Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ"'

АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА СЕЛА / УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лёвкина В. С., Желудева Ю. В., Мелихов В. Ю., Жиляков Д. И., Петрушина О. В.

В статье рассматриваются вопросы формирования сельских территорий. Проанализирована Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий Курской области», которая направлена на улучшение условий жизни граждан на сельских территориях. Рассмотрена динамика и структура количества жителей сельских Курской области. Сравнены плановые и фактические показатели доли сельского населения в общей численности населения Курской области. Проанализирована доля населения сельской местности в общей доле населения Курской области, исследована благоустроенность жилых помещений и оценён уровень безработицы и доходов населения Курской области. Проведён анализ распределения численности безработного сельского населения по уровню образования (в процентах). Изучены факторы, влияющие на трудоустройство на сельских территориях, к которым можно отнести повышение квалификации. Проведено сравнение планового и фактического показателя достижения соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельских и городских домохозяйств Курской области. Рассмотрены направления деятельности программы комплексного развития сельских территорий, к которым были отнесены - улучшение жилищных условий людей, живущих в сельских территориях, линией постройки (получения) жилища, увеличение трудоустройства граждан, получивших дополнительное образование (переобучение), реализация проектов по улучшению сельских территорий, реализация проектов полного обустройства площадок под жилищную застройку, обеспечение ввода в эксплуатацию автомобильных дорог. Изучены и проанализированы пути улучшения показателей развития сельских территорий. Проанализировано благоустройство жилищного фонда сельских территорий. К направлениям совершенствования развития сельских территорий, относительно Государственной программы можно отнести ликвидация ветхого, аварийного и брошенного жилья, 100% газификация всей территории Курской области, реконструкция, техническое перевооружение и новое строительство инженерных сетей с использованием современных материалов, развитие льготного жилищного кредитования для молодых семей и специалистов проживающих в сельской местности, оптимизация стоимости жилья за счет повышения эффективности действующих финансово-кредитных механизмов, развитие института долгосрочного жилищного кредитования, программ ипотечного кредитования. Реализация указанных предложений позволит повысить развитие социальной инфраструктуры, обеспечить жителям села достойный уровень жизни, оптимизировать миграционные процессы и в целом поднять привлекаемость сельских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PERFORMANCE OF THE INDICATORS OF THE STATE PROGRAM "INTEGRATED DEVELOPMENT OF RURAL AREAS OF THE KURSK REGION"

The article deals with the formation of rural areas. The State program "Integrated development of rural territories of the Kursk region", which is aimed at improving the living conditions of citizens in rural areas, is analyzed. The dynamics and structure of the number of rural residents of the Kursk region are considered. The planned and actual indicators of the share of the rural population in the total population of the Kursk region are compared. The share of the population of rural areas in the total share of the population of the Kursk region was analyzed, the well-being of residential premises was investigated, and the level of unemployment and income of the population of the Kursk region was estimated. An analysis of the distribution of the number of unemployed rural population by level of education (in percent) was carried out. The factors influencing employment in rural areas, which include advanced training, have been studied. A comparison was made of the planned and actual indicator of achieving the ratio of the average monthly disposable resources of rural and urban households in the Kursk region. The areas of activity of the program for the integrated development of rural areas were considered, which included - improving the living conditions of people living in rural areas, the line of building (receiving) housing, increasing the employment of citizens who have received additional education (retraining), implementing projects to improve rural areas, implementing projects for the complete arrangement of sites for housing development, ensuring the commissioning of highways. Studied and analyzed ways to improve the indicators of development of rural areas. The improvement of the housing stock of rural areas is analyzed. The directions for improving the development of rural areas, in relation to the State Program, include the elimination of dilapidated, emergency and abandoned housing, 100% gasification of the entire territory of the Kursk region, reconstruction, technical re-equipment and new construction of engineering networks using modern materials, the development of preferential housing loans for young families and professionals living in rural areas, optimizing the cost of housing by improving the efficiency of existing financial and credit mechanisms, developing the institution of long-term housing lending, mortgage lending programs. The implementation of these proposals will increase the development of social infrastructure, provide villagers with a decent standard of living, optimize migration processes and, in general, increase the attractiveness of rural areas.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ"»

УДК 338.43

АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ»

ЛЁВКИНА ВС.,

старший преподаватель кафедры внешнеэкономических связей, таможенного дела и таможенного права ГОАУ ВО Курской области Курская академия государственной и муниципальной службы, [email protected].

ЖЕЛУДЕВА Ю.В.,

начальник управления научной и инновационной деятельности, ФГБОУ ВО Курская ГСХА, u_j eludeva@mail .ru.

МЕЛИХОВ В.Ю.,

кандидат экономических наук, проректор по развитию и цифровой трансформации, ФГБОУ ВО Курская ГСХА, [email protected].

ЖИЛЯКОВ Д.И.,

доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета и финансов, ФГБОУ ВО Курская ГСХА, [email protected].

ПЕТРУШИНА О.В.,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и финансов, ФГБОУ ВО Курская ГСХА, [email protected].

Реферат. В статье рассматриваются вопросы формирования сельских территорий. Проанализирована Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий Курской области», которая направлена на улучшение условий жизни граждан на сельских территориях. Рассмотрена динамика и структура количества жителей сельских Курской области. Сравнены плановые и фактические показатели доли сельского населения в общей численности населения Курской области. Проанализирована доля населения сельской местности в общей доле населения Курской области, исследована благоустроенность жилых помещений и оценён уровень безработицы и доходов населения Курской области. Проведён анализ распределения численности безработного сельского населения по уровню образования (в процентах). Изучены факторы, влияющие на трудоустройство на сельских территориях, к которым можно отнести повышение квалификации. Проведено сравнение планового и фактического показателя достижения соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельских и городских домохозяйств Курской области. Рассмотрены направления деятельности программы комплексного развития сельских территорий, к которым были отнесены - улучшение жилищных условий людей, живущих в сельских территориях, линией постройки (получения) жилища, увеличение трудоустройства граждан, получивших дополнительное образование (переобучение), реализация проектов по улучшению сельских территорий, реализация проектов полного обустройства площадок под жилищную застройку, обеспечение ввода в эксплуатацию автомобильных дорог.

Изучены и проанализированы пути улучшения показателей развития сельских территорий. Проанализировано благоустройство жилищного фонда сельских территорий. К направлениям совершенствования развития сельских территорий, относительно Государственной программы можно отнести ликвидация ветхого, аварийного и брошенного жилья, 100% газификация всей территории Курской области, реконструкция, техническое перевооружение и новое строительство инженерных сетей с использованием современных материалов, развитие льготного жилищного кредитования для молодых семей и специалистов проживающих в сельской местности, оптимизация стоимости жилья за счет повышения эффективности действующих финансово-кредитных механизмов, развитие института долгосрочного жилищного кредитования, программ ипотечного кредитования. Реализация указанных предложений позволит повысить развитие социальной инфраструктуры, обеспечить жителям села достойный уровень жизни, оптимизировать миграционные процессы и в целом поднять привлекаемость сельских территорий.

Ключевые слова: качество жизни населения, сельские территории, государственное регулирование, показатели развития, инфраструктура села, уровень безработицы.

ANALYSIS OF THE PERFORMANCE OF THE INDICATORS OF THE STATE PROGRAM "INTEGRATED DEVELOPMENT OF RURAL AREAS OF THE KURSK REGION"

LEVKINA VS.,

Senior Lecturer, Department of Foreign Economic Relations, Customs and Customs Law, Kursk Region Kursk Academy of State and Municipal Service, [email protected].

ZHILYAKOV D.I.,

Doctor of Economics, Professor of the Department of Accounting and Finance, Kursk State Agricultural Academy, [email protected].

MELIKHOV V.Yu.,

Candidate of Economic Sciences, Vice-Rector for Development and Digital Transformation, Kursk State Agricultural Academy, [email protected].

ZHELUDEVA Yu.V.,

Head of the Department of Scientific and Innovative Activities of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Kursk State Agricultural Academy [email protected].

PETRUSHINA O.V.,

Candidate of Economics, Senior Lecturer, Department of Accounting and Finance, Kursk State Agricultural Academy, [email protected].

Essay. The article deals with the formation of rural areas. The State program "Integrated development of rural territories of the Kursk region", which is aimed at improving the living conditions of citizens in rural areas, is analyzed. The dynamics and structure of the number of rural residents of the Kursk region are considered. The planned and actual indicators of the share of the rural population in the total population of the Kursk region are compared. The share of the population of rural areas in the total share of the population of the Kursk region was analyzed, the well-being of residential premises was investigated, and the level of unemployment and income of the population of the Kursk region was estimated. An analysis of the distribution of the number of unemployed rural population by level of education (in percent) was carried out. The factors influencing employment in rural areas, which include advanced training, have been studied. A comparison was made of the planned and actual indicator of achieving the ratio of the average monthly disposable resources of rural and urban households in the Kursk region. The areas of activity of the program for the integrated development of rural areas were considered, which included - improving the living conditions of people living in rural areas, the line of building (receiving) housing, increasing the employment of citizens who have received additional education (retraining), implementing projects to improve rural areas, implementing projects for the complete arrangement of sites for housing development, ensuring the commissioning of highways.

Studied and analyzed ways to improve the indicators of development of rural areas. The improvement of the housing stock of rural areas is analyzed. The directions for improving the development of rural areas, in relation to the State Program, include the elimination of dilapidated, emergency and abandoned housing, 100% gasification of the entire territory of the Kursk region, reconstruction, technical re-equipment and new construction of engineering networks using modern materials, the development of preferential housing loans for young families and professionals living in rural areas, optimizing the cost of housing by improving the efficiency of existing financial and credit mechanisms, developing the institution of long-term housing lending, mortgage lending programs. The implementation of these proposals will increase the development of social infrastructure, provide villagers with a decent standard of living, optimize migration processes and, in general, increase the attractiveness of rural areas.

Keywords: rural territories, state regulation, development program, rural infrastructure, development indicators.

Введение. Актуальность темы государственного регулирования сельских территорий обусловлена тем, что, несмотря на ряд принятых государством нормативно-правовых документов, позволивших на федеральном уровне сформировать определённый набор инструментов политики территориального развития, в настоящее время развитие сельских территорий остаётся на низком уровне. Не в полной мере обеспечено качественный уровень жизни населения сельской местности, продовольственная безопасность региона, развитие сельских территорий не содействует формированию саморазвивающихся и самобытных территориальных систем, сохранению культурных ценностей, обеспечению воспроизводства и долговременного использования трудовых и природных ресурсов для сельских территорий.

Цель. Проанализировать показатели (индикаторы) реализации Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий Курской области» и обосновать их взаимосвязь при решении задач. Касающихся развития сельских территорий.

Анализ современного состояния социально-экономического развития сельских территории отражает необходимость разработки и реализации комплексных мер по их поддержке. Низкая оплата труда в совокупности с отсутствием рабочих мест при низком уровне оказания социальных и торгово-бытовых услуг, проблемы с жильем формируют для жителей, в особенности для молодого поколения, неинтересность проживания в аграрной территории.

Укомплектованность общеобразовательных учреждений, находящихся в аграрной территории, в

значительной степени устанавливает перспективу в определенном заселенном месте. Но, согласно сведениям министерства образования большинство сельских школ становятся малокомплектными

Вопрос формирования здравоохранения считается важным, так как существует прямая зависимость между повышением уровня оказываемых медицинских услуг и снижением заболеваемости и смертности сельского населения.

Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий Курской области» ориентирована на улучшение жилищных условий населения, проживающего на сельских территориях, предоставление рабочих мест гражданам, а также на введение в эксплуатацию и (или) передачи в эксплуатацию после капитального ремонта, ремонта автомобильных дорог общего пользования, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к объектам, расположенным (планируемым к созданию) на сельских территориях.

Материал и методика исследования. Для анализа и оценки показателей государственной программы были взяты данные статистических сборников территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области. В процессе исследования был проведён анализ доли сельского населения в общей численности населения Курской области, среднемесячных располагаемых

ресурсов сельских и городских домохозяйств и доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах.

Результаты исследования. Одним из показателей (индикаторов) реализации Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий Курской области» является доля сельского населения в общей численности населения Курской области, выраженная в процентах.

Демографическая ситуация является индикатором развития региона, поскольку отражает наиболее важные тенденции происходящих в социальной сфере изменений.

В таблице 1 рассмотрена численность населения Курской области в в 2017-2021 гг.

На основе статистических данных вначале 2021 г. сельское население Курской области составляло 343740 тыс. человек (31,3 % населения региона), что меньше на 19,167 тыс. человек чем в 2017 г. Данный показатель не достиг запланированного уровня -31,8 % (таблица 2).

Снижение численности сельского населения вызвано оттоком сельских жителей в сельские агломерации и города, что связано с проблемами создания на селе необходимых условий для жизни и жизнедеятельности и в первую очередь с решением задач по обеспечению людей работой, жильем, социальными услугами и т.д.

Таблица 1 - Население Курской области, чел. (на начало года)

Показатели 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Все население, человек 1122893 1115237 1107041 1104008 1096488

из него сельское 362907 358357 352122 347544 343740

в процентах к общей численности населения 32,3 32,1 31,8 31,5 31,3

Таблица 2 - Сравнение планового и фактического показателя доли сельского населения в общей численности населения Курской области_

Показатель Ед.измерения Значение показателя

Доля сельского населения в общей численности населения Курской области процент 2020 г. 2021 г.

план факт

31,5 31,8 31,3

Таблица 3 - Распределение численности безработного сельского населения по уровню образования

(в процентах)

Годы Всего в том числе имеют образование

высшее среднее профессиональное среднее общее основное общее не имеют основного общего образования

по программе подготовки специалистов среднего звена по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

2016 100 12,9 23,0 30,2 23,7 10,4 -

2017 100 12,7 18,8 34,2 25,1 9,2 -

2018 100 17,0 19,5 29,1 23,1 10,3 0,9

2019 100 15,7 20,8 24,2 29,5 9,4 0,5

2020 100 17,8 14,2 33,5 25,1 8,7 0,8

Таблица 4 - Сравнение планового и фактического показателя достижения соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств Курской области_

Показатель Ед.измерения Значение показателя

Достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств процент 2020 г. 2021 г.

план факт

80,7 80,7 85,9

Таблица 5 - Благоустройство жилищного фонда (на конец года; в процентах)

Годы Удельный вес общей площади, оборудованной

водопроводом водоот-ведением (канализацией) отоплением ваннами (душем) газом (сетевым, сжиженным) горячим водоснабжением напольными электрическими плитами

Сельская местность

2016 50.3 45.9 69.3 37.3 87.6 37.0 1.2

2017 51.9 47.6 70.3 38.7 88.3 38.5 1.2

2018 53.2 48.6 70.9 40.0 88.0 40.3 1.2

2019 55.8 51.3 73.7 42.9 88.5 43.6 1.2

2020 57.4 52.9 75.0 44.4 88.6 45.2 1.2

Городская местность

2016 91.5 90.6 95.8 85.7 84.2 84.7 14.0

2017 91.9 91.0 96.0 86.5 84.2 85.5 14.6

2018 92.7 91.8 96.1 87.4 83.2 86.2 14.7

2019 93.3 92.6 96.3 87.7 83.4 87.9 14.5

2020 93.7 92.7 96.6 89.2 84.5 89.4 15.7

Одной из серьезных социальных проблем, связанных с изменениями на рынке труда, является угроза безработицы.

Профессиональная подготовка, уровень квалификации работника существенно влияют на формирование показателей занятости населения. При этом очевидно возрастание зависимости экономических результатов от степени реализации способностей, знаний, навыков и умений. Профессиональная подготовка является необходимым условием решения экономических и социальных проблем, а уровень образования - одним из основных факторов конкурентоспособности работника на рынке труда. Высшее образование «...стало минимально необходимым условием для социализации, допуска в значимые общественные коммуникации. В демократическом обществе именно высшее образование выступило наиболее эффективным способом продвижения по социальной лестнице и улучшения материального положения людей».

Исходя из данных таблицы 3, можно сделать вывод о том, что проблема кадров в сельском хозяйстве на сегодняшний день является одним из факторов, мешающих формированию экономики.

В настоящее время на сельских территориях осуществляют профессиональную деятельность в большинстве своем недостаточно профессиональные кадры, получившие знания, умения и навыки на рабочем месте и не имеющие основ научных знаний по профессии. Например, как видно из таблицы, в 2020 г. наибольший процент 33,5 приходится на работников с средним профессиональ-

ным образованием. Среди квалифицированных специалистов, ощущается дефицит зоотехников, агрономов, ветврачей крупного скота.

Основной причиной этому факту служит низкая репутация сельской жизни среди населения, а в большей степени среди молодежи.

Следующим показателем является достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств, выраженная в процентах.

Данный показатель в 2021 г. в Курской области был перевыполнен. Плановое значение показателя составило 80, 7%, а фактическое значение -85, 9% (таблица 4).

Основным источником располагаемых ресурсов сельских жителей остаются денежные доходы. По данным за 2020 г. реальные располагаемые денежные доходы уменьшились на 3,1%. Средний доход на душу населения равняется 29616,8 руб. в месяц.

Основной объем денежных доходов формируется за счет оплаты труда. Среднемесячный номинальный доход одного работника по Курской области в 2020 г. составил 35952,0 руб., а это больше на 9.1% в сравнении с предыдущим годом, а с учетом инфляции - на 4,9%.

Следующим показателем является доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах, выраженная в процентах.

Данный показатель в 2021 г. в Курской области, так же как и предыдущий, был перевыполнен. Пла-

новое значение показателя составило 39,7%, а фактическое значение - 45, 9%.

После наличия высокооплачиваемой работы, комфортное жилье можно считать одним из главных факторов для переезда на село.

Большую значимость в настоящее время имеет наличие на жилой площади таких благ как: газо- и водоснабжения, водоотведения, отопления (таблица 5).

Исходя из данных таблицы 5, можно сказать, что показатели благоустроенности с каждым годом растут, однако не каждое жилье можно считать благоустроенным, к сельскому жилому фонду больше подходит определение - жилье с частичными удобствами. Городской жилищный фонд значительно выигрывает перед сельским фондом. К примеру, обеспеченность водопроводом сельского жилья по сравнению с 2016 г. улучшилась на 7,1 % и составила в 2020 г. 57,4 % в то время как городской фонд жилья обеспечен им на 93,7 %.

Обеспеченность водоотведением (канализацией) сельского жилья за период с 2016 г. по 2020 г. изменилась незначительно - только на 7 % и составила 52, 9 %, в то время как городской фонд обеспечен на 92,7 %. Обеспеченность газом (сетевым, сжиженным) за последние 5 лет изменилась всего на 1 %, так для города она в среднем составляет 84,5 %, а для села 88,6 %, недостающие проценты обеспечиваются применением газа в баллонах, электроплитами и др.

Обеспечение горячим водоснабжением - критерий, в котором наблюдается наибольший разрыв между городской и сельской местностью. В 2020 г. этот показатель в городе составил 89, 4 %, а в селе только 45, 2 %. Разрыв между благоустроенностью жилья городских и сельских территорий очевиден.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы. Все показатели (индикаторы) реализации Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий Курской области» тесно связаны между собой и, соответственно, решение задач, касающихся сельских территорий, необходимо рассматривать в совокупности, а не делить на группы - в зависимости от индикатора.

Реализация Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий Курской области» ориентирована на:

- усовершенствование жилищных условий людей, живущих в сельских территориях, линией постройки (получения) жилища;

- увеличение трудоустройства граждан, получивших дополнительное образование (переобучение);

- реализацию проектов по улучшению сельских территорий;

- реализацию проектов полного обустройства площадок под жилищную застройку;

- обеспечение ввода в эксплуатацию автомобильных дорог.

Таким образом, обобщая результаты анализа, к направлениям совершенствования развития сельских территорий, относительно Государственной программы можно отнести следующие направления:

- ликвидация ветхого, аварийного и брошенного жилья;

- 100% газификация всей территории Курской области;

- реконструкция, техническое перевооружение и новое строительство инженерных сетей с использованием современных материалов;

- развитие льготного жилищного кредитования для молодых семей и специалистов проживающих в сельской местности;

- оптимизация стоимости жилья за счет повышения эффективности действующих финансово-кредитных механизмов;

- развитие института долгосрочного жилищного кредитования, программ ипотечного кредитования;

- применение механизмов государственно-частного партнерства в развитии инженерной инфраструктуры, а так же жилого строительства;

- выделение новых площадок для размещения, объектов капитального жилого строительства, инженерной и социальной инфраструктуры;

- привлечение для работы на сельских территориях молодых специалистов, обучающихся по ученическим договорам;

- привлечение сельскохозяйственными товаропроизводителями к прохождению производственной практики студентов;

- увеличение уровня занятости и снижение уровня безработицы сельского населения трудоспособного возраста.

Реализация указанных предложений позволит повысить развитие социальной инфраструктуры, обеспечить жителям села достойный уровень жизни, оптимизировать миграционные процессы и в целом поднять привлекаемость сельских территорий.

Список использованных источников

1. Курская область в цифрах. 2021: Краткий статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. - Курск, 2021. - 92 с.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (с изменениями на 24 декабря 2021 года).

3. Постановление Администрации Курской области от 6 ноября 2019 г. №1066-па «Об утверждении государственной программы Курской области "Комплексное развитие сельских территорий Курской области" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11 января 2022 года).

4. Сурков И.М. Приоритетные направления устойчивого роста сельской экономики и социально-экономического развития сельских территорий // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. - 2017. - № 4(55). - С. 167-174.

5. Желудева Ю.В., Жиляков Д.И., Лёвкина В.С. Агротуризм как фактор устойчивого развития сельских территорий // International Agricultural Journal. - 2022. - Т. 65. - № 5.

6. Жиляков Д.И. Перспективные направления развития человеческих ресурсов в сельской местности: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современная аграрная экономика: проблемы и перспективы в условиях развития цифровых технологий». - Чебоксары, 2019. - С. 55-59.

7. Систематизация составляющих цифровой экономики в современной рыночной среде / А.В. Мешков, И.А. Бондарева, Н.В. Водолазская и др. // Инновационные перспективы Донбасса. - 2020. - С. 186 -190.

8. Зуйкова В.В., Соклаков А.А. Анализ показателей социально-экономического развития региона // Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики: сборник научных трудов 5-й Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. - 2019. - С. 186190.

9. Хаустова Т.В., Соклаков А.А. Анализ финансовых и организационных условий использования механизмов государственно-частного партнерства в системе социального обеспечения Курской области // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2018. - № 2 (77). - С. 119-127.

10. Зарецкая В.Г., Титкова И.К. Диверсификация экономики российских регионов: измерения и тенденции // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2017. - Т. 13. - № 12 (357). - С. 22362255.

11. Зюкин Д.В., Косинова О.С. Основные тенденции развития сельскохозяйственной отрасли Курской области на современном этапе // Наука и практика регионов. - 2018. - № 1 (10). - С. 42-46.

12. Водолазская Н.В. О тенденциях устойчивого развития региональных производственных систем // Проблемы и решения современной аграрной экономики. XXI международная научно-производственная конференция. - 2017. - С. 186-187.

13. Усенко Л.Н., Холодов О.А. Государственный мониторинг экономических отношений в условиях цифровой экономики // Экономика сельского хозяйства России. - 2019. - № 4. - С. 19-24.

14. Котляров И.Д. Сетевое сотрудничество в агропроме как инструмент развития сельского хозяйства // Региональные агросистемы: экономика и социология. - 2015. - № 2. - С. 13.

15. Соколов О.В., Трунов А.И. Государственная поддержка садоводства - необходимое условие развития отрасли // Актуальные вопросы совершенствования бухгалтерского учета, статистики и налогообложения организации: материалы VI Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 374-380.

16. Жиляков Д.И. Оценка и направления совершенствования планирования доходов местных бюджетов // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2019. - № 1. - С. 113-118.

17. Соклаков А.А., Малыхина Е.С. Основные направления совершенствования государственного регулирования сельского хозяйства в Курской области // Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах. - 2019. - С. 128-131.

18. Мусьял А.В., Агибалов А.В. Организационно-экономические условия воспроизводства инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве Курской области // International Agricultural Journal. - 2021. - Т. 64. - № 1. - С. 15.

19. Особенности развития инновационно-инвестиционной деятельности в аграрном секторе экономики: механизм государственно-частного партнерства / И.С. Санду, Н.Е. Рыженкова, А.С. Трошин, Н.В. Барсукова // Инновации и инвестиции. - 2015. - № 2. - С. 6-8.

20. Зарук Н.Ф., Патлатая М.А. Инновационно-кластерное развитие сельских территорий // Региональные проблемы устойчивого развития сельской местности: сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза: Пензенская государственная сельскохозяйственная академия, 2010. - С. 87-90.

Spisok ispolzovannyx istochnikov

1. Kurskaya oblast' v cifrax. 2021: Kratkij statisticheskij sbornik / Territorialnyj organ Federal'noj sluzhby' gosudarstvennoj statistiki po Kurskoj oblasti. - Kursk, 2021. - 92 s.

2. Postanovlenie Pravitelstva Rossijskoj Federacii ot 31 maya 2019 goda № 696 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy' Rossijskoj Federacii "Kompleksnoe razvitie sel'-skix territorij" i o vnesenii izmenenij v nekotory'e akty' Pravitel'stva Rossijskoj Fede-racii (s izmeneniyami na 24 dekabrya 2021 goda).

3. Postanovlenie Administracii Kurskoj oblasti ot 6 noyabrya 2019 g. №1066-pa «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy' Kurskoj oblasti "Kompleksnoe razvitie sel'skix territorij Kurskoj oblasti" (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 11 yanvarya 2022 goda).

4. Surkov I.M. Prioritetny'e napravleniya ustojchivogo rosta sel'skoj e'konomiki i social'no-e'konomicheskogo razvitiya sel'skix territorij // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2017. - № 4(55). - S. 167-174.

5. Zheludeva Yu.V., Zhilyakov D.I., Levkina V.S. Agroturizm kak faktor ustojchivogo razvi-tiya sel'skix territorij // International Agricultural Journal. - 2022. - T. 65. - № 5.

6. Zhilyakov D.I. Perspektivny'e napravleniya razvitiya chelovecheskix resursov v sel'skoj mestnosti: materialy' Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Sovremennaya agrar-naya e'konomika: problemy' i perspektivy' v usloviyax razvitiya cifrovy'x texnologij». - Cheboksary', 2019. - S. 55-59.

7. Sistematizaciya sostavlyayushhix cifrovoj e'konomiki v sovremennoj ry'nochnoj srede / A.V. Meshkov, I.A. Bondareva, N.V. Vodolazskaya i dr. // Innovacionny'e perspektivy' Donbassa. - 2020. - S. 186 -190.

8. Zujkova V.V., Soklakov A.A. Analiz pokazatelej social'no-e'konomicheskogo razvitiya regiona // Klasterny'e iniciativy' v formirovanii progressivnoj struktury' nacional'noj e'konomiki: sbornik nauchny'x trudov 5-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2-x tomax. - 2019. - S. 186-190.

9. Xaustova T.V., Soklakov A.A. Analiz finansovy'x i organizacionny'x uslovij ispol'zovaniya mexanizmov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sisteme social'nogo obespecheniya Kurskoj oblasti // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. - 2018. - № 2 (77). - S. 119-127.

10. Zareczkaya V.G., Titkova I.K. Diversifikaciya e'konomiki rossijskix regionov: izmereniya i tendencii // Nacional'ny'e interesy': prioritety' i bezopasnost'. - 2017. - T. 13. - № 12 (357). - S. 2236-2255.

11. Zyukin D.V., Kosinova O.S. Osnovny'e tendencii razvitiya sel'skoxozyajstvennoj otrasli Kurskoj oblasti na sovremennom e'tape // Nauka i praktika regionov. - 2018. - № 1 (10). - S. 42-46.

12. Vodolazskaya N.V. O tendenciyax ustojchivogo razvitiya regional'ny'x proizvodstven-ny'x sistem // Problemy' i resheniya sovremennoj agrarnoj e'konomiki. XXI mezhdunarodnaya na-uchno-proizvodstvennaya konferenciya. - 2017. - S. 186-187.

13. Usenko L.N., Xolodov O.A. Gosudarstvenny'j monitoring e'konomicheskix otnoshenij v usloviyax cifrovoj e'konomiki // E'konomika sel'skogo xozyajstva Rossii. - 2019. - № 4. - S. 19-24.

14. Kotlyarov I.D. Setevoe sotrudnichestvo v agroprome kak instrument razvitiya sel'-skogo xozyajstva // Regional'ny'e agrosistemy': e'konomika i sociologiya. - 2015. - № 2. - S. 13.

15. Sokolov O.V., Trunov A.I. Gosudarstvennaya podderzhka sadovodstva - neobxodimoe uslovie razvitiya otrasli // Aktual'ny'e voprosy' sovershenstvovaniya buxgalterskogo ucheta, statistiki i nalogooblozheniya organizacii: materialy' VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - 2017. - S. 374-380.

16. Zhilyakov D.I. Ocenka i napravleniya sovershenstvovaniya planirovaniya doxodov mestny'x byudzhetov // Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skoxozyajstvennoj akademii. - 2019. - № 1. - S. 113-118.

17. Soklakov A.A., Maly'xina E.S. Osnovny'e napravleniya sovershenstvovaniya gosudarstvennogo regulirovaniya sel'skogo xozyajstva v Kurskoj oblasti // Sovremenny'e podxody' k transformacii koncepcij gosudarstvennogo regulirovaniya i upravleniya v social'no-e'konomicheskix sistemax. - 2019. - S. 128-131.

18. Mus'yal A.V., Agibalov A.V. Organizacionno-e'konomicheskie usloviya vosproizvodstva investicionnoj deyatel'nosti v sel'skom xozyajstve Kurskoj oblasti // International Agricultural Journal. - 2021. - T. 64. - № 1. - S. 15.

19. Osobennosti razvitiya innovacionno-investicionnoj deyatel'nosti v agrarnom sektore e'konomiki: mexanizm gosudarstvenno-chastnogo partnerstva / I. S. Sandu, N.E. Ry'zhenkova, A.S. Troshin, N.V. Barsukova // Innovacii i investicii. - 2015. - № 2. - S. 6-8.

20. Zaruk N.F., Patlataya M.A. Innovacionno-klasternoe razvitie sel'skix territorij // Regional'ny'e problemy' ustojchivogo razvitiya sel'skoj mestnosti: sbornik statej VII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Penza: Penzenskaya gosudarstvennaya sel'skoxozyajstvennaya akademiya, 2010. - S. 87-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.