E.H. Кошкина
Глобализация мирового образовательного пространства направлена в первую очередь на обмен прогрессивным опытом обучения разных стран. Одним из важных направлений является применение дистанционных технологий в обучении. Поскольку этот вопрос в российском образовательном пространстве горячо обсуждается и голосов «за» намного меньше, чем «против», то для того чтобы глубже разобраться с преимуществами и недостатками дистанционного обучения, был выполнен SWOT-анализ. Статья представляет собой обобщенный обзор сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, присущих развитию дистанционного обучения в России. Выполненный анализ может быть использован специалистами, занимающимися продвижением и внедрением дистанционных технологий в учебный процесс в стратегических целях. Автор обращает внимание на то, что в статье рассматривается и анализируется именно дистанционное обучение, а не дистанционное образование.
Существует различие в понятиях «образование» и «обучение». Образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Основным путем получения образования является обучение в учебных заведениях, целенаправленно организованное, планомерно и систематически осуществляемое овладение знаниями, умениями и навыками под руководством преподавателей. Таким образом, образование -это результат обучения личности, а обучение - это процесс получения знаний.
Ключевые слова: SWOT-анализ дистанционного обучения, система дистанционного обучения (СДО), инклюзивное образование, персонализированное обучение, трансгрессия образования.
Сильные стороны
Слабые стороны
Возможности внешней среды
Угрозы из внешней среды
1. Система дистанционного обучения может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны.
2. Существенное расширение масштабов подготовки кадров, в том числе в сфере образования.
3. Сравнительно небольшие финансовые вложения образовательных учреждений в технологии.
4. Обеспечение доступности получения образования для населения (независимо от места жительства, состояния здоровья, и других факторов, препятствующих традиционному обучению), открытость образовательных ресурсов вузов.
5. Более инклюзивное образование, персонализированное обучение.
6. Возможность аналитики обучения, т.е. анализа данных по творческому процессу.
7. Доступность мониторинга взаимодействия студента и преподавателя из технологий.
8. Увеличение рентабельности образования за счет возможности обучения в одной аудитории слушателей разных курсов.
9. Использование разнообразных методов донесения учебной ин-формации (радио, телевидение,
1. Применение дистанционных технологий в учебный процесс по методу «шоковой терапии», а не эволюционным методом.
2. Отсутствие стратегии и тактики внедрения дистанционного обучения в учебный процесс.
3. Слабо развитая информационная инфраструктура в ряде регионов.
4. Отсутствие политики массового обучения населения использования ИКТ.
5. Недостаточное инвестирование в новые информационные технологии.
6. Отставание темпов обеспечения образовательной сферы новыми информационными технологиями и инновационной техникой.
7. Дефицит высокопрофессиональных кадров, обладающими навыками использования дистанционных технологий (кадровая проблема).
8. Низкая мотивация кадров в образовании, связанная с несоответствием оплаты труда.
9. Отсутствие методики по объединению локальных технологий в одну систему, использование «коробочных» решений.
10. Отсутствие эффективных методов ориентирования студента в информационном пространстве Интернет.
1. Улучшение демографической ситуации в регионах, избежание массовых переездов населения в столичные города.
2. Уникальные ресурсные условия, позволяющие коммуницировать по поводу создания и апробации инновационных продуктов сразу для нескольких научных зон без выезда за пределы региона.
3. Возможность получения образовательных услуг в престижных университетах.
4. Повышение уровня образования населения за счет доступности получения образования.
5. Повышение экономических показателей страны за счет получения образования без полного отрыва от производства.
6. Благоприятные организационно-правовые условия для расширения спектра образовательных услуг за счет использования инновационных форм и методов обучения, увеличение альтернативных вариантов реализации образовательного процесса.
7. Взаимопроникновение отраслей, широкая доступность междисциплинарных исследований и инновационных разработок.
8. Трансгрессия образования в инновационное развитие.
1. Отсутствие четкой позиции власти по отношению к внедрению дистанционного обучения, авторского права электронных курсов.
2. Недостаточно развитая правовая база по реализации дистанционного обучения и защиты авторских прав дистанционных курсов приводит к тому, что отсутствуют аккредитованные и сертифицированные дистанционные курсы высокого качества.
3. Появление дистанционного образования низкого качества в регионах по методу «шоковой терапии», которое широко распространилось в период закрытия представительств и филиалов по стране.
4. Последствия стихийного перехода системы образования к рыночным условиям, сопровождающиеся дискредитацией диплома государственного высшего учебного заведения, повсеместным развитием паутины «кабинетных» институтов с низкими квалификационными требованиями к выпускникам, демпинговыми ценами и сомнительными условиями обучения.
5. Нелинейное развитие дистанционного обучения, непредсказуемость.
6. Неопределенность социального эффекта в результате дистанцион-
аудио/видеотрансляции, аудио/видеоконференции, Е-Ьеагшг^/опНпе Ьеагшг^/М-Ьеагпт§,1и-Ьеагпк^, интернет-конференции, интернет-трансляции; зтар1>технологии).
10. Возможность выбора метода и технологии для получения знаний.
11. Гибкость в отношении того, где и когда получать знания.
12. Возможность обучаться в своем темпе, а не со скоростью самого медленного студента.
13. Возможность составления персонального плана обучения - учиться только тому, чего не знаешь.
14. Индивидуальное общение с преподавателем.
15. Избежание коррупции и злоупотреблений в образовательных заведениях.
16. Снижение издержек получения образования, например: не требуется дополнительных расходов на дорогу до места учебы (при ДО от студентов не требуется все время находиться в аудитории).
11. Недостаточное количество аккредитованных и сертифицированных профессиональных курсов, кейс-стади, тестов.
12. Отсутствие официальных сайтов, содержащих информацию о дистанционных курсах различных образовательных учреждений.
13. Разрыв понимания, что ИКТ может сделать для образования, отсутствует система знаний, что мы должны получить в итоге.
14. Экономические трудности населения приобретения компьютерных устройств для полноценного получения дистанционного обучения.
15. Отсутствие общественных организаций в области дистанционного обучения.
ного образования.
7. Крайне низкий уровень платежеспособного спроса на высококвалифицированные молодые кадры, инновационные разработки и продукцию, высококачественное дополнительное образование и повышение квалификации.
8. Высокая конкуренция с зарубежными вузами, предоставляющими дистанционное обучение в свободном доступе в Интернете.
9. Недостаточность оцифрованных российских учебников (учебных пособий и др.) может привести к их замещению на зарубежные источники и соответственно потере национальной культуры.
8\УОТ-анализ дистанционного обучения в России показывает, что слабыми сторонами является то, что, несмотря на положительное отношение власти к дистанционному обучению, отсутствуют четкие методики его внедрения, велико противодействие со стороны преподавателей использованию ИКТ в учебном процессе. При высокой потребности населения в таком обучении наши технологии еще не подготовлены к его осуществлению в полном объеме, так как в основном они локальны, не системны и не удобны в использовании. В настоящее время отсутствуют механизмы защиты электронных курсов, получения авторства, а также низка оплата разработки таких курсов, поэтому преподаватели слабо мотивированы на создание новых курсов.
Что касается финансирования российского образования, то, согласно прогнозам О. Смолина, первого заместителя председателя Комитета Государственной думы по образованию и науке РФ, в 2014 г. по сравнению с 2012 г. данный показатель снизится на 6%. В 2015 г. объемы финансирования будут ниже на 2%, чем в 2012 г. Такими темпами образовательный прорыв не совершить. Россия финансирует свое образование «со скрипом»: из бюджета выделяется 3,5% ВВП, в то время как, например, в Бразилии - 10%. «Разумеется, сегодня российское образование лучше бразильского, - отметил О. Смолин на Международном образовательном форуме «Мир на пути к Бтах!-обществу» 2012 г., - но долго ли это продлится - ведь уровни финансирования налицо» [4]. Он привел результаты исследований, проведенных зарубежными экспертами. Согласно им, складывается нерадостная картина: из 28 исследованных стран российские профессора по уровню дохода занимают предпоследнее 27-е место [2].
Важным преимуществом дистанционного обучения в России является реализация возможности гармонизации образовательного пространства при помощи обеспечения единого уровня учебных курсов, что предусмотрено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» [1]. Кроме того, развитие дистанционного обучения помогает получать достойное образование людям с ограниченными возможностями при обеспечении инклюзивного образования, которое предполагает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Не вызывает сомнений, что нельзя убежать от дистанционного обучения. Каким бы ни было социальное и экономическое давление, но инновационное развитие невозможно без повсеместного применения методов дистанционного обучения [4]. Время показывает, что персонализация обучения, доступность получения образования в отдаленных регионах России весьма востребованы.
Следует понимать, что дистанционное обучение - не просто технология. Это система, в которой информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) являются не сутью, а лишь одной из составляющих. Внедрение ИКТ -не самоцель, а современное средство решения задач в сфере образования.
Литература
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ.
2. Как нам построить Smart-общество? // Портал журнала «Наука и жизнь / http://www.nkj.ru/news/21220/
3. Кошкина E.H., Орлова Е.Р. Дистанционное обучение: реалии и перспективы // Вестник Международного института экономики и права. - 2011. - № 2. -С. 5-13.
4. Бочарова И.Е., Клименко С.И., Орлова Е.Р. Инновации и их место в экономике России // Труды Института системного анализа Российской академии наук (РАН) / Т. 49. - М., 2009. - С. 5-15.
5. Кошкина E.H., Орлова Е.Р., Забабура О.В. Дистанционное образование и интеллектуальная собственность: проблемы и перспективы // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. - 2012. - № 1. - С. 156-165.