Научная статья на тему 'Анализ затрат личного времени обучающихся на подготовку социального проекта'

Анализ затрат личного времени обучающихся на подготовку социального проекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальный проект / обучающийся / объем личного времени / самостоятельная работа / затраты времени / экономия времени / social project / student / amount of personal time / independent work / time expenditure / time saving

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долинко Василий Иванович, Романова Светлана Андреевна

В статье обобщены результаты исследования объема затрат личного времени, необходимого обучающимся в гражданских и ведомственных вузах для качественной подготовки социального проекта на грантовый конкурс Росмолодежи. Установлено, что этот объем зависит от степени личной вовлеченности обучающегося в работу над социальным проектом вне зависимости от его роли в команде, уровня знаний, умений и навыков всех членов команды, включая наставников. Также рассмотрены инструменты, способствующие упорядочению самостоятельной работы обучающегося и снижению потери времени, необходимого на подготовку социального проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долинко Василий Иванович, Романова Светлана Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Students’ Personal Time Spent on Preparing a Social Project

The article summarizes the results of a study of the amount of personal time required by students in civil and departmental universities for the qualitative preparation of a social project for the Rosmolodezh grant competition. It is established that this amount depends on the degree of personal involvement of the student in working on a social project, regardless of his role in the team, the level of knowledge, skills and abilities of all team members, including mentors. The tools that help streamline the student’s independent work and reduce the loss of time needed to prepare a social project are also considered.

Текст научной работы на тему «Анализ затрат личного времени обучающихся на подготовку социального проекта»

Анализ затрат личного времени обучающихся на подготовку социального проекта

ДОЛИНКО ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ,

заместитель начальника редакционно-издательского отдела

Академия управления МВД России Российская Федерация,125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: Dol271@yandex.ru

РОМАНОВА СВЕТЛАНА АНДРЕЕВНА,

специалист отдела научного менеджмента и наукометрии Московский государственный лингвистический университет Российская Федерация, 119034, г. Москва, ул. Остоженка, д. 38, стр. 1 E-mail: mvd.akademy@yandex.ru

Analysis of Students' Personal Time Spent on Preparing

a Social Project

DOLINKO VASILIY IVANOVICH,

Deputy Head of Editorial and Publishing Department Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: Dol271@yandex.ru

ROMANOVA SVETLANA ANDREEVNA,

Specialist of the Department of Scientific Management and Science

Moscow State Linguistic University Russian Federation, 119034, Moscow, Ostozhenka St., 38, 1 E-mail: mvd.akademy@yandex.ru

УДК 378.1

Аннотация. В статье обобщены результаты исследования объема затрат личного времени, необходимого обучающимся в гражданских и ведомственных вузах для качественной подготовки социального проекта на грантовый конкурс Росмолодежи. Установлено, что этот объем зависит от степени личной вовлеченности обучающегося в работу над социальным проектом вне зависимости от его роли в команде, уровня знаний, умений и навыков всех членов команды, включая наставников. Также рассмотрены инструменты, способствующие упорядочению самостоятельной работы обучающегося и снижению потери времени, необходимого на подготовку социального проекта.

Annotation. The article summarizes the results of a study of the amount of personal time required by students in civil and departmental universities for the qualitative preparation of a social project for the Ros-molodezh grant competition. It is established that this amount depends on the degree of personal involvement of the student in working on a social project, regardless of his role in the team, the level of knowledge, skills and abilities of all team members, including mentors. The tools that help streamline the student's independent work and reduce the loss of time needed to prepare a social project are also considered.

Ключевые слова и словосочетания: социальный проект; обучающийся; объем личного времени; самостоятельная работа; затраты времени; экономия времени.

Keywords and phrases: social project; student; amount of personal time; independent work; time expenditure; time saving.

Ежегодно граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 35 лет готовят социальные проекты по одной из 18 номинаций для участия в грантовых конкурсах, объявляемых Федеральным агентством по делам молодежи (далее — Росмолодежь)1 среди физических лиц.

Например, в 2023 г. из 10 737 заявок на участие в первом сезоне (март — апрель) Всероссийского конкурса молодежных проектов среди физических лиц, объявленного Росмо-лодежью, по итогам оценки экспертами были утверждены 1 456 победителей (13,5 %). Во втором сезоне (август — сентябрь) из 9 116 заявок победителями были объявлены 607 (6,7 %)2.

Действительно, не все участники грантовых конкурсов становятся победителями и получают финансирование на реализацию своего проекта. Тем не менее, поскольку проектный менеджмент внедрен в деятельность органов власти3 и различных организаций, в том числе и образовательных4 [2; 17], современной молодежи необходимо знакомство с основами проектной деятельности и приобретение навыка командной работы над социальным проектом5 еще в стенах образовательной организации.

Вовлеченность в проектную деятельность позволяет молодым людям раскрыть свой потенциал, самореализоваться, приобрести новые знания, умения и навыки, наладить полезные деловые контакты, поделиться успешным

1 О Федеральном агентстве по делам молодежи: постановление Правительства Рос. Федерации от 29 мая 2008 г. № 409 // ИПП «Гарант-Сервис». URL: https://base.garant.ru/193353/ (дата обращения: 15.03.2024).

2 Доклад о реализации в 2023 году плана деятельности Федерального агентства по делам молодежи на период 2019-2024 годов: утв. руководителем Росмолодежи 28 февраля 2024 года // URL: https:/Aadm.gov.m/documents/?SECnONJD=&ELEMENT_ ID=34043&sphrase_id=32110 (дата обращения: 15.03.2024).

3 Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации: постановление Правительства Рос. Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288 // ИПП «Гарант-Сервис». URL: https:// base.garant.ru/72093040 (дата обращения: 15.03.2023).

4 Действующие ФГОС ВО (3++) по направлениям бакалавриата, специалитета, магистратуры и ординатуры содержат требования к выпускникам, касающиеся освоения универсальных компетенций, среди которых «разработка и реализация проектов» (УК-2), «командная работа и лидерство» (УК-3).

5 Под социальным проектом мы понимаем ограниченные

во времени, ресурсами, командой и требованиями грантодателя

(Росмолодежи) мероприятия, направленные на положительное изменение состояния целевой аудитории (далее - социальный проект, проект).

опытом, решить социальные проблемы своего региона. Проектная деятельность предполагает раскрытие творческого и лидерского потенциала всех членов команды проекта [7; 15].

Важно понять, от чего зависит успех социального проекта, представляемого на гранто-вый конкурс Росмолодежи. Слагаемыми успеха могут быть объем личного времени, затрачиваемый участником конкурса на подготовку проекта, и степень его вовлеченности в проектную деятельность. Для подтверждения этого была разработана анкета для опроса обучающихся образовательных организаций — будущих участников грантовых конкурсов Росмолодежи.

Во многих вузах созданы отделы, которые занимаются молодежной политикой, планированием внеучебной работы со студентами и оказывают им содействие в подготовке заявок и проектов на грант. Различные формы самостоятельной работы позволяют обучающимся в гражданских и ведомственных образовательных организациях закрепить полученные на очных занятиях знания, расширить свой кругозор, развить навыки самоорганизации, анализа данных, использования компьютерных программ и другие полезные компетенции [8].

Самостоятельную работу обучающихся над социальным проектом можно разделить на три этапа [1, с. 288]:

1) подготовительный, или вводный, когда наставник из числа старшекурсников или молодых преподавателей, имеющих опыт участия в грантовых конкурсах, разъясняет технологию подготовки проекта6, его основные этапы и знакомит с основами проектной деятельности [13; 22];

2) самоорганизация обучающегося и поэтапное выполнение заданий от наставника;

3) подведение итогов самостоятельной работы, обсуждение с наставником черновика проекта.

Все вышесказанное обусловило цели исследования:

6 ГОСТ Р 54869-2011. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом: утв. и введ. в действие приказом Федер. агентства по техн. регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. № 1582-ст.: дата введ. 2012-09-01. URL: https://docs.cntd.ru/ document/1200089604 (дата обращения: 15.03.2023).

1) определить общий объем личного времени, необходимый обучающемуся на качественную подготовку социального проекта на гран-товый конкурс Росмолодежи;

2) выявить наиболее важные этапы подготовки проекта и соответствующий им объем личного времени;

3) установить отличия в затраченном личном времени на подготовку в зависимости от роли участников в команде;

4) проанализировать мотивы участия в команде и признаки выгорания, переключения внимания.

Весной 2024 г. было проведено онлайн анкетирование обучающихся гражданских и ведомственных образовательных организаций России7. В опросе приняли участие 33 человека в возрасте от 18 до 35 лет.

Исследование показало, что 27 % опрошенных участвовали в грантовых конкурсах Росмо-лодежи ранее и имеют опыт подготовки заявки и защиты проекта перед экспертами, а 73 % — впервые планируют принять участие в гранто-вых конкурсах Росмолодежи в 2024 г. Для тех обучающихся, кто впервые планирует подавать заявку на грант, участие в этом опросе имеет практическое значение, так как ориентирует их на рациональное использование своего личного времени, понимание сложности предстоящей самостоятельной и командной работы над социальным проектом.

Проектные работы по выбранным респондентами номинациям грантового конкурса Росмолодежи были посвящены творческим инициативам (номинацию #вдохновляй выбрали 15 % опрошенных), добровольчеству (#МЫВМЕСТЕ — 12 %), улучшению коммуникативных навыков молодежи (#создавай_возможности — 12 %), культурному и физическому развитию (#будь_ здоров — 12 %), сохранению исторической памяти (#помни — 6 %), работе с людьми с ОВЗ (#стирай_границы — 6 %), экологическому просвещению (#сохраняй_природу — 3 %) и пр.

Выбор обучающимися тематики проектов на грантовый конкурс Росмолодежи определяется, с одной стороны, их личностными характеристиками: идентификацией себя как лидеров, желающих получить новые знания, умения и навыки и наладить новые полезные связи с организациями-партнерами, желанием помочь окружающим их людям. С другой стороны, внешними обстоятельствами: актуальными социальными проблемами города, в ко-

7 Были опрошены 15 студентов МГЛУ, 11 студентов из РГСУ,

1 студент Сочинского института (филиала) РУДН имени Патриса Лумумбы, 3 магистранта Академии управления МВД России, 3 курсанта Нижегородской академии МВД России.

тором они живут или учатся, и социальными проблемами молодежи в целом.

Роли, которые занимают респонденты в командах социальных проектов, распределились следующим образом: руководители — 9 человек (27 %), члены команды — 19 человек (58 %), наставники — 2 человека (6 %), волонтеры, оказывающие различную помощь команде, но не являющиеся ее членами — 3 человека (9 %).

В соответствии с рекомендациями Росмо-лодежи по подготовке социальных проектов на грантовый конкурс8 самостоятельная работа над проектом была поделена на этапы и респондентам предлагалось ответить на вопрос: какой объем личного времени (в часах) они уделили или планируют уделить каждому из этапов:

1) определение социальной проблемы и выбор номинации конкурса; формулирование названия проекта и прорисовка его эмблемы; уточнение цели, задач, статуса и масштаба реализации проекта;

2) отбор кандидатов/наставников в команду проекта, распределение обязанностей между членами команды;

3) описание проекта (обоснование актуальности, ожидаемого результата, числа участников, информация о команде и руководителе проекта, организациях-партнерах и др.), анкетирование целевой аудитории, сбор статистических данных для обоснования значимости проекта;

4) планирование даты начала и окончания проекта (календарный план по этапам), определение формата мероприятий проекта (очные, дистанционные, смешанные), оформление сметы расходов, подготовка видеовизитки;

5) коммуникация с организациями-партнерами, подготовка сопроводительных писем (писем поддержки) и иных документов;

6) консультация с наставниками по проекту, корректировка плана-графика реализации проекта, репетиция презентации проекта перед защитой на грантовом конкурсе;

7) оформление документации по проекту (на платформе ФГАИС «Молодежь России» на грантовый конкурс Росмолодежи);

8) представление проекта (победителя) на конференциях, фестивалях различного уровня, популяризация проекта после его завершения.

8 Методические рекомендации участникам Всероссийского конкурса «Росмолодежь.Гранты» среди физических лиц в 2023 г. // URL: https://fadm.gov.ru/upload/iblock/9b8/7yirqhfo9ho2gt5fa0gd4br7g edbdi0x/1903_Методические%20рекомендации.pdf (дата обращения: 15.03.2024).

Как показало исследование, у наставника, руководителя и членов команды объем личного времени, затрачиваемого на один этап проекта, равен 1 часу и 50 минутам. При этом различия в объеме переработок (свыше двух часов непрерывной работы) и экономии времени (до получаса) при работе над каким-либо этапом объясняются возложенными на каждого из них конкретными обязанностями по проекту, а также уникальным опытом, знаниями, умениями и навыками, способствующими экономии времени: лидерскими, коммуникативными (хорошо развитой устной и письменной речью для общения с людьми и подготовкой пресс-релизов), техническими (работой на ПК, программном обеспечении, с аудио-, видео-и оргтехникой), математическими (в том числе бухгалтерскими), организационными (владением инструментами организации личного времени).

Также исследование выявило, что большой объем личного времени (2 часа 25 минут) затрачивают волонтеры, обеспечивая поддержку руководителю на разных этапах подготовки и реализации социального проекта. Например, доставляют сопроводительные письма или оборудование, обеспечивают работу мультимедийной техники, осуществляют уборку помещений.

По мнению респондентов, наиболее сложными и трудоемкими этапами во время самостоятельной работы над проектом для всей команды оказались: анкетирование целевой аудитории и сбор статистических данных; описание проекта, подготовка видеовизитки, оформление сметы проекта, оформление заявки на платформе ФГАИС «Молодежь России». Наименее сложными и, соответственно, менее трудоемкими оказались этапы: отбор в команду и распределение обязанностей; формулирование названия проекта и прорисовка его эмблемы; уточнение цели, задач, статуса и масштаба реализации проекта; консультация с наставниками. Разница между объемами личного времени, затраченного на менее и более сложные этапы проекта, составляет от 25 минут до полутора часов, что существенно при планировании самостоятельной работы над проектом в среднесрочной перспективе (до полугода). Также не исключается, что больший объем затраченного времени на подготовку наиболее трудоемких этапов связан с низким владением коммуникативными, организационными, техническими и другими навыками, которые рекомендуется развивать до начала работы над проектом.

Респондентам был задан вопрос о том, кто или что может отвлечь их от работы над проектом. Частой причиной отвлечения от работы опрошенные назвали «посторонний шум», «друзья», «социальные сети», «сериалы» и «перерыв на кофе и чай», «семью», «не знаю к кому обратиться с проектом». Таким образом, отвлечение на другие дела (по дому или на работе), откладывание проекта на потом, нерешительность, неуверенность в выполнении этапа проекта, отсутствие наставника или команды приводят к дополнительным затратам личного времени.

Наоборот, меньший объем затраченного личного времени на менее сложные этапы свидетельствует об уверенности обучающегося (руководителя проекта, члена команды) в выполняемом задании по проекту, наличии у него требуемых знаний и навыков и деловых связей для поддержки проекта.

В качестве основного места для самостоятельной работы над проектом 67 % респондентов назвали свой дом, 40 % — вуз, 27 % — ковор-кинг; 27 % — кафе, 15 % — библиотеку (сумма не равна 100 %, поскольку ответ предполагал выбор нескольких вариантов мест для подготовки проекта).

На вопрос: кто или что мотивирует их продолжать работу над проектом, ответы респондентов разделились: желание изменить мир к лучшему выразили 27 % опрошенных, личную заинтересованность отметили 30 %, влияние наставника или руководителя — 21 %, желание развиваться самому в процессе работы над проектом — 16 %, наличие опыта — 6 %.

Так или иначе, на этапе подготовки проекта команде необходима помощь наставника в координации и направлении действий (контрольных сроков, дедлайнов, индивидуального графика) и дополнительная методическая помощь, которую можно получить во время организуемых Росмолодежью, АНО «Россия — страна возможностей», НКО «Российское общество «Знание» образовательных программ для молодежи9.

Нехватка времени, неумение распределить его на другие учебные задачи может как стимулировать обучающихся работать над социальным проектом чаще, чем над другими задачами, так и снизить концентрацию внимания и исполнительность участников [20] и привести к рассогласованию действий в команде. В связи с этим объем затрачиваемого ими личного

9 В настоящее время действуют 4 круглогодичных образовательных центра для обучения молодежи: Мастерская управления «Сенеж», Центр знаний «Машук», Академия творческих индустрий «Меганом», Молодежный историко-культурный центр «Истоки» [10].

времени на подготовку социального проекта должен быть обязательно структурирован по дням (например, в еженедельнике).

Исследователи процессов организации труда и управления временем предлагают рекомендации по использованию множества инструментов, сокращающих затраты времени и облегчающих умственные и физические нагрузки человека [5; 11; 12]. Рассмотрим инструменты, которые используются в проектной деятельности для ее оптимизации.

Во-первых, это дисциплина и планирование своей деятельности и деятельности своей команды в письменном (бумажном или электронном) или аудиовизуальном виде [4]. Припоминание информации, относящейся к черновику проекта, не зафиксированной на каком-либо носителе (аудио; видео; блокнот, записная книжка, еженедельник и т. п.), приводит к ее искажению, невосполнимым временным затратам и снижает мотивацию к продолжению самостоятельной и командной работы над проектом.

Несомненно, средством мотивации и повышения уверенности в своих силах и лидерских способностях является личный еженедельник руководителя команды социального проекта. Это подтверждают результаты проведенного исследования: 64 % опрошенных обучающихся использовали еженедельник для организации своей повседневной деятельности и 36 % им не пользовались.

Во-вторых, создание резерва времени. Ученые сходятся во мнении, что при планировании задач на день нужно оставлять резерв времени [6; 14]. Это связано с незапланированными, внезапно возникшими домашними или учебными делами, встречами, обсуждениями, отвлечением на социальные сети, общение и хобби, нарушением личной дисциплины. Значение резерва времени на день у каждого обучающегося может быть индивидуальным, зависящим от разных факторов окружающей среды и его работоспособности. Резерв времени позволяет подготовить все этапы проекта в срок (до объявления о проведении конкурса молодежных проектов Росмолодежью), внести в него коррективы и избежать риска непредвиденных задержек. Согласно данным проведенного исследования, резерв времени целесообразно оставлять на самые трудоемкие этапы: сбор статистических данных для обоснования актуальности проекта, анкетирование целевой аудитории проекта, подготовку видеовизитки, обсуждение форм поддержки с организациями-партнерами, оформление сметы проекта,

передачу заявки и проекта на платформе «Молодежь России».

В-третьих, использование в проектной деятельности программного обеспечения [3; 18], например для информационного поиска, обработки и создания текстовых файлов (пресс-релизов, календарного плана проекта, анонсов, плакатов и пр.), аудио- и видеофайлов (видеовизитки, видеофильма), презентации проекта экспертам конкурса.

В-четвертых, это саморазвитие. Его суть в том, чтобы найти новаторское решение проблем целевой аудитории проекта. Для этого обучающимся рекомендуется в их личное время знакомиться с бесплатными онлайн-курса-ми Росмолодежи для понимания актуальных требований к структуре и содержанию социального проекта и условий участия в гранто-вых конкурсах и форумах [4] и с онлайн-курса-ми и методическими рекомендациями других грантодателей [9]. Они проходят курсы в любое удобное для них время, быстрее запоминают подаваемую на онлайн-курсах и в методических рекомендациях информацию благодаря тому, что к ней можно вернуться, пересмотреть, зафиксировать важные детали в индивидуальном ритме восприятия. Обращение к онлайн-курсам и методическим рекомендациям гран-тодателей, безусловно, помогает обучающимся расти профессионально: знания по проектной деятельности, полученные от внешних экспертов или в процессе обсуждения на курсах, существенно сокращают затраты личного времени.

В-пятых, это делегирование. Каждый член команды обладает уникальным опытом и знаниями, и при рациональном их использовании руководителем команды у проекта повышаются шансы на победу в грантовом конкурсе [19; 21]. Руководитель проекта распределяет между всеми членами команды проектные задачи, соответствующие их навыкам: написание пресс-релизов, создание мультимедийного контента, фото- и видеосъемка мероприятий, составление анкеты для целевой аудитории, разработка дизайна и эмблемы проекта, подготовка сметы, отправка писем организациям-партнерам. Благодаря этому затраты времени на подготовку социального проекта сокращаются. Руководитель также должен учитывать физиологические особенности членов команды, их физические нагрузки и умственное утомление [16].

Развитые коммуникативные и организационные навыки руководителя проекта помогают объединить обучающихся в единую команду, создать между членами команды и наставни-

ками доверительные отношения, договориться с организациями-партнерами о софинанси-ровании или иной поддержке и привести свой проект к победе на грантовом конкурсе.

В целом использование инструментов оптимизации затрат личного времени, вовлеченность участников (руководителя и членов команды) в проектную деятельность наравне с передаваемыми наставниками и экспертами Росмолодежи знаниями о порядке подготовки проекта на грантовый конкурс могут не только привести к победе, но и способствовать решению профессиональных задач в будущем благодаря сформированным компетенциям.

Проведенное исследование затрат личного времени обучающихся на подготовку социального проекта позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, распределение обязанностей между всеми членами команды позволяет руководителю оптимизировать затраты личного времени каждого из участников при работе над проектом на грантовый конкурс.

Во-вторых, объем затрат личного времени обучающихся напрямую связан с их предыдущим опытом участия в грантовом конкурсе, развитыми навыками и наличием специальных знаний у каждого члена команды. Среди навыков, необходимых для успешной реализации проекта, были выделены: лидерские (способность руководителя управлять командой), коммуникативные (способность руководителя привлекать сторонние организации для софи-нансирования или информационной поддержки), математические (для грамотного составления сметы расходов с учетом цен на товары, работы и услуги в городе, где планируется реализация проекта), а также навык самоорганизации (использование инструментов управления личным временем, самостоятельное обучение на очных и онлайн-курсах грантодателей, фиксация дел в еженедельнике).

Однако есть и обратная сторона вовлеченности в проектную деятельность. Не всегда опыт обучения и самостоятельная подготовка позволяют развить проект до уровня победителя грантового конкурса. Проект, в который обучающиеся вложили помимо аудиторных часов на курсах и образовательных программах Рос-молодежи много личного времени, может как

выиграть, так и проиграть после оценки экспертами. Объем заложенного личного времени на подготовку проекта не является решающим фактором при его оценке экспертами Росмоло-дежи. Наоборот, важно, чтобы проект отвечал всем параметрам оценки10 и у экспертов не возникло замечаний к предоставленной участниками конкурса информации.

На примере проведенного исследования объемов личного времени, которое обучающиеся тратят на самостоятельную подготовку проекта, такие замеры рекомендуется проводить ежегодно для выявления различий в затрачиваемом времени на тематические блоки проекта. Блокам, на которые тратится больше личного времени, предлагаем уделять и больше часов подготовки с наставником. Конструктивное обсуждение в команде и личные консультации с наставниками по возникающим у команда: проблемам по проектам призвано сократить потери нерационально используемого личного времени.

Несмотря на большие затраты обучающимися личного времени (до двух часов в день в течение нескольких месяцев до объявления грантового конкурса), работа над проектом помогает им профессионально развиваться.

Исследование показало, что обучающиеся стараются рационально использовать свое личное время: они планируют свою деятельность по еженедельнику, распределяют задачи внутри команды, встречаются с наставниками для обсуждения вопросов по проекту, проходят онлайн-обучение на сайте Академии Росмоло-дежи, посещают открытые лекции экспертов Росмолодежи, читают методические рекомендации грантодателей.

В целом при высокой степени личной осознанности руководителя проекта, поддержке членов команды, помощи наставников и экспертов Росмолодежи во время консультаций по черновикам проектов, поддержке вуза и организаций-партнеров каждый качественно подготовленный проект достоин победы на гран-товом конкурсе.

10 Методические рекомендации по проведению оценки проектов, поданных на Всероссийский конкурс молодежных проектов Росмолодежи // Росмолодежь: сайт. URL: https://altaimolodoi.ru/wp-content/uploads/2022/04/метод-рекомендации-по-оценке-проектов. pdf (дата обращения: 15.03.2024)

Список литературы:

1. Андреев В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учебное пособие. Казань, 2013.

2. Бурмистрова Е. В. Мануйлова Л. М. Методы организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся: учебное пособие для вузов. М., 2022.

3. Васильченко Ю. Л., Таранченко, З. В., Черныш М. Н. Самоучитель по тайм-менеджменту. СПб., 2007.

4. Витрина курсов Академии Росмолодежь // Росмолодежь: сайт. URL: https://academy.my-rosmol.ru/courses (дата обращения: 15.03.2024).

5. Гастев А. К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. 2-е изд. М., 1972.

6. Грошева Н. Б., Сольская И. Ю. Управление временем реализации проекта // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 1 (1).

7. Козлов Ю. Д., Рябова Н. В., Мошнякова Я. И. Методы наблюдения при изучении затрат рабочего времени // Информационные технологии в УИС. 2020. № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Меренков А. В. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки: учебно-методическое пособие / под общ. ред. Т. И. Гречухиной, А. В. Меренкова. Екатеринбург, 2016.

9. Методика подготовки заявки на грантовый конкурс на примере заявки в Президентский фонд культурных инициатив // Кухня НКО: сайт. URL: https://ngokitchen.ru/ wp-content/uploads/2023/04/metodika-pod-gotovki-zayavki-v-pfki.pdf (дата обращения: 15.03.2024).

10. Мечты наших девушек и юношей станут реальностью: Владимир Путин запустил работу круглогодичных молодежных образовательных центров // Росмолодежь: сайт. URL: https://fadm.gov.ru/news/mech-ty-nashikh-devushek-i-yunoshey-stanut-realnostyu-vladimir-putin-zapustil-rabo-tu-kruglogodichnykh/ (дата обращения: 04.04.2024).

11. Милошевич Д. З. Набор инструментов для управления проектами / пер. с англ. Е. В. Мамонтова; под ред. С. И. Неизвестного. М., 2008.

12. Павличенко Н. В. Научная организация труда молодых ученых // Диссертационное исследование: технологии подготовки: в 2 ч. Ч. 2. М., 2020.

13. Павличенко Н. В., Романова С. А. Проект на грантовый конкурс: взаимосвязь теории и практики // Журнал высоких гуманитарных технологий. 2024. № 1 (4).

14. Резник С. Д. Записывать или запоминать? Практические советы руководителю // Вестник Евразийской науки. 2018. Т. 10. № 3.

15. Самойлюк Т. А. Особенности нормирования труда управленческого персонала // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2012. Т. 2. № 2.

16. Тихонова О. В., Азизян И. А., Гречушкина Н. В. Пути повышения качества подготовки в высшей школе на основе анализа отношения студентов к внеаудиторной самостоятельной работе // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41).

17. Управление проектами: фундаментальный курс: учебник / А. В. Алешин, В. М. Аньшин, К. А. Багратиони и др.; под ред. В. М. Аньшина, О. Н. Ильиной. М., 2013.

18. Харламова Н. С., Мангова О. Б. Проектная деятельность в иноязычном обучении в социально-политической области // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024. Вып. 1 (850).

19. Gemuenden H. G, Lechler T. Success Factors of Project Management: The Critical Few: An Empirical Investigation // Portland International Conference on Management of Engineering and Technology, 1997. URL: https://doi. org/10.1109/PICMET.1997.653418.

20. Khedhaouria A, Montani F, Thurik R. Time pressure and team member creativity within R&D projects: The role of learning orientation and knowledge sourcing // International Journal of Project Management. 2017. Vol. 35.

21. Oh M, Choi S. The Competence of Project Team Members and Success Factors with Open Innovation // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. 2020. Vol. 6.

22. The standard for project management and a guide to the project management body of knowledge (PMBOK guide). Seventh edition. Pennsylvania, 2021.

Авторы выражают благодарность за помощь в проведении анкетирования кандидату философских наук, доценту кафедры международной информационной безопасности МГЛУ П. Г. Былевскому, ведущему специалисту Центра внедрения клиентоцентричного подхода ВШГУРАНХиГС Р. А. Быковой, кандидату юридических наук, преподавателю кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Нижегородской академии МВД России Е. И. Дубову.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.