Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2021, №3, Том 9 / 2021, No 3, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-3 -2021.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/06PDMN321.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Светоносова Л.Г., Пермикина П.В. Методика применения учебно-исследовательских кейсов в процессе формирования проектно-исследовательской компетентности будущего учителя в контексте ФГОС ООО третьего поколения // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 №3, https://mir-nauki.com/PDF/06PDMN321.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Svetonosovа L.G., Permikina P.V. (2021). Methods of application of educational and research cases in the process of forming the design and research competence of the future teacher in the context of the third generation Federal State Educational Standard of FSES. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(9). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/06PDMN321 .pdf (in Russian)
УДК 378.14 ГРНТИ 14.35.09
Светоносова Любовь Геннадьевна1
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», Шадринск, Россия
Доцент кафедры «Педагогики», «Гуманитарный» факультет Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=919113
Пермикина Полина Валерьевна
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», Шадринск, Россия
Студентка 4 курса, «Гуманитарный» факультет E-mail: [email protected]
Методика применения учебно-исследовательских кейсов в процессе формирования проектно-исследовательской компетентности будущего учителя в контексте ФГОС ООО третьего поколения
Аннотация. Ввиду того, что новый Федеральный государственный стандарт основного общего образования третьего поколения одной из своих задач ставит развитие готовности у обучающихся решать практические задачи, а также формирование компетенций и компетентностей в учебно-исследователской и проектной деятельности, то будущие учителя, чтобы профессионально решать данные образовательные проблемы, должны обладать проектно-исследовательской компетентностью. Данная статья раскрывает проблему формирования проектно-исследовательской компетентности будущего учителя в контексте Федерального государственного стандарта основного общего образования третьего поколения. Проектно-исследовательская компетентность будущего учителя представляет собой интегральное качество личности будущего учителя, включающее в себя готовность разрабатывать собственный исследовательский проект и обучать учеников создавать проекты разных типов и состоящее из структурных компонентов: мотивационно-ценностного,
1 https://vk.com/swetanosova
когнитивно-практического и рефлексивно-оценочного. Наряду с другими одним из средств формирования проектно-исследовательской компетентности будущего учителя являются учебно-исследовательские кейсы, под которыми мы понимаем научно-педагогический или методический текст, содержащий описание одной из проблем образования и предназначенный для анализирования студентами и выполнения на его основе заданий поисково-исследовательского характера. Мы предлагаем следующие типы учебно-исследовательских кейсов по дисциплине «Педагогика»: ситуационные, аналитико-конструкционные, поисково-иллюстративные, практико-ориентированные и креативно-рефлексивные кейсы. Методика применения учебно-исследовательских кейсов в процессе формирования проектно-исследовательской компетентности будущего учителя в контексте Федерального государственного стандарта основного общего образования третьего поколения имеет этапный характер, зависит от курса обучающихся и изучаемого раздела педагогики. Она состоит в том, что студенты учатся решать учебно-исследовательские кейсы по принципу от простого к сложному. Каждый тип учебно-исследовательского кейса имеет свои особенности и алгоритм решения. В статье приведены примеры практико-ориентированных кейсов по педагогике.
Ключевые слова: учебно-исследовательский кейс; проектно-исследовательская компетентность; будущие учителя
Актуальность
Согласно проекту нормативного документа ФГОС ООО третьего поколения образовательный процесс общеобразовательной школы должен быть направлен на развитие готовности к решению практических задач, формирование компетенций и компетентностей в учебно-исследователской и проектной деятельности2. Это означает, что будущий учитель, чтобы реализовать данную задачу, должен обладать высоко развитым уровнем сформированности проектно-исследовательской компетентности.
Компетентность представляет собой интегративную характеристику личности и включает в себя ряд компетенций: когнитивную (знания, умения и навыки, какими владеет человек), аффективно-волевую (эмоциональное отношение, сформированость волевых действий) и деятельностно-практическую (умение применить знания для решения задач в практической деятельности) [1]. Э.Ф. Зеер определеяет компетентность как «глубокое доскональное знание существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих умений и навыков; совокупности знаний, позволяющих судить о чем-либо со знанием дела» [2, с. 94].
Анализ литературных источников показывает, что учеными в большей степени уделяется внимание изучению исследовательской компетенции и компетентности будущих учителей. Данной проблеме посвящены работы А.В. Багачук [3], О.В. Зданович [4], Ш.А. Мухангалиевой [5], Ю.В. Рындиной [6], С.С. Сейтеновой [5], М.Б. Шашкиной [3], Е.В. Яковлевой [7]. Однако в современных литературных источниках недостаточно внимания уделено освещению проектно-исследовательской компетентности будущего учителя.
2 Проект федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. — URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=94555 (дата обращения: 1.04.2021).
Страница 2 из 8
06PDMN321
https:// mir-nauki. com
1. Понятие и структура проектно-исследовательской компетентности будущего учителя
Учитывая то, что будущему учителю в педагогической деятельности предстоит обучать учеников создавать различного рода учебные проекты, в профессиональной подготовке ему необходимо не только овладеть методикой применения технологии проектного обучения, но владеть высоким уровнем сформированности проектно-исследовательской компетентности, под которой мы подразумеваем интегральное качество личности будущего учителя, включающее в себя готовность разрабатывать собственный исследовательский проект и обучать учеников создавать проекты разных типов. По нашему мнению, структурными компонентами проектно-исследовательской компетентности будущего учителя относятся: мотивационно-ценностный (понимание значимости проектно-исследовательской деятельности для личного и профессионального развития, стремление будущего учителя разрабатывать авторские исследовательские проекты, а также формулировать темы проектов по своему профилю подготовки для учеников); когнитивно-практический (знание и глубокое понимание этапов создания исследовательского проекта, умение выполнять все его этапы в соответствии с предъявляемыми требованиями, стремление достичь высокой продуктивности проектной деятельности) и рефлексивно-оценочный (умение оценить и самооценить выполнение всех этапов разработки исследовательского проекта с целью их коррекции и достижения высоких результатов).
2. Учебно-исследовательские кейсы как условие формирования проектно-исследовательской компетентности будущего учителя
С.С. Сейтенова и Ш.А. Мухангалиева [5] в процессе формирования исследовательской компетенции будущего учителя использовали включение обучающихся в активную исследовательскую деятельность: написание исследовательских работ, решение профессиональных задач, педагогические проблемных ситуаций, организация практических и деловых игр, проблемных лекций, тематических семинаров, совместного чтения и обсуждения студентами и преподавателем научных текстов, рефлексивных практикумов, решение исследовательских ситуаций. На лекциях для достижения цели формирования исследовательской компетенции будущих учителей вышеуказанные авторы применяли активные методы и формы обучения, а именно: метод «мозгового штурма», проблемные лекции, лекцию-диалог, лекцию с запланированными ошибками, лекцию вдвоем и др. Данные формы и методы, безусловно, способствуют формированию исследовательской компетенции будущего учителя.
Обратим внимание на то, что исследовательское мышление обучающегося формируется в процессе решения разнообразных задач [8, с. 17; 9] Поэтому в качестве средства формирования проектно-исследовательской компетентности будущего учителя мы предлагаем использовать в образовательном процессе педвуза учебно-исследовательские кейсы. Кейс (от анг.) означает, во-первых, описание конкретной практической ситуации и предполагает ее решение обучающимся; во-вторых, «папка» или набор специальных научно-методических материалов на различных носителях, предназначенных для самостоятельного выполнения обучающимися [9, с. 51; 10-12].
Мы считаем, что учебно-исследовательский кейс — это научно-педагогический или методический текст, содержащий описание одной из проблем образования и предназначенный для анализирования студентами и выполнения на его основе заданий поисково-исследовательского характера. Специфика учебно-исследовательских кейсов состоит в том, что в его основе должно быть противоречивое или спорное суждение, которое нужно понять, осмыслить и разрешить, выявив при этом его главную идею.
В зависимости от содержания учебно-исследовательские кейсы мы классифицируем на следующие типы:
1. Ситуационные кейсы включают в себя описание сложной педагогической ситуации и вопросы к ней.
2. Аналитико-конструкционные кейсы предполагают анализ обучающимися научно-педагогической проблемы, работу с заданиями по ней и конструирование на их основе педагогического процесса.
3. Поисково-иллюстративные кейсы — в их основе картина или иллюстрация, благодаря которой обучающиеся отвечают на вопросы, анализируют её, предлагают веер вариантов решения ситуации или проблемы и выбирают один, наиболее оптимальный.
4. Практико-ориентированные кейсы состоят в том, что обучающимся предлагаются темы проектов для их последующей разработки и реализации в образовательном процессе.
5. Креативно-рефлексивные кейсы представляют собой самостоятельную разработку обучающимися учебно-исследовательских кейсов на основе решенных ими примеров.
3. Описание методики применения учебно-исследовательских кейсов в процессе формирования проектно-исследовательской компетентности будущего учителя в контексте ФГОС ООО третьего поколения
Методика применения учебно-исследовательских кейсов в процессе формирования проектно-исследовательской компетентности будущего учителя в контексте ФГОС ООО третьего поколения включает поэтапное использование учебно-исследовательских кейсов в образовательном процессе. Работу с учебно-исследовательскими кейсами студенты начинают на первом курсе обучения. Согласно рабочей программе дисциплины «Педагогика» сначала ими изучаются «Общие основы педагогики» и «История педагогики и образования». Поэтому студенты знакомятся с ситуационными кейсами, иллюстрирующими многообразие сложных ситуаций в интеракции «учитель — ученики». На первом этапе формирования проектно-исследовательской компетентности студенты первого курса решают ситуационные кейсы совместно с преподавателем, а затем работа по выполнению данных заданий может реализовываться индивидуально, в парах или команде. Алгоритм решения ситуационных кейсов подразумевает: ознакомление с текстом кейса, его анализ, формулирование вариантов решения и выбор наиболее оптимального из них, рефлексию (самоанализ правильности выбора своего решения, его адекватности и целесообразности).
На втором этапе формирования проектно-исследовательской компетентности в процессе изучения «Дидактики» и «Педагогических технологий» обучающиеся решают аналитико-конструкционные и поисково-иллюстративные кейсы. Алгоритм решения аналитико-конструкционных кейсов включает в себя: ознакомление с текстом кейса, анализ кейса, выдвижение вариантов решения задания, конструирование педагогического процесса (урока, экскурсии и др.), рефлексию (самоанализ полученного продукта педагогического конструирования). Поисково-иллюстративные кейсы содержат графическое изображение: иллюстрацию, фотографию, схему. Данный тип кейса подразумевает анализ иллюстрации, выдвижение гипотезы о том, что на ней изображено. Обучающимся предлагается решить кейс, для этого им необходимо перевести рисуночную информацию в другую знаковую систему —
https:// mir-nauki. com
на язык слов, выявить, какой в ней скрыт смысл: образовательная проблема, как её решить, какое отношение к ней у студентов.
На третьем этапе формирования проектно-исследовательской компетентности студенты второго курса в процессе изучения разделов педагогики «Теория воспитания и методика воспитательной работы», «Управление образовательными системами», «Практическая педагогика» решают практико-ориентированные и креативно-рефлексивные кейсы. Они представляют собой более сложные задания, по сравнению с ситуационными и аналитико-конструкционными. Практико-ориентированные кейсы направлены на создание учебно-исследовательского проекта по предложенной теме. Студенты выбирают тип проекта, определяют его целевые установки и этапы, другими словами, разрабатывают собственный проект с учетом требований к его структурно-содержательному наполнению. Работу над проектом обучающийся осуществляет под руководством преподавателя. Когда студенческий проект будет полностью готов, обучающийся публично его защищает, для чего делает электронную презентацию. Благодаря работе над практико-ориентированным кейсом будущий учитель приобретает опыт разработки проекта, его презентации и рефлексии. Практико-ориентированные кейсы носят поисковый, исследовательский характер и направлены на формирование всех компонентов проектно-исследовательской компетентности будущих учителей. Креативно-ориентированные кейсы отличаются от практико-ориентированных тем, что будущий учитель сам формулирует тему проекта исходя из своих предпочтений и актуальности темы. Преподаватель сопровождает проектно-исследовательскую деятельность обучающегося на всех ее этапах, являющихся такими же, как и у практико-ориентированных кейсов. Другой вариант креативно-ориентированного кейса — формулирование будущим учителем тем учебных проектов для обучающихся общеобразоательных школ и создание для них авторского алгоритма поэтапного выполнения проекта по конкретному учебному предмету. Третий вариант креативно-ориентированного кейса — смешанный, подразумевающий анализ кейса, вычленение его главной идеи и формулирование на её основе темы для научной статьи и проекта.
Приведем примеры учебно-исследовательских кейсов.
Практико-ориентированный кейс.
А.С. Макаренко [13] констатировал, что в школе доминирует мораль, утверждающая, чего не надо делать, дисциплина воздержания или торможения: «не кричи, не кури» и др. Если ученик не нарушает этих правил, то он считается благополучным и никакой воспитательной работы не требует.
Согласны ли вы с точкой зрения советского педагога? Обоснуйте свой ответ.
Какой образовательной проблеме посвящен кейс?
Исходя из кейса, сформулируйте тему научной статьи, проекта (при учете того, кто будет выполнять проект) и напишите его план.
Вид проекта.
Возраст учеников.
Актуальность (1-2 предложения).
Цель.
Задачи.
Этапы реализации проекта.
Благодаря решению данного кейса я понял(а), что...
https:// mir-nauki. com
Среди затруднений в процессе решения кейса я могу назвать следующие...
Практико-ориентированный кейс.
Б.М. Неменский, народный художник России считает: «Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем наших детей — такими они и будут. Таким будет и общество через 30-40 лет, построенное ими по тем представлениям, которое мы у них создадим» [14, с. 14].
Согласны ли вы с мнением автора?
На какие размышления наталкивает вас как будущего учителя точка зрения Б.М. Неменского?
Исходя из кейса, сформулируйте тему для своего исследовательского проекта, сформулируйте его актуальность, цель, задачи и этапы реализации.
В процессе решения данного кейса у меня возникли вопросы...
Среди затруднений в процессе решения кейса я могу назвать следующие...
Сложность выполнения учебно-исследовательских кейсов заключается в их новизне, у будущих учителей повсеместно возникают вопросы, что и как делать. Поэтому первоначально данные задания поискового характера обучающимся нужно пробовать выполнять совместно с преподавателем. Когда у будущих учителей будет накоплено достаточно опыта решения кейсов, то они могут их выполнять как в группе/паре, так и индивидуально. Важным компонентом кейс-технологии является рефлексия, которая может проводиться и устно, и письменно, когда обучающиеся фиксируют и анализируют собственные интеллектуальные затруднения в процессе решения учебно-исследовательских кейсов. Их использование на учебных занятиях углубляет изучение учебных тем, способствует развитию критического мышления и формирует проектно-исследовательскую компетентность будущих учителей.
Заключение
ЛИТЕРАТУРА
1. Большакова, З.М., Тулькибаева, Н.Н. Компетенции и компетентность // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. — 2009. — № 24(157). — URL: https://cyberleninka.rU/article/n/kompetentsii-i-kompetentnost (дата обращения: 12.04.2021).
2. Зеер, Э.Ф. Личносто-ориентированное профессиональное образование [Текст] / Э.Ф. Зеер. — Екатеринбург: изд-во РГППУ, 1998. — 126 с.
3. Шашкина, М.Б., Багачук, А.В. Формирование исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в условиях реализации компетентностного подхода [Текст] / М.Б. Шашкина, А.В. Багачук. — Красноярск: Краснояр. Гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2006. — 240 с.
4. Зданович, О.В. О структуре и содержании исследовательской компетенции студентов — будущих учителей [Текст] / О.В. Зданович // Вестник ТГПУ. — 2012.- № 11(126). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-strukture-i-soderzhanii-issledovatelskoy-kompetentsii-studentov-buduschih-uchiteley (дата обращения: 02.05.2021).
5. Сейтенова, С.С., Мухангалиева, Ш.А. Развитие исследовательской компетентности как критерий успешности будущего педагога // Международный журнал экспериментального образования. — 2013. — № 8. — С. 56-59. — URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=3883 (дата обращения: 02.05.2021).
6. Рындина, Ю.В. Формирование исследовательской компетентности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки // ЧиО. — 2011. — № 3. — URL: https://cyberleninka.m/article/n/formirovanie-issledovatelskoy-kompetentnosti-buduschego-uchitelya-v-protsesse-professionalnoy-podgotovki (дата обращения: 02.05.2021).
7. Яковлева, Е.В. Формирование исследовательской компетенции у будущих учителей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 13. — С. 3701-3705. — URL: http://e-koncept.ru/2015/85741.htm. (дата обращения: 02.05.2021).
8. Коржуев, А.В., Икренникова, Ю.Б. Теоретическое наследие Дж. Дьюи в контексте современной методологии педагогики [Текст] / А.В. Коржуев, Ю.Б. Икренникова // Педагогика. — 2020. — № 10. — С. 17-27.
9. Панькин, А.Б., Хвостикова, Е.С. Организация исследовательской деятельности студентов в период их профессиональной подготовки // Вестник КалмГУ. — 2013. — № 2(18). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov-v-period-ih-professionalnoy-podgotovki-1 (дата обращения: 02.05.2021).
10. Абилдина, А.С. Кейс-технология как один из инновационных методов в образовании // Педагогическая наука и практика. — 2019. — № 3(25). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n7keys-tehnologiya-kak-odin-iz-innovatsionnyh-metodov-v-obrazovanii (дата обращения: 12.04.2021).
11. Сизикова, Т.Э., Дураченко, О.А. Кейс-метод как средство развития рефлексии // Психология. Психофизиология. — 2019. — № 2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-metod-kak-sredstvo-razvitiya-refleksii (дата обращения: 03.05.2021).
12. Эверстова, В.Н., Иванова, А.В., Эверстова, Т.П., Иванова, Н.А. Исследовательские кейсы как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся // Russian Journal of Education and Psychology. — 2016. — № 8(64). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovat elskie-keysy-kak-sredstvo-formirovaniya-poznavatelnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-uchaschihsya (дата обращения: 02.05.2021).
13. Макаренко, А.С. Доклад в педагогическом училище [Текст] / А.С. Макаренко // Сочинения. Том седьмой. Публицистика. Рассказы и очерки. Статьи о литературе и рецензии. Переписка с А.М. Горьким. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. — 575 с. — С. 308-321.
14. Неменский, Б.М. Мудрость красоты [Текст] / Б.М. Неменский. — М.: Искусство, 1987. — 253 с.
Svetonosovа Lyubov Gennadievna
Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia
E-mail: [email protected] PHH^ https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=919113
Permikina Polina Valerevna
Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia E-mail: [email protected]
Methods of application of educational and research cases in the process of forming the design and research competence of the future teacher in the context of the third generation Federal State Educational Standard of FSES
Abstract. In view of the fact that the new Federal State Standard of basic General Education of the third generation sets one of its tasks to develop the readiness of students to solve practical problems, as well as the formation of competencies and competencies in educational research and project activities, future teachers, in order to professionally solve these educational problems, must have design and research competence. This article reveals the problem of forming the design and research competence of the future teacher in the context of the Federal State Standard of Basic General Education of the third generation. The project and research competence of the future teacher is an integral quality of the personality of the future teacher, which includes the willingness to develop their own research project and teach students to create projects of different types and consists of structural components: motivational-value, cognitive-practical.
Keywords: educational and research case; design and research competence; future teachers