274
ABSTRACTS
актуальные направления совершенствования информационного обеспечения подготовки специалистов в педиатрическом медицинском университете
© Котиков Павел Евгеньевич, Тихомирова Александра Александровна, Дохов Михаил Александрович
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: информатизация; медицинские информационные технологии; информационное обеспечение медицины/подготовка специалистов
Введение. Состояние медицинского образования настоятельно требует выявления наиболее актуальных направлений в информационном обеспечении подготовки педиатров в ВУЗе. Преподаватели цикла информационных дисциплин постоянно работают над повышением эффективности обучения студентов [1],[2],[3]. Вместе с тем, на современном этапе очевидно, что несмотря на ряд существенных достижений и положительных тенденций в области информатизации медицины в России, потенциал реализации этого направления развития раскрыт ещё очень слабо. В исследованиях по состоянию информатизации медицины основное внимание, как правило, уделяется анализу работ в таких областях деятельности, как медицинские научные исследования и практическая медицина.Однако, пристального внимания заслуживает вопросы улучшения качества непосредственно медицинского образования на основе совершенствования информационного обеспечения подготовки специалистов.
Цель исследования. Целью является выявление актуальных направлений информационного обеспечения образовательной деятельности.
Материалы и методы. В ходе исследования был проведен обзор целого ряда работ и обобщение практического опыта преподавания, как на кафедре медицинской информатики педиатрического ВУза, так и в других учебных заведениях [1-4].
Результаты. Подготовка специалистов многих отраслей деятельности сегодня опирается на использование электронных тренажеров, которые способны существенно улучшить приобретение устойчивых навыков, дав возможность обучающимся «проиграть» различные практические ситуации и тем самым закрепить свои навыки и знания. Замечено, что практически все используемые тренажеры предназначе-
ны для отработки моторно-рефлекторных навыков. Они не предназначены для отработки знаний по постановке диагнозов и лечению. Требуются несколько иные средства компьютерной имитации и предпочтительно, созданные на основе отечественного или свободного программного обеспечения [4].
При этом известно, что компьютерные тренажеры, основанные на современных базах знаний, обширных архивах историй болезни, позволили бы студентам проработать различные сценарии в постановке и лечении заболеваний. Это достижимо генерацией различных диагностических ситуаций. В медицинских вузах тренажеров таких типов тренажёров практически нет.
Перспективными видятся следующие практические направления:
- формирование единой среды, содержащей общие базы информационных и программных компонентов;
- использование защищённой среды работы с данными [5, 7], для безопасного применения их на всех этапах [6].
- создание баз знаний и данных на основе он-тологий, не зависящих от раздела медицины, и систем поддержки принятия решений в самих компьютерных тренажерах;
- разработка методов индуктивного формирования баз знаний на основе онтологий экспертами конкретной предметной области;
- переход к работе с информацией не в текстовом виде, а в структурированном формализованном виде, свойственном базам данных [ 8, с.204];
- представление формализованных баз знаний в декларативном виде;
- обеспечение доступности учебного материала через облачные технологии;
- применение методик комплексной защиты данных [ 6, с.92];
МЕДИЦИНА: теория И ПРАКТИКА
том 4 спецвыпуск 2019
iSSN 2658-4190
КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
275
- применение программно-аппаратных решений с повышенной устойчивостью к де-струкциям [9], свободных от внутренней противоречивости [10]. Заключение.
Оценивая ситуацию с тренажёрным обеспечением медицинского ВУЗа, нельзя не заметить явный пробел в обеспеченности собственно компьютерными тренажерными средствами.
Решение этих проблем авторы связывают с использованием современных возможностей информационного обеспечения подготовки специалистов. Само формирование установочных требований по созданию действительно эффективных тренажерных комплексов вполне может рассматриваться как возможный результат совместной деятельности кафедры информатики и соответствующих профильных кафедр вуза, что характерно для современного подхода в образовании [3 ]. Список литературы:
1. Ваулин Г.Ф., Тихомирова A.A., Дохов М.А., Котиков П.Е. Некоторые психолого-педагогические аспекты организации самостоятельной работы студентов младших курсов на кафедре медицинской информатики / Г.Ф. Ваулин, A.A. Тихомирова, М.А. Дохов, П.Е. Котиков //В сборнике: Подготовка и деятельность педагога-психолога на основе требований профессионального стандарта. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Редкол.: Л. А. Абрамова. — 2017. С. 57-59.
2. Ваулин Г.Ф., Тихомирова A.A., Дохов М.А., Котиков П.Е. Оценка результатов самостоятельной работы иностранных студентов младших курсов на кафедре медицинской информатики / Г.Ф. Ваулин, A.A. Тихомирова, М.А. Дохов, П.Е. Котиков // Детская медицина Северо-Запада. — 2018. Т. 7. № 1. С. 56-57.
3. Гельман В. Я., Алексеев В. И., Котиков П. Е., Лань-ко С.В., Тихомирова A.A., Хорошилов В. А. Проблемы преподавания информационных технологий в ту-
ристском вузе в условиях перехода к двухуровневой системе образования // Вестник Национальной академии туризма.- 2009. № 4 (12). С.62-66.
4. Тихомирова A.A., Котиков П.Е. О перспективах перехода на свободное программное обеспечение в здравоохранении / A.A. Тихомирова, П.Е. Котиков // Детская медицина Северо-Запада. — 2018. Т. 7. № 1. С. 315-316.
5. Котиков П.Е., Тихомирова A.A. Некоторые аспекты безопасности медицинских данных в системах их хранения / П.Е. Котиков, А.А.Тихомирова // Педиатр.- 2017. Т. 8. № S1. С. М165.
6. Нечай A.A., Котиков П.Е. Методика комплексной защиты данных, передаваемых и хранимых на различных носителях информации / А.А.Нечай, П.Е. Котиков // Вестник Российского нового университета. Серия: Сложные системы: модели, анализ и управление. — 2015.- № 1.- С. 92-95.
7. Котиков П.Е., Тихомирова A.A. Некоторые аспекты защиты медицинских биометрических данных при их обработке / П.Е. Котиков, A.A. Тихомирова // Детская медицина Северо-Запада.- 2018. Т. 7. № 1. С. 166-167.
8. Котиков П.Е. Базы данных и управление научными данными // Научный аспект.- 2015. Том 2 — № 1.- С. 204-206.
9. Калиниченко С.В., Котиков П.Е., Нечай A.A. Решение репликационных проблем в базах данных для повышения устойчивости программного обеспечения автоматизированных систем / С.В. Калиниченко, П.Е. Котиков, A.A. Нечай // Вестник Российского нового университета. Серия: Сложные системы: модели, анализ и управление. — 2017. № 4. С. 18-21.
10. Котиков П.Е., Нечай A.A. Решение проблемы управления параллельным выполнением транзакций в распределенных базах данных для устранения опасной противоречивости / П.Е. Котиков, А.А.Нечай // Вестник Российского нового университета. Серия: Сложные системы: модели, анализ и управление. — 2015. № 2. С. 62-64.
MEDiOiNE: THEoRY AND pRACTicE
том 4 СПЕЦВЫПУСК 2019
eiSSN 2658-4204