Научная статья на тему 'Технология экспертной оценки социальных проектов'

Технология экспертной оценки социальных проектов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
964
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ЗАЩИТА ПРОЕКТА / PROJECT / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / MANAGEMENT OF PROJECTS / ПРОЕКТНАЯ КОМАНДА / DESIGN TEAM / ЭКСПЕРТ / EXPERT / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / EXPERT ASSESSMENT / КОНВЕЙЕР ПРОЕКТОВ / PROTECTION OF THE PROJECT / CONVEYOR OF PROJECTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лесконог Наталья Юрьевна, Шаламова Любовь Федоровна

В статье анализируется опыт авторов по организации и осуществлению экспертной оценки социальных проектов школьных команд, даются рекомендации экспертов по совершенствованию проектной деятельности старшеклассников и молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Лесконог Наталья Юрьевна, Шаламова Любовь Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Technology expert assessment of social projects

In article experiment of authors on the organization and implementation of an expert assessment of social projects of school teams is analyzed, recommendations of experts in improvement of design activity of youth are made.

Текст научной работы на тему «Технология экспертной оценки социальных проектов»

Н.Ю. ЛЕСКОНОГ кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-политических исследований и технологий МПГУ, доцент кафедры «Государственное, муниципальное управление, правоведение и психология» МАИ (Научно-исследовательский университет)

Л.Ф. ШАЛАМОВА кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой «Государственное, муниципальное управление, правоведение и психология» МАИ (Научно-исследовательский университет)

Технология экспертной оценки социальных проектов

Социальное проектирование, обучение управлению проектами, поддержка проектов - это тренды отечественного современного образования и молодёжной политики, эффективные инструменты реализации государственной молодёжной политики и организации воспитательной работы с подростками и молодёжью в образовательных организациях различных типов и видов.

В начале 2000-х гг. обучение технологиям подачи заявки на грант, фандрайзингу и управлению проектами было ориентировано на поддержку НКО - некоммерческих (негосударственных) организаций (а впоследствии всколыхнуло интерес активной молодежи к грантовой поддержке молодёжных проектов, научных исследований). Достаточно быстро приоритеты в грантовой поддержке сместились на поиск и отбор талантливой молодежи, а механизм грантовой поддержки на конкурсной основе стал эффективным инструментом вовлечения молодежи в проектную деятельность. Этому также способствовали как расширение спектра российских фондов, предоставляющих гранты и премии для талантли-

* Лесконог Наталья Юрьевна,e-mail: leskonog@mail.ru ** Шаламова Любовь Федоровна, e-mail: lfsh57@mail.ru

вой молодежи, так и образовательные программы молодёжных форумов, в рамках которых по всей стране молодёжь начали учить оформлять свои идеи в проект, защищать проект перед экспертами и управлять собственным проектом, а также оказывать финансовую поддержку проектов, связанных с приоритетными направлениями государственной молодёжной политики.На Всероссийском молодёжном образовательном форуме «Селигер» в 2013 г. для специалистов в области работы с молодёжью специально был разработан модуль «Технологии продюссирования молодёжных проектов в сфере инновационной деятельности»1.

В молодёжной политике страны активно применяется проектный метод, стали постоянными различные конкурсы проектов, конкурсы грантов для поддержки молодёжных проектов. Подобные конкурсы проводятся не только на федеральном уровне, но и в большинстве субъектов Российской Федерации. В этой связи растёт потребность не только в тех, кто может разрабатывать хорошие проекты, но и в специалистах, которые могут качественно оценить проекты, выбрать лучшие, рекомендуемые к финансовой поддержке2.

К экспертной работе должны привлекаться всесторонне подготовленные компетентные специалисты, имеющие опыт не только аналитической и практической деятельности, но хорошо понимающие специфику состояния социальной сферы и проблемного поля, на преобразование которых направлены проекты.

Условия выполнения экспертизы должны исключать возможность какого-либо влияния на мнение эксперта и обеспечивать независимость осуществления экспертной оценки как от действий заявителя проекта, так и от субъектов организации конкурсов проектов.

Кроме того, при отборе экспертов особое внимание организаторами оценки проектов должно уделяться наличию у

1 См.Лесконог НЮ. «Селигер» - интегративная площадка для повышения квалификации / Народное образование, 2013, № 3, с. 138.

2 См.: Лесконог НЮ. О подготовке кадров для молодёжной сферы в деятельности Федерального координационного центра развития кадрового потенциала молодёжной политики РФ в 2014 году / Технологии по воспитанию подростков и молодежи, подготовке кадрового резерва молодежной политики. Монография / Под ред. Н.Ю. Лесконог, М.В. Резвих. М., 2014, с. 22.

них ряда личных качеств, среди которых наибольшее значение имеют следующие.

- Объективность. Это способность проводить беспристрастную оценку предлагаемого проекта, которая основана на тщательном анализе соответствия таких параметров проектного документа, как обоснование выделения социальной проблемы, адекватность ей целевой аудитории, конкретность, адресность и реалистичность поставленных целей и раскрытие направлений и механизмов их достижения.

- Ответственность. Она выражается не только в безусловном соблюдении экспертом законодательства, но и осознании последствий реализации поддержанного им проекта, соответствия расходования запрашиваемых заявителем финансовых и материальных ресурсов и полученных социальных, экономических и иных результатов от реализации проекта.

- Принципиальность. Прежде всего, это действия эксперта в строгом соответствии с нормами, правилами и основополагающими принципами, принятыми в социальном пространстве его действия.

- Непредвзятость. При оценке проекта эксперт должен руководствоваться не своим отношением к заявителю проекта, а рассматривать качество документа, экспертиза которого осуществляется1.

Сегодня проектному подходу к обучению, разработке проектов большое внимание уделяется и в школе. Примером тому может служить интерес образовательных организаций Москвы (школ, лицеев, гимназий и колледжей) к проекту Московского педагогического государственного университета (далее - МПГУ) «Школа активных волонтёров-старшеклассников г. Москвы «Современные технологии вовлечения сторонников в реализацию социальных проектов».

Проект реализовывался в рамках субсидиииз бюджета Москвы федеральным государственным образовательным организациям высшего образования (протокол № 5 от 13 мая 2016 г.) по приоритетному направлению «Воспитательная и социокультурная работа с учащимися».

1 См./ Шаламова Л.Ф. Проектная деятельность некоммерческих организаций как фактор развития гражданского общества в России // Социально-гуманитарные знания», 2016, №3, 2016, с. 132-139.

Проект был реализован с целью вовлечения старшеклассников Москвы (школьных проектных команд), в том числе учащихся колледжей, в волонтёрскую деятельность посредством обучения разработке социального проекта и управлению им. В проекте приняли участие более тысячи московских школьников, студентов и учителей.

По итогам обучения, включающего 5 блоков («Волон-терство и социальные практики», «Патриотизм», «Управление проектами», «Коммуникации», «Интернет-технологии в проектировании социально-значимых проектов»), школьные команды разработали волонтёрские проекты и защищали их перед экспертами, имеющими большой опыт в области проектной деятельности, экспертизы проектов на феде-

1

ральном уровне .

Без деятельности профессиональных экспертов невозможно сегодня найти и поддержать интересные молодёж-ныепроекты, поэтому и для экспертной оценки школьных волонтёрских проектов в рамках «Школы активных волонтёров-старшеклассников» (далее - Школа) были привлечены 16 экспертов, среди которых 9 человек - кандидаты наук, 6 человек - эксперты Всероссийского конкурса молодёжных проектов Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь), один эксперт - один из авторов статьи - эксперт Всероссийского грантового конкурса, который проводился в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации № 68-рп от 05 апреля 2016 г. «Об обеспечении в 2016 г. государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина», не менее 4 человек имеют непосредственное отношение к волонтёрской деятельности, причём трое из них - прямое отношение к подготовке волонтёров к Олимпийским и Пара-олимпийским играм «Сочи - 2014», среди экспертов - сотрудники нескольких вузов (МПГУ, МАИ, РГСУ, Университет

1 См.: Лесконог НЮ. Социальный образовательный проект "Школа активных волонтеров-старшеклассников г. Москвы": содержание, технологии реализации и рекомендации / Социальные проекты образовательных организаций г. Москвы: обзор лучших практик. Учеб. метод. пособие / Под ред. д-ра полит. наук Е.В. Бродовской, канд. пед. наук Н.Ю. Лесконог. М., 2017, с. 7.

«Дубна» (Тверская область)), специалисты Росмолодежи и Департамента образования Москвы.

Для оценки школьных социальных проектов в области волонтерства, разработанных в рамках Школы, была использована очная форма экспертизы, а именно - Конвейер социальных проектов.

Конвейер проектов - это современная технология защиты проектов перед экспертами. Конвейер проектов похож на деловую игру по станциям. На каждой станции с командой беседует эксперт - профессионал в конкретной области проектной деятельности от формулирования актуальности проекта до расчёта бюджета проекта. На Конвейере проектов Школы было восемь станций: «Актуальность», «Результативность», «Реализация проекта», «Бюджет проекта», «Информационная и онлайн поддержка проекта», «Партнёры проекта», «Привлечение сторонников», «Перспективы развития проекта»1.

При формировании экспертной оценки важное место имеют критерии, которые зачастую определяют именно организаторы конкурса. Своё суждение эксперт формулирует исходя из своей компетентности и сложившихся критериев.

В Конвейер проекта «Школа активных волонтёров-старшеклассников г. Москвы» каждая станция имела свой набор критериев и показателей эффективности заявленного проекта.

На станции «Актуальность» проектные команды обосновывали проблему, которую решали в рамках проекта, ее актуальность для г. Москвы и москвичей. На этой станции члены команд озвучивают экспертам цель своего социального проекта, сформулированную с учетом БМАРТ-метода (конкретность, измеримость, достижимость, выгодность, временные рамки). Члены команд должны были обосновать экспертам уникальность предложенного ими способа решения проблемы. При рассмотрении актуальности эксперты должны были получить от команды аргументы, почему проект актуален именно для Москвы? В чем значимость проекта для страны, для молодежи? К каким позитивным изменениям он приведёт?

На станции «Результативность» команды представляют экспертам видение ожидаемых результатов проекта. Особое внимание на данном этапе экспертизы необходимо уделять измеримости результатов (например, посажено 5 деревьев,

1 См. там же, с. 11.

организовано шефство над тремя ветеранами САО, не менее 100 школьников ЮЗАО приняли участие в велопробеге и т.п.). Члены команд должны понимать, как измерить заявленные ими результаты как в ходе проекта, так и в будущем. Ожидаемые результаты должны находить отражение в задачах проекта, в его сильных сторонах и возможностях и оцениваться с применением метода SWOT-анализа.

Особое внимание эксперты должны были акцентировать на формулировке цели участниками команд. При этом чаще всего перед ними ставились вопросы: что именно является результатом (уникальным продуктом) проекта, возможно ли измерить результаты проекта, содержит ли цель чёткие измеримые (количественные) показатели, которые помогут измерить результаты проекта, реальна (достижима) ли поставленная цель (конкретной командой, при наличии конкретных ресурсов, в указанные сроки и т.п.), какая польза (выгода) и для кого будет получена в результате реализации проекта, какое время отведено на достижение данной цели, его достаточно, установлена ли точная дата, когда цель будет достигнута?

На станции «Реализация проекта» члены проектной команды представляли экспертам календарный план реализации своего проекта, обосновывали рациональность распределения функционала между членами команды и сроки реализации проекта. Эксперты обращали внимание, насколько пункты плана связаны с поставленными задачами проекта, все ли поставленные задачи нашли отражение в плане проекта? Особый акцент ставился на позиции «Ответственный», поскольку здесь должны быть указаны ФИО членов команды (в том числе и взрослого наставника), а не просто координаты взрослого наставника. Ещё один акцент делается на «Форме контроля». Поскольку очень важно, насколько разработчики проекта хорошо понимают механизмы контроля за исполнением плана.

На станции «Информационная поддержка проекта» члены проектных команд представляли экспертам план информационной поддержки своего проекта, продвижения проекта в социальных сетях и на иных интернет-ресурсах. Приветствовались ссылки, скрин-шоты, сканы уже опубликованных релизов, новостей, статей о проекте. Члены проектной командыимели возможность ознакомить экспертов с сайтами своего проекта, его разделами или страничками

проекта в социальных сетях. Эксперты выявляли, насколько члены команд понимают необходимость осуществления информационной поддержки проекта. Как информационная и онлайн поддержка проекта помогают найти сторонников, партнеров проекта, расширить географию проекта и его перспективы? Включены ли мероприятия по информационной и онлайн поддержке в календарный план проекта, назначен ли ответственный за этот блок? Эксперты также обращали внимание, отражены ли результаты информационной и онлайн поддержки в ожидаемых результатах проекта (например, в ходе реализации проекта будет опубликовано не менее 3 статей в окружной газете о проекте и его результатах; у проекта не менее 100 сторонников в социальных сетях; получено не менее 30 положительных отзывов (лайков) о проекте в социальных сетях и т.п.)?

Особое место в подготовке социального проекта занимает разработка и обоснование его бюджета.

Следует отметить, что организаторы Школы столкнулись с мифом, который сформировался у школьников и их наставников-учителей о том, что у социальных проектов не может быть бюджета, так как он реализуется бесплатно. «Проект, в котором все бесплатно, не отрицает наличия бюджета» - эта истина стала открытием для абсолютного большинства участников проекта. Оценивая проекты учащихся на этой станции, эксперты обращали внимание на следующие моменты: как разработчики могут минимизировать финансовые затраты, использовать возможности потенциальных спонсоров и партнеров проекта, могут обосновать выгодность финансирования данного проекта инвесторами, определять необходимые для реализации проекта ресурсы и умеют оценить имеющиеся.Необходимо также удостовериться в том, что члены команд понимают взаимосвязь между запланированными в календарном плане проекта мероприятиями и необходимостью расчетов ресурсов для их реализации в бюджете проекта.

В процессе Конвейера проектов были запланированы две станции, близкие по содержанию, но все же разведённые между собой. Это «Привлечение сторонников» и «Партнёры проекта».

Партнёры должны пропорционально представлять четыре сектора общества: государственный, коммерческий (бизнес-партнёры), общественные объединения и СМИ.

Члены команд должны уметь обосновать выгоды, которые партнёры получат от участия в проекте, а также выгоды, которые получит проект от участия этих партнёров. Члены команд должны понимать, какие ресурсы привлекут и заинтересуют партнёров.

Следует заметить, что на старте образовательного проекта команды вообще не понимали, откуда у них могут появиться партнёры, где их искать. Занятия, посвящённые этой теме, вызвали большой интерес и, как следствие, прогресс в проектной деятельности команд.

Тема «Привлечение сторонников» рассматривалась организаторами проекта с позиций использования Интернет-ресурсов для рекрутинга (набора) новых участников в зависимости от их интересов в сети интернет и интернет-профилей. В традиционных образовательных программах по управлению проектами эта тема чаще отсутствует, но в «Школе активных волонтёров-старшеклассников г. Москвы» она была донесена до молодежи. В ходе защиты проектов эксперты обращали внимание на то, учтены ли мероприятия по привлечению сторонников в календарный план проекта? Назначен ли ответственный за этот блок? Почему необходимо заранее продумать механизмы привлечения новых участников и сторонников в проект? Максимальную оценку на этой станции получали команды, которые использовали наибольший арсенал механизмов по привлечению сторонников.

Завершается работа над социальным проектом определением перспектив его развития. Проектные команды до участия в проекте тоже практически не задумывались о продолжении своего проекта, когда его финансирование закончится, и уже совершенно точно не занимались перспективным планированием будущего развития своего проекта. Но благодаря занятиям в «Школе активных волонтёров-старшеклассников г. Москвы» школьники освоили перспективное планирование, и на соответствующей станции «Перспективы развития проекта» члены проектной команды представляли экспертам видение того, как может развиваться их проект, когда они решат поставленную цель, когда закончатся ресурсы на реализацию проекта. Эксперты выявляли, как члены команд планируют продолжить проектную деятельность, видят ли они перспективы развития, расширения

своих проектов, готовы ли они объединиться с другими проектными командами и сделать сетевой проект и т.д.

В рамках проекта «Школа активных волонтёров-старшеклассников г. Москвы» его организаторы провели выборочное исследование социальных волонтёрскихпроектов, представленных в интернет и не являющихся участниками Школы.

Его результаты также подтвердили, что у старшеклассников доминируют социальные проекты без стоимости, т.е. без вливания материально-финансовых средств, отсутствует понимание того, откуда берутся ресурсы на реализацию проекта. Но отметим, что в проектах, которые вошли в выборку проведённого исследования, помимо бюджета слабо были проработаны позиции, которые у участников Школы оказались на высоте, например, «партнёры проекта», «перспективы развития проекта».

В этом смысле обучение старшеклассников, молодежи управлению проектами, взаимодействие с экспертами, которые в процессе экспертизы дают ценные советы и рекомендации, очень важны и повышают качество социальных проектов в целом, а также усиливают мотивацию к вовлечению молодежи в социальные практики.

Лесконог Н.Ю., Шаламова Л.Ф. Технология экспертной оценки социальных проектов. В статье анализируется опыт авторов по организации и осуществлению экспертной оценки социальных проектов школьных команд, даются рекомендации экспертов по совершенствованию проектной деятельности старшеклассников и молодежи.

Ключевые слова: проект, управление проектами, проектная команда, эксперт, экспертная оценка, защита проекта, Конвейер проектов.

Leskonog N.Yu., Shalamova L.F. The Technology expert assessment of social projects. In article experiment of authors on the organization and implementation of an expert assessment of social projects of school teams is analyzed, recommendations of experts in improvementof design activity of youth are made.

Keywords: project, management of projects,design team, expert, expert assessment, protection of the project, Conveyor of projects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.