Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 5-21. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 5-21.
Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические
науки)
Научная статья УДК 336:37.013.77
ГРАНТОВАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Галина Владимировна Палаткинаш, Руслан Равильевич Хусаинов2
1 2Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия
1 раЫкта§6 8 @шай. гин
Аннотация. Представляя собой инвестицию в будущее, которая дает
ощутимый и осязаемый личностный, командный и социально-экономический
эффект, грант до сих пор не стал отдельным предметом комплексного
социально-психолого-педагогического исследования, выявляющего
закономерности организации грантовой поддержки и ее влияния на
формирование активности студента как объекта и субъекта грантовой
деятельности. В современной системе образования грантовая деятельность
чаще всего рассматривается как потребительская, когда
грантодатель предлагает текущую поддержку конкретного человека
(образовательный грант для преодоления финансового барьера обучающегося,
для стажировки в другом вузе или на предприятии) или организации (для
оплаты помещения и техники, работы привлеченных специалистов и
сотрудников), участвует в проведении конкретного мероприятия (цикла
событий), а обучающиеся стараются эту поддержку получить (на конкурсной
основе). В статье систематизированы результаты исследования грантовой
активности студентов, на основании чего данный процесс рассмотрен как © Палаткина Г. В., Хусаинов Р. Р., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 5-21. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 5-21.
репродуктивно-творческая деятельность, повышающая заинтересованность обучающихся в исследовательской и публикационной активности, формирующая умение разрабатывать положения о грантовых конкурсах и персональные рекомендации по улучшению исследовательской, общественной и предпринимательской деятельности, способствующая приобретению опыта проведения тщательной экспертизы документов и материалов, предоставляемых на конкурсы, организации работы экспертного сообщества.
Ключевые слова: грантовая деятельность студента, грантовая поддержка, формирование грантовой активности студента, грантодатель, грантополучатель, государственное регулирование грантовой деятельности молодежи
Для цитирования: Палаткина Г. В., Хусаинов Р. Р. Грантовая активность студентов как психолого-педагогическое явление // Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 5-21.
Original article
STUDENT GRANT ACTIVITY AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PHENOMENON
Galina V. Palatkina10, Ruslan R. Khusainov2
1 2Astrakhan Tatishchev State University, Astrakhan, Russia
Abstract. Grant is an investment in the future, which gives tangible and palpable personal, team and socio-economic effect. But it has not yet become a separate subject of complex socio-psychological and pedagogical study that can reveal regularities of grant support organization and its influence on the formation of student activity as an object and subject of grant activity. In the modern system of
© Палаткина Г. В., Хусаинов Р. Р., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 5-21. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 5-21.
education grant activity is often considered as a consumer activity, when the grantor offers current support to a person (educational grant to overcome the financial barrier of a student, for an internship at another university or enterprise) or to an organization (to pay for premises and equipment, for work of involved specialists and employees), participates in a specific event (or a cycle of events), and students try to get this support on a competitive basis.
The article systematizes the results of the study of student grant activity. On that basis, this process is studied as a reproductive and creative activity that increases students' interest in a research and publication activity, forms skills to develop the provisions for grant contests and personal recommendations to improve research, social and business activity. Grant activity also helps gain experience in conducting thorough examination of documents and materials provided for contests, and in organizing the work of the community of experts.
Keywords: student grant activity, grant support, formation of student grant activity, grantor, grantee, state regulation of youth grant activity
For citation. Palatkina G. V., Khusainov R. R. Student grant activity as a psychological and pedagogical phenomenon. Pedagogicheskie issledovaniya = Pedagogical Research. 2022;(1):5-21. (In Russ.).
Актуальность проблемы формирования грантовой активности студентов обусловлена вызовами современного общества, заинтересованного в овладении обучающимися знаний и умений, важных не только для их успешного профессионального будущего, но и для ценного и полезного существования в настоящем, для системного совершенствования своего образовательно-карьерного маршрута, предполагающего творческую общественную, предпринимательскую, научную, экспертную деятельность здесь и сейчас [1].
В научной литературе существуют различные подходы к определению
понятия «активность». Вопросы ее формирования раскрывали многие
отечественные ученые: Ю. К. Бабанский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Л. © Палаткина Г. В., Хусаинов Р. Р., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 5-21. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 5-21.
А. Карпенко, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. И. Остапенко, И. И. Щукина, Д. Б. Эльконин, М. Г. Ярошевский и др.
Исследователи отмечают активность, которая проявляется через интерес как особую избирательную направленность личности, «как глубоко личностное образование, психологическую природу которого составляет комплекс волевых, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных и других процессов» [2, с. 74]. Совокупность интереса с состоянием личности провоцирует внутреннюю среду, необходимую для активизации деятельности обучающихся.
Как заинтересовать студентов грантовой активностью?
На базе Астраханского государственного университета им. В. Н. Татищева (АГУ) на инициативных началах преподавателей факультета педагогического образования, искусства, сервиса и культуры функционирует инновационный центр грантовой активности, работающий по двум основным направлениям:
объектное («Эффективный грантополучатель») - студент или группа студентов принимают участие в международных, всероссийских, межрегиональных, региональных, муниципальных, локальных (учрежденческих) грантовых конкурсах;
субъектное («Эффективный грантодатель») - студенты вначале обучаются, а затем самостоятельно организуют грантовые конкурсы для определенных целевых групп, связанных с их процессом обучения, исследованиями и будущим трудоустройством.
Такой подход к классификации направлений работы университетского инновационного центра грантовой активности обусловлен историческими и нормативными правовыми основаниями грантовой поддержки.
В США и западных европейских странах грантовая поддержка
существует более 100 лет, она укрепилась на научном, нормативном правовом
и культурно-образовательном уровнях [3]. Родоначальником грантовой
поддержки является Великобритания. Именно в этой стране в 1660 году было © Палаткина Г. В., Хусаинов Р. Р., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 5-21. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 5-21.
создано Лондонское королевское общество, которое поддерживало науку через выделение денежных средств на научные изыскания [4, с. 63-64]. В России же грантовая история начинает активно развиваться только в конце XX века и с этого периода имеет три четко выраженных этапа государственного регулирования.
Первый этап. 90-е годы XX века - «либеральный»: невмешательство государства в грантовую поддержку российских физических лиц и организаций от зарубежных НКО и правительств (Агентство США по защите окружающей среды; Агентство США по международному развитию - Представительство в Российской Федерации (USAID/Russia); Агентство США по международному развитию - региональная миссия в Центральной Азии (USAID / Central Asian Republics); Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса); Совет по международным исследованиям и обменам (АЙРЕКС); Фонд «Чаритиз Эйд Фаундэйшн» (CAF); Фонд «Евразия»; Фонд «Новая Евразия»; Фонд российско -американского экономического сотрудничества (ФРАЭК); Фонд Форда; Программа содействия развитию экономических связей Европейского Союза (TACIS) и др.) [5]. В совместном письме Госналогслужбы и Минфина России от 11.06.93 № ЮУ-4-06/88Н, 04-06-01 «О порядке налогообложения грантов, получаемых от иностранных благотворительных организаций» [6] были нормативно обозначены гранты, получаемые исключительно от зарубежных фондов и организаций.
Второй этап. 2000-е годы - «дисциплинарный»: с одной стороны,
нормативное правовое закрепление грантовых достижений специалистов и
организаций (особенно научных и образовательных) в интегральной оценке
эффективности деятельности, квалификации и инициативности, а с другой
- кампания по дискредитации западных спонсоров и борьбе с
пропагандой чуждых ценностей и действий, дискредитирующих российскую
власть, которая в 2012 году будет закреплена внесением поправок к закону «О
некоммерческих организациях», где появится понятие «иностранный агент»
(иноагент) - статус, присваиваемый в России лицам, которые получают © Палаткина Г. В., Хусаинов Р. Р., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 5-21. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 5-21.
иностранную поддержку или находятся под «иностранным влиянием» [7].
Третий этап. С 2006 года и до настоящего времени -«государственный»: отечественное «замещение» иностранного грантового влияния, появление операторов государственных грантов (первоначально Российской Федерации, с 2007 года еще шесть грантооператоров), проводящих конкурсные состязания на их получение среди НКО по разным направлениям (Лига здоровья нации, Национальный благотворительный фонд, Российское общество «Знание», Российский союз молодежи, движение «Гражданское достоинство», Институт проблем гражданского общества, Союз пенсионеров России, Союз женщин России, Российский союз ректоров, Фонд «Перспектива», Благотворительный фонд «Покров»), а с 2017 года - единого оператора государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций в Российской Федерации - Фонда президентских грантов. Фонд на конкурсной основе выделяет гранты Президента Российской Федерации на реализацию социально значимых проектов некоммерческих неправительственных организаций и способствует развитию сектора таких организаций, благотворительности, добровольчества, в том числе через софинансирование поддержки общественных инициатив, оказываемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональными операторами). Миссия фонда - создание условий ивозможностей для самореализации инициативных и неравнодушных людей в некоммерческом секторе [8].
В настоящее время в качестве грантодателей выступают государственные и муниципальные органы, юридические и физические лица, международные организации, получившие право на предоставление грантов на территории России в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Для образовательных организаций высшего образования (помимо Фонда
президентских грантов) гранты предоставляют Министерство науки и высшего
образования Российской Федерации, Министерство просвещения Российской
Федерации, Федеральное агентство по делам молодежи, Российский центр © Палаткина Г. В., Хусаинов Р. Р., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 5-21. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 5-21.
научной информации (правопреемник Российского фонда фундаментальных исследований), Российский научный фонд, Российское общество «Знание», Российская академия наук, Российская академия образования, АНО «Россия -страна возможностей» и др.
В инновационном центре грантовой активности АГУ у студентов особой популярностью пользуются гранты Федерального агентства по делам молодежи в рамках Всероссийского конкурса молодежных проектов среди физических лиц от 14 до 35 лет и для высших учебных заведений по 15 номинациям:
#создавай_возможности - проекты, направленные на организацию занятости молодежи, в том числе самозанятости;
#развивай_среду - проекты, направленные на развитие малых территорий;
#объединяй - проекты, направленные на поддержку межкультурного диалога и на международное сотрудничество;
#защищай - проекты, направленные на противодействие идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде;
#стирай_границы - проекты, направленные на работу с людьми с ОВЗ; сохраняй_природу - проекты, направленные на экологическое просвещение;
#двигай_сообщества - проекты, направленные на поддержку и развитие
студенческого сообщества ссузов;
#вдохновляй - проекты, направленные на поддержку творческих
инициатив и развитие культурно-образовательной среды;
#береги - проекты, направленные на содействие развитию гражданской
идентичности и сохранение семейных ценностей;
#открывай_страну - проекты, направленные на туристическую
привлекательность и развитие молодежного туризма;
#будь_здоров - проекты, направленные на популяризацию спорта и ЗОЖ;
#помни - проекты, направленные на сохранение исторической памяти;
#расскажи_о_главном - проекты, направленные на развитие молодежных © Палаткина Г. В., Хусаинов Р. Р., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 5-21. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 5-21. медиа;
#МЫВМЕСТЕ - проекты, направленные на развитие и поддержку добровольчества;
#Ты_не_один - проекты, направленные на профилактику негативного девиантного поведения и социализацию молодежи.
С 2018 по 2022 год в конкурсах Росмолодежи победили 12009 человек, проекты поддержаны на общую сумму более 10 миллиардов рублей. От Астраханской области в 2022 году подано 80 проектных заявок, половина из которых стала победителями.
АГУ в 2022 году стал победителем Всероссийского конкурса молодежных проектов среди образовательных организаций высшего образования с тремя проектами: «Молодежный фестиваль проектов «Вектор» (сумма гранта 2500000 рублей), «Театральный арт-проект #РгоКультура» (сумма гранта 2700000 рублей) и «Кросскультурная туристско-этнографическая экспедиция» (сумма гранта 3000000 рублей) [9].
Грант (в английском и немецком языках означает «дар») -безвозмездная субсидия физическому лицу или организации в денежной или натуральной форме на развитие различных видов деятельности с последующим отчетом о ее использовании [10]. Дающим гранты - грантодателем - может выступать государство (объединения государств), организация или частное лицо.
Для успешного функционирования объектного направления инновационного центра грантовой активности представляет интерес выделение четырех видов грантодателей (в соответствии с российским законодательством):
государственные грантодатели, использующие для выплаты бюджетные
средства; имеют строго структурированную процедуру выдачи грантов,
требования к проектам, типовые формы подачи заявок, детальные
рекомендации их заполнения и подачи, серьезный экспертный фильтр их
рассмотрения и одобрения; © Палаткина Г. В., Хусаинов Р. Р., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 5-21. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 5-21.
частные грантодатели, использующие средства граждан и коммерческих
предприятий в виде пожертвований; имеют упрощенные требования к заявкам
и формам отчетности, рассматривают их оперативнее;
субподрядные грантодатели, выступающие посредниками между
государственными и частными грантодателями, распределяющие
привлеченные средства;
корпоративные грантодатели, созданные корпорациями на отчислениях
от прибыли или из продуктов организации.
В российских законах перечислены следующие виды грантов:
пожертвование - использование имущества по определенному
назначению (п. 3 ст. 582 Гражданского кодекса Российской Федерации);
безвозмездная передача имущества в пользование НКО; оформляется
дарением; подаренное имущество не облагается налогом;
научный грант (ст. 2 Федерального закона от 23.08.96 № 127 -ФЗ «О науке
и государственной научно-технической политике») - для проведения научных
исследований и развития научно-технических программ, инновационных
проектов; условия предусмотрены грантодателями;
благотворительный грант (ст.15 Федерального закона от 11.08.95 № 135 -
ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»);
благотворительное пожертвование целевого характера;
государственный грант (ст. 17 Федерального закона от 19.05.95 № 82-ФЗ
«Об общественных объединениях» и ст. 13 Закона РФ от 19.02.93 № 4530-1 «О
вынужденных переселенцах») - целевое финансирование отдельных
общественно значимых программ;
президентский грант (Указ Президента Российской Федерации от
31.12.2015 г. № 688) - гранты (стипендии) Президента Российской Федерации
для работы над социально значимыми проектами;
бюджетная субсидия (ст. 78 Бюджетного кодекса Российской
Федерации) - на грант выделены средства бюджетов разного уровня [10].
Систематизация результатов исследования законодательной базы и © Палаткина Г. В., Хусаинов Р. Р., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 5-21. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 5-21.
практики грантовой поддержки физических лиц и организаций позволяет представить программу обучения студентов основам грантовой поддержки в инновационном центре грантовой активности по следующим темам:
гранты общей поддержки (на выполнение проектов); целевые (на
реализацию мероприятий);
капитальные (на приобретение основных средств, аренду недвижимости, оборудования, ремонт);
корпоративные (от корпораций и предпринимателей); начальные (на старт организации или новых направлений деятельности); натуральная форма (передача материально-технического имущества); перспективные (на поддержку обществ с ограниченной ответственностью, выдается частями в согласованный период); посреднические (на реализацию проекта от имени спонсора);
с частичным финансированием (помощь от различных фондов с обязательными личными и привлеченными средствами);
стимулирующие (на поиск дополнительных источников финансирования).
Для функционирования субъектного направления инновационного центра грантовой активности особый интерес представляют конкурсные процедуры распределения грантов, при которых учитывается обоснование актуальности, значимости, адекватность расходов, опыт и степень подготовки участника, результативность, эффективность, тиражируемость полученных результатов и др.
В центре студенты изучают грантовые конкурсные процедуры по периодичности их проведения:
разовые - проводятся единожды, средства направляются на решение поставленных задач;
цикличные - проводятся регулярно;
постоянные - функционируют на постоянной основе, без фиксации
сроков, заявки рассматриваются по факту их регистрации. © Палаткина Г. В., Хусаинов Р. Р., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 5-21. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 5-21.
При осуществлении подготовки студентов как грантодателей особый
акцент делается на том, что гранты (в соответствии с законодательством Российской Федерации) выдаются грантополучателям - физическим лицам или организациям, занимающимся благотворительностью; здравоохранением; «научными исследованиями; образовательной деятельностью; защитой прав и интересов граждан; охраной экологии; работой в области искусства, непрофессиональной физкультуры и спорта; социальной, культурной или издательской работой; управленческой или другой деятельностью» [11].
Грантовая субсидия является безвозвратной, за исключением случаев нецелевого использования средств и нарушения условий грантодателя [12].
Особый акцент в подготовке будущих грантодателей сделан также на сравнении грантовой поддержки с инвестированием и кредитованием. В сравнении с инвестированием и кредитованием у грантовой поддержки есть очевидные плюсы: грантополучатель имеет возможность получить финансирование, не отдавая долю в прибыли (как это было бы при привлечении инвестора) и не выплачивая проценты (как при использовании кредита) [13].
Грант выделяется в виде определенной денежной суммы через заявку на финансирование, представляющей детальный план со сроками, где указаны расходы, которые заявитель примет на себя или сможет получить от других партнеров.
Весьма важной частью работы грантополучателя, как правило, является
отчет о расходах, включающий предоставление чеков, договоров, соглашений,
проездных документов, объективных результатов (научные работы,
публикации, исследования, статистика и др.). В связи с этим необходимо
пристальное внимание уделять инновационным технологиям проектирования и
отчетности [14], а также приобретению студентами опыта проведения
экспертизы документов и материалов, предоставляемых на конкурсы, вопросам
отбора, подбора, обучения, тестирования и координации работы экспертов,
которых будущий грантодатель станет привлекать к оценке грантовых © Палаткина Г. В., Хусаинов Р. Р., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 5-21. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 5-21.
конкурсов. Эти действия будут развивать у студентов интерес и стимулировать желание заниматься грантовой деятельностью, а значит, проявлять грантовую активность.
Активность в зависимости от выполняемой деятельности делится на репродуктивную и творческую. Репродуктивная предполагает процессы восприятия, принятия и сохранения в памяти функциональных знаний. Творческая активность основывается на преобразовании действительности для создания социально значимого оригинального и уникального продукта (В. И. Андреев, Т. Г. Браже, Ю. Л. Козырева, Ю. Н. Кулюткин, A. M. Матюшкин, И. Ф. Харламов и др.).
Грантовая активность, предполагающая преобразование
действительности с использованием ранее приобретенных знаний, умений, навыков, находится на стыке репродуктивной и творческой активности, объединяя творческий и экспертный потенциал с интеллектуальной и эмоционально-волевой сферами личности.
Грантовая активность, направленная на подготовку эффективных грантополучателей, позволяет уравнять финансовые условия обучающихся, обеспечивая достойный уровень дохода начинающих исследователей, общественных деятелей и предпринимателей, нередко позволяя им вести научно-исследовательскую, общественную и предпринимательскую деятельность в университете в объеме полного рабочего дня.
Грантовая активность, направленная на подготовку студентов как грантодателей, способствует модернизации программ подготовки обучающихся, формированию организаторских, исследовательских, экспертных компетенций, связанных с расширением кругозора в изучаемой и исследуемой области, эффективному проведению НИР, успешной защите квалификационных работ (в том числе через непосредственное взаимодействие с научными организациями), трудоустройству по окончании обучения.
Таким образом, грантовая активность - это уникальное психолого-
педагогическое явление, предполагающее использование воображения для © Палаткина Г. В., Хусаинов Р. Р., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 5-21. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 5-21.
реорганизации прежнего опыта и формирования новых комбинаций, знаний и умений, востребованных обществом, а грант - это универсальный инструмент как для обращения за поддержкой, структурирования идей и определения необходимых ресурсов, так и для продвижения своих разработок через организацию собственных конкурсных мероприятий.
Систематизация результатов исследования грантовой активности студентов позволяет сделать вывод о том, что благодаря обучению и практической деятельности в инновационном центре грантовой активности студент получает информацию о возможностях финансирования своих проектов и своей академической мобильности, становится академически мобильным, полезным и ценным для общества, находит подходящие источники финансирования, участвует во встречах, семинарах, информационных сессиях по вопросам грантовой деятельности, в поиске проектных идей и партнеров.
Список источников
1. Доклад рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам реформы образования «Образовательная политика России на современном этапе» // Президент России: Опубликован в разделе: Выступления и стенограммы [29 августа 2001 года]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/21905.
2. Ильясова А. Н. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся: психолого-педагогической аспект // Проблемы современного педагогического образования. 2014. № 43-1. С. 74-79.
3. Финансирование культуры в европейских странах: обзор подходов и методов. URL: http://www.strana-oz.ru/2005/4/finansirovanie-kultury-v-evropeyskih-stranah-obzor-podhodov-i-metodov.
4. Стрельцова Е. А. Исследовательские гранты в поле современной науки (социологический анализ): дис ... канд. соц. наук. СПб, 2015. 200 с.
5. Тетерский С. В. Воспитание кадров: форматы взаимодействия в
социуме // Образовательные технологии. 2021. № 2. С. 12-33. © Палаткина Г. В., Хусаинов Р. Р., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 5-21. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 5-21.
6. Письмо Госналогслужбы РФ и Минфина РФ от 11 июня 1993 г. №
ЮУ- 4-06/88Н, 04-06-01 «О порядке налогообложения грантов, получаемых отиностранных благотворительных организаций». URL:
http://ips.pravo.gov.ru/?doc_itself=&backlink=1&nd=102092927&page=1&rdk=1#I 0.
7. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» с изменениями до 14 июля 2022 г. URL: https://base.garant.ru/10105879/.
8. Фонд президентских грантов. URL: https://президентскиегранты.рф.
9. Агентство по делам молодежи Астраханской области. URL: https://mol.astrobl.ru/novosti/agu-stal-pobeditelem-grantovogo-konkursa-rosmolodezi.
10. Провалинский Д. И. Гранты - пути развития: отечественный и зарубежный опыт // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. № 2. С. 191-194.
11. Гранты НКО: виды грантов и как получить грант. URL: https://otr-soft.ru/nko/granty-nko/.
12. Гутников О. В. Правовой статус грантов по законодательству РФ // Право и экономика. 2005. № 12. С. 3-6.
13. Хананашвили Н. Л. Экономико-правовые механизмы социального заказа и гранта: их основные различия // Государство и право. 2008. № 1. С. 105-108.
14. Тетерский С. В., Тетерская С. Г. Ух ты! Проект!: Рекомендации участникам конкурса социальных проектов «Факел добра». Ухта: ОО «Газпром трансгаз Ухта», 2019. 44 с.
References
1. Report of the Working Group of the Presidium of the State Council of the Russian Federation on Educational Reform «Educational Policy of Russia at the
© Палаткина Г. В., Хусаинов Р. Р., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 5-21. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 5-21.
Present Stage». URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/21905. (In Russ.).
2. Iliasova A. N. The problem of enhancing the cognitive activity of students: a psychological and pedagogical aspect. Problemi sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of modern pedagogical education. 2014;(43-1):74-79. (In Russ.).
3. Financing culture in European countries: overview of approaches and methods. URL: http://www.strana-oz.ru/2005/4/finansirovanie-kultury-v-evropeyskih-stranah-obzor-podhodov-i-metodov. (In Russ.).
4. Streltsova E. A. Research grants in the field of modern science (sociological analysis): dis ... Cand. Sc. (Sociology). Saint-Petersburg; 2015. 200 p. (In Russ.).
5. Teterskii S. V. Education of human resources: formats of interaction in the society. Obrazovatelnie technologii = Educational Techniques. 2021;(2): 12-33. (In Russ.).
6. Letter of the State Tax Service and Ministry of Finance of the Russian Federation of June 11, 1993, No. YuU-4-06/88N and 04-06-01 «On the Taxation of Grants Received from Foreign Charitable Organizations». URL: http://ips.pravo.gov.ru/?doc_itself=&bacHink=1&nd=102092927&page=1&rdk=1#I 0. (In Russ.).
7. Federal Law dated January 12, 1996 No. 7-FZ «On Non-Commercial Organizations» with amendments until July 14, 2022. URL: https://base.garant.ru/10105879/. (In Russ.).
8. Presidential Grants Foundation. URL: https://президентскиегранты.рф. (In Russ.).
9. Agency for Youth Affairs in Astrakhan Region. URL: mode: https://mol.astrobl.ru/novosti/agu-stal-pobeditelem-grantovogo-konkursa-rosmolodezi. (In Russ.).
© Палаткина Г. В., Хусаинов Р. Р., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 5-21. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 5-21.
10. Provalinskii D. I. Grants - ways of development: domestic and foreign
experience. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Bulletin of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 2017;(2):191-194. (In Russ.).
11. Grants for non-commercial organizations: types of grants and how to get a grant. URL: https://otr-soft.ru/nko/granty-nko/. (In Russ.).
12. Gutnikov O. V. Legal status of grants under the legislation of the Russian Federation. Pravo i ekonomika = Law and Economics. 2005;(12):3-6. (In Russ.).
13. Khananashvili N. L. Economic and legal mechanisms of social contracting and grants: their main differences. Gosudarstvo i pravo = State and Law. 2008;(1):105-108. (In Russ.).
14. Teterskii S. V., Teterskaya S. G. Wow! A project!: Recommendations for participants in the «Torch of Kindness» social project contest. Ukhta: ОО «Gazprom transgaz Ukhta»; 2019. 44 p. (In Russ.).
Информация об авторах Г. В. Палаткина - доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры социальной педагогики и психологии;
Р. Р. Хусаинов - аспирант кафедры педагогики и непрерывного профессионального образования.
Information about the authors Galina V. Palatkina - Doctor of Science in Pedagogics; Professor of the Chair of Social Pedagogics and Psychology;
Ruslan R. Khusainov - postgraduate student in the Chair of Pedagogics and Professional Continuing Education.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.
© Палаткина Г. В., Хусаинов Р. Р., 2022
Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 5-21. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 5-21.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 10.10.2022; одобрена после рецензирования 17.10.2022; принята к публикации 18.10.2022.
The article was published 10.10.2022; approved after reviewing 17.10.2022; accepted for publication 18.10.2022.
© Палаткина Г. В., Хусаинов Р. Р., 2022