Научная статья на тему 'Формирование предпринимательской компетентности у студентов педагогического вуза'

Формирование предпринимательской компетентности у студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательская компетентность / проектная деятельность / профессиональная социализация / project activity / entrepreneurial competence / professional socialization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Элиетта Павловна Бурнашева, Наталья Викторовна Сычева, Маргарита Владимировна Антонова

В условиях динамичных преобразований социально экономического окружения перед профессиональными образовательными организациями актуализируется задача предпринимательской подготовки будущих специалистов. В условиях педагогического ВУЗа решение проблемы возможно посредством системной работы со студентами, в том числе на базе Центра поддержки предпринимательства совместно с Управлением по воспитательной работе и проектной деятельности. Различные форматы мероприятий способствуют формированию и развитию предпринимательских компетенций и позволяют студентам уже в стенах университета апробировать первый опыт реализации идей и воплощения проектов. Развитие студенческого предпринимательства рассматривается как перспективная точка роста для региона. В статье приведены некоторые результаты изучения уровня предпринимательской готовности и направленности студентов, которые и послужили катализатором к разработке Программы проектно-предпринимательской подготовки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Элиетта Павловна Бурнашева, Наталья Викторовна Сычева, Маргарита Владимировна Антонова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of entrepreneurial competence among pedagogical university students

The task of entrepreneurial training of future specialists has become actual for the professional educational organizations due to the conditions of dynamic transformations of the socio-economic environment. In a pedagogical university the solution of this task is possible through systematic work with students on the basis of the Entrepreneurship Support Center and the Department of Campus Life and Project Activity. Entrepreneurial competencies form and develop by means of various events and allow students to test their first experience of implementing ideas and projects at the university. The development of student entrepreneurship is considered as a promising growth point for the region. The article presents some results of studying the level of entrepreneurial readiness and orientation of students which served as a catalyst for the development of a Program of project and entrepreneurial training of students.

Текст научной работы на тему «Формирование предпринимательской компетентности у студентов педагогического вуза»

7. Frjejn B. Otzyvchivyj dizajn na HTML5 i CSS3 dlja ljubyh ustrojstv [Responsive HTML5 and CSS3 design for all devices]. Sankt-Peterburg: Piter, 2022. 336 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

И.А. Алексеев, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: filologshgpi@mail.ru, ORCID: 0000-0003-0621-1741.

А.А. Вебер, ассистент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, научный сотрудник, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: lina.veber.95@mail.ru, ORCID: 0000-0003-3116-5767.

А.А. Копорулин, инженер-программист вычислительного центра, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: sanyakop98@yandex.ru, 0RCID:0000-0002-9977-1619.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

I.A. Alekseev, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department Chair, Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: filologshgpi@mail.ru, ORCID: 0000-0003-0621-1741.

A.A. Veber, Instructor, Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology, Research Scientist, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: lina.veber.95@mail.ru, ORCID: 0000-0003-3116-5767.

A.A. Koporulin, Software Engineer of the Computing Center, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: sanyakop98@yandex.ru, ORCID:0000-0002-9977-1619.

УДК 378.012 DOI: 10.52772/25420291_2022_4_18

Элиетта Павловна Бурнашева, Наталья Викторовна Сычева, Маргарита Владимировна Антонова

г. Шадринск

Формирование предпринимательской компетентности у студентов

педагогического вуза

В условиях динамичных преобразований социально - экономического окружения перед профессиональными образовательными организациями актуализируется задача предпринимательской подготовки будущих специалистов. В условиях педагогического ВУЗа решение проблемы возможно посредством системной работы со студентами, в том числе на базе Центра поддержки предпринимательства совместно с Управлением по воспитательной работе и проектной деятельности. Различные форматы мероприятий способствуют формированию и развитию предпринимательских компетенций и позволяют студентам уже в стенах университета апробировать первый опыт реализации идей и воплощения проектов. Развитие студенческого предпринимательства рассматривается как перспективная точка роста для региона. В статье приведены некоторые результаты изучения уровня предпринимательской готовности и направленности студентов, которые и послужили катализатором к разработке Программы проектно-предпринимательской подготовки студентов.

Ключевые слова: предпринимательская компетентность, проектная деятельность, профессиональная социализация.

Elietta Pavlovna Burnasheva, Natalya Viktorovna Sycheva, Margarita Vladimirovna Antonova

Shadrinsk

Formation of entrepreneurial competence among pedagogical university students

The task of entrepreneurial training of future specialists has become actual for the professional educational organizations due to the conditions of dynamic transformations of the socio-economic environment. In a pedagogical university the solution of this task is possible through systematic work with students on the basis of the Entrepreneurship Support Center and the Department of Campus Life and Project Activity. Entrepreneurial competencies form and develop by means of various events and allow students to test their first experience of implementing ideas and projects at the university. The development of student entrepreneurship is considered as a promising growth point for the region. The article presents some results of studying the level of entrepreneurial readiness and orientation of students which served as a catalyst for the development of a Program of project and entrepreneurial training of students.

Keywords: project activity, entrepreneurial competence, professional socialization.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (56) 2022_2542-0291

Быстро меняющаяся внешняя социально-экономическая среда требует от профессиональных образовательных организаций в текущей ситуации решения не только задач обучающей и воспитательной направленности.

На федеральном уровне принят и действует закон «О молодежной политике в Российской Федерации», в котором определена необходимость уже в студенческое время создать условия для будущей профессиональной самореализации молодых людей, их социального и личностного роста [15].

Таким образом, приоритетными становятся не только аспекты подготовки узкоспециализированных специалистов, но и формирование предпринимательского мышления студентов.

Проблемы категории предпринимательской активности исследовались рядом ученых - практиков, о чем свидетельствует анализ научно-педагогических источников.

И.В. Крупнов и С.И. Вершинин предпринимательскую активность определяют, как инновационную деятельность в экономическом контексте [11].

О необходимости создания определенных условий для развития предпринимательской активности как устойчивого поведения говорится в работах авторов А.А. Ступина [13] и О.В. Катковой [5].

А.Г. Гаврилюк в своей статье [2] акцентирует роль социокультурных факторов в процессе формирования и развития предпринимательской активности.

В основе предпринимательской подготовки существенными являются некоторые современные теоретические концепции. Среди них «инвестиционная теория креативности» Р. Стернберга, в которой творческая личность рассматривается в качестве успешного инвестора, занимающегося созданием и развитием необычных идей, ценность которых в начале работы над проектом может быть непонятна для окружения [1].

Творческое начало, нетипичный подход в различных нестандартных ситуациях, по мнению А.А. Литвинюк и Е.А. Гонтар, свойственно успешным предпринимателям, способным увидеть скрытые возможности и оценить риски при разработке новой идеи [9].

Ключевые вызовы, формирующие условия развития современного предпринимательства, обозначены в работе Л.В. Глезман [3].

Авторы А.В. Улимбашев, А.А. Шемчук и К.С. Половникова разработали методологию развития предпринимательской активности и мотивации к ее проявлению [14].

Определив предпринимательскую активность как условие успешного экономического развития и инновационного роста региона, констатируем необходимость демонстрации студенческой молодежи путей реализации проектов или самореализации в ходе их выполнения через инициацию предпринимательской деятельности в период обучения в вузе неэкономического профиля.

Так как со стороны государства определен запрос планирования предпринимательской деятельности в процессе подготовки будущих специалистов [10], перед вузами стоит задача обеспечения условий для развития у обучающихся специальных предпринимательских компетенций в сфере образовательных услуг, способности к принятию эффективных управленческих решений, обладающих экономическим мышлением и подготовленных к инновационной деятельности. Для решения таких проблем изучаются основы креативного менеджмента [7].

Со стороны государства не только поставлены задачи перед образовательными организациями, их выполнение подкреплено созданием определенных условий для получения студентами основ - усвоения базового уровня предпринимательской компетентности, поддержки реализации бизнес-идей [12].

Для развития предпринимательских компетенций студенческая молодежь имеет возможность участия со своими проектами в масштабных всероссийских конкурсах «Твой ход», «Большие вызовы», «Студенческий стартап», «Я - предприниматель». Значимым в развитии предпринимательской активности является организация федерального агентства «Росмолодежь», основной задачей которого является создание ситуации успеха для раскрытия и реализации молодежных идей [6].

В представленной статье опишем участие Шадринского государственного педагогического университета в решении задач формирования и развития предпринимательских компетенций у студентов на примере взаимодействия Центра поддержки предпринимательства и Управления по воспитательной работе и проектной деятельности.

Коллаборация усилий двух указанных университетских структур позволила разработать Программу формирования и развития предпринимательских компетенций студенческой и учащейся молодежи (далее, Программу...), основной целью которой обозначена подготовка к успешной профессиональной и личностной социализации будущих специалистов в социуме в условиях рыночной экономики.

Научная новизна такого подхода состоит в том, что использование системного подхода в организации обучения основам проектного предпринимательства поможет разрешить противоречие, сложившееся между необходимостью формирования у студентов проектно-предпринимательской активности и отставанием теоретической и практикоори-ентированной организации подготовительной работы в период обучения в университете.

Предпринимательские компетенции определяются как необходимые деловые и личностные качества, которые помогают в эффективном решении бизнес-задач в процессе реализации проектов. Чем выше уровень сформированности этих компетенций у студентов, тем выше уровень их общей предпринимательской компетентности. Для развития компетентности в области социального проектиро-

вания в учебные планы всех направлений подготовки университета была включена дисциплина «Проектный практикум».

Прежде, чем разрабатывать Программу, было проведено исследование, помогающее выявить готовность студентов вуза к предпринимательской деятельности.

Диагностика проводилась на материалах известных методик.

В качестве респондентов приглашены студенты 2-4 курсов направления «Профессиональное обучение» (всего 49 человек).

Одна из методик диагностирования - разработанный на основе американского аналога тест «Каков ваш потенциал владения и управления собственным делом, самостоятельного ведения бизнеса». В соответствии с его показателями был

определен уровень сформированности деловых качеств студентов для осуществления предпринимательской деятельности.

В таблице 1 приведены результаты тестирования, которые показали преобладание среднего уровня овладения деловыми качествами. Надо отметить, что более 30% студентов практически готовы к активной проектной деятельности, именно на них можно рассчитывать на начальном этапе участия в конкурсах и проектах. А вот содержание Программы подготовки будет актуально для развития предпринимательских возможностей «середнячков».

Подтверждение объективности выводов было проведено при помощи опросника Р. Хизрича и М. Питерса «Оценка своих предпринимательских способностей» (табл.2).

Таблица 1

Показатель уровня овладения деловыми качествами, необходимыми для предпринимательской деятельности (% / чел.) (Составлена авторами)

Уровень Очень хороший Хороший Средний Низкий

49 /100 12,2 / 6 22,4 / 11 57,2 / 28 8,2 / 4

Таблица 2

Оценка предпринимательских способностей (% / чел.) (Составлена авторами)

Уровень Выше среднего (достаточный) Средний Недостаточный

49 /100 28,6 /14 67,3 / 33 4,1 / 2

Из приведенных данных сформулирована задача: необходимость организации целенаправленной работы по повышению уровня развития предпринимательских компетенций у студентов со средними и низкими показателями (табл.1.2).

Обозначим общие предпринимательские компетенции [8]:

1) умение определять и оценивать возможности рынка, предвидеть и генерировать идеи новых проектов;

2) умение разрабатывать и реализовывать решения в стандартных ситуациях, а также в условиях неопределенности и риска;

3) владение способностями в организации коммуникационных процессов, установления контактов;

4) способность к управлению и взаимодействию в команде.

Личностные предпринимательские компетенции означают:

1) умение мыслить стратегически, с использованием инновационных подходов к решению задач;

2) владение сформированными лидерскими качествами, уверенность и ответственность в принятии рискованных и нестандартных решений;

3) способность проявлять инициативу в результате профессионально-личностного саморазвития;

4) умение организовать работу в ситуациях многозадачности.

Для целенаправленной и системной работы нами была разработана Программа предпринимательской подготовки студентов. Программа нацелена на создание условий и возможностей для формирования и развития проектной готовности студентов. Предусмотрены как традиционные, так и нестандартные форматы проведения обучающих мероприятий на платформе Технопарка универсальных педагогических компетенций, лаборатории бережливого производства Института информационных технологий, точных и естественных наук, окружающего социума.

Программа предусматривает 2 направления организационно - методической работы со студентами.

Направление 1. Образовательные и просветительские мероприятия.

1. Вводные курсы «Карьера. Предпринимательство», «От идеи до стартапа: как прокачать социальный бизнес-проект» (адаптация первокурсников, знакомство с возможностью реализации проектов и бизнес-идей посредством участия в конкурсах и грантах).

2. Мастер-классы по обучению технологии разработки и оформления проектов «Проектная среда» (проходит по средам на базе Технопарка универсальных педагогических компетенций университета).

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (56) 2022_2542-0291

3. Семинары-погружения по проблемам личностного и профессионального роста («Управление временем», «Принцип бамбука как технология эффективного личностного и профессионального роста» и др.).

4. Предпринимательский час (встречи с успешными предпринимателями - выпускниками университета, проводятся по четвергам на базе Центра поддержки предпринимательства).

5. Организация работы секций «Проектная деятельность как способ профессиональной самореализации личности» (в рамках международных и национальных научно-практических конференций).

6. Организация взаимодействия с акселератором Тульского государственного педагогического университета (повышение квалификации преподавателей ШГПУ по направлению «Трекинг технологических проектов», участие студентов в образовательной программе «#ЭТОМОЕДЕЛО»).

Направление 2. Практикоориентированные мероприятия.

1. Предпринимательский практикум (работа в малых группах с бизнес - тренерами общественной организации «Опора России», тренерами-ко-учами СК «Ренессанс Жизнь»).

2. Региональный конкурс социальных информационных школьных проектов «Мое первое дело» (совместно с отделом Образования Администрации города Шадринска).

3. Внутривузовский конкурс инновационных проектов «Моя управленческая инициатива» (презентация бизнес-идей и проектов студентов, открытый формат).

4. Коворкинг-зона «Лаборатория бережливого производства» (совместная работа по проектированию бизнес-идей и их реализации на базе реального предприятия). Идея основана на материале статьи О.В. Железновой и др. [4].

5. Студенческий маркетплейс (цифровая платформа для создания сообществ по интересам для студентов университета с целью продвижения их hand made проектов).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

6. Индивидуальная работа преподавателей-трекеров и коучей со студентами, разрабатывающими проекты на соискание грантов агентства «Росмоло-дежь», «Твой ход», «Я - предприниматель» и др.

7. Подготовка команд для участия во Всероссийском конкурсе «Управляй».

8. Взаимодействие с управлением дополнительного образования университета по обучению студентами интегрированного образования, помогающего в перспективе реализовывать идеи создания образовательных центров.

9. Экскурсии на ведущие и градообразующие предприятия города с целью визуализации предпринимательских возможностей в условиях малого города.

Практически все перечисленные мероприятия в настоящее время реализуются под эгидой Центра поддержки предпринимательства ИИТТиЕН совместно с Управлением по воспитательной работе и проектной деятельности ШГПУ.

Системная подготовка студентов университета к проектной и предпринимательской деятельности подтверждается и подкрепляется некоторыми результатами в статистике региона. Однако, они могут динамично изменяться в процессе реализации различных форматов подготовки в стенах образовательной организации.

В качестве выводов рассматриваемой в статье проблемы развития у будущих специалистов предпринимательских компетенций в образовательной сфере отметим, что рациональное решение проблемы возможно при условии пересмотра технологии организации процесса предпринимательской подготовки, обеспечении соответствующей ресурсной базы в условиях вуза.

Важным фактором развития предпринимательских компетенций, а главное, возможность их практической реализации является интеграция усилий образовательной организации и территориального предпринимательского сообщества.

1. Sternberg, R. J. The assessment of creativity: An investment-based approach / R. J. Sternberg. - Text : electronic // Creativity Research Journal. - 2012. - № 1. - p. 3-12. - URL: https://www. researchgate. net/publication/271993309_The_As-sessment_of_Creativity_An_Investment-Based_Approach.

2. Гаврилюк, А. Г. Влияние социокультурных факторов на предпринимательскую активность / А. Г. Гаврилюк. -Текст : электронный // Российское предпринимательство. - 2018. - Т. 19, № 12. - С. 3913-3924. - URL: https://creativeconomy.ru/lib/39681 (дата обращения: 22.10.2022).

3. Глезман, Л. В. Развитие малого и среднего предпринимательства в новых условиях регионального пространства / Л. В. Глезман. - Текст : электронный // Экономика, предпринимательство и право. - 2022. - Т. 12, № 7. - С. 18551868. - URL: https://1economic.ru/lib/115120 (дата обращения: 23.10.2022).

4. Железнова, О. В. Маркетинговый подход к обеспечению инновационного предпринимательства / О. В. Желез-нова, О. В. Сагинова, Н. Б. Завьялова. - Текст : электронный // Креативная экономика. - 2016. - Т. 10, № 6. - С. 553566. - URL: https://creativeconomy.ru/lib/35298 (дата обращения: 23.10.2022).

5. Каткова, О. В. Дидактические основы моделирования учебного курса «Основы предпринимательской деятельности» при подготовке учителя по специальности «Технология и предпринимательство» : автореф. ... дис. канд. пед. наук / О. В. Каткова. - Нижний Новгород, 2002. - 196 с. - URL: https://nauka-pedagogika.com/viewer/74814/d?#?page=1 (дата обращения: 21.10.2022). - Текст : электронный.

6. Кокшаров, А. Р. Актуальные проблемы проектного менеджмента / А. Р. Кокшаров. - Текст : электронный // Лидерство и менеджмент. - 2019. - Т. 6, № 4. - С. 375-384. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42446122 (дата обращения: 22.10.2022).

7. Коновалова, М. Е. Развитие предпринимательства в экономике современной России / М. Е. Коновалова,

0.Ю. Кузьмина, Т. Ю. Медведева. - Текст : электронный // Экономические науки. - 2019. - № 5 (174). - URL: https://ecsn.ru/files/pdf/201905/201905_13 .pdf (дата обращения: 23.10.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Ливенцова, Е. Ю. Особенности развития предпринимательских компетенций студенческой молодежи для реализации инноваций в социальной сфере / Е. Ю. Ливенцова, Т. Б. Румянцева, Е. Г. Сырямкина. - Текст : электронный // Инновации. -2016. - № 7 (213). - С. 96-103. - URL: https://maginnov.ru/assets/files/analytics/osobennosti-razvitiya-predprinimatelskih-kompetencij-studencheskoj-molodezhi-dlya-realizacii-innovacij-v-socialnoj-sfere.pdf (дата обращения: 22.10.2022).

9. Литвинюк, А. А. Управление профессиональной ориентацией талантливой российской молодежи / А. А. Литви-нюк, Е. А. Гонтар. - Текст : электронный // Лидерство и менеджмент. - 2022. - Т. 9, № 1. - С. 97-112. - URL: https://1economic.ru/lib/114293 (дата обращения: 23.10.2022).

10. Мокрецова, Л. А. Практикоориентированная подготовка студентов к инновационной предпринимательской деятельности в гуманитарном вузе / Л. А. Мокрецова, Е. Б. Манузина, Е. В. Дудышева. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17039 (дата обращения: 22.10.2022).

11. Николина, В. В. Модель формирования предпринимательской активности студентов в системе среднего профессионального образования / В. В. Николина, А. В. Шарина. - Текст : электронный // Профессиональное образование в современном виде. - 2015. - № 4 (19). - С. 134-143. - URL: https://profed.nsau.edu.ru/jour/article/view/173 (дата обращения: 23.10.2022).

12. Солесвик, М. Формирование предпринимательских навыков и намерений в слабой экосистеме / М. Соленсвик, П. Уэстхэд. - Текст : электронный // Форсайт. - 2019. - Т. 13, № 4. - С. 60-68. - URL: https://foresight-journal.hse.ru/2019-13-4/322029047.html (дата обращения: 23.10.2022).

13. Ступин, А. А. Воспитание предпринимательских качеств у молодежи / А. А. Ступина, Е. Е. Ступина. - Текст : электронный // Народное образование. - 2003. - № 10. - С. 179-186. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28657140 (дата обращения: 22.10.2022).

14. Улимбашев, А. З. Особенности структуры мотивов предпринимательской деятельности / А.З. Улимбашев, К.С. Половникова, А. А. Шемчук. - Текст : электронный // Российское предпринимательство. - 2016. - Т. 17, № 24. -С. 3603-3620. - URL: https://creativeconomy.ru/lib/37238 (дата обращения: 22.10.2022).

15. Российская Федерация. Законы. О молодежной политике в Российской Федерации : Федер. закон от 30 дек. 2020 г. № 489-ФЗ. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/ 0001202012300003 (дата обращения: 23.10.2022). - Текст : электронный.

REFERENCES

1. Sternberg R. J. The assessment of creativity: An investment-based approach. Creativity Research Journal, 2012, no. 1, pp. 3-12. URL: https://www. researchgate. net/publication/271993309_The_Assessment_of_Creativity_An_Investment-Based_Approach.

2. Gavriljuk A. G. Vlijanie sociokul'turnyh faktorov na predprinimatel'skuju aktivnost' [The influence of socio-cultural factors on entrepreneurial activity]. Rossijskoe predprinimatel'stvo [Russian entrepreneurship], 2018, vol. 19, no. 12, pp. 39133924. URL: https://creativeconomy.ru/lib/39681 (Accessed 22.10.2022).

3. Glezman L. V. Razvitie malogo i srednego predprinimatel'stva v novyh uslovijah regional'nogo prostranstva [Development of small and medium-sized enterprises in the new conditions of the regional space]. Jekonomika, predprinimatel'stvo i pravo [Economics, Entrepreneurship and Law], 2022, vol. 12, no. 7, pp. 1855-1868. URL: https://1economic.ru/lib/115120 (Accessed 23.10.2022).

4. Zheleznova O. V., Saginova O. V., Zav'jalova N. B. Marketingovyj podhod k obespecheniju innovacionnogo predprinimatel'stva [Marketing approach to innovative entrepreneurship]. Kreativnajajekonomika [CreativeEconomics], 2016, vol. 10, no. 6, pp. 553-566. URL: https://creativeconomy.ru/lib/35298 (Accessed 23.10.2022).

5. Katkova O. V. Didakticheskie osnovy modelirovanija uchebnogo kursa «Osnovy predprinimatel'skoj dejatel'nosti» pri podgotovke uchitelja po special'nosti «Tehnologija i predprinimatel'stvo». Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Didactic foundations of modeling of the educational course "Fundamentals of entrepreneurship" in the preparation of a teacher in the specialty "Technology and entrepreneurship". Ph. D. (Pedagogics) diss.]. Nigniy Novgorod, 2002. 196 p. URL: https://nauka-pedagog-ika.com/viewer/74814/d?#?page=1 (Accessed 21.10.2022).

6. Koksharov A. R. Aktual'nye problemy proektnogo menedzhmenta [Actual problems of project management]. Liderstvo i menedzhment [Leadership and Management], 2019, vol. 6, no. 4, pp. 375-384. URL: https://www. eli-brary.ru/item.asp?id=42446122 (Accessed 22.10.2022).

7. Konovalova M. E., Kuz'mina O. Ju., Medvedeva T. Ju. Razvitie predprinimatel'stva v jekonomike sovremennoj Rossii [Entrepreneurship development in the economy of modern Russia]. Jekonomicheskie nauki [Economic sciences], 2019, no. 5 (174). URL: https://ecsn.ru/files/pdf/201905/201905_13.pdf (Accessed 23.10.2022).

8. Livencova E. Ju., Rumjanceva T. B., Syrjamkina E. G. Osobennosti razvitija predprinimatel'skih kompetencij studench-eskoj molodezhi dlja realizacii innovacij v social'noj sfere [Features of the development of entrepreneurial competencies of students for the implementation of innovations in the social sphere]. Innovacii [Innovations], 2016, no. 7 (213), pp. 96-103.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (56) 2022_2542-U291

URL: https://maginnov.ru/assets/files/analytics/osobennosti-razvitiya-predprinimatelskih-kompetencij-studencheskoj-mo-lodezhi-dlya-realizacii-innovacij -v-socialnoj -sfere.pdf (Accessed 22.10.2022).

9. Litvinjuk A. A., Gontar E. A. Upravlenie professional'noj orientaciej talantlivoj rossijskoj molodezhi [Management of professional orientation of talented Russian youth]. Liderstvo i menedzhment [Leadership and management], 2022, vol. 9, no. 1, pp. 97-112. URL: https://1economic.ru/lib/114293 (Accessed 23.10.2022).

10. Mokrecova L. A., Manuzina E. B., Dudysheva E. V. Praktikoorientirovannaja podgotovka studentov k innovacionnoj predprinimatel'skoj dejatel'nosti v gumanitarnom vuze [Practice-oriented preparation of students for innovative entrepreneurial activity in a humanitarian university]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2014, no. 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17039 (Accessed 22.10.2022).

11. Nikolina V. V., Sharina A. V. Model' formirovanija predprinimatel'skoj aktivnosti studentov v sisteme srednego profes-sional'nogo obrazovanija [Model of formation of entrepreneurial activity of students in the system of secondary vocational education]. Professional'noe obrazovanie v sovremennom vide [Professional education in its modern form], 2015, no. 4 (19), pp. 134-143. URL: https://profed.nsau.edu.ru/jour/article/view/173 (Accessed 23.10.2022).

12. Solesvik M., Ujesthjed P. Formirovanie predprinimatel'skih navykov i namerenij v slaboj jekosisteme [Formation of entrepreneurial skills and intentions in a weak ecosystem]. Forsajt [Foresight], 2019, vol. 13, no. 4, pp. 60-68. URL: https://foresight-journal.hse.ru/2019-13-4/322029047.html (Accessed 23.10.2022).

13. Stupin A. A., Stupina E. E. Vospitanie predprinimatel'skih kachestv u molodezhi [Education of entrepreneurial qualities among young people]. Narodnoe obrazovanie [Public education], 2003, no. 10, pp. 179-186. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=28657140 (Accessed 22.10.2022).

14. Ulimbashev A. Z., Polovnikova K. S., Shemchuk A. A. Osobennosti struktury motivov predprinimatel'skoj dejatel'nosti [Features of the structure of the motives of entrepreneurial activity]. Rossijskoe predprinimatel'stvo [Russian Entrepreneur-ship], 2016, vol. 17, no. 24, pp. 3603-3620. URL: https://creativeconomy.ru/lib/37238 (Accessed 22.10.2022).

15. Rossijskaja Federacija. Zakony. O molodezhnoj politike v Rossijskoj Federacii: Feder. zakon ot 30 dek. 2020 g. № 489-FZ [About youth policy in the Russian Federation]. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/ View/ 0001202012300003 (Accessed 23.10.2022).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Э.П. Бурнашева, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры профессионально-технологического образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: bep59@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-9532-2189.

Н.В. Сычева, кандидат юридических наук, доцент, начальник управления по воспитательной работе и проектной деятельности, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: natwik@mail.ru,ORCID: 0000-0001-9308-1185.

М.В. Антонова, студентка 2 курса направления подготовки «Профессиональное обучение (Экономика и управление)», ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: Rita.antonova2003@gmail.com. INFORMATION ABAUT THE AUTHORS:

E.P. Burnasheva, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Vocational and Technological Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: bep59@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-9532-2189.

N.V. Sycheva, Ph. D. in Law, Associate Professor, Head of the Department of Campus Life and Project Activity, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: natwik@mail.ru, ORCID: 0000-0001-9308-1185.

M.V. Antonova, 2nd year student, field of training "Vocational training (Economics and Management)", Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: Rita.antonova2003@gmail.com.

УДК 37.016:51 DOI: 10.52772/25420291_2022_4_23

Елена Юрьевна Бутко, Полина Вячеславна Жигалова

г. Нижневартовск

Развитие навыка смыслового чтения учащихся 5-6 классов на уроках математики с использованием задач воспитательного содержания

В данной статье рассматриваются требования обновленного Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образовании третьего поколения (ФГОС ООО) касательно воспитательной деятельности в учебном процессе, а также к метапредметным результатам обучения, в частности, к навыкам работы с информацией, в число которых входит навык смыслового чтения. В работе исследуется воспитательный потенциал текстовых математических задач и урока математики в целом. Приводится пример текстовой задачи воспитательного содержания по направлению «физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни» для формирования навыка смыслового чтения у обучающихся 6 класса, даются методические рекомендации для работы над задачей.

Ключевые слова: математика, ФГОС ООО, смысловое чтение, воспитательная деятельность, текстовая задача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.