Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

АНАЛИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
540
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАТРУДНЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ / НАЧИНАЮЩИЙ ПЕДАГОГ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бережнова К. Е., Муравьёва Г. Е., Шептуховский М. В.

Начало профессиональной педагогической деятельности всегда сопряжено с большим количеством проблем и трудностей. Современная ситуация системы дошкольного образования добавляет объективные факторы, вызывающие эти затруднения: это и реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, и специфика деятельности конкретного дошкольного образовательного учреждения. Кроме того, общая ситуация социальной и, как следствие, педагогической неопределенности не позволяет молодому педагогу чувствовать себя уверенно при выполнении своей профессиональной деятельности. В статье представлены результаты исследования затруднений в профессиональной деятельности молодых (начинающих) педагогов дошкольного образования г. Шуи Ивановской области. В исследовании приняли участие 12 молодых педагогов и 12 экспертов - заведующих дошкольными образовательными учреждениями и старших воспитателей. Выявлены виды педагогической деятельности и конкретные трудовые действия, в которых воспитатели испытывают наибольшие затруднения: гностический, проектировочный и рефлексивный. Сделан вывод о необходимости развития института наставничества в образовании и организации специальной работы по преодолению и предупреждению затруднений начинающих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бережнова К. Е., Муравьёва Г. Е., Шептуховский М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF DIFFICULTIES IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF YOUNG TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATION

The beginning of professional pedagogical activity is always associated with a large number of problems and difficulties. The current situation in the system of preschool education adds objective factors that cause these difficulties: this is the implementation of the federal state educational standard for preschool education, and the specifics of the activities of a particular preschool educational institution. In addition, the general situation of social and, as a result, pedagogical uncertainty does not allow a young teacher to feel confident in their professional activities. The article presents the results of a study of difficulties in the professional activities of young (novice) teachers of preschool education in the city of Shuya, Ivanovo region. The study involved 12 young teachers and 12 experts - heads of preschool educational institutions and senior educators. The types of pedagogical activity and specific labor actions in which educators experience the greatest difficulties are revealed: gnostic, designing and reflective. It is concluded that it is necessary to develop the institution of mentoring in education and organize special work to overcome and prevent the difficulties of novice teachers.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2023, № 1 (69), с. 195-202

195

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.08

Б01 10.52452/18115942_2023_1_195

АНАЛИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2023 г. К.Е. Бережнова, Г.Е. Муравьёва, М.В. Шептуховский

Бережнова Кристина Евгеньевна, магистрант образовательной программы «Педагогическая инноватика» Шуйского филиала Ивановского государственного университета

kristushka01051991@mail.ru Муравьёва Галина Евгеньевна, д.пед.н.; проф.; профессор кафедры педагогики и специального образования Шуйского филиала Ивановского государственного университета

gemur@mail.ru

Шептуховский Михаил Васильевич, д.пед.н.; проф.; профессор кафедры истории, географии и экологии Шуйского филиала Ивановского государственного университета

iogs4p17@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.12.2022 Статья принята к публикации 12.01.2023

Начало профессиональной педагогической деятельности всегда сопряжено с большим количеством проблем и трудностей. Современная ситуация системы дошкольного образования добавляет объективные факторы, вызывающие эти затруднения: это и реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, и специфика деятельности конкретного дошкольного образовательного учреждения. Кроме того, общая ситуация социальной и, как следствие, педагогической неопределенности не позволяет молодому педагогу чувствовать себя уверенно при выполнении своей профессиональной деятельности. В статье представлены результаты исследования затруднений в профессиональной деятельности молодых (начинающих) педагогов дошкольного образования г. Шуи Ивановской области. В исследовании приняли участие 12 молодых педагогов и 12 экспертов - заведующих дошкольными образовательными учреждениями и старших воспитателей. Выявлены виды педагогической деятельности и конкретные трудовые действия, в которых воспитатели испытывают наибольшие затруднения: гностический, проектировочный и рефлексивный. Сделан вывод о необходимости развития института наставничества в образовании и организации специальной работы по преодолению и предупреждению затруднений начинающих педагогов.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, затруднение в профессиональной деятельности, молодой педагог, начинающий педагог, дошкольное образование.

Введение

Профессиональное становление будущего педагога начинается с подготовки в вузе и предполагает как теоретическое, так и практическое обучение, результатом при этом обычно является достаточный уровень профессиональной компетентности. В процессе становления, а также и собственно профессиональной деятельности нередко возникают проблемы и трудности, связанные с ее качественным выполнением, особенно это характерно для молодых, начинающих свою профессиональную карьеру педагогов.

Проблема исследования затруднений молодого педагога является комплексной, внутри которой выделяются профессиональные, социальные, психолого-педагогические, медицинские и др. аспекты.

В научных работах ряда ученых (А.Ф. Балакирев [1], М.В. Варгамян [2], Е.В. Куренная, Г.Е. Муравьёва [3], И.А. Маланов [4], Т.С. Полякова [5], И.Ю. Шитова [6] и др.) как предмет исследования рассмотрены трудности в период профессионального становления молодого педагога. В частности, в наших исследованиях [3] были изучены и классифицированы затруднения педагогов в проектировочной деятельности. В настоящем исследовании представлена характеристика затруднений молодого педагога, работающего в системе дошкольного образования.

Деятельность современного воспитателя детского сада сопряжена с большим количеством проблем и трудностей [7]. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), педагоги должны направить свою деятельность:

- на сохранение и поддержание здоровья воспитанников детского сада;

- на проведение развивающих и обучающих занятий, направленных на развитие личности ребенка в различных видах общения и деятельности;

- на подготовку воспитанников к успешному поступлению в школу;

- на осуществление взаимодействия между родителями и дошкольной организацией;

- на создание условий преемственности между дошкольной и начальной ступенями образования [8].

Решение этих задач напрямую зависит от готовности педагогического коллектива детского сада осуществлять образовательную деятельность в современных условиях гибкости и изменчивости образовательного и социального пространства.

Наиболее сложно приходится молодым педагогам, имеющим небольшой педагогический опыт и проходящим период адаптации к новым профессиональным условиям [9; 10]. Сложность еще и в том, что деятельность каждого дошкольного образовательного учреждения в настоящее время отличается своей спецификой и направленностью. Перечисленные факторы способствуют появлению множества затруднений в профессиональной деятельности молодых педагогов дошкольного образования.

Таким образом, можно выделить следующие противоречия:

- между имеющимся уровнем современной профессиональной подготовки молодых педагогов дошкольного образования и постоянным повышением требований к педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с его спецификой и напр авленностью;

- между многоаспектностью необходимых трудовых функций профессионального стандарта педагога (воспитателя) [11] и обобщенностью содержания универсальных (общекультурных), общепрофессиональных и профессиональных компетенций Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки «Педагогическое образование» [12].

Затруднения в профессиональной деятельности молодых педагогов дошкольного образования мы рассматриваем, опираясь на трактовки Н.В. Кузьминой [13], А.К. Марковой [14] и др., как субъективные состояния остановки в деятельности, характеризующиеся напряженностью и неудовлетворенностью профессиональной деятельностью, которые возникают вследствие внешних причин (проблемы вхождения в

профессию, недостаточность методического обеспечения труда и т.п.), а также внутренних причин, носящих субъективный характер.

Цель нашего исследования - выявление и описание затруднений в профессиональной деятельности молодых педагогов дошкольного образования г. Шуи Ивановской области.

Методы исследования

Опытно-экспериментальная база исследования: дошкольные образовательные учреждения № 14, 23, 28, 36, 40 г. Шуи Ивановской области. В качестве основного способа исследования затруднений нами использовался метод самооценки, который является, с нашей точки зрения, наиболее адекватным, так как субъективное состояние человека не всегда поддается стороннему наблюдению. В дополнение к самооценке затруднений в профессиональной деятельности использовался метод экспертной оценки сформированности трудовых действий и умений молодых воспитателей. В качестве экспертов выступали заведующие дошкольными образовательными учреждениями и старшие воспитатели.

Результаты и их обсуждение

В качестве диагностического инструментария использована анкета, составленная нами на основе двух (анкета «Диагностика затруднений и потребностей педагогов» (автор Т.С. Соловьева) и «Анкета для учителей по самооценке своей деятельности» (автор О.Н. Иванова)), которая была предложена молодым педагогам дошкольного образования.

Анкетирование предполагало выяснение у педагогов дошкольных образовательных учреждений, в каком из компонентов профессиональной деятельности (гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный, рефлексивный) они испытывают наибольшее количество затруднений.

В анкетировании, проводившемся с использованием Ооо§1е-форм, приняли участие воспитатели, имеющие педагогический стаж от одного года до трех лет, - всего 12 человек. Все испытуемые имеют высшее педагогическое образование. Возрастной состав испытуемых: 21-25 лет - 25% (3 чел.), 26-30 лет - 50% (6 чел.), 31-35 лет - 8.3% (1 чел.), 36-40 лет - 8.3% (1 чел.), 41-45 лет -8.3% (1 чел.)

Результаты исследования представлены в таблицах и на диаграммах.

В табл. 1 представлены результаты самооценки затруднений в профессиональной дея-

Таблица 1

Затруднения молодых педагогов в профессиональной деятельности на основе самооценки

Молодые педагоги Компоненты профессиональной педагогической деятельности

Гностический Проектировочный Конструктивный Организаторский Комму-никатив-ный Рефлексивный

1 1.67 1.75 1.25 1.14 1.57 1.20

2 1.67 1.00 1.00 1.14 1.00 1.60

3 1.83 1.00 1.25 1.28 1.28 1.20

4 2.00 1.25 1.75 1.57 1.28 1.60

5 1.83 1.25 1.75 2.00 1.28 1.80

6 1.00 1.00 1.00 1.00 1.00 1.00

7 1.67 2.25 1.50 1.85 1.43 1.60

8 1.00 1.25 1.50 1.00 1.43 1.40

9 1.50 1.75 1.00 1.14 1.00 1.40

10 2.16 1.25 1.25 1.57 1.28 1.00

11 1.33 1.75 2.50 1.43 1.57 1.60

12 1.16 1.50 1.00 1.14 1.00 1.60

Средний балл 1.56 1.43 1.40 1.36 1.26 1.42

0,0% .1.0.0% .¡0.0% 30.0%40,»% 50.0% 60.0% 70.4% !Ю,0%

Рис. 1. Затруднения молодых педагогов в профессиональной деятельности (гностический компонент)

тельности молодых педагогов. Самооценка затруднений производилась по шкале от 1 до 3: ответ «да, испытываю затруднения» оценивался в 3 балла, ответ «отчасти, испытываю затруднения в отдельных случаях» - в 2 балла и ответ «нет, не испытываю» - в 1 балл, далее подсчи-тывался средний балл по каждому компоненту.

В представленной табл. 1 видно, что почти все молодые педагоги (кроме одного, № 6) по всем или по отдельным компонентам профессиональной деятельности демонстрируют затруднения. На первом месте, то есть вызывает наибольшие затруднения, гностический компонент профессиональной деятельности (1.56), на втором месте - проектировочный (1.43) и рефлексивный (1.42) компоненты деятельности, на третьем месте - конструктивный (1.40), на четвертом месте - организаторский (1.36), на пятом месте - коммуникативный компонент (1.26), вызывающий наименьшие затруднения у молодых педагогов. В табл. 1 выделены также отдельные «болевые точки», компоненты профессиональной педагогической деятельности,

требующие персонализированной помощи некоторым молодым воспитателям.

Далее на диаграммах представлены результаты самооценки затруднений молодых педагогов дошкольного образования по показателям компонентов профессиональной деятельности, учитывались ответы «да» и «отчасти», количество респондентов представлено в процентах.

Как видно на рис. 1, больше половины респондентов испытывают в той или иной степени следующие затруднения в гностической (познавательной) деятельности: в знании возрастных особенностей детей (58.3%); в применении теоретических концепций воспитания (75%); в анализе и трактовке содержания ФГОС дошкольного образования (58.3%). Эти результаты свидетельствуют о слабости профессиональной подготовки воспитателей.

В проектировочной деятельности наибольшие трудности возникают у воспитателей в выборе соответствующего метода или методического приема для реализации целей занятий (рис. 2), их отметили 58.3% опрошенных. Почти отсут-

0.0% 10.0% 20,0% 30.0% 40,0% 50.0% 60.0% 70.0%

Рис. 2. Затруднения молодых педагогов в профессиональной деятельности (проектировочный компонент)

0.0% 10,0% 20.0% 30,0% 40.0% 50,0% 60 0% 70,0%

Рис. 3. Затруднения молодых педагогов в профессиональной деятельности (рефлексивный компонент)

ствуют трудности в постановке цели и задач занятия, их выделил только один воспитатель.

В рефлексивной деятельности выделяются трудности в выборе оснований для самоанализа (50% опрошенных) и в оценке своих неудач на занятиях, определении того, что не удалось сделать (58.3% опрошенных) (рис. 3). Интересно, что оценить свои удачи может большее число респондентов. Вероятно, в данной группе начинающих воспитателей преобладает позитивное отношение к себе и своей профессиональной деятельности.

Конструктивная деятельность вызывает трудности в использовании технологий и методов на занятии, это отметили 58.3% опрошенных. Очевидно, что эти затруднения связаны с недостатками прикладной направленности профессионального образования, с ограниченностью производственной практики, малым количеством практических занятий и слабой реализацией принципа практикоориентированности профессиональной подготовки. Тот же единственный воспитатель, который затрудняется в постановке цели и задач занятий, отметил и затруднение в определении места их предъявления в процессе занятия (начало - конец). В определении способа предъявления целей и задач (педагог - воспитанник) мероприятия затрудняются 33.3% воспитателей. Трудности в изготовлении и применении наглядных средств испытывают 25% молодых педагогов.

В организаторском компоненте педагогической деятельности 66.7% начинающих воспитателей испытывают затруднения в подготовке обучающихся к переходу на следующий образовательный уровень, то есть в процессе подготовки к школьному обучению. Возможно, сама формулировка затруднения оказалась довольно широкой, включающей множество элементов образовательной деятельности, что повлекло за собой сомнение и неуверенность респондентов. Полностью отсутствуют трудности в проведении итоговой части занятия, трудности в проведении вводной части занятия испытывает один человек. Также почти не вызывает затруднений использование различных технических средств в процессе организации образовательной деятельности воспитанников (8.3% опрошенных). Организация работы воспитанников на занятии вызывает затруднения у 41.6% молодых воспитателей. У 33.3% респондентов трудности в большей или меньшей степени возникают в формировании умений и навыков детей, а также в процессе подготовки детей к разного рода соревнованиям и конкурсам.

В коммуникативной деятельности наибольшие затруднения (их отметили 58.3% опрошенных) связаны с выбором и применением эффективных методик и технологий взаимодействия с детьми. При этом никто из опрошенных воспитателей не испытывает трудностей в создании позитивной коммуникации с детьми и не со-

мневается в своём умении слушать ребёнка и вызывать доверие у детей. Кроме того, коммуникация с каждым отдельным ребенком и установление делового контакта с коллегами являются затруднительными только для одного молодого воспитателя. Организация коммуникации с группой детей вызывает трудности уже у 33.3% воспитателей. Налаживание позитивного контакта с родителями воспитанников является непростым делом для каждого четвертого молодого педагога.

На вопрос «Какие Вы еще испытываете трудности в своей профессиональной деятельности, кроме перечисленных выше?» респонденты ответили следующее: трудности взаимодействия с родителями, отношения в коллективе с коллегами (отсутствие поддержки со стороны коллег и разногласия в применении единых требований к ребенку) и нехватка методического обеспечения профессиональной деятельности. Первые две группы трудностей были упомянуты в перечне, но, возможно, респонденты обратили внимание на какие-то другие нюансы коммуникации.

Самооценка затруднений молодых педагогов была дополнена экспертной оценкой, которая проводилась заведующими, старшими воспитателями, специалистами дошкольных образовательных учреждений. Всего приняли участие 12 экспертов, стаж работы которых составляет от 15 до 21 года.

Эксперты оценивали каждое утверждение (насколько трудовое действие или умение сформировано у молодого педагога), предложенное в опроснике, по пятибалльной шкале, где 5 баллов - действие или умение сформировано на очень высоком уровне, молодой педагог не испытывает затруднения и не нуждается в помощи; 1 балл - действие или умение не сформировано.

Для анализа полученных результатов мы выделили уровни сформированности трудовых действий и умений молодых педагогов:

- высокий уровень - молодой педагог не испытывает затруднений или испытывает, но способен преодолевать их самостоятельно и не нуждается в помощи (4.1 - 5.0 балла);

- средний уровень - молодой педагог испытывает затруднения в отдельных трудовых действиях и преодолевает их самостоятельно или с помощью других педагогов (3.1 - 4.0 балла);

- низкий уровень - молодой педагог постоянно испытывает затруднения и нуждается в специально организованной помощи и поддержке со стороны более опытных педагогов/наставников (2.1 - 3.0 балла);

- недостаточный уровень - молодой педагог не справляется с выполнением трудовых функций (1.0 - 2.0 балла).

По мнению экспертов, низкий уровень демонстрируют молодые педагоги по трудовому умению «выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения». Умения молодых педагогов «владеть всеми видами развивающей деятельности дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)»; «применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации»; «владеть ИКТ-ком-петенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста» соответствуют среднему уровню сформированности трудовых умений (рис. 4).

В табл. 2 представлены трудовые действия и оценка экспертами их сформированности у молодых педагогов дошкольного образования.

В целом, наблюдается преобладание среднего уровня сформированности трудовых действий начинающих педагогов дошкольного образования (13 из 17 позиций оценки). И только 3 из 17 трудовых действий оцениваются экспертами как сформированные на низком уровне. Лишь одно действие - создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми - оценено экспертами высоко - 4.3 балла. Недостаточный уровень сформированности трудовых действий и умений не выявлен.

Заключение

Сравнительно-сопоставительный анализ результатов самооценки и экспертной оценки профессиональной деятельности молодых педагогов дошкольного образования показывает, что наименее «проблемной» для данной группы педагогов является коммуникативная деятельность, связанная с установлением взаимоотношений с детьми и созданием благоприятного психологического климата. Наиболее «проблемные» зоны профессиональной деятельности: гностическая деятельность, связанная с освоением, пониманием и применением концепций воспитания и ФГОС ДО, необходимая для разработки образовательных программ, организации психолого-педагогического просвещения родителей воспи-

Владеть И КТ-компетенция мм, необходимыми и достаточ н ым и для п л а ни ров амия реа ли за ци и и оценки образовательной работы с детьми ран негой дошкольного возраста

П рн м еня ть м егод ы фи зи ч еск ого, п озн а вате! ь н ого и личностного развития детей ран него и дош — кольного возраста в соответствии с образовательной программой организации

Владеть всеми вндамн развивающей деятельности дошкольника (игровой, продуктивной, п озн а в атель н о- н ссл ед ов ател ь ск ой)

Выстраивать партнерское взаимодействие с род нтеля м и (зак он н ы м и п рад ста вн те1я м и) д етей раннего и дошкольного возраста для решения образовательным задач, нспользоват*# методы н сродства для их психолого- педагоги нес к ого просвещения

О 0,5 1 1,5 2 2.5 3 3,5 4

Рис. 4. Экспертная оценка сформированности трудовых умений молодых педагогов

Таблица 2

Экспертная оценка сформированности трудовых действий молодых педагогов_

№ п/п Название диагностируемой позиции: Трудовое действие Средний балл оценки Уровень сформированности

1 Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации 2.1 низкий

2 Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение без- 3.5 средний

опасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами 3.3 средний

4 Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста 3.7 средний

5 Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) 2.8 низкий

6 Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями 3.4 средний

Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для

7 решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития 3.5 средний

8 Формирование психологической готовности к школьному обучению 3.3 средний

9 Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми 4.3 высокий

Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и до-

школьном возрасте: 3.6 средний

- предметной,

10 - познавательно-исследовательской, 3.1 средний

- игры (ролевой, режиссерской, с правилом), 3.2 средний

- продуктивной; 3.6 средний

- конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства 3.3 средний

11 Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов 2.9 низкий

12 Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности 3.3 средний

13 Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей 3.3 средний

танников, поддержки непосредственной образовательной деятельности детей; проектировочная деятельность, связанная с разработкой основной общеобразовательной программы, планированием, выбором адекватных технологических способов и приемов педагогической деятельности; рефлексивная деятельность, связанная со способностью адекватной самооценки и пониманием и анализом собственной деятельности.

Выявленные затруднения начинающих педагогов дошкольного образования могут быть вызваны двумя основными группами причин: внешними (обусловленные объективной сложностью и спецификой педагогической деятельности, материально-технические) и внутренними (обусловленные недостатками теоретической и практической готовности к профессиональной деятельности (компетентности), субъективно-личностные).

Как показывает экспертная оценка, все молодые воспитатели (даже тот № 6, который не ощущает трудностей в профессиональной деятельности) не вполне готовы к самостоятельной продуктивной деятельности, им требуется профессиональная педагогическая помощь и психологическая поддержка со стороны педагогов-наставников. Развитие наставничества [15; 16] поддерживается сегодня и на государственном уровне: 2023 год объявлен в нашей стране Годом педагога и наставника.

Проведенное исследование доказывает необходимость проведения организованной работы по преодолению затруднений в профессиональной деятельности молодых педагогов дошкольного образования, а также возможность разработки рекомендаций по совершенствованию содержания и методики профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования в вузе.

Список литературы

1. Балакирев А.Ф. Затруднения учителей в инновационной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. Шуя: Шуйский гос. пед. ун-т, 2000. 222 с.

2. Варгамян М.В. Психологические условия преодоления учителем трудностей в становлении профессионализма: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: Рос. академия гос. службы при Президенте РФ, 2000. 22 с.

3. Муравьёва Г.Е., Куренная Е.В. Исследование затруднений учителей в педагогической деятельно-

сти // Приволжский научный журнал. 2012. № 1. С. 226-230.

4. Маланов И.А. Проблемы профессионального становления и развития современных молодых учителей // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2021. № 3. С. 32-36.

5. Полякова Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М.: Педагогика, 1983. 128 с.

6. Шитова И.Ю. Характеристика затруднений выпускника вуза в период освоения профессионально-педагогической деятельности // Ученые записки Таврического национального университета им.

B.И. Вернадского. Серия: Проблемы педагогики средней и высшей школы. 2013. Том 26 (65). № 1.

C. 228-241.

7. Собакинских О.В. Психологические затруднения воспитателей в процессе планирования деятельности в соответствии с ориентирами ФГОС ДО // Дошкольное воспитание. 2019. № 3. С. 91-96.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: http://base.garant.ru/70512244/#friends

9. Дубцова М.В. Проблема адаптации молодых педагогов к работе в дошкольной образовательной организации // Kant. 2017. № 2 (23). С. 23-25.

10. Лопсонова З.Б., Кленина Н.В. Управление развитием профессиональной карьеры молодых педагогов ДОО // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2021. № 3. С. 27-31.

11. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15 5553/

12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121

13. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. 117 с.

14. Маркова А.К. Психология труда учителя: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.

15. Куренная Е.В. Возрождение и развитие института наставничества в образовательных организациях Краснодарского края // Роль и место профсоюза в XXI веке: актуальные вопросы социального партнерства: Материалы Всероссийской научно-практич. конференции. Краснодар, 2019. С. 97-105.

16. Левина Е.А. Организация работы с молодыми специалистами // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2017. № 2. С. 78-86.

ANALYSIS OF DIFFICULTIES IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF YOUNG TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATION

C.E. Berezhnova, G.E. Muravyeva, M. V. Sheptukhovsky

Ivanovo State University

The beginning of professional pedagogical activity is always associated with a large number of problems and difficulties. The current situation in the system of preschool education adds objective factors that cause these difficulties: this is the implementation of the federal state educational standard for preschool education, and the specifics of the activities of a particular preschool educational institution. In addition, the general situation of social and, as a result, pedagogical uncertainty does not allow a young teacher to feel confident in their professional activities. The article presents the results of a study of difficulties in the professional activities of young (novice) teachers of preschool education in the city of Shuya, Ivanovo region. The study involved 12 young teachers and 12 experts - heads of preschool educational institutions and senior educators. The types of pedagogical activity and specific labor actions in which educators experience the greatest difficulties are revealed: gnostic, designing and reflective. It is concluded that it is necessary to develop the institution of mentoring in education and organize special work to overcome and prevent the difficulties of novice teachers.

Keywords: pedagogical activity, difficulty in professional activity, young teacher, novice teacher, preschool education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.