Научная статья на тему 'МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
163
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Веретенникова Юлия Дмитриевна, Мешкова Ирина Владимировна

Обосновывается актуальность проблемы формирования мотивационной готовности студентов педагогического вуза к будущей профессиональной деятельности. Даны определения понятий «профессиональная готовность», «психологическая готовность к профессиональной деятельности», выделены особенности мотивационной готовности к профессиональной деятельности студентов вуза. Под мотивационной готовностью студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности понимается особое состояние мотивационной сферы, обеспечивающее активность человека в овладении профессиональными знаниями, умениями, компетенциями, необходимыми для эффективного выполнения профессиональной педагогической деятельности. В статье проанализированы результаты исследования мотивационной готовности студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности. Диагностика проводилась с помощью тестовых методик, для статистической обработки использовался критерий Пирсона. Было выявлено, что студентов с высоким уровнем мотивационной готовности отличают высокий уровень профессиональной направленности, выраженный интерес к педагогической деятельности, желание работать по выбранной профессии, гибкость мышления и поведения, стрессоустойчивость, готовность к самопознанию и самосовершенствованию. У студентов с низким уровнем мотивационной готовности выражены внешние мотивы выбора профессии, низкий уровень профессиональной направленности, низкий уровень самообладания в стрессовых ситуациях, низкая готовность к самосовершенствованию, саморазвитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

The relevance of the problem of formation of motivational readiness of students of a pedagogical university for future professional activity is substantiated. The definition of the concepts of "professional readiness", "psychological readiness for professional activity" is given, the features of motivational readiness for professional activity of university students are highlighted. The motivational readiness of students of a pedagogical university for professional activities is understood as a special state of the motivational sphere, which ensures human activity in the pursuit of mastering professional knowledge, skills, and competencies necessary for the effective implementation of professional pedagogical activities. The article analyzes the results of a study of the motivational readiness of students of a pedagogical university for professional activities. Diagnosis was carried out using test methods, Pearson's test was used for statistical processing. It was found that students with a high level of motivational readiness are distinguished by a high level of professional orientation, a pronounced interest in teaching, a desire to work in their chosen profession, flexibility of thinking and behavior, stress resistance, readiness for self-knowledge and self-improvement. Students with a low level of motivational readiness have expressed external motives for choosing a profession, a low level of professional orientation, a low level of self-control in stressful situations, a low readiness for self-improvement, self-development.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

Выявлено, что 19 (68%) старших подростков имеют низкий уровень зависимости от компьютера. Для остальных респондентов характерны средний и высокий уровни склонности к компьютерной зависимости. Большинство этих подростков нарушают режим дня, большую часть времени проводят за компьютером.

Мы отмечаем, что около 50% подростков нашей выборки имеют низкий уровень табачной зависимости, что говорит об отсутствии у подростков тяги к употреблению табачных изделий. Для 4 респондентов (15%) характерна средняя склонность к табачной зависимости. Данные подростки характеризуются предрасположенностью к употреблению табачных изделий. Около 40 % опрошенных имеют высокую склонность к табачной зависимости. Это свидетельствует о наличии табачной аддикции у данных подростков.

У большинства старших подростков отсутствует склонность к зависимости от здорового образа жизни. У них сформировано понимание о ЗОЖ, они его адекватно оценивают и придерживаются. У 1 испытуемого (4%) выявлена средняя склонность к зависимости от здорового образа жизни. Данный подросток категорически не нарушает основы здорового образа жизни.

Для 26 (96%) респондентов характерен низкая склонность к наркотической зависимости. Следовательно, подростки не имеют тяги к наркотическим веществам. У 1 подростка (4%) выявлен средняя склонность к наркотической зависимости. Подростки данной группы характеризуются предрасположенностью к употреблению наркотических веществ, что может привести к наркотической зависимости.

Таким образом, проанализировав результаты исследования склонности к зависимому поведению у старших подростков, можно сделать вывод о том, что в «группе риска» находится более 50% подростков. У данных респондентов выявлены высокая или средняя степень склонности к одной или нескольким видам зависимостей. Часто они отличаются замкнутостью, агрессивностью, пассивностью, низким уровнем самоконтроля.

Выводы. Обобщая результаты исследования, полученные с помощью методики «Диагностика склонности к 13 видам зависимостей» (автор - Г.В. Лозовая) и методики «Склонность к зависимому поведению» (автор - В.Д. Менделевич), мы отмечаем, что 14 старших подростков (52%) имеют повышенную склонность к формированию зависимости и входят в «группу риска». Для подростков данной группы свойственны такие черты, как: конформизм; ощущение опустошённости; непереносимость одиночества; несамостоятельность и др.

Обобщая результаты диагностики, мы пришли к выводу о необходимости профилактики зависимостей у подростков.

Методы профилактики склонности к зависимому поведению обучающихся необходимо использовать комплексно, с учетом причины возникновения зависимости. Наиболее эффективны такие формы профилактики, как: активизация личностных ресурсов; организация здорового образа жизни; активное обучение социально-важным навыкам; организация альтернативной аддиктивному поведению деятельности; организация социальной среды и минимизация негативных последствий зависимого поведения.

В целях превенции зависимого поведения используются различные психологические тренинги (тренинг уверенности в себе, социально-психологический тренинг, тренинг личностного роста и др.), групповые дискуссии и игры, психотерапевтические методы (игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, изотерапия, вокалотерапия и т.п.).

Литература:

1. Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения / Е.В. Змановская. - Москва: Академия, 2013. - 218 с.

2. Максименкова, Л.И. Аддиктивное поведение в подростковом возрасте как психологическая проблема / Л.И. Максименкова // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2008. - № 2. - С. 126-131.

3. Ревенко, А.Ю. Нарушение системы жизненных ценностей личности как фактор формирования зависимости / А.Ю. Ревенко // Вопросы психологии. - 2020. - № 10. - С. 40-53.

4. Середина, Н.В. Психологические особенности зависимого поведения / Н.В. Середина, И.В. Черныш // СевероКавказский психологический вестник. - 2008. - № 6/3. - С. 28-31.

Психология

УДК 159.9

студентка 2 курса факультета психолого-педагогического образования Веретенникова Юлия Дмитриевна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил); кандидат психологических наук, доцент Мешкова Ирина Владимировна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. Обосновывается актуальность проблемы формирования мотивационной готовности студентов педагогического вуза к будущей профессиональной деятельности. Даны определения понятий «профессиональная готовность», «психологическая готовность к профессиональной деятельности», выделены особенности мотивационной готовности к профессиональной деятельности студентов вуза. Под мотивационной готовностью студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности понимается особое состояние мотивационной сферы, обеспечивающее активность человека в овладении профессиональными знаниями, умениями, компетенциями, необходимыми для эффективного выполнения профессиональной педагогической деятельности. В статье проанализированы результаты исследования мотивационной готовности студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности. Диагностика проводилась с помощью тестовых методик, для статистической обработки использовался критерий Пирсона. Было выявлено, что студентов с высоким уровнем мотивационной готовности отличают высокий уровень профессиональной направленности, выраженный интерес к педагогической деятельности, желание работать по выбранной профессии, гибкость мышления и поведения, стрессоустойчивость, готовность к самопознанию и самосовершенствованию. У студентов с низким уровнем мотивационной готовности выражены внешние мотивы выбора профессии, низкий уровень профессиональной

направленности, низкий уровень самообладания в стрессовых ситуациях, низкая готовность к самосовершенствованию, саморазвитию.

Ключевые слова: профессиональная готовность, психологическая готовность к профессиональной деятельности, мотивационная готовность к профессиональной деятельности, профессиональная направленность, готовность к саморазвитию, студенты педагогического вуза.

Annotation. The relevance of the problem of formation of motivational readiness of students of a pedagogical university for future professional activity is substantiated. The definition of the concepts of "professional readiness", "psychological readiness for professional activity" is given, the features of motivational readiness for professional activity of university students are highlighted. The motivational readiness of students of a pedagogical university for professional activities is understood as a special state of the motivational sphere, which ensures human activity in the pursuit of mastering professional knowledge, skills, and competencies necessary for the effective implementation of professional pedagogical activities. The article analyzes the results of a study of the motivational readiness of students of a pedagogical university for professional activities. Diagnosis was carried out using test methods, Pearson's test was used for statistical processing. It was found that students with a high level of motivational readiness are distinguished by a high level of professional orientation, a pronounced interest in teaching, a desire to work in their chosen profession, flexibility of thinking and behavior, stress resistance, readiness for self-knowledge and self-improvement. Students with a low level of motivational readiness have expressed external motives for choosing a profession, a low level of professional orientation, a low level of self-control in stressful situations, a low readiness for self-improvement, self-development.

Key words: professional readiness, psychological readiness for professional activity, motivational readiness for professional activity, professional orientation, readiness for self-development, students of a pedagogical university.

Введение. Высокий уровень требований со стороны работодателей и общества в целом к подготовке выпускников вузов актуализирует проблему формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности. В современной практике профессионального образования готовность к самостоятельной трудовой деятельности оценивается как показатель сформированности компетенций. В ФГОС ВО по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) в формулировках общекультурных, обшепрофессиональных и профессиональных компетенций используется понятие «готовность», например, выпускник бакалавриата должен обладать готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии (ОПК-1).

В научной литературе существуют разные подходы к определению понятия «готовность», что указывает на сложность и многоаспектность изучаемого феномена, рассматриваются различные ее формы, например, готовность к профессиональной деятельности, готовность к учебной деятельности, готовность к спортивной деятельности и др. В контексте нашего исследования интерес представляют такие трактовки понятия «готовность», которые раскрывают сущность понятия «профессиональная готовность»: как подготовленность к деятельности (М.И. Дьяченко, Э.Ф. Зеер, Л.А. Кандыбович и др.); как качество личности, включающее совокупность компетенций, необходимых для профессиональной деятельности (С.П. Беловалова, С.В. Карпова, Р.А. Орлова и др.) [цит. по 2, С. 183].

При изучении профессиональной готовности выделяют психологическую готовность к профессиональной деятельности, включая в ее структуру мотивационный, ориентационный, операциональный, волевой и оценочный компоненты [7, С. 8], при этом подчеркивается, что именно мотивационный компонент является основным.

Обращаясь к проблеме психологической готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов, можно отметить, что она выражается в «степени сформированности в личности студента мотивационно-целевой структуры, позволяющей субъекту эффективно осуществлять практическую деятельность» [6, С. 54].

Высокая значимость в структуре психологической готовности к профессиональной деятельности мотивационного компонента дало основание для выделения понятия «мотивационная готовность». Некоторые авторы рассматривают мотивационную готовность как «особое состояние мотивационной сферы индивида, обеспечивающее его активность по реализации функций, необходимых в заданных условиях» [5, С. 293]. При изучении мотивационной сферы личности в целом отмечается, что она является динамическим образованием, ее изменения могут быть обусловлены как преобразованием внутренних компонентов (потребностей, целей, смыслов, ценностных ориентаций и др.), так и влиянием изменившихся внешних условий деятельности и жизнедеятельности человека.

При рассмотрении мотивационной готовности студентов к профессиональной деятельности следует обратиться к понятию профессиональной направленности личности. По мнению Н.Ю. Рубановой, профессиональная направленность является интеграционной характеристикой психологической готовности студентов вуза к профессиональной деятельности [6, С. 56]. Т.Д. Дубовицкая определяет профессиональную направленность, как совокупность мотивационных образований (интересов, потребностей, склонностей, стремлений и др.), связанных с профессиональной деятельностью человека и влияющих на выбор профессии, на удовлетворенность профессиональной деятельностью [3, С. 82].

На основе анализа литературы и определения основных понятий нами было организовано исследование мотивационной готовности студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности. В качестве эмпирических индикаторов мотивационной готовности были выбраны: готовность к саморазвитию, профессиональная направленность, мотивы выбора профессии педагога, социально-коммуникативная компетентность.

Изложение основного материала статьи. В 2022 году в Нижнетагильском государственном социально-педагогическом институте (ф) РГППУ было проведено исследование, цель которого заключалась в выявлении мотивационной готовности к профессиональной деятельности бакалавров педагогического образования. Всего было опрошено 144 человека, студенты 4-5 курсов (98 девушек, 46 юношей в возрасте 20-29 лет).

Для диагностики мотивационной готовности были подобраны следующие тесты: Готовность к саморазвитию (В. Павлов), Определение уровня профессиональной направленности (УПН) (Т.Д. Дубовицкая) [3], Мотивы выбора деятельности преподавателя (Е.П. Ильин) [4], Социально-коммуникативная компетентность [1]. Статистическая обработка проводилась с помощью критерия линейной корреляции r-Пирсона в Пакете анализа MS Excel.

Одним из показателей мотивационной готовности к профессиональной деятельности является готовность к саморазвитию в широком смысле, которая проявляется в стремлении к удовлетворению потребности в самопознания и самосовершенствовании. По результатам тестирования высокий уровень готовности к самопознанию и самосовершенствованию выявлен у 33% респондентов, средний уровень - у 40%, низкий уровень - у 27%. С последней группой участников опроса (около трети) необходимо провести дополнительную работу с целью выявления причин низкой готовности к саморазвитию и возможной коррекции личностных установок.

В зависимости от соотношения двух показателей готовности к саморазвитию можно выделить четыре типа личности.

Оптимальный тип - это «квадрат Б», человек проявляет готовность к более глубокому познанию своих индивидуальных качеств, возможностей и стремится удовлетворить потребность в совершенствовании своих сильных

сторон, что очень важно для дальнейшего личностного развития педагога. Такое сочетание выявлено у большинства студентов (65%).

У 23% опрошенных сочетание обоих показателей соответствует «квадрату Г» - «хочу знать себя», но «не могу себя изменить». С одной стороны, у этих студентов ярко выражена потребность в самопознании, но с другой проявляется нежелание или неумение что-то менять в себе. Причин может быть несколько, их можно выяснить при дальнейшей индивидуальной консультации. Возможно, человек не владеет навыками самосовершенствования, в этом случае ему можно помочь. Причина такой позиции может быть связана с низкой самооценкой, неверием в свои силы для самоизменения, тогда нужна помощь в коррекции самооценки. В-третьих, это может быть обусловлено психологической установкой (удовлетворенность собой, полное принятие своих слабых сторон, человека все устраивает в себе) или неразвитостью волевых качеств личности (не получается, значит не буду делать), что затрудняет решение задачи по самоизменению. С этой группой студентов нужно проводить дополнительную работу.

Сочетание двух видов готовности саморазвития, соответствующее «квадрату А», выявлено у 12% опрошенных студентов. Им свойственна низкая потребность в самопознании, нежелание рефлексировать, выявлять свои сильные и слабые стороны характера, но при этом они готовы к самосовершенствованию (могу самосовершенствоваться, но не хочу себя знать). Желание изменить себя свидетельствует об имеющихся возможностях к саморазвитию, но в нежелании знать себя проявляются имеющиеся психологические барьеры, страхи, неготовность принять себя таким, каким человек является в действительности. С такими студентами тоже необходимо проводить индивидуальную работу по выявлению причин и снятию психологических барьеров.

В исследуемой выборке не выявлено ни одного студента с показателями, соответствующими «квадрату В» - нежелание работать над собой.

Таким образом, по результатам тестирования с помощью методики В. Павлова было выявлено, что у всех студентов в разной степени выражена потребность в саморазвитии. У 40% опрошенных недостаточно сформированы умения по развитию своих личностных качеств. Причины могут иметь психологический характер, поэтому нужна дополнительная работа с этой группой студентов.

Результаты тестирования по методике Т.Д. Дубовицкой (УПН) позволили определить уровни профессиональной направленности студентов педагогического вуза. Низкий уровень выявлен у 16%, средний - у 23%, высокий - у 61% участников опроса.

Профессиональная направленность является важнейшим компонентом мотивационной готовности студентов к педагогической деятельности. Тот факт, что у большей части участников опроса этот показатель оказался высоким, указывает на положительную динамику профессиональной мотивации за время обучения в вузе или на осознанность выбора педагогической профессии, желание в будущем работать в системе образования и совершенствоваться в выбранной профессии.

Низкая профессиональная направленность у 16% студентов подтверждает, что педагогическая профессия им малоинтересна, выбор вуза был сделан вынужденно или случайно. Кроме этого, такие студенты могли при выборе профессии педагога руководствоваться внешними мотивами, поэтому скорее всего в дальнейшем они будут получать образование по другой профессии. Вероятно, поступление в педагогический вуз некоторые студенты используют как возможность получить диплом о высшем образовании или отсрочку от армии.

Мотивы выбора деятельности преподавателя более точно характеризуют мотивационную готовность студентов к профессиональной деятельности. В методике Е.П. Ильина для оценки уровня значимости по 10-балльной шкале предлагалось 12 мотивов [4]. В таблице 1 представлены наиболее значимые мотивы выбора педагогической профессии по результатам опроса студентов.

Таблица 1

Мотивы выбора деятельности преподавателя студентами НТГСПИ

Перечень мотивов Средний балл

1. Сознание полезности своей деятельности, важности обучения и воспитания молодежи. 9,03

4. Желание передать свои знания, опыт, накопленные за время производственной или научной деятельности. 8,56

6. Стремление к самовыражению, к творческой работе. 8,43

2. Интерес к педагогической деятельности. 8,16

7. Желание находиться в среде интеллектуалов, образованных людей. 8,0

Наиболее высокие средние баллы имеют общественно-значимые мотивы, характеризующие высокий уровень развития общественного сознания будущих педагогов, их желание участвовать в воспитании молодежи, передавать опыт и знания подрастающему поколению. Этот эмпирический факт может свидетельствовать о повышении престижа педагогической профессии в современном российском обществе, повышении интереса молодежи к профессии педагога.

На третьем месте индивидуально-значимый мотив, указывающий на осознание студентами больших возможностей педагогической профессии для удовлетворения потребности в самовыражении и творческой самореализации. Сегодня любая профессия рассматривается молодыми людьми как условие саморазвития и самореализации.

Четвертое и пятое места занимают внутренние профессиональные мотивы - интерес к педагогической профессии и желание расширить свой круг общения образованными людьми, тем самым удовлетворить потребность в саморазвитии. Выбор профессии сопряжен с выбором образа жизни. Профессия педагога относится к типу социономических профессий «человек-человек». Выбирая профиль обучения, студенты имеют возможность для развития технических, художественных, лингвистических, музыкальных, литературных и др. способностей.

Выявление статистически значимых взаимосвязей между мотивами выбора педагогической профессии и социально-коммуникативной компетентностью проводилось по критерию г-Пирсона (табл. 2).

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа

Мотивы выбора профессии педагога / компоненты социально-коммуникативной компетентности стремление к согласию нетерпимость к неопределенности избегание неудач фрустрационная толерантность

5. Стремление к самоутверждению, к повышению своего статуса, престижа. 0,417 * 0,652 *** 0,592 ***

9. Возможность удовлетворить свое стремление к власти. 0,368 * 0,391 *

11. Наличие длительного отпуска. 0,395 *

12. Не надо находиться на работе от звонка до звонка. 0,373 *

Сопутствующие факторы. 0,410 *

Готовность самосовершенствоваться. - 0,398 * - 0,422 *

Прямые взаимосвязи фрустрационной толерантности с мотивами выбора профессии педагога позволяют представить психологический портрет студентов с низким уровнем самообладания в стрессовых ситуациях, которым свойственно проявление несдержанности, возбудимости, вербальной агрессии в эмоционально напряженных ситуациях общения. Такие студенты при выборе профессии педагога руководствовались индивидуально-значимыми, внешними мотивами. Педагогическую профессию они рассматривают как сферу, позволяющую самоутвердиться за счет удовлетворения своих потребностей во власти, в повышении престижа, социального статуса. Для них являются важными мотивы отдыха во время длительного отпуска в летнее время и возможности не находиться на работе в течение всего рабочего времени. В целом, при выборе педагогической профессии такие студенты руководствовались не педагогическим призванием, а сопутствующими факторами. У них низкая готовность к самосовершенствованию, что указывает на отсутствие желания изменить свой образ мышления и поведения. Выбранные ими мотивы не попали в группу наиболее значимых, хотя выявленный эмпирический факт требует более глубокого изучения.

Мотив «стремление к самоутверждению, к повышению своего социального статуса, престижа» имеет высокое значение для 53% опрошенных (ср. балл 6,3). Кроме взаимосвязи с фрустрационной толерантностью выявлены прямые взаимосвязи с другими показателями социально-коммуникативной компетентности: стремлением к согласию (р = 0,05), нетерпимостью к неопределенности (р = 0,001). Студентов, которые руководствовались при выборе профессии преподавателя желанием повысить свой социальный статус и самоутвердиться в ней, дополнительно характеризуют стремление решить проблемы мирным путем, уступить или договориться. Для них любые конфликты вызывают очень сильные переживания, поэтому они стремятся избегать конфликтных ситуаций. Кроме этого, им трудно проявить гибкость в изменившихся условиях деятельности и общения, поэтому для них важно иметь четкие инструкции, которым нужно следовать, им свойственна консервативность взглядов, неизменность ценностей, однозначность восприятия людей и событий без полутонов. Такие психологические особенности могут затруднить профессиональную адаптацию этих студентов.

Мотив «возможность удовлетворить свое стремление к власти» наиболее значим для 10% опрошенных, средне значим для 40%. Чем в большей степени он выражен, тем в большей степени человек склонен проявлять нетерпимость к неопределенности, то есть не способен быстро адаптироваться к изменившимся условиям деятельности, ему трудно принять чужое мнение без раздражения. Данный эмпирический факт свидетельствует о профессиональной непригодности студентов, имеющих такие личностные качества.

Мотивация избегания неудач в большей степени свойственна студентам, не желающим или не умеющим изменить себя. Напротив, у студентов, проявляющих готовность к самосовершенствованию, к самоизменению в большей степени выражена мотивация достижений, стремление к успеху.

Выводы. На основе анализа результатов исследования мотивационной готовности к профессиональной деятельности студентов педагогического вуза были сделаны выводы.

1. Под мотивационной готовностью студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности мы понимаем особое состояние мотивационной сферы, обеспечивающее активность человека в стремлении овладения профессиональными знаниями, умениями, компетенциями, необходимыми для эффективного выполнения профессионально-педагогической деятельности.

2. Психологическими особенностями студентов с высоким уровнем мотивационной готовности к профессиональной деятельности являются: высокий уровень профессиональной направленности, выраженный интерес к педагогической деятельности, желание работать по выбранной профессии, гибкость мышления и поведения, стрессоустойчивость, готовность к самопознанию и самосовершенствованию,

3. Студентов с низким уровнем мотивационной готовности отличают: высокая значимость внешних мотивов выбора профессии, низкий уровень профессиональной направленности, низкий уровень самообладания в стрессовых ситуациях, низкая готовность к самосовершенствованию, саморазвитию.

Литература:

1. Гельфман, Э.Г. Психологические основы конструирования учебной информации / Э.Г. Гельфман, М.А. Холодная, Л.Н. Демидова // Психологический журнал. - 1993. - Т. 14. - № 6. - С. 35-45.

2. Дрянных, Н.В. Трактовка понятия «профессиональная готовность» в контексте подготовки студентов вуза к будущей профессиональной деятельности / Н.В. Дрянных, Т.В. Лодкина // Вестник Череповецкого государственного университета. -2021. - № 1(100). - С. 180-195. - DOI: 10.23859/1994-0637-2021-1-100-14

3. Дубовицкая, Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов / Т.Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. - 2004. - № 2. - С. 82-86.

4. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.

5. Марчук Н.Ю. Феноменологический анализ мотивационной готовности / Н.Ю. Марчук, Л.В. Карапетян // АНИ: педагогика и психология. - 2017. - № 1 (18). - С. 293-297.

6. Рубанова, Е.Ю. Психологическая готовность выпускников вуза к профессиональной деятельности / Е.Ю. Рубанова // Электронное научное издание «Заметки ТОГУ». - 2011. - Т. 2. - № 1. - С. 53-62.

7. Санжаева, Р.Д. Готовность и ее психологические механизмы / Р.Д. Санжаева // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2016. - № 2. - С. 6-16.

Психология

УДК 159.9

студентка 2 курса факультета психолого-педагогического образования Лобаева Ирина Сергеевна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил); кандидат психологических наук, доцент Мешкова Ирина Владимировна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

МАГИСТРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ О ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Обосновывается актуальность проблемы профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к работе в условиях современной школы и дошкольных образовательных организаций. Требования к подготовке специалистов в области образования закреплены в федеральных государственных образовательных стандартах Российской Федерации и профессиональном стандарте «Педагог (воспитатель, учитель)». Готовность к профессиональной деятельности выражается в степени сформированности у студента личностных качеств, позволяющих успешно выполнять эту деятельность. Представлены результаты анкетирования магистрантов 1 курса, имеющих опыт работы в образовательных организациях дошкольного и общего образования. Менее всего студенты считают себя подготовленными к методической работе, работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, к партнерскому взаимодействию с обучающимися, их родителями. Были выявлены условия работы в современной школе, детских садах и условия профессиональной подготовки студентов в вузе, которые способствуют формированию готовности молодых специалистов к педагогической деятельности. В современной школе должен быть достаточно высокий уровень материально-технического обеспечения образовательного процесса, благоприятный психологический климат в коллективе, условия для профессионального развития молодых специалистов. В процессе профессиональной подготовки в вузе должно быть больше педагогической практики для получения опыта методической работы, работы с различными возрастными группами и категориями обучающихся.

Ключевые слова: готовность к профессиональной деятельности, готовность к педагогической деятельности, профессиональная мотивация студентов, профессиональная адаптация молодых педагогов, профессиональный стандарт «Педагог (воспитатель, учитель)», студенты педагогического вуза.

Annotation. The relevance of the problem of professional training of students of a pedagogical university for work in the conditions of a modern school and preschool educational organizations is substantiated. Requirements for the training of specialists in the field of education are enshrined in the federal state educational standards of the Russian Federation and the professional standard "Teacher (educator, teacher)". Readiness for professional activity is expressed in the degree of formation of the student's personal qualities that allow him to successfully perform this activity. The results of a survey of 1st year undergraduates with work experience in educational institutions of preschool and general education are presented. Least of all, students consider themselves prepared for methodological work, work with children with disabilities, for partnership interaction with students and their parents. The conditions of work in a modern school, kindergartens and the conditions of professional training of students at the university, which contribute to the formation of the readiness of young professionals for pedagogical activity, were identified. A modern school should have a sufficiently high level of material and technical support for the educational process, a favorable psychological climate in the team, and conditions for the professional development of young professionals. In the process of professional training at the university, there should be more teaching practice to gain experience in methodological work, work with different age groups and categories of students.

Key words: readiness for professional activity, readiness for pedagogical activity, professional motivation of students, professional adaptation of young teachers, professional standard "Teacher (educator, teacher)", students of a pedagogical university.

Введение. Проблема формирования готовности будущих учителей к педагогической деятельности не утратила своей актуальности на протяжении многих лет в связи с продолжающимися реформами системы школьного и высшего педагогического образования в Российской Федерации. В соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог (учитель, воспитатель)» перед педагогическими вузами стоит задача подготовить специалиста психологически готового выполнять трудовые функции по обучению, воспитанию и развитию различных категорий обучающихся (дети с ОВЗ, одаренные дети и др.), способного быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям профессиональной деятельности в разных образовательных организациях (гимназии, лицеи, обычные общеобразовательные школы в городах и сельской местности), способного к профессиональному и личностному саморазвитию и самореализации в педагогической деятельности. Поэтому в научной литературе все чаще ставится вопрос о готовности студентов педагогического вуза к будущей профессиональной деятельности, при этом особенно ценным является опыт молодых педагогов, выпускников педагогических вузов, подготовленных по образовательным программам бакалавриата.

В психологическом словаре дается определение понятия готовность к действию, как «состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий» [1, С. 138]. В контексте темы исследования готовности студентов к педагогической деятельности интерес представляет понимание готовности Н.Д. Левитовым: «Готовность может быть рассмотрена как пригодность или непригодность человека к исполнению данной работы, как наличие или недостаток у него необходимых для данной работы способностей» [цит. по: 4, С. 7]. Схожее понимание профессиональной готовности у В.Д. Шадрикова, который характеризует ее «как степень развития общих и специальных способностей в процессе обучения» [цит. по: 3, С. 9].

Несомненно, наличие или отсутствие педагогических способностей является важным условием для формирования готовности к выполнению деятельности. В процессе теоретического обучения в большей степени развиваются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.