Научная статья на тему 'Проблемы развития дистанционного обучения в России'

Проблемы развития дистанционного обучения в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3906
864
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / SWOT-АНАЛИЗ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РОССИИ / ГАРМОНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / НАВИГАЦИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлова Е.Р., Кошкина Е.Н.

Мировой рынок дистанционного обучения активно эволюционирует, чему способствует развитие информационных технологий (IT) и рост интернет-аудитории. Успешно используя прогрессивные технологии, стремительно развиваются открытые европейские и американские университеты. В России вопрос широкого применения дистанционных технологий до сих пор не решен в полном объеме. Хотя, по данным TNS Gallup, более 60% российских студентов активно используют Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития дистанционного обучения в России»

УДК 336.717

ПРОБЛЕМЫ развития Дистанционного обучения в россии*

Е. Р. ОРЛОВА,

доктор экономических наук, профессор, заведующая лабораторией E-mail: orlova@ isa. ru

е. н. кошкина,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник E-mail: e-kosh@yandex. ru Институт системного анализа РАН

Мировой рынок дистанционного обучения активно эволюционирует, чему способствует развитие информационных технологий (1Т) и рост интернет-аудитории. Успешно используя прогрессивные технологии, стремительно развиваются открытые европейские и американские университеты. В России вопрос широкого применения дистанционных технологий до сих пор не решен в полном объеме. Хотя, по данным TNS Gallup1, более 60 % российских студентов активно используют Интернет.

Ключевые слова: дистанционное обучение, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), SWOT-аналuз дистанционного обучения в России, гармонизация образовательного пространства, навигация дистанционных курсов, образовательная сеть для преподавателей дистанционных курсов.

Введение. Представляется актуальным рассмотрение наиболее существенных проблем, присущих развитию дистанционного обучения как в России, так и за рубежом. Авторами приведен SWOT-ана-лиз применения дистанционного обучения в нашей стране. Справедливости ради следует отметить, что сегодня многие российские вузы предлагают дистанционное обучение, но оно не отвечает требованиям ни студентов, ни преподавателей, ни организаторов.

* Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ № 13-0600012.

1 TNS Gallup - российская исследовательская компания.

12 -

Именно из-за его низкого качества сама необходимость применения дистанционных технологий в обучении вызывает много споров и разногласий.

По мнению авторов, можно выделить следующие проблемы, присущие нынешнему состоянию дистанционных технологий в образовательной сфере России:

1) проблема внедрения дистанционных технологий в обучение;

2) проблема качества дистанционного обучения;

3) проблема финансирования;

4) проблема информирования российских студентов и слушателей о наличии качественных дистанционных курсов (отсутствие сайта в Интернете);

5) отсутствие методик для эффективной реализации дистанционного обучения;

6) проблема организации систем дистанционного обучения;

7) проблема отсутствия системы обучения преподавателей использованию ИКТ.

Авторы обращают внимание на то, что в статье рассматривается и анализируется именно дистанционное обучение, а не дистанционное образование.

Дистанционное образование не рассматривается, потому что, несмотря на все его преимущества, оно пока у нас абсолютно неэффективно, а зачастую просто вредно, не способствует раскрытию

личностного потенциала. Положительный эффект в значительной степени будет зависеть от состояния необходимой инфраструктуры, от степени проработанности и подготовки слушателей и преподавателей. Для того чтобы дистанционное образование стало эффективным, необходимо изменять сам подход к обучению еще со школы.

Кроме того, для повышения эффективности дистанционного образования необходимо наличие [2]:

• развитой инфраструктуры, в первую очередь,

связи;

• компьютерного обеспечения;

• грамотных, квалифицированных лекционных

курсов, кейсов, тестов и др.;

• высокопрофессиональных кадров.

Для того, чтобы дистанционное образование давало положительный результат, на сегодняшний день нужно время и огромные средства. Существующие ныне видеолекции и другие видеоматериалы малоэффективны, они плохо заменяют живого квалифицированного лектора [5]. Поэтому необходимо начать с применения дистанционных технологий в процессе обучения студентов, разрабатывая дистанционные курсы, которые бы не заменяли, а дополняли общий курс, делая его более качественным.

Проблемы внедрения дистанционных технологий в обучение. Создание современной системы высшего образования является одним из ключевых факторов развития нашей страны, особенно сейчас, когда Россия вступила во Всемирную торговую организацию. На вопрос, нужно ли нам применять дистанционные технологии в обучении, ответ однозначный - нужно. Однако несомненно и то, что дистанционное обучение должно стать, прежде всего, средством развития и самообновления национальной образовательной системы. Поэтому воспринимать современные технологии как второстепенное явление в корне неправильно.

Почему все же для России характерно столь равнодушное отношение к внедрению и развитию дистанционного обучения? Возможно, мы отягощены памятью прошлого, сильна инерция мышления? Ведь до сих пор задаются вопросами, применять ли дистанционные технологии в обучении или нет, добро ли это для студента или зло. В то время, когда в нашей стране только начинают подступать к решению этой проблемы, стремительно развиваются открытые европейские вузы, привлекая наших студентов новыми возможностями и технологиями. И

хотя многие россияне все еще находятся на прежней стадии развития, настало время менять правила. Уже сегодня ясно, что развитие общественных наук не успевает за происходящими событиями, что, несмотря на наличие социального заказа, «воз и ныне там». Тем временем за рубежом создано множество русифицированных интерактивных современных курсов, в том числе по общественным наукам, и студенты могут ими пользоваться с помощью компьютеров, планшетов, телефонов и других устройств. Причем эти курсы активно предлагаются российским вузам по вполне приемлемым ценам. Но, к сожалению, большим спросом они не пользуются.

Скорее всего, на следующем этапе распространять указанные курсы станут не учебные заведения, а сами студенты, заинтересовавшиеся этими курсами. Мы же предлагаем своим студентам бумажные источники учебной информации, практически не планируем создание подобных собственных курсов. Хотя это очень важно, ведь если не мы ликвидируем разрыв между «поколением У» и преподавателями, обладающими большим опытом и знаниями, то за нас это сделают зарубежные учебные заведения. Природа, как известно, не терпит пустоты.

Французский философ-просветитель ХУШ в. Жан Антуан Кондорсе2 говорил, что неравенство состояний и неравенство образований - вот главная причина всех зол и всех социальных потрясений. К сожалению, за последние годы проблемы неравенства россияне ощутили на себе.

Проблема качества дистанционного обучения. Основной причиной отрицательного отношения к использованию дистанционных технологий в обучении является снижение его качества, что и тормозит их внедрение в России. Попробуем разобраться, как можно исправить данную ситуацию.

Согласно последним стандартам обучения студенты должны обладать такими компетенциями, которые сводятся к трем критериям: знать, уметь, владеть. В советское время вся система Московского физико-технического института, одного из наиболее сильных вузов как прошлого, так и нынешнего века, была основана на том, что воспитывались люди, обладающие пониманием. Это была одна из непреложных истин Физтеха, требовавшая от преподавателя очень высокой квалификации и независимости мышления. Студент мог прийти на

2 Кондорсе (СоМогсе^ Мари Жан Антуан Никола (17431794), маркиз, математик, социолог, политический деятель.

экзамен с любой книгой, но при этом он должен был показать понимание того, что в этой книге написано, а это, оказывается, совсем не так просто [1].

Так что же нужно требовать от студентов в первую очередь - знание или понимание? Сейчас, в век Интернета, запоминать какие-то вещи, когда все быстро меняется, уже не так важно. Раньше были востребованы энциклопедисты, которые могли поразить знанием большого количества фактов, сейчас же любой может войти в Интернет и быстро получить необходимую информацию. А вот понимание смысла процессов - это совершенно другая категория. К сожалению, многие науки продолжают изучать так, что людям кажется, что они вроде бы овладели знаниями, но в то же время не понимают сути процессов.

В наше время особенно важны междисциплинарные исследования. Использование дистанционных технологий серьезно помогает при междисциплинарных исследованиях, предоставляя различные источники информации, компьютерные симуляции, игры на основе обучения, виртуальной реальности, мультимедиа и др. Трансформация запоминания в понимание - ключ к повышению качества дистанционного обучения. «Вот это главная задача, которая стоит перед образованием. Образование - это понимание. А знание - это ремесло», - отмечал С. П. Капица [7]. Когда необходимость не только знания, но и понимания придет в сферу российского образования, тогда и мы начнем испытывать потребность в хороших методах правильного ориентирования студентов в океане информации.

Качественное обучение может быть достигнуто только при условии, что студент хочет получить определенные знания и навыки, а преподаватель может и хочет их дать. А что же порой происходит в реальности? Студент желает получить современное образование, которое поможет ему в будущем, а преподаватель зачастую не соответствует такому запросу. Почему? Ответ достаточно прост, стоит лишь обратить внимание на то, чем сейчас пользуется молодежь в повседневной жизни для получения информации и общения. В первую очередь, это различные прогрессивные технологии, используемые в устройствах типа планшетников, ноутбуков и др. Не секрет, что большинство преподавателей еще не используют эти технологии. Поэтому, чтобы мотивировать современную молодежь к получению нужных знаний, необходимо наравне с ней использовать ИКТ.

Если посмотреть на перспективы, то следует учесть, что в настоящее время происходит великая трансформация. Мы находимся на новом витке, который переносит нас в новую реальность. И это фазовый переход, как говорят физики, с трансформацией исторического времени грандиозного масштаба, при переходе количественного роста в качественное изменение образа жизни. Сегодня открываются очень большие возможности, обусловленные новыми изменениями в развитии науки, новых технологий [9].

SWOT-анализ применения дистанционного обучения в России. Используя метод SWOT-анали-за, исследуем преимущества и недостатки дистанционного обучения в России (см. рисунок).

Слабыми сторонами дистанционного обучения является то, что, несмотря на положительное отношение власти, отсутствуют четкие методики его внедрения, велико противодействие со стороны преподавателей использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе. При высокой потребности населения в таком обучении применяемые технологии еще не приспособлены к его осуществлению в полном объеме, ведь в основном они локальны, несистемны и неудобны в использовании. В настоящее время отсутствуют механизмы защиты электронных курсов, получения авторства, а также низка оплата разработки таких курсов, преподаватели слабо мотивированы на создание новых курсов.

Что касается финансирования российского образования, то в 2013 г. по сравнению с 2012 г. инвестиции вырастут на 3 %, что ниже уровня инфляции. А в 2014 г. по сравнению с 2012 г. данный показатель снизится на 6 %. В 2015 г. объемы финансирования будут ниже на 2 %, чем в 2012 г. Выходит, с учетом инфляции расходы на образование через три года фактически уменьшатся по сравнению с сегодняшними. Такими темпами образовательный прорыв не совершить. Россия финансирует свое образование «со скрипом»: из бюджета выделяется 3,5 % от ВВП, в то время как, например, в Бразилии - 10 %. «Разумеется, сегодня российское образование лучше бразильского, - отмечает О. Смолин, - но долго ли это продлится - ведь уровни финансирования налицо?» [4]. По результатам исследований, проведенных зарубежными экспертами, складывается нерадостная картина: из 28 исследованных стран российские профессора по уровню дохода занимают предпоследнее 27-е место.

сильные стороны слабые стороны

Существенное расширение масштабов подготовки кадров, в том числе в сфере образования. Сравнительно небольшие финансовые вложения образовательных учреждений в технологии. Обеспечение доступности получения образования для населения (независимо от места жительства, состояния здоровья и других факторов, препятствующих традиционному обучению), открытость образовательных ресурсов вузов. Более инклюзивное образование, персонализированное обучение. Возможность аналитики обучения, или анализа данных по творческому процессу. Доступность мониторинга взаимодействия студента и преподавателя согласно технологиям. Увеличение рентабельности образования за счет возможности обучения в одной аудитории слушателей разных курсов. Использование разнообразных методов донесения учебной информации (радио, телевидение, аудио- и видеотрансляции, аудио- и видеоконференции, E-Learning/online Learning/ M-Learning/ U-Learning, интернет-конференции, интернет-трансляции, smart-технологии). Возможность выбора метода и технологии, по которой удобно получать знания. Гибкость в отношении того, где и когда получать знания. Возможность обучаться в своем темпе, а не со скоростью самого медленного студента. Возможность составления персонального плана обучения -учиться только тому, чего не знаешь. Индивидуальное общение с преподавателем. Избежание коррупции и злоупотреблений в образовательных заведениях. Снижение издержек получения образования, например, не требуется дополнительных расходов на дорогу до места учебы (при дистанционном вузовском обучении от студентов не требуется все время находиться в аудитории) Отсутствие четкой позиции власти по отношению к внедрению дистанционного обучения, авторского права электронных курсов. Применение дистанционных технологий в учебном процессе по методу «шоковой терапии», а не эволюционным методом. Отсутствие стратегии и тактики внедрения дистанционного обучения в учебный процесс. Слабо развитая информационная инфраструктура в ряде регионов. Отсутствие политики массового обучения населения использованию ИКТ. Недостаточное инвестирование в новые информационные технологии. Низкие темпы обеспечения образовательной сферы новыми информационными технологиями и инновационной техникой. Дефицит высокопрофессиональных кадров, обладающих навыками использования дистанционных технологий. Низкая мотивация кадров в образовании, связанная с несоответствием оплаты труда. Отсутствие методики по объединению локальных технологий в одну систему, использование «коробочных» решений. Отсутствие эффективных методов ориентирования студента в информационном пространстве Интернет. Недостаточное количество аккредитованных и сертифицированных профессиональных курсов, кейс-стади, тестов. Отсутствие официальных сайтов, содержащих информацию о дистанционных курсах различных образовательных учреждений. Отсутствие понимания, что ИКТ могут сделать для образования, что мы должны получить в итоге, нет системы знаний и единства цели. Слабые экономические возможности населения в приобретении компьютерных устройств для полноценного получения дистанционного обучения. Отсутствие общественных организаций в области дистанционного обучения

возможности внешней среды Угрозы из внешней среды

Система дистанционного обучения может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. Улучшение демографической ситуации в регионах, избежание массовых переездов населения в столичные города. Уникальные ресурсные условия, позволяющие устанавливать взаимодействие по поводу создания и апробации инновационных продуктов сразу для нескольких научных зон без выезда за пределы региона. Возможность получения образовательных услуг в престижных университетах. Повышение уровня образования населения за счет доступности получения образования. Повышение экономических показателей страны за счет получения образования без полного отрыва от производства. Благоприятные организационно-правовые условия для расширения спектра образовательных услуг за счет использования инновационных форм и методов обучения, увеличение альтернативных вариантов реализации образовательного процесса. Взаимопроникновение секторов экономики, широкая доступность междисциплинарных исследований и инновационных разработок. Трансгрессия образования в инновационное развитие Недостаточно развитая правовая база по реализации дистанционного обучения и защите авторских прав дистанционных курсов приводит к тому, что отсутствуют аккредитованные и сертифицированные дистанционные курсы высокого качества. Появление дистанционного образования низкого качества в регионах по методу «шоковой терапии», которое широко распространилось в период закрытия представительств и филиалов ведущих вузов по стране. Последствия стихийного перехода системы образования к рыночным условиям, сопровождающиеся дискредитацией диплома государственного высшего учебного заведения, повсеместным развитием паутины «кабинетных» институтов с низкими квалификационными требованиями к выпускникам, демпинговыми ценами и сомнительными условиями обучения. Нелинейное развитие дистанционного обучения, непредсказуемость. Неопределенность социального эффекта в результате дистанционного образования. Крайне низкий уровень платежеспособного спроса на высококвалифицированные молодые кадры, инновационные разработки и продукцию, высококачественное дополнительное образование и повышение квалификации. Высокая конкуренция с зарубежными вузами, предоставляющими дистанционное обучение в свободном доступе в Интернет. Отсутствие в необходимом количестве оцифрованных российских учебников (учебных пособий и др.) может привести к их замещению на зарубежные источники, к потерям в национальной культуре

SWOT-анализ применения дистанционного обучения в России

Важным преимуществом дистанционного обучения в России является реализация возможности гармонизации образовательного пространства при помощи обеспечения единого уровня учебных курсов, что предусмотрено Федеральным законом от 29.12.2012 N° 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [6]. Кроме того, развитие дистанционного обучения помогает получать достойное образование людям с ограниченными возможностями при обеспечении инклюзивного образования, которое предполагает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Не вызывает сомнений, что нельзя убежать от дистанционного обучения. Каким бы не было социальное и экономическое давление, но инновационное развитие невозможно без повсеместного применения методов дистанционного обучения. Время показывает, что персонализация обучения, доступность получения образования в отдаленных регионах России весьма востребованы.

Международная практика применения дистанционных технологий в обучении. Рассмотрим последние достижения в области дистанционного обучения за рубежом. На сегодняшний день зарубежные вузы имеют в достаточном количестве оцифрованные учебники и пособия как в текстовых форматах, так и в интерактивной форме, что значительно приближает преподавателя к студенту.

Дистанционное обучение условно разделено на 5 поколений:

1) традиционные формы обучения (очное, очно-заочное, заочное, заочное с применением дистанционных технологий);

2) внедрение Интернета в учебные заведения (оснащение учебных заведений ИКТ), дистанционное обучение;

3) развитие электронного обучения (е-1еагш^). К E-learning относятся электронные учебники, образовательные услуги и технологии;

4) развитие мобильного обучения (м-1еагш^). M-learning - мобильное обучение, отличается от электронного и дистанционного обучения использованием мобильных устройств. Обучение проходит независимо от местонахождения с помощью портативных технологий. Иными словами, мобильное обучение уменьшает ограничения по получению образования, связанные с местонахождением, с помощью портативных устройств;

5) развитие повсеместного обучения (u-learning). U-learning (сокр. от англ. ubiquitous learning -повсеместное обучение) - обучение в такой обстановке, в которой студенты полностью погружены в процесс обучения. Образование происходит вокруг студента, когда студент может даже не отдавать себе отчет о процессе обучения. Обучение присутствует во внедренных объектах, поэтому студентам не приходится ничего делать для того, чтобы учиться, они просто должны там быть. Последние три поколения информационных технологий в развитых странах объединены в индустрию обучения (e. Learning industry). Как известно, Россия пока освоила только первые два поколения развития технологий [8].

Если сделать запрос информации в Интернет о дистанционных курсах за рубежом, то можно увидеть множество сайтов по этой тематике, но особое внимание привлекают сайты по типу «Доски объявлений», которые содержат перечень образовательных учреждений и компаний, предлагающих аккредитованные и сертифицированные курсы. Для наглядности далее представлен обзор небольшой части зарубежных официальных интернет-сайтов, содержащих информацию о дистанционном обучении и образовании в разных странах, различных образовательных учреждениях и компаниях. В перечисленных сайтах приведены исключительно аккредитованные дистанционные основные программы или сертифицированные курсы (см. таблицу).

Как видно из приведенного обзора в таблице, за рубежом дистанционное обучение пользуется широкой популярностью среди населения и официально принято на всех уровнях. К сожалению, в России отсутствуют сайты по типу «Доски объявлений», при помощи которых можно было бы узнать о предлагаемых дистанционных программах обучения, ознакомиться с их содержанием, не говоря уже об аккредитованных и сертифицированных российских дистанционных курсах, которых практически нет. По этой же причине наши курсы не входят и в состав зарубежной «Доски объявлений». Хотя вопрос о прохождении аккредитации и сертификации дистанционных курсов в России обсуждается уже более пяти лет, результата пока не видно.

Между тем за рубежом в настоящее время решается серьезная проблема применения дистанционных технологий в обучении, связанная с недостатком методик, помогающих студенту правильно

обзор зарубежных сайтов по дистанционному обучению

наименование интернет-сайта Год основания содержание сайта

Совет по дистанционному образованию и обучению (DETC) 1926, Вашингтон, округ Колумбия, США Ранее известен как Национальный совет фундаментальных исследований. Некоммерческий сайт. Содержит каталог аккредитованных дистанционных учебных заведений из Канады, Ирландии, Японии, Южной Африки, Великобритании и Соединенных Штатов. В 2012-2013 гг. аккредитовано 110 высших образовательных учреждений (www. detc. org)

Французский национальный центр дистанционного обучения (CNED) 1939, Франция Государственный сайт, создан под эгидой французского министерства образования. CNED имеет 350 тыс. студентов в основном из Франции, но более чем 37 тыс. живут за границей, в более чем 200 странах мира. Уровни обучения CNED в диапазоне от дошкольного до высшего образования, включая профессиональное обучение и повышение квалификации. Имеются 500 полных программ обучения и 3 тыс. модулей

Ассоциация университетов Атлантического океана (УМО) 1964, Атлантический регион Добровольное объединение из 17 университетов и колледжей в Атлантическом регионе и одна в Вест-Индии, которые предлагают дистанционные программы

Международный центр дистанционного обучения (ICDL) 1990, Великобритания Основан в Открытом университете в Великобритании. Наиболее популярный сайт ОДО содержит информацию о 5 608 программах обучения. База данных включает описание курсов, затраты въезда, аккредитации и институциональную контактную информацию. Сайт оснащен поиском и просмотром

Глобальная сеть Академии - Интерактивный каталог дистанционного образования 1993, Техас, США Это некоммерческая корпорация, зарегистрированная в штате Техас

Дистанционное обучение Channel (Ed-х) 1997, Техас, США Канал дистанционного обучения, базирующийся в Техасе, США. Он имеет полную информацию о более 20 тыс. онлайн-курсов и образовательных программ от 700 онлайн колледжей по всему миру

Курсы в Интернете: обзор, анализ, оценка, рекомендация (CISAER) 1999, Африка, Азия, Тихоокеанский регион и Латинская Америка, Европа и Северная Америка Создан при поддержке Европейской программы Леонардо да Винчи. На сайте перечислены 130 учреждений по стране, даны краткие сведения об интернет-курсах, а также контактная информация и сайты

eLearners. com 1999, Нью-Джерси, США Содержит информацию о стоимости, формате доставки, описании курсов, уровня образования и др.

Degree. net 1996, Техас, США На сайте размещается каталог учебных заведений, предлагающих курсы ОДО, их контактные данные и сайты

Дистанционное образование Course Finder 1983, Италия Содержит 55 тыс. дистанционных курсов и программ, предлагаемых университетами, колледжами и компаниями. Доступен на английском, французском и испанском языках

Информационно-координационный центр дистанционного образования 2010, Висконсин, США Создан при Университете Висконсин - Extension, в сотрудничестве со своими партнерами и другими институтами Университета Висконсина

DistanceXchange 2001, Гонконг, Китай Содержит каталог аккредитованных курсов дистанционного обучения и программ дистанционного образования, предлагаемых международными университетами: Чарльза Стерта, Edith Cowan University, Университет Дикин, Университет Phoenix Online, Gradschools. com и Central Queensl and University

MindEdge 2010, Массачусетс, США Пользователи могут просматривать тематические категории или использовать поисковую систему

MonsterLearning. com 1995, Чикаго, США Сайт предлагает поиск в каталоге сертификационных онлайн и оффлайн курсов, образовательных программ и программ повышения квалификации

Окончание таблицы

наименование интернет-сайта Год основания содержание сайта

Teleeducation NB 2005, Нью-Брансуик, Канада Сайт представляет собой сеть общинных учебных центров в провинции. Он оказывает помощь в разработке и реализации программ дистанционного образования. Те1еСатрш - это полный каталог тысячи интернет-курсов по всему миру. Он также имеет полный каталог более 1 400 местных онлайн-курсов

World Wide Обучение 1999, США Сайт содержит сотни онлайн-курсов, аккредитованные образовательные программы, профессиональные программы непрерывного образования и образовательные ресурсы в 155 предметных областях, предлагаемых образовательными учреждениями, компаниями и частными лицами со всего мира

European Distance and E-Learning Network (EDEN) 2010, Венгрия, Будапешт Сайт содержит дистанционные курсы, аккредитованные образовательные программы, профессиональные программы непрерывного образования и образовательные ресурсы

ориентироваться в потоке информации, необходимой в процессе обучения. Информации становится настолько много, что студенту чрезвычайно сложно самостоятельно выбрать необходимые источники. Делом чести учебного заведения стало рациональное управление громадными информационными потоками, нахождение способов компактного хранения имеющейся информации и обеспечение быстроты ее извлечения. А задача преподавателя заключается в том, чтобы научить студента пользоваться этими знаниями, быстро находить наиболее качественную информацию, профессионально ее осваивать и применять в жизни, руководствуясь принципом «не навреди».

Самым проверенным и действенным методом решения проблемы работы со студентами, обучающимися по дистанционным образовательным технологиям, является прикрепление тьютора3 к каждому студенту, который и осуществляет профессиональное консультирование по профильным дисциплинам в процессе обучения. В качестве альтернативы специалистами European Distance and E-Leaming Network (EDEN) предлагается новый программный метод по принципу навигатора, основанный на том, что студент в процессе изучения электронного курса пользуется некими «дорожными знаками» (специальными содержательными кнопками). Таким образом, студент изучает предмет по заранее заданному преподавателем курсу. Такое программное решение должно помочь студенту не

3 Тьютор («tutor» в пер. с англ. - педагог-наставник) - лицо, имеющее ученую степень, которому вверен надзор за студентом (undergraduate). Последний называется его подопечным (pupil). Источник: Современный Оксфордский словарь английского языка. URL: http://www. oed. com.

потонуть в море информации, использовать только те источники, которые необходимы в процессе изучения курса, что может улучшить восприятие курса. Причем на освоение курса будет затрачиваться намного меньше времени, можно будет наиболее эффективно его освоить.

Проблемы организации систем дистанционного обучения. За рубежом уделяется огромное внимание развитию контентов, сервисов, педагогике и практике непрерывного обучения, разработке конкретных сценариев использования учебных средств и платформ. К сожалению, у нас пока этим занимаются только энтузиасты. Хотя сегодня существует большое количество предложений от разработчиков современных систем дистанционного обучения, но ни одна из них не является системной (целостной), не объединяет в себе все элементы учебного процесса. Российские системы дистанционного обучения (СДО) не удовлетворяют сегодняшним потребностям студентов. Структура курсов в наших СДО построена неудобно, требует изучения громоздких инструкций по применению перед началом ее использования. Это приводит к отторжению работы в СДО, причем не только у студентов, но и у организаторов (методистов) и преподавателей: системы плохо структурированы, производят такое впечатление, что созданы не для массового применения, а для избранной группы пользователей. Эту проблему можно разрешить, но только при условии подключения к процессу создания СДО преподавателей и методистов. Как только будет найден общий язык для программистов, преподавателей и администраторов вуза, появится надежда, что будет создано качественное СДО, отвечающее всем требованиям учебного процесса.

Для того чтобы система дистанционного обучения соответствовала требованиям учебного процесса, она должна содержать в себе:

1) инструменты для преподавателей по созданию полноценных электронных курсов, включающих в себя различные виды подачи материала (видео-, аудио-, текст, интерактив и др.) и тестовые задания;

2) контент для студентов, включающий:

- учебные курсы;

- электронную библиотеку;

- тестирование;

- обратную связь с преподавателем и обмен учебными материалами (сдача рефератов, курсовых работ и др.);

- обратную связь с методистом;

- портал для общения между студентами;

- портал для внеучебных мероприятий (викторин, конкурсов и др.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) электронный деканат, который позволял бы производить организацию, учет и хранение результатов учебного процесса.

Как и при традиционной системе обучения, связка «преподаватель - студент - методист» должна поддерживаться и при дистанционной системе обучения. Кроме того, все элементы этой системы должны быть удобными, доступными и согласовываться между собой. Система обучения не должна быть случайным набором различных компьютерных программ, как предлагает сегодня рынок дистанционных технологий.

Проблема отсутствия системы обучения преподавателей использованию информационных и коммуникационных технологий. Профессорско-преподавательский состав вуза играет решающую роль в наполнении СДО учебными ресурсами, только от их профессионального умения будет зависеть эффективность дистанционного обучения. Поэтому крайне важно, чтобы преподаватели грамотно выбирали и создавали дизайн курсов при помощи инструментов ИКТ, которые соответствовали бы их собственным потребностям с точки зрения планирования, внедрения и распространения педагогических идей.

Для этого следует построить образовательную сеть, которая бы организовывала обучение, конкурсы, конференции и летние школы для преподавателей, чтобы они смогли приобрести и развить навыки использования ИКТ в учебном процессе. Такие образовательные сети уже доказали свою эффективность в продвижении ориентированного

образования за рубежом. Например, в Европе сегодня разрабатываются новые программные продукты, в основе которых лежит не навязывание фиксированной учебной программы, а поддержка развития моделей, строящихся с учетом местоположения и культуры, использующих междисциплинарные связи в рамках учебного курса.

Очевидно, что при условии того, что можно будет в полном объеме использовать ИКТ в учебном процессе и постоянно в этом совершенствоваться, у нашей страны появится шанс войти в число ведущих экономик, основанных на знаниях. Использование ИКТ в обучении будет способствовать экономическому росту и повышению конкурентоспособности, а также утверждению социальной справедливости.

Заключение. Человек должен совершенствоваться, учиться использовать новые технологии, овладевать ими, и тогда технологии будут служить человеку. Однако дистанционное обучение - не просто технология. Это система, в которой информационные и коммуникационные технологии являются не сутью, а лишь одной из составляющих. Внедрение ИКТ - не самоцель, а современное средство решения задач в сфере образования.

На протяжении всей статьи авторы призывают к активному применению дистанционных технологий в обучении и это, безусловно, сегодня нужно как никогда. Но, к сожалению, существует слишком много проблем, препятствующих практическому внедрению дистанционных технологий. Преподавателей вузов пока не научили применять технологии грамотно, квалифицированно, кроме того, мизерная оплата за создание электронных курсов не слишком мотивирует разработчиков. И лишь комплексное урегулирование всех процессов, связанных с реализацией информационных технологий в образовании, сможет сделать российские СДО воистину системными, а преподавателей - жаждущими учить и учиться.

В последующих статьях авторы планируют более подробно рассмотреть влияние стилей обучения и графического интерфейса пользователя на предпочтения электронных учащихся, ведь структура курса, обратная связь с преподавателем, методики обучения, характер взаимодействия с тьютором (инструктором) существенно влияют на самомотивацию и удовлетворенность студентов. Кроме того, отдельной темой для обсуждения является подготовка самих преподавателей для работы в сфере дистанционного обучения. За рубежом данному вопросу уделяется огромное внимание, накоплен

интересный опыт, который вполне может быть применен с учетом российской специфики.

Список литературы

1. Беленицкая О. Человек между прошлым и будущим // В мире науки. 2011. № 11. С. 4-7.

2. Бочарова И. Е., Клименко С. И., Орлова Е. Р. Инновации и их место в экономике России // Труды Института системного анализа Российской академии наук (РАН). Т. 49. М., 2009. С. 5-15.

3. Изучение социального заказа. Что такое социальный заказ на образование? // Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах. 2011. № 2.

4. Как нам построить Smart-общество? // Портал на основе электронной версии журнала «Наука и жизнь». 10.10.2012. URL: http://www.nkj. ru/news/21220.

5. Кошкина Е. Н., Орлова Е. Р. Дистанционное обучение: реалии и перспективы // Вестник Международного института экономики и права. 2011. № 2.

6. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3.

7. С Сергеем Капицей от общества знаний к обществу понимания. URL: http://www. radio. cz/ru/ rubrika/razgovor/s-sergeem-kapicej-ot-obshchestva-znanij-k-obshchestvu-ponimaniya.

8. Тихомиров В. П. Нужен ли e-learning в России? URL: http://rutube. ru/tracks/3093486.html.

9. Хрусталёв Е. Ю., Баранова Н. М. Семантико ориентированная методология обучения студентов в информационно-коммуникативной среде университета // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 21.

10. Эом С. Стратегии повышения результатов обучения для Web-Based студентов дистанционного образования. Дальнейшее исследование отношений между мотивацией и результатами обучения // Труды АИС SIG-ED IAIM Конференции 2008 г. URL: www. sig-ed. org/IAIM2008/Proceedings/SIGed/ Documents/73x. pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.