Научная статья на тему 'МАГИСТРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ О ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ'

МАГИСТРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ О ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОТОВНОСТЬ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ "ПЕДАГОГ (ВОСПИТАТЕЛЬ / УЧИТЕЛЬ)" / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобаева Ирина Сергеевна, Мешкова Ирина Владимировна

Обосновывается актуальность проблемы профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к работе в условиях современной школы и дошкольных образовательных организаций. Требования к подготовке специалистов в области образования закреплены в федеральных государственных образовательных стандартах Российской Федерации и профессиональном стандарте «Педагог (воспитатель, учитель)». Готовность к профессиональной деятельности выражается в степени сформированности у студента личностных качеств, позволяющих успешно выполнять эту деятельность. Представлены результаты анкетирования магистрантов 1 курса, имеющих опыт работы в образовательных организациях дошкольного и общего образования. Менее всего студенты считают себя подготовленными к методической работе, работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, к партнерскому взаимодействию с обучающимися, их родителями. Были выявлены условия работы в современной школе, детских садах и условия профессиональной подготовки студентов в вузе, которые способствуют формированию готовности молодых специалистов к педагогической деятельности. В современной школе должен быть достаточно высокий уровень материально-технического обеспечения образовательного процесса, благоприятный психологический климат в коллективе, условия для профессионального развития молодых специалистов. В процессе профессиональной подготовки в вузе должно быть больше педагогической практики для получения опыта методической работы, работы с различными возрастными группами и категориями обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лобаева Ирина Сергеевна, Мешкова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTERS OF PEDAGOGICAL EDUCATION ON READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES IN A MODERN SCHOOL

The relevance of the problem of professional training of students of a pedagogical university for work in the conditions of a modern school and preschool educational organizations is substantiated. Requirements for the training of specialists in the field of education are enshrined in the federal state educational standards of the Russian Federation and the professional standard "Teacher (educator, teacher)". Readiness for professional activity is expressed in the degree of formation of the student's personal qualities that allow him to successfully perform this activity. The results of a survey of 1st year undergraduates with work experience in educational institutions of preschool and general education are presented. Least of all, students consider themselves prepared for methodological work, work with children with disabilities, for partnership interaction with students and their parents. The conditions of work in a modern school, kindergartens and the conditions of professional training of students at the university, which contribute to the formation of the readiness of young professionals for pedagogical activity, were identified. A modern school should have a sufficiently high level of material and technical support for the educational process, a favorable psychological climate in the team, and conditions for the professional development of young professionals. In the process of professional training at the university, there should be more teaching practice to gain experience in methodological work, work with different age groups and categories of students.

Текст научной работы на тему «МАГИСТРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ О ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

5. Марчук Н.Ю. Феноменологический анализ мотивационной готовности / Н.Ю. Марчук, Л.В. Карапетян // АНИ: педагогика и психология. - 2017. - № 1 (18). - С. 293-297.

6. Рубанова, Е.Ю. Психологическая готовность выпускников вуза к профессиональной деятельности / Е.Ю. Рубанова // Электронное научное издание «Заметки ТОГУ». - 2011. - Т. 2. - № 1. - С. 53-62.

7. Санжаева, Р.Д. Готовность и ее психологические механизмы / Р.Д. Санжаева // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2016. - № 2. - С. 6-16.

Психология

УДК 159.9

студентка 2 курса факультета психолого-педагогического образования Лобаева Ирина Сергеевна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил); кандидат психологических наук, доцент Мешкова Ирина Владимировна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

МАГИСТРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ О ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Обосновывается актуальность проблемы профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к работе в условиях современной школы и дошкольных образовательных организаций. Требования к подготовке специалистов в области образования закреплены в федеральных государственных образовательных стандартах Российской Федерации и профессиональном стандарте «Педагог (воспитатель, учитель)». Готовность к профессиональной деятельности выражается в степени сформированности у студента личностных качеств, позволяющих успешно выполнять эту деятельность. Представлены результаты анкетирования магистрантов 1 курса, имеющих опыт работы в образовательных организациях дошкольного и общего образования. Менее всего студенты считают себя подготовленными к методической работе, работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, к партнерскому взаимодействию с обучающимися, их родителями. Были выявлены условия работы в современной школе, детских садах и условия профессиональной подготовки студентов в вузе, которые способствуют формированию готовности молодых специалистов к педагогической деятельности. В современной школе должен быть достаточно высокий уровень материально-технического обеспечения образовательного процесса, благоприятный психологический климат в коллективе, условия для профессионального развития молодых специалистов. В процессе профессиональной подготовки в вузе должно быть больше педагогической практики для получения опыта методической работы, работы с различными возрастными группами и категориями обучающихся.

Ключевые слова: готовность к профессиональной деятельности, готовность к педагогической деятельности, профессиональная мотивация студентов, профессиональная адаптация молодых педагогов, профессиональный стандарт «Педагог (воспитатель, учитель)», студенты педагогического вуза.

Annotation. The relevance of the problem of professional training of students of a pedagogical university for work in the conditions of a modern school and preschool educational organizations is substantiated. Requirements for the training of specialists in the field of education are enshrined in the federal state educational standards of the Russian Federation and the professional standard "Teacher (educator, teacher)". Readiness for professional activity is expressed in the degree of formation of the student's personal qualities that allow him to successfully perform this activity. The results of a survey of 1st year undergraduates with work experience in educational institutions of preschool and general education are presented. Least of all, students consider themselves prepared for methodological work, work with children with disabilities, for partnership interaction with students and their parents. The conditions of work in a modern school, kindergartens and the conditions of professional training of students at the university, which contribute to the formation of the readiness of young professionals for pedagogical activity, were identified. A modern school should have a sufficiently high level of material and technical support for the educational process, a favorable psychological climate in the team, and conditions for the professional development of young professionals. In the process of professional training at the university, there should be more teaching practice to gain experience in methodological work, work with different age groups and categories of students.

Key words: readiness for professional activity, readiness for pedagogical activity, professional motivation of students, professional adaptation of young teachers, professional standard "Teacher (educator, teacher)", students of a pedagogical university.

Введение. Проблема формирования готовности будущих учителей к педагогической деятельности не утратила своей актуальности на протяжении многих лет в связи с продолжающимися реформами системы школьного и высшего педагогического образования в Российской Федерации. В соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог (учитель, воспитатель)» перед педагогическими вузами стоит задача подготовить специалиста психологически готового выполнять трудовые функции по обучению, воспитанию и развитию различных категорий обучающихся (дети с ОВЗ, одаренные дети и др.), способного быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям профессиональной деятельности в разных образовательных организациях (гимназии, лицеи, обычные общеобразовательные школы в городах и сельской местности), способного к профессиональному и личностному саморазвитию и самореализации в педагогической деятельности. Поэтому в научной литературе все чаще ставится вопрос о готовности студентов педагогического вуза к будущей профессиональной деятельности, при этом особенно ценным является опыт молодых педагогов, выпускников педагогических вузов, подготовленных по образовательным программам бакалавриата.

В психологическом словаре дается определение понятия готовность к действию, как «состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий» [1, С. 138]. В контексте темы исследования готовности студентов к педагогической деятельности интерес представляет понимание готовности Н.Д. Левитовым: «Готовность может быть рассмотрена как пригодность или непригодность человека к исполнению данной работы, как наличие или недостаток у него необходимых для данной работы способностей» [цит. по: 4, С. 7]. Схожее понимание профессиональной готовности у В.Д. Шадрикова, который характеризует ее «как степень развития общих и специальных способностей в процессе обучения» [цит. по: 3, С. 9].

Несомненно, наличие или отсутствие педагогических способностей является важным условием для формирования готовности к выполнению деятельности. В процессе теоретического обучения в большей степени развиваются

интеллектуальные, «академические» (по В.Е. Крутецкому) способности и общеучебные умения. За время педагогической практики многие студенты приобретают опыт взаимодействия с обучающимися, педагогами и другими субъектами образовательного процесса, тем самым получая возможность убедиться в уровне развития своих педагогических способностей, прежде всего, способностей к эффективной коммуникации.

Некоторые авторы полагают, что теоретическая и практическая готовность к деятельности взаимообусловлены, их деление носит условный характер [2, С. 144]. Мы разделяем это мнение и считаем, что способность использовать усвоенные во время обучения теоретические и практические знания, освоенные умения после окончания вуза при выполнении педагогической деятельности будут свидетельствовать об уровне сформированности профессиональных компетенций выпускников педагогических вузов. Рефлексивный анализ опыта помогает молодым специалистам адекватно оценить уровень своей профессиональной компетентности и готовности к продолжению педагогической деятельности.

Изложение основного материала статьи. Цель исследования - определение степени готовности магистров к профессиональной педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС и в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог». Выборку составили 30 студентов 1 курса (8 мужчин, 22 женщины), обучающиеся в филиале Российского государственного профессионально-педагогического университета (НТГСПИ, г. Нижний Тагил) по программе магистратуры «Педагогическое образование». Из общей выборки трое студентов (10%) не работают в системе образования, имеют базовое высшее непедагогическое образование (техническое, экономическое, юридическое). Остальные 90% респондентов работают в образовательных организациях дошкольного, общего, профессионального, высшего, дополнительного образования в качестве воспитателей, руководителей ДОУ, учителей начальных классов, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов.

Для сбора эмпирических данных использовался метод анкетирования. Разработанная нами анкета включала 10 вопросов закрытого, открытого и полузакрытого вида. Перечень вопросов составлялся в соответствии с показателями готовности студентов к педагогической деятельности. Нами были определены следующие показатели готовности:

1. выраженная профессиональная мотивация, интерес к педагогической деятельности;

2. удовлетворенность материально-техническим обеспечением образовательного процесса в образовательной организации;

3. психологическая готовность работать с любым контингентом обучающихся;

4. удовлетворенность психологическим климатом в коллективе, взаимоотношениями с коллегами и администрацией;

5. психологическая готовность к работе в условиях реализации ФГОС и выполнению требований профессионального стандарта «Педагог»;

6. потребность в личностном и профессиональном развитии, удовлетворенность возможностями самореализации в профессии, перспективами профессионального развития и карьерного роста.

При ответе на первый вопрос был выявлен уровень профессиональной мотивации магистрантов. Все участники опроса, работающие в системе образования, отметили высокий уровень профессиональной мотивации, желание работать по выбранной специальности и продолжить обучение в магистратуре. У некоторых выпускников НТГСПИ - бакалавров педагогического и психолого-педагогического образования - возникли трудности с поиском места работы. В частности, при отсутствии вакансий в школах г. Нижний Тагил они использовали возможность устроиться в сельскую школу или в школы других населенных пунктов Свердловской области. Некоторые студенты начали трудовую деятельность в школе одновременно с обучением в вузе, этому способствовало прохождение практики. Высокий уровень профессиональной мотивации и наличие опыта профессиональной деятельности стали факторами поступления в магистратуру. У выпускников-бакалавров, не имеющих базового педагогического образования, основными профессиональными мотивами были индивидуально значимые - желание сменить место работы, саморазвитие, самореализация в новой сфере деятельности. желание более глубоко изучить психологические аспекты труда педагогических работников.

Одним из факторов, влияющих на готовность к профессиональной деятельности и удовлетворенность работой, являются материально-технические условия, созданные в образовательных организациях. Студенты, работающие педагогами-психологами в школах, отметили высокий уровень оснащения кабинетов необходимым оборудованием для проведения психологической диагностики, развития, коррекции обучающихся и педагогов. Результаты письменного опроса показали, что в городских школах, гимназиях, лицеях уровень материального обеспечения выше, чем в некоторых сельских школах. О низком уровне материально-технического обеспечения образовательного процесса, по мнению студентов, свидетельствует отсутствие Интернета, исправно работающего проектора, наличие старой мебели. Учителям приходилось во время летних каникул красить парты и делать ремонт в школе, что снижало мотивацию работать в таких условиях.

Оценивая свою готовность к работе с различным контингентом обучающихся, студенты отметили, что наименее подготовленными они оказались к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с одаренными и талантливыми детьми, требующими индивидуального подхода. Вызывало затруднение проведение групповых форм работы при высокой наполняемости классов (30 человек и более). Особое внимание студенты обратили на трудности в организации взаимодействия и в установлении контакта с учениками, проявляющими недисциплинированность, низкую социальную ответственность. Их охарактеризовали как «педагогически некомфортную» категорию обучающимися для педагогов. Магистранты, работающие педагогами-психологами в школах, отметили, что в большинстве случаев такие ученики являются жертвами социальной и педагогической стигматизации, и впоследствии всячески поддерживают свой антисоциальный опыт. В процессе психолого-педагогической работы преодолеть трудности взаимодействия с ними помогло детальное изучение личностных особенностей этой категории детей, возможность уделить внимание не проступкам ребенка, его стигме, а его достижениям, успехам.

По результатам анкетирования было выявлено, что студенты готовы работать в коллективе с благоприятным психологическим климатом, где царит атмосфера понимания, взаимопомощи, поддержки молодых специалистов, уважительное и справедливое отношение администрации к педагогам. Некоторые молодые педагоги сменили место работы из-за неблагоприятной атмосферы в коллективе, невнимания администрации к их проблемам. От отношений в коллективе зависит эмоциональное состояние учителей. Высокая значимость этого фактора подтверждается мнением студентов:

... молодому специалисту, который начинает работать в школе, хочется проводить интересные уроки, внеклассные мероприятия и т.д., поэтому очень важно, чтобы администрация, педагогический коллектив «не обрубали крылья»;

... самое главное для меня, работая в школе, чтобы сотрудники были командой, не друзьями, не врагами, а Командой, которая имеет общую цель - вырастить достойных граждан России, ведь коллектив - это как класс, где администрация - это классный руководитель, как директор и завучи выстроят эту систему межличностных отношений, так и сложится Команда педагогов.

Самооценка психологической готовности участников опроса к работе в условиях реализации ФГОС и выполнению требований профессионального стандарта «Педагог» вполне адекватная и взвешенная. Молодые специалисты выделили

трудности, свидетельствующие о недостаточном уровне профессиональной готовности к выполнению некоторых видов деятельности:

• методическая работа, работа с документами педагога и педагога-психолога;

• работа с детьми с ОВЗ;

• реализация видов деятельности в сфере дошкольного образования по всем пяти образовательным областям;

• проведение анализа реального состояния дел в группе дошкольников, использование наиболее эффективных методов для создания в детском коллективе деловой и дружелюбной атмосферы;

• организация партнерского взаимодействия с родителями, их психологическое просвещение;

• сотрудничество с другими педагогическими работниками, специалистами для решения воспитательных задач.

У всех участников исследования, работающих в образовательных организациях, выражена потребность в личностном и профессиональном развитии, все отмечают удовлетворенность возможностями самореализации в профессии, перспективами профессионального развития и карьерного роста. Некоторые сменили место работы, чтобы удовлетворить эту потребность:

... на новом месте работы чувствую себя Учителем, стало интереснее работать, вижу уважение со стороны родителей и детей, стараюсь выполнять свою работу от чистого сердца и вижу обратную связь в работе своих учеников.

Студенты выделили некоторые причины неготовности начинающих специалистов к педагогической деятельности. По их мнению, молодые педагоги обладают достаточными теоретическими знаниями, но им не хватает опыта практической деятельности. Некоторые из молодых специалистов в силу своих индивидуальных психологических особенностей могут испытывать трудности в построении взаимоотношений с более опытными педагогическими работниками и родителями воспитанников. Некоторые выпускники педагогического вуза сталкиваются с тем, что реальная деятельность педагога (воспитателя, психолога, музыкального руководителя и др.) отличается от их собственных представлений о ней, следовательно, их профессиональная идентичность, профессиональная Я-концепция не сформировались за время обучения в вузе. Магистранты считают, что повысить уровень готовности студентов можно только при увеличении часов педагогической практики в школах и других образовательных организациях, чтобы приобрести опыт работы с разными возрастными группам и категориями обучающихся.

Магистранты, имеющие разный опыт педагогической деятельности, выразили свои пожелания студентам педагогического вуза:

... студенты должны быть готовы к тому, чтобы выполнять свою работу в полном объеме и не только за зарплату;

... нужно быть готовым к тому, что администрация школы и коллектив их бросит в свободное плавание, и до берега им придется плыть самим по собственному маршруту, для этого необходимо иметь «надувной круг» в виде теоретических знаний по психологии, педагогике, методике преподавания и др.;

... когда администрация и коллектив компетентны и доброжелательны, нужно прислушаться к советам, рекомендациям и выполнять их.

Выводы. Результаты анкетирования магистрантов позволили выявить условия работы в современной школе, детских садах и условия профессиональной подготовки студентов в вузе, которые способствуют формированию готовности молодых специалистов к педагогической деятельности в соответствии с ФГОС и профессиональным стандартом «Педагог»:

1. в современной школе должен быть достаточно высокий уровень материально-технического обеспечения образовательного процесса;

2. психологический климат в педагогическом коллективе должен быть благоприятный, чтобы молодые специалисты могли чувствовать поддержку, имели возможность обратиться за помощью к опытным наставникам и администрации;

3. в образовательной организации должны быть условия для профессионального развития молодых педагогов;

4. в процессе профессиональной подготовки в вузе должно больше часов отводиться на педагогическую практику для получения практического опыта работы с различными возрастными группами и категориями обучающихся;

5. для получения опыта методической работы педагога, педагога-психолога, опыта работы с документами необходимо теоретические занятия дополнить проведением практики в образовательных организациях.

Литература:

1. Большой психологический словарь. - 4-е изд., расширенное / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. - 811 с.

2. Беловолова, С.П. Готовность учителя к профессионально-педагогической деятельности как качество личности / С.П. Беловолова, Р.А. Орлова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 14. - С. 140-157.

3. Завоеванная, Н.С. Профессиональная готовность: краткая история, основные понятия и подходы к изучению / Н.С. Завоеванная // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. - 2014. - № 11. - С. 6-13.

4. Санжаева, Р.Д. Готовность и ее психологические механизмы / Р.Д. Санжаева // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2016. - № 2. - С. 6-16.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Мешкова Ирина Владимировна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил); кандидат философских наук, доцент Завьялова Людмила Павловна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск)

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ

САМОРЕГУЛЯЦИИ

Аннотация. Обосновывается актуальность проблемы развития социально-коммуникативной компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки к педагогической деятельности. В статье раскрывается содержание понятий «компетентность», «социально-коммуникативная компетентность», «коммуникативные способности», «саморегуляция», дается психологическая характеристика структурных компонентов саморегуляции по В.И. Моросановой. Представлены результаты исследования социально-коммуникативной компетентности и саморегуляции студентов педагогического вуза. Авторы приходят к выводу, что уровень развития механизма саморегуляции взаимосвязан с уровнем развития их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.