КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
543
возможности использования электронных научных и образовательных ресурсов в интерактивных формах обучения студентов медицинского вуза
© Тихомирова Александра Александровна, Котиков Павел Евгеньевич, Белов Дмитрий Юрьевич
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: электронные ресурсы; информационное обеспечение медицины; подготовка специалистов; интерактивные формы обучения
Введение. Преподаватели кафедры медицинской информатики университета постоянно работают над повышением эффективности обучения студентов [1],[2],[3]. Вместе с тем, современный этап развития педагогики высшей школы характеризуется ростом интереса преподавателей к использованию инновационных образовательных технологий, одной из форм которых является интерактивное обучение. Взаимодействие преподавателя и обучающегося при этом строится через диалог в рамках образовательной среды с использованием информационных технологий. Рост интереса к этому виду обучения обусловлен трансформацией образовательной парадигмы, произошедшей вследствие изменений в социальной сфере.
Цель исследования. Целью является выявление новых возможностей информационного обеспечения образовательной деятельности в медицинском ВУЗе.
Материалы и методы. В ходе исследования был проведен обзор целого ряда доступных электронных ресурсов, опубликованных ранее работ и обобщение практического опыта преподавания, как на кафедре медицинской информатики педиатрического ВУза, так и в других учебных заведениях [1-4].
Результаты. Представляется целесообразным как можно раньше знакомить обучающихся с возможностями медицинских электронных баз данных, электронных библиотечных систем и участием в работе научных социальных сетей в формах «интерактивного обучения». Студенты также получают навыки использования научных баз данных [8].
Можно выделить несколько таких доступных ресурсов:
1. PubMed — электронно-поисковая система, разработанная NLM (U.S. National Library of Medicine) включает MEDLINE (Медлай-н)-базу данных медицинской информации;
2. scipeople.ru — научная сеть для научных работников, аспирантов;
3. www.linkedin.com — профессиональная сеть;
4. AllScience.ru — Российский научный портал;
5. Lomonosov-Fund.ru- Фонд знаний «Ломоносов» (электронная библиотека, открытая энциклопедия, социально-сетевое сообщество и научный журнал);
6. Nature.Web.ru — Проект "Научная сеть" — Scientific Network. Российская Научная Сеть — информационная система, нацеленная на стимулирование обмена знаниями между профессиональными участниками научного и образовательного процессов с использованием Интернет- технологий;
7. Science -Viniti.ru -научно-информационный портал ВИНИТИ РАН предоставляет доступ к интегрированным научно-информационным ресурсам Российской академии наук.
все представленные электронные ресурсы отвечают требованиям перехода на отечественное и свободное программное обеспечение [4 ], а также требованиям по защите информации [5],[6] и медицинских данных [7].
Заключение.(или выводы). Использование электронных научных и образовательных ресурсов в обучении представляется актуальным, поскольку студенты медицинского вуза часто не видят для себя возможности получения грантов для научных исследований, а также участия в международных проектах или поиска работы через научные социальные сети. Развитие у обучающихся навыков использования ресурсов научных социальных сетей неизменно будет способствовать формированию у них «коллективного» мышления, необходимого при подготовке молодых людей к практической и научной деятельности.
MEDiOiNE: THEoRY AND pRAdicE
том 4 СПЕЦВЫПУСК 2019
eiSSN 2658-4204
544
ABSTRACTS
Список литературы:
1. Ваулин Г.Ф., Тихомирова A.A., Дохов М.А., Котиков П.Е. Некоторые психолого-педагогические аспекты организации самостоятельной работы студентов младших курсов на кафедре медицинской информатики / Г.Ф. Ваулин, A.A. Тихомирова, М.А. Дохов, П.Е. Котиков //В сборнике: подготовка и деятельность педагога-психолога на основе требований профессионального стандарта. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Редкол.: Л. А. Абрамова. — 2017. С. 57-59.
2. Ваулин Г.Ф., Тихомирова A.A., Дохов М.А., Котиков П.Е. Оценка результатов самостоятельной работы иностранных студентов младших курсов на кафедре медицинской информатики / Г.Ф. Ваулин, A.A. Тихомирова, М.А. Дохов, П.Е. Котиков // Детская медицина Северо-Запада. — 2018. Т. 7. № 1. С. 56-57.
3. Гельман В. Я., Алексеев В. И., Котиков П. Е., Ланько С. В., Тихомирова A.A., Хорошилов В. А. Проблемы преподавания информационных технологий в туристском вузе в условиях перехода к двухуровневой системе образования // Вестник Национальной академии туризма.- 2009. № 4 (12). С.62-66.
4. Тихомирова A.A., Котиков П.Е. О перспективах перехода на свободное программное обеспечение в здравоохранении / A.A. Тихомирова, П.Е. Котиков // Детская медицина Северо-Запада. — 2018. Т. 7. № 1. С. 315-316.
5. Котиков П.Е., Тихомирова A.A. Некоторые аспекты безопасности медицинских данных в системах их хранения / П.Е. Котиков, А.А.Тихомирова // Педиатр.- 2017. Т. 8. № S1. С. М165.
6. Нечай A.A., Котиков П.Е. Методика комплексной защиты данных, передаваемых и хранимых на различных носителях информации / А.А.Нечай, П.Е. Котиков // Вестник Российского нового университета. Серия: Сложные системы: модели, анализ и управление. — 2015.- № 1.- С. 92-95.
7. Котиков П.Е., Тихомирова A.A. Некоторые аспекты защиты медицинских биометрических данных при их обработке / П.Е. Котиков, A.A. Тихомирова // Детская медицина Северо-Запада.- 2018. Т. 7. № 1. С. 166-167.
8. Котиков П.Е. Базы данных и управление научными данными // Научный аспект.- 2015. Том 2 — № 1.- С. 204-206.
МЕдицинА: теория и ПРАКТИКА
тоМ 4 спецвыпуск 2019
iSSN 2658-4190