УДК 334.7
АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО РЫНКА ВКС ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Д. А. Вакин, В. М. Володин
ANALYSIS OF THE RUSSIAN VCC MARKET FOR ELECTRONIC LEARNING
D. A. Vakin, V. M. Volodin
Аннотация. В статье рассматривается рынок видео-конференц-связи (ВКС) в сфере электронного обучения, компании и инструменты в сфере ВКС, тренды развития сферы электронного развития с использованием ВКС.
Ключевые слова: видео-конференц-связь, веб-конференц-связь, вебинар, электронное обучение, ВКС.
Abstract. Video Conferencing link applied in e-learning, trends, main companies and competitors are considered in this article.
Key words: Video Conferencing, Web Conferencing, Webinar, E-learning.
Сегодня одним из приоритетных направлений в развитии ИТ-телекоммуникаций является ВКС (видео-конференц-связь) как современный способ ведения бизнеса, переговоров, дистанционного образования, быстрой передачи данных, проведения вебинаров и веб-конференций. Популярными становятся и переговоры между компаниями в режиме онлайн, рынок HR также начинает активно использовать видео-конференц-связь как неотъемлемый инструмент своей деятельности. В условиях стремительного развития информационных технологий необходимо постоянно находиться в тренде решений по глобальным и интересующим вопросам.
Сегодня наиболее обсуждаемой темой в области ИТ-технологий и образования является дистанционное обучение. Большой поток информации, который запрашивает современный мир и предлагает Всемирная сеть, невозможно уместить в обычный курс лекций в стандартной программе обучения. Многие мировые и профессиональные образовательные учреждения уже осознали эту проблему и активно используют возможности ВКС в повседневной образовательной деятельности, тем самым повышая уровень образования и квалификацию своих подопечных. Еще одним показателем заинтересованности в области дистанционного образования являются инвестиционные бизнес-форумы, проводимые с целью поиска наиболее привлекательных решений в области ВКС для электронного обучения.
На рынке РФ представлены как аппаратные, так и программные решения. Таким образом, анализ аппаратных вендоров предполагает снижение издержек за счет смены платформы, увеличение емкостей за счет изменения архитектуры, удешевление терминалов за счет кросс-платформенности. Программные вендоры изначально закладывают все перечисленные параметры. Куда стремится рынок: аппаратные вендоры претерпят смену архитектуры,
ожидается уход с рынка MCU, возникает риск стать производителем терминалов без инфраструктуры.
Мировой анализ развертывания решений:
ВКС: 60 % в собственности; 9 % в облаках; 13 % у оператора;
ВебКС: 26 % в собственности, 36 % в облаках; 15 % у оператора [1].
Классификация решений для электронного обучения подразделяется на следующие категории: вебинары, онлайн-конференции, коробочные сервисы с закрытым исходным кодом, коробочные сервисы с открытым исходным кодом, SaaS-решения, зарубежные (нерусифицированные) сервисы [2].
Вебинары, онлайн-конференции
1. Webinar и Comdi компании «Вебинар-Комди»
Два сильных игрока рынка - компании Webinar и Comdi - объявили в сентябре 2013 г. о своем слиянии. Теперь это один сервис, работающий на российском рынке под брендом Webinar, а Comdi ориентирован на зарубежных потребителей. Сервис представляет собой SaaS-решение, возможности которого позволяют соединять дистанционно удаленных друг от друга людей в онлайн-конференцию, проводить простейшие опросы и демонстрировать документы во время конференции.
2. iMind компании «Mind Labs»
Это один из основных конкурентов для Webinar и Comdi в области именно веб-конференций. iMind позволяет проводить вебинары и поддерживает основной функционал. Действуют два основных тарифных плана: «Ве-бинар» (только один выступающий) и «Видеосовещание» (неограниченное количество выступающих).
3. Acrobat Connect Pro компании «Adobe Systems Incorporated»
Adobe-сервис является на сегодня одним из лидеров в области качественных видеоконференций. Connect Pro отличается тем, что позволяет с любого устройства в любой момент получить доступ к мультимедийным материалам без дополнительных надстроек (на основе Adobe Flash Player). При этом она имеет достаточно сложный административный интерфейс. Но самое главная особенность - это дороговизна. В основном предлагается как коробочная версия, но также Adobe предлагает два варианта подписки: Premium Basic и Premium Plus.
4. Mirapolis Virtual Room компании «Мираполис Информационные Технологии» и вебинары от WebSoft
На рынке вебинаров они не являются ключевыми игроками.
Коробочные сервисы с закрытым исходным кодом
На российском рынке существует достаточно много решений, позволяющих организовать процесс обучения онлайн, при этом большинство из них требует установки специального программного обеспечения. Несмотря на то, что общемировой тенденцией является движение к предоставлению ПО как услуги (SaaS), рынок платформ для онлайн-обучения насыщен коробочными версиями. Эти сервисы шире используют возможности компьютера и онлайна, включая в себя контроль успеваемости, проверку знаний, поэтому их уже можно считать полноценно пригодными для задач корпоративного
обучения. В настоящий момент крупнейшими из них являются сервисы компаний «Websoft», «ГиперМетод» и «Прометей».
1. WebTutor компании « Websoft»
Компания «Websoft» одной из первых начала работать на рынке платформ для организации онлайн-обучения и сейчас является лидером российского рынка. Сильными сторонами сервиса WebTutor являются наличие готовых онлайн-курсов (эффективная презентация, маркетинг) и поддержка формата SCORM. Изначально система развивалась исключительно как коробочная версия (и большую часть продаж сейчас составляет именно коробочная версия), но с недавних пор появились предложения SaaS, которые используются по большей части для демонстрации возможностей все того же коробочного софта. Недостатками системы WebTutor являются высокая стоимость; продолжительный процесс внедрения системы (3-6 месяцев); неудобный интерфейс; слабая кастомизация сервиса, требующая дополнительных затрат со стороны клиента; сложная система выгрузки отчетов; основной модуль не включает возможность проведения веб-конференций. Ценообразование коробочной версии не зависит от количества пользователей, а определяется только перечнем требуемых модулей. Стоимость SaaS-версии зависит от количества пользователей, требуемых модулей и срока подписки. Существует также SaaS-версия системы с ограниченными возможностями по администрированию.
2. eLearning Server, iWebinar компании «ГиперМетод»
eLearning Server предназначен для организации полного цикла дистанционного и смешанного обучения (включая подготовку курсов, тестирование и оценку обучающихся, управление материалами и пр.). iWebinar является инструментом по организации видеоконференций в сети Интернет в режиме реального времени, он может быть интегрирован с учебным центром, созданным на базе eLearning Server. Все представленные продукты поставляются только в коробочной версии.
3. Система дистанционного обучения «Прометей» компании «Виртуальные технологии в образовании»
СДО «Прометей» является исключительно коробочным программным продуктом, который позволяет организовать процесс дистанционного обучения (с помощью функций управления контентом, тестирования, планирования учебного процесса и пр.). При покупке СДО «Прометей» заказчик оплачивает покупку лицензии на сервер, количество пользователей не ограничено.
Коробочные сервисы с открытым исходным кодом
Самым популярным является достаточно давно известный сервис Moodle, на базе которого любая компания может развернуть собственное elearning-решение. Многие, предпочитая Мoodle в силу того, что он бесплатен, не задумываются о косвенных тратах, таких как собственная техпод-держка, работа своих специалистов по настройке и «допиливанию» сервиса. На самом деле это немалые деньги и немалые сроки. Moodle компании «Moodle Pty LTD» - это freeware soft, разработкой и дополнением функционала которого занимаются программисты на добровольной основе, а также сотрудники компании-разработчика, которая получает доход от официальных партнеров, занимающихся установкой и поддержкой системы. Система пере-
ведена на русский язык и имеет более 600 подключений в России. В функциональные характеристики системы входит стандартный набор модулей, обеспечивающих управление дистанционным обучением (создание курсов, экспорт/импорт оценок и текстов, отчеты по курсам и пр.). Это коробочное решение, требующее установки специального программного обеспечения.
SaaS-сервисы
1. Teachbase.ru компании «Интернет-школа» - российский интернет-сервис дистанционного обучения. Принципиальное отличие сервиса заключается в том, что Teachbase изначально разрабатывался как SaaS, что означает снижение затрат на установку и настройку сервиса, сокращение времени запуска проекта и отсутствие необходимости дополнительного обучения персонала по сравнению с коробочным софтом.
Сервис строго ориентирован на рынок корпоративного обучения, позволяет реализовывать различные сценарии образовательного процесса, например, создать интерактивный курс для сотрудников, следить за процессом прохождения, после чего провести тестирование и выявить слабые стороны, затем провести вебинар и разобрать ошибки, организовать тренинг с приглашенным экспертом. Возможности TeachBase: создание и загрузка учебных материалов (видео-, текстовые, аудиозаписи), выстраивание их в виде курса, проведение вебинаров как части образовательного процесса, контроль за успеваемостью, библиотека материалов.
2. LMSOnline компании «Мираполис Информационные Технологии»
Это SaaS-версия системы Mirapolis Knowledge Center. LMSOnline обладает большим функционалом, но отличается не самым дружественным, перегруженным интерфейсом. Как показывает практика, для организации онлайн-обучения в отдельной компании действительно необходимы лишь 20 % функций, тогда как остальные 80 % не используются. Остальное ложится тяжким грузом на юзабилити проекта.
3. Competentum.ИНСТРУКТОР, ShareKnowledge, Competentum. ONLINE, Competentum. Webinar группы компаний Competentum
Competentum.ONLINE - SaaS-версия «коробочного решения» марки Competentum. Это инструмент организации дистанционного обучения на основе принципа аренды ПО (Saas). Функционал системы позволяет управлять образовательным процессом (в том числе проводить тесты с различными типами вопросов и режимами прохождения), однако в нем отсутствует модуль организации вебинаров. Программа Competentum.ИНСТРУКТОР является коробочным вариантом ПО, существует в стандартной и расширенной версии.
Сервисы без русскоязычной поддержки
В отдельную категорию выделим зарубежные сервисы. Мировые лидеры в области проведения онлайн-конференций обладают безусловным преимуществом на рынке в плане проработанности приложений, широты функционала, размера клиентской базы, однако отсутствие русскоязычного интерфейса и поддержки на русском языке делает их малоприменимыми для внутреннего рынка - это скорее вариант для международных компаний с обязательным английским языком на всех уровнях [3].
1. WebEx, MeetingPlace компании «Cisco Systems»
У нее более трех миллионов пользователей. В систему интегрирована возможность проведения опросов и тестирования во время сеансов связи. Голосовая связь производится по технологии VOIP или с помощью телефонного моста. Технически возможно единовременное участие до 5000 пользователей, в стандартных решениях предлагается только до 3000 (WebEx Events Center), 1000 (WebEx Training Center) и 500 пользователей (WebEx Meeting Center).
2. GoToMeeting, GoToWebinar, GoToTraining компании «Citrix Online»
Предлагается три варианта продукта, различающихся по функционалу
и максимальному количеству пользователей. GoToMeeting - до 15 участников, существенно ограничена возможность интерактивного взаимодействия во время конференции, стоимость от $49 в месяц. GoToWebinar - до 1000 участников, ориентирован на проведение массовых мероприятий, стоимость от $99 в месяц. GoToTraining - до 200 участников, наиболее близкое разрабатываемой системе решение, ориентированное на образовательные процессы. Помимо возможностей вебинара, предлагается функционал по хранению материалов, проведению тестов и пр., стоимость от $149 в месяц. На российском рынке данный продукт не представлен и не имеет интерфейса на русском языке.
Несмотря на положительную динамику и быстрые темпы роста, существует ряд явных причин, замедляющих рост рынка ВКС и eLearning. Это слабый Интернет в регионах, школах, деревнях; слабая подготовка преподавателей, которые боятся вступать на путь открытой конкуренции, а государственные программы не обеспечивают необходимой финансовой поддержки.
С другой стороны, существует ряд пользователей, которые готовы конкурировать, использовать предлагаемые решения. Это преподаватели, твердо уверенные в себе, своих знаниях, возможности конкурировать, давать и получать необходимые знания. ВКС открывает широкие возможности для интернет-образования, связи с окружающим миром, бизнес-сообществом, зарубежными образовательными учреждениями, научными исследованиями. Быстрый способ коммуникации - это движение вперед.
Рынок развивается, несмотря на отсутствие должного государственного регулирования, спрос на электронное обучение будет возрастать не только в корпоративном, но и в государственном секторе. На сегодняшний день многие учебные заведения в России стоят перед выбором: сокращение невостребованных специальностей или внедрение электронного обучения. По традиции Россия догоняет мировые рынки, на которых сейчас электронное обучение получило практически повсеместное распространение. Таким образом, в среднесрочной перспективе следует ожидать дальнейшего распространения электронного обучения одновременно с постепенным снижением объемов очного обучения, в большей степени это касается корпоративного сектора [4].
Список литературы
1. URL: http://www.smart-edu.com/
2. URL: http://habrahabr.ru/
3. URL: http://www.trainings.ru/
4. URL: http://seemedia.ru/
Вакин Дмитрий Александрович
студент,
Пензенский государственный университет E-mail: adwman@yandex.ru
Володин Виктор Михайлович доктор экономических наук, профессор, декан факультета экономики и управления, Пензенский государственный университет E-mail: adwman@yandex.ru
Vakin Dmitriy Aleksandrovich student,
Penza State University
Volodin Viktor Mikhailovich doctor of economic sciences, professor, dean of the faculty of economics and management, Penza State University
УДК 334.7 Вакин, Д. А.
Анализ российского рынка ВКС для электронного обучения / Д. А. Вакин, В. М. Володин // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. -2014. - № 3 (11). - С. 29-34.