540
abstracts
особенности использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе медицинского вуза
© Тихомирова Александра Александровна
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, непрерывное медицинское образование, высшая медицинская школа, система дистанционного обучения.
Введение. Современный этап развития российской высшей медицинской школы ориентирован на формирование информационных компетенций у обучающихся с возможностью полномасштабного их использования по окончании обучения. Применение электронного обучения (e-learшng) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) при реализации самого образовательного процесса в медицинских вузах нашей страны происходит в рамках мирового образовательного тренда, но при этом имеются особенности и ограничения, обусловленные отраслевой и национальной спецификой.
Цель исследования. Изучить современное состояние российского рынка дистанционных образовательных услуг и электронного обучения. Определить преимущества, проблемы и перспективы е-1еагш^ и ДОТ в образовательном процессе российских медицинских вузов.
Материалы и методы. В процессе исследования были рассмотрены актуальные аспекты применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе медицинского вуза; выявлены проблематика и достоинства использования данных форм обучения в медицинском образовании; определены перспективы развития применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе российских медицинских вузов.
Результаты. Оценивая российский рынок дистанционных образовательных услуг и электронного обучения можно констатировать факт его отставания от мирового уровня, что опосредованно связано с неразвитостью законодательной базы, а также отсутствием системного подхода в этой сфере [1, 2].
Международное педагогическое сообщество расценивает ДОТ как инструмент для устранения образовательного неравенства жи-
телей территориально разобщенных регионов на государственном уровне[3]. При этом эксперты разделяют тех кто потребляет e-leaming на группы:
— корпоративные потребители (организации, в которых имеется потребность регулярно обучать персонал, например, в сети филиалов);
— образовательные организации (государственные учебные заведения и частные компании, предоставляющие образовательные услуги);
— индивидуальные потребители электронного обучения.
Высшее образование в здравоохранении, которое в нашей стране по большей части относится к государственному сектору, занимает специфическое место, так как электронное обучение в данном случае серьезно ограничивается в соотношении дистанционного и очного обучения, что определяется потребностью сформировать практические навыки [4]. Исходя из этого, применение технологий e-leaming в перспективе можно рассматривать как отраслевое направление, ориентированное в основном на последипломное обучение в системе непрерывного медицинского образования (НМО).
Системы дистанционного обучения (СДО) подразделяются на [5]:
— технологическую подсистему (LMS (Learning Management System) — систему управления обучением, LCMS (Learning Content Management Systems) — систему управления учебным контентом и аппаратные средства);
— подсистему бизнес- процессов, реализующих дистанционное обучение;
— кадровую подсистему (преподаватели, обучающиеся, специалисты, обслуживающие СДО).
в стратегической перспективе развитием СДО видится переход к TMS (Talent
МЕдицинА: теория и практика
тоМ 4 спецвыпуск 2019
iSSN 2658-4190
краткие сообщения
541
Management Systems) — системам управления талантами, которые направлены на накопление и развитие человеческого капитала. Этот переход в отечественном здравоохранении созвучен с развивающейся концепцией HMO в рамках парадигмы «Образование через всю жизнь».
К положительным моментам применения электронного обучения в медицинском образовании можно отнести:
- снижение временных затрат на обучение (отсутствие необходимости проезда к месту учебы, отрыва от врачебной практики для очного присутствия на занятиях);
- сокращение экономических затрат на образовательный процесс (на проезд, на проживание, на аудиторный фонд, на оплату преподавательской работы за счет сокращения числа требующихся педагогов);
- возможность обучаться в любое время независимо от преподавателя;
- рост качества освоения учебного материала, возможность неоднократного ознакомления с ним при необходимости;
- легко реализуемая актуализация учебных материалов;
- прозрачность образовательного процесса;
- доступность и оперативность получения статистики по образовательному процессу и его результатам.
Сложности применения электронного обучения в медицинском образовании:
- проблема идентификации личности обучающегося;
- проблема обеспечения высокого уровня мотивации к обучению;
- отсутствие связи «преподаватель — обучающийся» в реальном времени. Заключение. Невзирая на запаздывание
развития российского рынка e-learning по сравнению с мировыми темпами, будущее использования электронного обучения и дистанцион-
ных образовательных технологий в образовательном процессе медицинских вузов на наш
взгляд совпадает с мировыми тенденциями:
— мобильное обучение;
— интеграция с социальными сервисами (сетями);
— развитие SAAS- решений (Software As А Service — программное обеспечение как услуга).
Список литературы.
1. Тихомирова A.A. Цифровая медицина: перспективы российского здравоохранения. Детская медицина Северо-Запада.- 2018. — Т. 7, № 1. — С. 317-318.
2. Тихомирова A.A., Котиков П.Е. Цифровая медицина — новый уровень развития российского здравоохранения [Электронный ресурс]/ A.A. Тихомирова, П.Е. Котиков// Aллея Науки: научно-практический электрон. Журнал. — 2018. — .№5(21). — URL: https:// alley-science.ru/domains_data/files/441MAY2018/ CIFROVAYa%20MEDICINA%20 _%20NOVYY%20 UROVEN%20RAZVITIYa%20ROSSIYSKOGO%20 ZDRAVOOHRANENIYa.pdf (дата обращения: 26.03.2019)
3. Тихомирова A.A. Использование телемедицинских технологий в системе непрерывного медицинского образования. Педиатр. 2017. Т. 8. № S1. С. М324-М325.
4. Гельман В.Я., Тихомирова A.A. Проблемы кафедры информационных технологий в медицинском вузе. Образование и наука. — 2017. — Т. 19, № 5. — С. 153-165.
5. Онлайн-образование (рынок России) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tadviser.ru/ index.php/%D0%A 1%D 1%82%D0%B0%D 1%82%D 1 %8C%D 1%8F :%D0%9E%D0%BD%D0%BB%D0%B 0%D0%B9%D0%BD-%D0%BE%D0%B1%D1%80% D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0 %D0%BD%D0%B8%D0%B5_(%D 1%8 0%D 1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%B A_%D0%A0%D0%BE%D 1%81%D 1%8 1%D0%B8%D0%B8) (дата обращения: 26.03.2019)
MEDiCiNE: THEoRY And pRACTÍCE
том 4 спецвыпуск 2019
eiSSN 2658-4204