the humanities and natural sciences], 2012, no. 10, pp. 250-253. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-obrazovatelnoe-partnerstvo-v-sovremennyh-sotsiokulturnyh-usloviyah (Accessed 01.12.2020).
5. Puskunova E.V., Kondrakova I.Je., Solovejkina M.P., et al. Tehnologii social'nogo partnerstva v sfere obrazovanija: ucheb.-metod. kompleks [Technologies of social partnership in education]. Sankt-Peterburg: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2017. 438 p.
6. Skvorcov V.N. Integracija v obrazovanii i sposoby klassifikacii integrirovannyh obrazovatel'nyh sistem [Integration in education and methods of classification of integrated educational systems]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo uni-versiteta im. A.S. Pushkina [Pushkin Leningrad State University Journal], 2014, no. 3, pp. 40-52.
7. Tkachenko V.V. Social'noe partnerstvo v obrazovatel'noj sfere: monografija [Social partnership in the educational sphere]. Blagoveshhensk: Amurskij gos. un-t, 2006. 144 p.
8. Tret'jak N.A., Chalenko V.V., Chalenko N.N. Social'noe partnerstvo kak istochnik razvitija sovremennogo obrazovanija [Social partnership as a source of development of modern education]. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii [Modern educational technologies], 2016, no. 9, pp.174- 179.
9. Tihovodova A.V. Social'noe partnerstvo: sushhnost', funkcii, osobennosti razvitija v Rossii [Social partnership: essence, functions, features of development in Russia]. Izvestija RGPU im. A.I. Gercena [Izvestiya: Herzen University Journal of Humanities and Sciences], 2008, no. 58, pp. 297-301. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-partnerstvo-suschnost-funktsii-osobennosti-razvitiya-v-rossii (Accessed 01.12.2020).
10. Husainova S.V. Vidy i formy social'nogo partnerstva v sfere obrazovanija [Types and forms of social partnership in the field of education]. Molodoj uchenyj [Young Scientist], 2020, no. 22 (312), pp. 570-572. URL: https://moluch.ru/archive/312/70979/ (Accessed 01.12.2020).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
С.А. Котова, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики начального образования и художественного развития ребенка, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-2291-5039.
И.А. Липатова, директор, Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации специалистов «Информационно-методический центр» Центрального района Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
S.A. Kotova, Ph. D. in Psychology, Associate Professor of, head. Department of Pedagogy of Primary Education and Artistic Development of the Child, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-2291-5039.
I.A. Lipatova, director, State Budgetary Institution of Additional Professional Pedagogical Education Center for Advanced Training of Specialists "Information and Methodological Center" of the Central District of St. Petersburg, St. Petersburg, Russia, e-mail: [email protected].
УДК 377.1 Б01: 10.52772/25420291_2021_3_44
Юлия Леонидовна Нетунаева г. Шадринск
Анализ понятия проектно-исследовательская компетенция студентов колледжа
В данной статье рассматривается понятие «проектно-исследовательская компетенция», которое состоит из понятий «компетенция» и «проектно-исследовательская деятельность». Автор рассматривает истоки проектной и исследовательской деятельности, выделяя их особенности при реализации в среднем профессиональном образовательном учреждении. В статье проанализированы определения проектно-исследовательской деятельности, на основании которых выделены ее характерные черты. Рассмотрены определения проектно-исследовательской компетенции, выделено ведущее определение данного понятия в современной педагогической практике. Предлагается авторское определение понятия «проектно-исследовательская компетенция студентов колледжа». Для получения результатов исследования были применены следующие методы: анализ философской, педагогической, методологической литературы по исследуемой проблеме, систематизация, сравнение полученных данных. Теоретические результаты могут быть применены на научно-практических семинарах, факультативных курсах в высших учебных заведениях, при написании курсов по проектно-исследовательской деятельности.
Ключевые слова: компетенция, проектная деятельность, исследовательская деятельность, проектно-исследовательская компетенция.
Yulia Leonidovna Netunaeva
Shardrinsk
Analysis of the term project and research competence of college students
The article is devoted to the analysis of the term "project and research competence" which consists of the terms "competence" and "project and research activity". The author examines the origins of project and research activities. The characteristics of the activities arrangement in colleges are mentioned. The author analyzes the definitions of project and research activity and describes its characteristics. The definitions of design and research competence are considered, and the leading definition of project and research activity in modern pedagogical practice is highlighted. The author's definition of the concept "design and research activities of college students" is given. To obtain the results of the study, the following methods were used: analysis of philosophical, pedagogical, and methodological literature on the considered problem, systematization, and comparison of the obtained data. The theoretical results can be applied in scientific-research seminars or in optional course in higher educational institutions, when writing courses on project and research activity.
Keywords: competence, project activity, research activity, project and research competence.
Введение: На рынке труда требуются сотрудники, обладающие не только определённым набором профессиональных навыков, но и такими качествами, как активность, креативность, коммуникабельность, самостоятельность, мобильность, конкурентоспособность. Для удовлетворения этих потребностей выпускник колледжа должен владеть универсальными способами деятельности и технологиями. В таком ключе проблема формирования проектно-исследовательской компетенции студентов становится особенно значимой.
Несмотря на то, что внимание исследователей к проектной и исследовательской деятельности обучающихся приковано давно, проблема формирования проектно-исследовательской компетенции находится в поле зрения исследователей лишь с конца ХХ века. Более того, в аспекте среднего профессионального образования данная проблема является малоизученной. Именно поэтому мы считаем необходимым рассмотреть современное состояние проблемы и интерпретировать понятие «проектно-исследовательская компетенция студентов колледжа».
Методы исследования: анализ философской, педагогической, методологической литературы по исследуемой проблеме, систематизация, сравнение полученных данных.
Результаты: Сущность понятия проектно-исследовательская компетенция основывается на понятиях «компетенция» и «проектно-исследовательская деятельность»,
Понятия «компетенция» и «компетентность» необходимо разграничивать. Опираясь на материалы исследований А.В. Хуторского, И.А. Зимней, Г.К. Селевко, А.С. Даниловой, мы пришли к выводу, что компетентность - это владение компетенцией, где последняя представляет собой не только набор теоретических знаний, но умение их применять для решения конкретных задач и проблемных ситуаций.
Понятие «проектно-исследовательская деятельность» можно разложить на составляющие: проектная деятельность и исследовательская деятельность. Метод проектов, как педагогический феномен, возник в 20-е годы прошлого столетия в
США и впервые был описан Дж. Дьюи, а затем его учеником В. Килпатриком. Метод проектов также называли методом проблем и связывали его с идеями гуманистического направления в философии и образовании. Дж. Дьию предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность обучающегося на основе его личного интереса в этом знании [11, C. 65]. Внимание русских педагогов метод проектов привлек в начале ХХ века. Под руководством С.Т. Шацкого началась работа по внедрению этого метода в преподавание. После событий октября 1917 года советской властью проводились попытки преобразовать школу учебы в школу жизни, где приобретение знаний осуществлялось на основе труда, а содержание проектов базировалось на общественно-полезных делах. Но в 1931 году данный метод был осужден советской властью и не использовался практически весь советский период [11, C. 66]. В 90-х годах ХХ века метод проектов вновь возродился в российской системе образования, но уже в новом качестве.
Потенциал метода проектов огромен. Например, в своей диссертации Л.А. Дорджиева подчеркивает потенциал метода проектов в формировании познавательной самостоятельности студентов колледжа, которые, по ее мнению, характеризуются ее низким уровнем и нередко проявляют безответственность к учебной деятельности как средству обучения [3, C. 6-8].
А.А. Кулешов подчеркивает, что использование метода проектов в преподавании позволяет повысить качество сформированности специальных компетенций студентов [6, C. 6].
Говоря об исследовательском подходе, как стратегии обучения, следует отметить, что истоки этого подхода можно обнаружить в дидактических идеях Я.А. Коменского, Дж. Локка, М.В. Ломоносова, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистервега, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского. Ведущие педагоги ХУП-ХК вв. настаивали на единстве теории и практики в обучении посредством использования исследовательских работ, направленных на развитие у обучающихся интереса к познанию окружающего мира, формирова-
ние и развитие интеллектуальных, практических умений [10]. Эти ученые уделяли внимание методологии исследования. Ими введены в практику исследования основные понятия, которые используется в исследовании.
Исследовательскую деятельность чаще всего рассматривают как учебно-исследовательскую, так как она лишь приближена к исследовательской деятельности ученного, в процессе которой обучающийся добывает знания являющиеся субъективно новыми. Такое обучение позволяет не только добиться усвоения новых знаний обучающимися, но организовать их творческую деятельность.
Н.Г. Князева утверждает, что при правильной подготовке педагога, при учете индивидуальных особенностей студентов учебно-
исследовательская деятельность активизирует социальное партнерство [5, C. 7].
А.С. Чикишева придерживается позиции, что наиболее эффективное развитие личности происходит через осознание ею собственных потребностей в процессе предметной деятельности. Исследовательская деятельность является важным фактором личностно-профессионального становления студента колледжа, так как именно в процессе этой деятельности студент учится выявлять и решать проблемы, актуализирует развитие важных личностных и профессиональных качеств, формирует смысл и опыт саморазвития как личности и профессионала [14, C. 8-13].
Среди отличительных характеристик проектной деятельности от исследовательской можно выделить (по О.С. Круглик):
- результат проектирования известен учащемуся, результат исследования нет;
- конечный продукт при проектировании чаще имеет материальную форму, а при исследовании - нематериальную;
- процесс проектирования четко структурирован, при исследовании не все этапы могут выполняться в обязательном порядке [7, C. 26].
Несмотря на ряд различий, понятие «проектно-исследовательская деятельность» представляет собой интеграцию деятельности проектной и деятельности исследовательской. Они неразрывно связаны друг с другом не только как последовательные этапы деятельности, но и как взаимно вложенные процедуры осмысления целого и его частей: процесс проектирования невозможно представить без исследовательских действий по поиску и анализу информации.
А.В. Леонтович определяет проектно-исследовательскую деятельность как «деятельность по проектированию собственного исследования, предполагавшую выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов» [8].
И.В. Дементьева трактует понятие «проектно-исследовательская деятельность» как «инте-гративно-творческий вид деятельности по созданию проекта на основе исследования, синтезирующий в себе проектировочные и исследовательские методы решения задач» [2, C. 40].
В статье Л.А. Ибрагимовой и Э.А. Ганиевой «Логика организации и проведения проектно-исследовательской деятельности с учащимися в общеобразовательном учреждении», опубликованной в периодическом издании «Общество: социология, психология, педагогика» дается следующее определение проектно-исследовательской деятельности: «деятельность, сходная с исследовательской и направленная не только на установление истины, но и на создание конечного продукта, представления о котором выработаны заранее» [4].
Р.Р. Шахмарова в своей статье «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в контексте ФГОС: проблемы и пути их решения» дает следующую характеристику проектно-исследовательской деятельности: [она] «предполагает решение исследовательской, творческой задачи под руководством педагога. Технология реализации проекта предполагает проведение индивидуального исследования, в ходе которого собранный творческий материал позволяет объяснить научные и жизненные явления. Стиль педагогического управления данными действиями основывается на сотрудничестве обучающихся с педагогом и друг с другом» [15, C. 52].
Проанализировав вышепредставленные определения, можно выделить следующие отличительные характеристики проектно-исследовательской деятельности:
- проектно-исследовательская деятельность -это творческий вид деятельности, основанный на сотрудничестве педагога и студента, студентов друг с другом;
- проектно-исследовательская деятельность представляет собой интеграцию проектных (планирование деятельности, постановка целей, прогнозирование результата) и исследовательских (проведение поэтапного исследования, оформление результатов и их защита) умений;
- при проектно-исследовательской деятельности необходимо перевести внешний стимул к поиску нового знания во внутреннюю мотивацию к обучению;
- проектно-исследовательская деятельность направлена не только на поиск субъективно новых знаний, но и на создание конечного продукта.
О способности к успешной реализации про-ектно-исследовательской деятельности говорит наличие сформированной проектно-
исследовательской компетенции.
Е.А. Румбешта рассматривает проектно-исследовательскую компетенцию как «совокупность знаний в определённой области, знаний о
структуре проектной и исследовательской деятельности; наличие проектных и исследовательских умений (решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, планировать деятельность, формулировать цель деятельности, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, предъявлять результаты исследования); наличия способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности [12, C. 105].
Т.В. Альникова дает аналогичное определение данному понятию в своей диссертации «Формирование проектно-исследовательской компетенции учащихся на элективных курсах по физике» [1, C. 71].
И.В. Дементьева трактует данное понятие как «вид компетенции, включающий знания, умения, опыт и мотивацию ученика, необходимые для продуктивного осуществления проектно-исследовательской деятельности по отношению к объектам реальной действительности [2, C. 40].
М.О. Омарова и Д.Д. Асхабалиева в своей статье «профессиональная подготовка магистрантов на основе формирования проектно-исследовательских компетенций» дают аналогичное определение определению Е.А. Румбешты [9, C. 84].
Н.К. Сартбекова и А.М. Таникулова в своей статье «проблемы формирования проектно-исследовательской компетенции у студентов колледжа Кыргызстана» дают следующее определение: «вид компетенции, дающий результативное и личностно-осмысленное исполнение проектно-исследовательской работы, целенаправленной на
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
профессиональное будущее, самовыражение и открытость личности студента» [13, C. 269].
На сегодняшний день в педагогической практике ведущим определением понятия «проектно-исследовательская деятельность» является определение Е.А. Румбешты. Из всех представленных определений, оно наиболее полно отражает суть данного понятия. Однако немаловажным является мотиваци-онный и профессиональный аспекты, которые упомянуты в определениях И.В. Дементьевой, Н.К Сартбековой и А.М. Таникуловой соответственно. Таким образом, основываясь на определении понятия компетенция, вышеназванных определениях проектно-исследовательской компетенции, мы можем дать следующее определение проектно-исследовательской компетенции студентов колледжа: это совокупность знаний в определённой области, опыта, мотивации студента, знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; наличие проектных и исследовательских умений (решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, планировать деятельность, формулировать цель деятельности, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, предъявлять результаты исследования); наличия способности применять эти знания и умения как в профессиональной, так и в социальной деятельности.
Таким образом, нами было уточнено ведущее определение проектно-исследовательской компетенции в современной педагогической практике, на основании которого мы представили авторское определение проектно-исследовательской деятельности студентов колледжа.
1. Альникова, Т.В. Формирование проектно-исследовательской компетенции учащихся на элективных курсах по физике : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Альникова Татьяна Владимировна. - Томск, 2007. - 174 с. -URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003378359/ (дата обращения: 07.06.2021). - Текст : электронный.
2. Дементьева, И.В. Формирование проектно-исследовательской компетенции учащихся старших классов : дис. ... канд. пед. наук / И.В. Дементьева ; Челяб. гос. пед. ун-т. - Челябинск, 2013. - URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_006768079/ (дата обращения: 07.06.2021). - Текст : электронный.
3. Дорджиева, Л.А. Метод проектов как средство формирования познавательной самостоятельности студентов колледжа : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Дорджиева Людмила Александровна ; Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград, 2006. - 185 с. - URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003355761/ (дата обращения: 07.06.2021). - Текст : электронный.
4. Ибрагимова, Л.А. Логика организации и проведения проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательном учреждении / Л.А. Ибрагимова, Э.А. Ганиева. - Текст : электронный // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 2. - С. 128-134. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25615295 (дата обращения: 07.06.2021).
5. Князева, Н.Г. Учебно-исследовательская деятельность студентов колледжа как средства активизации социального партнерства : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Князева Наталья Геннадьевна ; Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова. - Москва, 2014. - 22 с. - URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_005555895/ (дата обращения: 07.06.2021). - Текст : электронный.
6. Кулешов, А.А. Теория и практика реализации метода проектов в формировании специальной компетенции студентов профессионально-педагогических колледжей : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Кулешов Анатолий Александрович. - Тольятти, 2006. - 213 с. - URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003291144/ (дата обращения: 07.06.2021). - Текст : электронный.
7. Курилович, Н.В. Структура и компоненты исследовательской компетентности будущих социальных педагогов / Н.В. Курилович, Е.А. Чернова. - Текст : электронный // Вестник НВГУ. - 2019. - № 4. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-i-komponenty-issledovatelskoy-kompetentnosti-buduschih-sotsialnyh-pedagogov (дата обращения: 07.06.2021).
8. Леонтович, А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся / А.В. Леонтович. - Текст : непосредственный // Исследовательская работа школьников. - 2003. - № 4. -C. 18-24.
9. Омарова, М.О. Профессиональная подготовка магистрантов на основе формирования проектно-исследовательских компетенций / М.О. Омарова, Д.Д. Асхабалиева. - Текст : электронный // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2014. - № 11. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-podgotovka-magistrantov-na-osnove-formirovaniya-proektno-issledovatelskih-kompetentsiy (дата обращения: 07.06.2021).
10. Пасько, Л.И. Исследовательский подход как методологическая основа проектной деятельности / Л.И. Пасько. -Текст : электронный // Наука и школа. - 2007. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskiy-podhod-kak-metodologicheskaya-osnova-proektnoy-deyatelnosti (дата обращения: 07.06.2021).
11. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров ; под ред. Е.С. Полат. - Москва : Академия, 2002. - 272 с. - Текст : непосредственный.
12. Румбешта, Е.А. Формирование проектно-исследовательской компетенции учащихся при обучении физике и оценка ее сформированности / Е.А. Румбешта, В.З. Мидуков. - Текст : электронный // Вестник ТГПУ. - 2007. -№ 10. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-proektno-issledovatelskoy-kompetentsii-uchaschihsya-pri-obuchenii-fizike-i-otsenka-ee-sfoimirovannosti (дата обращения: 07.06.2021).
13. Сартбекова, Н.К. Проблемы формирования проектно-исследовательской компетнции у студентов колледжа Кыргыстана / Н.К. Сартбекова, А.М. Таникулова. - Текст : электронный // Наука и инновационные технологии. -2019. - № 2 (11). - С. 269-273. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41859779 (дата обращения: 07.06.2021).
14. Чикишева, А.С. Исследовательская деятельность студента колледжа как фактор его личностно-профессионального становления : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Чикишева Анастасия Сергеевна ; Дальневост. гос. гум. ун-т. - Хабаровск, 2006. - 23 с. - URL: https://rusneb.ru/catalog/000202_000005_655562/ (дата обращения: 07.06.2021). - Текст : электронный.
15. Шахмарова, Р.Р. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в контексте ФГОС: проблемы и пути решения / Р.Р. Шахмарова. - Текст : электронный // Педагогика и просвещение. - 2017. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-obuchayuschihsya-v-kontekste-fgos-problemy-i-puti-resheniya (дата обращения: 07.06.2021).
REFERENCES
1. Al'nikova T.V. Formirovanie proektno-issledovatel'skoj kompetencii uchashhihsja na jelektivnyh kursah po fizike: dis. kand. ped. nauk [Formation of design and research competence of students in elective courses in physics. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Tomsk, 2007. 174 p. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003378359/ (Accessed 07.06.2021).
2. Dement'eva I.V. Formirovanie proektno-issledovatel'skoj kompetencii uchashhihsja starshih klassov: dis. kand. ped. nauk [Formation of design and research competence of high school students. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Cheljabinsk, 2013. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_006768079/ (Accessed 07.06.2021).
3. Dordzhieva L.A. Metod proektov kak sredstvo formirovanija poznavatel'noj samostojatel'nosti studentov kolledzha: dis. kand. ped. nauk [The method of projects as a means of forming the cognitive independence of college students. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Volgograd, 2006. 185 p. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003355761/ (Accessed 07.06.2021).
4. Ibragimova L.A., Ganieva Je.A. Logika organizacii i provedenija proektno-issledovatel'skoj dejatel'nosti v obshheobra-zovatel'nom uchrezhdenii [The logic of organizing and conducting design and research activities in a general education institution]. Obshhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika [Society: sociology, psychology, pedagogy], 2016, no. 2, pp. 128-134. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25615295 (Accessed 07.06.2021).
5. Knjazeva N.G. Uchebno-issledovatel'skaja dejatel'nost' studentov kolledzha kak sredstva aktivizacii social'nogo part-nerstva: avtoref. dis. kand. ped. nauk [Educational and research activities of college students as a means of enhancing social partnership. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Moscow, 2014. 22 p. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_005555895/ (Accessed 07.06.2021).
6. Kuleshov A.A. Teorija i praktika realizacii metoda proektov v formirovanii special'noj kompetencii studentov profes-sional'no-pedagogicheskih kolledzhej: avtoref. dis. kand. ped. nauk [Theory and practice of implementing the project method in the formation of special competence of students of professional pedagogical colleges]. Tol'jatti, 2006. 213 p. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003291144/ (Accessed 07.06.2021).
7. Kurilovich N.V., Chernova E.A. Struktura i komponenty issledovatel'skoj kompetentnosti budushhih social'nyh peda-gogov [The structure and components of the research competence of future social educators]. Vestnik NVGU [Bulletin of Nizhnevartovsk State University], 2019, no. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7struktura-i-komponenty-issledovatelskoy-kompetentnosti-buduschih-sotsialnyh-pedagogov (Accessed 07.06.2021).
8. Leontovich A.V. Ob osnovnyh ponjatijah koncepcii razvitija issledovatel'skoj i proektnoj dejatel'nosti uchashhihsja [On the basic concepts of the concept of development of research and project activities of students]. Issledovatel'skaja rabota shkol'nikov [Schoolchildren's research work], 2003, no. 4, pp. 18-24.
9. Omarova M.O., Ashabalieva D.D. Professional'naja podgotovka magistrantov na osnove formirovanija proektno-issledovatel'skih kompetencij [Professional training of undergraduates based on the formation of design and research competencies]. Fundamental'nye i prikladnye issledovanija: problemy i rezul'taty [Fundamental and applied research: problems and results], 2014, no. 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-podgotovka-magistrantov-na-osnove-formirovaniya-proektno-issledovatelskih-kompetentsiy (Accessed 07.06.2021).
10. Pas'ko L.I. Issledovatel'skij podhod kak metodologicheskaja osnova proektnoj dejatel'nosti [Research approach as a methodological basis for project activities]. Nauka i shkola [Science and school], 2007, no. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskiy-podhod-kak-metodologicheskaya-osnova-proektnoy-deyatelnosti (Accessed 07.06.2021).
11. Polat E.S., Buharkina M.Ju., Moiseeva M.V., Petrov A.E. Sovremennye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovanija: ucheb. posobie dlja studentov ped. vuzov i sistemy povyshenija kvalifikacii ped. kadrov [Modern pedagogical and information technologies in the education system]. In E.S. Polat (ed.). Moscow: Akademija, 2002. 272 p.
12. Rumbeshta E.A., Midukov V.Z. Formirovanie proektno-issledovatel'skoj kompetencii uchashhihsja pri obuchenii fizike i ocenka ee sformirovannosti [Formation of design and research competence of students in teaching physics and assessment of its development]. Vestnik TGPU [Tomsk State Pedagogical University Bulletin], 2007, no. 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-proektno-issledovatelskoy-kompetentsii-uchaschihsya-pri-obuchenii-fizike-i-otsenka-ee-sformirovannosti (Accessed 07.06.2021).
13. Sartbekova N.K., Tanikulova A.M. Problemy formirovanija proektno-issledovatel'skoj kompetncii u studentov kolledzha Kyrgystana [Problems of the formation of design and research competence among college students of Kyrgyzstan]. Nauka i innovacionnye tehnologii [Science and innovative technologies], 2019, no. 2 (11), pp. 269-273. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41859779 (Accessed 07.06.2021).
14. Chikisheva A.S. Issledovatel'skaja dejatel'nost' studenta kolledzha kak faktor ego lichnostno-professional'nogo stanovlenija: avtoref. dis. kand. ped. nauk [Research activity of a college student as a factor in his personal and professional development. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Habarovsk, 2006. 23 p. URL: https://rusneb.ru/catalog/000202_000005_655562/ (Accessed 07.06.2021).
15. Shahmarova R.R. Proektno-issledovatel'skaja dejatel'nost' obuchajushhihsja v kontekste FGOS: problemy i puti reshen-ija [Design and research activities of students in the context of the Federal State Educational Standard: problems and solutions]. Pedagogika iprosveshhenie [Pedagogy and education], 2017, no. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-obuchayuschihsya-v-kontekste-fgos-problemy-i-puti-resheniya (Accessed 07.06.2021).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Ю.Л. Нетунаева, аспирант, образовательная программа «Образование и педагогические науки», ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-4533-9895.
INFORMATION ABOUT THE ATHOR:
Y.L. Netunaeva, Graduate Student, educational program "Education and pedagogical sciences", Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-4533-9895.
УДК 373.3 DOI: 10.52772/25420291_2021_3_49
Наталья Михайловна Нужнова, Анастасия Олеговна Бусыгина
г. Санкт-Петербург
Работа учителя по формированию сплоченности коллектива второклассников
во внеурочной деятельности
В статье рассматривается проблема формирования сплоченности коллектива младших школьников. Акцентируется внимание на внеурочную деятельность, ее преимущества и педагогические условия, эффективно влияющие на формирование сплоченности обучающихся вторых классов. Авторы полагают, что особенно важна работа учителя с воспитанниками, его своевременная реакция, сопровождение и помощь в той или иной коммуникативной ситуации. Разработанный цикл внеурочных занятий будет способствовать формированию сплоченности ученического коллектива, создаст условия для прочности детских взаимоотношений, единства межличностных взаимодействий, эмоционального комфорта в общении.
Ведущими методами исследования проблемы явились теоретические (анализ литературы по проблеме исследования) и эмпирические (констатирующий эксперимент, количественная и качественная оценка полученных результатов), наблюдение.
Основные результаты статьи: уточнено понимание сплоченности ученического коллектива младших школьников, обоснована роль учителя в его формировании у второклассников; учтены данные диагностического исследования в соответствии с избранной структурой; разработан и обоснован цикл занятий в курсе «Я и мой мир» внеурочной деятельности начальной школы.
Ключевые слова: сплоченность коллектива второклассников, внеурочная деятельность, работа учителя.