Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ "СПОСОБНОСТЬ К ПРОЕКТНОМУ ТИПУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"'

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ "СПОСОБНОСТЬ К ПРОЕКТНОМУ ТИПУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / УНИВЕРСАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОЕКТНЫЙ ТИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОЕКТНЫЕ УМЕНИЯ / COMPETENCE APPROACH / UNIVERSAL COMPETENCE / PROJECT ACTIVITY / PROJECT-ACTIVITY SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каблукова Инна Геннадьевна, Колмагорова Екатерина Александровна

Проблема и цель. В статье анализируются вопросы сущности и содержания универсальных компетенций, предусмотренных действующими образовательными стандартами в системе высшего педагогического образования. Среди них выделяется проблема, обусловленная недостаточным уровнем развития у выпускников педагогических вузов и педагогов компетенций, связанных с организацией и реализацией деятельности по проектному типу. Цель статьи - выявить и обосновать сущность и содержание общекультурной компетенции «способность к проектному типу деятельности». Методологию исследования составляют анализ и обобщение нормативно-правовых документов в сфере высшего образования, направление Педагогическое образование, а также теоретических материалов и научно- исследовательских работ ученых по обоснованию структуры и наполнения содержания компетенций. Результаты. Проанализированы работы, посвященные сущности и содержанию универсальных компетенций студентов в высшем образовании. В ходе исследования было определено авторское понятие «проектный тип организации деятельности», на основе которого была выделена универсальная компетенция «способность к проектному типу деятельности». Обозначена структура выделенной компетенции, включающая шесть групп проектных умений, которые развиваются у студентов в ходе организации и реализации проектного типа деятельности. Заключение. Изучение вопроса о сущности и содержания универсальных компетенций студентов базировалось на изучении диссертационных работ, научных статей и опыта педагогов, посвященных данной теме. Был сделан вывод о недостаточной изученности комплекса компетенций, относящихся к проектному типу деятельности при высокой ее востребованности у работодателей. Представленный в статье подход для решения этой проблемы заключается в выделении универсальной компетенции студентов «способность к проектному типу деятельности» опирается на авторское понимание «проектный тип организации деятельности», сущность которого заключается в организации любой деятельности проектным способом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каблукова Инна Геннадьевна, Колмагорова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND CONTENT OF "CAPACITY FOR PROJECTING ACTIVITIES" AS UNIVERSAL COMPETENCE

Problem and purpose. The article analyzes the essence and content of universal competences provided for by existing educational standards in the system of higher pedagogical education. Among them there’s a problem connected with the low-level development of the competence related to the organization and implementation of project activities in graduates of pedagogical universities and in school teachers. The purpose of the article is to identify and substantiate the essence and content of the general-purpose competence - “the capacity for projecting activity”. The methodology of the study is based on the analysis and generalization of regulatory legal documents in the field of higher education, “pedagogical education”, in particular. Theoretical materials and research works of scientists on the theme of validating the essence and structure of the competence content also serve as ground for the chosen methodology. The results. Scientific works were analyzed regarding the essence and content of universal competencies of students in higher education. During the study, the author’s concept of “the designing type of activities organization “ was determined. It became the basis for selecting the universal competence - “the ability for projecting activities “. The structure of the selected competence including six groups of project skills, that are developed in students during the organization and implementation of the project activity, was determined. The conclusion. The research of the issue of the essence and content of the students’ universal competencies was based on studying theses and scientific articles, and teachers’ experience devoted to this topic. The conclusion was made about insufficient knowledge about the complex of competences related to the project-type activities though the demand for them is great with employers. The approach to the solution of this problem presented in the article is grounded on singling out the universal students’ competence, that is, “the capability for project-type activity organization” the essence of which is in organizing any activity as projecting.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ "СПОСОБНОСТЬ К ПРОЕКТНОМУ ТИПУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2018-46-4-89

УДК 378

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ «СПОСОБНОСТЬ К ПРОЕКТНОМУ ТИПУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

И.Г. Каблукова (Красноярск, Россия) Е.А Колмагорова (Красноярск, Россия)

Аннотация

Проблема и цель. В статье анализируются вопросы сущности и содержания универсальных компетенций, предусмотренных действующими образовательными стандартами в системе высшего педагогического образования. Среди них выделяется проблема, обусловленная недостаточным уровнем развития у выпускников педагогических вузов и педагогов компетенций, связанных с организацией и реализацией деятельности по проектному типу.

Цель статьи - выявить и обосновать сущность и содержание общекультурной компетенции «способность к проектному типу деятельности».

Методологию исследования составляют анализ и обобщение нормативно-правовых документов в сфере высшего образования, направление Педагогическое образование, а также теоретических материалов и научно-исследовательских работ ученых по обоснованию структуры и наполнения содержания компетенций.

Результаты. Проанализированы работы, посвященные сущности и содержанию универсальных компетенций студентов в высшем образовании. В ходе исследования было определено авторское понятие «проектный тип организации деятельности»,

Постановка проблемы. Актуальность данной работы определена действующими федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО), которые ставят задачу развития универсальных (общекультурных) компетенций студентов, являющихся первоосновой для развития общепрофессиональных и профессиональных компетенций [Адольф, Савчук, 2014]. Профессиональные компетенции характеризуются как «производный компонент от общекультурной компетентности» (Н. Розов, Е.В. Бондаревская), как «уровень об-

на основе которого была выделена универсальная компетенция «способность к проектному типу деятельности». Обозначена структура выделенной компетенции, включающая шесть групп проектных умений, которые развиваются у студентов в ходе организации и реализации проектного типа деятельности.

Заключение. Изучение вопроса о сущности и содержания универсальных компетенций студентов базировалось на изучении диссертационных работ, научных статей и опыта педагогов, посвященных данной теме. Был сделан вывод о недостаточной изученности комплекса компетенций, относящихся к проектному типу деятельности при высокой ее востребованности у работодателей.

Представленный в статье подход для решения этой проблемы заключается в выделении универсальной компетенции студентов «способность к проектному типу деятельности» опирается на авторское понимание «проектный тип организации деятельности», сущность которого заключается в организации любой деятельности проектным способом.

Ключевые слова: компетентностный подход, универсальная компетентность, проектный тип деятельности, проектные умения.

разованности специалиста» (Б.С. Гершунский, А.Д. Щекатунова).

Исходя из такой трактовки соотношения профессиональной и универсальной компетенций, мы можем заключить, что универсальная компетенция является первоосновой для развития общепрофессиональных и профессиональных компетенций, а значит, сначала формируются универсальные компетенции, а затем на их основе происходит развитие и становление профессиональных [Зимняя, 2004]. Именно поэтому в своем исследовании мы обращаемся к изучению универсальных компетенций.

С И

а

с

и'

к

м н

и ^

д и 8

0

1

к

м рр

н и

Ни

с и

о

[-4

0

ё

и

РМ

1

I

и

>>

0

1

и м V

к

ь

[-4 <

э

с

К

н и

И

Цель статьи - выявить и обосновать сущность и содержание общекультурной компетенции «способность к проектному типу деятельности».

Методологию исследования составили: идеи компетентностного подхода в педагогике высшей школы (В.А. Адольф, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, В.В. Сериков, А.П.Тряпицына, А.В. Хуторской и др.), идеи деятельностного подхода в педагогическом образовании (А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, В.С. Библер, Е.В. Бон-даревская, И.А. Зимняя, В.В. Давыдов, С.Ю. Курганов, В.В. Сериков, Ю.Б. Гиппенрейтер и др.), научные работы Н.Ф. Яковлевой, Н.Е. Веракса, Е.С. Полат, посвященные проектному типу деятельности.

Обзор научной литературы по проблеме определения сущности и содержания универсальных (общекультурных) компетенций студентов был проведен на основе исследований современных отечественных ученых, которые отмечают, что в настоящее время складывается новый идеал студента — «человека культуры», обладающего развитой универсальной компетенцией [Белова, Саволайнен, Фалалеев и др., 2013]. Именно универсальные компетенции определяют его активную жизнедеятельность, способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизируют внутренний мир и отношения с социумом. В связи с этим современные ученые отмечают, что основу модели выпускника составляют универсальные (общекультурные) компетенции, что влечет за собой поиск новых путей и возможностей для обновления, обогащения и пересмотра содержания высшего образования [Зимняя, 2003; Hernandez, Hopkins, Masters et al., 2018].

А.В. Хуторской замечает, что общекультурные компетенции представляют собой широкий круг вопросов, по отношению к которым студент должен быть хорошо осведомлен, а именно познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и

религии в жизни человека, их влияние на мир; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения человеком научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира [Хуторской, 2002]. Универсальные компетенции относятся к ключевым компетенциям, согласно классификации А.В. Хуторского, поэтому их формирование осуществляется в рамках каждого предмета, реализующего содержание образования [Хуторской, 2003].

Л.С. Троянская определяет универсальные компетенции как «интегративные способности личности, обусловленные опытом освоения культурного пространства, уровнем обу-ченности, воспитанности и развития, ориентации на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного характера» [Троянская1, 2004]. Данное определение ориентирует нас на сущностные характеристики компетенции как личностного качества, а именно способности обучающихся самостоятельно действовать при решении актуальных для них проблем.

В отличие от профессиональных компетенций, универсальные имеют постоянный характер, в том смысле, что профессиональные компетенции могут присутствовать в деятельности человека только в определенный промежуток времени, а универсальные компетенции проходят через всю жизнь, при этом они помогают в приобретении новых компетенций, которые, в свою очередь, позволяют личности развиваться и достигать новых высот в деятельности [Козырев, Радионова, Тряпицына, 2004].

Таким образом, изучив материалы исследований в области выявления сущности универсальных компетенций, мы предлагаем рассматривать их в качестве ключевых (базовых) компетенций личности, которые: обеспечивают

1 Троянская С.Л. Развитие общекультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики: автореф. дис.... канд. лед. наук: 13.00.01. Ижевск, 2004. 23 с.

вхождение в мировое пространство культуры и самоопределение в нем; дают возможность применения профессиональных знаний и умений в практической деятельности; владения нормами речевого этикета и литературного языка, а также культурой межнационального общения и способностью ориентироваться в социуме [Каблукова2, 2007]. Универсальная компетенция выступает фундаментом для профессиональной компетенции и для становления таких образований, как профессионализм, мастерство и др. [Маркова, 1996].

Анализ универсальных компетенций из ФГОС ВО, предпринятый Т.Е. Ермаковой, позволяет утверждать, что все их можно объединить в четыре группы - информационную, организационно-деятельностную, социально-коммуникативную и личностную.

Описанные группы универсальных компетенций ФГОС ВО представляют собой требования государства к уровню подготовки специалистов. Однако эти стандарты требуют от разработчиков образовательных программ учитывать потребности региональных рынков труда и работодателей к уровню подготовленности выпускников вуза [Старосветская, 2005].

Результаты исследования. С целью выполнения этого требования образовательного стандарта высшего образования мы провели изучение потребностей работодателей в уровне освоения универсальных компетенций выпускников педагогического вуза. В контексте нашей работы интерес представляют результаты, полученные по организационно-деятельностной группе универсальных компетенций. 96 % опрошенных работодателей отметили недостаточный уровень развития компетенции, которую мы сформулировали как «способность к проектному типу деятельности». Среди общекультурных компетенций в образовательных стандартах высшего образования компетенции такого содержания отсутствуют, но среди профессиональных компетенций есть проектный вид деятельности, кото-

Каблукова И.Г. Формирование педагогической компетентности студентов по сопровождению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Красноярск, 2007. 219 с.

рый включает проектные компетенции и предполагает овладение педагогическим проектированием [Хацкевич, Фуряева, 2018]. В то же время стандарт дает право разработчикам образовательных программ выбирать виды деятельности, к которым готовится выпускник. В случае если разработчики не выбрали проектный вид деятельности, то выпускник оказывается абсолютно не готов к проектному типу деятельности.

Исходя из вышесказанного, считаем необходимым включить универсальную компетенцию «способность к проектному типу деятельности» в качестве дополнительной в образовательные программы подготовки педагогических кадров в современных вузах.

Универсальную компетенцию студентов «способность к проектному типу деятельности» можно рассматривать как интегративную характеристику личности, включающую овладение теоретическими и практическими знаниями о проектном типе деятельности и особенностях его организации и реализации, ценностное отношение к деятельности, реализованной по проектному типу, а также практические умения и опыт организации и реализации деятельности по проектному типу.

В соответствии с логикой компетентностно-го подхода в структуре выделенной нами универсальной компетенции выделяем следующие компоненты: когнитивный, аксиологический и деятельностный.

Содержание когнитивного компонента направлено на обогащение знаний студентов о проектном типе деятельности и особенностях его организации и реализации. Речь идет о владении будущими педагогами научными знаниями о проектном типе деятельности, а именно: основными понятиями («проект», «проектирование», «метод проектов», «проектная деятельность», «проектный тип деятельности»); основными характеристиками проектного типа деятельности; особенностями его организации и реализации в различных сферах человеческой деятельности.

Когнитивный компонент общекультурной компетентности находит свое выражение в овладении обучающимися системой знаний о про-

< И

я

а

с

и'

к

м н

и ^

д и 8

0

1

к

м рр

н и

Ни

с и

о

[-4

0

ё

и

РМ

1

I

и

>>

0

1

и м V

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к

ь

[-4 <

э

с

К

Н

и

и

ектном типе организации деятельности (структура и логика проектного типа организации деятельности, источники и способы поиска информации, критерии оценки проектов и правил выступления на публике, современные способы представления наглядной информации и соответствующие им компьютерные программы; правила и принципы коллективной работы, распределение ролей в проектной группе, особенности взаимодействия проектной группы на разных этапах проектных работ, способы и приемы предотвращения и преодоления конфликтов, способы сплочения проектной группы, принципы, правила и приемы ведения дискуссии, приемы проектирования, границы применения, возможные риски, приемы эффективного распределения времени и ресурсов в проектной группе, современные методики и подходы к реализации проектного типа деятельности, принципы и правила определения и формулирования цели деятельности, организованной по проектному типу, границы собственного знания и незнания, свои возможности и ограничения, сильные и слабые стороны).

Критериями оценки уровня развития данного компонента выступают системность, целостность, полнота, осознанность, глубина, конкретность и обобщенность знаний студентов о проектном типе деятельности.

Общекультурная компетентность будущего педагога, сущность которой заключается в способности студентов разворачивать деятельность по проектному типу, включает в себя не только когнитивную составляющую - знания, но и желание, интерес студента к такому типу организации и реализации деятельности, понимание ее эффективности для достижения желаемых результатов, т.е. ценностное отношение студента к проектному типу деятельности. Речь идет о потребности и мотивации к освоению проектного типа деятельности студентом, стремлении к освоению ценностей этого типа деятельности, активности в реализации такого типа деятельности, осознании значимости применения проектного типа деятельности не только в образовательном процессе, но и в жизни челове-

ка [Chang, Hwang, 2018]. Следует отметить, что аксиологический компонент определяет систему взглядов на основе таких человеческих ценностей, как смысл жизни, конечная цель и отношение к человеческой деятельности.

Таким образом, аксиологический компонент компетентности предполагает: понимание студентами ценности владения проектным типом деятельности и мотивации (внутреннюю и внешнюю) к реализации деятельности по проектному типу.

Деятельностный компонент общекультурной компетенции как способности к проектному типу деятельности студентов включает 6 групп проектных умений. В частности, группа рефлексивных умений предполагает владение такими умениями, как: осмыслять задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний, видеть и исправить ошибки в своих действиях и действиях других. Группа исследовательских (поисковых) умений включает: умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле, запрашивать недостающую информацию у эксперта (специалиста), находить несколько вариантов решения проблемы, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи. Группа умений работать в сотрудничестве складывается из умений коллективного планирования, взаимодействия с разными партнерами, помощи и принятия помощи при решении общих задач. Группа менеджерских умений предполагает умения проектировать процесс или изделие, планировать деятельность, время, ресурсы, принимать решение и прогнозировать их последствия. Группа коммуникативных умений состоит из умений организовать деловое партнерское общение, инициировать взаимодействие, вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс. Группа презентационных умений включает умения монологической речи, выступления перед аудиторией, артистические умения, умение использовать различные средства наглядности при выступлении или защите проекта, отвечать на незапланированные вопросы.

Заключение. Таким образом, проведенный теоретический анализ научной литературы позволяет сделать некоторые общие выводы. Универсальная компетенция - это способность студентов к проектному типу деятельности как интегративная характеристика личности студента, включающая овладение теоретическими и практическими знаниями о проектном типе деятельности и особенностях его организации и реализации, ценностное отношение к деятельности, реализованной по проектному типу, а также практических умений и опыта организации и реализации деятельности по проектному типу. В структуре определенной нами компетенции выделены следующие компоненты: когнитивный, аксиологический и деятельностный.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Библиографический список

1. Адольф В.А., Савчук А.Н. Прогнозирование становления профессиональной компетентности выпускника вуза: монография [Электронный ресурс] / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. 349 с.

2. Белова Е.Н., Саволайнен Г.С., Фалалеев А.Н., Яковлева Н.Ф. Модели развития профессиональной компетентности работников сферы образования: коллективная монография [Электронный ресурс] / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. 269 с.

3. Доклад международной комиссии по образованию, представленный ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище» [Электронный ресурс]. М.: ЮНЕСКО, 1997. URL: http:// www.ifap.ru/library/book201.pdf (дата обращения: 13.07.2016).

4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетент-ностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 38 с. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее 15. образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42. Козырев В.А., Радионова Н.Ф., Тряпицы-на А.П. Компетентностный подход в педагогическом образовании: кол. монография. СПб.: Изд-во РГПУ, 2004. 391 с.

14.

Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. 308 с.

Старосветская Н.А. Формирование педагогической компетентности студентов по сопровождению детско-родительского сообщества: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Красноярск, 2005. 24 с. Фрумин И.Д. Введение в теорию и практику демократического образования. Красноярск: Знание, 1988. 240 с. Хацкевич Т.А., Фуряева Т.В. Социально-педагогическая проектная деятельность как средство активизации образовательной вовлеченности студентов-интернов // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 2. С. 94-100. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос: интернет-журнал. 2002. 23 апреля. URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 34-39. Chang S.C., Hwang G.J. Impacts of an augmented reality-based flipped learning guiding approach on students' scientific project performance and perceptions // Computers & Education. 2018. 125. P. 226-239. URL: https:// www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S0360131518301507 (Accessed on 21 Feb. 2018). DOI: 10.1016/j.compedu.2018.06.007. Hernandez P.R., Hopkins P.D., Masters K., Holland L., Mei B.M., Richards-Babb, M., Quedado K., Shook N.J. Student Integration into STEM Careers and Culture: A Longitudinal Examination of Summer Faculty Mentors and Project Ownership // СВЕ-life sciences education. 2018. 17(3). URL: https://www.lifescied.org/doi/ abs/10.1187/cbe.18-02-0022 (Accessed on 15 Sep. 2018). DOI: 10.1187/cbe.18-02-0022 Yang. P. Developing TESOL teacher intercultural identity: An intercultural communication competence approach // Tesol journal. 2018. 9(3). P. 525-541. URL: https://onlinelibrary.wiley. com/doi/abs/10.1002/tesj.356 (Accessed on 14 Dec. 2017). DOI: 10.1002/tesj.356

<

PQ £ a

4

tí PQ

¡5 к

w

H Я

и ^

ш PQ

к

о

к

w PQ H

и

ft <

£tí

и

о

l-ч

0

ё и ft

1 I

и

>>

0

1

и w V

к

ь

[-4 <

э

с

S

к

н

U

W PQ

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2018-46-4-89

ESSENCE AND CONTENT

OF "CAPACITY FOR PROJECTING ACTIVITIES"

AS UNIVERSAL COMPETENCE

I.G. Kablukova (Krasnoyarsk, Russia) E.A. Kolmagorova (Krasnoyarsk, Russia)

Abstract

Problem and purpose. The article analyzes the essence and content of universal competences provided for by existing educational standards in the system of higher pedagogical education. Among them there's a problem connected with the low-level development of the competence related to the organization and implementation of project activities in graduates of pedagogical universities and in school teachers.

The purpose of the article is to identify and substantiate the essence and content of the general-purpose competence - "the capacity for projecting activity".

The methodology of the study is based on the analysis and generalization of regulatory legal documents in the field of higher education, "pedagogical education", in particular. Theoretical materials and research works of scientists on the theme of validating the essence and structure of the competence content also serve as ground for the chosen methodology.

The results. Scientific works were analyzed regarding the essence and content of universal competencies of students in higher education. During the study, the au-

References

1. Adolf V.A., Savchuk A.N. Prediction of the development of university graduate's professional competence: a monograph [Electronic resource] / Krasnoyarsk. state ped. university named. V.P. Astafiev. Krasnoyarsk. 2014. 349 p.

2. Belova E.N., Savolainen G.S., Falaleev A.N., Ya-kovleva N.F. Development models of professional competence of educators: a collective monograph [Electronic resource] / Electron. Dan. / Krasnoyarsk. state ped. un-t named after V.P. Astafiev. Krasnoyarsk, 2013. 269 p.

3. The report of the international commission on education, presented by UNESCO "Education: the hidden treasure" [Electronic resource] / M.: UNESCO, 1997. URL: http://www.ifap.ru/ library/book201.pdf (access date: 07.13.2016).

thor's concept of "the designing type of activities organization " was determined. It became the basis for selecting the universal competence - "the ability for projecting activities ". The structure of the selected competence including six groups of project skills, that are developed in students during the organization and implementation of the project activity, was determined.

The conclusion. The research of the issue of the essence and content of the students' universal competencies was based on studying theses and scientific articles, and teachers' experience devoted to this topic. The conclusion was made about insufficient knowledge about the complex of competences related to the project-type activities though the demand for them is great with employers.

The approach to the solution of this problem presented in the article is grounded on singling out the universal students' competence, that is, "the capability for project-type activity organization" the essence of which is in organizing any activity as projecting.

Keywords: competence approach, universal competence, project activity, project-activity skills.

4. Zimniaia I.A. Important competencies as an effective target basis of a competence-based approach in education. M.: Research Center for Problems of the Quality of Training Specialists, 2004. 38 p.

5. Zimniaia I.A. Important competencies as a new paradigm of the result of education // Higher education today. 2003. No. 5. P. 34-42.

6. Kozyrev V.A., Radionova N.F., Tryapitsyna A.P. Competence approach in pedagogical education: a team. monograph. St. Petersburg: Publishing House of the Russian State Pedagogical University, 2004. 391 p.

7. Markova A.K. Psychology of professionalism. M.: International Foundation "Knowledge", 1996. 308 p.

8. Starosvetskaya N.A. Formation of the pedagogical universities students' competence in

support of the parent-child community: author. dis. ... cand. Ped. Sciences: 13.00.01. Krasnoyarsk, 2005. 24 p.

9. Frumin I.D. Introduction to the theory and practice in democratic education. Krasnoyarsk: "Knowledge", 1988. 240 s.

10. Khatskevich T.A., Furyaeva T.V. Socio-pedagog-ical project activities as a means of enhancing educational involvement in student interns // Siberian Pedagogical Journal. 2018. No. 2. P. 94-100.

11. Khutorskoy A.V. Important competencies and educational standards // Internet magazine "Eidos". 2002. April 23rd. URL: http://eidos.ru/ journal/2002/0423

12. Khutorskoy A.V. Important competencies as a component of the personality-oriented education paradigm // Public Education. 2003. No. 2. P. 34-39.

13. Chang S.C., Hwang G.J. Impacts of an augmented reality-based flipped learning guiding

approach to students' scientific project performance and perceptions // Computers & Education. 2018. 125. P. 226-239. URL: https:// www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S0360131518301507 (Accessed on 21 Feb. 2018). DOI: 10.1016/j.compedu.2018.06.007

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Hernandez P. R., Hopkins P. D., Masters K., Holland L., Mei B. M., Richards-Babb, M., Quedado K., Shook N. J. Student Integration into STEM Careers and Culture: A Longitudinal Examination of Summer Faculty Mentors and Project Ownership // CBE-life sciences education. 2018. 17(3). URL: https://www.lifescied.org/ doi/abs/10.1187/cbe.18-02-0022 (Accessed on 15 Sep. 2018). DOI: 10.1187/cbe.18-02-0022

15. Yang. P. Developing TESOL teacher intercultural identity: An intercultural communication competence approach // Tesol journal. 2018. 9(3). P. 525-541. URL: https://onlinelibrary.wiley. com/doi/abs/10.1002/tesj.356 (Accessed on 14 Dec. 2017). DOI: 10.1002/tesj.356

С PQ

£ a

4

tí PQ

s

ES

w

H

5

и ^

д

PQ S

о

ü к

w PQ H

и ft с £tí

и

о

[-4

0

ё и ft

1 I

>>

0

1

и w V

s

b

1-й <

G

«

s к

H

и

W PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.