Научная статья на тему 'Особенности использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе медицинского вуза'

Особенности использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА / СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихомирова Александра Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе медицинского вуза»

540

abstracts

особенности использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе медицинского вуза

© Тихомирова Александра Александровна

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. E-mail: [email protected]

Ключевые слова: электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, непрерывное медицинское образование, высшая медицинская школа, система дистанционного обучения.

Введение. Современный этап развития российской высшей медицинской школы ориентирован на формирование информационных компетенций у обучающихся с возможностью полномасштабного их использования по окончании обучения. Применение электронного обучения (e-learшng) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) при реализации самого образовательного процесса в медицинских вузах нашей страны происходит в рамках мирового образовательного тренда, но при этом имеются особенности и ограничения, обусловленные отраслевой и национальной спецификой.

Цель исследования. Изучить современное состояние российского рынка дистанционных образовательных услуг и электронного обучения. Определить преимущества, проблемы и перспективы е-1еагш^ и ДОТ в образовательном процессе российских медицинских вузов.

Материалы и методы. В процессе исследования были рассмотрены актуальные аспекты применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе медицинского вуза; выявлены проблематика и достоинства использования данных форм обучения в медицинском образовании; определены перспективы развития применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе российских медицинских вузов.

Результаты. Оценивая российский рынок дистанционных образовательных услуг и электронного обучения можно констатировать факт его отставания от мирового уровня, что опосредованно связано с неразвитостью законодательной базы, а также отсутствием системного подхода в этой сфере [1, 2].

Международное педагогическое сообщество расценивает ДОТ как инструмент для устранения образовательного неравенства жи-

телей территориально разобщенных регионов на государственном уровне[3]. При этом эксперты разделяют тех кто потребляет e-leaming на группы:

— корпоративные потребители (организации, в которых имеется потребность регулярно обучать персонал, например, в сети филиалов);

— образовательные организации (государственные учебные заведения и частные компании, предоставляющие образовательные услуги);

— индивидуальные потребители электронного обучения.

Высшее образование в здравоохранении, которое в нашей стране по большей части относится к государственному сектору, занимает специфическое место, так как электронное обучение в данном случае серьезно ограничивается в соотношении дистанционного и очного обучения, что определяется потребностью сформировать практические навыки [4]. Исходя из этого, применение технологий e-leaming в перспективе можно рассматривать как отраслевое направление, ориентированное в основном на последипломное обучение в системе непрерывного медицинского образования (НМО).

Системы дистанционного обучения (СДО) подразделяются на [5]:

— технологическую подсистему (LMS (Learning Management System) — систему управления обучением, LCMS (Learning Content Management Systems) — систему управления учебным контентом и аппаратные средства);

— подсистему бизнес- процессов, реализующих дистанционное обучение;

— кадровую подсистему (преподаватели, обучающиеся, специалисты, обслуживающие СДО).

в стратегической перспективе развитием СДО видится переход к TMS (Talent

МЕдицинА: теория и практика

тоМ 4 спецвыпуск 2019

iSSN 2658-4190

краткие сообщения

541

Management Systems) — системам управления талантами, которые направлены на накопление и развитие человеческого капитала. Этот переход в отечественном здравоохранении созвучен с развивающейся концепцией HMO в рамках парадигмы «Образование через всю жизнь».

К положительным моментам применения электронного обучения в медицинском образовании можно отнести:

- снижение временных затрат на обучение (отсутствие необходимости проезда к месту учебы, отрыва от врачебной практики для очного присутствия на занятиях);

- сокращение экономических затрат на образовательный процесс (на проезд, на проживание, на аудиторный фонд, на оплату преподавательской работы за счет сокращения числа требующихся педагогов);

- возможность обучаться в любое время независимо от преподавателя;

- рост качества освоения учебного материала, возможность неоднократного ознакомления с ним при необходимости;

- легко реализуемая актуализация учебных материалов;

- прозрачность образовательного процесса;

- доступность и оперативность получения статистики по образовательному процессу и его результатам.

Сложности применения электронного обучения в медицинском образовании:

- проблема идентификации личности обучающегося;

- проблема обеспечения высокого уровня мотивации к обучению;

- отсутствие связи «преподаватель — обучающийся» в реальном времени. Заключение. Невзирая на запаздывание

развития российского рынка e-learning по сравнению с мировыми темпами, будущее использования электронного обучения и дистанцион-

ных образовательных технологий в образовательном процессе медицинских вузов на наш

взгляд совпадает с мировыми тенденциями:

— мобильное обучение;

— интеграция с социальными сервисами (сетями);

— развитие SAAS- решений (Software As А Service — программное обеспечение как услуга).

Список литературы.

1. Тихомирова A.A. Цифровая медицина: перспективы российского здравоохранения. Детская медицина Северо-Запада.- 2018. — Т. 7, № 1. — С. 317-318.

2. Тихомирова A.A., Котиков П.Е. Цифровая медицина — новый уровень развития российского здравоохранения [Электронный ресурс]/ A.A. Тихомирова, П.Е. Котиков// Aллея Науки: научно-практический электрон. Журнал. — 2018. — .№5(21). — URL: https:// alley-science.ru/domains_data/files/441MAY2018/ CIFROVAYa%20MEDICINA%20 _%20NOVYY%20 UROVEN%20RAZVITIYa%20ROSSIYSKOGO%20 ZDRAVOOHRANENIYa.pdf (дата обращения: 26.03.2019)

3. Тихомирова A.A. Использование телемедицинских технологий в системе непрерывного медицинского образования. Педиатр. 2017. Т. 8. № S1. С. М324-М325.

4. Гельман В.Я., Тихомирова A.A. Проблемы кафедры информационных технологий в медицинском вузе. Образование и наука. — 2017. — Т. 19, № 5. — С. 153-165.

5. Онлайн-образование (рынок России) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tadviser.ru/ index.php/%D0%A 1%D 1%82%D0%B0%D 1%82%D 1 %8C%D 1%8F :%D0%9E%D0%BD%D0%BB%D0%B 0%D0%B9%D0%BD-%D0%BE%D0%B1%D1%80% D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0 %D0%BD%D0%B8%D0%B5_(%D 1%8 0%D 1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%B A_%D0%A0%D0%BE%D 1%81%D 1%8 1%D0%B8%D0%B8) (дата обращения: 26.03.2019)

MEDiCiNE: THEoRY And pRACTÍCE

том 4 спецвыпуск 2019

eiSSN 2658-4204

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.