= 32 ^^ Энергобезопасность и энергосбережение ^^^^^^^^^^^^ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Анализ зарубежного опыта дистанционного обучения
И. В. Киян,
кандидат философских наук,
декан факультета Управления в энергетике МИЭЭ
В ведущих странах мира появилась тенденция организации сетей дистанционного образования. Интенсивность развития этого процесса обусловлена не только потребностями рынка в квалифицированных кадрах, достоинствами дистанционного обучения, инновациями в секторе ^, но и тем, что в разработку обучающих программ активно включились крупнейшие компьютерные компании мира, что свидетельствует о важности рынка дистанционного образования для государственных экономик.
Ключевые слова: дистанционное образование, интенсификация дистанционных форм обучения, электронное образование, академические обсуждения и взаимодействия, качество обучения, компьютерная компетентность, технологические факторы.
В настоящее время во многих странах мира занятия по индивидуальным схемам обучения пользуются широким спросом. В роли провайдеров дистанционного обучения ДО сегодня выступают не только вузы, техникумы, школы, но и многочисленные учебные центры и консалтинговые компании, в результате чего охвачены все сферы деятельности - от широкого диапазона вузовских специальностей и различных программ МВА до дистанционного обучения риэлторов, туроператоров, парикмахеров, медработников, стилистов, бухгалтеров и т. п. В российском образовании эта тенденция только начинает активизироваться.
Образовательные учреждения во многих странах мира структурируют учебный процесс в соответствии с потребностями рынка и спросом со стороны работодателей. От выпускника учебного заведения требуется не только компетентность в профессиональной сфере, но и свободное владение компьютером. Дистанционная форма обучения предполагает либо наличие таких знаний на момент поступления, либо овладения ими в сжатые сроки. То есть дистанционное обучение вырабатывает навыки поиска необходимой информации, структурирования ее, работы с ней и т. п., расширяя тем самым общий интеллект и мышление.
Дистанционные технологи в истории
Система ДО в развитых зарубежных странах имеет давнюю историю и, базируясь на фундаментальных принципах традиционного обучения, широко использует инновационные технологии.
Огромное влияние на развитие системы дистанционного образования оказало создание в 1969 году Открытого университета Великобритании (UKOU). В настоящее время здесь обучаются 200 тысяч студентов из разных стран. Великобритания опережает
страны ЕС не только по общему уровню информатизации, но и по степени внедрения СДО. Электронным обучением охвачен собственный образовательный рынок, однако преимущественное внимание нацелено на рынки других стран, среди которых США, Австралия, страны Азиатско-Тихоокеанского региона. За десятилетия существования первый в мире университет ДО утвердился в качестве мирового лидера сектора электронного обучения.
В 70-е годы XIX века в США также был предпринят ряд шагов по организации дистанционного обучения. Так, в 1874 году программу обучения по почте предложил университет штата Иллинойс. Вильям Рейни Харпер, считающийся в США родоначальником ДО, в 1892 году учредил первое университетское отделение дистанционного обучения в университете Чикаго. В 1906 году преподавание по почте было введено в университете штата Висконсин [1].
Возникновению интереса к дистанционным формам обучения в странах Центральной и Восточной Европы во многом способствовали шаги в этом направлении со стороны российских учебных заведений. Так элементы технологии дистанционного обучения просматривались в России в Мореходной школе г. Находка в 1907 году и в Московском народном университете им. А. М. Шанявского в 1908 году. Начиная с 1917 года дистанционное образование получило широкое развитие в России. Здесь предлагались различные курсы на самых разных уровнях. В Советском Союзе была разработана особая, консультационная модель дистанционного образования (заочное обучение). К 60-м годам XX века в СССР имелись 11 заочных университетов и множество заочных факультетов в традиционных высших учебных заведениях. После Второй Мировой войны примеру СССР последовали некоторые страны Центральной и Восточной Европы.
НВИВИИИИИ
Научно-методические проблемы и новые технологии образования
33 =
В 1939 году во Франции для обучения по почте детей, лишённых возможности посещать школу, был создан Государственный центр дистанционного обучения CNED. В настоящее время этот центр стал крупнейшим учебным заведением дистанционного образования в Европе. В его составе 8 институтов, специализирующихся в определенной сфере деятельности. Общее число работающих превышает 8000 человек, более 3000 учебных курсов охватывают широкий спектр тем. Свыше 350000 обучаемых в 120 странах мира получают образование посредством спутникового телевидения, Интернета и электронной почты, современных информационных и педагогических технологий и учебных программ.
В 70-80-е годы прошлого столетия учебные заведения, ведущие обучение на расстоянии, появились в ряде других стран Европы и Азии. Среди них университеты в Испании (1972), Пакистане (1974), Таиланде (1978), Корее (1982), Индонезии (1984), Индии (1985), Нидерландах (1985).
В Китае взамен закрытых в период культурной революции традиционных высших учебных заведений в 1979 году была создана Национальная сеть радио- и телевизионных университетов. Обучение здесь организовано с использованием спутникового вещания и телевизионных университетов в провинции и предоставляет весь спектр уровней подготовки от начального до высшего образования для людей разных возрастов. Вовлечение как можно большего числа граждан страны в образовательный процесс - лишь один компонент социального заказа на дистанционное образование, другие его аспекты становятся заметными при анализе процессов интернационализации.
Главная причина интенсивного развития системы дистанционного обучения состоит в его интеграционной способности. Невозможно сосредоточить в каждом учебном заведении все мировые информационные ресурсы, накопленные человечеством в научном и образовательном пространстве, и задача состоит в том, чтобы из каждой географической точки планеты, где организован процесс обучения, с помощью телекоммуникаций обеспечить доступ к информационным ресурсам, расположенным в любом регионе мира. Таким образом, дистанционное обучение активизирует распределённые по различным территориям информационные ресурсы. В этом и состоят концептуальное обоснование и идеология необходимости развития дистанционного обучения.
В связи с этим в европейском образовательном сообществе получает всё большее распространение практика совместной реализации учебных программ и задач, связанных с управлением СДО. Например, об это свидетельствует сотрудничество между тремя учреждениями высшего образования в Ирландии, работающих в секторе ДО, - Институтом технологии Tallaght (ПТ, Дублин), Институтом технологии В1апЛаМБ1ошп (1ТВ) и Дублинским городским университетом ^Си), которые участвуют в совместных исследованиях, направленных на повышение качества учебного процесса и уровня образования обучаемых на протяжении ряда лет. Более двадцати
лет по программам дистанционного обучения работает Национальный университет ДО в Испании (UNED). В него входят 58 учебных центров внутри страны и 9 - за рубежом. Свыше 50 университетов балтийского региона консолидируют свои усилия по реализации ДО в Балтийском университете Швеции.
Дистанционное образование и современный мир
К настоящему моменту ведущие университеты Германии, Италии, Англии, Голландии, работающие в сфере ОДО (открытого дистанционного обучения), имеют как общие тенденции развития, так и уникальные черты, присущие отдельным государствам, образовательным сетям или учреждениям. Наиболее важными являются некоторые особенности организации управления, что непосредственно связано с управлением качеством педагогических технологий, применяемых в образовательных системах разных стран.
Правительства европейских стран заинтересованы в развитии сети дистанционного обучения, однако подходы к ОДО и контингент обучающихся в разных странах существенно отличаются. В Великобритании, например, обучение на расстоянии рассчитано в большей степени на специалистов-иммигрантов - для скорейшей их адаптации и интеграции; в Германии и Голландии акцент сделан на обучении студентов, и ОДО широко используется в университетах. Общенациональной концепции ДО в Италии нет, однако на уровне государства осуществляются программы финансирования процесса компьютеризации образовательных учреждений. Кроме того, для поддержки дистанционного обучения создан государственный специализированный телеканал, множество современных компьютерных программ для подготовки педагогического персонала посредством 1Т.
В европейском секторе ДО образовательные учреждения по форме организации подразделяются на государственные и частные организации. Кроме того, созданы и успешно функционируют международные и национальные ассоциации университетов, работающих в системе ОДО. Такие структуры обычно управляются Советом директоров, Стратегическим комитетом и другими органами, представляющими собой коллективные совещательные объединения. Ими осуществляется и руководство созданными подразделениями, функции которых направлены на обслуживание образовательной сети. Сюда обычно входят отделы технической и методической поддержки разработки и преподавания курсов, а также контроля качества управления педагогическими технологиями и процесса обучения в целом, общего маркетинга, финансов и учета и других направлений деятельности. Разработка содержания учебных дисциплин осуществляется общими силами профессорско-преподавательского состава, или с помощью привлечения экспертов со стороны.
Приоритетной задачей при создании и развитии СДО является предоставление студентам, граждан-
ЮШЮЖФ
= 34
Энергобезопасность и энергосбережение
ским и военным специалистам, самым широким кругам населения, проживающим в любых регионах, равных образовательных возможностей. Повышение уровня образования происходит за счёт более активного использования научного и учебного потенциала ведущих университетов и академий, лидирующих отраслевых центров подготовки кадров и других образовательных учреждений. Дистанционное обучение предполагает использование практически любых баз данных и библиотек, тем самым обеспечивая доступ ко многим источникам информации, находящимся в сети Интернет. Возможность индивидуализации учебного процесса и профессиональной подготовки специалистов путём составления индивидуальных планов для каждого обучаемого, систематического контроля и корректировки хода обучения предоставляется во всех ведущих учебных учреждениях мира.
Сегодня коренным образом изменяется вид коммуникаций: происходит замена традиционных взаимодействий на телекоммуникационные средства, которые осуществляют доставку обучаемым основного объёма изучаемого материала и обеспечивают интерактивное общение обучаемых и преподавателей в учебном процессе. Однако следует учитывать, что дистанционные технологии и методы могут образовать свою самостоятельную, специфическую форму обучения только при наличии соответствующей информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, а также развитого компьютерного учебно-методического обеспечения в учебных заведениях. Поэтому наиболее широкое развитие дистанционное обучение получило в настоящее время в тех странах, где для этого сложились соответствующие предпосылки, а именно: хорошо развитая телекоммуникационная инфраструктура, большая территория страны и развитая система традиционного образования.
В настоящее время возможность получения дистанционного образования предоставляют большинство американских и европейских университетов, кроме того, постоянно растёт число дистанционных краткосрочных курсов по широкому спектру дисциплин. В США высшее образование в режиме онлайн ежегодно получают около 2 млн. человек. Соответственно идёт бурное развитие программного и аппаратного обеспечения, предназначенного для ДО. Рост рынка ДО в среднем в мире в разных странах составляет 10-20 % в год. Компания Cortona Consulting прогнозирует, что к концу десятилетия он составит 50 млрд. долларов, а данные Национального института стандартов и технологий США свидетельствуют о том, что Америка уже освоила эту сумму. В настоящее время, когда мировой экономический кризис стал отражаться на всех базовых сферах жизни общества, образование в Америке, да и других странах, для многих людей становится в большей степени самообразованием. Если у человека есть мотивация к обучению и способности, тот путь, при котором обучаемый пользуется мультимедийными обучающими программами, разработанными в престижном университете, лишь изредка прибегая к помощи тьютора и принимая участие в контрольных меро-
приятиях, позволяет получить качественное образование за значительно меньшие деньги. Сегодня в американских университетах происходит смена роли и функции учебного заведения с источника знаний на координатора знаний, получаемых по СДО.
По оценкам IDC, в Европе ДО занимает треть рынка образования. В Турции половина студентов обучается дистанционно, барьер в миллион обучающихся в режиме онлайн перешёл Индийский университет им. Индиры Ганди [2]. Интенсивно развиваются дистанционные формы обучения и в странах ближнего для России зарубежья: активно идёт становление системы ДО в Украине, Белоруссии, Казахстане и других государствах. В частности, в Украине многие учебные учреждения предлагают ДО, при этом испытывая существенные трудности по многим параметрам, прежде всего сказываются отсутствие подготовленных для такой деятельности педагогических кадров, недостаточная в сегодняшних экономических реалиях страны интернетизация населения и т. п. Новые формы генерирования знаний требуют реорганизации научных исследований и подготовки специалистов, ориентированных на решение сложных междисциплинарных проблем. Сегодня перед системой образования Украины стоит задача объединения усилий педагогического и академического сообщества для создания единой инфраструктуры для осуществления ДО в современном формате и подготовки педагогических кадров для СДО, способных поддерживать полный цикл организации учебного процесса.
Учебные заведения разных стран мира вносят свои коррективы в осуществление процесса образования с использованием новейших технологий как педагогических, так и управленческих, информационных, организационных, технических и др. Интернет-пространство постепенно интенсифицирует движение к единому общемировому образовательному сообществу. При этом до общемировой унификации образовательных технологий, несомненно, еще очень далеко, хотя уже сегодня желающие обучаться в лучших университетах мира могут себе это позволить при соблюдении ряда условий, в том числе языкового и ценового порядка. Однако, бесспорно, что уникальный опыт обучения по СДО, проявленный в разных странах, работает на развитие всемирной сети дистанционного обучения, в которую постепенно вливаются все новые и новые государства.
Несомненно, при ряде общих требований к ДО и необходимых для его реализации условий и ресурсов (финансовых, инновационно-технологических, информационных, кадровых и др.) в учебных заведениях разных стран существует своя неповторимая специфика, обусловленная географическими, этническими, социальными, культурными, образовательными традициями, историческими фактами, политикой в стране в целом и стратегией развития системы образования в частности. Всё это в совокупности накладывает отпечаток на подходы к осуществлению учебного процесса в сфере ДО и обусловливает степень потребности внедрения инновационных форм обучения.
шшшшм
Научно-методические проблемы и новые технологии образования
35 =
Количество творческих образовательных программ и порталов во всем мире растет пропорционально легкости доступа к Интернету. Еще недавно незнакомые с виртуальной сетью регионы сегодня активно осваивают новые 1Т и возможности сети Интернет, в том числе и с точки зрения получения образования. Расширение информационного пространства вызвало массовое перемещение обучения и образования в сеть Интернет, возможности которого сулят и новую работу, и перспективы дальнейшего профессионального и творческого развития. Однако на сегодняшний день при всей интенсификации распространения интернет-технологий во многих частях мира до сих пор доступ к Интернету ограничен.
По данным статистики, в 2008 году из 6,7 млрд. людей, живущих на планете, лишь 1,581 млрд. (порядка 23 %) имеет такой доступ к виртуальному информационному пространству. Кроме того, владельцы доступа к Интернету распределены по континентам неравномерно. Если в Северной Америке трое из четырех жителей имели на тот момент выход в Интернет, то в Азии в начале 2009 года - менее одного из пяти человек, и только один из семнадцати - в Африке.
Однако, несмотря на низкий уровень сетевого развития в Азии, сегодня в данном регионе мира более 40 % людей (примерно 650 млн.) обращаются к Интернету. Еще десятилетие назад такого доступа здесь не существовало. Потенциально дальнейшее развитие сети Интернет может сделать Азию планетарным центром электронного образования и ДО [3,4].
Нередко технические проблемы и низкий уровень технических навыков студентов становятся главными факторами отрицания обучающимися дистанционной формы. Проведённое путём анкетирования студентов исследование, охватывающее такие переменные, как компьютерная компетентность, технологические факторы, социальное присутствие и характеристики преподавателя (инструктора/тьютора), показало:
- студенческая компьютерная компетентность измерена частотой использования компьютера, знанием программного обеспечения, частотой и типом использования Интернета. Можно предположить, что студент с сильной компьютерной грамотностью будет позитивно воспринимать дистанционную учебную окружающую среду;
- учебные услуги, предоставляемые на основе мультимедийных средств, видеоконференций, систем управления курсами и интересными интерфейсами пользователя, повышают принятие студентом дистанционной формы обучения. Наличие здравой, богатой и надежной 1Т-инфраструктуры делает процесс поставки образовательных услуг максимально гладким, поэтому технологические факторы имеют положительный эффект для восприятия полноценности систем дистанционного образования;
- социальное присутствие является важным компонентом принятия дистанционного обучения. Чувство связности и принадлежности к целому является критическим для успешности обучения.
Социальный контекст обучения - важный элемент в технологии коммуникации. По сути, социальное присутствие - это степень, в которой индивидуум воспринят как реальный человек в установленных компьютером коммуникациях. Социальное сотрудничество обеспечивает обучающихся возможностями проверить и защитить их собственные представления при расширении своего понимания предмета, исследуя представления других обучающихся. Следовательно, социальное присутствие обусловливает успех систем ДО;
- преподаватель (инструктор/тьютор) играет центральную роль в эффективности СДО. Техническая компетентность преподавателей (инструкторов/тьюторов) и их отношение к студентам могут быть критическими факторами в успехе ДО. Положительное отношение преподавателя (инструктора/тьютора) к технологии, диалоговому стилю обучения и контролю над технологией при передаче лекций в значительной степени влияет на мотивацию студента к выбору дистанционного курса. Таким образом, характеристики преподавателя (инструктора/тьютора) во многом определяют студенческое принятие СДО [5].
Развитие дистанционных форм обучения в мировом образовательном пространстве в долгосрочной перспективе направлено на то, чтобы предоставить возможность всем желающим в любой точке мира изучить образовательную программу любого учебного заведения по любой востребованной дисциплине. Данный подход объясняется тем фактом, что дистанционное обучение всё чаще рассматривается как движущая сила развития экономики страны. О серьёзности экономических ожиданий от повсеместного внедрения ДО свидетельствует и то, что в разработке программного обеспечения для крупнейших образовательных сетей мира участвуют такие известные компьютерные компании, как Novel, Microsoft, IBM, Apple, DEC, Sun и другие.
Что касается вопроса управления качеством педагогических технологий, как показали зарубежный опыт и опыт, наработанный отечественными образовательными учреждениями, наиболее целесообразно использовать для повышения эффективности процесса компьютерные телекоммуникации, которые позволяют:
- оперативно передавать на любые расстояния информацию в любом виде и объёме;
- осуществлять интерактивную и оперативную обратную связь, без чего процесс ДО трансформируется в процесс самообразования;
- обеспечивать доступ к различным источникам информации;
- организовывать совместные телекоммуникационные учебные проекты, вмещающие разработки из разных стран;
- запрашивать информацию по любой актуальной теме через электронные конференции;
- проводить контрольные мероприятия с целью выявления эффективности управления качеством педагогических технологий, применяемых в образовательном учреждении.
ЮШЮЖФ
= 36
Энергобезопаышаь и энергоcбережение
Выводы
Таким образом, опыт зарубежных стран может быть оперативно апробирован и применён для повышения эффективности управления качеством педагогических технологий, применяемых в российской системе дистанционного обучения. Однако при этом следует отметить, что, несмотря на несомненную ценность наработанного зарубежными образовательными системами опыта, в том числе и в области управления качеством педагогических технологий,
не всё является приемлемым для внедрения в российском образовании. Например, стремление зарубежных вузов, техникумов, школ увеличить количество учебных курсов с целью привлечения дополнительного финансирования как со стороны государственных, так и частных структур, влечет за собой переход с интерактивного обучения на самообразование, что понижает качество обучения, уменьшает интерес обучаемого к прохождению того или иного курса, ведёт к утрате воспитательного компонента в процессе обучения.
Интересно знать...
ü Представители автогиганта Hyundai заявили о том, что запустят в серию автомобиль на водородном топливном элементе на три года раньше, чем это сделают Toyota, Honda и другие разработчики водородных автомобилей. Согласно планам компании это должно произойти в 2012 году.
ü Для тех, кто задумывается о том, что в офисах тратится слишком много картриджей для принтеров, был создан бесплатный экошрифт. При его использовании требуется на 20 % меньше чернил. На сегодня существуют английская, голландская, испанская, итальянская, немецкая, португальская и французская версии экошрифта.
ü Генеральная Ассамблея ООН объявила 2011 год Годом химии. Это означает, что деятельность заинтересованных госструктур, общественных и профессиональных организаций в течение года должна отражать важность химии и ее вклад в улучшение здоровья, условий жизни и труда, экологической безопасности населения.
По материалам www.izobretenija.ru,www.ecofont.org,www.a-energy.biz
Литература
1. Система дистанционного обучения МИЭЭ [Электронный ресурс]. Код доступа: www.edu.mieen.ru/ moodle/login/index.php.
2. Корпоративные информационные технологии и решения [Электронный ресурс]. Код доступа: www.pcweek.ru.
3. Бонк К. Дж., Ли М., Рейнольде Т. Х. Специальный выпуск об электронном обучении в Азии. Bonk С. J., Lee М., Thomas Н. Reynolds Т. Н. A Special Passage Through Asia E-Learning // International Journal on E-Learning. - 2009. - Vol. 8. - № 4. - P. 439-445 // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2010, № 1.
4. Дела Пена-Бандалария М. М. Электронное образование на Филиппинах: тренды, направления и вызовы // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2010. - № 2. - Дайджест зарубежных изданий.
5. Аль-Фади С. Факторы, влияющие на принятие дистанционного обучения: социологическое исследование в открытом университете Кувейта // Дистанционное и виртуальное обучение. 2010, № 2. - Дайджест зарубежных изданий.
Ш61ШШМ