Научная статья УДК 33
https://doi.org/10.24412/2687-0185-2021-4-66-70 NIION: 2007-0083-4/21-068 MOSURED: 77/27-005-2021-04-267
Анализ влияния уровня экономического развития России на экономическую безопасность государства
Николай Пиманович Купрещенко
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье приводится обзор современных тенденций обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, как главного фактора ее развития. Рассматривается нормативно-правовая база, регулирующая вопросы экономической безопасности России. Используются основные методы оценки экономической безопасности государства на основе статистических данных. Выявляются проблемы экономической безопасности России и предлагаются пути ее повышения.
Ключевые слова: доктрина, экономическая безопасность, стратегия, социально- экономические показатели, ВВП, инвестиции, государственный долг, показатели инфляции, теневым сектором экономики
Для цитирования: Купрещенко Н. П. Анализ влияния уровня экономического развития России на экономическую безопасность государства//Криминологический журнал. 2021. № 4. С. 66—70. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2021-4-66-70.
Original article
Analysis of the impact of the level of economic development of Russia on the economic security of the state
Nikolay P. Kupreschenko
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article provides an overview of current trends in ensuring the economic security of the Russian Federation, as the main factor of its development. The article considers the legal framework governing the economic security of Russia. The main methods of assessing the economic security of the state on the basis of statistical data are used. The problems of Russia's economic security are identified and ways to improve it are proposed.
Keywords: doctrine, economic security, strategy, socio-economic indicators, GDP, investment, public debt, inflation indicators, the shadow sector of the economy
For citation: Kupreschenko N. P. Analysis of the impact of the level of economic development of Russia on the economic security of the state // Criminological journal. 2021. (4):66-70. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2021-4-66-70.
Экономическая безопасность является сравнительно новой экономической категорией, сущность которой заключается в том, что она представляет собой высококачественную оценку экономической системы государства, которая характеризует умение
© Купрещенко Н. П., 2021
страны сбалансировать все ее внешние и внутренние потребности (от поддержания достойного уровня жизни своего населения до реализации национально-государственных интересов).
В нашей стране с целью реализации националь-
ECONOMIC SCIENCES
ных интересов разработан стратегический план, который утвержден Указом Президента РФ — Стратегия экономической безопасности РФ на период 2030 г., нормы которого базируются на Конституции РФ, Федеральном законе от 28.12.2010 № 390-ФЭ «О безопасности»; Федеральном законе от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании» и других федеральных законах и нормативных правовых актов РФ.
Рассматриваемая доктрина определяет основные
угрозы экономической безопасности нашей страны и формирует основные цели государственной политики по их нейтрализации. Нами был выявлен ее глобальный характер и некоторая разобщенность определенных угроз и мер по их нейтрализации.
Остановимся подробнее на оценке текущей ситуации в Российской Федерации, в частности исследуем основные социально - экономические показатели за последние пять лет с целью анализа экономической безопасности нашей страны.
Таблица 1
Основные социально- экономические показатели России за 2016 — 2020 гг. [1]
Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
ВВП, млрд. руб. 85616 91843 104630 110046 106606
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 14749 16027 17782 19319 20118
Основные фонды в экономике, млрд. руб. 183404 194649 210941 225110 223147
Индекс промышленного производства 101,3 102,1 102,9 100,7 97,1
Продукция сельского хозяйства, млрд. руб. 5112,3 5109,5 5348,8 5907,9 3995,2
Оборот розничной торговли, млн руб. 28241 29746 31579 33624 26235
Платные услуги населению, млн руб. 8636 9211 9703 10096 12574
Средняя численность занятых, млн чел. 99,5 99,7 99,6 99,1 75,2
Безработица, % 5,5 5,2 4,8 4,6 5,9
Средне численная номинальная заработная плата, руб. 28161 29733 31775 34037 49274
Индекс потребительских цен, % 105,4 102,5 104,3 103 100,8
Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, % 13,9 11,2 13,3 12,3 12,1
Дефицит/профицит консолидированного бюджета, % от ВВП -3,7 -1,5 2,9 1,9 -4,6
Внешний долг РФ — всего, млрд. дол. 51,2 51,2 47,1 54,1 54,8
Внешнеторговый оборот, % 88,5 125 117 97,3 82,2
Количество преступлений, тыс. 2160 2059 1992 2024 2136
Согласно данным таблицы 1, в период с 2017 г. по 2019 г. наблюдался рост ВВП, что свидетельствует о том, что Россия стремилась к повышению своего экономического потенциала.
Кроме того, данную тенденцию подтверждает увеличение объемов инвестиций в основной капитал к 2019 г., что является прямым доказательством экономического роста.
Однако, в 2020 г. наблюдалось снижение ВВП России, на что повлиял новый экономический кризис, который возник на фоне пандемии.
В целом, до 2019 г. величина основных ресурсов страны имела тенденцию к увеличению, что говорит о стремительном наращивании национального богатства РФ. При этом, в 2020 г. данная тенденция получила развитие в обратную сторону.
Сельскохозяйственный потенциал России проявил себя в 2019 г., а самый низкий курс рубля наблюдался
№4/2021
в 2020 г., на что повлияли различные ограничения, введенные государством на фоне распространения новой короновирусной инфекции.
В 2019 г. занятость населения РФ имела положительную тенденцию, о чем свидетельствует снижение уровня безработицы. Однако, в 2020 г. данный показатель резко возрос и достиг рекордной отметки в 5,9 %. Прямое влияние на уровень безработицы в конце рассматриваемого периода имели последствия ограничений, связанных с пандемией. В частности, большинство малых и средних предприятий в виду ограничений на работу в период самоизоляции были вынуждены закрыться. Работу потеряло колоссальное количество граждан РФ.
Вообще, 2020 г. стал настоящим испытанием для всего мира и для нашей страны, в частности. Об этом свидетельствует резкое увеличение дефицита консолидируемого бюджета, а также снижение внешнетор-
67
Криминологический журнал
гового оборота РФ.
Более подробно стоит остановиться на величине государственного долга России, т. к. он является важнейшим индикатором экономической безопасности государства. За исследуемый период данный показатель имеет тенденцию к стремительному росту (рисунок 1).
56
государственный долг РФ
2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Рис. 1. Объем государственного долга РФ (по состоянию на конец года) [2]
Из рисунка видно, что внешний долг нашей страны растет, что может иметь негативные последствия для всей экономики. Кроме того, по данным Росстата за первых четыре месяца 2021 г. государственный долг нашей страны уже составляет 56,1 млрд руб.
Сложившаяся ситуация указывает на то, что сегодня Россия имеет внешнюю задолженность, которая обязывает ее передавать за рубеж значительную часть продукта, произведенного в пределах нашей страны. Это является логичным следствием выплаты процентов или сумм долга.
Главным последствием сложившейся ситуации может стать снижение объема инвестиций, что является серьезным барьером для экономического роста. Другими словами, может произойти стагнация национальной экономики.
В ходе оценки экономической безопасности важно рассмотреть уровень преступности в стране. Так, в 2018 г. этот показатель был самым низким.
Кроме того, 80 % таких правонарушений относятся к экономическим преступлениям, включая уголовный профиль.
Так, например, по данным Росстата, в декабре 2020 г. были выявлены следующие налоговые преступления: целенаправленное снижение объемов продаж, сокрытие выручки от реализованной продукции или
услуг. Но самый высокий процент (66 %) имели преступления, связанные с намеренным завышением себестоимости продукции или услуг. [3] Это, указывает на то, что именно данный сегмент экономических преступлений имеет наибольшее негативное влияние на государственный бюджет РФ.
В целом за 2020 г. бюджет России потерял порядка 1,77 млрд рублей по причине нарушения налогового законодательства. К тому же, обратно в бюджет вернулось всего лишь 265 млн рублей, что говорит о том, что на каждое раскрытое экономическое преступление приходилось около 15 % вернувшихся денежных средств.
На наш взгляд, наблюдаемая ситуация наносит не только ущерб экономике страны, но также свидетельствует о крупномасштабном притоке населения из реального экономического сектора в теневой сектор.
Таким образом, проанализировав основные социально- экономические показатели РФ за 2016-2020 гг. можно сделать вывод о том, что наша страна набирала темпы экономического роста ровно до того момента, пока в мире не наступил очередной экономический кризис. Кроме того, все это происходило на фоне появления пандемии и всех вытекающих из нее последствий.
При этом, если обратиться к сопоставлению полученных величин с их пороговыми значениями картина усугубиться еще больше.
Доля промышленного производство имеет катастрофически низкое значение по сравнению с пороговым, при этом доля машиностроения в нем практически равна оптимальному значению. Инвестиции также подходят к пороговому значению.
Доля людей с доходами ниже прожиточного минимума в три раза меньше требуемого значения. Важным показателем является продолжительность жизни. На наш взгляд 64 года — это очень низкий показатель, как для нашей страны, так и для других развитых стран.
Причем, если мы возьмем показатели социально-экономического развития нашей страны за 2020 г. и сравним их с пороговыми значениями, то получим результаты еще хуже.
Все это говорит о том, что экономическое развитие нашей страны находится на критическом уровне, являясь большей экономической угрозой, нежели инструментом обеспечения экономической безопасности России.
Показатель инфляции — это еще один из важнейших индикаторов экономической безопасности. На рисунке 2 изображена его динамика за 2005-2020 гг.
ECONOMIC SCIENCES
12 10 8 б 4 2 0
I уровень инфляции
MOS г. J0Ö6 r_ 2007 г. 200S г 2005 г. 201Сг. 2011г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г 2018 г. 2015 г. 2020 г
Рис. 2. Уровень инфляции в России за 2005- 2020 гг. [4].
Из рисунка видно, что в период с 2005 г. до 2017 г. динамика инфляции была крайне нестабильна. Своего пика она достигла в 2015 г. Это связано с известным для всех экономическим явлением, произошедшим в России, а именно с девальвацией рубля. Последствия того времени стали крайне негативными для населения России: снизился его платежеспособный спрос и произошел стремительный рост на товары.
Если сравнить сегодняшний показатель инфляции с его пороговым значением, то можно сказать, что это соотношение указывает на то, что в РФ наблюдается переизбыток количества бумажных денег, что может стать причиной их обесценивания и вернуть нашу страну к событиям 2015 г.
Поэтому, несмотря на то что инфляция в России сегодня имеет оптимальное значение благодаря эффективным антиинфляционным мерам, принятым Правительством РФ, в мировых масштабах она достаточно высока.
Также в нашей стране высок показатель дифференциации доходов населения.
Положительным моментом является уровень безработицы в России, который находится под пороговым уровнем.
Таким образом, экономическое развитие нашей страны на сегодняшний день имеет весьма нестабильный вектор, что может стать серьезной угрозой для экономической безопасности России.
Меры поддержки населения должны выглядеть следующим образом:
• Увеличить бюджетное финансирование социальной сферы, для обеспечения достойного уровня образования, здравоохранения и дру-
гих социальных секторов;
• Привести в соответствие дифференциацию доходов, путем снижения численности людей, имеющих доход ниже (МРОТ) (такие меры на сегодняшний день применяются и имеют положительный эффект, минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум (ПМ)? С 1 января 2021 года рассчитывается по новой методике, исчисляется из величины медианной заработной платы, рассчитанной Росста-том за предыдущий год).
• Контролировать деятельность субъектов социальной политики с целью повышения их качества работы;
• Поддерживать уровень занятости населения и проводить политику по борьбе со скрытой безработицей;
• Принять эффективные меры по борьбе с преступностью;
• Разработать и внедрить эффективные механизмы экологической политики;
• Контролировать миграционные процессы в целях предотвращения незаконной миграции.
Также необходимо принять незамедлительные меры в борьбе с теневым сектором экономики РФ. При этом, в принятии таких мер должно быть заинтересованно не только государство, но и его граждане [5].
Таким образом, на наш взгляд, требуется разработка государственной программы по ограничению, распространению и само производству секторов теневой экономики, имеющая долгосрочную перспективу. Кроме того, необходимо привести в соответствие некоторые правовые нормы, регулирующие, например,
№4/2021
Криминологический журнал
69
применение некоторых налогов. Предложенные меры позволят решить ряд острых экономических проблем России, что будет способствовать повышению ее экономической безопасности.
Библиографический список
1. Электронный ресурс. 2021г. Режим доступа: https: // socionet.ru / publication, xml ? h=repec:rus:ieieli:b2820 (Дата обращения: 10.06.2021).
2. Электронный ресурс. 2021г. Режим доступа: https: // socionet.ru / publication.xml ? h=repec:rus:ieieli:b2820 (Дата обращения: 11.06.2021).
3. Электронный ресурс. 2021г. Режим доступа: https: // socionet.ru / publication.xml ? h=repec:rus:ieieli:b2820 (Дата обращения: 11.06.2021).
4. Электронныйресурс.2021г. Режим доступа: https: // socionet.m/publication.xml?h=repec:rus:ieieli:b2820 (Дата обращения: 11.06.2021).
5. Электронный ресурс. 2021г. Режим доступа: https://megaobuchalka.ru/14/19563.html (Дата обращения: 12.06.2021).
Bibliographic list
1. Electronic resource. 2021. Access mode: https: // socionet.ru / publication.xml ? h=repec:rus:ieieli:b2820 (Accessed: 10.06.2021).
2. Electronic resource. 2021. Access mode: https: // socionet.ru/publication.xml ? h=repec:rus:ieieli:b2820 (Accessed: 11.06.2021).
3. Electronic resource. 2021. Access mode: https: // socionet.ru / publication.xml ? h=repec:rus:ieieli:b2820 (Accessed: 11.06.2021).
4. Electronic resource. 2021. Access mode: https: // socionet.ru / publication.xml ? h=repec:rus:ieieli:b2820 (Accessed: 11.06.2021).
5. Electronic resource. 2021. Access mode: https:// megaobuchalka.ru/14/19563.html (Accessed: 12.06.2021).
Информация об авторе
H. П. Купрещенко — профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, профессор.
Information about the author N. P. Kupreschenko — professor of the department of economics and accounting Moscow University of the Ministry of Internal Aifairs of Russia named after V.Ya. Kikot', doctor of economics, professor.
Статья поступила в редакцию 01.12.2021; одобрена после рецензирования 13.12.2021; принята к публикации 27.12.2021.
The article was submitted 01.12.2021; approved after reviewing 13.12.2021; accepted for publication 27.12.2021.