302
ABSTRACTS
использование дистанционных образовательных технологий в системе непрерывного медицинского образования
© Ланько Светлана Владимировна, Тихомирова Александра Александровна, Котиков Павел Евгеньевич
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии; непрерывное медицинское образование; информационное обеспечение медицины; подготовка врачей
Введение. Повышение качества подготовки медицинских специалистов в медицинском вузе тесно связано с возможностями реализации иновационных решений [1]. Тема развития в России системы непрерывного медицинского образования (НМО) обсуждалась в рамках секции «Контроль качества и безопасности медицинской деятельности» на проходившей в Москве 30-31 октября 2013 г. XV ежегодной Всероссийской конференции «Государственное регулирование в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий — Фарм-МедОбращение 2013». В частности, один из докладов был посвящен реализации пилотного проекта по внедрению НМО в России [2].
Цель исследования. Определить проблемные аспекты внедрения инновационных образовательных решений.
Материалы и методы. Использованы материалы конференций [2],[4],[7] и опубликованных работ [5],[8-10]. В ходе исследования было проведено обобщение практического опыта преподавания, как на кафедре медицинской информатики педиатрического ВУза [4],[5], так и в других учебных заведениях [6].
Результаты. Непрерывное медицинское образование (НМО) — новая форма повышения квалификации медицинских работников, которую отличает непрерывность, использование инновационных образовательных технологий, а также возможность выстраивания персональной траектории образовательного процесса. Введение.этой формы обусловило необходимость учета образовательной активности врачей в виде кредитов. В работе [3], обоснованно отмечаеся: «Особую роль в процессе непрерывного образования призваны сыграть модели и технологии дистанционного образования, широкое использование современных средств коммуникации. Внедрение дистанционных технологий позволяет интенсифицировать и развить творческие и интеллектуальные спо-
собности врача посредством открытого доступа ко всем информационным модулям программы. Альтернативным традиционному образованию «по необходимости» может служить самообразование «по требованию», т.е. использование его в случае информационной потребности, вызванной, например диагностически неясной клинической картиной заболевания у пациента. В этой ситуации заказчиком необходимых знаний выступает сам врач.»
Одним из сформировавшихся принципов НМО является активное применение дистанционных, электронных и симуляционных технологий, которое может вызывать некоторые проблемы. Опрос студентов 3-х групп 2 курса педиатрического факультета СПбГПМУ показал, что на данный момент практически у всех (97,8%) дома есть выход в интернет. Принимая во внимание, что дисциплина «Медицинская информатика» осваивается студентами достаточно успешно [4],[5], очевидно, что проблем с использованием дистанционных образовательных технологий в своей будущей профессии у них не будет. к сожалению, не так однозначно выглядит ситуация со старшим поколением медицинских работников. Опрос врачей-слушателей дополнительного профессионального образования, прошедших обучение на кафедре медицинской информатики и физики СПбСЗГМУ им. И.И.Мечникова в 2016 г., показал, что 71,2% имеют компьютер дома (из них 81, 2%- выход в интернет), лишь 47,1% — компьютер на рабочем месте (из них 57, 2%- выход в интернет). При этом возрастная структура слушателей была: 8,7% — до 30 лет, 31,8% — от 31 до 50 лет, и 59.5% — старше 50 лет. При этом у старшей группы слушателей отмечается феномен компьютерной тревожности, основными причинами которого являются большое опасение что-либо испортить, стереть важную информацию, ощущение своей некомпетентности. Очевидно, что такое не-
МЕДИЦИНА: теория И ПРАКТИКА
том 4 спецвыпуск 2019
iSSN 2658-4190
КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
303
гативное явление уменьшает мотивацию врачей к участию в НМО.
Заключение.(или выводы). Для повышения эффективности использования дистанционных образовательных технологий в рамках Нмо необходимо определить законодательную базу, регламентирующую методическую работу преподавателей и педагогическую нагрузку в данной форме обучения, а также предусмотреть механизм повышения квалификации по направлению «Современные информационные технологии» в целях повышения мотивации врачей к участию в НМО. Проблемы дистанционных образовательных технологий в непрерывном медицинском образовании более подробно рассмотрены в работах [7] и [9], а их интеграция в образовательный процесс, — в работах [8] и [10].
Список использованных источников:
1. Протопопов А. А., Аверьянов А. П., Дорогой-кин Д. Л., Суетенков Д. Е., Клоктунова Н. А. Инновации в медицинском образовании: результаты и перспективы // Саратовский научно-медицинский журнал. 2013. Т. 9, № 1. С. 140-144.
2. инновации в непрерывном медицинском образовании. ( Статья по материалам XV ежегодной Всероссийской конференции «Государственное регулирование в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий — ФармМедОбращение 2013»), URL: http: //mosapteki.ru /material /innovacii-v-nepreryvnom-medicinskom-obrazovanii-1572 (дата обращения: 22.04.2019).
3. Горшунова Н.К. Инновационные технологии в по-готовке врача в системе непрерывного профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. — 2009. — № 2.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=1854 (дата обращения: 22.04.2019).
4. Ваулин Г.Ф., Тихомирова А.А., Дохов М.А., Котиков П.Е. Некоторые психолого-педагогические аспек-
ты организации самостоятельной работы студентов младших курсов на кафедре медицинской информатики / Г.Ф. Ваулин, A.A. Тихомирова, М.А. Дохов, П.Е. Котиков //В сборнике: Подготовка и деятельность педагога-психолога на основе требований профессионального стандарта. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Редкол.: Л. А. Абрамова. — 2017. С. 57-59.
5. Ваулин Г.Ф., Тихомирова A.A., Дохов М.А., Котиков П.Е. Оценка результатов самостоятельной работы иностранных студентов младших курсов на кафедре медицинской информатики / Г.Ф. Ваулин, A.A. Тихомирова, М.А. Дохов, П.Е. Котиков // Детская медицина Северо-Запада. — 2018. Т. 7. № 1. С. 56-57.
6. Гельман В. Я., Алексеев В. И., Котиков П. Е., Лань-ко С. В., Тихомирова A.A., Хорошилов В. А. Проблемы преподавания информационных технологий в туристском вузе в условиях перехода к двухуровневой системе образования / В. Я. Гельман, В. и. Алексеев, П. Е. Котиков, С. В. Ланько, A.A. Тихомирова, В.А. Хорошилов // Вестник Национальной академии туризма.- 2009. № 4 (12). С.62-66.
7. Тихомирова A.A. Использование телемедицинских технологий в системе непрерывного медицинского образования // Педиатр. 2017. Т. 8. № S1. С. М324-М325.
8. Гельман В.Я., Тихомирова A.A. Проблемы кафедры информационных технологий в медицинском ВУЗе / В.Я. Гельман, A.A. Тихомирова // образование и наука. 2017. Т. 19. № 5. С. 153-165
9. Гельман В.Я., Ланько С.В., Сердюков Ю.П. Организация последипломного обучения информационным технологиям в условиях непрерывного медицинского образования /В.Я. Гельман,С.В. Лань-ко, Ю.П. Сердюков // Современное образование. 2018. № 3. С. 41-50.
10. Тихомирова A.A. Цифровая медицина: Перспективы российского здравоохранения // Детская медицина Северо-Запада. 2018. Т. 7. № 1. С. 317-318
MEDiOiNE: THEoRY AND pRACTicE
том 4 СПЕЦВЫПУСК 2019
eiSSN 2658-4204