Научная статья на тему 'ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (НА ПРИМЕРЕ ПРОФИЛЯ «БИОЛОГИЯ»)'

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (НА ПРИМЕРЕ ПРОФИЛЯ «БИОЛОГИЯ») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная деятельность / проект / педагогическое образование / биология / project activity / project / pedagogical education / biology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарыпова Надежда Владимировна

В статье описан опыт внедрения проектной деятельности при обучении студентов младших курсов в педагогическом вузе на примере профиля «Биология». Автор отмечает, что необходимость включения проектной деятельности в учебный процесс педагогического вуза обоснована требованиями ФГОС ВО и реализуется как в биологических дисциплинах, так и в дисциплинах, в рамках которых непосредственно разрабатываются и реализуются проекты. Обращается внимание на значимость подготовки студентов к организации проектной деятельности, способствующей формированию профессиональных компетенций у будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарыпова Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN IMPLEMENTING PROJECT ACTIVITIES IN TEACHING STUDENTS OF THE «PEDAGOGICAL EDUCATION» DIRECTION (ON THE EXAMPLE OF THE «BIOLOGY» PROFILE)

The article describes the experience of implementing project activities when teaching junior students at a pedagogical university on the example of the profile "Biology". The author notes that the need to include project activities in the educational process of a pedagogical university is justified by the requirements of the Federal State Educational Standard for Higher Education, and is implemented both in subject biological disciplines and in disciplines within which projects are directly developed and implemented. Attention is drawn to the importance of preparing students for the organization of project activities that contribute to the formation of professional competencies of future teachers.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (НА ПРИМЕРЕ ПРОФИЛЯ «БИОЛОГИЯ»)»

УДК 37.016

DOI: 10.24412/2308-717Х-2022-2-152-159

Шарыпова Надежда Владимировна

кандидат биологических наук, заведующий кафедрой биологии и географии

с методикой преподавания

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»,

Шадринск, Россия 641870, Шадринск, ул. К. Либкнехта, 3, (35253) 6-35-02, e-mail: shgpi@shadrinsk.zaural.ru

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (НА ПРИМЕРЕ ПРОФИЛЯ «БИОЛОГИЯ»)

Nadezhda V. Sharypova

Candidate of Biological Sciences, Head of Department of Biology and Geography

with Teaching Methods

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Shadrinsk State Pedagogical University» 6418703, Shadrinsk, Russia, 3, Karl Liebknecht, e-mail: shgpi@shadrinsk.zaural.ru

EXPERIENCE IN IMPLEMENTING PROJECT ACTIVITIES IN TEACHING STUDENTS OF THE «PEDAGOGICAL EDUCATION» DIRECTION (ON THE EXAMPLE OF THE «BIOLOGY» PROFILE)

Аннотация. В статье описан опыт внедрения проектной деятельности при обучении студентов младших курсов в педагогическом вузе на примере профиля «Биология». Автор отмечает, что необходимость включения проектной деятельности в учебный процесс педагогического вуза обоснована требованиями ФГОС ВО и реализуется как в биологических дисциплинах, так и в дисциплинах, в рамках которых непосредственно разрабатываются и реализуются проекты. Обращается внимание на значимость подготовки студентов к организации проектной деятельности, способствующей формированию профессиональных компетенций у будущих учителей.

Ключевые слова: проектная деятельность, проект, педагогическое образование, биология.

Abstract. The article describes the experience of implementing project activities when teaching junior students at a pedagogical university on the example of the profile "Biology". The author notes that the need to include project activities in

© Шарыпова Н.В., 2022

the educational process of a pedagogical university is justified by the requirements of the Federal State Educational Standard for Higher Education, and is implemented both in subject biological disciplines and in disciplines within which projects are directly developed and implemented. Attention is drawn to the importance of preparing students for the organization of project activities that contribute to the formation of professional competencies of future teachers.

Key words: project activity, project, pedagogical education, biology.

На современном этапе в высшем педагогическом образовании в основу образовательной деятельности положены индивидуальные познавательные потребности обучающихся. Изменяется не только структура образования, но изменения касаются и содержания, методов и средств обучения, которые должны влиять на профессионализм будущего педагога. Профессиональная деятельность педагога не должна строиться только как воспроизведение усвоенных методов обучения. Педагог должен быть в постоянном поиске, повышать уровень педагогического мастерства, профессионализма.

В ранее проведенных исследованиях отмечается, что деятельность педагога смещается с позиции функционального исполнителя на актуализацию творческих аспектов педагогического труда, на развитие деятельности. Современное общество нуждается в педагоге, способном к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, к активному участию в инновационных процессах, готовом стабильно и компетентно решать имеющиеся и вновь возникающие профессиональные исследовательские задачи [2].

Педагогический вуз, как раз готовящий будущих учителей, и должен быть у истоков становления педагогов, способных легко и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям педагогической системы, способных к саморазвитию, к принятию нестандартных решений, к умению ориентироваться в быстро растущем информационном потоке [4].

В данной статье представлены первые промежуточные результаты включения проектной деятельности в учебный план образовательной программы профиля «Биология».

В характеристике профессиональной деятельности выпускников прописаны типы задач профессиональной деятельности: педагогический, проектный, методический, сопровождения.

Задачей профессиональной деятельности проектного типа является проектирование содержания компонентов образовательной программы с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через преподаваемый(е) предмет(ы), а объектом профессиональной деятельности (области знания) - образовательные программы, в том числе индивидуальные, и образовательный процесс. В связи с включением в категории универсальных компетенций разработки и реализации проектов была произведена корректировка учебного плана и включены дисциплины, где могла формироваться и развиваться данная компетенция.

В учебный план были включены такие дисциплины, как «Проектно-исследовательская деятельность по биологии и географии/химии» (4-й и 5-й семестр), «Основы проектирования научных исследований в биологии и географии/химии» (4-й и 5-й семестр), «Практикум по биологии» (4-6-й семестры) и производственная практика «Проектно-технологическая практика» (5-й семестр). Помимо этого, в содержательную часть отдельных дисциплин включены задания по разработке и реализации мини-проектов.

Результаты обучения по дисциплине «Проектно-исследовательская деятельность по биологии и географии/химии»:

- знать: теоретические основы исследовательской и проектной работы по биологии и географии/химии; методы и методические приемы формирования интеллектуальных и исследовательских умений;

- уметь: осуществлять проектную и исследовательскую деятельность в образовательном процессе; применять методические аспекты использования современных технологий для развития исследовательских умений;

- владеть: навыками использования современных средств в исследовательской и проектной деятельности; навыками планирования и проведения проектно-исследовательской деятельности в школьных курсах биологии, географии/химии.

Результаты обучения по дисциплине «Основы проектирования научных исследований в биологии и географии/химии»:

- уметь: определять основные этапы, структуру проекта и особенности проектной деятельности; разрабатывать индивидуальные и групповые задания обучающимся по вопросам проектного обучения в биологии и географии/химии; организовывать индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам проектного обучения по биологии и географии/химии;

- владеть: навыками определения проблемы, на решение которой направлен проект, грамотно формулировать цель проекта, определять исполнителей проекта; навыками использования информационно-коммуникационных технологий для ведения проектной документации; навыками публичного представления результата проекта.

В рамках прохождения проектно-технологической практики студенты должны:

- уметь: определять основные этапы, структуру проекта и особенности проектной деятельности; осуществлять сотрудничество для достижения поставленной цели, определять свою роль в команде; планировать последовательность шагов для достижения заданного результата; эффективно взаимодействовать с членами команды, в том числе участвовать в обмене информацией, знаниями и опытом, и в презентации результатов команд; применять в проектной деятельности базовые знания по биологии и географии/химии; применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы в процессе проектной деятельности по биологии (географии/химии);

разрабатывать индивидуальные и групповые задания обучающимся по вопросам проектного обучения в биологии и географии/химии; организовывать индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам проектного обучения по биологии и географии/химии;

- владеть: навыками определения проблемы, на решение которой направлен проект, грамотно формулировать цель проекта, определять исполнителей проекта; навыками обмена информацией с другими членами команды, осуществлять презентацию результатов работы команды; различными способами представления биологической и географической/химической информации; использования информационно-коммуникационных технологии для ведения проектной документации.

Цель освоения дисциплины «Практикум по биологии» состоит в формировании у студентов углубленных профессиональных знаний в области практической биологии, расширении и закреплении теоретических знаний, приобретении практических навыков самостоятельной научно-исследовательской работы по биологии. Непосредственно по каждому разделу дисциплины студенты выполняют и реализовывают индивидуальный или группой проект (в зависимости от сложности поставленных задач). В разделе «Микробиологический практикум» студенты знакомятся со способами приготовлению микропрепаратов и выполняют групповые проекты по изготовлению микропрепаратов различных объектов исследования с описанием методики приготовления и дальнейшего использования в образовательной деятельности. В разделе «Практикум по ботанике» выполняют либо проект по изучению видового состав представителей пресного водоема, либо проект по изготовлению муляжей грибов и коллекции лишайников, либо коллекции гербариев на заданную тему. Раздел «Практикум по зоологии» предполагает подготовку проектов по составлению систематических и тематических коллекций насекомых, перьев птиц, гнезд, расклевов и др. В разделах «Школьный биологический практикум», «Практикум по общей биологии» и «Виртуальная лаборатория по биологии» студенты создают папки-накопители с конспектами школьных лабораторных работ, каталогом наглядных пособий и оборудования, необходимых для реализации опытов, а также разрабатывают лабораторные работы с использованием цифровых датчиков и цифрового микроскопа, описывая методические аспекты проведения опытов. Проект «Живой уголок при вузе» реализуется в разделе «Комнатное цветоводство». Работа над любым проектом предполагает, что составляется план, подбирается команда (в случае если проект групповой), производится подбор методических материалов, разрабатывается положение о проекте и план работы проектной группы с выполнением, на этапе обработки и анализа полученной информации студенты подготавливают презентацию и защищают проект.

Тематика проектов затрагивает как теоретические дисциплины, так и методику преподавания биологии. В 2020/21 учебном году по дисциплине «Проектно-исследовательская деятельность по биологии и географии»

студенты работали над групповым проектом по разработке конспектов и реализации мероприятий в рамках Всероссийской акции «Битва экопросветителей». В качестве примеров приведем следующие: уроки по темам «Дар воды. Водные профессии», «Мудрая природа», «Сила леса» и «Здоровье и экология» для 6-х классов; «Экология и жизнь» для 9-х классов; внеклассные мероприятия «Правило здоровой планеты» для 8-го класса, экологическая лаборатория «Живи в стиле "Эко"» для студентов вторых курсов ШГПУ. Общая цель мероприятий касалась вопросов экологической культуры человека, экологических проблем и путей их решения.

Необходимо отметить также, что ежегодно в рамках Недели науки проходит конкурс проектов среди студентов. Так, в 2021 г. лучшими работами были признаны: «Туристический маршрут: заповедники Урала» и «Природные достопримечательности Урала», подготовленные студентами второго курса кафедры биологии и географии с методикой преподавания. Цель конкурса: активизация познавательной деятельности студентов в области естественных наук. Тематика проектов преимущественно была направлена на изучение рекреационного потенциала Урала и Зауралья, уникальности природы Уральского региона.

Остановимся на мини-проектах, которые реализуются в рамках теоретических дисциплин. Выполнение непосредственно мини-проекта дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать опыт социального взаимодействия. Подстегивает студентов к выполнению таких проектов и то, что практико-ориентированные проекты, выполненные по требованиям и соответствующие содержанию дисциплины, на усмотрение преподавателя - руководителя данных проектов могут быть засчитаны за выполнение практического задания в промежуточную аттестацию по дисциплине.

Приведем примеры фрагментов таких проектов. В рамках дисциплины «Геоэкология» студенткой был разработан и реализован проект «Мониторинг геоэкологических проблем территории в рамках биологического практикума» для учащихся школ. Проект направлен на решение актуальной задачи по знакомству обучающихся с геоэкологическими проблемами территории, с введением экологической составляющей регионального компонента учебного предмета биология. Реализация проекта дает возможность совершенствовать экологические знания в школьной биологии, особенно при обращении внимания на локальный его уровень, т.е. на город, село, в котором проживают школьники, что обусловлено современной экологической ситуацией, необходимостью проведения мониторинговых исследований мира, природы городов, отдельных природных объектов, например, городской растительности. Методика организации школьного геоэкологического мониторинга является эффективным средством в системе

практических методов экологического образования, например, в рамках биологического практикума. Необходимо отметить, что данный проект не только разработан и представлен на Школе-семинаре молодых ученых России «Проблемы устойчивого развития региона», проводимой на базе Международного эколого-образовательного центра «Истомино», но также реализован в рамках технологической практики.

Представление результатов проектной деятельности студентов проходит также в рамках студенческих конференций с опубликованием в сборниках. Например, в рамках IV Всероссийской молодежной научно-практической конференции «Формирование ответов на большие вызовы в контексте психолого-педагогической науки» (16.04.2021 г.), посвященной Году науки и технологий РФ, был представлен доклад, в котором освещался проект по особенностям организации эколого-биологических исследований в школьном курсе биологии животных, результатом которого является разработка школьного элективного курса [3].

Проект по разработке Цитологического атласа выполнялся студентом в рамках курсового проекта. Атлас предназначен для учащихся девятого класса.

Разработка Цитологического атласа включала несколько этапов:

1) проектирование цитологического атласа (формулировка, определение требований, анализ и изучение источников для атласа);

2) приготовление микропрепаратов и их исследование под микроскопом, применяя разное увеличение объективов;

3) составление атласа (подборка содержания атласа и разработка пояснений).

Разработанный Цитологический атлас представляет собой собрание фотоснимков временных и фиксированных микропрепаратов клеток живых организмов. Цитологический атлас можно использовать как в электронном варианте, так и в распечатанном виде. При изучении органоидов клетки учитель выводит фотографию микропрепарата изучаемого органоида и объясняет учащимся. Возможен другой вариант применения атласа, когда учащиеся самостоятельно изучают органоид (только без подписи), рассматривают и называют название органоида. Третий вариант - это сопоставление микропрепарата, изображенного в атласе и приготовленного собственного микропрепарата. Также атлас можно использовать на этапе актуализации знаний или рефлексии. Учащимся предоставляется возможность пронаблюдать все изученные органоиды клетки, процессы и явления, происходящие в клетке.

Апробация данного атласа проходила в рамках технологической практики. Результаты по использованию Цитологического атласа в учебном процессе описаны и представлены студентом на XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум - 2021» (РАЕ, Москва) [5].

Проектная деятельность студентов поддерживается кафедрой в ходе деятельности научно-методического Центра научно-методической поддержки

школьников (естественно-научное направление), функционирующего на кафедре биологии и географии с методикой преподавания ШГПУ. Студенты разрабатывают мероприятия, практикумы, экскурсии и конкурсы биологической направленности для обучающихся школ с целью максимально возможного развития их способностей при выполнении различного рода проектной деятельности, интеллектуальных и творческих заданий [1].

Одной из задач проектно-технологической практики является создание у студентов положительного образа научной деятельности, вовлечение студентов в биологические и методические проекты, получение студентами навыка написания научных статей. После прохождения практики повышается интерес студентов к научной деятельности, обеспечивается осознанный выбор профессии, повышается интерес студентов к преподаванию, создаются горизонтальные и вертикальные связи между студентами при решении научно-практических задач (к чему приводит командная работа в академических группах и сборные команды).

Описание опыта внедрения проектной деятельности в педагогическом вузе позволяет заключить, что реализацию проектной деятельности надо начинать с индивидуальных научно-практических мини-проектов в рамках дисциплин на 1-м и 2-м курсах. И только системный подход и еженедельная работа со стороны студентов приведут к желаемому результату. Групповые проекты возможно внедрять уже в рамках спецдисциплин, так как они требуют усилий и времени как на выполнение, так и на реализацию проекта.

Специфика педагогического вуза, естественно, накладывает отпечаток на тематику проектных работ. Большая часть из них несут педагогическую и методическую цель, а в рамках предметных дисциплин возможна и реализация биологических мини-проектов. Виды и типы проектных работ тоже должны корректироваться, чтобы по окончании вуза обучающийся владел опытом написания и реализации различных проектов.

Преподаватель должен выступать в роли наставника, студент должен работать самостоятельно. Самостоятельная работа, в рамках которой студентам предоставляется возможность выбора той формы освоения материала, получения практического опыта и т.д., которая ему наиболее интересна, будет повышать их внутреннюю мотивацию и позволяет наиболее эффективно формировать компетентность. Формат работы со студентом (очный или дистанционный) при проверке написания проектной работы должен определять преподаватель. Необходимо также вести учет использования проектной технологии в рамках дисциплин, чтобы была равномерная семестровая нагрузка на студентов. Формы организации занятий должны выбираться в зависимости от базовой подготовки студентов к формированию значимых компетенций, количества студентов на занятиях, содержания отдельных заданий и других факторов.

Представление результата проекта также несет и скрытые задачи, например, это опыт участия в конференции, получение навыка написания и оформления научных статей, получение студентами повышенных государственных академических стипендий за достижения в научно -исследовательской деятельности, приглашение к участию в научных грантах.

Таким образом, внедрение проектной деятельности при обучении студентов младших курсов направления «Педагогическое образование» (на примере профиля «Биология»)» способствует максимальному приближению обучения к будущей профессиональной деятельности, повышению уровня научной грамотности, стремлению к оптимизации деятельности, повышению уровня мотивации к усвоению биологии и методики обучения биологии, успешному формированию у студентов компетенций, связанных с проектной деятельностью.

Улучшение подготовки студентов педагогического вуза к организации проектной деятельности, на наш взгляд, возможно, если обеспечить следующие педагогические условия: формирование устойчивой положительной мотивации будущего бакалавра-педагога к организации проектной деятельности; включение будущего педагога в проектную деятельность в образовательном процессе вуза и формирование компетенций в области проектной деятельности; повышение квалификации преподавательского состава в области проектной деятельности будущего педагога.

Список литературы

1. Коурова С.И., Шарыпова Н.В., Павлова Н.В. Система научно-исследовательской деятельности студентов по биологии, географии и химии с учетом инновационных тенденций в вузе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 6. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28308 (дата обращения: 16.09.2021).

2. Лазарев В.С., Ставринова Н.Н. Критерии и уровни готовности педагога к исследовательской деятельности [Электронный ресурс] // Эксперимент и инновации в школе. - 2008. - № 1. - URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/ kriterii-i-urovni-gotovnosti-pedagoga-k-issledovatelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 07.08.2021).

3. Сафронова О.А. Особенности организации эколого-биологических исследований в школьном курсе биологии животных // Формирование ответов на большие вызовы в контексте психолого-педагогической науки: сб. науч. ст. по материалам IV всерос. молодеж. науч.-практ. конф., посвящ. году науки и технологии РФ (16 апр. 2021 г.) / Междунар. акад. наук пед. образования, Шадр. гос. пед. ун-т; отв. ред. Д.М. Гордиевских. - Шадринск: Изд-во ШГПУ, 2021. - С. 139-142.

4. Теоретическое обоснование педагогических условий подготовки студентов педагогического вуза к организации проектной деятельности [Электронный ресурс] / Т.В. Газизова, Т.А. Колесникова, С.А. Осяк и др. // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20626 (дата обращения: 05.08.2021).

5. Халявин С.И., Шарыпова Н.В. Разработка цитологического атласа и методика его использования на уроках биологии [Электронный ресурс] // Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - URL: https://scienceforum.ru/2021/article/ 2018026182 (дата обращения: 16.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.