Научная статья на тему 'Участие в грантовой деятельности как способ формирования проектной компетенции у студентов'

Участие в грантовой деятельности как способ формирования проектной компетенции у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
грантовая деятельность / проектная деятельность / проектная компетенция / grant activity / project activity / project competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жданова Наталья Михайловна, Манакова Александра Витальевна

В статье рассматривается актуальная проблема формирования проектной компетенции у студентов в образовательно-профессиональных организациях посредством включения их в грантовую деятельность. Особое внимание авторы уделяют вопросам подготовки будущих учителей к участию в конкурсах «Росмолодежь. Гранты», так как именно данный вид деятельности играет ключевую роль в формировании проектной компетенции. Рассмотрены уровни сформированности компонентов исследуемой категории (когнитивный, мотивационной и деятельностный). Авторами дается описание проведенного исследования, которое позволяет обозначить основные пути координации и эффективной работы по формированию проектной компетенции будущих учителей начальных классов. Успешная реализация проектов, способствует становлению коммуникативных навыков, умений работать в коллективе, гибкости и быстроты реакции на изменения в проекте. Грантовая деятельность формирует проектную компетенцию, которая позволяет развить способность к самоопределению и целеполаганию, умение ориентироваться в информационном пространстве. Студенты становятся бо-лее адаптированными к внешним изменениям в образовательном процессе. У них совершенствуется способность самостоятельно и творчески решать конкретные социальные и научные проблемы, формулировать цели и задачи проекта, определять ресурсы и методы достижения целей, а также оценивать результаты своей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жданова Наталья Михайловна, Манакова Александра Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Participation in grant activities as a way of forming students' project competence

The article examines the current problem of developing project competence among students in educational and professional organizations through their inclusion in grant activities. The authors pay special attention to the issues of training future teachers in the competitions “Rosmolodezh. Grants” since this type of activity plays a key role in the formation of project competence. The levels of formation of the category components under study (cognitive, motivational and activity) are considered. The authors describe the research which allows us to identify the main ways that will contribute to the coordination and effective implementation of professional project competence of future specialists. Successful implementation of projects con-tributes to the development of communication skills, the ability to work in a team, flexibility and speed of response to changes in the project. Grant activity builds project competence, allows you to develop the ability for self-determination, goal-setting and the ability to navigate the information space. Students become more adapted to external changes in the educational space. They are able to independently and creatively solve specific social and scientific problems, formulate the goals and objectives of the project, determine resources and methods for achieving goals and also evaluate the results of their activities.

Текст научной работы на тему «Участие в грантовой деятельности как способ формирования проектной компетенции у студентов»

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №1(61). - С. 81-87 --- ♦ ----

УДК 378.147 DOI: 10.52772/25420291_2024_1_81

Наталья Михайловна Жданова, Александра Витальевна Манакова

г. Шадринск

Участие в грантовой деятельности как способ формирования проектной

компетенции у студентов

В статье рассматривается актуальная проблема формирования проектной компетенции у студентов в образовательно-профессиональных организациях посредством включения их в грантовую деятельность. Особое внимание авторы уделяют вопросам подготовки будущих учителей к участию в конкурсах «Росмолодежь. Гранты», так как именно данный вид деятельности играет ключевую роль в формировании проектной компетенции. Рассмотрены уровни сформированности компонентов исследуемой категории (когнитивный, мотивационной и деятельностный). Авторами дается описание проведенного исследования, которое позволяет обозначить основные пути координации и эффективной работы по формированию проектной компетенции будущих учителей начальных классов. Успешная реализация проектов, способствует становлению коммуникативных навыков, умений работать в коллективе, гибкости и быстроты реакции на изменения в проекте. Грантовая деятельность формирует проектную компетенцию, которая позволяет развить способность к самоопределению и целеполаганию, умение ориентироваться в информационном пространстве. Студенты становятся более адаптированными к внешним изменениям в образовательном процессе. У них совершенствуется способность самостоятельно и творчески решать конкретные социальные и научные проблемы, формулировать цели и задачи проекта, определять ресурсы и методы достижения целей, а также оценивать результаты своей деятельности.

Ключевые слова: грантовая деятельность, проектная деятельность, проектная компетенция.

Natalia Mikhailovna Zhdanova, Alexandra Vitalievna Manakova

Shadrinsk

Participation in grant activities as a way of forming students' project competence

The article examines the current problem of developing project competence among students in educational and professional organizations through their inclusion in grant activities. The authors pay special attention to the issues of training future teachers in the competitions "Rosmolodezh. Grants" since this type of activity plays a key role in the formation of project competence. The levels of formation of the category components under study (cognitive, motivational and activity) are considered. The authors describe the research which allows us to identify the main ways that will contribute to the coordination and effective implementation of professional project competence of future specialists. Successful implementation of projects contributes to the development of communication skills, the ability to work in a team, flexibility and speed of response to changes in the project. Grant activity builds project competence, allows you to develop the ability for self-determination, goal-setting and the ability to navigate the information space. Students become more adapted to external changes in the educational space. They are able to independently and creatively solve specific social and scientific problems, formulate the goals and objectives of the project, determine resources and methods for achieving goals and also evaluate the results of their activities.

Keywords: grant activity, project activity, project competence.

Введение. Современные тенденции высшего образования диктуют условия, которые необходимо учитывать в профессиональной подготовке будущих специалистов. Успех в долгосрочной карьере и востребованность на рынке труда напрямую зависят от наличия у выпускников высшего учебного заведения необходимых умений, навыков и компетенций профессиональной деятельности. Именно поэтому сфера высшего образования играет ключевую роль в развитии общества и формировании индивидуальности будущих педагогов. Образовательный процесс позволяет развить необходимые качества личности и осуществить в полном объеме формирование профессионально значимых компетенций у студентов. Научная новизна нашего исследования заключается в том, что дан анализ современного состояния исследуемой проблемы в педагогической и методической литературе, спроектирована траектория формирования проектной компетенции у будущих учителей в процессе участия в грантовой

деятельности. Практическая значимость заключается в разработке траектории подготовки обучающихся к участию в грантовых конкурсах, на основе проведенного исследования, в рамках написания данной статьи.

Цель исследования. В связи с вышеизложенным цель данного материала обозначена следующим образом: выявить и обосновать уровень сформированности проектной компетенции у студентов педагогического университета и разработать траекторию подготовки их к участию конкурсах «Росмолодежь. Гранты».

Материал и методы исследования. Реализации поставленной цели способствовали такие методы исследования, как изучение и анализ трудов педагогов и психологов, а также анкетирование.

Исследовательская часть. Л.В. Силакова отмечает, что выпускник высшего учебного заведения должен обладать следующими

2024, no 1(61) ---- ♦

качествами: самостоятельная организация профессионального роста, инновационное мышление и креативность, владение интегрированными междисциплинарными

знаниями и способность работать в команде над проектами; практический опыт разработки и внедрения исследовательских решений [12].

В условиях высшего образования особое внимание уделяется проблеме организации проектной деятельности в качестве эффективного способа и метода формирования проектной компетенции у обучающихся [4].

Важным для нашего исследования является разграничение сущностных характеристик понятий: «компетенция» и «компетентность». Данные категории схожи между собой, но имеют значительное отличие. «Компетенция» означает совокупность всех знаний и опыта, приобретенных в ходе обучения, позволяющих человеку принимать активное участие в познавательных процессах и в общении с другими людьми [7], а «компетентность» в свою очередь выступает наивысшим уровнем владения компетенцией [1].

Существует большое количество подходов к определению сущности категории «проектная компетенция». Остановимся более подробно на характеристике исследуемого понятия. А.И. Блесман, рассматривает «проект» как основополагающую идею, воплощённую в форме описания, обоснования расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации [10].

По мнению И.И. Топилиной, проектная компетенция является интегративной

характеристикой человека, отражающей уровень его готовности к разработке и реализации проектов [14]. В своей статье мы будем опираться на данное определение ключевого понятия нашего исследования.

С.Е. Шишов рассматривает проектную компетенцию педагога как ключевую составляющую профессиональной

компетентности, включающую:

1) успешный опыт педагогического проектирования;

2) готовность осуществлять профессиональную деятельность, в рамках разработки и реализации педагогических проектов, позволяющих внести изменения в образовательный процесс, опираясь на современные требования постоянно изменяющихся воспитательных практик [15].

Под «проектной деятельностью» А.И. Блесман, понимает совокупность

целенаправленных действий, которые позволяют решить конкретные задачи в рамках проекта, ограниченного временной, целевой установкой и достигнутыми результатами (итоговым продуктом). Автор отмечает, что в последнее

PEDAGOGICAL UNIVERSITY, pp. 81-87

время все чаще рядом с вышеобозначенным понятием используется категория «грантовая деятельность». Он рассматривает ее как «системное явление, субъектами которого являются лица или организации реализующие проекты различной социальной направленности» [10].

Проектная деятельность, по мнению В.С. Мухиной, охватывает два основных направления: проектное и исследовательское [8].

Т.И. Закирова разграничивает данные виды деятельности, отмечая, что они имеют существенные различия, отражающиеся в цели и итоговом продукте. В проектной деятельности основная идея состоит в реализации ведущего замысла проекта, который в свою очередь основывается на едином алгоритме действий, представлений, дополняющих друг друга [5].

В данной статье, мы более подробно остановимся на вопросе выявления уровня сформированности проектной компетенции студентов, которая позволяет им принимать участие в грантовой деятельности.

Грантовая поддержка предоставляется соискателю в том случае, если руководитель проекта смог в полной мере раскрыть идею, оформить заявку на участие в конкурсе в соответствии с требованиями и критериями оценки.

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» активно реализует направление грантовой деятельности в вузе. Осуществляет реализацию социальных проектов патриотической, экологической, спортивной, духовно-нравственной и других сфер, которые направлены на изменения в обществе и качества жизни благополучателей.

Студенты активно включаются в процесс участия в конкурсе «Росмолодежь. Гранты», который позволяет им получить финансовую поддержку на реализацию собственного проекта.

По мнению А.Н. Мушкировой, необходимо в вузе создавать определенные педагогические условия, с целью формирования

профессиональных компетенций, в том числе и проектной, позволяющих обучающимся участвовать в конкурсах проектных работ [9].

В рамках данной статьи нами проведено исследование с помощью метода анкетирования. В нашем опросе приняли участие 21 студент 1 и 4 курса направления подготовки «Начальное образование»: 1 курс - 10 человек, 4 курс - 11 человек.

Цель исследования: выявить уровень сформированности проектной компетенции у студентов.

Материалы исследования: заранее подготовленные вопросы, связанные с реализацией грантовой деятельности студентов в высшем учебном учреждении (анкета).

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №1(61). - С. 81-87

Содержание: организуется анкетирование, в рамках, которого респонденты отвечают на вопросы, предусмотренные исследованием.

Обучающимся нужно было ответить на несколько вопросов:

1. Дайте точное определение термину «социальный проект - это...»

2. Какую структура имеет социальный проект?

3. Был ли у вас опыт написания социального проекта?

Ответы студентов

4. Принимали ли вы участие в грантовой деятельности?

5. Какие важные компетенции формируются в ходе участия студента в грантовой деятельности?

Анализ полученных ответов показал следующее.

Ответы студентов на первый вопрос анкеты:

«Дайте точное определение термину «социальный проект - это...» представлены в таблице 1.

Таблица 1

на первый вопрос

Варианты ответа обучающихся Процентное соотношение

Проект является уникальной деятельностью, которая имеет начало и конец во времени. Она направлена на достижение определенной цели, создание уникального продукта или услуги при заданных ограничениях (по ресурсам и срокам) 47,6 %

Проект - это совокупность взаимосвязанных мероприятий, которые направленны на создание продукта для потенциальных участников 42,9%

Проект - это совокупность заранее запланированных действий для достижения конкретной цели проекта 9,5%

Анализ результатов по первому вопросу показал, что большинство студентов и первого, и четвертого курса владеют терминологией исследуемой категории.

Ответы на второй вопрос: «Какую структура имеет социальный проект?» оказались идентичными у обоих курсов. Анкетируемые отмечают, что эти знания они получили в ходе

Ответы студентов на

активной работе на занятиях в рамках дисциплины «Проектная среда». Посещение данных занятий позволило им научиться социальному проектированию. Ответы студентов на третий и четвертый вопрос анкеты представлены в таблице 2.

Таблица 2

й и четвертый вопрос

Содержание вопроса 1 курс (10 человек) 4 курс (11 челочек)

Был ли у Вас опыт написания социального проекта? 50% 100%

Принимали ли Вы участие в грантовой деятельности? 40% 63,6%

Все студенты 4 курса имеют опыт написания социального проекта, но только 7 человек, что составляет 63,6%, принимали участие в грантовой деятельности. У студентов первого курса практически отсутствует опыт грантовой деятельности, но они подчеркивают, что с большим удовольствием хотят разработать свой

социальный проект и получить грантовую поддержку на его реализацию. Ответы на пятый вопрос «Какие важные компетенции формируются в ходе участия студента в грантовой деятельности?» отражены на рисунке 1.

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY,

2024, no 1(61), pp. 81-87

■ Презентационная Ценностно-смысловая

■ Рефлексивная

Рис. 1. Ответы студентов на пятый вопрос

На круговой диаграмме мы отразили, что больше всего опрошенных респондентов считают, что в ходе участия в грантовой деятельности формируются коммуникативная и

организационная компетенции. Ведь именно они необходимы руководителю проекта больше всего в ходе достижения поставленной цели. Он должен правильно выстроить коммуникативную траекторию со своей командой, слышать и слушать их пожелания, четко и понятно формулировать свою речь, быстро реагировать и решать конфликтные ситуации, смело вести диалог с остальными участниками проекта. Знать точки взаимодействия со смежными командами. Управлять процессом, генерировать сильные идеи и вовлекать команду проекта в эту деятельность.

Уровни сформированности

На вторую позицию анкетируемые поставили следующие компетенции:

рефлексивную и презентационную. Затем в студенческом рейтинге идут ценностно-смысловая, информационная и учебно -познавательные компетенции.

С целью выявления уровня

сформированности проектной компетенции у студентов, нами описаны уровни исследуемого понятия, исходя из его структурных компонентов (когнитивного, мотивационного, деятельностного). Ниже представлена таблица 3 с описанием уровней сформированности исследуемой нами категории и их характеристикой.

После проведения анкетирования мы получили следующие результаты (таблицу 4).

Таблица 3

проектной компетенции студентов

Уровень сформированности проектной компетенции Характеристика уровня сформированности проектной компетенции

Высокий уровень По когнитивному компоненту: студент владеет знаниями и терминологией, принятой в процессе проектной работы. По мотивационному компоненту: студент имеет устойчивую внутреннюю мотивацию к осуществлению проектной деятельности. Осознает значимость участия гранатовых конкурсах и реализации социальных проектов как условия успеха в профессиональной деятельности. У студента сформирована потребность в проектной деятельности. По деятельностному компоненту: студент умеет самостоятельно формулировать цель проекта, выстраивать план действий по реализации собственного проекта, защищать перед экспертами и готов брать ответственность за результат коллективной деятельности.

Средний уровень По когнитивному компоненту: студент допускает неточности в выборе информации, необходимой для разработки проекта, не всегда правильно определяет траекторию проектирования. По мотивационному компоненту: студент понимает значимость и роль проектной работы в образовательном учреждении, но при этом интерес к участию в написании и реализации проекта неустойчив. По деятельностному компоненту: готов брать ответственность и реализовывать проект, но с помощью педагога-наставника.

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №1(61). - С. 81-87

По когнитивному компоненту: студент не имеет достаточных знаний по вопросу разработки и реализации проекта, а также не владеет терминологии, используемой в проектной деятельности. По мотивационному компоненту: у студента не сформирована внутренняя мотивации к проектной деятельности, отсутствует интерес к участию в данном виде деятельности, он не осознает ее значимость и место в образовательном процессе. По деятельностному компоненту: отсутствуют умения, необходимые в написании и презентации проекта, студент не готов брать ответственность за результат коллективной работы и реализацию продукта проектной деятельности._

Таблица 4

Распределение студентов по уровням сформированности проектной компетенции

Уровень Количество студентов Количество студентов %

Высокий 11 52,4

Средний 8 38,1

Низкий 2 9,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У 11 студентов, что составляет 52,4 % от общего количества опрошенных, был выявлен высокий уровень сформированности проектной компетенции. Они полностью владеют проектной терминологией. Знают и понимают структуру написания проекта. Владеют монологической формой речи в ходе защиты проекта. Умеют точно и конкретно отвечать на поставленные вопросы. Для них характерна командная работа, они готовы брать ответственность за результаты, полученные в ходе реализации проекта. У данного числа респондентов был опыт написания, защиты и реализации проекта.

Средний уровень сформированности проектной компетенции выявлен у 8 студентов (38,1 %). Обучающиеся имеют опыт участия в

проектной деятельности. Они посещали занятия по проектированию, но потребность реализовывать проектную деятельность неосознанная, а интерес к данному виду деятельности у респондентов неустойчив. Данная категория студентов активно ведет работу в волонтерской деятельности, но они не готовы нести ответственность за реализацию своего проекта. Низкий уровень проектной компетенции определен у 2 студентов (9,5%). Графическое изображение результатов исследования уровня сформированности проектной компетенции студентов первого и четвертого курсов представлено на рисунке 2.

1 Высокий ■ Средний ■ Низкий Рис. 2. Уровень сформированности проектной компетенции у студентов

Привлекать студентов к написанию проектов, в рамках участия их в грантовой деятельности, важно с первого курса и постепенно [2]. Сначала в роли волонтеров, участников проектной команды и затем как

руководителей в конкурсных отборах различных проектов на внутривузовском, а затем на областном и всероссийском уровне. Они должны понять и выделить для себя в этой сфере ресурс,

2024, no 1(61) ---- ♦

который позволит им, вырасти как личностно, так и профессионально [3].

Уровень сформированности проектной компетенции студентов проявляется в качественной составляющей разработанной и подготовленной к защите «модели» проекта, которая презентуется экспертной комиссии для оценки, и в случае успешной защиты будет реализована [4].

Одним из ключевых аспектов проектной деятельности в грантовой сфере выступает подготовка заявки на получение гранта. Она включает подробное описание проекта, целей и задач, оценку рисков, планирование бюджета, определение сроков и другие аспекты [2].

Процесс создания проектной «модели» для подачи заявки на грантовый конкурс включает: разработку проекта, планирование, управление и контроль за выполнением задач, оценку количественных и качественных показателей, работу в команде и направление внешних и внутренних ресурсов для достижения поставленных задач.

Э.Ф. Зеер выделяет внутренний самоанализ обучающихся, как профессионально важное качество в осуществлении проектной деятельности [6]. Данную идею поддерживает Ю.С. Спиридонова, которая отмечает, что каждый обучающийся должен понять и принять свои положительные и отрицательные качества, соотнести их с эталоном профессионально важных качеств, и только затем реализовать их в исследовательской или проектной деятельности [13].

Успешность участия студентов в проектной деятельности зависит от осознания

PEDAGOGICAL UNIVERSITY, pp. 81-87

психологических и педагогических основ исследовательско-проектной деятельности,

которые лежат в основе проектной компетенции [11].

Практическое применение результатов исследования, заключается в том, что данные материалы помогут наставником и руководителям проектов при разработке «проектной модели», с целью участия в конкурсе «Росмолодежь. Гранты», а также в процессе формирования проектной компетенции у участников команды. Заключение. Успешная реализация проектов в грантовой сфере требует от руководителя и его команды высокой организованности,

коммуникативных навыков, умения работать в коллективе, гибкости и быстроты реакции на изменения в проекте. Участие в грантовой деятельности способствует формированию у будущих учителей проектной компетенции, позволяет развить способность к самоопределению и целеполаганию, умение ориентироваться в информационном

пространстве. Студенты становятся более адаптированными к внешним изменениям в социуме. Они способны самостоятельно и творчески решать конкретные социальные и научные проблемы; формулировать цели и задачи проекта; определять ресурсы и методы достижения целей; оценивать результаты своей деятельности. На основе вышеизложенного материала, мы можем утверждать, что грантовая деятельность в полном размере позволяет раскрыть потенциал студентов, сформировать проектную компетенцию, необходимую для дальнейшего трудоустройства выпускников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - Москва : ИКАР, 2009. - 448 с. - Текст : непосредственный.

2. Бокова, А.И. Грантовая деятельность: практика применения и особенности управления / А.И. Бокова. - Москва : Проспект, 2019. - 232 с. - Текст : непосредственный.

3. Волынкин, В.И. Педагогическое сопровождение в социокультурной деятельности : монография / В.И. Волынкин, Г.В. Палаткина. - Астрахань : Астрахан. гос. ун-т, 2011. - 230 с. - Текст : непосредственный.

4. Голуб, Г.Б. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования : метод. пособие для педагогов-руководителей проектов учащихся основ. шк. / Г.Б. Голуб. - Самара : Учебная литература, 2006. - 189 с. -Текст : непосредственный.

5. Закирова, Т.И. Проектная деятельность студентов как метод формирования компетенций студентов вузов / Т.И. Закирова - Текст : непосредственный // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 5. - С. 326.

6. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к образованию / Э.Ф. Зеер. - Текст : непосредственный // Образование наука. - 2005. - № 3 (33). - С. 27-40.

7. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - Москва : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. - 337 с. - Текст : непосредственный.

8. Мухина, В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В.С. Мухина. -Текст : непосредственный // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве : сб. ст. / под ред. А.С. Обухова. - Москва : НИИ школьных технологий, 2006. - С. 203.

9. Мушкирова, А.Н. Педагогические условия формирования профессиональных ценностных ориентаций у будущих специалистов / А.Н. Мушкирова. - Текст : непосредственный // Оценка качества образования: от проектирования к

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №1(61). - С. 81-87 -- ♦ ----

практике : материалы II Межрегион. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Улан-Удэ, 25 окт. 2016 г. / науч. ред. Д.К. Чимитова. - Улан-Удэ : Бурят. гос. ун-т, 2017. - С. 69-73.

10. Основы проектной деятельности : метод. указания / Ом. гос. техн. ун-т ; сост.: А.И. Блесман [и др.]. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2021. - 38 с. - Текст: непосредственный.

11. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. - Москва : Ось-89, 2005. - 164 с. - Текст : непосредственный.

12. Силакова, Л.В. Профессиональные компетенции и способы их формирования в вузе / Л.В. Силакова. - Текст : непосредственный // Научный журнал НИУ ИТМО. - 2014. - № 2. - С. 21-26.

13. Спиридонова, Ю.С. Исследовательский навык как компонент формируемой цифровой культуры будущих педагогов / Ю.С. Спиридонова. - Текст : непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2023. - № 4 (60). - С. 141-147.

14. Топилина, И.И. Компетентностный подход к обучению и специфика образовательной среды при его реализации в начальной школе / И.И. Топилина. - Текст : электронный // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. -2019. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-k-obucheniyu-i-spetsifika-obrazovatelnoy-sredy-pri-ego-realizatsii-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 10.02.2024).

15. Шишов, С Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость / С.Е. Шишов, И.И. Агапов. - Текст : непосредственный // Мир образования - образование в мире. - 2005. - № 4. - С. 41-43.

REFERENCES

1. Azimov, Je.G., Shhukin A.N. Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponjatij (teorija i praktika obuchenija jazykam) [A new dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of language teaching)]. Moscow: IKAR, 2009. 448 p.

2. Bokova A.I. Grantovaja dejatel'nost': praktika primenenija i osobennosti upravlenija [Grant activity: application practice and management features]. Moscow: Prospekt, 2019. 232 p.

3. Volynkin V.I., Palatkina G.V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie v sociokul'turnoj dejatel'nosti: monografija [Pedagogical support in socio-cultural activities]. Astrahan': Astrahan. gos. un-t, 2011. 230 p.

4. Golub G.B. Metod proektov tehnologija kompetentnostno-orientirovannogo obrazovanija: metod. posobie dlja pedagogov-rukovoditelej proektov uchashhihsja osnov. shk. [Project method technology of competence-based education: method. a manual for teachers-project managers of students of the basics]. Samara: Uchebnaja literatura, 2006. 189 p.

5. Zakirova T.I. Proektnaja dejatel'nost' studentov kak metod formirovanija kompetencij studentov vuzov [Students' project activity as a method of forming university students' competencies]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2017, no. 5, pp. 326.

6. Zeer Je.F. Kompetentnostnyj podhod k obrazovaniju [Competence-based approach to education]. Obrazovanie nauka [Science and Education], 2005, no. 3 (33), pp. 27-40.

7. Zimnjaja I.A. Kljuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaja osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii [Key competencies as the effective-target basis of the competence approach in education]. Moscow: Issled. centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2007. 337 p.

8. Muhina V.S. Psihologicheskij smysl issledovatel'skoj dejatel'nosti dlja razvitija lichnosti [The psychological meaning of research activity for the development of personality]. In A.S. Obuhova (ed.) Issledovatel'skaja dejatel'nost' uchashhihsja v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve: sb. st. [Research activity of students in the modern educational space]. Moscow: NII shkol'nyh tehnologij, 2006, pp. 203.

9. Mushkirova A.N. Pedagogicheskie uslovija formirovanija professional'nyh cennostnyh orientacij u budushhih specialistov [Pedagogical conditions for the formation of professional value orientations among future specialists]. Chimitova D.K. (ed.) Ocenka kachestva obrazovanija: ot proektirovanija k praktike: materialy II Mezhregion. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, Ulan-Udje, 25 okt. 2016 g. [Assessment of the quality of education from design to practice]. Ulan-Udje: Burjat. gos. un-t, 2017, pp. 69-73.

10. Blesman A.I. (eds.) Osnovy proektnoj dejatel'nosti: metod. ukazanija [Fundamentals of project activity]. Omsk: Izd-vo OmGTU, 2021. 38 p.

11. Savenkov A.I. Psihologicheskie osnovy issledovatel'skogo podhoda k obucheniju [Psychological foundations of a research approach to learning]. Moscow: Os'-89, 2005. 164 p.

12. Silakova L.V. Professional'nye kompetencii i sposoby ih formirovanija v vuze [Professional competencies and ways of their formation in higher education]. Nauchnyj zhurnal NIU ITMO [Scientific Journal of the National Research University], 2014, no. 2, pp. 21-26.

13. Spiridonova Ju.S. Issledovatel'skij navyk kak komponent formiruemoj cifrovoj kul'tury budushhih pedagogov [Research skill as a component of the emerging digital culture of future teachers]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Journal of ShadrinskState Pedagogical University], 2023, no. 4 (60), pp. 141-147.

14. Topilina I.I. Kompetentnostnyj podhod k obucheniju i specifika obrazovatel'noj sredy pri ego realizacii v nachal'noj shkole [Competence-based approach to learning and the specifics of the educational environment in its implementation in primary school]. Vestnik Taganrogskogo instituta imeni A.P. Chehova [Bulletin of Taganrog Institute named after A.P. Chekhov], 2019, no. 1, URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-k-obucheniyu-i-spetsifika-obrazovatelnoy-sredy-pri-ego-realizatsii-v-nachalnoy-shkole (Accessed 10.02.2024).

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY,

2024, no 1(61), pp. 81-87 ---- ♦ ---

15. Shishov S.E., Agapov I.I. Kompetentnostnyj podhod k obrazovaniju kak neobhodimost' [Competence-based approach to education as a necessity]. Mir obrazovanija - obrazovanie v mire [The world of education - education in the world], 2005, no. 4, pp. 41-43.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Н.М. Жданова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: nat.jdanova@mail.ru.

А.В. Манакова, студентка 1 курса магистратуры направления «Советник директора по воспитательной работе», ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», учитель физической культуры, ГБОУ «Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат № 11», г. Шадринск, Россия, e-mail: sasha.manakova.01@mail.ru.

ABOUT THE AUTHORS:

N. M. Zhdanova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: nat.jdanova@mail.ru.

A.V. Manakova, 1st year Master's Student, field of training "Advisor to the Director for Educational Work", Shadrinsk State Pedagogical University, Physical Education Teacher, Shadrinsk Special (Correctional) Boarding School No. 11, Shadrinsk, Russia, e-mail: sasha.manakova.01@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.