Научная статья на тему 'Развитие дистанционного образования в ТГПИ'

Развитие дистанционного образования в ТГПИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / ДИДАКТИКА / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбатюк Владимир Феофанович

В статье рассматриваются вопросы истории дистанционного обучения и перспективы развития дистанционного обучения в Таганрогском государственном педагогическом институте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие дистанционного образования в ТГПИ»

Интересное приложение:

Министерство образования Южной Кореи и Корейский Центр информационных исследований сегодня сообщили о начале амбициозного проекта в области образования. Проект предусматривает полный отказ от традиционных бумажных учебников в школе и переход на более перспективные носители информации.

Начать в Корее намерены с учеников младших классов, которым уже в новом году выдадут "цифровые книги", представляющие собой планшетные устройства, оснащенные большим контрастным дисплеем, электронной памятью и пита-ющиеся от сети или аккумулятора. Пилотный проект по внедрению начнется уже в марте 2008 года, когда ряд школ получат цифровые книги с курсом занятий по корейскому и английскому языкам, математике, обществознанию, музыке и другим предметам.

В Минобразование отмечают, что в перспективе цифровые учебники оснастят сенсорными экранами, чтобы школьники могли писать, возможностями беспроводной связи, что нужно для получения и оперативного обновления учебных материалов, просмотра видео, а также для проверки знаний учителем, который сможет скачать школьные работы. Помимо всего вышеперечисленного, корейские цифровые учебники также заменят и школьные тетради, однако произойдет это через 1-2 года, когда чувствительность сенсорных экранов возрастет и школьники смогут писать стилусом на экране точно также, как и ручкой на бумаге.

В Центре информационных исследований сообщили, что в Корее разработка цифровых учебников идет уже на протяжении 5 лет и первые прототипы новинок появились еще в 2006 году. Тогда же их опробовали на 300 учащихся и преподавателях, которые новшество одобрили.

Сейчас в корейском Минобразования заняты разработкой соответствующего цифрового учебного материала, который будет закачан в новые учебники.

Ожидается, что перевод всех учащихся в Южной Корее на цифровые учебники будет завершен к 2011 году.

Источник: http://www.CYbersecurity.ru/hard/39904.htm

В.Ф. Горбатюк

РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТГПИ

Дистанционное образование - достаточно древнее изобретение. В XVII веке известный педагог Ян Коменский первым ввел иллюстрации в учебниках, чтобы школьники могли заниматься по ним самостоятельно.

В конце XIX века благодаря появлению регулярной почтовой связи началась эпоха "корреспондентского" образования. Студенты отсылали письменные работы по почте, а назад получали комментарии преподавателей, новые задания и учебные материалы. Такого рода обучение, было очень популярно в Советском Союзе: заочные отделения были созданы в каждом вузе, а студенты съезжались на сессии из самых удаленных уголков страны.

Первый в мире университет дистанционного образования - Открытый Университет - был создан в Великобритании, его лично курировал премьер-министр Гарольд Уилсон, при участии которого были разработаны учебные планы, программы, учебно-методические пособия и образовательные технологии. Учредителем университета выступила сама королева, а ректором был назначен спикер палаты общин. Так началось триумфальное шествие дистанционного образования по всему миру.

Во Франции национальный центр дистанционного обучения (СЕМЫБ) был основан в 1969 году. Сейчас здесь преподают 2,5 тысячи учебных курсов по самой разнообразной тематике. В разработке учебных программ участвуют более 5 тысяч преподавателей. Количество студентов достигло 350 тысяч человек. Связь с ними осуществляется посредством спутникового телевидения, электронной почты и Интернета. В обучении также используются видео- и аудиокассеты и традиционные печатные учебники.

Другие старейшие центры дистанционного образования в Европе - это Национальный университет дистанционного образования (иМЕБ) в Испании (58 учебных центров в стране, 9 за рубежом) и Балтийский университет (Ви) со штаб-квартирой в Стокгольме, объединяющий 10 стран Балтийского региона.

В 1989 году в США создана система публичного телевещания (PBS TV), которая включает в себя несколько учебных программ, которые передаются по четырем образовательным каналам. Особое место среди них занимает программа обучения взрослых (PBS Adalt Learning Service), которая предлагает курсы в различных областях науки, бизнеса, управления.

В Японии 2 апреля 2007 года начал работу киберуниверситет, предлагающий взрослым работающим людям повысить свою квалификацию с помощью четырехгодичных онлайн-курсов. Как передает AFP, в общей сложности 516 студентов будут изучать на выбор или информационные технологии, или курс под названием \"мировое наследие\". По окончании занятий выпускники получат степень бакалавров. По сообщению представителей киберуниверситета, большинство студентов нового вуза - молодые люди в возрасте 25-35 лет, которые уже работают. Между тем, в соответствии с данными последних статистических исследований, каждый четвертый работающий японец имеет неполную занятость. Открытие первого японского онлайн-вуза прошло накануне на территории бейсбольного стадиона в городе Фукуока (Fukuoka) на острове Кюсю. На церемонии присутствовали 130 студентов, остальные следили за ней через Интернет. Возглавил учебное заведение археолог, специалист по древнему Египту Сакудзи Йосимура (Sakuji Yoshimura). 71 % акций университета принадлежит телекоммуникационному конгломерату Softbank Corp. Похожие учебные заведения существуют и в других странах мира. Например, в Университете Феникса (The University of Phoenix), основанном в 1970-х годах, сейчас обучаются 200 тысяч человек по всей Северной Америке. Источник: 2edu.ru

Специалисты из разных стран с уверенностью говорят, что дистанционное обучение дает не менее твердые знания, чем традиционное!

В России в настоящее время функционируют более 160 институтов (центров и т.д.) дистанционного образования. Лидером является Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). В 1994 году при МЭСИ был открыт институт дистанционного образования. С использованием электронных технологий на первом высшем образовании обучаются до 100 тысяч студентов по 40 специальностям. Источник: http://www.magistr-mba.ru/ tree 65.html.

В 2007 году в ТГПИ был организован Центр дистанционного образования. Концепция открытого образования и дистанционного обучения ТГПИ основана на «КОНЦЕПЦИИ создания и развития информационно-образовательной среды Открытого Образования системы образования РФ».

Приказ Минобразования РФ № 137 от 6 мая 2005 г. «Об использовании дистанционных образовательных технологий» утверждает «Порядок использования дистанционных образовательных технологий». Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Эффективное объединение усилий ВУЗов, других образовательных учреждений и организаций в области создания и внедрения в практику принципов Открытого Образования производится на основе:

o требований государственного образовательного стандарта;

o общих психолого-педагогических, методических и технологических требований к учебно-методическим и информационным ресурсам ОО;

o единых требований к уровню психолого-педагогической компетентности кадров системы ОО;

o создания единой информационно-образовательной системы ОО;

o объединения бюджетных и внебюджетных источников финансирования на развитие ОО в целом;

o координации функционирования системы.

В практике открытого и дистанционного образования, которое успешно развивается во всем мире уже на протяжении не одного десятка лет, можно выделить три основных технологии:

o Кейс-технология, когда учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс) и пересылаются обучаемому для самостоятельного изучения (с периодическими консультациями у специальных преподавателей-тьюторов в созданных для этих целей региональных учебных центрах (РЦ));

o TV-технология, базирующаяся на использовании телевизионных лекций с консультациями у преподавателей-тьюторов;

o Сетевая технология, базирующаяся на использовании сети Интернет, как для обеспечения обучаемых учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми.

Информационно-образовательная среда (ИОС) ТГПИ - это программно-телекоммуникационная среда, обеспечивающая едиными технологическими средствами ведение учебного процесса, его информационную поддержку и документирование в среде Интернет любому числу обучаемых, независимо от их профессиональной специализации и уровня образования. На наш взгляд, приемлемой для ТГПИ является бесплатная система управления обучением MOODLE - Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment. (официальный сайт: www.moodle.org; поддержка IMS/SCORM спецификаций; платформа PHP, MySQL, PostgreSQL; лицензия GNU General Public License (GPL); поддержка русского языка - есть). Дизайн и разработка Moodle направляются особой философией обучения, которую можно вкратце назвать "педагогика социального конструкцио-низма" (social constructionist pedagogy).

Информационные ресурсы (ИР) информационно-образовательной среды системы открытого образования состоят из множества различных по содержанию и методам реализации ресурсов. Здесь присутствуют:

o электронные тексты, электронные книги, электронные лекции с гипертекстовыми и мультимедийными ссылками и приложениями, o компьютерные обучающие программы, o математические модели,

o мультимедиа продукты образовательного направления (видеофрагменты, учебные фильмы, демонстрация опытов и т.п.), o интерактивные компьютерные модели, o и т.д.

Кроме того, к ресурсам ИОС открытого образования относятся материалы результатов экспериментальных исследований, справочные данные, результаты социологических исследований и другие, отражающие научную деятельность образовательных учреждений и представляющие интерес для научной и педагогической общественности системы образования.

Особый тип ресурсов составляют аппаратно-программные комплексы обеспечивающие доступ к физическим стендам и приборам и предназначенные для выполнения через сеть практических (лабораторных) работ (например, пакет LabView).

Важно выделить электронные библиотеки, доступ к которым обеспечивается через сеть Интернет.

Google открыл новый проект по оцифровке бумажных книг Google Print. Костяк библиотечного фонда составляют отсканированное содержимое книгохранилищ университетов Мичигана, Гарварда, Стэнфорда, Оксфорда, публичной Нью-Йоркской библиотеки. С вступлением в строй "гуглотеки" по адресу www.print.google.com книгочеи обрели собственный уголок, изолированный от огромного количество коммерческих и других сайтов.

Технологии дистанционного обучения (ДО) в ТГПИ целесообразно ориентировать на использование сетевых технологий. Для развития технологий ДО необходимо создание единой корпоративной сети ТГПИ, обеспечивающей обмен информацией между всеми структурными подразделениями ТГПИ.

Технологии ДО позволят обучаться как гражданам, желающим получить первое или второе высшее образование, так и школьникам - будущим абитуриентам, желающим углубить свои знания по широкому спектру предметов довузовского обучения. Удобно использовать технологии ДО для повышения квалификации и переподготовки как преподавателей ТГПИ, так и любых желающих. Возможно также использование технологий ДО при переходе студентов ТГПИ на индивидуальный график обучения, что обеспечивает сохранение качества обучения. Дистанционное обучение не исключает заочное обучение, а является прекрасным дополнением существующей системы образования.

Для обучения по технологиям ДО обучаемому и преподавателю-тьютору необходимо иметь доступ в Интернет (предпочтительнее ADSL). Если обучаемый находится (проживает) в населенном пункте, в котором нет вузов, но есть общеобразовательная школа, то он может на договорных началах пользоваться школьной сетью Интернет.

Основные задачи целевой программы по созданию и развитию дистанционного обучения в ТГПИ

1. Лицензирование ГОУ ВПО ТГПИ на право обучения по дистанционным технологиям;

2. Проведение маркетинговых исследований и выбор направлений, по которым экономически целесообразно проводить обучение по дистанционным технологиям;

3. Составление учебных планов и программ обучения;

4. Подготовка коллектива сертифицированных преподавателей-тьюторов;

5. Создание коллектива авторов-преподавателей, способных в сжатые сроки представить в Центр дистанционного обучения ТГПИ электронные ресурсы, позволяющие проводить обучение по выбранным направлениям;

6. Создание в системе MOODLE электронных курсов на базе представленных авторами электронных ресурсов;

7. Создание и поддержание в рабочем состоянии единой корпоративной сети;

8. Создание электронной библиотеки Центра дистанционного обучения во взаимодействии с электронной библиотекой ТГПИ;

9. Создание и поддержание страницы Центра дистанционного обучения на сайте ТГПИ;

10. Организация и непрерывное ведение рекламной кампании по поиску и привлечению обучаемых с использованием как сети Интернет (баннеры на Яндексе, Рамблере и т.п.), так и СМИ;

11. Выработка системы оплаты труда на внебюджетной основе всех участников дистанционного обучения в ТГПИ.

В качестве приложений, иллюстрирующих реализацию некоторых из поставленных выше задач можно сослаться на открывающийся в ближайшее время сайт ЦДО и упомянуть начавшуюся в начале февраля 2008 г. учёбу группы преподавателей ТГПИ по курсу «Информационно-коммуникационные технологии в преподавательской деятельности» (ИКТ 2008).

Содержание программы обучения по ИКТ 2008: Вводный модуль

МОДУЛЬ 1. Разработка текстовых учебных материалов в MS Word

o форматирование текста, создание стилей

o работа со списками

o колонтитулы, сноски, разрывы, разделы

o создание автоматического оглавления

o рисунки, графики и другие вставки

o создание таблиц, их форматирование, создание шапок

o работа с формулами, WordArt, MathType

МОДУЛЬ 2. Технология разработки презентаций в MS PowerPoint

o возможности использования PowerPoint презентаций при проведении занятий o подготовка презентаций o презентация в HTML-формате o принципы эффективной презентации o проведение презентаций

МОДУЛЬ 3. Дидактические основы дистанционного обучения

o основы теории дистанционного обучения o технология дистанционного обучения o основы организации дистанционного обучения o разработка учебной программы ДО-курса

МОДУЛЬ 4. Разработка учебных материалов для Интернет

o проектный подход к разработке Интернет-курса o основные принципы проектирования дистанционных курсов o разработка технической концепции учебного курса o тестирование Интернет-курса

МОДУЛЬ 5. Преподаватель в среде e-learning

o основы работы в СДО «MOODLE» в качестве тьютора o возможности программы «SKYPE»

o построение учебного курса для смешанной модели обучения o создание сценария для мультимедиа-компонентов учебного курса

Н.Н. Дорожкин, М.А. Кардаполова, О.В. Дьяченко, Т.М. Абрамович, С.А. Донских, Ю.А. Симонов

О ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ КЛЕЕВЫХ ПОКРЫТИЙ СИСТЕМЫ Fe-Cr-B-Si С ЛАЗЕРНЫМ ОПЛАВЛЕНИЕМ

И ЛЕГИРОВАНИЕМ

Сплавы на основе железа обладают высокой структурной чувствительностью к энергетическому легирующему воздействию и легирующим добавками. Лазерное модифицирование позволяет точно дозировать подвод энергии и легирующих веществ, а характер получаемой структуры определяет качество упрочнённого слоя. Кроме того, сплавы обладают высокой износостойкостью вследствие композиционной структуры.

Повышение требований техники и промышленности к свойствам поверхностных слоёв вызывает необходимость создания композиционных многокомпонентных покрытий, включающих в свой состав химические соединения различных металлов. Установлено, что применение таких

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.