Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жиляков Д. И.

В статье проведена оценка реализации подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», реализуемой в соответствии с Государственной программой «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Курской области». Приведена характеристика целей и задач анализируемой подпрограммы, актуальность и необходимость ее реализации, вызванная требованиями пересмотра места и роли сельских территорий в осуществлении социально-экономических преобразований в Курской области. На основании исследования динамики показателей за 2014-2018 гг. оценена эффективность реализации подпрограммы. Отмечен высокий уровень анализируемых показателей (их среднее значение составляет 97,1%). Наивысший уровень выполнения отмечался в 2015 г., когда выполнены и перевыполнены оказались 3 показателя. Следует выделить высокую эффективность использования средств бюджета - 98,5% (что отражает высокий уровень исполнения бюджета, т.е. доведения средств до бюджетополучателей) и степень соответствия запланированному уровню затрат на реализацию подпрограммы - 98,0% (что отражает высокий уровень планирования программных мероприятий). Проведен критический анализ методики оценки эффективности государственной программы, заключающийся в том, что ее направленность на выполнение запланированных мероприятий и расходование бюджетных средств не позволяет определить, насколько эффективным было расходование определенного объема средств и какой эффект они обеспечили для развития сельских территорий. Определены перспективы развития методических основ оценки государственного регулирования, которые должны быть направлены, прежде всего, на исследование динамики ключевых показателей и анализ влияния мер государственной поддержки на устойчивое развитие сельских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF STATE REGULATION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL AREAS

The article assesses the implementation of the subprogram "Sustainable development of rural areas for 2014-2017 and for the period until 2020", implemented in accordance with the State Program "Development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food in the Kursk region." The characteristics of the goals and objectives of the analyzed subprogram, the relevance and necessity of its implementation, caused by the requirements of revising the place and role of rural territories in the implementation of socio-economic transformations in the Kursk region, are given. Based on the study of the dynamics of indicators for 2014-2018, the effectiveness of the implementation of the subprogram was assessed. A high level of the analyzed indicators was noted (their average value is 97.1%). The highest level of fulfillment is noted in 2015, when 3 indicators were met and exceeded. It should be noted the high efficiency of using budget funds - 98.5% (which reflects the high level of budget execution, i.e. bringing funds to the budget recipients) and the degree of compliance with the planned level of costs for the implementation of the subprogram - 98.0% (which reflects the high level of planning events). A critical analysis of the methodology for assessing the effectiveness of the state program is carried out, which consists in the fact that its focus on the implementation of planned activities and spending of budgetary funds does not allow determining how effective the spending of a certain amount of funds was and what effect they provided for the development of rural areas. The prospects for the development of methodological foundations for assessing state regulation, which should be aimed, first of all, at studying the dynamics of key indicators and analyzing the impact of state support measures on the sustainable development of rural areas, have been determined.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ»

УДК 338.242

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

ЖИЛЯКОВ Д.И.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов, ФГБОУ ВО Курской ГСХА, [email protected], 8-910-312-01-38.

Реферат. В статье проведена оценка реализации подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», реализуемой в соответствии с Государственной программой «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Курской области». Приведена характеристика целей и задач анализируемой подпрограммы, актуальность и необходимость ее реализации, вызванная требованиями пересмотра места и роли сельских территорий в осуществлении социально-экономических преобразований в Курской области. На основании исследования динамики показателей за 2014-2018 гг. оценена эффективность реализации подпрограммы. Отмечен высокий уровень анализируемых показателей (их среднее значение составляет 97,1%). Наивысший уровень выполнения отмечался в 2015 г., когда выполнены и перевыполнены оказались 3 показателя. Следует выделить высокую эффективность использования средств бюджета -98,5% (что отражает высокий уровень исполнения бюджета, т.е. доведения средств до бюджетополучателей) и степень соответствия запланированному уровню затрат на реализацию подпрограммы - 98,0% (что отражает высокий уровень планирования программных мероприятий). Проведен критический анализ методики оценки эффективности государственной программы, заключающийся в том, что ее направленность на выполнение запланированных мероприятий и расходование бюджетных средств не позволяет определить, насколько эффективным было расходование определенного объема средств и какой эффект они обеспечили для развития сельских территорий. Определены перспективы развития методических основ оценки государственного регулирования, которые должны быть направлены, прежде всего, на исследование динамики ключевых показателей и анализ влияния мер государственной поддержки на устойчивое развитие сельских территорий.

Ключевые слова: государственное регулирование, сельские территории, оценка эффективности, государственная программа, Курская область.

ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF STATE REGULATION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL AREAS

ZHILYAKOV D.I.,

Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of Accounting and Finance of Kursk State Agricultural Academy, [email protected], 8-910-312-01-38.

Essay. The article assesses the implementation of the subprogram "Sustainable development of rural areas for 2014-2017 and for the period until 2020", implemented in accordance with the State Program "Development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food in the Kursk region." The characteristics of the goals and objectives of the analyzed subprogram, the relevance and necessity of its implementation, caused by the requirements of revising the place and role of rural territories in the implementation of socio-economic transformations in the Kursk region, are given. Based on the study of the dynamics of indicators for 2014-2018, the effectiveness of the implementation of the subprogram was assessed. A high level of the analyzed indicators was noted (their average value is 97.1%). The highest level of fulfillment is noted in 2015, when 3 indicators were met and exceeded. It should be noted the high efficiency of using budget funds - 98.5% (which reflects the high level of budget execution, i.e. bringing funds to the budget recipients) and the degree of compliance with the planned level of costs for the implementation of the subprogram -98.0% (which reflects the high level of planning events). A critical analysis of the methodology for assessing the effectiveness of the state program is carried out, which consists in the fact that its focus

on the implementation of planned activities and spending of budgetary funds does not allow determining how effective the spending of a certain amount of funds was and what effect they provided for the development of rural areas. The prospects for the development of methodological foundations for assessing state regulation, which should be aimed, first of all, at studying the dynamics of key indicators and analyzing the impact of state support measures on the sustainable development of rural areas, have been determined.

Keywords: State regulation, rural areas, efficiency assessment, state program, Kursk region.

Введение. На территории Курской области в рамках реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Курской области» [1] реализовывалась подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

В рамках подпрограммы были поставлены цели создания комфортных условий жизни и стимулирование инвестиционной активности с помощью развития инфраструктуры на селе. Очевидно, что в данном случае система государственного регулирования направлена на два основных параметра устойчивого развития сельского хозяйства - привлечение человеческого капитала и инвестиций в аграрную отрасль [2].

Необходимо отметить, что основные задачи направлены, прежде всего, на человеческий капитал, развитие которого, наряду с повышением уровня инфраструктуры, будет способствовать росту инвестиционной привлекательности сельских территорий и активности инвесторов в аграрной отрасли.

Материал и методика исследования. Оценка эффективности выполнялась на основании отчетных данных комитета АПК Курской области об оценке эффективности государственной программы Курской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Курской области», проводимой в соответствии с распоряжением Администрации Курской области от 09.08.2013 № 659-ра «Об утверждении методических указаний по разработке и реализации государственных программ Курской области» [3].

Результаты исследования. Необходимость реализации подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» вызвана требованиями пересмотра места и роли сельских территорий в осуществлении социально-экономических преобразований в Курской области. Обеспеченность и благоустройство жилищного фонда, наличие инженерных коммуникаций, транспортная доступность, развитие объектов социальной сферы и результативность их деятельности яв-

ляются одним из важных факторов качества жизни, которые формируют предпочтения для проживания в определенной местности.

В настоящее время проблемы инфраструктурного развития сельских территорий проявляются в различных областях и сферах. Например, большинство построенных 30-40 лет назад объектов водоснабжения практически вышли из строя и требуют замены (не менее 75%), в связи с чем необходимы мероприятия по строительству и реконструкции групповых водопроводов и децентрализованных систем водоснабжения в сельской местности [4]. Практически все действующие сельские учреждения культуры испытывают

необходимость в техническом переоснащении, в большинстве учреждений культуры устарело оборудование, отмечается крайне низкий уровень доступа библиотек и музеев к сети «Интернет». Развитие материальной базы сельских учреждений культуры не позволяет обеспечить необходимое качество культурных благ и услуг, предоставляемых селянам. Стратегическое значение для Курской области имеет также развитие газификации.

На рисунке 1 представлены показатели эффективности выделения и использования средств бюджета в рамках данной подпрограммы в системе государственной поддержки аграрной отрасли в Курской области.

В целом следует отметить высокий уровень анализируемых показателей. Так, в течении анализируемого периода 7 показателей находятся выше 100 %, 9 показателей выше 90%, и 4 - выше 80%. Среднее значение всех анализируемых показателей составляет 97,1% Наивысший уровень выполнения отмечается в 2015 г., когда оказались выполнены и перевыполнены 3 показателя. Что касается сравнительной характеристики показателей между собой, то следует выделить высокую эффективность использования средств бюджета - 98,5% (что отражает высокий уровень исполнения бюджета, т.е. доведение средств до бюджетополучателей) и степень соответствия запланированному уровню затрат на реализацию подпрограммы - 98,0% (что отражает высокий уровень планирования программных мероприятий).

Рисунок 1 - Динамика показателей эффективности реализации подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»

На общем фоне выделяются относительно низкие значения в 2016 г., когда эффективность использования средств бюджета составила 85,7%, а эффективность реализации подпрограммы - 82,4%. Это связано с тем, что в 2016 г. из 6 запланированных мероприятий было выполнено 5, а при плановом значении 723 млн. рублей фактически на реализацию мероприятий программы было направлено 700 млн. рублей.

Оценка эффективности реализации подпрограммы дается, в том числе, в зависимости от числа запланированных мероприятий. Например, в 2018 г. в рамках реализации мероприятия «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, были предоставлены социальные выплаты на улучшение жилищных условий. В результате объем ввода (приобретения) жилья в 2018 г. составил 3966 кв. м., в том числе для молодых семей и молодых специалистов - 3288 кв. м.

В рамках реализации мероприятия «Обустройство сельских территорий объектами социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильными дорогами» предоставлены субсидии органам местного самоуправления на мероприятия по развитию сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности, на развитие газификации и водоснабжения в сельской местности, на развитие сети автомобильных дорог. Также, из областного

бюджета были направлены средства в виде бюджетных инвестиций на развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики.

Недовыполнение отмечается по вводу в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Данный показатель выполнен на 94,2 % в связи с отсутствием заявок на участие в аукционе и корректировкой проектно-сметной документации на «Автомобильную дорогу «Курск-Льгов-Рыльск-граница с Украиной» - Гнилов-ка - х. Нижняя мельница Рыльского района Курской области.

В рамках реализации мероприятия «Гран-товая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности» в 2018 году органам местного самоуправления предоставлены межбюджетные трансферты на реализацию проектов по грантовой поддержке местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности. В результате в 2018 году реализовано 4 проекта местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку.

Выводы. Что касается мероприятий и объемов финансирования, то, очевидно, они являлись недостаточными для обеспечения комплексного развития сельских территорий, т.к. не решают всего объема накопленных проблем. Несмотря на высокие показатели эффективности, следует отметить, что они в большей степени оценивают степень выполнения запланированных показателей и соответствия фактически выделяемых финансовых средств плановым значениям. На вопрос насколько эффективным было расходование определенного объема средств, какой эффект они обеспечили для устойчивого развития сельских территорий, данная методика ответа не дает.

При выполнении всех запланированных мероприятий и выделении необходимых бюджетных средств реализация подпрограммы считается эффективной, и наоборот. В то же время очевидно, что реальная эффективность заключается в достижении определенного результата [5]. Например, сам по себе показатель ввода жилья в эксплуатацию в количестве 4164 кв. м. в 2015 г., 4634 кв. м в

2016 г. и 4823 кв. м в 2017 г. не отражает реального удовлетворения потребностей сельского населения в благоустроенном жилье. Аналогичные выводы можно сделать и по другим показателям подпрограммы. Для более оптимальной оценки возможно использование не абсолютных значений, а относительного увеличения целевого показателя [6]. В данном случае будет оцениваться не номинальная, а реальная эффективность программ государственной поддержки развития устойчивого развития сельских территорий. Такие показатели используются в оценке динамики развития отрасли, где наряду с абсолютными значениями объемов производства используются индексы производства продукции в сопоставимых ценах.

Существующая методика, кроме того, не учитывает, что государственная поддержка развития сельского хозяйства зачастую имеет долгосрочный эффект. Следовало бы дополнить методику оценки расчетом показателей в постпрограммный период с предварительным определением величины индикаторов.

Список использованных источников

1. Постановление Администрации Курской области от 18 октября 2013 г. № 744-па «Об утверждении государственной программы Курской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Курской области» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 25 марта 2020 года).

2. Зарецкая В.Г., Титкова И.К. Диверсификация экономики российских регионов: измерения и тенденции // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2017. - Т. 13. -№ 12 (357). - С. 2236-2255.

3. Распоряжение Администрации Курской области от 9 августа 2013 года № 659-ра "Об утверждении методических указаний по разработке и реализации государственных программ Курской области" (в редакции распоряжения Администрации Курской области от 03.11.2017 № 499-ра).

4. Зюкин Д.В., Косинова О.С. Основные тенденции развития сельскохозяйственной отрасли Курской области на современном этапе // Наука и практика регионов. - 2018. - № 1 (10). -С. 42-46.

5. Жиляков Д.И. Оценка динамики и эффективности государственной поддержки АПК // В кн.: Аграрная наука в инновационном развитии АПК: материалы Международного молодежного аграрного форума. - 2018. - С. 56-61.

6. Improving the state regulatory system of the agribusiness // Z.I. Latysheva, E.V. Skripkina, N.A. Kopteva et al. // Cuestiones Políticas. - 2020. - Т. 37. - № 65. - С. 116-126.

7. Фомин О.С., Егай В.В. Государственная поддержка малого и среднего агробизнеса как фактор стабилизации агропродовольственного рынка // В кн.: Научное обеспечение агропромышленного производства: материалы Международной научно-практической конференции. -2018. - С. 186-189.

8. Водолазская Н.В. О тенденциях устойчивого развития региональных производственных систем // Проблемы и решения современной аграрной экономики. XXI международная научно-производственная конференция. - 2017. - С. 186-187.

9. Анализ состояния мирового рынка пшеницы и перспективы России по расширению экспортного потенциала / Д.И. Жиляков, В.Я. Башкатова, Ю.В. Плахутина и др. // Экономические науки. - 2020. - № 183. - С. 38-43.

10. Котляров И.Д. Сетевое сотрудничество в агропроме как инструмент развития сельского

хозяйства // Региональные агросистемы: экономика и социология. - 2015. - № 2. - С. 13.

11. Жиляков Д.И., Толмачев М.Н. Оценка реализации Государственной программы развития сельского хозяйства в России и Курской области // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2010. - № 5. - С. 19-23.

12. Институциональные основы государственного регулирования малого и среднего бизнеса АПК зарубежных стран / О.В. Ильинова, В.В. Хорева, О.С. Фомин и др. // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 6 (107). - С. 190-194.

13. Петрушина О.В. О развитии конкуренции на агропродовольственных рынках // В кн.: Научное обеспечение агропромышленного производства: материалы Международной научно-практической конференции. - 2012. - С. 69-72.

14. Соловьева Т.Н., Петрушина О.В. О развитии зерноперерабатывающих отраслей в Курской области // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - № 7. - С. 19-22.

15. Соколов О.В., Трунов А.И. Государственная поддержка садоводства - необходимое условие развития отрасли // В кн.: Актуальные вопросы совершенствования бухгалтерского учета, статистики и налогообложения организации: материалы VI Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 374-380.

16. Водолазская Н.В. Инновационный подход к обеспечению устойчивого развития организационно-экономических систем // В кн.: Органическое сельское хозяйство: проблемы и перспективы: материалы XXII Международной научно-производственной конференции. - 2018. - С. 51-53.

17. Соколов О.В. Государственная поддержка развития садоводства - основа интенсивного развития отрасли в современных условиях // Комплексное развитие сельских территорий и инновационные технологии в агропромышленном комплексе: сборник IV Международной научно-методической и практической конференции. Новосибирский государственный аграрный университет. - 2019. - С. 81-85.

18. Петрушина О.В., Плахутина Ю.В. Актуальные вопросы современного состояния и перспектив развития инновационного потенциала малого бизнеса в России // В кн.: Инновационная деятельность в модернизации АПК: материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. В 3 частях. - 2017. - С. 271-273.

19. Соклаков А.А., Малыхина Е.С. Основные направления совершенствования государственного регулирования сельского хозяйства в Курской области // Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах. - 2019. - С. 128-131.

20. Зуйкова В.В., Соклаков А.А. Анализ показателей социально-экономического развития региона // Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики: Сборник научных трудов 5 -й Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. - 2019. - С. 186-190.

Spisok ispoFzovanny'x istochnikov

1. Postanovlenie Administracii Kurskoj oblasti ot 18 oktyabrya 2013 g. № 744-pa «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy' Kurskoj oblasti «Razvitie seFskogo xozyajstva i regulirovanie ry'nkov seFskoxozyajstvennoj produkcii, syYya i prodovol'stviya v Kurskoj oblasti» (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 25 marta 2020 goda).

2. Zareczkaya V.G., Titkova I.K. Diversifikaciya ekonomiki rossijskix regionov: izmereniya i tendencii // NacionaFny'e interesy': prioritety' i bezopasnosf. - 2017. - T. 13. -№ 12 (357). - S. 22362255.

3. Rasporyazhenie Administracii Kurskoj oblasti ot 9 avgusta 2013 goda № 659-ra "Ob utverzhdenii metodicheskix ukazanij po razrabotke i realizacii gosudarstvennyx programm Kurskoj oblasti" (v redakcii rasporyazheniya Administracii Kurskoj oblasti ot 03.11.2017 № 499-ra).

4. Zyukin D.V., Kosinova O.S. Osnovny'e tendencii razvitiya sel'skoxozyajstvennoj otrasli Kurskoj oblasti na sovremennom e'tape // Nauka i praktika regionov. - 2018. - № 1 (10). - S. 42-46.

5. Zhilyakov D.I. Ocenka dinamiki i e'ffektivnosti gosudarstvennoj podderzhki APK // V kn.: Agrarnaya nauka v innovacionnom razvitii APK: materialy' Mezhdunarodnogo molodezhnogo agrarnogo foruma. - 2018. - S. 56-61.

6. Improving the state regulatory system of the agribusiness // Z.I. Latysheva, E.V. Skripkina, N.A. Kopteva et al. // Cuestiones Políticas. - 2020. - T. 37. - № 65. - S. 116-126.

7. Fomin O.S., Egaj V.V. Gosudarstvennaya podderzhka malogo i srednego agrobiznesa kak faktor stabilizacii agroprodovol'stvennogo ry'nka // V kn.: Nauchnoe obespechenie agropromy'shlennogo proizvodstva: materialy' Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. -

2018. - S. 186-189.

8. Vodolazskaya N.V. O tendenciyax ustojchivogo razvitiya regional'ny'x proizvodstvenny'x sistem // Problemy' i resheniya sovremennoj agrarnoj e'konomiki. XXI mezhdunarodnaya nauchno-proizvodstvennaya konferenciya. - 2017. - S. 186-187.

9. Analiz sostoyaniya mirovogo ry'nka pshenicy i perspektivy' Rossii po rasshireniyu e'ksportnogo potenciala / D.I. Zhilyakov, V.Ya. Bashkatova, Yu.V. Plaxutina i dr. // E'konomicheskie nauki. - 2020. - № 183. - S. 38-43.

10. Kotlyarov I.D. Setevoe sotrudnichestvo v agroprome kak instrument razvitiya sel'skogo xozyajstva // Regional'ny'e agrosistemy': e'konomika i sociologiya. - 2015. - № 2. - S. 13.

11. Zhilyakov D.I., Tolmachev M.N. Ocenka realizacii Gosudarstvennoj programmy' razvitiya sel'skogo xozyajstva v Rossii i Kurskoj oblasti // Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skoxozyajstvennoj akademii. - 2010. - № 5. - S. 19-23.

12. Institucional'ny'e osnovy' gosudarstvennogo regulirovaniya malogo i srednego biznesa APK zarubezhny'x stran / O.V. Il'inova, V.V. Xoreva, O.S. Fomin i dr. // E'konomika i predprinimatel'stvo. - 2019. - № 6 (107). - S. 190-194.

13. Petrushina O.V. O razvitii konkurencii na agroprodovol'stvenny'x ry'nkax // V kn.: Nauchnoe obespechenie agropromy' shlennogo proizvodstva: materialy' Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - 2012. - S. 69-72.

14. Solov'eva T.N., Petrushina O.V. O razvitii zernopererabaty'vayushhix otraslej v Kur-skoj oblasti // Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skoxozyajstvennoj akademii. - 2013. - № 7. - S. 19-22.

15. Sokolov O.V., Trunov A.I. Gosudarstvennaya podderzhka sadovodstva - neobxodimoe us-lovie razvitiya otrasli // V kn.: Aktual'ny'e voprosy' sovershenstvovaniya buxgalterskogo ucheta, statistiki i nalogooblozheniya organizacii: materialy' VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. -2017. - S. 374-380.

16. Vodolazskaya N.V. Innovacionny'j podxod k obespecheniyu ustojchivogo razvitiya organi-zacionno-e'konomicheskix sistem // V kn.: Organicheskoe sel'skoe xozyajstvo: problemy' i perspektivy': materialy' XXII Mezhdunarodnoj nauchno-proizvodstvennoj konferencii. - 2018. - S. 51-53.

17. Sokolov O.V. Gosudarstvennaya podderzhka razvitiya sadovodstva - osnova intensivnogo razvitiya otrasli v sovremenny'x usloviyax // Kompleksnoe razvitie sel'skix territorij i innovacionny'e texnologii v agropromy'shlennom komplekse: sbornik IV Mezhdunarodnoj nauch-no-metodicheskoj i prakticheskoj konferencii. Novosibirskij gosudarstvenny'j agrarny'j universitet. - 2019. - S. 81-85.

18. Petrushina O.V., Plaxutina Yu.V. Aktual'ny'e voprosy' sovremennogo sostoyaniya i perspektiv razvitiya innovacionnogo potenciala malogo biznesa v Rossii // V kn.: Innovacionnaya deyatel'nost' v modernizacii APK: materialy' Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov, aspirantov i molody'x ucheny'x. V 3 chastyax. - 2017. - S. 271-273.

19. Soklakov A.A., Maly'xina E.S. Osnovny'e napravleniya sovershenstvovaniya gosudarstvennogo regulirovaniya sel'skogo xozyajstva v Kurskoj oblasti // Sovremenny'e podxody' k transformacii koncepcij gosudarstvennogo regulirovaniya i upravleniya v social'no-e'konomicheskix sistemax. - 2019. - S. 128-131.

20. Zujkova V.V., Soklakov A.A. Analiz pokazatelej social'no-e'konomicheskogo razvitiya regiona // Klasterny'e iniciativy' v formirovanii progressivnoj struktury' nacional'noj e'konomiki: Sbornik nauchny'x trudov 5-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2-x tomax. -

2019. - S. 186-190.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.