4) Умение педагога распределять внимание на уроке (излагать материал и одновременно следить за его усвоением учащимися, наблюдать за дисциплиной в классе, вести записи на доске и т.д.).
5) Требовательность, соблюдение норм педагогического такта (уравновешенность поведения учителя, выдержка, самообладание в сочетании с непосредственностью в общении, доверие к ученику и т.п.).
6) Эрудированность педагога, речь (четкость, ясность, правильность, эмоциональность, убедительность и т.п.).
Каждый критерий следует оценить по следующей шкале: 0 баллов - критерий отсутствует, 1 балл -проявляется частично, 2 балла - проявляется в высокой степени.
После подсчета общего количества баллов делается следующее заключение: 55-100 баллов - отзыв положительный, свыше 100 баллов - рекомендуется тиражирование опыта
Выводы. Анализ/самоанализ урока - работа сложная и творческая, ничуть не уступающая по трудности его подготовке и проведению. Квалифицированное проведение анализа (по предлагаемым критериям), с нашей точки зрения, будет способствовать совершенствованию моделирования уроков и действий учителя, и, в конечном итоге, значительному продвижению в развитии педагога.
Литература:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2013. - 152 с.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: начальная школа / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010. - 204 с.
3. Сухомлинский В.А. Авторитарная педагогика похоронила саму идею самоанализа урока - Режим доступа: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1433580-11 .html
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2015.
Педагогика
УДК 373.31
кандидат педагогических наук, доцент Лаптиева Галина Григорьевна
Воронежский государственный педагогический университет (г. Воронеж)
АНАЛИЗ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается один из вариантов схемы анализа современного внеурочного занятия как важнейшей составляющей процесса воспитания. Автор приводит критерии анализа внеурочного занятия и дает некоторые комментарии к ним.
Ключевые слова: воспитание младших школьников, внеурочная деятельность, критерии анализа внеурочного занятия.
Annotation. In the article modern extra-curricular activity as an essential part of education process is analyzed and one of its scheme variants is described. The author gives the criteria for extra-curricular activity analysis and some comments to them.
Keyword: younger students education, extracurricular activity, criteria for extra-curricular activity analysis.
Введение. Сегодня педагогу приходится работать в сложных условиях. Как отмечает П.В. Степанов [2], социальная ситуация развития детей в начале XXI века сильно изменилась:
• резко возросла информированность обучающихся. Однако главным фактором расширения их кругозора и роста оказываются СМИ, а не школа. При этом зачастую бессистемная и агрессивная информация может вызывать информационный шок, представляя прямую угрозу психологической безопасности ребенка;
• современные дети мало читают. Чтение вытесняется Internet, телевидением и пр. Непосредственным же следствием невысокого уровня культуры чтения становятся трудности обучения в школе;
• многие дети лишены возможности приобрести опыт коллективных взаимоотношений, так как практически не участвуют в деятельности детских общественных организаций. Кроме того, в целом для жизнедеятельности детей характерна ограниченность внешкольного общения со сверстниками;
• происходит явная поляризация детей по уровню умственного и интеллектуального развития. Наряду с повышением удельного веса группы одаренных и способных детей наблюдается увеличение числа школьников из группы риска: интеллектуально пассивных, испытывающих трудности в обучении, а также со «специальными нуждами».
Поэтому сегодня для образовательной организации чрезвычайно важным является вопрос организации внеурочной деятельности. Благодаря ей учащиеся вовлекаются в спортивные мероприятия, занятия творческой направленности, исследовательские проекты, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, приобретают способность выражать собственные мысли, принимать самостоятельные решения и помогать друг другу, осознавать собственные возможности.
Внеурочная деятельность, являющаяся важной составляющей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и имеющая выраженную воспитательную направленность, играет огромную роль в развитии личности младшего школьника и классного коллектива. Данный вид деятельности ориентирован на создание условий для духовно-нравственного воспитания, решения спортивно-оздоровительных задач, развития общекультурных, общеинтеллектуальных, социальных интересов школьников, а также неформального общения учащихся.
Главное во внеурочной деятельности - характер взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. возникающие в её процессе воспитательные отношения, основанные на партнерской, равноправной творческой деятельности педагога и обучающихся, заботе друг о друге и окружающих. Это создает условия для формирования целостной системы работы педагога, определяет его роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности, что, в свою очередь, позволяет правильно и эффективно организовать работу с учащимися.
Своеобразной "микроклеточкой" внеурочной деятельности является внеурочное занятие. Подготовка и проведение внеурочного занятия - дело сложное, но не менее важен его последующий глубокий и обоснованный анализ/самоанализ, который помогает не только определить результативность использования конкретных педагогических форм, методов и средств, но и выявить основные тенденции в развитии воспитательного процесса, что, в конечном итоге, поможет перевести его на более высокий качественный уровень.
Ведь учитель может провести интересное, на первый взгляд, внеурочное занятие, но, зачастую, не способен дать чёткий ответ на вопрос - соответствует ли оно требованиям ФГОС, цели и задачам занятия, каковы планируемые результаты и т.д. А ведь это - вторая половина успеха. Если учитель не может провести анализ/самоанализ проведенного занятия, значит, он не вполне отчетливо понимает требования современного образования к содержанию и результатам воспитания школьников, а значит в дальней перспективе не сможет получить желаемый эффект.
Целью данной статьи является ознакомление с одним из вариантов критериев анализа современного внеурочного занятия в начальной школе.
Изложение основного материала статьи. Конструктивному анализу внеурочного занятия и организации эффективной воспитательной работы в целом могут помочь листы наблюдения, в которых помимо критериев, описываемых ниже, содержатся: ФИО педагога; класс; название программы, в рамках которой проводится занятие; место занятия в рамках раздела программы; направление внеурочной деятельности (духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное); вид внеурочной деятельности (познавательная, игровая, спортивно-оздоровительная, досугово-развлекательная, трудовая, туристско-краеведческая, социальное творчество, художественное творчество, проблемно-ценностное общение); форма проведения; тема занятия; дата проведения.
I. Целеполагание.
1) Актуальность темы и цели (понятность цели для учащихся, конкретность, соответствие возрастным особенностям, потребностям и интересам детей, направленность на развитие индивидуальности и субъектности ребенка). Диагностичность цели занятия, её конкретизация в задачах.
2) Отсутствие строгой ориентации внеурочного занятия только на обучающие задачи. Приоритетными являются задачи развития системы ценностных ориентаций, индивидуальных способностей ребенка и пр.
3) Планируемый уровень достижения воспитательных результатов. Важно помнить, что учащимися могут быть достигнуты следующие уровни воспитательных результатов: 1-й уровень - приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности. 2-й уровень - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. 3-й уровень - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения [2].
4) Соотнесение реального результата с запланированным уровнем достижения воспитательных результатов. Соответствие результатов занятия поставленной цели. Практическая значимость результата.
II. Организационные аспекты внеурочного занятия.
1) Целесообразность применения избранной формы проведения занятия, её соответствие содержанию, возрасту учащихся, основным требованиям, предъявляемым к выбранной форме. Отличие организационной формы внеурочного занятия от урочных форм.
2) Структура внеурочного занятия: оргмомент, вводная часть, основная часть, заключительная часть. Четкость этапов занятия, их соответствие задачам.
3) Логическая последовательность составных элементов содержания, целенаправленность каждого из них, дозировка во времени.
4) Соответствие структуры поставленной цели и содержанию занятия.
5) Организация пространства в соответствии целью внеурочного занятия, свобода перемещения учащихся в процессе проведения занятия.
6) Контингент участников (учащиеся одного класса, учащиеся разных классов, разновозрастная группа, присутствовали родители).
7) Четкость распределения обязанностей между участниками внеурочного занятия, субъектные полномочия учащихся в определении темы и содержания занятия наряду с педагогом.
8) Характер устных выступлений учащихся.
9) Психологическая готовность и отношение учащихся к проводимому занятию (заинтересованность, равнодушие, безразличие, культура поведения, дисциплинированность и т.п.).
10) Инструментарий системы оценивания.
Необходимо описать предложенную учителем систему оценки действий учащихся в процессе проведения внеурочного занятия. Например, разбивая детей на команды и объявляя систему оценки, можно воспользоваться рекомендациями С.А. Смирнова [1]. Чтобы действия участников занятия были построены не на соперничестве, а на сотрудничестве, автор рекомендует использовать следующий прием: вместо очков за правильные ответы команда получает кусочки разрезанной картины. Позже на этапе подведения итогов из этих кусочков собирается общая картина и становится очевидным, что важно не количество баллов, а общий результат.
11) Продолжительность внеурочного занятия (оптимальность, излишняя продолжительность, недолговременность). Целесообразность распределения времени по этапам внеурочного занятия.
III. Способы активизации школьников к участию в занятии.
В данном разделе необходимо описать, насколько разнообразные методы и средства активизации детей использовал учитель (познавательные, этические задания, задание на смекалку/ловкость, викторину, конкурсы, КВН и др.).
IV. Соответствие внеурочного занятия требованиям ФГОС НОО.
1) Ориентированность на ФГОС НОО.
2) Нацеленность деятельности на формирование универсальных учебных действий (УУД).
3) Результаты, продемонстрированные в виде УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные. Необходимо сначала описать каждый из видов УУД, а затем оценить его. Например:
• личностные УУД: учащиеся ориентируются в системе ценностей; способны определить мотивы совершенных действий, дать оценку собственным поступкам и поступкам других людей; проявляют чувство
ответственности за сохранение природы, стремятся выполнять требования ЗОЖ, имеют моральную позицию и т.п.;
• коммуникативные УУД: учащиеся способны к пониманию других, пониманию и принятию точки зрения друг друга, участвуют в коллективном обсуждении проблем, нацелены на продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем и т.п.;
• познавательные УУД: учащиеся нацелены на использование полученной информации в их внешкольной жизни, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, осуществляют рефлексию способов и условий действия и т.п.;
• регулятивные УУД: учащиеся способны к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий, саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний и т.п.
4) Применение современных образовательных технологий деятельностного типа, реализация принципов личностно ориентированного, развивающего образования.
V. Содержание внеурочного занятия.
1) Целенаправленность, научность, содержательность, доступность, индивидуально-личностная значимость усваиваемой информации, её новизна, направленность на эмоциональный отклик детей, учет их интересов.
2) Воспитательная ценность внеурочного занятия: приобщение младших школьников к духовно-нравственным и культурным ценностям; формирование у учащихся личностных качеств (эмпатия, толерантность и др.), культуры здорового и безопасного образа жизни, социально-значимых мотивов поведения и установки, соответствующей главной цели внеурочного занятия; проявление и обогащение жизненного опыта учащихся, развитие индивидуальности, реализация творческого потенциала.
Также необходимо указать, какой именно материал способствовал, например, формированию культуры ЗОЖ, а затем оценить его.
3) Направленность содержания занятия на получение какого-либо оригинального продукта/результата (интеллектуального, творческого и т.п.).
4) Соответствие занятия воспитательным задачам данного коллектива (формирование культуры общения учащихся, развитие навыков организации и самоорганизации, стимулирование физических и нравственно-волевых сил к достижению поставленных целей, удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей, создание ситуаций, вызывающих у детей желание сотрудничать, участвовать в коллективном творчестве и т.п.), а также возрастным и индивидуальным возможностям и интересам школьников, формирование положительного психологического климата в детском коллективе.
VI. Методические аспекты анализа внеурочного занятия.
1) Обеспечение понимания детьми содержания занятия.
2) Соответствие избранных методов поставленным задачам, содержанию внеурочного занятия и возрасту учащихся.
3) Наличие диалога/полилога, проблемных обсуждений.
4) Включение каждого ребенка в активную деятельность (игровую, коммуникативную, познавательную, исследовательскую и др.).
5) Формы, методы и средства осуществления самостоятельной продуктивной деятельности обучающихся.
Сначала необходимо перечислить конкретные формы, методы, средства, используемые педагогом (например, созданные учителем разнообразные коммуникативные, ролевые, творческие и иные ситуации), а затем оценить их.
6) Использование жизненного опыта обучающихся с целью развития их познавательной активности, самостоятельности.
7) Организация воспитательного влияния на ребенка в другой среде.
Необходимо описать, как именно была организована настройка учащихся на практическое применение приобретенных умений, опыта в их внешкольной жизни, а затем её оценить. При организации воспитательного влияния на ребенка в другой среде можно воспользоваться рекомендациями С.А. Смирнова [1]: предложить конкретные задания тестового характера в привлекательной для учащихся форме (мини-викторина, блиц-турнир, кроссворд, игровая ситуация и т.п. для определения первичных результатов), дать рекомендации по применению приобретенного опыта в личной жизни (ознакомление с литературой по данной проблеме; обсуждение ситуаций, в которых дети могут применить полученные умения, информацию; какие музеи, театры, выставки можно посетить и на что обратить внимание, в какие игры поиграть и т.д.); уточнить, нуждается ли тема занятия в дальнейшем раскрытии и как это можно сделать.
8) Целесообразность и логичность использования наглядности, ИКТ (демонстрация слайдов, кинофильмов, использование звукозаписей и т.д.).
VII. Организация рефлексии участия школьников в занятии.
1) Способы организации рефлексивной деятельности (обучения рефлексии) на разных этапах занятия.
2) Совместный с обучающимися рефлексивный анализ процесса и результата деятельности.
VIII. Оценивание участия школьников во внеурочном занятии.
1) Участие школьников в постановке цели занятия, планировании работы.
2) Активность участия школьников во внеурочном занятии, удовлетворенность занятием.
2) Комментирование деятельности учащихся в процессе проведения занятия.
3) Действия учителя, направленные на развитие умений самооценки/взаимооценки, контроля/взаимоконтроля.
IX. Характеристика профессиональной компетентности педагога.
1) Грамотная, выразительная, эмоциональная речь, культура и оригинальность изложения.
2) Организаторские способности, находчивость и быстрота реакции, импровизация.
3) Владение детской аудиторией (умение концентрировать внимание, создавать необходимый психологический настрой, вызывать интерес, эмоциональный отклик и т.д.).
4) Создание ситуаций выбора и успеха, атмосферы заинтересованности и доверия, эмоционального фона занятия.
5) Уровень межличностных отношений между педагогом и детьми. Неформальный характер психологической атмосферы, построенный на заинтересованности и доверии. Выбор педагогом собственной
роли в процессе проведения занятия - организатора, рядового участника, воздействующего личным примером, участника-новичка, показывающего пример овладения опытом, более опытного коллеги-советчика, сопровождающего.
6) Творческий подход в разработке содержания и проведении занятия (уход от шаблонов).
Выводы. Предлагаемые критерии не соотносятся напрямую с этапами внеурочного занятия и могут отслеживаться на всем его протяжении. Эти же критерии можно использовать и в целях самоанализа проведенного внеурочного занятия. Каждый из критериев следует оценить по следующей шкале: 0 баллов -критерий отсутствует, 1 балл - проявляется частично, 2 балла - проявляется в высокой степени.
После подсчета общего количества баллов делается следующее заключение: 55-100 баллов - отзыв положительный, свыше 100 баллов - рекомендуется тиражирование опыта.
Следует подчеркнуть, что перечень приведенных критериев не является исчерпывающим и может изменяться в зависимости от потребностей образовательной организации и целей рецензента. К тому же многое зависит от уникальности конкретного занятия, а, главное, его автора и особенностей класса.
Предлагаемые критерии, в значительной степени, способствуют объективной оценке результатов воспитательного процесса. Качественный и количественный анализ внеурочного занятия дает возможность оценить компетентность педагога, а также уровень активности и воспитанности учащихся.
Накопление листов (само-)наблюдения будет отражать динамику воспитательного процесса, способствовать выявлению проблемных зон и выработке эффективных путей их решения, определению содержания и видов воспитательной работы, повышению уровня педагогического мастерства.
Литература:
1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. С.А. Смирнова. - М.: Академия, 2000. - 512 с.
2. Степанов П.В. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования / П.В. Степанов, И.В. Степанова. - М.: Педагогический поиск, 2011. - 96 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2015.
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент-магистр Тюмина Наталья Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент-магистр Тимофеева Юлия Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема толерантного общения педагогов профессионального обучения в рамках современного педагогического высшего образования. Раскраиваются подходы к определению понятия «коммуникативная толерантность». Выделяются и обосновываются уровни коммуникативной толерантности в профессиональной подготовке педагога в вузе. Обозначаются педагогические условия формирования толерантной среды образовательного учреждения.
Ключевые слова: толерантность, коммуникативная толерантность, социальная толерантность, психологическая толерантность, толерантная среда образовательного учреждения.
Annotation. The actual problem of tolerant communication of teachers of vocational training within the framework of modern pedagogical higher education is considered in the article. The approaches to the definition of the concept of "communicative tolerance" are being cut. The levels of communicative tolerance in vocational training of a teacher in a university are singled out and substantiated. Pedagogical conditions for the formation of a tolerant environment of an educational institution are indicated.
Keywords: tolerance, communicative tolerance, social tolerance, psychological tolerance, tolerant environment of the educational institution.
Введение. Модернизация педагогического образования, обусловленная социально-экономическими преобразованиями в обществе, повлекла за собой изменение его содержания. Новое понимание цели педагогического образования актуализировало задачу реформирования личностной и профессиональной подготовки будущего учителя, в основе которой - переориентация образовательного процесса с накоплением знаний, навыков, умений на развитие личности обучающегося, формированием и развитием профессионально значимых качеств.
Одно из важнейших профессиональных качеств педагога - коммуникативная толерантность. Это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию.
Коммуникативная толерантность проявляется в ситуациях, когда партнеры по общению находятся на разных уровнях развития и восприятия действительности. Если говорить о процессе педагогического общения, то нетерпимость может быть вызвана причинами психологических различий (различия в уровнях интеллектуального развития, различия темпераментов, различия эстетических и нравственных аспектов). Толерантность в педагогическом общении - комплексное понятие, которое затрагивает вопросы нравственно-этического характера и охватывает профессиональные черты педагога в высоком смысле этого слова.
Формулировка цели статьи - теоретически обосновать и выявить специфические особенности и уровни коммуникативной толерантности педагога профессионального обучения в системе высшего образования.