи.

При андрагогическом взаимодействии преподаватель дополнительного профессионального образования реализует также и междисциплинарный подход, который дает возможность учитывать специфику каждой отдельной группы слушателей в зависимости от занимаемых ими должностей (руководитель, специалист, психолог, социальный работник), содержания дополнительной профессиональной программы, отборе образовательных технологий, а также позволяет учитывать половозрастные, профессиональные и личностные особенности слушателей. С учетом данной специфики перед преподавателями дополнительного профессионального образования стоят такие задачи, как:

— оценка и изучение личностного ресурса слушателей с целью эффективного использования его в образовательном процессе;

— обеспечение психологической и социально-педагогической поддержки взрослых обучающихся;

— предоставление слушателям комплекса профессиональных и общекультурных знаний в соответствии с профессиональными стандартами специалистов в области социальной сферы, а также лич-

ностными образовательными запросами слушателей;

— вовлечение слушателей в деятельность по проектированию учебно-образовательного процесса, его реализации, оценке результатов.

Обобщая вышесказанное, констатируем, что функционально-ролевые позиции преподавателя дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы многообразны. Современная ситуация в дополнительном профессиональном образования делает ведущими такие его роли как тьютор, фасилитатор, консультант. От преподавателя требуется их гармонизация, гибкость, чтобы предотвратить конфликт ролей.

Преподаватель дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы как непосредственный участник не является учителем, он всегда участник, посредник, человек. В результате этого профессиональная позиция преподавателя-андрагога дополнительного профессионального образования в образовательной реальности находится в пространстве концепции интерактивности отношений: отношений к субъектам, к собственной деятельности, к себе как к профессионалу и человеку, а также в плоскости отношений между субъектами, что предоставляет возможность создать новый концептуальный аппарат взаимного обогащения «образования по-взрослому».

102

Н. В. Лебедева

Библиографический список

1. Вершловский С. Г. К вопросу об андрагогической компетентности специалистов, обучающих взрослых // Образование человека через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2013. Т. 11. № 1. С. 277-281.

2. Громкова М. Т. Педагогическая позиция преподавателя. Режим доступа: http www.znanie.org/jornal/n2/st_ped_po z.html. (Дата обращения: 20.02.2020).

3. Жукова Г. С. Квалиметрический подход в системе дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы : монография / Г. С. Жукова, Е. В. Комарова, Н. И. Никитина. Москва : Изд-во РГСУ, 2012. 186 с.

4. Змеев С. И. Андрагогика: Основы теории, истории и технологии обучения взрослых = Androgogy: foundations of theory, history and technology of adult technology. Москва ; Per Se, 2007. 272 с.

5. Климов Е. А. Психология профессионализма: избр. психол. труды. Москва : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2006. 400 с.

6. Коряковцева О. А. Непрерывное образование как средство социализации взрослого человека / О. А. Коряковцева, И. Ю. Тарханова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015. № 8. С. 132-135.

7. Лебедева Н. В. Андрагогическая модель обучения специалистов социальной сферы в системе дополнительного профессионального образования: монография. Москва : Белый ветер, 2017. 256 с.

8. Лебедева Н. В. Диверсификация дополнительного профессионального образования кадрового состава специалистов социальной сферы : монография. Москва : ИДПО ДТСЗН, 2018. 251 с.

9. Резник С. Д. Становление системы подготовки научно-педагогических кадров в России // Alma mater (Вестник высшей школы), 2011. № 1. С. 74-79.

10. Тарханова И. Ю. Социальные эффекты дополнительного профессионального образования // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 2. № 2. С. 126-130.

11. Tarkhanova I. Yu. The development of universal competences of the adult population through education / I. Yu. Tarkhanova, O. A. Koryakovtseva // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences Edited by: Prof. Valeria Chernyavskaya and Prof. Holger Kufte. 2018. С. 1989-1996.

Bibliograficheskij spisok

1. Vershlovskij S. G. K voprosu ob andragogicheskoj kompetentnosti specialistov, obuchajushhih vzroslyh // Obrazovanie cheloveka cherez vsju zhizn': nepreryvnoe obra-zovanie v interesah ustojchivogo razvitija, 2013. T. 11. № 1. S. 277-281.

2. Gromkova M. T. Pedagogicheskaja pozicija prepodavatelja. Rezhim dostupa: http www.znanie.org/jornal/n2/st_ped_po z.html. (Data obrashhenija: 20.02.2020).

3. Zhukova G. S. Kvalimetricheskij podhod v sisteme dopolnitel'nogo profession-al'nogo obrazovanija specialistov social'noj sfery: monografija / G. S. Zhukova, E. V. Komarova, N. I. Nikitina. Moskva : Izd-vo RGSU, 2012. 186 s.

Андрагогическая позиция преподавателя дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы

103

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Zmeev S. I. Andragogika: Osnovy teorii, istorii i tehnologii obuchenija vzroslyh = Androgogy: foundations of theory, history and technology of adult technology. Moskva ; Per Se, 2007. 272 s.

5. Klimov E. A. Psihologija professionalizma: izbr. psihol. trudy. Moskva : MPSI ; Voronezh : MODJeK, 2006. 400 s.

6. Korjakovceva O. A. Nepreryvnoe obrazovanie kak sredstvo socializacii vzroslogo cheloveka / O. A. Korjakovceva, I. Ju. Tarhanova // Vestnik Vjatskogo gosudarstven-nogo gumanitarnogo universiteta. 2015. № 8. S. 132-135.

7. Lebedeva N. V. Andragogicheskaja model' obuchenija specialistov social'noj sfery v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija: monografija. Moskva : Belyj veter, 2017. 256 s.

8. Lebedeva N. V. Diversifikacija dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija kadrovogo sostava specialistov social'noj sfery : monografija. Moskva : IDPO DTSZN, 2018. 251 s.

9. Reznik S. D. Stanovlenie sistemy podgotovki nauchno-pedagogicheskih kadrov v Rossii // Alma mater (Vestnik vysshej shkoly), 2011. № 1. S. 74-79.

10. Tarhanova I. Ju. Social'nye jeffekty dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik, 2013. T. 2. № 2. S. 126-130.

11. Tarkhanova I. Yu. The development of universal competences of the adult population through education / I. Yu. Tarkhanova, O. A. Koryakovtseva // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences Edited by: Prof. Valeria Chernyavskaya and Prof. Holger Kufte. 2018. S. 1989-1996.

104

H. B. He6edeea

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.