2013
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА
№ 191
УДК 347.471.33.37
О ПРИМЕНЕНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Л.И. КАРПОВА, Д.А. НИКИТИН
Статья представлена доктором философских наук, профессором Некрасовым С.И.
Раскрывается история создания и современное состояние систем дистанционного обучения, их использование в гражданской авиации при подготовке персонала.
Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, мультимедиа технологии, Интернет, on-line тестирование, обучение just-in-time, авиационный персонал.
Современное дистанционное обучение (ДО) появилось в мире как дополнение и, в некоторых случаях, как замена классического заочного обучения. Основная цель использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ) учебными заведениями - предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства или временного пребывания (нахождения) обучающегося при соблюдении обязательной ответственности образовательных учреждений за качество подготовки обучающихся.
Во всём мире наблюдается рост числа студентов, обучающихся в системах дистанционного обучения (СДО); растёт и число вузов, использующих СДО в учебном процессе. Если в 1980 г. таких вузов в мире насчитывалось 187, то в 1995 г. - уже около 700. В России к началу 1997 г. зафиксировано более 100 образовательных учреждений, отделений и центров дистанционного обучения [8; 11].
Основы теории ДОТ были заложены в России в 1989 г. сотрудниками Лаборатории средств обучения иностранным языкам Института содержания и методов обучения (ИСМО) Академии педагогических наук СССР (ныне Российской академии образования - РАО). Они обратились к проблеме использования компьютерных телекоммуникаций в практике обучения иностранным языкам. В ИСМО РАО была разработана дистанционная система личностно-ориентированного подхода, которая используется как в очной, так и в дистанционной формах обучения. В системе учебный процесс персонализирован (обучение по индивидуальному графику); за счёт учёта индивидуальных особенностей обучающихся осуществляется индивидуализация обучения (адаптивное обучение). В 1995 г. эта Лаборатория реорганизована в Лабораторию дистанционного обучения (ЛДО). В этом году был создан первый в стране курс ДО для учителей «Компьютерные телекоммуникации - школе», апробированный в ряде регионов России. В дальнейшем был создан и успешно апробирован целый ряд курсов ДО для учителей и учащихся. В 1998 г. вышло первое в России учебное пособие для студентов «Дистанционное обучение» под редакцией Е С. Полат [6].
1 ноября 1999 г. основан Центр дистанционного обучения Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики (СПбГУ ИТМО). Разработанная его сотрудниками СДО Academic NT позволяет реализовать все виды учебной работы (электронные конспекты, информационные ресурсы, электронные тесты, виртуальные лабораторные работы, электронные практикумы) [2].
В компании «Инфотехно» были созданы СДО для вузов и для повышения квалификации менеджеров. Компанией разработана и внедрена Единая СДО Республики Узбекистан для среднего, среднего специального, высшего и дополнительного образования [1].
Созданы системы дистанционного обучения «Прометей» и «Competentum. Магистр», которые позволяют построить в сети Интернет или Интранет «виртуальный университет» и прово-
дить дистанционное обучение тысяч слушателей. СДО «Прометей» включает систему оценки и развития персонала, позволяющую полностью автоматизировать процессы профилирования должностей, оценки и обучения персонала с использованием всего современного арсенала HR-технологий по методу 360°. Использует 10 видов тестов с возможностью использования в них графики мультимедиа. Возможно объединение с другими СДО в единую образовательную среду, интеграция системы с кадровыми, бухгалтерскими и ERP-системами. Выполнение административных операций через Web-Интернет автоматизировано [4].
СДО WebTutor позволяет решить основные текущие задачи компании и автоматизировать основные бизнес-процессы. Система существенно сокращает затраты на обучение в компании, повышает прозрачность деятельности HR-подразделений, позволяет организовать процесс управления талантами (наиболее отличившимися сотрудниками, обладающими определёнными знаниями и характеристиками) на основе информации в системе. Редактор электронных курсов Course Lab - мощное и одновременно простое средство для интерактивных учебных материалов [12].
Компания «STEL - Компьютерные системы» предложила полный спектр услуг по созданию систем аудио- и видеоконференций на базе оборудования от ведущих мировых производителей. «STEL - Компьютерные системы» с 1996 г. в сотрудничестве с другими организациями разрабатывает системы автоматической обработки речи и речевых потоков в реальном времени (аппаратно-программные комплексы «Голос», «Голос-Аноним», «Видеопротокол», модуль ви-деоконференцсвязи «ИРГА» и др.). В 2010 г. та же компания предложила свою СДО STELLUS, которая устойчиво поддерживает большое количество пользователей (5000 на 1 сервер), в расчёте на обучение одного студента в семестр ниже, чем в любой другой СДО STELLUS позволяет проводить off-line телеконференции, аудио - и видеоконференции, доступ к разделяемым приложениям [9].
Портал Trainings.ru представляет собой специализированную Интернет-площадку, посвя-щённую исключительно вопросам обучения и развития персонала. Миссия портала - оказывать информационную и экспертную поддержку тем, кто занимается обучением и развитием персонала в своих организациях, и способствовать развитию российского рынка обучения и развития персонала [3]. Группа компаний Competentum Group также предлагает корпоративным клиентам серию бизнес-курсов на основе ДОТ [13].
С 2007 г. ДОТ используются в ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии». 22 июля 2009 года распоряжением Росавиации утверждено Положение об использовании ДОТ в образовательных учреждениях гражданской авиации (ОУ ГА) и авиационных учебных центрах (АУЦ).
ОУ ГА (АУЦ) при подготовке по профессиям и специальностям, получение которых в заочной, очно-заочной (вечерней) форме и форме экстерната не допускается, могут использовать ДОТ в очной форме при реализации профессиональных образовательных программ по общим гуманитарным, социально-экономическим и общим естественно-научным дисциплинам. ОУ ГА (АУЦ) для обеспечения использования ДОТ при реализации образовательных программ организует непрерывное поддержание и повышение квалификации руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала. Учёт результатов образовательного процесса и внутренний документооборот ведутся в электронно-цифровой форме. При использовании ДОТ расходы на обучение авиационного персонала снижаются в 2-3 раза.
ОУ ГА (АУЦ) вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством РФ формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий (за исключением тренажёрной подготовки), практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.
При повышении квалификации слушателей в ОУ ГА (АУЦ) по программам дополнительного профессионального образования допускается проведение итоговой аттестации с использованием ДОТ при наличии в аудиториях необходимого комплекса технических средств и автоматизированной системы on-line тестирования. При использовании системы дистанционного
обучения ОУ ГА (АУЦ) обеспечивается доступ учащихся, профессорско-преподавательского, инструкторского и учебно-вспомогательного состава к учебно-методическому комплексу (на бумажном или электронном носителе), содержание которого соответствует Государственным образовательным стандартам [7].
Интересен опыт других стран. Так, Национальный центр ДО во Франции обеспечивает обучение 35 тыс. пользователей в 120 странах мира. В США в системах ДО обучается около 1 млн. чел. Национальный технологический университет, который представляет консорциум из 40 инженерных школ, еще в начале 90-х гг. обеспечил подготовку более 1100 студентов с помощью дистанционных методов на степень магистра. В более чем половине университетов используются ДОТ для обучения взрослых. Частные корпоративные образовательные сети созданы такими компаниями, как IBM, General Motors, Ford и др. Многие из этих образовательных систем намного опережают системы, созданные в университетах, как по сложности, так и по количеству.
Большую активность при продвижении американских образовательных услуг на российский рынок проявляет американская консалтинговая компания BMI (Business Management International). Основные направления деятельности ее, среди прочего, - общее образование и профессиональная подготовка для детей и взрослых, бизнес-образование. Все они предоставляются посредством использования ДОТ, что позволяет, по мнению экспертов, сэкономить значительные средства (5-10 тыс. долл. в год) по сравнению с дневной формой обучения с проживанием в студенческом городке, стоимость которого составляет 15-35 тыс. долл. [11].
Авиакомпания Delta Air Lines считает, что залогом комфорта и безопасности пассажиров является персонал. Знания и навыки сотрудников должны соответствовать установленному уровню и быть подтверждены сертификатами. Согласно правилам, сотрудники авиакомпаний обязаны регулярно проходить обучение и подтверждать свои сертификаты. За просроченный сертификат, а также ошибки или неточности обучения персонала, авиакомпания сурово наказывается: от штрафа до возбуждения судебного разбирательства и прекращения полётов. Федеральная авиационная администрация (ФАА) США предложила создать альтернативную программу обучения - Advanced Qualification Program, которая бы экономила время сотрудников и средства работодателя. Delta Air Lines провела анализ уровня знаний и навыков среди разных категорий сотрудников и определила приемлемость подобной программы обучения. С момента внедрения системы управления обучением (LMS - Learning Management System) Delta получила возможность составлять карту обучения персонала по всей компании и работать над достижением стандартов в отношении заработных плат, необходимых навыков и планирования карьеры сотрудников.
Преимущества, которые дал переход гражданской авиации на СДО, связаны с большим объёмом повторного обучения. Например, координатор наземной безопасности проходит первичный тренинг в аудитории под руководством инструктора. 80-90% всех последующих тренингов по этой теме сотрудники, работающие на этой позиции, проходят по СДО.
Возможность проводить большинство курсов, раньше распространявшихся на CD-дисках, через систему управления обучением позволила сократить расходы на покупку и запись CD. Использование e-learning помогает компании предложить сотрудникам обучение в удобное для них время, с их личным темпом работы в нужное для них время. Кроме того, сотрудники авиакомпании имеют возможность, обратившись к LMS, получить необходимую им информацию по запросу. Например, бортпроводники перед полётом могут обратиться к LMS с запросом информации о конкретном типе самолёта, на котором им предстоит работать в ближайшее время. Такой вид обучения - just-in-time - помогает персоналу лучше выполнять свою работу, обеспечивая больший комфорт и безопасность для пассажиров авиакомпании.
В гражданской авиации России серьёзную работу по внедрению СДО ведёт Высшая коммерческая школа (ВКШ) «Авиабизнес». Она была основана в 1991 г. как базовое учебное заведение авиакомпании «Аэрофлот - Российские авиалинии». За 20 лет в школе подготовлено бо-
лее 15 тыс. руководящих работников и специалистов для гражданской авиации и туризма (в т.ч. специалисты аэропорта Шереметьево и ещё двух авиапредприятий по программе «Организация работы на воздушном транспорте»).
Впервые об организации системы дистанционного обучения в ВКШ «Авиабизнес» задумались в начале 2008 г. Для более глубокого понимания организации обучения с использованием ДОТ была приглашена достаточно известная компания «Виртуальные технологии в образовании». Компания предлагала большой набор уже разработанных курсов для корпоративного обучения по менеджменту, деловому этикету, управлению персоналом и др. Но школа работает в сфере ГА, туризма и специализируется в таких областях, как организация пассажирских и грузовых перевозок, маркетинг в ГА, продажа авиаперевозок и многое другое, что необходимо для нормальной работы авиакомпании, аэропорта, других предприятий ГА. Поэтому необходимо было создавать все курсы с нуля. Разработчики системы предлагали помощь в подготовке программ, но, во-первых, это дорого и, во-вторых, сделать программу людям, не знающим специфику отрасли, вряд ли удастся [5].
Образовательные учреждения ГА и АУЦ не в состоянии создавать СДО-курсы только за счёт собственных средств - необходимо на уровне государства создавать материальный фонд.
Опрос, проведённый Исследовательским центром SuperJob.ru в сентябре 2010 г., показал, что всего 17% работодателей применяют технологии on-line обучения персонала, и 11% россиян, пользующихся Интернетом, расширили свои знания с помощью ДОТ.
Во многих СДО преподаватель (тьютор) ведёт занятия в виртуальном классе, который обучающийся может посещать тогда, когда ему удобно. Таким образом, значительно уменьшается рутинная нагрузка на преподавателей, увеличивается охват обучаемой аудитории, и сокращаются издержки на проведение мониторинга знаний [1]. Эксперты считают, что телекоммуникационное интерактивное преподавание обходится на 20-25% дешевле традиционного. Взяв на вооружение СДО, учебный отдел может быть уверен, что все учащиеся пользуются одними и теми же и, кроме того, самыми современными учебно-методическими материалами - ведь обновлять учебные пособия с помощью Интернета гораздо легче. При обучении в СДО оказалось проще производить отсев малоспособных учеников. Пассивно вести себя на обычных семинарах - легко, а на электронных - невозможно. В результате на СДО-курсах отсеивается большее число учеников, чем на традиционных. Кроме того, в настоящее время среднестатистическое население России не в состоянии оплачивать высшее очное образование в связи с низкими месячными денежными доходами. В этом случае дистанционное обучение предоставляет возможность получить образование широким слоям населения [11].
ЛИТЕРАТУРА
1. Вальтер Ю.В. Как пройти обучение дистанционно [Электронный ресурс]. URL: http://www.infotechno.ru.
2. Васильев В.Н. Система дистанционного обучения СПбГУ ИТМО [Электронный ресурс]. URL: http://www.de.ifmo.ru.
3. Васько О., Данилова М. Корпоративное обучение [Электронный ресурс]. URL: http://www.trainings.ru.
4. Виртуальные технологии - реальные достижения [Электронный ресурс]. URL: http://www.prometeus.ru.
5. Высшая коммерческая школа «Авиабизнес»: Информация о школе [Электронный ресурс]. URL: http://www. avb. ru.
6. Дистанционное обучение: учеб. пособие для вузов / под ред. Е.С. Полат. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 192 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.distant.ioso.ru.
7. Дистанционное обучение набирает обороты [Электронный ресурс]. URL: http://www.docs.moodle.org.
8. Евреинов В.В., Каймин В.А. Информатика и дистанционное образование. - М.: «ВАК», 2008.
9. Пискунова С. Аудитория на дому // Computerworld Russia. - 2011. - № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://www.stellus.ru.
10. Тараканов В.П. Миссия негосударственного аккредитованного частного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Современная гуманитарная академия» [Электронный ресурс]. URL: http://www.muh.ru.
11. Цицин А.Г. Система дистанционного обучения WebTutor [Электронный ресурс]. URL: http://www.portal.websoft.ru.
12. Электронные учебные курсы для бизнеса: Библиотека «Competentum.KyPC, серия Бизнес» и входящие в неё интерактивные курсы [Электронный ресурс]. URL: http://www.competentum.ru.
13. Mallon D., Clarey J. Research and Advisory Services in Enterprise Learning and Talent Management [Электронный ресурс]. URL: http://www.bersin.com.
THE POSSIBILITIES AND PROSPECTS OF APPLICATION OF THE DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES
Karpova L.I., Nikitin D.A.
This article discovers the history of creation and the contemporary state of the distance tuition systems, their application by civil aviation in the process of personnel training.
Key words: distance tuition, distance educational technologies, multimedia technologies, Internet, on-line testing, just-in-time training, aviation personnel.
Сведения об авторах
Карпова Любовь Ильинична, окончила МГУ им. М.В. Ломоносова (1975), кандидат исторических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-политических наук МГТУ ГА, почетный работник высшего профессионального образования РФ, действительный член Международной педагогической академии, автор более 130 научных работ, область научных интересов - философия истории России, проблемы становления и развития российской цивилизации, история гражданской авиации.
Никитин Дмитрий Александрович, 1973 г. р., окончил МГТУ ГА (1995), библиотекарь первой категории МГТУ ГА, автор 26 научных работ, область научных интересов - история гражданской авиации.